Работа над правильным речевым дыханием

работа над правильным речевым дыханием
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_pravilnym_rechevym_dyhaniem.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
на тему:

« Работа над правильным речевым дыханием».

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
* Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
* При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
* Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершенствуется быстро, выдох замедлен.
* При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
* При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевым дыхания являются следующие:
1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.

2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
– Дутьё через соломинку в стакан с водой.

– Надувание воздушных шаров.

– Дутьё на разноцветные вертушки.

– Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

– Пускание мыльных пузырей.

– Дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Сезонные игрушки: зимой – снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков – вертолётики и самолётики. А для девочек – улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как всё интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.
Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

* вдох и выдох через нос;
* вдох и выдох через рот;
* вдох через нос, выдох через рот;
* вдох через рот, выдох через нос.
Такую игру мы называем «Осенний туман».

А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭУА, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.

Особенности речевого дыхания

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

  • произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
  • говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
  • тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
  • плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
  • задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
  • читайте скороговорки на одном выдохе;
  • произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
  • освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
  • во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Работа над развитием речевого дыхания с детьми дошкольного возраста

Ольга Глазкова
Работа над развитием речевого дыхания с детьми дошкольного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная среда, выходящая

из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое

дыхание является произвольным в отличии от неречевого, которое

осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох или выдох

производится через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,

создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого

соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной

Нарушение речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,

аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и

Дети дошкольного возраста имеющих ослабленный вдох и выдох, как

правило, имеют тихую речь, затрудняются в произношении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха при вдохе нарушается

плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы

произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они

вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с

захлебыванием. Укороченный выход вынуждает говорить фразы в

ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются:

1. используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный,

плавный, удлиненный выдох;

2. путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно,

рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном

выдохе). Для работы над речевым дыханием используются некоторые

гимнастические упражнения (Дровокол, Насос, а также игровые упражнения

(поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.).

Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом

требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет

собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в

детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой

стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные

речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Фотоотчет «Наблюдение за ростом и развитием лука» с детьми среднего дошкольного возраста Этой весной в нашей группе открылась “Лаборатория огородных наук”. Вместе с детьми мы решили провести эксперимент-наблюдение за ростом.

Картотека игр для развития речевого дыхания С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Причин этому много, но одна из них может быть устранена родителями.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР. Рекомендательно- методический материал для педагогов.

Презентация «Игры на развитие речевого дыхания с детьми младшего возраста» В последнее время много детей, страдающих нарушением речи. У детей наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие.

Игры на развития речевого дыхания «Подбери по цвету» Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов. Оборудование: картинки, на которых нарисованы предметы.

Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью логопедического занятия. Именно благодаря регулярным занятиям удается сформировать правильный.

Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Наталья Подставкина
Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Из опыта работы. Тема: «Работа над речевым дыханием и слитностью речи». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Разсогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией

Обучение правильному дыханию провожу в игровой форме.

Предлагая детям подуть на какой-нибудь лёгкий предмет, учу детей складывать губы трубочкой. Если ребёнок надувает щёки, осторожно нажимаю на них большим и средним пальцем, чтобы в момент выдоха воздух проходил через вытянутые губы. Струя воздуха должна быть направлена прямо на предмет, чтобы усилия ребёнка не пропадали напрасно и не угас интерес к работе – игрушка должна быть обязательно сдвинута с места. Я не добиваюсь сильного напора воздушной струи – дети должны дуть на предмет правильно, без рывков и частых вдохов.

На начальном этапе, особенно с детьми младшего дошкольного возраста не учу детей делать глубокий вдох перед тем, как дуть на предмет. Дети надувают игрушки свободно и естественно, без напряжения.

После того как у детей получается «дутьё» провожу упражнения, направленные на развитие речевого выдоха.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному плавному удлинённому выдоху также провожу в игровой форме.

Благодаря постоянному применению дыхательных упражнений, у детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания

И. п. – стоя на коленях.

1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».

(упражнение на дыхание)

1Ветер дул, задувал (дуют)

Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

Ветер дул, задувал (дуют)

Листья все перемешал.

Мы подуем высоко. Дети поднимают руки вверх, тянутся за ними на носочках, дуют вверх.

Мы подуем низко. Делают наклон вниз, опуская руки к полу, дуют вниз.

Мы подуем далеко. Тянут руки вперед дуют вдоль перед собой.

Мы подуем близко, ставят ладошки перед собой, дуют на них.

3. Игра направленная на развитие длительного, плавного выдоха. И вызывание лепетных слов.

Перед детьми стоит самовар, у детей в руках чашечки.

П- запыхтел самовар.

П- закипел самовар.

П-полилась водичка из самовара.

Так дети должны уметь: брать дыхание перед началом речи, удерживать его до конца фразы, говорить спокойно, выбирая правильный темп речи, правильно произносить все звуки и слова, изменять голос по силе, высоте, правильно ставить ударение, использовать в речи интонационную выразительность.

Работу по нормализации речевого дыхания рекомендуется проводить в такой последовательности. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки.

а) это отдельные гласные звуки;

Игра: «Кто спрятался в коробке»

Цель: обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков, развитие мелкой моторики).

Материал: глубокая коробка с лёгкой крышкой, длинная верёвка, игрушки.

Ход игры.

На длинную верёвку привязываю игрушку и прячу в коробку, чтобы дети не видели. Дети по очереди наматывают верёвку на палку, при этом, на одном выдохе нужно произнести заданное упражнение. Задание меняется от возможности детей-это отдельные гласные звуки, чередование гласных звуков.

б) чередование гласных звуков;

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

в) слоговые цепочки;

1. Раннее утро, все спят (дети сидят и изображают спящих, вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны, делает глубокий вдох и, постукивая по бокам, на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!».

2. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».

А коровы вслед ему

Делают руки рупором

Г. Слова без стечения согласных.

Назовите частитела. Нос. Рот. Голова. Туловище.

Д. Фразы без стечения согласных.

Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Мама там. Папатут. Вотон. Вон она.

Е. Слова со стечением согласных.

Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Ж. Фразы со стечением согласных.

. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Повтори-ка»

Педагог: «Пока мы играли, наступила ночь. Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Дети (вслед за педагогом): «Наступила ночь. Наступила звездная ночь. Наступила тихая, звездная ночь.

Преодолеть стойкие нарушения моторики мышц артикуляционного аппарата возможно с помощью комплексной логопедической работы, которая включает логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Игра с речевым кубом «Кто как передвигается?» Программные задачи: -Учить различать способы передвижения животных. -Активизировать словарь детей новыми словами-действиями: прыгает,.

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Задание 1 – «Большой и маленький».

Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук» Аннотация Данная работа – попытка рассмотреть особенности засеянного сленгом речевого поля героев сериала «Физрук». Введение Молодое поколение.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи Ребёнок к 5 годам должен овладеть системой родного языка: полно излагать свои мысли, связно говорить, строя развёрнутые предложения; правильно.

Подвижные игры с речевым сопровождением. Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи.

Консультация «Работа воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохраненным интеллектом оказываются.

Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду Введение Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется.

Развиваем дыханием и мастерим кораблики) Дети всегда любят интересную и познавательную деятельность, но иногда их очень сложно занять. Особенно если у вас речевые дети. Они иногда.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Вопрос №48. Работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса

НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Лучшим средством развития речевого дыхания служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Достаточно того, чтобы перед ребёнком ставились определённые задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов и фраз на одном выдохе. При этом сами собой определяются тип и способы дыхания, которые более всего соответствуют телесной конституции ребёнка.

В первые недели обучения обычно практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.

Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувания со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струёй выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек и т.п.

Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями. Можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, при котором они не перевёртываются и не падают со стола, пускание мыльных пузырей.

Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным повторение элементарных слогов на одном выдохе, например: папапа, татата.

Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служат прямой и обратный счёт, перечислением дней недели, месяцев; наращивание предложений «Мы были в кино – Вчера мы были в кино – Вчера вечером мы были в кино…»

Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно, с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокого вдоха, не переполняли свои лёгкие воздухом, а с другой стороны, не «выжимали» его из себя до последней степени. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения.

Неправильно также требовать, чтобы дети вдыхали только через нос, так как это противоречит требованиям, предъявляемым к дыханию при речи.

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ.

Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица, с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса.

В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:

Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.Упражнения полезно связывать с движениями, инсценировкой, игрой.

(Баюканье куклы. Ауканье. Поезд. Самолёты.)

2. Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. Полезно проводить под аккомпанемент музыкального инструмента.

Некоторые примеры голосовых упражнений на материале отдельных звуков и слогов: (условные знаки: крупный шрифт – громкость, черта после буквы – протяжное произнесение, точка над буквой – краткое произнесение, интервалы между буквами (слогами) – раздельность).

1. Выработка звучности голоса:

Папапапа _______а _________

2. Изменение длительности гласных:

Па___ па___ па___ папапа

а___ а____ а____ аа___ а

3. Изменение силы голоса:

ПапаПАПАПА… папапа… папаПА____папаПА______

4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов:

аоаоаоао … а о а о а о а о

5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных:

папопапо … папупапу…. папипапи…. папупи

аоаоао …. ауауау …аиаиаи…. ауиауи….

6. Выдерживание тона голоса при сочетании согласных с гласными:

ам___ а__ м__ а____ м____ а____

ум___ у___ м ___ у ____м ____ у ___

РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ.

В обычной разговорной речи произносится 5-6 слогов в секунду. Работу следует начинать, конечно, с более медленного темпа. Медленный на первых порах темп служит необходимым условием успешного формирования всяких двигательных навыков. Несколько замедленный темп, полный стиль произношения необходим вначале для того, чтобы обеспечить достаточную чёткость артикуляции и тем способствовать прочному закреплению в кинестетической памяти отчётливых артикуляционных и слуховых образов слов.

Ранний переход к быстрому темпу речи часто является причиной небрежной, неточной артикуляции, «смазанной» речи. Но чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает к монотонному, послоговому, иногда и по звуковому произнесению слов. Огромную роль в формировании правильного темпа играет характер речи логопеда.

Специальные упражнения, направленные на выработку надлежащего темпа речи, сводятся, в основном, к повторному произнесению слов сначала в замедленном, потом в умеренном, затем в быстром темпе.

Из числа видов работ, направленных на формирование более быстрого темпа, можно указать следующие:

Сопряжённое с логопедом проговаривание слов.

Повторение за логопедом (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия).

Чередование медленного и быстрого произнесения слов.

Разучивание скороговорок и произнесение их в быстром темпе.

Вопрос №49. Воспитание интонационно-звуковой выразительности детской речи. Понятие «выразительность». Задачи и содержание этой работы

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности.

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи.

На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

Без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но об этом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем, что своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста.

По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Читайте также:  Логофобия в клинической картине заикания
Ссылка на основную публикацию