Работа над правильным речевым дыханием

работа над правильным речевым дыханием
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_pravilnym_rechevym_dyhaniem.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
на тему:

« Работа над правильным речевым дыханием».

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
* Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
* При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
* Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершенствуется быстро, выдох замедлен.
* При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
* При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевым дыхания являются следующие:
1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.

2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
– Дутьё через соломинку в стакан с водой.

– Надувание воздушных шаров.

– Дутьё на разноцветные вертушки.

– Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

– Пускание мыльных пузырей.

– Дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Сезонные игрушки: зимой – снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков – вертолётики и самолётики. А для девочек – улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как всё интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.
Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

* вдох и выдох через нос;
* вдох и выдох через рот;
* вдох через нос, выдох через рот;
* вдох через рот, выдох через нос.
Такую игру мы называем «Осенний туман».

А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭУА, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?

Виды упражнений по устранению недостатков речевого дыхания

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В ДОУ компенсирующего вида зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровье сберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Решение комплекса основных задач логопедии происходит при разработке научно обоснованных методов и средств преодоления речевых расстройств.

Методики коррекционно-логопедической работы при нарушениях речи, в симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием.

Основанием для построения этих методик является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в специализированном детском саду или группе, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

  • а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
  • б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
    • — вдох и выдох через нос;
    • — вдох через нос, выдох через рот;
    • — вдох через рот, выдох через нос;
    • — вдох и выдох через рот.
  • в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции. В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:
    • 1) «Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
    • 2) «Немое кино». Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
    • 3) «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.
    • 4) «Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
    • 5) «Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га га га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т. д.).

«В лесу». Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

  • 1) «Толстяк» ( картинка-образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
  • 2) «Худенький» (картинка-образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
  • 3) «Снежок» (картинка-образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
  • 4) «Дудочка» (картинка-образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
  • 5) «Пропеллер» (картинка-образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

Учеными Психологического института РАО было установлено, что дыхание – наиболее важный для жизнедеятельности организма физический фактор, тесно связан с психологическими факторами (эмоции, мотивация, самосознание).

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка – популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи – короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат. Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

  • 1) Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  • 2) Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • 3) Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • 4) Развивать речевое дыхание.
  • 5) Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

  • а) Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
  • б) Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 мин.
  • в) Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 мин.
  • г) Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 мин.
  • д) Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
  • е) Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • — не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • — температура воздуха должна быть на уровне 18-20 єС;
  • — одежда не должна стеснять движений;
  • — не заниматься сразу после приема пищи;
  • — не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих слабослышащих школьников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.

Научить детей с недостатками слуха управлять своим ды­ханием удается в процессе специальной тренировки.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжи/тельного выдоха, что позволяет норма­лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­динацию ротового и носового дыхания, на выработку ни­жнереберного типа дыхания при активном участии диаф­рагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводят­ся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в сто­роны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой мате­риал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может менять­ся ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, вы­полняемых одновременно с проговариванием речевого мате­риала. Они должны быть слитными, плавными, переходящи­ми одно в другое. Это способствует стабилизации длитель­ного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, ко­торые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______

папа папопу папопу_____

папапа папопупи. па___по___пу___пи___

папапапа. папопупипэ па___по___пу___пи___пэ___

Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд сло­гов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Напри­мер:

папапапопопопупупупипипипэпэпэ и т. д.

Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопро­вождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию:

1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5. и т. д.

Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровожда­ется плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег.

Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.

Словосочетание я водою дождевою. сопровождают дви­жения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою оче­редь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.

Вся эта работа неразрывно связана со слуховым воспри­ятием учащихся, которые подражают речи учителя, слитно воспроизводя фразу, слово или ряд слогов.

РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ

Глухой ребенок обладает обычно вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием. Глухие дети, в общем, очень незначительно уступают своим слышащим сверстникам в жизненной емкости легких. Иначе обстоит дело с речевым дыханием. Необученный глухой привыкает свободно выдыхать воздух из легких тотчас же после вдоха — так, как это бывает при обычном покойном дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для него определенные трудности, что связано не только с тем, что он еще плохо управляет работой дыхательных мышц, но и с тем, что он неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции и т. п. Все это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи. Если предложить глухим детям возможно дольше тянуть отдельные звуки (гласные, сонорные, фрикативные согласные) или произносить возможно большее число слогов на одном выдохе, то выясняется, что при выполнении такого задания они значительно уступают слышащим. Данный факт более всего обусловлен несовершенной работой голосового и артикуляционного аппарата глухого. В результате происходит утечка и перерасход воздуха.

Следует остерегаться чрезмерного увлечения чисто дыхательными упражнениями. Отнимая много времени, они далеко не всегда ведут к нужной цели, а иногда приносят делу и прямой вред. Лучшим средством развития речевого дыхания у глухого служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз.

Для развития речевого дыхания у глухого достаточно того, чтобы перед учеником ставились определенные задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов и фраз на одном выдохе и т. п. При этом сами собой определяются тип и способы дыхания, которые более всего соответствуют телесной конституции ученика.

В первые недели обучения в подготовительном классе обычно прак тикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений — научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.

Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струей выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек и т. п.

Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями, можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, при котором они не перевертываются и не падают со стола, пускание мыльных пузырей.

Используя то или иное игровое дыхательное упражнение, необходимо ясно представлять себе его назначение и обеспечивать условия, стимулирующие учащихся к достижению поставленной цели. Например, стремясь к тому, чтобы ученик глубже вдыхал и с силой выдыхал воздух, учитель увеличивает расстояние, с которого ученик должен задуть свечу, привести во вращение ветряную мельницу и т. п. Добиваясь длительного, экономного выдоха, учитель требует, допустим, чтобы ученик, дуя на поднесенную к его рту полоску бумаги, отогнул ее струей выдыхаемого воздуха и удерживал в течение некоторого времени в таком положении. Словом, за занимательностью различных игровых дыхательных упражнений не следует упускать из виду их учебных целей, иначе эти упражнения могут оказаться малоэффективными.

Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным повторением элементарных слогов на одном выдохе, например: папапа, татата.

Продолжая такого рода упражнения на протяжении всего подготовительного класса и в I классе, необходимо главное внимание сосредоточить на приучении детей к тому, чтобы в речи и при чтении вслух они произносили слова и небольшие фразы слитно, на одном выдохе. Следует настойчиво противодействовать тенденции учащихся делать вдох после каждого произнесенного слова, а тем более после каждого слога. Допустим, что ученик не может произнести на одном выдохе слово папа и перед вторым слогом обязательно делает вдох. Этот типичный недостаток легко исправляется, если ученику предложить, опираясь на слуховой контроль, слитно произнести ana и затем вернуться к слову папа.

Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Если в подготовительном классе дети должны научиться произносить на одном выдохе слова и фразы в 4-5 слогов, например: Я написал(а), то в III классе длина фраз, которые должны произноситься на одном выдохе, достигает 10—12 слогов, например: Я прочитал интересную книгу.

Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служат прямой и обратный счет, перечисление дней недели, месяцев и т. п.

Можно рекомендовать также следующий прием наращивания предложений (начиная со II класса).

Допустим, сначала произносится на одном выдохе фраза Мы были в кино. В следующий момент к ней добавляется слово вчера. Получается фраза Вчера мы были в кино, которая также произносится на одном выдохе. Затем прибавляются слова вечером, с папой и т. п., насколько хватает у детей дыхания (но без чрезмерной перегрузки). При помощи вопросов (например: когда? с кем? и т. п.) или без них учитель может побуждать детей самих прибавлять новые члены предложения.

Начиная со II класса, когда детям приходится сталкиваться (главным образом при чтении вслух) с многословными фразами (непосильными для произнесения за один прием), следует уделить особое внимание развитию умения разбивать большие предложения на части в соответствии со смысловой связью слов. Делая паузы для вдоха на основе знаков препинания или отметок, сделанных в тексте учителем, дети должны в дальнейшем путем упражнений научиться вполне самостоятельно регулировать дыхательные паузы (к IV классу). Для этого полезно практиковать чтение вслух с предварительной разметкой в тексте пауз самими учащимися. Эта разметка может производиться на основе слухо-зрительного или слухового восприятия написанного на доске текста при чтении его вслух учителем или совершенно самостоятельно учащимися.

Прекрасным материалом для выработки правильного речевого дыхания являются обороты разговорной речи, а также всякого рода тексты (проза и стихи), заучиваемые детьми наизусть.

Работая над речевым дыханием глухих, следует остерегаться возможных ошибок.

Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно, с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокого вдоха, не переполняли свои легкие воздухом, а с другой стороны, не «выжимали» его из себя до последней степени. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения.

Как в упражнениях, так и в речи допустимо лишь частичное, но никак не полное использование «дополнительного» и «резервного воздуха».

Часто учителя, добиваясь, чтобы ученик сделал вдох, поднимают плечи, кладут руку себе на грудь и т. п. Такие приемы вызывают у детей неестественное и неправильное дыхание. Если уж есть необходимость показать ученику, что он должен сделать вдох, то лучше, конечно, обратить его внимание на движение брюшной стенки. Неправильно также требовать, чтобы дети вдыхали только через нос, так как это противоречит требованиям, предъявляемым к дыханию при речи (Здесь имеется в виду только речевое дыхание, и высказанное положение ни в коей мере не касается вполне обоснованного требования дышать носом).

Коррекция дисграфии у младших школьников

Аннотация: Статья посвящена вопросам коррекции дисграфии у младших школьников. Проанализировано понятие дисграфия. Большое внимание уделяется видам дисграфии и причинам возникновения дисграфии.

Ключевые слова: дисграфия, ребенок, младший, школьник, возраст, коррекция.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики.

Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение» [2].

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность.

Причины дисграфии у младших школьников:

1. Наследственность.

Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.

2. Функциональные источники.

Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.

3. Недоразвитие головного мозга.

Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.

4. Социально-психологическое влияние.

Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей [3].

Формы и виды дисграфии

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

1. Акустический.

Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие.

Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.

Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства [1].

2. Моторный.

Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.

3. Оптический.

Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов.

В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п).

Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга.

Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Обследование детей на наличие дисграфии

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.

Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.

Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Самые действенные способы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.

2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.

3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.

4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Список использованной литературы:

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. — СПб. 2017.-180с.

2. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 — 4 классах вспомогательной школы: методическое пособие / В. В. Воронкова — М.: Просвещение,2008.- 187с

3. Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов /Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2012. — 136 с.

Дисграфия у детей

Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

Понятие дисграфии как нарушения письменной речи

В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии.
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза

Симптомы дисграфии у ребенка

Акустические проблемы при восприятии звуков

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого фонемного восприятие.
Занимающийся при письме, заменяет друг другом буквы, обозначающие похожие звуки.
Например замены парных согласных «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью

Артикуляторно-акустические ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков.
Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией.
Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение и недоразвитие речи

Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием и несформированности речи.
Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число).
Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае малыш путает визуально похожие символы.
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто.
Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова.
Существуют также сложности в определении границ предложения.

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ?
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам.
Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!

Как и за процессом развитие их питомца в целом.
Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?

Как этого не сделать?

Диагностика нарушения дисграфии у логопеда

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами.
Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики.
Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Работа по коррекции дисграфии с логопедом

Любой врач скажет Вам, что самолечением заниматься нельзя, и это действительно так.

В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения и письма не будет быстрым.
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, вид нарушения и особенности возраста.
Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее).
Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома.
Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие.
Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных символов

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог.
Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова.
Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами.
    Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
    Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
    Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
    Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
    Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве.
    Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью.
    При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают.
    И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
    Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
    Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
    Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается.
    В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
    Иначе срывов избежать не получится.
    Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
    Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
    Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?

Что важно знать о дисграфии

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии.
    Поскольку ребенок сначала читает, а потом занимается письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме.
    Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
  • Патологии дислексии и дисграфии могут быть у взрослого человека.
    Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи письма могут сохраниться у человека на всю жизнь.
    Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом.
    Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
    Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь.
    И даже не психическое расстройство.
    Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
    Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
    Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным.
    Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.

Группы риска по дисграфии

Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.

Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае:

  • Если он из многоязычной семьи;
  • Имел ранее заболевания слухового и речевого аппарата;
  • Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  • Поздно начал говорить;
  • Левша, которого переучили под правшу;
  • С нарушениями фонетического восприятия;
  • Имеет проблемы памяти или внимания;
  • Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  • Пишет так, как говорит;
  • Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Заинтересованность ребенка в письме

Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет заниматься письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений.
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Статистика по дисграфии

Статистика по дисграфии поразительна.
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация недоразвития

Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии.
Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями.
Это значит, что он может любое недоразвитие компенсировать чем-то другим.
То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия (наравне с дислексией) – это «болезнь гениев».

Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.

В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.

Пишет как Леонардо

Существует такое понятие, как «почерк Леонардо».
При оптической дисграфии имеет место быть явление отзеркаливания письма.
Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх.
Разве это не удивительное развитие навыков ?
Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей.
Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.

В заключении посмотрите видео

Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы! Подписывайтесь на мой блог, делитесь с друзьями и ждите обновлений!

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

МКБ-10

  • Причины
    • Факторы риска
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы акустической дисграфии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция акустической дисграфии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. профессор Р.И. Лалаева предложила собственную классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими процессами, встречаются у 10% младших школьников.

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Классификация

В зависимости от того, какая именно операция фонемного распознавания нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Проявления дисграфии на основе нарушенного фонемного распознавания становятся заметны в начальной школе, однако предпосылки можно обнаружить еще в дошкольном детстве. Дети путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У них снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают замены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными («зельный» или «зельоный» −зеленый). При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим характеристикам звуки. Звукопроизношение при этом, как правило, не нарушено, однако иногда у ребенка имеются неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Основным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, нередко – математике. Плохие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании начальной школы, угроза оставления ребенка на второй год – все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя создают почву для последующего развития у ребенка тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика

Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные для акустической дисграфии проблемы: замены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Из методов медицинской диагностики может быть рекомендована аудиометрия, т. к. при недостатках фонемного распознавания всегда необходимо исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое обследование по показаниям включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешен только при целенаправленных, систематических занятиях, обоюдных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше в начальном звене школы выявлена дисграфия и начата ее коррекция. В противном случае ученик с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии необходимо вести с дошкольного детства. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует внимательно относиться к своей и детской речи, постараться минимизировать неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Читайте также:  Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления
Ссылка на основную публикацию