Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений

2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений

Для правильного выбора необходимых форм коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозирования эффективности логопедической работы с ним, большое значение имеют данные психолого-педагогического изучения заикающегося ребенка. С психолого-педагогического изучения фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания.

Обследование заикающегося носит комплексный характер и направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В обследовании участвуют логопед, невропатолог, психиатр, психолог.

Можно выделить следующие основные разделы обследования, без которых представление о заикающемся будет недостаточным для разработки плана коррекционных мероприятий. В каждом разделе рассматриваются вопросы, необходимые для раскрытия его содержания.

Обследование начинается со сбора анкетных данных (ФИО, дата рождения, возраст, домашний адрес, телефон).

Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучается ребенок (дома, в детском саду, в детском доме), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия в семье), культурно – бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гипо – гиперопека, перегрузки ребенка различного рода впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту речи ребенка) – все это чрезвычайно важно для правильной организации работы по преодолению заикания, а во многих отношениях и для определения его причин. Выясняются также, какие меры принимались для устранения речевого дефекта и их результативность. При этом необходимо вместе с родителями и самим заикающимся (если это уже позволяет его возраст) разобраться в причине неуспеха или неполного успеха предшествующей логопедической работы и сделать из этого соответствующие выводы на будущее. И, наконец, важно выяснить отношение заикающегося к своему речевому расстройству, а также те условия, которые затрудняют или облегчают его речь. Все это вместе взятое поможет уже с самых первых шагов найти правильный подход к ребенку, без чего вообще не может быть речи о достижении каких – либо положительных результатов.

Подробно выясняются анамнестические сведения, которые включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников заикающегося. Уточняются вопросы протекания беременности родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особое внимание уделяется сведениям о раннем речевом и моторном развитии ребенка (темп развития – в срок, замедленный или ускоренный; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз). Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации. Окончательное представление о причине заикания должно сложится на основе анализа всех полученных данных, поскольку на мнение родителей по этому вопросу далеко не всегда можно полагаться. Знание причины заикания (наряду с другими результатами обследования) важно для разграничения невротического и неврозоподобного заикания.

Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз по заключениям врачей – специалистов.

При обследовании моторных функций используют пробы – на статическую координацию общих движений; на динамическую координацию и переключаемость движений, воспроизведение звуковых ритмических последовательностей.

Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно демонстрировать движения, сопровождая пояснениями.

Обращается внимание на наличие содружественных движений (синкинезий).

Далее исследуется непосредственно состояние речи. Здесь важно выявить форму речевых судорог (тонические, клонические, смешанные) и их вид (дыхательные, голосовые, артикляторные, смешанные), а также наличие сопутствующих движений, фобий, речевых и двигательных уловок. Особое внимание обращается на темп речи, ускоренность которого нежелательна. Исследуется выраженность заикания при разных видах речи (самостоятельной, отраженной, сопряженной, шепотной, ритмической), а также при чтении, если ребенок им владеет. Поскольку в ходе обследования важно выявить все имеющиеся трудности (то есть весь «набор» симптомов), то и начинать надо с самого трудного – с проверки самостоятельной речи. Все остальные названные виды речи являются более легкими, и поэтому заикание на них проявляется меньше. Кроме того, у детей обязательно выясняется общий уровень речевого развития (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а в сложных случаях – и ее понимания), поскольку при неврозоподабном заикании все эти компоненты также могут быть нарушены. При первичном обследовании ребенка важно обратить внимание и на наличие у него психологических особенностей, в частности, на спепень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте [29].

Анализ литературных сведений [17, 29] позволяет утверждать, что фиксированность заикающихся на своем дефекте является изначальным и определяющим в образовании у них таких личностных черт, как: чувство собственной неполноценности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи.

В случаях, когда ребенок еще не замечает своего дефекта, речевые занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, неторопясь. Стараться не првлекать его внимания к речевым запинкам.

Если же, ребенок просто безразличен к своей речи (это бывает редко. Часто за видимым внешним безразличием заикающегося ребенка скрывается серьезное чувство собственной неполноценности, ущемленности.), его необходимо стимулировать к речевым занятиям. В некоторых случаях полезно обратить его внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать в жизни и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь.

В случаях умеренной степени болезненной фиксированности на дефекте у ребенка необходимо воспитывать уверенность в том, что он может говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой.

Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности на своем дефекте. Однако здесь еще и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением, с навязчивыми состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства собственной полноценности, нового отношения к себе и к своей речи. Здесь целесообразны также консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта.

Особое внимание хочется обратить на психотерапевтичность самого процесса обследования, тем более что его следует рассматривать как уже непосредственное начало работы по преодолению заикания. Удачность или неудачность этого первого контакта с ребенком, подростком или взрослым во многом (а нередко даже в основном) определит весь ход и эффективность логопедической работы.

Все, полученные в ходе обследования данные, обычно позволяют составить отчетливое представление о форме заикания и степени выраженности его первичных и вторичных симптомов, а также о личности самого заикающегося, о его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся в ней проблемах. Все это логопед обязан постоянно учитывать в процессе коррекционной работы, а в случае необходимости и стараться изменить в нужном направлении.

Итак, обследование позволяет составить отчетливое представление о форме заикания, степени выраженности симптомов, о личности заикающегося и многое другое. Значит, обследование необходимо на первой стадии преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся, в том числе, конечно, и заикающихся дошкольного возраста. Именно на основе обследования строится дальнейшая работа логопеда, призванная эффективно помочь в преодолении заикания.

Обследование детей с дизартрией.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Рекомендации по проведению логопедического обследования детей с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
obsledovanie_detey_s_dizartriey.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование детей с дизартрией.

Обследование детей строится на системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии.

В первую очередь необходим сбор анамнестических данных (особенности вынашивания и родов, послеродового периода, перенесенные заболевания, инфекции). При дизартрии наблюдается отягощенный анамнез: патология внутриутробного развития (токсикоз, психотравмы, гипертония, нефропатия и др. заболевания матери, несовместимость по резус-фактору). Характерны затяжные роды, асфиксия новорожденных, родовые травмы, острые и хронические инфекции в раннем детстве, ушибы и травмы головного мозга.

Наиболее частым первым проявлением дизартрий является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.

Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Эти нарушения сочетаются с ассиметрией лица, подтеканием молока из одного из углов рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соска или соски.

По мере роста все больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более позднее время. Все эти особенности раннего речевого развития вносятся в речевую карту, следует отметить также время появления первых слов и фраз, описать речевую среду, в которой воспитывается ребенок. Также в речевой карте необходимо отразить особенности психомоторного развития (когда ребенок начал держать голову, самостоятельно садиться, стоять, ходить, когда появились навыки самообслуживания). Ребенок с дизартрией длительное время не может научиться жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицы, развязать шарф, не любят рисовать, не умеют играть с мелкими игрушками, не интересуются конструкторами, пазлами. Для дизартриков характерна моторная неловкость, ограничение объема активных движений, быстрая утомляемость. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, испытывают трудности при переключаемости движений. У первоклассников отмечаются трудности при овладении графическими навыками (наблюдается «зеркальное» письмо), замена букв Д-Б, плохой почерк, медленный темп письма и т.д.)

Существуют пробы для обследования состояния общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики:

Обследование общей произвольной моторики

Исследуется состояние общей моторики в статике и в динамике.

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

r) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Исследование зрительно-пространственной организации движения (проба Хэда)

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Отмечается неловкость движений, малоподвижность, скованность, замедленный
темп или быстрый темп движений, явление беспокойства, лишние движения во время выполнения проб.

Обследование мелкой моторики проводится в статике и в динамике.

– «Пальчики здороваются» сначала правой, затем левой рукой, одновременно двумя руками.
– Распрямить ладонь, пальцы вместе

– Распрямить ладонь, пальцы развести, удерживать в таком положении до 15 сек
– Положить указательный палец на средний, средний на безымянный.
– Одну руку сжимаем в кулак, другую распрямляем, выполняем поочередно двумя руками.

Отметить затруднения при выполнении сложных упражнений одной или двумя
руками, замедленный темп, недостаточную координацию движений,
неточное воспроизведение, быстрое утомление в мышцах рук, трудности переключения с одной позы на другую

Обследование мимической мускулатуры

– Закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть.

– Надуть щеки правую, левую, обе.

– Исследование возможности произвольного изображения мимикой определенных эмоциональных состояний.

Выразить радость, удивление, испуг, злость

-Исследование символического праксиса лицевой мускулатуры.

Свист. Поцелуй. Улыбка. Оскал. Плевок. Цоканье.

Отметить симметричность и сглаженность носо-губных складок, амимичность

лицевой мускулатуры, замедленность движений глазных яблок, синкинезии, объем и качество выполняемых движений.

Обследование артикуляционной моторики

Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии. В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии применяют функциональные пробы.

Проба 1: Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Исследование двигательной функции губ.

– Вытянуть губы в трубочку.

– Вытянуть губы, сомкнуть их.

– Растянуть губы в улыбке.

– Поднять верхнюю губу вверх.

– Опустить нижнюю губу вниз.

– Многократно произносить губные звуки (БББ).

  • Исследование двигательной функции челюсти.

– Широко раскрыть рот.

– Нижнюю челюсть вправо.

– Нижнюю челюсть влево.

– Нижнюю челюсть вперед.

  • Исследование двигательных функций языка.

Одиночные движения языком:

– положить широкий язык на нижнюю губу;

– положить узкий язык на нижнюю губу;

– язык «жалом» при открытом рте;

– узким языком коснуться правого — левого углов рта;

– показать язык «чашечкой» при открытом рте;

– положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах;

– выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.

Серии движений языком:

– открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот;

– открыть рот, показать попеременно (5 — 6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;

– открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;

– те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.

Подъязычная связка (уздечка) языка:

– положить широкий язык на нижнюю губу и постараться дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;

– это же движение выполнить узким языком;

– поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу;

– поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; –

– присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5 — 6 раз).

Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.

  • Исследование двигательной функции мягкого неба.

– Широко открыть рот и четко произнести звук А на твердой атаке.

– При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как – будто задувается пламя свечи.

Отметить объем и качество выполняемых движений, равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Состояние артикуляционной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребенка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства.

Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций

  1. Доступность – недоступность.
  2. Замена движения другим.
  3. Качество выполнения движения.
  4. Особенности переключаемости.
  5. Особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля.
  6. Количество попыток при выполнении движений.
  7. Темп движений.
  8. Ошибки в пространственной ориентации.
  9. Особенность удержания позы.
  10. Соответствие двигательной реакции сигналу.
  11. Наличие сопутствующих или насильственных движений.
  12. Наличие саливации (при обследовании артикуляционного аппарата).

Проводится по общепринятой методике, определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произносимых звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

– при изолированном произношении;

– в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)

– в спонтанной речи.

При дизартрии наблюдается межзубное или боковое произношение, нечеткое произношение гласных звуков, трудности в произношении слов сложной слоговой структуры, дефекты озвончения.

Нарушение звукопроизношения определяется в зависимости от степени сложности предъявляемого речевого материала, скорости произношения и ситуации общения. Они сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушение звукопроизношения в чужой и собственной речи.

Обследование фонематического слуха

Перед началом обследования необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Обследование состоит из нескольких этапов:

– узнавание неречевых звуков;

– различение высоты, силы, тембра голоса;

– различение слов, близких по звуковому составу;

– навыки элементарного звукового анализа.

Обследование слоговой структуры слова, состояние звукобуквенного анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, уровень развития связной речи проводится традиционно.

Обследование просодической стороны речи

Интонационно- выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Речь монотонна, маловыразительна, голос тихий, ослаблен речевой выдох, низкий тембр речи, появляется назальный оттенок, темп речи замедленный или ускоренный.

Просодическую сторону речи обследуют по следующим параметрам:

1. Обследование восприятие и воспроизведение ритма

– Восприятие определенного количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентированных ударов (по карточке);

  • Воспроизведение определенного количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентированных ударов (по подражанию);

2. Обследование восприятия и воспроизведения логического ударения.

  • Определение слова, выделенного голосом в предложении;
  • Определение слога, выделенного голосом из цепочки слогов;
  • Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу;
  • Воспроизведение логического ударения при ответе на вопрос.

3. Обследование восприятия и воспроизведения интонации.

1. Подобрать к данной схеме подходящее слово и произнести его.

2. Произнести готовую фразу с интонацией сообщения, вопроса, просьбы, удивления, недовольства.

3. Ответить на фразу – вопрос согласием, несогласием, встречным вопросом.

4. В заданной ситуации задать вопрос, выразить требование, удивление, недовольство, побуждение.

5. Передать во фразе интонацию перечисления.

6. Изобразить голосом особенности произнесения фразы героями сказки.

4. Обследование модуляции голоса по высоте

а) произнесение гласных и их сочетаний с повышением и понижением высоты голоса, игры с имитацией звучания предметов, звукоподражания;

б) произнесение автоматизированных рядов от высокого к низкому и наоборот;

в) произнесение рассказов с утрированным изменением высоты голоса.

5. Обследование модуляции голоса по силе

  • Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса;
  • Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

6. Обследование модуляции голоса по силе

а) произносить гласные громко, средним голосом, тихо;

б) произносить гласные от беззвучной артикуляции через шепот к громкому и обратно;

в) проговаривать автоматизированные словесные ряды с постепенным усилением и ослаблением голоса;

г) рассказывать стихотворение с постепенной сменой силы голоса;

д) пересказ текста с утрированным изменением силы голоса.

7. Обследование восприятия и воспроизведения тембра

  • Различение тембра голоса людей разного возраста;
  • Изменение тембра голоса в зависимости от изображаемого сказочного персонажа;
  • Изменение тембра голоса в зависимости от ситуации.

8. Обследование темпо-ритмической организации речи.

а) произносить гласные, автоматизированные ряды, скороговорки в заданном темпе, со сменой темпа;

б) произносить указанные структуры с движениями рук и ног в определенном темпе.

9. Обследование речевого дыхания

  • Определение типа дыхания;
  • Исследование целенаправленности воздушной струи;
  • Исследование силы воздушной струи;
  • Исследование особенностей фонационного дыхания.

Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития. Определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается состояние письменной речи.

В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также с общим психическим и речевым развитием ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои.

Рекомендации по обследованию детей.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата.

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией.

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью .

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи

у дошкольников

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.

Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

Речевая симптоматика.

• замедленность темпа внешней и внутренней речи

• замедленность процессов чтения и письма

• интер- и интравербальное замедление

• нарушение артикулирования звуков

Неречевая симптоматика.

• нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица

• Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Речевая симптоматика.

• неудержимая стремительность речи и на ее фоне – расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.

• интервербальная акцелерация (М. Зееман)

• расстройства внутренней речи, чтения и письма

Неречевая симптоматика

• нарушения общей моторики

• нарушения психических процессов

• нарушения вегетативной нервной системы

  • ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Обследование детей имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.

При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;,

5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

6)темпо – ритмическая сторона речи.

Остановимся на этом аспекте.

Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.

Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп – ритмической стороны речи

  • Повторы
  • Паузы
  • Возвраты
  • нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).
  • чередование ускорения и замедления ритма и темпа,
  • напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.
  • наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).

Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.

Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.

Цель: умение ребенка изменять темп.

Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)

Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.

Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма

Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы – ! !, ! !, ! ! !, ! ! !, ! !; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы -. . . !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

0 баллов – выполнены оба задания;

2 балла – выполнены только простые ритмы;

3 балла – не выполнено ни одного задания.

Цель: Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

  • круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

• отклонения в поведении.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников »

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи

у дошкольников

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.

Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

Речевая симптоматика.

замедленность темпа внешней и внутренней речи

замедленность процессов чтения и письма

интер- и интравербальное замедление

нарушение артикулирования звуков

Неречевая симптоматика.

нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица

Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Речевая симптоматика.

неудержимая стремительность речи и на ее фоне – расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.

интервербальная акцелерация (М. Зееман)

расстройства внутренней речи, чтения и письма

Неречевая симптоматика

нарушения общей моторики

нарушения психических процессов

нарушения вегетативной нервной системы

ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Обследование детей имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.

При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;,

5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

6)темпо – ритмическая сторона речи.

Остановимся на этом аспекте.

Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.

Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп – ритмической стороны речи

нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).

чередование ускорения и замедления ритма и темпа,

напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.

наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).

Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.

Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.

Цель: умение ребенка изменять темп.

Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)

Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.

Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма

Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы – !! !, ! . !! ! !, ! ! . ! . ; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы -. . . . Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

0 баллов – выполнены оба задания;

2 балла – выполнены только простые ритмы;

3 балла – не выполнено ни одного задания.

Цель: Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

Презентация на тему “Дисграфия”
презентация к уроку по логопедии по теме

Данная презентация была использована как наглядный материал для педагогического совета по теме “Профилактика дисграфии”.

Скачать:

ВложениеРазмер
nachalo_prez.pptx2.99 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДИСГРАФИЯ Учитель-логопед Горская Алла Григорьевна

Дисграфия имеет тенденцию к росту:

Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо . Дисграфия – (« графо»-пишу, « дис »- расстройство)

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);

Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.

Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: – соматическими заболеваниями; – наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. – несформированность высших психических функций.

Предпосылки дисграфии : 1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках. 3 . Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 4 . Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 6 . Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, хвуков [ Р ] , [ Л ] , [ Й ] ) 7. Несформированность : грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи . Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.

Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие – глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д.

Образец письма при акустической дисграфии .

2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)

замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а – ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы – рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )

О бразец письма при артикуляторно -акустической дисграфии .

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Ошибки анализа и синтеза 1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) « цвтыстятстле » вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: – пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); – добавление лишних слогов (« молототок ») – перестановка слогов (« мотолок »); 3. Несформированность деления слов на звуки: – пропуски гласных букв (« трктор » – «трактор») – вставка лишних букв (« стлол » – «стол»); – перестановка букв (« турба » – «труба»)

Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

4. Оптическая дисграфия . Связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. П роявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии : Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…

Образец письма при оптической дисграфии .

5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . – Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). – Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Ошибки : Аграмматическая дисграфия . Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа ; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).

Образец письма при аграматической дисграфии .

В основе несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная дисграфия

Образец письма при смешанной дисграфии .

Дисграфия никогда не возникает “из ничего”! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет сделать занятие более увлекательным.

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер.

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций.

Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п.

Образовательная область “Коммуникация”.

Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : “Вода и её свойства”.

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье.

Презентация “Дисграфия. Методы коррекции”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Причины возникновения нарушений письма

Влияние негативных факторов в раннем детстве

учащиеся начальных классов

учащиеся среднего звена

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией. Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само».

Неправильное произношение звуков

На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая

Недостаточность слуховых дифференцировок

На почве нарушения языкового анализа и синтеза

Нарушение языкового анализа и синтеза

Недоразвитие грам. строя речи

Несформирован-ность зрительно- пространственных функций

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Задание на развитие восприятия величины предметов.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Развитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением. Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные). 2. Найди по звуку слово. 3. Назови слово, которое отличается от остальных. УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА. 4. Игры с мячом.
  • “Я знаю пять слов”.
  • «Любопытный».
  • «Будь внимательным».

Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами.
  • Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .
  • Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а,
  • Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
  • Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
  • Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
  • Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, .
  • Расшифруй слова и назови одним словом.
  • а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
  • б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

Коррекционная работа.

  • Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами.
  • “Путаница”. 1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги. 2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. 3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов 4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы Час перед рассветом Переход под землей Повязка на руке Камни под водой Шаг без шума Совет без пользы

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 2. Поиграй с волшебными суффиксами – ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие РУКА НОГА ДОМ
  • СТОЛ УСЫ НОС

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 3. Запиши предложения, используя предлоги К – ОТ

Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО. Лампу, стола, со, убрали. Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на. 5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.

Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания. 6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов. Коррекционная работа.

  • Аграмматическая дисграфия. 8. Почему их так назвали? Образец: Пчеловод разводит (кого) . . Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод; 9. Закончить предложения, используя слова, данные в скобках. Стол изготовлен из . . Стакан сделан из . . Сапоги сшиты из . . Коньки сделаны из . . Носки связаны из . . Шубка сшита из . . Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь. 10. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба—– ; поля картофеля – —–; зверь леса – —–; цветок поля – —— .

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Коррекционная работа.

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1.Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши. Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. 2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши. Б_лк_. Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. 3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа. Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа 4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши). Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

Коррекционная работа.

  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. 5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова.
  • А1Г3 – Г2А4Д3 –
  • Д1Б2 – Б3Д2 –
  • Г4Д4 – Б4А2 –

Коррекционная работа. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза Филворд. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали) Дидактическая игра «Улитка». Чего нельзя делать? НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ. НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Юлия Андреева
Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Чтобы избежать подобные проблемы нужно проводить профилактику нарушения чтения и письма, это необходимо начинать с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Вопросу профилактики дисграфии следует уделить особое внимание, поскольку именно путь профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии.

В данной презентации я поделилась простыми методами, используя которые в работе с дошкольниками, мы проводим профилактику серьезных проблем.

Прикреплённые файлы:
disgrafija_cnarm.pptx | 11561,33 Кб

«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушений плоскостопия у детей дошкольного возраста» Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться.

Дидактическая игра как способ предупреждения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание 1 Введение …. 3 2. Обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР…4.

Презентация «Дидактические игры как средство профилактики дисграфии у детей с ОНР» «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе Дети с ТНР имеют сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой.

Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) «Профилактика дисграфии» 1. Вводная часть 1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в.

Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Презентация “Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного физкультурного оборудования” Слайд.

Профилактика дисграфии Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилакти-ку дисграфии нужно проводить как можно раньше, с.

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у младших школьников через развитие пространственных представлений» Дисграфия – это нарушение письменной речи, проявляющееся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.

Презентация-выступление по теме «Дисграфия»

Представленный материал является выступлением-исследованием по теме «Дисграфия».

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

В данном исследовании подробно представлен материал по исправлению дисграфии у школьников.

Содержание презентации «Исследование на тему «Дисграфия»:

Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают 6 – 8 % младших школьников.

У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
– Определение последовательности и количества звуков;
– Уточнение звуков.

2. Перевод фонем в графемы.

3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений.

Причины возникновения нарушений письма:

  • Наследственные факторы
  • Функциональные нарушения головного мозга (внутренние и внешние)
  • Патогенные факторы
  • Органические факторы

Механизмы дисграфий:

1. Неправильное произношение звуков.

2. Недостаточность слуховых дифференцировок.

3. Нарушение языкового анализа и синтеза.

4. Недоразвитие грамматического строя речи.

5. Несформированность зрительно- пространственных функций.

Симптомы дисграфий:

Ошибки на уровне буквы.
Ошибки на уровне слова.
Ошибки на уровне предложения.

Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти, внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий:

  • Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение.
  • Акустическая – нарушение фонемного распознавания.
  • Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи.
  • Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений.

Распределение детей по видам дисграфий ( N = 25 )

Дисграфии %
Сложная, смешанная форма дисграфии (акустическая, оптическая, фонематическая, аграмматическая с элементами дизорфографии и явлениями языковой интерференции)54
Фонематическая: преимущественно на почве смешения дифференциальных признаков оппозиционных фонем, звукобуквенного состава слова20
Оптическая: преимущественно на почве нарушения дифференциальных признаков графических образов букв7
Графомоторная: преимущественно на почве кинестетической и кинетической апраксии пишущей руки8
Артикуляторно- акустическая: на почве нарушения фонетического анализа звукового состава слова, трудностей программирования и контроля11

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия

1. Неточность слуховой дифференциации звуков. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты

2. Неточность кинестетического анализа.

3. Неточность в выборе фонемы. В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. Развитие языкового анализа и синтеза

2. Развитие слогового анализа и синтеза

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия

Механизмы аграмматической дисграфии:

– Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

1. Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений.

2. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.).

3. Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

Коррекционная работа при аграмматической дисграфии:

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия

Механизмы оптической дисграфии:

Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

1. Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме.

2. Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии:

Развитие зрительно-пространственных функций:

– зрительного анализа и синтеза,

Основные ошибки учащихся при дисграфии:

  • Замены звуков по глухости – звонкости.
  • Замены звуков по твердости – мягкости.
  • Пропуски букв, слогов при диктанте.
  • Перестановки букв, слогов.
  • Слитное написание слов с предлогами.
  • Слияние двух предложений в одно.

Над проблемой работала
учитель – логопед МОУ СОШ № 18
Матяж Валентина Ивановна

Читайте также:  Рекомендации родителям и учителям начальных классов по преодолению письменных ошибок
Ссылка на основную публикацию