Профилактика дисграфии у дошкольников

Профилактика дисграфии у дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Профилактика дисграфии у дошкольников. Сообщение на Мо учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
профилактика дисграфии у дошкольников24.17 КБ

Предварительный просмотр:

г.Ртищево Саратовской области

«КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

учитель-логопед МДОУ №9,№14

Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия. Обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо. Эти нарушения наблюдаются в связи с органическими поражениями головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологий беременности или родов у матери.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

Чем можно объяснить появление в письме такого рода ошибок? Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков-букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый, или мысленно представляемый, звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово. Поэтому довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

  • различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные; правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими;
  • развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи;
  • достаточное формирование фонетико-фонематических представлений; владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова;
  • определение места звука в слове – начало, середина, конец;
  • выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов;
  • достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки. Несформированность у ребенка к началу школьного обучения грамматических систем выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и т.д. естественно, что все это также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.

У детей с недоразвитием речи, нарушением речи существует предрасположенность к дисграфии. Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития. Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.

Самые распространенные ошибки

Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

  • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
  • добавление ненужных элементов;
  • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
  • зеркальное написание букв.

Важным в профилактике оптической дисграфии является развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления, формирование изобразительно – графических способностей;

Для профилактики оптической дисграфии предлагается проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка;
  • Овладение графической символизацией;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие слухового анализа и синтеза;
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Профилактика оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка.

Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию . Профилактика дисграфии включает также упражнения по узнаванию букв.

Так, можно предложить ребенку

  • найти определенную букву среди ряда других,
  • определить буквы, которые расположены неправильно,
  • определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.

Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время.

Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки :

  • В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
  • В окружающем мире;
  • На листе бумаги.

Для профилактики дисграфии также рекомендуется уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их:

В слогах; В словах; В словосочетаниях; В предложениях; В тексте.

Работу по профилактике дисграфии следует направлять на формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать предмет, его изображение;
  • составление картинки, разрезанной на части;
  • конструирование по образцу, по представлению;
  • умение видеть графему и ее точное расположение;
  • запоминание элементов букв;
  • различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания: “Учимся смотреть и видеть” – предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

“Учимся следить глазами” – распутывание ниточек, чтобы узнать у какого персонажа какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

“Учимся ориентироваться в пространстве” – найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи, кто находится перед мальчиком, справа от него, слева от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия) называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. От того, насколько качественно будут сформированы навыки правописания у детей, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, необходимо формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве; развивать все психические процессы; готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей “Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР”. В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овладевает кажд.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры.

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ.

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа.

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников».

Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с .

Средства профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Хотя навыки письма начинают формироваться в школе, профилактику дисграфии нужно выполнять намного раньше, еще до того, как дети начали обучаться грамоте. Это позволит вовремя обнаружить и устранить факторы, вызывающие дисграфию. Ведь эта проблема не возникает сама по себе. И не проходит тоже. Необходимо ее вовремя диагностировать и устранить.

Формирование слуховой функции у детей с ОНР

Чтобы ребенок с ОНР смог успешно усвоить навыки письма, нужно формировать у него слуховую функцию. Ребенок должен быть способен четко дифференцировать близкие по звучанию звуки, анализировать и синтезировать слова, хорошо ориентироваться в пространстве, владеть звуковой составляющей речи, иметь хороший словарный запас, развитую моторику и уметь связно высказываться.

Работая с детьми, которые страдают ОНР, нужно развивать у них целый комплекс языковых средств, формировать их применение в речи.

Эту работу направляют на психическое развитие детей, их память и внимание, интеллект и волевую эмоциональную сферу. Это значит, что нужно формировать те качества и функции, без которых не получится полноценно овладеть речевым поведением. Также нужно помочь детям перейти на следующий уровень развития речи и интеллекта – начать писать правильно.

Поэтому лучше уже в дошкольный период проводить профилактические мероприятия по борьбе с дисграфией. Без работы логопеды эта проблема не исчезнет сама по себе. Лишь грамотная коррекционная работа поможет быстрее преодолеть все факторы, которые приводят к нарушениям письма и к снижению успеваемости в школе.

Работу логопед должен проводить последовательно.

Первый этап носит подготовительный характер. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка к развитию артикуляционных привычек. Нужно развить у детей потребность в общении, в формировании словаря. Также нужно заниматься коррекцией голоса и дыхания.

Формирование сенсорных функций

Важная задача – это формирование сенсорных функций. Нужно учить ребенка анализировать звуки, развивать у него слуховое восприятие, помогать ему анализировать и воспроизводить ритм.

Приемы работы подбираются в зависимости от того, насколько развита речь ребенка. Если отсутствуют речевые средства общения у детей, сначала нужно стимулировать голосовые реакции, помогать ребенку подражать разным звукам, которые обладают значимостью для ведения коммуникаций.

Следующий этап – это развитие первичных навыков произношения в процессе коммуникаций. В этот период нужно формировать процессы речевого общения и анализа звуковой составляющей речи. Нужно корректировать нарушения в артикуляции: расслаблять мышцы ребенка, формировать силу голоса, корректировать дыхание, формировать артикуляционные движения и праксис.

Чтобы не допустить дисграфию в артикуляции, нужно развивать четкую дифференциацию звуков на слух до тех пор, пока дети не начнут правильно писать автоматически. Поэтому нужно использовать методики, которые бы позволили ребенку осознать разницу в звучании. Для этого используют методы более яркого подчеркивания этой разницы.

Профилактика акустической дисграфии

Чтобы не допустить акустическую дисграфию, нужно помочь ребенку различать мягкие и твердые, а также глухие и звонкие звуки. Если ребенок не способен проводить такую дифференциацию, он будет в письме заменять буквы и не сможет полноценно усвоить некоторые грамматические правила. Например, дети не способные различать твердые и мягкие согласные, нес могут пользоваться правилами написания согласных на письме.

Это же относится и к глухим или звонким согласным. Если дети не способны их дифференцировать на слух, то они не смогут усвоить правило правописания их в центре или конце слова, а также не смогут правильно писать многие приставки.

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии

Чтобы решить проблему артикуляторно-акустической дисграфии, нужно работать с развитием четкой дифференциации звуков на слух. Для этого используются подобные упражнения, что и в предыдущем случае.

Очень важно на этом этапе работать над развитием способности к синтезу и анализу фонематической стороны слов, что даст возможность школьнику правильно находить сомнительные звуки внутри слова. До тех пор, пока этого не произошло, не получится избавиться от буквенных замен во время письма.

Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток.

Только в этом случае можно будет отчетливо представить себе звуковой состав любого слова и не сомневаться в том, что ребенок сможет обозначать его буквами и правильно произносить последовательность этих букв.

Перед тем, как учить детей делить предложения на отдельные слова, нужно научить их определять количество этих слов. Большое внимание нужно уделять тому, может ли ребенок заметить союзы и предлоги, которые пишутся всегда отдельно и являются настоящими словами. Чтобы было проще этого достичь, можно воспользоваться графическими схемами, в которых отображены все слова, входящие в состав предложения.

Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки. А в конце они будут учиться ставить точку.

Дети будут понимать, что между разными словами в письме нужно ставить интервалы, что союзы и предлоги нужно писать отдельно от слов, которые с ними связаны.

Подобным образом детей можно учить делить слова на отдельные слоги и отдельные звуки. Чтобы это суметь сделать, дети должны уметь разграничивать согласные и гласные и выделять внутри слова гласные звуки.

Профилактика зрительно-пространственных представлений

Чтобы избавиться от оптической дисграфии, нужно формировать у школьника зрительно-пространственные представления. Это позволит ему увидеть то, как отличаются в начертании разные буквы.

В процессе формирования способности к различению букв активно используются следующие приемы:

  • буквы складываются из отдельных элементов;
  • трансформация одних букв в иные;
  • лепка проблемных букв с помощью пластилина;
  • написание проблемных букв в воздухе;
  • можно просить детей выстригать эти буквы из картона;
  • просите ребенка обводить контуры тех букв, которые ему сложно писать;
  • определение букв, которые неправильно располагаются в пространстве;
  • определение букв, которые накладываются друг на друга;
  • определение букв, которые написаны разными шрифтами;
  • практика написания букв по диктовку воспитателя.

Каждое это упражнение позволяет направить внимание ребенка на особенности написания похожих букв, к тому какие в них имеются различия и как помочь ребенку усвоить их грамотное написание. Важно, чтобы ребенок выполнил достаточно много упражнений и закрепил навык навсегда.

Необходимо, чтобы у ребенка сформировались устойчивые образцы правильного написания слов, к которым он затем будет самостоятельно «подгонять» все иные схожие по типу окончания.

Также нужно предоставить ребенку возможность поработать с достаточным числом упражнений, таких как диктовка, списывание окончаний, написание слов в нужной грамматической форме.

Отработка артикуляции

Также с дошкольниками необходимо отрабатывать артикуляцию тех фонем, которые сложнее всего им даются. При этом нужно предупредить возможную замену звуков схожими по фонетике. Для этого нужно развивать у детей образное восприятие речи других людей. Если малыши меняют местами слоги или пропускают их, это говорит о том, что у них есть предпосылки для формирования дисграфии в будущем.

Уже в детском саду логопед должен тщательно исследовать свободную речь детей. Коррекция помогает создать ясные стереотипы того, как должны произноситься слова. Это позволяет ребенку усвоить не только устную, но и письменную речь.

Воспитатель может формировать способности ребенка мыслить образно и пространственно. После того, как была завершена коррекционная работа, дети снова участвуют в тестировании, чтобы определить их текущий уровень развития речи.

Подготавливая детей к школе, нужно правильно выбирать методику обучения. Наиболее эффективным является метод работы с дидактическими играми. Это один из главных способов оказывать на детей обучающее воздействие. Ведь игра остается в этом возрасте основным типом деятельности дошкольника.

Профилактика дисграфии посредством игр

Невозможно переоценить значение игр. Игра наделена очень сильными креативными и развлекательными возможностями. В этом и заключается ее феномен. Она одновременно выполняет функции отдыха и развлечения. Она может перерасти в творчество и обучение, иметь терапевтический эффект, быть моделью человеческих отношений в труде.

Главное занятие для любого дошкольника – это игра. Во время игр можно придумывать много разных увлекательных заданий. Поэтому лучшее средство профилактики дисграфии – это внедрение дидактических игр.

Любая дидактическая игра подчинена своей структуре. Структура – это главные компоненты, которые превращают игру в форму обучения, совмещенную с игровой деятельностью. Можно выделить несколько структурных составляющих игры: задача, действия, правила и результат.

Проводя игры, нужно сохранять все их элементы структуры, ведь именно с их помощью можно решить дидактические задачи.

Дидактическая игра – это целый педагогический процесс. Она связана с разными формами обучения. Игра – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. В обучении нужно использовать игры систематически и целенаправленно. Именно такой подход должен стать ключевым для устранения факторов развития оптической дисграфии.

Формирование фонематического восприятия в дидактических играх

Самая главная задача обучения грамоте – это формирование у ребенка фонематического восприятия, то есть способности различать не только речевые звуки, но и качество этих звуков.

Логопед должен вырабатывать у детей способность анализировать слова, то есть выделять в них слоги, а в слогах выделять отдельные звуки. Уже в подготовительной группе нужно учить детей анализировать то, как составляются разные предложения, нужно познакомить их с каждой буквой алфавита, научить выкладывать из этих букв целые слова.

Те методы обучения, которые выбирают воспитатели, оказывают мощное влияние на процесс подготовки ребенка с ОНР к обучению в школе. Наиболее эффективные методы – это применение дидактических игр, как одного из способов оказывать обучающее воздействие на ребенка. Тем более, что это до сих пор остается одним из главных видов деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, дидактические игры позволяют достичь одновременно двух целей: обучать детей и играть с ними. Первая цель стоит перед взрослым, а вторая перед ребенком. Дополняя друг друга, они позволяют объединить усилия обеих сторон, что положительно влияет на развитие ребенка.

Дидактические игры должны проводиться так, чтобы соблюдались следующие принципы:

  • они должны быть основаны на программном материале;
  • они должны вовлекать детей в процесс коррекции тактильного и зрительного анализаторов;
  • нужно использовать пособия, которые внешне для детей выглядят привлекательными;
  • нужно, чтобы количество пособий и игровые условия, которые в них используются, вовлекали детей в процесс коррекции.

Чтобы избавиться от факторов, способствующих развитию дисграфии, нужно во время занятий обучать детей грамоте и базовым методикам предупреждения нарушений в письменной речи.

Формирование артикуляторной и акустической дисграфии

Чтобы устранить факторы, способствующие артикуляторной и акустической типов дисграфии, нужно выполнить следующие советы.

В процессе развития дифференциации звуковых пар на слух самым главным считается то, чтобы ребенок мог подчеркнуть различия между рассматриваемыми звуками. Он должен убедиться в том, что слышит два разных звука, а не один.

Так как ребенок не способен различать на слух звуки, слух в этой системе становится очень слабым звеном. Поэтому опираться нужно на что-то более сильное – например, зрение. Ведь любая звуковая пара отличается не только по тому, как она звучит, но и по тому, как расположены артикуляционные органы во время произношения звуков.

Так как эти органы имеют различное положение, это приводит к разному звучанию. Поэтому нужно изначально обращать внимание детей к тому, как органы артикуляции располагаются при произношении каждого звука.

Следующая задача – очень ярко подчеркнуть то, какая разница существует в звучании разных звуков. Для этого можно сначала отождествлять эти звуки с теми, которые часто звучат в природе. Природные звуки воспитатель должен произносить длительно и утрированно.

Также можно описывать различия словесно. К примеру, если ребенок на слух не различает звуки Ж и З (Ш и С), то звконкую букву можно отождествлять со звоном, жужащую с жужащнием, а глухую с шелестом или свистом. Иногда ребенку помогают забавные фразы, демонстрирующие то, как именно звучат те или иные звуки.

Затем можно поиграть с детьми в «жука и комара». Рот нужно закрыть экраном, чтобы ребенок не мог зрительно воспринимать, что вы произносите по губам. Воспитатель жужжит или пищит. А ребенок должен определить, какое насекомое сейчас «звучит».

Подобным образом поступают и с другими звуковыми парами.

После того, как ребенку много раз объяснили и продемонстрировали различия, которые есть в звучании этих пар, остальные пары будут усваиваться им намного проще, ведь ухо уже настроилось на процесс дифференциации.

Затем нужно переходить к различению речевых звуков, что для детей более доступно и понятно.

Но научить детей дифференцировать на слух лишь произносимые изолированно звуки – этого недостаточно. Нужно обязательно научить ребенка чувствовать разные звуки, которые входят в состав слова. Это пригодится ему как в устных высказываниях, так и в письменной речи.

Затем нужно проводить дидактические игры, чтобы выработать у детей способность безошибочно определять любые смешиваемые звуки в словесном составе.

Работа по профилактике оптической дисграфии

Профилактика этого вида недоразвития письменной речи проявляется в том, чтобы не допустить факторов, влияющих на ее появление. Необходимо преодолеть отставание в формировании у ребенка пространственных зрительных представлений, а также синтеза и зрительного анализа.

Нужно учитывать данные обследования каждого конкретного ребенка. И работать нужно именно над теми недостатками, которые выявлены у детей. Из обследования, которое было проведено нами, видно, что у дошкольников часто сложности вызывают пространственные представления.

Оречевление признаков пространства позволяет поднять восприятие дошкольником пространства на новом более качественном уровне. Степень сформированности этих представлений – очень важный показатель того, насколько ребенок готов к обучению в школе.

Дидактические игры, которые используются для того, чтобы узнавать буквы в сложных ситуациях, позволяют детям создавать в воображении стойкие образы букв, хранящиеся в их памяти несмотря ни на что. Это и есть главный способ не допустить развитие оптической дисграфии, которая как раз и развивается в результате неусточивости таких представлений.

Чтобы устранить факторы, вызывающие дисграфию, нужно развивать у детей простейшие типы синтеза слов и анализа звуков.

Также в дошкольный период дети могут делить предложения на отдельные слова, синтезировать новые слова, подвергать звуковому и слоговому анализу. В результате при обучении грамоте ребенок может встретиться со сложностями, которые приводят к появлению изучаемого нами типа дисграфии. И факторы, вызывающие ее, будут устранены.

Профилактика аграмматической дисграфии

Главный способ борьбы с предпосылками для этого типа дисграфии является регулярная работа над формированием грамматической системы у детей. О том, что эта система сформирована должным образом, свидетельствует своевременное исчезновение аграмматизмов детей в их устных высказываниях.

Чтобы обеспечить полноценное развитие грамматического строя речи у дошкольников, нужно решить такие задачи:

  1. Помогать ребенку освоить новое значение смысла каждой формы грамматики.
  2. Обучить ребенка самостоятельно создавать грамматические формы по имеющемуся образцу.
  3. Дать ему множество однотипных образцов форм грамматики.

Затем можно привести дидактические игры, задача которых развивать системы по всем этим направлениям и этим устранять предпосылки для дисграфии.

Предупреждение дисграфии у дошкольников

Альфия Касимова
Предупреждение дисграфии у дошкольников

Тема выступления: «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста».

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом

1. Артикулярно-акустическая дисграфия.

2. Акустическая дисграфия.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Оптическая дисграфия.

5. Аграмматическая дисграфия.

6. Моторная дисграфия.

7. Смешанная дисграфия

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса).

Все задания и игры предлагаются от простого к сложному, на занятиях связываются с лексической темой.

– Игра “Найди друга”

цель: учить зрительно соотносить реальный предмет и его контурное или силуэтное изображение.

цель: учить узнавать конкретное изображение в условиях затруднённого восприятия – перечеркнутые, “зашумленные”, скрытые или контурные изображения, наложенные друг на друга)–

Игра “Помоги художнику”

цель: учить мысленно дорисовывать изображения, определять целое по части изображения.

– Важными являются различные игры на соотнесение реальных предметов и геометрических фигур, а также реальных предметов по цвету и величине.

– Детям показываются геометрические фигуры различные по форме, цвету и величине и предлагается подобрать фигуры: одного цвета; одинаковой формы; одинаковой формы и величины; одинаковой формы и цвета; различные по форме и цвету.

Предлагаются задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома и т. д., а также цвета и величины реальных предметов.

Игры на развитие восприятия размера

– “Подбери каждому медведю свою миску”,

“Покажи все предметы, которые выше, чем чайник” и другие.

– Далее начинается работа по развитию буквенного гнозиса. Для этого используются следующие упражнения:

“Найди букву” (среди других,

“Назови буквы” (в неправильном положении или выполненные разным шрифтом, “

Какая буква спряталась?” (перечёркнутые и наложенные друг на друга буквы,

“Допиши буквы” (добавить недостающий элемент).

2. Для развития зрительной памяти (мнезиса) используются следующие виды работ:

– Игра “Чего не стало?”.

На столе раскладывают игрушки, картинки, силуэты, геометрические фигуры, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них, и дети отгадывают, какой игрушки нет.

– Игра “Что лишнее?”

Дети запоминают несколько игрушек, картинок, силуэтов, геометрических фигур, и отбирают их среди других.

– Игра “Что изменилось?”.

Раскладываются картинки, игрушки, силуэты, геометрические фигуры, дети запоминают последовательность их расположения. Затем незаметно меняется их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок, игрушек, силуэтов, фигур.

3. Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений на составляющие элементы, их синтезу.

Предлагаются следующие игры и задания:

– Найти сходства и отличия между двумя изображениями;

– Узнать и сложить предмет по его частям (разрезные цветные картинки, силуэты и контуры);

– Сложить предмет из геометрических фигур;

– Игра “Из каких фигур построен дом?”;

– Игра “Найди пару” (цель: учить находить 2 одинаковые картинки из множества или 2 половинки);

– Дополнить или узнать незаконченные изображения – игра “Что не успел дорисовать художник?” (цветные и контуры);

– Игры с силуэтами “Какой транспорт выезжает из гаража?”,

– “Кто за забором?” (цель: учить узнавать силуэт предмета по его части);

– “Картинки-нелепицы”, “Что неправильно нарисовал художник?” (цветные, контурные изображения);

– Игра “Сложи из палочек”.

Далее проводится работа с буквами: анализ и синтез составляющих элементов букв – игра

-“Сложи из палочек или из элементов”,

-“Слепи букву из пластилина” и т. д., определение сходства и различия между похожими буквами.

4. Формирование пространственных представлений.

– Учить детей ориентироваться в собственном теле (правая, левая часть тела, сверху – снизу, спереди – сзади)

– Учить ориентироваться в окружающем пространстве.

Сначала определять пространственное расположение предметов по отношению к ребёнку: справа – слева от тебя, спереди – сзади от тебя, ближе – дальше к тебе.

Используются такие игры, как

– “Кто плывёт влево, кто вправо?”

– “Куда едут машины?” и другие.

Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, стоящего напротив (например, игра “Кто в какой руке держит инструмент?” и т. д., определение пространственных соотношений между 2-3 предметами, изображениями (например, даются 3 предмета и предлагается положить книгу перед собой, слева от книги положить карандаш, справа – ручку и т. д., ориентировка на плоскости (на столе, на листе бумаги, на фланелеграфе).

5. Одновременно с детьми проводится работа над пониманием и употреблением предлогов, обозначающих пространственные соотношения. Сначала берутся простые предлоги – В, НА, ПОД, затем – НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, МЕЖДУ, К, ОТ, ИЗ. Для того, чтобы детям было легче усвоить все пространственные отношения и предлоги, во всех видах игр используются различные схемы (зрительная опора).

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре “Буква сломалась”. Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

– Игра «На что похожа буква?»

А – антенна, телеграфный столб, стремянка; У – уши, сучок, вешалка.

– Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

Определение буквы, “написанной” на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

– Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

– Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

– Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

– Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

– Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

– Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

– Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели – МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор – в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) – в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы “а” дети знакомятся с союзом “а”.

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква “а” (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь – овощ, а яблоко – фрукт.

– Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

– Игра “Слово рассыпалось”. Составление из данных букв слова. Например: М. Т. С. О – мост; Ы, 3, Б, У – зубы.

– Игра “Потерялась буква”. Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д. М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. – дуб, дух, душ; Д. М – дым, дом, дам, дум.

– Игра “Кто быстрее, кто больше?” Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль – сахар; ирис – игра; рак – роль; озеро – ослик; парк – пыль.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

– Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой, Какая, Какие, Чей, Чья, Чье, Чьи? Например: яблоко (какое) – сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей) – заячий, волчий, лисий, и т. д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый – день, вечер, пирог, чай, свитер,. теплая – погода, кофта, весна, рука,. теплое – молоко, платье, письмо, озеро,.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта – красн., син. ; туфли – красн., син.

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа “Помоги Незнайке исправить ошибку”. Например: длинная вечер (длинный, черный крылья (черные).

– Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко – купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т. п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к. (дому, отцу, решению); уйти от. (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал – Женя упала; Саша ушел – Саша ушла; яблоня цветет – яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

– Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона”.

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи – по два, а у Ани – по пять. Затем они меняются карточками между собой.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

– Составление предложений по схемам:

. Зима. ___. Наступила зима.

___ ___. Наступила холодная зима.

___ ___ ___. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли. лесу. Кошка сидит. окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на.

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью.

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь. (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь. (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша. машину. Папа. из машины.

– Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Предупреждение и преодоление нарушений в эмоциональном развитии детей Цель: развитие профессионально важных качеств: педагогической рефлексии, эмпатии, позитивной установки по отношению к детям. Задачи тренинга:.

Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма» Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма»[/i] Уважаемые родители! Обратите внимание на следующее: Каждый поступающий.

Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» (Предупреждение дорожно-транспортного травматизма) Уважаемые родители! Ваши дети готовятся к обучению в школе. А, значит, и к самостоятельному движению к образовательному учреждению по улице,.

Консультация для родителей «Предупреждение недостатков голоса у детей» Азбука дыхания Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста.

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов. Пояснительная записка Актуальность программы Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

План мероприятий по предупреждение детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга».

Психолого-педагогический семинар для воспитателей «Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе» Психолого – педагогический семинар для воспитателей. «Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе». Цели семинара:.

Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение заболеваний у школьников План: 1. Роль учителя. 2. Качества, которыми должен обладать учитель. 3. Ребёнок и школа. 4. Гигиена школьника. 5. Заболевания и их предупреждение.

Профилактика дисграфии у дошкольников

автор: Федирко Эльвира Ивановна

учитель-логопед Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №45 «Улыбка»

Игры для профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников

Профилактика дислексии и дисграфии

(игровые приемы)

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма. Их причины уходят своими корнями в дошкольный возраст.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.

Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Их основным признаком является наличие специфических ошибок, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР:

  1. Развитие фонематического слуха и представлений, фонематического анализа и синтеза, мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
  2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, развитие связной речи.
  3. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения.
  4. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы

— Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

— Игра «На что похожа буква?»

А — антенна, телеграфный столб, стремянка; У — уши, сучок, вешалка.

— Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), в воздухе.

— Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

— Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

— Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Нужно найти себе пару так, чтобы получился слог.

— Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например, даны картинки, на которых изображены «улитка, муравей». Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом : УМный, УМник, УМница.

— Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) — в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

— Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки отграничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

— Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова. Например, М. Т. С. О — мост; Ы, 3, Б, У — зубы.

— Игра «Потерялась буква». Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д . М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. — дуб, дух, душ; Д . М — дым, дом, дам, дум.

— Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

— Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например, яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, ароматное.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например, теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание. Например, зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

— Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, Что можно сделать с яблоком? Сорвать, купить, съесть, помыть и т.д.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, Прийти к … (дому, отцу, решению); уйти от… (дедушки, дома, проблемы).

— Сочетание существительных с числительными.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

— Составление предложений по схемам:

______. Зима. ______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли… лесу. Кошка сидит… окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на…

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью…

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша… машину. Папа… из машины.

— Выделение границ предложений в тексте.

Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. При этом, взрослый монотонно читает фразы.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Профилактические мероприятиия дисграфии у дошкольников

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Дисграфия в большинстве случаев диагностируется одновременно с дислексией, поскольку механизм развития указанных речевых расстройств идентичен.

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе.

Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому маленькому пациенту требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Характеристика нарушения

Дисграфия основывается на недоразвитии способностей различать и сопоставлять предметы, ориентироваться в пространстве, проводить анализ и синтез. В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно. Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность.

Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки:

  • Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т».
  • Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л».
  • Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а».
  • Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания.

Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков. Важно завершить коррекцию до начала обучения письму.

С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Логопед в детском саду проводит углубленное исследование свободной речи дошкольников. Коррекционные упражнения направлены на создание четких стереотипов произношения слов. Это помогает малышу овладеть не только устной, но и письменной речью. Воспитатель проводит занятия по развитию способностей пространственного и образного мышления. По окончании коррекционной работы малышей повторно тестируют для определения уровня сформированности речи.

Как и любое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем затем скорректировать. Поскольку обычного школьного обучения грамоте недостаточно для устранения расстройства речи. Логопедическая работа направлена на формирование высших психических функций, которые требуются для овладения навыками чтения и письма. Для этого проводят коррекционные занятия, включающие дидактические игры и выполнение специальных упражнений. Направлены логопедические занятия на развитие у дошкольников:

  • понятий о геометрической форме предмета, его цвете и размере;
  • зрительной памяти (для этого ребенка просят назвать, какой предмет пропал или нарисовать увиденную картинку по памяти).

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)).

Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников

Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи. Для повышения внимательности, умения концентрироваться:

  • просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
  • разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
  • найти предмет нужной геометрической формы;
  • выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
  • найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
  • угадать контур чего изображен на картинке;
  • найти силуэт к каждому изображению;
  • на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
  • назвать предметы, нарисованные друг на друге;
  • выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
  • отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
  • отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
  • найти ошибки на рисунке;
  • отыскать «спрятанные» изображения;
  • сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
  • соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
  • узнать, что нарисовано по деталям;
  • ответить, какая картинка или предмет исчезли;
  • правильно найти выход из лабиринта.

Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:

  • посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
  • посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
  • найти картинке пару;
  • запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
  • найти отличия в двух похожих изображениях;
  • запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:

  • показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
  • показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
  • вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;
  • указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
  • выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
  • продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
  • дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
  • назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
  • не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
  • без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
  • нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
  • карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
  • прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.

Также на групповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов).

Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого малышей учат:

  • распознавать, называть буквы и пары букв;
  • искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
  • дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
  • искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
  • находить слоги или слова в печатном тексте;
  • составлять слово из предложенных букв;
  • вставлять в слово пропущенную букву (слог).

Перечисленные упражнения направлены на развитие и закрепление умений распознавать буквы, что предшествует обучению чтению и письму. Логопед старается заинтересовать ребенка, поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием дидактических картинок. При этом результат достигается незаметно, но полученные навыки закрепляются навсегда.

Предупреждение дисграфии у дошкольников

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
  • Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
  • Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).
  • Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).
  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
  • У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове бОльшее количество слогов.
  • Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
  • Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.
  1. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

  • Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
  • Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
  • Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
  • Посели слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа» (это примеры ошибок дошкольников из моей практики), потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

  • Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
  • Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
  • Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.
  1. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

    • Обведи букву;
    • Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
    • Дорисуй недостающие детали;
    • Зачеркни неправильно написанные буквы;
    • Выучи стихотворение про букву.
    • Какая буква получится, если добавить детали?
    • Какая буква получится, если убрать детали?
    • Нарисуй букву в воздухе.
    • Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника! Желаю Вам успехов в занятиях!

Читайте также:  Особенности артикуляции у детей со стертой дизартрией
Ссылка на основную публикацию