Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников

Творческий план по теме «Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Елена Юрасова
Творческий план по теме «Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Тема: Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Цель: сформировать у детей различные виды анализа и синтеза речевых единиц.

Задачи:

• изучить и проанализировать опыт по данной проблеме;

• формировать сознательный интерес и привлекать к плодотворному сотрудничеству родителей по проблеме профилактики нарушений письменной речи детей дошкольного возраста;

• разработать и систематизировать разнообразные игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

• развивать и совершенствовать навыки анализа предложений, слогового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Требуется изучить.

1. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению

ошибок чтения и письма у детей. – Санкт – Петербург, 1995.

2. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового

анализа и синтеза. – М. :Издательство ГНОМ и Д, 2007

3. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Санкт – Петербург.

4. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной

речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Срок: сентябрь – октябрь

Работа с детьми.

Упражнять в выделении звука на фоне слова

Игры: «Хлопушка», «Услышишь – стой!», «Тренировка вратаря»

Упражнять в определении позиции звука в слове.

Игры: «Назови первый (последний) звук», «Домик», «Веселый паровоз.

Полный анализ слов типа МАК, ДОМ, НОС, МАМА, НИНА с опорой на вспомогательные средства.

Упражнять в определении позиции звука в слове.

Игры: «Цепочка слов», «Две шеренги», «Светофор».

Упражнять в слоговом анализе и синтезе.

Игры: «Не зевай, цифру поднимай», «Собери слово», «Кто больше».

Полный анализ слов типа КИНО, КОЛЯ, КОНЬ с опорой на вспомогательные средства.

Синтез типа КОТ, ТОК, СУП, САМ; КОСА, ЗИМА.

Упражнять в анализе предложения.

Игры: «Живые слова», «Найди слово», «Путаница».

Полный анализ слов типа ЗИМА, ЗАМОК, ФАЗАН с опорой на вспомогательные средства.

Упражнять в анализе предложения.

Игры: «Живые слова», «Найди слово», «Путаница».

Полный анализ слов типа БУЛКА, БАНКА, БУКВА с опорой на вспомогательные средства.

Упражнять в подборе слов с заданной позицией звука.

Упражнять в анализе предложения.

Игры: «Найди слово», «Путаница», деформированные предложения.

Полный анализ слов типа ДИВАН, КОФТА, КНИГА с опорой на вспомогательные средства.

Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Игры: «Где спрятался звук», «Назови соседей звука», «Подбери картинку к схеме».

Полный анализ слов ВОЛК, БЕЛКА, АРБУЗЫ, РАДУГА с опорой на вспомогательные средства.

Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Игры: «Где спрятался звук», «Назови соседей звука», «Подбери картинку к схеме», преобразование слов.

Полный анализ слов ЩИТ, ДАЧА, ЧАШКА, ЩЕНОК В РЕЧЕВОМ ПЛАНЕ.

Упражнять в определении», «Назови соседей звука», «Подбери картинку к схеме», преобразование слов.

Анализ слов различной слоговой структуры в речевом плане. Подбор слов к схемам.

Работа с родителями.

Стенд «Учите детей правильно произносить и различать звуки»

Консультация «Звуковой анализ»

Стенд «Игровые упражнения

по предупреждению ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста»

Оснащение дидактическим материалом.

Картотека игр по развитию языкового анализа и синтеза.

Изготовление игр для развития фонематического анализа «Составь слово», «Первый и последний звук», «Звуковая мозаика», «Волшебные сундучки».

Срок: в течение года.

Изготовление игр для развития слогового анализа.

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Дисграфия – симптомы и лечение

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 25 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7] .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3] .

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: “снки-санки” или “кичат-кричат”.

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: “и дут”, “по дкроватью”, “светилалуна”.

Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: “гуси вышли изадвора пощли на прут” [7] .

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

  • нарушение в развитии психических функций;
  • неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • частное недоразвитие ряда умственных функций.

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственные представления;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков;
  • фонематический, слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5] .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных (“маленкие”);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова (“поплькли — поблёкли”).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова (“птичк, помогайт, пичкам”);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы (“в оконнов стекла”).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова (“подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц”);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкую самооценку;
  • сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4] .

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

  • снижение памяти и внимания;
  • нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2] [9] .

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника ( неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2] .

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию [10] . Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6] .

Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11] . Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.

Читайте также:  Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4] .

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Долгова, А. В. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте / А. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/704/ (дата обращения: 07.01.2021).

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же, одновременно, является и важнейшим этапом, на котором закладывается возможность дальнейшего успешного обучения.

К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме.

Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.

В письменных работах этих детей часто встречаются следующие ошибки:

 пропуски букв и слогов;

 перестановка букв и (или) слогов;

 написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

 повторение букв и (или) слогов;

 контаминации — в одном слове слоги разных слов;

 слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Эти специфические ошибки свидетельствуют о наличии дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, необходимо планировать целенаправленную и эффективную работу, направленную на профилактику и предупреждение дисграфии, обусловленной нарушение языкового анализа и синтеза.

Система работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря.

В коррекционном обучении, по формированию языкового анализа и синтеза, выделяют три раздела:

I раздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [j], [б], [б’], [д], [г], [г’] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] — [х], [в] — [б] и т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процессов фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках правильно произносимых всеми детыми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, оставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяется 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.

III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
  2. Формирование представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [а], [у], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
  4. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего звука в слове типа суп.
  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа сом и двусложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11. Полный звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двусложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок — сук.
  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14. Полный ЗСА слов.

Среди методов, повышающих эффективность обучения, применяемых логопедом на занятиях по подготовке к обучению грамоте с положительной стороны зарекомендовали себя дидактические игры.

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т. д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот)

  1. «Разноцветные мячи».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание игры. Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

  1. «Покажи кружок нужного цвета».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.

Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный. Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости — твердости, звонкости — громкости.

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару — «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Логопед называет мягкий согласный звук, а дети — его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.

Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети — его твердую пару.

  1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Гомзяк О. С., «Говорим правильно в 6 -7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периоды обучения в подготовительной к школе логогруппе». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием I, II, III периоды».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  4. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

звук, ребенок, описание игры, слово, логопед, синтез, мяч, языковой анализ, фонематическое восприятие, слог.

Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Использование дидактических игр в работе по развитию.

У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при.

Формирование фонематического восприятия у детей с общим.

По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность. «Передай другому».Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые рядыи

Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь.

МЦОиП

Международный центр образования и педагогики (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70859)

  • Главная
  • Викторины и олимпиады
  • Конкурс
  • Публикация статьи в СМИ
    • Опубликовать статью на сайте
    • Опубликованные материалы
  • Контакты
  • FAQ
  • Отзывы
  • Личный кабинет
  • Главная
  • Викторины и олимпиады
  • Конкурс
  • Публикация статьи в СМИ
    • – Опубликовать статью на сайте
    • – Опубликованные материалы
  • Контакты
  • FAQ
  • Отзывы
  • Личный кабинет

Профилактика дисграфии. Консультация для воспитателей

Профилактика дисграфии. Консультация для воспитателей

Автор: Ремешкова Светлана Николаевна

для воспитателей общеразвивающих групп по теме

«Дисграфия. Ее причины и профилактика»

1. Понятие «дисграфия».

2. Виды дисграфии.

3. Последствия дисграфии.

4. Причины и предпосылки дисграфии у дошкольников.

5. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

6. Двигательный игротренинг как средство профилактики дисграфии.

Мы представляем Вашему вниманию консультацию «Дисграфия. Причины и профилактика».

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы одной из этих функций: слуховой дифференциации (различения) звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то может возникнуть дисграфия (от греческого «графо» — письмо) .

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Другими словами, это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Дисграфия является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 10-30 % младших школьников Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Более половины (55,5 %) детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Выделяются следующие виды дисграфий.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия . Ребенок пишет так, как произносит, опираясь в процессе письма на неправильное произношение звуков. Проявляется в замене или пропуске букв.

Например: РАК – ЛАК, СТОЛ – ШТОЛ, ЖУК – ЗУК, КОВЕР – КОВЕЛ, КОЖА – КОЗА, БУБЛИК – ПУПЛИК.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическая дисграфия. В данном случае в устной речи звуки произносятся ребенком правильно, но не точно дифференцирует (различает) звуки на слух. Чаще всего смешиваются и заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки (ШОБАКА), звонкие и глухие звуки (ТЕЛАЙ), неправильно обозначается мягкость согласных (ПИСМО, ЛУБИТ); а также гласные О-У, Е-И (ТОЧА вместо ТУЧА, ЛЕС – ЛИС).

Пример из письменной работы ребенка.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы).

ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукобуквенной структуры слова.

Приведем пример таких ошибок:

· пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);

· пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);

· перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);

· добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);

· пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ.

ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия . Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением на письме букв, сходных по написанию.

Например: В – Д, Т – Ш, И –Ш, П –Т, Х – Ж, Л – М.

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

Причины и предпосылки дисграфии у дошкольников

1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих).

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (нарушение звукопроизношения).

Читайте также:  Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста

— узнавание звука на фоне слова;

— выделение ударного гласного в начале и конечного согласного из конца слова;

— определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.

4. Несформированность зрительно-пространственных представлений.

5. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования (неправильное употребление окончаний слов в устной речи).

Таким образом, неизбежность появления дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы «убрать» ее предпосылки еще до начала обучения в школе.

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому «букету» печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

· невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;

· существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;

· большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);

· трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

· психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).

· асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Основные направления работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.

4. Развитие лексико-грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов.

6. Формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.).

7. Развитие памяти, внимания, мышления.

8. Развитие моторной (двигательной) сферы ребёнка.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи.

Движения детей, имеющих патологии развития речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции, недостаточно развита ручная умелость. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети или, наоборот, медлительные.

Двигательный игротренинг как средство профилактики дисграфии

Двигательный игротренинг – это, на наш взгляд, уникальная методика, которую можно использовать в общем коррекционном процессе индивидуальной логопедической помощи посредством сочетания физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритме движений как с испльзованием мяча-фитбола или без него и т.п. При использовании этой методики у детей развивается ритмическое чувство, совершенствуются координация, равновесие, осанка, создаются условия для коррекции речи. За основу мы взяли методику «Двигательный игротренинг для дошкольников» А.А. Потапчук и Т.С.Овчинниковой, которая позволяет интегрировать содержание классической индивидуальной логопедической образовательной деятельности с упражнениями.

«Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального функционирования и развития» (А.А. Потапчук и Т.С.Овчинникова).

Авторы методики двигательного игротренинга подробно описывают влияние занятий с мячами-фитболами на развитие ребенка-дошкольника. Но отмечают, что при отсутствии мячей, игровые упражнения, сказки и ритмические композиции можно использовать и без специальных мячей-фитболов. В некоторых упражнениях можно использовать детские мячи.

Помимо методики проведения занятий по фитбол-гимнстике, в пособии предлагается практикум по двигательной сказкотерапии, музыкально-ритмические комплексы, сюжетные и бессюжетные игры с фитболами для дошкольников, начиная с младшего возраста. В методике так же предлагаются упражнения для дыхательной и звуковой гимнастики, упражнения на координацию движения и речи на всех этапах работы со звуком, «звучащие стихи» в коррекции общей моторики. Игровые упражнения расписаны от простого к сложному, с соблюдением этапности.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые мы апробировали с детьми старшей коррекционной группы с нарушениями речи. Эти и другие упражнения представлены в буклете.

1. Упражнение для кистей рук. Прокатывание мяча вокруг себя.

Дифференциация звуков М, Б, Д.

Взяли дети белый ком, Прокатить мяч вокруг себя вправо.

Лепить будем снежный дом

Мы польём его водой, Прокатить мяч вокруг себя влево.

Домик будет ледяной!

Ком за комом мы кладём, Поднять мяч над головой.

Вот и вылепили дом. Опустить мяч перед собой.

2. Упражнение на равновесие.

И.п.: стоя, руки на поясе, мяч на полу.

На одной ноге постой-ка, Руки на поясе, постоять на правой ноге,

Будто ты солдатик стойкий. левая нога стопой на мяче.

Ну, смелее подними, Отвести руки в стороны

Да гляди – не упади. и закрыть глаза.

А сейчас постой на левой, Руки на поясе, постоять на левой ноге,

Если ты солдатик смелый. правая нога стопой на мяче.

Ну, смелее подними, Отвести руки в стороны

Да гляди – не упади. и закрыть глаза.

3. Упражнение «Маятник»

И.п.: Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках.

В.: выполнение движений в соответствии с текстом и описанием движений.

Качаться я весь день подряд Повороты вправо – влево

Для вас, ребята, очень рад. по 2 раза в каждую сторону.

Я – маятник-трудяга, Мяч в руках над головой.

Хоть и устал бедняга. Наклоны туловища в стороны,

по 2 раза в каждую.

При наклонах следить, чтобы туловище было фиксировано, ноги не отрывались от пола при раскачивании. Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность позвоночника во фронтальной плоскости, укрепляются мышцы верхних конечностей.

4. Упражнение для плечевого пояса.

Дифференциация звуков И, А.

И.п.: сидя «по-турецки», мяч в руках перед грудью.

При выполнении наклонов головы, мяч в руках наклонять в ту же

сторону, что и голову.

Тик-так, тик-так, По два наклона головы влево и вправо.

Я умею делать так: Поднимать одновременно плечи.

Влево – тик, вправо – так, По два наклона головы влево и вправо.

Тик — так, тик – так. По два наклона головы влево и вправо.

Следить за тем, чтобы ребенок наклонял голову к плечу, а не

наоборот, поднимал плечо к голове.

5. Упражнение на осанку и развитие основных видов ходьбы через

имитацию движений животных.

И.п.: стоя, мяч в опущенных руках.

У нас славная осанка – Выпрямиться, руки с мячом внизу,

проверить осанку.

Мы свели лопатки. Свести лопатки, мяч в согнутых

руках прижат к груди.

Мы походим на носках Повернуться вокруг себя на носках,

мяч перед собой.

И пойдем на пятках. Повернуться в обратную сторону

на пятках, мяч в вытянутых руках.

Пойдем мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво, с перекатом с

пятки на носок, вокруг мяча.

Ну а если надоест, Пройти по-медвежьи,

То пойдем все косолапо, переваливаясь с ноги на ногу.

Как медведи ходят, в лес.

Надеемся, что наша консультация была для Вас интересна и полезна.

Спасибо за внимание!

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

Наталья Ершова
Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

1. Что такое письменная речь

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный. Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков /букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;

• Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);

Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например,на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова – “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);

• Сформированность зрительно – пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;

Читайте также:  Анализ методов развития диалогической речи у детей с ОНР

• Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;

• Достаточно развитая тонкая ручная моторика;

• Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова,например: ходить, выходить, обходить, проходить.

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом? (Основные направления профилактической работы.)

• слышать /различать звуки речи

• говорить /правильно произносить все звуки речи

• видеть /ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

• думать, понимать, анализировать, быть внимательным

иметь развитую мелкую моторику пальцев рук

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?

Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 – 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно, которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.

Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ – движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ – кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:

Жили – были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.

“Пальчики в футбол играют“ – поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Пальчики в футбол играют,

Все друг друга обгоняют

Каждый забивает гол

Хорошо играть в футбол!

Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ – дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху – вниз”

“Бабочки на лугу“ – ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги,комментируя свои действия: “снизу – вверх, сверху – вниз “

«Котята разбежались»– Запоминание слов: “вправо – правый, влево – левый, вверх – верхний, низ – нижний” – на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине. ”Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ – и передвигает фигурки в разные направления. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок,например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева. “

Игру можно проводить в нескольких вариантах: “Что изменилось?”

“Запомни и назови“ (менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся)

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь, держать ручку/.

Рисование (обводка) улитки, клубков ниток. Стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги – волны, водоросли, прыжки кузнечика, чешуйки рыбок, штриховка.

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

Игры на развитие зрительного внимания, развития связной речи, грамматического строя

1.Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз.

2. “Расскажи, что видно в телескоп” – лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре:2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком – картинкой (из сказок, мультфильмов) и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по – очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа (смотрит не более 1 мин.) Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

Материал: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона (слева и справа)

Ход игры: предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ – как можно больше придумать слов на последний звук /кот – туман – нос/.

2. “Игры с использованием магнитной азбуки“ Измени один звук слова,объясни смысл слов: сом – сок – суп – сор – сыр – сын – сон – роса – роза – рота…

3.Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А – лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

6. Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

7. Используемая литература

1) “Логопедия” под ред. Л. С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.

К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие “нелепые” ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого “графо” — письмо). Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
  7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветках, диктан-диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
  9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
  2. нарушения управления: в ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: роще, стене, на бухли-набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов:
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы:
  4. зеркальное написание букв
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: “Как слышат, так и пишут”. Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

  1. пропуски согласных;
  2. пропуски гласных;
  3. перестановки букв;
  4. добавления букв;
  5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
  6. слитное написание слов;
  7. раздельное написание слов;
  8. слитное написание предлогов с другими словами;
  9. раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Ссылка на основную публикацию