Презентация: Оптическая дислексия и дисграфия

ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИЗАРТРИЯ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СДО ЗЕМСКОВА ВАЛЕРИЯ ТАМБОВ 2018 Неврологические основы патологии речи. – презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемВалерия Земскова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИЗАРТРИЯ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СДО ЗЕМСКОВА ВАЛЕРИЯ ТАМБОВ 2018 Неврологические основы патологии речи.” — Транскрипт:

1 ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИЗАРТРИЯ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СДО ЗЕМСКОВА ВАЛЕРИЯ ТАМБОВ 2018 Неврологические основы патологии речи.

2 Дислексия. Дислексия – это болезнь неврологической природы, сопровождающаяся невозможностью распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания, при этом общие обучающие способности не нарушены.

4 Виды: В зависимости от нарушенных функций, выделяют такие категории нарушения чтения: Фонематическая дислексия. Возникает в результате недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Семантическая дислексия. Характеризуется нарушением понимания смыслового значения прочитанной информации. При этом механически ребенок воспроизводит информацию правильно, но не способен изложить смысловое значение текста или предложения. Аграмматическая дислексия. Возникает в результате системного недоразвития речи, морфологических и функциональных обобщений. Оптическая дислексия. Сопровождается сложностями в восприятии внешне схожих букв, отдельно размещенных в тексте. Мнестическая дислексия. Ребенку сложно воспринимать, какая буква соответствует определенному звуку.

5 Причины: Главную роль в возникновении болезни играют нейробиологические причины. Исследователи выявили, что у детей с данным диагнозом конкретные участки мозга (задняя часть левой височной извилины) менее функциональны, нежели у здоровых детей. У пациентов наблюдается также низкая плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева. Генетическая предрасположенность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на формирование нейронов в определенных мозговых участках, что способствует возникновению болезни. Нехватка навыков усвоения прочитанной информации и самостоятельных занятий в дошкольном возрасте, что способствует недостаточному формированию сигналов между нервными клетками в центре речи головного мозга. Возникновение дислексии вследствие повреждений головы.

6 Симптомы: В устном произношении наблюдаются дефекты воспроизведения звуков, ограниченный запас слов, неточное понимание значения и неправильное употребление слов, отсутствие развернутых предложений. Наблюдается угадывающее воспроизведение прочитанного, пропуск букв. Темп очень медленный, чтение по буквам или слогам. Дислексия является независимым нарушением, не связанным с памятью и умственным развитием. Общие обучающие способности не страдают.

7 Диагностика Диагностировать заболевание достаточно сложно. Логопедическое обследование. Анализ устной речи. Анализ письма. Функциональная МРТ, ПЭТ – обследование головного мозга. Дополнительная консультация невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ, офтальмолога с выполнением офтальмологических тестовых заданий. Возможна дополнительная консультация психолога.

8 Лечение Стандартная система логопедических занятий по коррекции дислексии заключается в работе над всеми нарушениями устной речи и неречевыми процессами. Систематические занятия с ребенком должны проводиться как родителями, так и опытными логопедами.

9 Дисграфия Дисграфия – это определенное нарушение письма при нормальном развитии интеллекта. Заболевание сопровождается нарушением по фонетическому принципу, что приводит к специфическим ошибкам, которые искажают звуковой состав слова.

11 Виды: По нарушениям определенных операций письма, классифицируют следующие категории дисграфии: Артикулярно-акустическая дисграфия, возникающая вследствие нарушения артикуляции, произношения звуков, фонематического восприятия. Акустическая, возникающая при нарушениях фонемного распознавания. Дисграфия на фоне недоразвития языкового анализа и синтеза. Аграмматическая, возникающая при несформированности лексико-грамматической стороны речи. Оптическая, возникающая в результате недоразвития зрительно-пространственного восприятия.

12 Причины: Процесс овладения письма тесно связан с уровнем развития всех сторон устной речи, поэтому главную роль в развитии дисграфии играют органические и функциональные причины. Также в основе этиологии дисграфии лежит недоразвитие или повреждения головного мозга: патология беременности, травмы при родах, менингиты и энцефалиты, инфекционные и тяжелые соматические болезни, приводящие к истощению нервной системы малыша. К социально-психологической группе факторов, способствующих появлению дисграфии, относятся семейный билингвизм, нечеткость и неправильность речи окружающих, недостаточность речевых контактов, запущенность развития речи ребенка взрослыми, раннее обучение малыша грамоте при его психологической неготовности.

13 Симптомы: Дисграфия проявляется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма, которые не связаны с незнанием правил. Ошибки характеризуются смещением и заменами зрительно или фонетически схожих букв и звуков на письме, нарушением буквенно-слоговой структуры слова, аграмматизмами и т.д. При артикулярной-акустической форме наблюдается неверное произношение, устная речь характеризуется аналогичными ошибками, возникающими на письме. При акустической форме нарушения в устной речи не наблюдаются, но фонематическое восприятие недостаточно развито. Письменные ошибки сопровождаются заменой букв, соответствующих фонетически сходным звукам. При аграмматической дисграфии наблюдается неправильное склонение слов по падежам, родам и числам, неверная последовательность слов и их пропуски. Данный тип дисграфии возникает на общем фоне несформированности речи, например, при алалии или дизартрии. Оптическая дисграфия проявляется заменой или смешиванием графически схожих букв. Ошибки при данной форме проявляются неполным написанием слов или добавлением лишних элементов в слова, наблюдается зеркальная пропись букв.

15 Диагностика Для определения органической этиологии дисграфии требуется осмотр невролога, офтальмолога, отоларинголога. Логопед определяет уровень развития речевого аппарата. Диагностика письменной речи направлена на разделение дисграфии с элементарным незнанием правописания и выявление формы патологии. Обследование состоит из проведения нескольких этапов. Начальный этап заключается в изучении и анализе письменных работ.

16 Лечение Коррекция дисграфии разрабатывается с учетом механизмов и форм нарушения письма. Общие методы по коррекции патологии заключаются в восстановлении звукопроизношения и фонематических процессов, обогащении словарного запаса и развитии грамматической части речи, формировании связной речи. Развитие аналитико-синтетической сферы, слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления, имеет значимое место в комплексе логопедических методик. Приобретенные навыки устной речи фиксируются при помощи письменных заданий.

17 Дизартрия Дизартрия – это нечленораздельность речи, нечеткое произношение слов, возникающее в результате нарушения иннервации речевого аппарата.

18 Виды: Исходя из локализации повреждения головного мозга и особенностей патологии, классифицируют следующие типы: Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и нервов бульбарной группы, отвечающих за двигательную функцию мышц языка, глотки и мягкого неба. Псевдобульбарная дизартрия возникает в результате поражения проводящих путей, которые соединяют кору головного мозга с ядрами бульбарной группы. Мозжечковая дизартрия развивается вследствие поражения мозжечка и сопровождается нарушениями речевого темпа, наблюдается отрывистая речь, неправильно ставятся акценты в словах. Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых ядер. Корковая дизартрия вызвана поражением коры пре- и постцентральной извилин головного мозга и сопровождается обычным темпом и тембром голоса.

19 Причины: Причиной возникновения болезни может служить любая патология или нарушение строения задних отделов лобной доли, подкорковых ганглий, мозжечка и проводящих путей, которые соединяют данные области с другими участками головного мозга. образования головного мозга и мозжечка; острый либо хронический сбой кровообращения головного мозга; кровоизлияние в головной мозг; мозговые повреждения; гнойный процесс в головном мозге или мозжечке; патологии, характеризующиеся распадом миелина (рассеянный склероз и др.); интоксикации в результате взаимодействия с солями тяжелых металлов, промышленными ядами; ботулизм, болезнь, возникающая в результате интоксикации ботулотоксином; боковой амиотрофический склероз; синдром Фацио-Лонде, генетическая патология, которая сопровождается в молодом возрасте дизартрией.

20 Симптомы: Клиническая картина заболевания проявляется следующими признаками: Нечленораздельная речь. Гнусавость. Нарушение речевой динамики и ритма. Наблюдается неподвижность языка, губ и щек при произношении. Быстрая утомляемость мышц органов речевого аппарата при произношении.

21 Диагностика Диагностика патологии заключается в осмотре профессионала и проведении ряда исследований: Анамнез жалоб пациента. Осмотр глотки, проверка рефлексов, наличие истончения мышц языка. Осмотр логопеда. Осмотр отоларинголога. КТ и МРТ головного мозга помогают детально изучить строение мозга и узнать причину патологии; Дополнительная консультация нейрохирурга.

23 Лечение Лечение дизартрии заключается в регулярных занятиях с логопедом, причем с учетом лекарственной терапии и реабилитации: сегментарно-рефлекторный и точечный массаж, акупрессуры, лечебная физическая культура, лечебные ванны, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии, которые назначаются врачом-неврологом. Доказан эффект от осуществления нетрадиционных форм восстановительной коррекции: дельфинотерапия, сенсорная терапия, физиотерапия и т.д.

Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Юлия Андреева
Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Чтобы избежать подобные проблемы нужно проводить профилактику нарушения чтения и письма, это необходимо начинать с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Вопросу профилактики дисграфии следует уделить особое внимание, поскольку именно путь профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии.

В данной презентации я поделилась простыми методами, используя которые в работе с дошкольниками, мы проводим профилактику серьезных проблем.

Прикреплённые файлы:

disgrafija_cnarm.pptx | 11561,33 Кб

«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушений плоскостопия у детей дошкольного возраста» Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться.

Дидактическая игра как способ предупреждения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание 1 Введение …. 3 2. Обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР…4.

Презентация «Дидактические игры как средство профилактики дисграфии у детей с ОНР» «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе Дети с ТНР имеют сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой.

Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) «Профилактика дисграфии» 1. Вводная часть 1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в.

Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Презентация “Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного физкультурного оборудования” Слайд.

Читайте также:  Восстановление программирования высказывания у пациентов с динамической афазией

Профилактика дисграфии Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилакти-ку дисграфии нужно проводить как можно раньше, с.

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у младших школьников через развитие пространственных представлений» Дисграфия – это нарушение письменной речи, проявляющееся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.

Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста
презентация к уроку на тему

Исследования показывают, число младших школьников,испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления – бедность словарного запаса,неумение правильно пересказать текст и построить предложение ,множество ошибок на письме ,наблюдаются трудности в овладением чтением.Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше,с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв.Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие развитие у ребёнка психических функций,труебующихся для нормального овладения письма и речи.

Предложенные игры помогут в предупреждении нарушении чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
disgrafiya_i_disleksiya.pptx800.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация для педагогов и родителей Учитель – логопед Белоусова Е. А. ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт- Петербурга 201 4 год «Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста»

Нарушение чтения и письма Виды дисграфии Акустическая дисграфия Артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Акустическая дисграфия Пути коррекции Профилактика дисграфии и дислексии Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения Заключение Источники Содержание

Нарушение чтения и письма Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Эти нарушения, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.

Акустическая дисграфия Артикулятор но-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия Виды дисграфии

Происходит нарушение дифференциации фонем (распознавания близких звуков речи). На письме проявляется в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие ( б – п, в – ф и т.д. ), свистящие и шипящие ( с – ш, з – ж и т.д. ), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( ч – щ, ч – ть , ц – т, ц – с и т.д. ), твёрдость и мягкость согласных ( « писмо », « лубит », « больит » ). Акустическая дисграфия

Наблюдается неправильное произношение звуков речи, нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений. Проявляется в заменах и пропусках букв, которые соответствуют заменам и пропускам в устной речи ( жук – зук , шапка – сапка ). Артикуляторно-акустическая дисграфия

Наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки. Проявляется в следующем: Пропуски гласных и согласных Перестановка и добавлени е букв Пропуски, добавление и перестановка слогов Слитное и раздельное написание слов Слитное написание предлогов с другими словами Раздельное написание приставки и корня Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в виде аграмматизмов : Изменение падежных окончаний Неправильное употребление предлогов Неправильное написание приставок и суффиксов Неправильное употребление падежа, рода, числа Пропуск членов предложения Нарушение последовательности слов в предложении Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями Аграмматическая дисграфия

Наблюдается несформированность зрительно-пространственных функций: зрительных гнозиса , мнезиса , анализа и синтеза пространственных представлений. Проявления: Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы) Замена и смешение графически сходных букв «Зеркальное» написание букв Пропуски элементов букв Оптическая дисграфия

Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания Формирование связной речи Пути коррекции

Совершенствование пространственно-временных ориентировок Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений Развитие «поля зрения» ребёнка Развитие конструктивного праксиса Подготовка к обучению грамоте Пути коррекции

Для предупреждения ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста используются различные типы игр и упражнений, классифицирующиеся по специфике ошибок: На уровне буквы На уровне слога На уровне слова На уровне словосочетания На уровне предложения Профилактика дисграфии и дислексии

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные так и «зеркальные» буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Поиск недостающих элементов буквы («Буква сломалась»). Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками или ниточками . Демонстрация букв в разном положении . Предъявление букв разного шрифта (печатные, прописные, строчные, стилизованные) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами). Придумывание детьми слов на заданную букву. Нахождение букв в геометрических фигурах. Поиск букв, наложенных друг на друга. Придумывание слов с заданной буквой в определённой позиции (начало, середина, конец слова). Реконструкция букв из палочек. Определение букв, которые можно выложить из трёх и из двух палочек. Конструирование букв из элементов (овал, полуовал, длинная и короткая палочка) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: красных – для гласных звуков, синих – для твёрдых согласных, зелёных – для мягких согласных. А также обратное задание – по заданной схеме определить слог. Чтение слогов по слоговым таблицам. Составление слогов по таблицам (без гласных нет слогов). «Найди пару» (детям выдаются буквы; дети должны найти пару, чтобы образовался слог). Составление слога по картинкам с выделением первых (последних, вторых от начала и т.д.) звуков. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

Введение понятия «слово», короткие и длинные слова. Заучивание считалок. Объяснение предлогов с использованием схем. Отгадывание ребусов. Дифференцирование слов, отвечающих на разные вопросы («Кто это?», «Что это?», «Что делает?» и т.д.). Подбор нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, на обобщающие понятия). Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов, выделение ударного слога. Подбор слов к слоговым схемам. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Составление звуковых схем слов. Подбор к данному слову родственных слов. Исключение лишних слов. Составление слов из данных слогов (вначале слоги даны по-порядку, затем – вперемешку). Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Составление слова с использованием начальных (конечных, вторых, третьих … ) звуков (букв) других слов. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Чтение слов в обратном порядке. Составление из заданных букв слова . Подбор отсутствующей буквы в слове . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Составление слов, начинающихся на буквы, из которых состоит заданное слово. Составление из двух слов – одного. Придумывание «лесенок» слов на данную букву в определённой позиции. Подбор слов к данной рифме. Работа со сложными словами (нахождение простых слов в сложном, составление сложного слова из простых). Подбор синонимов к существительным, прилагательным и глаголам . Подбор антонимов к данным словам. Придумывание предложений со словами-омонимами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Запоминание словарных слов. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Придумывание слов с заданными слогами, буквами . Работа с неизменяемыми словами. Чтение слов по верхней (нижней) части букв. Работа с изографами (словами, записанными буквами, расположенными в виде предмета, о котором идёт речь). Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Сочетание существительных с прилагательными Подбор наибольшего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?». Подбор существительного к данному прилагательному. Соединение стрелками слов, чтобы получилось правильное словосочетание (с использование относительных и притяжательных прилагательных). Определение пропущенного окончания прилагательных в словосочетаниях. Исправление ошибок в неверно составленных словосочетаниях. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Сочетания существительных с глаголами Подбор наибольшего количества глаголов к данному существительному. Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. Подбор глагола в зависимости от рода и числа существительного. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Сочетание существительных с числительными Согласование числительных один , два , пять с существительными (возможно изменение окончания и всей основы числительного при счёте). Определение неверных словосочетаний. Использование сочетаний со словами «один» – «много» по картинкам (с изменением основы). Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

Составление предложений по схемам (повествовательные, восклицательные, вопросительные). Составление схем к данным предложениям. Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Подбор пропущенного слова в предложении (предлогов, существительных, прилагательных, наречий, глаголов). Выделение границ предложений в тексте. Соединение частей разорванных предложений. Выделение слов и предложений в слитном тексте. Чтение всего предложения от конца к началу. Работа с фразеологизмами. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше, с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв. Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие у ребёнка психических функций, требующихся для нормального овладения процессом письма и речи (внимание, память, мышление, гнозис , праксис ). Заключение

Презентация “Оптическая дисграфия”
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему

Понятие об оптической дисграфии.

Примеры оптических ошибок.

Профилактика оптической дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
disgrafiya_optich.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ «СШ№3» учитель-логопед: Гасий А. С.

Дисграфия -это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Зрительно-пространственные ошибки Зеркальность букв Зрительно-моторные ошибки Смешения оптически сходных букв З меля Е ко כ ть с в уб у ача д д Примеры оптических ошибок

Ошибки двигательного запуска д арабан п анго б т Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв. у х к у но и ж Моторные ошибки Примеры оптических ошибок

Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить , чем устранить. Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте . И начинать можно с самого раннего возраста.

Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям: Развитие зрительного восприятия (гнозиса) Расширение объема и уточнение зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительно-моторной координации

уточнение представлений о цвете, форме и величине Найди ошибку в паре 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

выделение и группирование предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса Чья это тень? Соедини фигуры стрелочками

узнавание не дорисованных предметов узнавание перечёркнутых предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

выделение изображений, наложенных друг на друга 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

знакомство со зрительным образом буквы (конструирование, реконструирование букв из элементов) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

2. Развитие зрительной памяти Проведение различных игр, например: «Чего не стало?»

«Запомни и найди» Запомни 3 фигуры, найди их на второй картинке 2. Развитие зрительной памяти

«Фотограф» Посмотри, запомни и нарисуй 2. Развитие зрительной памяти

3. Формирование пространственных представлений ориентирование в схеме собственного тела: понятия «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»

ориентирование в окружающем пространстве: понятия о направлении – вперед, назад, налево ,направо, вверх, вниз 3. Формирование пространственных представлений Игра «паучок» В центре сетки находится паучок, его можно перемещать только на одну клетку в пределах поля. Для усложнения игры нужно мысленно представлять перемещение паучка, глядя на таблицу.

4. Развитие зрительно-моторной координации графические диктанты

работа над пространственными предлогами 4. Развитие зрительно-моторной координации

пальчиковые игры по развитию у детей ручной моторики и подготовке руки к письму, так как подобные упражнения помогают развивать у детей внимательность, зрительную память, зрительно — пространственные ориентировки. 4. Развитие зрительно-моторной координации

конструирование картинок и букв 4. Развитие зрительно-моторной координации Санки Санки зимой с горок летят, В санках ребята хохочут визжат .

рисование узоров и орнаментов 4. Развитие зрительно-моторной координации

упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв 4. Развитие зрительно-моторной координации

Благодаря этим упражнениям ребята : учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается зрительный контроль, закрепляются знания о геометрических формах, они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга. Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической ди c графии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш.

Консультация для учителей, обясняющая отличия “обычных” ошибок в письменной речи детей от ошибок логопедического характера.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль .

В настоящее время к учителю – логопеду на занятия приходят дети,имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 – 4 видов дисграфии сразу. Ребёнок не определяет.

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/.

Презентация по логопедии: “Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дисграфия. Дислексия Консультация для родителей и учителей Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Садовникова ЧОУ «ЦО «Первая Европейская гимназия Петра Великого» Учитель-логопед: Колобаева Е.Ю.

Понятие о чтении и письме Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. Письмо – исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы знаков, способ перекодирования устного языка в письменный, особую форму коммуникации.

Леонтьев А. Н., (1983) Письмо, включает 3 основных операции: символическое обозначение звуков речи; моделирование звуковой структуры слова; графо – моторные операции.

Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого процесса письма: Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Виды письма Диктант Списывание Творческая работа

Творческая работа Замысел; внутреннее порождение высказывания лексическое членение; отбраковка трудных лексем и их замена; фонематический анализ; трансформация графемы в кинемы; перевод в моторную реализацию; чтение.

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

Сложность русского письма несоответствие звуков и букв в русском языке, сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков , наличие йотированных гласных. наличие слабых позиций звуков.

Что такое чтение Спирова Л. Ф., 1965: «Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого» Д. Б.Эльконин считал: «Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка»

Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение

Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка: фонематического восприятия (дифференциация фонем) фонематического анализа зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв) пространственных представлений зрительного мнезиса (запоминание букв) Процесс чтения включает в себя следующие операции: восприятие графического образа слова перевод графической формы в звуковую понимание прочитанного

История изучения нарушений чтения и письма. 1937 О.Ортон посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. 1930 г.г. Ткачев, Мнухин – нарушение процессов памяти. Нарушение чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи М.Е. Хватцев в более поздних работах рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма. Корнев А.Н. собрал 12 терминов нарушений письма и чтения от «словесной слепоты» до «дислексии развития».

Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998) Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Определение дислексии А.Н.Корнева Дислексия – состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.

Классификация С. Борель – Мезонни: 1. Дислексии, связанные с нарушением устной речи. 2. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями. 3. Смешанные случаи. 4. Случаи ошибочной (ложной ) дислексии.

Р. И. Лалаева выделяет : фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. Ошибки на письме можно разделить на 3 группы: ошибки звуко – буквенной символизации; ошибки графического моделирования; ошибки графического маркирования.

Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. Дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха: – дисграфия на почве расстройства устной речи; – дисграфия на почве нарушения произносительного ритма; – оптическая дисграфия. 2. 1969г. Токарева О.А. (клинический подход) Акустическая, оптическая, моторная эфферентная, моторная афферентная 3. 1989г. Волкова Л.С. Артикуляторно – акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в рабо­тах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яков­лева). Оптическая дисграфия

Классификация дисграфии Корнева А. Н. А. Специфические нарушения письма. Дисграфии (аграфии): 1. дисфонологические. 2. метаязыковые. Дисорфография. 1. Морфологическая. 2. Синтаксическая. Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, УО, пед. запущенности (ложные дисграфии).

Дисграфии (аграфии) Дисфонологические: а) паралалические; б) фонематические. Метаязыковые: а) дисграфии вследствие нарушения анализа и синтеза; б) диспраксические. «Ложная дисграфия» является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова) на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа, фонематического восприятия, смешение букв по кинетическому сходству, персеверация, антипация); на уровне слова (слитное написание смежных слов, раздельное написание частей слова, пропуск слогов, контоминтации ,аграмматизмы); на уровне предложения (словосочетания) (границы предложения, употребление предлогов).

На уровне буквы и слога. ошибки звукового анализа Пропуск букв «снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи». Перестановки букв и слогов чулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков– «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся» Вставки гласных букв при стечении согласных «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено»

Ошибки фонематического восприятия Смешение букв Лабиализованные гласные: О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»; Ё – ю “Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью». Звонкие и глухие парные согласные Д – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»; з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»; Смешение буке по кинетическому сходству

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова 1. когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; 2. при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.) Слитное написание слов служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна». Аграмматизм лёд — «лёдик»; мёд — «медик».

Ошибки на уровне предложения Границы предложения «Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету». Употребление предлогов Аграмматизмы нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени

Ошибки при чтении – замены при овладении буквой в процессе чтения: 1. при объединении букв в слоги, 2. при объединении слогов в слова, 3. близкие по звуковому составу слоги, – побуквенное чтение , Трудности в составлении словосочетаний, Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям, Не понимание смысла текста, Членение предложения, Нет фразовой интонации

Этиология Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явлений: 1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем; 2. функциональная недостаточность; 3. средовые условия, предъявляющие повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Презентация на тему: Дисграфия и дислексия

Дисграфия и дислексия Выполниластудентка ИПиПСПСпк-32Лашова Наталья Комсомольск-на-Амуре, 2012 г.

Содержание ОпределениеМесто в МКБ-10Симптоматика дислексииСимптоматика дисграфииВиды дислексииВиды дисграфииЛогопедическое воздействие при нарушениях чтения и письмаСоветы родителямНапоследок… Известные дислексикиБиблиографический список

Определение Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.[5]Аграфия – отсутствие процесса письма.Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.[7] Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.[7]

МКБ-10 Блок нарушений: специфические расстройства развития речи и языка.Дислексия(F81.0) – специфическое расстройство чтения;Дисграфия(F81.1) – специфическое расстройство спеллингования.[1,13]

Этиология Нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило у детей с III уровнем речевого развития. [2, 172]

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде “инициатора звуков”, “анализатора” и “автоматического определителя” и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за “неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития”. Передается дислексия по наследству. дислексия – это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.[7]

биологические причины. Недоразвитие или поражение головногомозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный,постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии,менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции,истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделыголовного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе письма.При наличие органического повреждения головного мозга, дисграфии вбольшинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или онавозникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержкипсихомоторного развития.социально-психологические причины. К таким причинам относятсянедостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдромгоспитализма и т. д.[3]

Симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков , а также замены графически сходных букв.2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова.3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.4. Нарушение понимания прочитанного.5. Аграмматизмы при чтении.6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. 8.Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.9. Неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).[3]

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых “специфических ошибок”.пропуски букв, слогов, слов, их перестановкизамены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуковсмешения букв, сходных по начертаниюслияние нескольких слов в однонарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов.Аграмматизмы на письме[3]

Пример нарушенного письма

Пример нарушенного письма

Виды дислексии Фонематическая – недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш). Семантическая – нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая – изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.Оптическая – трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв(В-З , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).Мнестическая – трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.[4]

Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая – ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Акустическая – замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;Аграмматическая – связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Оптическая – недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. [4]

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма Семантическая дислексия:Развитие звукового синтеза;Обогащение словарного запаса;Развитие грамматического строя речи;Формирование морфологических и синтаксических обобщенийОптические дислексия и дисграфия:Развитие зрительного восприятия и гнозиса, зрительного анализа и синтеза;Уточнение и расширение объема зрительной памяти;Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, зрительно-пространственных отношений, речевых обозначений;Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, в словах, в предложениях и в текстах.[1, 88]

Аграмматические дислексия и дисграфия:Уточнение и усложнение структуры предложения;Развитие функции словоизменения, умений морфологического анализа слова;Формирование навыков словообразования;Работа над однокоренными словами;Закрепление грамматических форм письменной речи.Фонематическая дислексия и дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза.Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.[1, 89]

Советы родителям Вывоз ребенка на природу, среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом;игры в слова;упражнение “Корректурная проба»;упражнение “Пишем вслух»;упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.[8]

Напоследок…. Известные дислексики Ганс Христиан Андерсен – известный датский сказочник, Леонардо Да Винчи -титан Эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, учённый и инженер. Владимир Маяковский – великий поэт своего времени, агитатор, “горлан”, поэт Революции.

Альберт Эйнштейн создатель “Теории относительности”, физик- теоретик, Лауреат Нобелевской премии. Мерилин Монро известная американская актриса, легенда при жизни и легенда после смерти. Том Круз актер, самая крупная звезда, взошедшая на голивудский небосклон в 80-е годы.

Квентин Тарантино великий режиссер, сценарист, продюсер, неоднократно выдвигался на премию «Оскар» Уолт Дисней американский кинорежиссёр, продюсер, художник-мультипликатор, талантливый бизнесмен.

Читайте также:  Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия
Ссылка на основную публикацию