Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР

Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Кромская Алла Ивановна

Учитель-логопед, МАДОУ “Детский сад №20 “Родничок” комбинированного вида”, Московская область п. Шаховская

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кромская А.И. Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 07.01.2021 ).

Актуальность данной темы обусловлена научно подтвержденными сведениями о том, что с каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Больше всего в России страдает уровень начального школьного образования: еще в 2007 году Россия занимала 15-е место по уровню грамотности у школьников, но уже к 2010 году в рейтинге из 65-ти позиций мы скатились на 43-е место (исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment). Всё это говорит о выраженности проблемы дисграфии в современном обществе.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов дисграфии является оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

Этот вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи ребёнка. В этих случаях ребёнок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:

– на школьной успеваемости детей;

– увеличивают сроки овладения школьной программой;

– вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

А если при всем этом учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.

Как уже было выше сказано, дисграфические нарушения обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Их недоразвитие можно обнаружить уже в старшем дошкольном возрасте.

В исследованиях Л.Г. Парамоновой[3] отмечается, что предпосылки оптической дисграфии имеют 45,8% дошкольников. Это:

· трудности концентрации и переключения зрительного внимания,

· нарушения восприятия предметов,

· трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

· нарушения зрительной памяти,

· недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,

· нарушение зрительно-моторной координации.

Таким образом, очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Учитывая то, что у дошкольников с ОНР имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности тех неречевых психических функций, которые являются предпосылками возникновения оптической дисграфии, основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.

Основные задачи:

  • Формирование зрительного гнозиса (восприятия).
  • Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания.
  • Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
  • Развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв).
  • Формирование пространственных представлений.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • Автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
  • Дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

Подготовительный этап – работа с картинками (со старшей логопедической группы).

Основной этап – работа с буквами (с подготовительной логопедической группы).

На подготовительном этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению.

Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов, их муляжей или же цветных изображений. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используются игры на классификацию предметов – из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.). В игре «4 лишний» дети находят лишнюю картинку. В игре « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12. Очень любят дети рассматривать неполное изображение предмета (игра «Что забыл нарисовать художник?»). В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление. Используются дидактические игры и упражнения: «Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…», «Разноцветные ступеньки»; «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?», «Собери листок». Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинают использоваться схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используются задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даются задания на сравнение предметов. Все игровые упражнения связываются с основной темой занятия.

Особое внимание на данном этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец (различные варианты игр «Чего не стало?», « Что изменилось?» и т.д.).

Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево. Работа по развитию ориентировки в собственном теле начинается при изучении темы «Части тела». Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами (например, игра «Электронная мышь»).

Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук (это и различные физминутки, и комплексы пальчиковых упражнений). Физминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель – снятие умственного и психофизического напряжения учащихся, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.

Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.

На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.

Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений при письме, включаются в подготовительной группе в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.

Работу с буквенным материалом на основном этапе я провожу в определённой последовательности с учетом постепенного усложнения материала: сначала на уровне букв, затем слогов, потом слов, и, наконец, предложений.

В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:

– «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О – колесо, К – сигнальщик…) с заучиванием стихов о букве;

– игра «Посчитай буквы» – найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;

– назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

– игра «Умные глазки» – узнать буквы, совмещенные друг с другом;

– узнать буквы, наложенные друг на друга;

– определить правильно и неправильно написанную букву;

– нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах;

– узнать буквы по их зеркальному изображению;

– показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых;

– найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;

– обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;

– игра «Сложи букву» – достроить или дописать недостающие элементы буквы;

– реконструирование букв (превращение из одной в другую);

– игра «Умные ручки» – определение буквы на ощупь;

– письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;

– узнай, какую букву пальцем написали на ладошке, на спине;

– узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона);

– конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом.

Литература.

  1. Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
  2. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.- СПб., Стройлеспечать, 1995.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб., Союз, 2001.
  4. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. – Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., Владос, 1997.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону,Феникс, 2004.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одно из приоритетных направлений деятельности воспитателей и учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения ‒подготовка детей к успешному обучению к школе. Нередко уже в начальных классах у школьников отмечаются проблемы с обучением, связанные с несформированностью процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия).

Дисграфия ‒ это частичное специфическое нарушение процессов письма.

Дислексия ‒ это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психический функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо проводить работу по профилактике.

Актуальность выбранной темы обусловлена результатами ежегодного обследования дошкольников логопедической группы, которое проводится в старшей группе ‒ в сентябре, в ходе которого были выявлены предпосылки к возникновению оптической дисграфии. У детей отмечались трудности концентрации и переключения зрительного восприятия, нарушения зрительной памяти, недостаточная сформированность пространственных представлений, расстройства зрительного анализа и синтеза. Очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

В связи с выявлением большего количества детей, имеющих расстройства психических функций, отвечающих за процессы письма, целью моей работы является разработка системы мероприятий по предупреждению оптической дисграфии в группе для детей с общим недоразвитием речи ( ОНР ) .

Для выполнения цели поставила задачи:

1. Провести работу по выявлению детей, имеющих предпосылки возникновения оптической формы дисграфии.

2. На основе результатов диагностики определить направления работы по профилактики и разработать план.

3. Работать над развитием нарушенных неречевых психических процессов, отвечающих за функции письма.

4. Организовать работу с педагогическим коллективом и родителями.

Мною разработан план работы по предупреждению оптической дисграфии.

Старшая группа

Направления работы

Работа с педагогическим коллективом

1. «Учим формы и цвета».

2. «Играем – память развиваем!»

1. «Игры для развития зрительной памяти».

2. «Развитие зрительного анализа и синтеза дома».

Формирование пространственных представлений.

1. «Игровые приемы по изучению букв».

Проведение логопедического досуга

Проведение непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у буквы Ш».

Проведение досуга «В поисках буквы Л».

Работа в клубе «Растем вместе»

— Консультация «Как научить ребенка читать?», — «Для чего необходимо развивать пространственные представления?»

— Проведение конкурса «Веселый алфавит».

Проведение игры КВН

Формирование пространственных представлений.

Средствами профилактики оптической формы дисграфии у детей с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения. Все задания по данным направлениям провожу по принципу « о т простого к сложному» и с учетом возраста детей. Например, при проведении игры на развитие зрительной памяти «Чего не стало?», сначала для запоминания детям предлагаю 4 картинки, затем 5. В старшей группе все задания выполняются на материале предметных картинок, игрушек. Для детей подготовительной группы применяю игры с буквами. Например, для развития зрительного восприятия в старшей группе использую игру «Узнай предмет», в которой детям предлагается по фрагменту определить предмет. Для дошкольников подготовительной группы аналогичная игра проводится на материале букв «Узнай букву».

Все задания включаю в плановые фронтальные занятия, которые проводятся 4 раза в неделю, это непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению. Например, на занятиях с Арсением Г. часто использую задания на развитие зрительной памяти, пространственных представлений. Для Давида Ф. включаю игры на формирование зрительного восприятия. Для более эффективной работы и получению наилучших результатов детей со схожими нарушениями объединяю в подгруппы. Подгрупповая работа способствует вызыванию заинтересованности у дошкольников, стремления выполнить задания лучше, чем другие ребята, развивает навыки работы в коллективе.

Профилактические мероприятия провожу по следующим направлениям:

1. Развитие зрительного восприятия (гнозиса), узнавания цвета, формы, величины

Целью данного этапа является обучение узнаванию предмета по контуру, зашумленного изображения предмета, предметов, наложенных друг на друга, умению соотносить предметы по цвету, форме и величине, закрепление зрительного образа букв. Использую такие игры как:

« Найди домик гнома».

Задания на развитие зрительного восприятия провожу постепенно, сначала учу детей соотносить предметы по цвету, форме и величине. Затем использую задания на узнавание предмета по контурному изображению, а также зашумленные предметы.

2. Расширение объема зрительной памяти

Целью этого направления является развитие и расширение объема зрительной памяти. Для этого предлагаю различные игры, например, такие как:

— «Вспомни и назови»,

— «Какая буква спряталась?»,

Задания по данному направлению не вызывают особых затруднений у дошкольников. Больше всего детям нравится игра «Что изменилось?», они с удовольствием принимают участие, часто просят поиграть еще.

3. Формирование пространственных представлений

Цель данного этапа ‒ учить распознавать расположение предметов по отношению к самому себе, определять пространственное расположение предметов, находящихся сбоку, ориентироваться на листе бумаги. В процессе работы я учитываю особенности и последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе. Поэтому работу по развитию пространственных представлений провожу поэтапно.

На первом этапе учу детей определять расположение предметов по отношению к самому себе. Для этого включаю в работу следующие виды заданий:

— дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;

— приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.

На втором этапе провожу работу, направленную на развитие умений определять пространственное расположение предметов, находящихся сбоку.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза

Основная цель данного этапа ‒ упражнять в составлении из частей целого предмета и выделение из целого предмета его части. Наиболее сложными для ребят являются задания на развития зрительного синтеза, например, «Семейки букв». Целью данной игры является подбор букв, с заданным элементом. Дети испытывают затруднения в узнавании букв по одной части. Игры на развитие зрительного анализа ребятам более доступны. Они хорошо справляются с таким заданиями, направленными на умение собрать из частей предмет или букву. Например, «Собери картинку» или «Конструктор букв».

Часто в работе по данному направлению применяю игры:

— «Узнай, кто нарисован?»,

— «Буквы из бусинок».

Многообразие игр и заданий позволяет разнообразить процесс работы по предупреждению возникновения оптической формы дисграфии. Использование игр вызывает у детей интерес и желание активно заниматься в ходе непосредственно-образовательной деятельности.

В работу по профилактике, активно включаю родителей и педагогов. Для педагогов организовываю консультации не реже чем раз в 3 месяца. «Игровые приемы по изучению букв» (для воспитателей подготовительных групп), для педагогов младших групп провожу такие консультации как: «Учим формы и цвета», «Играем – память развиваем!». В конце года провожу открытое занятия или досуг. Взаимодействие с родителями проходит во время групповых, индивидуальных консультаций и в рамках работы клуба «Растем вместе», в ходе которого провожу совместные мероприятия, например, игру КВН, конкурсы. Индивидуальные консультации организовываю дважды в год, в начале и в конце учебного года. Приглашаю в первую очередь родителей, тех детей, кто испытывает наибольшие затруднения. Тема консультации зависит от того, какие процессы у ребенка нарушены. Во время консультаций рассказываю родителям о методах и приемах коррекции, предлагаю практические задания.

Читайте также:  Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

В ходе игры КВН дети и родители поделились на команды, участвовали в конкурсах, соревновались в выполнении заданий, ребята подарили родителям творческие номера «Песня о буквах», «Куклы учат буквы». В конце мероприятия ребята получили дипломы участников. Родители и дети остались очень довольны игрой, выражали желание принять участие еще.

Активное участие приняли родители и дети в конкурсе «Веселый алфавит», по условиям которого, необходимо было изготовить букву из любого материала. Участники проявили фантазию и творческий подход, изготовив буквы из коробок, ткани, коктейльных палочек, ватных дисков. Затем каждый участник представил свою букву в творческой форме. Мероприятия закончилось вручением дипломов и призов победителям и участникам.

Все э то повышает эффективность проводимой работы, способствует развитию и формированию у дошкольников процессов, необходимых для предотвращения возникновения расстройств письма и чтения оптического характера, что подтверждают результаты диагностических исследований. Анализ мониторинга за 2017-2019 уч. годы показывает, что у детей наблюдается значительный рост развития всех процессов, участвующих в чтении и письме. На начало обучения были выявлены 6 человек с низким уровнем развития зрительного восприятия, у 7 ребят отмечен средней уровень. Дошкольники испытывали трудности в назывании некоторых геометрических фигур (овал и прямоугольник), путали названия некоторых цветов. На конец второго года обучения количество детей с низким уровнем зрительного восприятия снизился до 1 человека. А число дошкольников со средним уровнем составило 6 человек, и у шести ребят был отмечен высокий уровень развития зрительного восприятия. Ошибки при назывании цвета, размера и формы отмечены у одного ребенка, остальные ребята справились с заданиями верно.

Показатели состояния зрительной памяти также улучшились. На начало работы количество дошкольников с низким уровнем насчитывало 3 человека, средней уровень был отмечен у 9 человек и у 1 ребенка – высок и й. Дети испытывали ряд затруднений: не могли запомнить все количество предложенных картинок (Давид Ф., Артемий К., Юрий Л.), при выполнении задания» Сделай, как было» неправильно воспроизводили последовательность картинок. Наибольшие сложности вызвало задание «Повтори узор». Ошибки заключались как в расположение палочек, так и в выборе их цвета. Часто дети использовали палочки тех цветов, которых не было в образце. К концу коррекционной работы низкий уровень развития зрительной памяти отмечался у 2 человек, средний ‒ у 6, высокий ‒ у 5. При выполнении заданий дошкольники допускали ошибки редко. Характерным было то, что ребята стремились выполнить задания самостоятельно, минимальная помощь требовалась только некоторым детям.

Исследования состояния пространственных представлений показал рост уровня развития. Перед коррекционной работой низкий уровень сформированности пространственных представлений отмечался у 8 человек, у 5 детей был выявлен средней уровень. В начале года дети испытывали трудности в определении левой и правой стороны, с трудом ориентировались в схеме собственного тела. Выполнение заданий на определение пространственных отношений между несколькими предметами детям были недоступны. На конец обучения у 1 ребенка отмечался низкий уровень развития, у 7 человек отмечен средней уровень, у 5 – высокий. Многим дошкольникам стала доступно ориентировка в схеме собственного тела, на листе бумаги, определение расположения предмета сбоку.

Диагностические исследования выявили также рост уровня развития процессов зрительного анализа и синтеза. На начало коррекционного процесса количество дошкольников с низким уровнем составлял 6 человек, у 7 был отмечен средний. Выполняя задания. Дети совершали ошибки при нахождении фигуры соответствующей образцу, прибегали к стимулирующей помощи при складывании разрезной картинки, затруднялись в дорисовке деталей домика. В завершении обучения число детей с низким уровнем составило 3 человека, со среднем – 5, с высоким – 5. Большинство ребят самостоятельно выполняли задания, не совершая ошибок. Без затруднений определяли недостающие части домика и дорисовывали их, складывание разрезной картинки также не доставляло трудностей.

Таким образом, результаты, приведенные выше, подтверждают эффективность проводимой работы. У детей отмечаются улучшение всех процессов, отвечающих за овладение оптически правильным письмом. Увеличился объем зрительной памяти и восприятия. Для дошкольников характерным становится развитие пространственной ориентировки. Они ориентируются в схеме собственного тела и на листе бумаги, умеют определять расположение предметов относительно друг друга. Улучшается уровень зрительного анализа и синтеза, дети научаются определять предмет (букву) по фрагменту и составлять из частей целый предмет (букву). Развитие перечисленных процессов позволяет снизить риск возникновения расстройств письма оптического характера у детей при обучении в школе.

20 игр для профилактики дисграфии у дошкольников

Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственное представление;
  • дифференциация звуков речи;
  • фонематический и слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • внимание;
  • память;
  • эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Профилактика разных видов дисграфии

Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.

В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • акустическая;
  • аграмматическая;
  • на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
  • оптическая.

Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.

Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.

Профилактика дисграфии и дислексии

Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:

  • чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
  • чтение книг;
  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихов и песен;
  • ритмичные танцы.

Игры и задания

Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:

  • Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
  • Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат).
  • Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
  • Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
  • Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его.
  • Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза.
  • Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.
  • Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).
  • Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.
  • Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.
  • Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
  • Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.
  • Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:

  • рисование;
  • лепка объемных фигур из пластилина и теста;
  • аппликации;
  • складывание пазлов;
  • игры с конструктором;
  • игры с мозаикой;
  • подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Игры и задания

Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант.

Игровые задания для профилактики оптической дисграфии:

    • Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.



    • Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
    • Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.
    • Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.

    • Выложи из спичек. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.

    • Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.


  • Запомни и нарисуй. Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.

Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

Использование коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Письменная речь – это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка.

В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) очень распространены среди учеников вспомогательной школы. Ещё более распространёнными среди умственно отсталых школьников являются нарушения письма – дисграфии.

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью механизмов (Воронкова В.В., Соботович Е.Ф., Орлова Д.И.).

Большая распространенность дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму дисграфии.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Ошибки на уровне слова:

– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»);
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».

Ошибки на уровне предложения:

– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»).
– раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее часто у умственно отсталых школьников наблюдаются следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат», кукла – «кука», арбуз – «абуз»), пропуски гласных (собака – «сбака»), добавления гласных (скамейка – «сакамейка»), перестановки букв (окно – «коно», дрова – «врода»), пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии

1. Развитие языкового анализа и синтеза:

– формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

2. Развитие слогового анализа и синтеза:

– умение выделять гласные звуки в слове

3. Развитие фонематического анализа и синтеза:

– выделение звука на фоне слова
– вычленение звука в начале, в середине, конце слова
– определение последовательности, количества и места звука в слове.

Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа

I. Развитие языкового анализа и синтеза

Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

Работа с числовым рядом.

3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

Читайте также:  Логопедическое обследование при ринолалии

Птицы улетают на юг.

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.

Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.

Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

9. Составление предложений, используя словосочетания.

Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

II. Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Логопед может рекомендовать учителю для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

III. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18. Составить графическую схему предложения

19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Конечная цель работы логопеда и учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

Агеева Светлана Викторовна,
учитель – логопед

Список использованной литературы.

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. М., 1991.
2. Волина В.В. Праздник Букваря. М., 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М., 1991.
4. Журнал «Логопед» №5 2010 Ягелева С.Л.«Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов» с.72-80.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону; Спб., 2004.
6. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учереждений и школ различных типов. М., 2005.

Презентация на тему: Использование коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Использование коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза учитель- логопед МБОУ СОШ №3 Кондакова Ирина Вячеславовна

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Ошибки на уровне слова:Пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела»);Пропуски гласных (санки – «снки»);Вставка лишних букв (стол – «стлол»);Перестановки букв (тропа – «прота»);Добавление букв (весна – «весна); Пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот»); Ошибки на уровне предложения:Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни);Раздельное написание слов (приставок, корня) – (Летом по реке идут пароходы – «Летом пореке и дут пароходы.»);Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии1. Развитие языкового анализа и синтеза:- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении2. Развитие слогового анализа и синтеза:- умение выделять гласные звуки в слове3. Развитие фонематического анализа и синтеза:- выделение звука на фоне слова- вычленение звука в начале, в середине, конце слова- определение последовательности, количества и места звука в слове.

Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа Развитие языкового анализа и синтеза 1.Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью в парке дворник подметает листья. 2. Упражнения в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.Например: с опорой на наглядность: «осенью», «в»«дворник», «листья», «подметает», «парке».3. Определение места слова в предложении.4. Списывание текста с подчеркиванием заглавных букв и точек.

Развитие слогового анализа и синтеза 1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).4. Назвать гласные в слове.5. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.6. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.7. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.8. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.9. Выделить первый слог из названий картинок, записать его, или дописать недостающий слог

а _ нас ба _ _ мон 10. Записать только гласные данного слова.(а…а…а…, …а…а…, …и…о…)11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, Улей Домик Машина Луна Жаба

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза 1. Игра «У кого хороший слух?»Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.2. Игра «Какой звук чаще всего слышим?»Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук (Щёткой чищу я щенка , Щекочу ему бока).3. Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.(весна – автобус – слон – нос – сова).4.Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.5. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.6. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

. 9.Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: ра , , бр ви, тр ва, сы , ко ар).10.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).11 .Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например, па- – пар, пары, парад, паруса.12. Преобразование словС ч над морем я летаю,С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)С м меня ты надеваешь,С л собаку называешь. (Майка – Лайка.)

Читайте также:  Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Елена Разенкова
Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Предложение. Урок 1.

Словосочетание и предложение.

Гулять (отдельное слово не всегда передаёт мысль)

Гулять. Дети. Поле. (ряд слов, не связанных между собой нормами грамматики, не является предложением.)

Гуляли поле дети в. (Слова, записанные в беспорядке, тоже не передают мысли)

Дети гуляли в поле. (Это предложение. Оно образовано с учётом грамматических норм языка и выражает законченную мысль).

1 .Прочитайте, найдите и запишите предложения, которые образованы с учётом грамматических норм языка и выражают законченную мысль.

А) Белка. Прыгать. Веткам.

Белка прыгала по веткам.

Прыгать ветки белка по.

Б) Малыши. Играть. Песок.

Песок малыши играть.

Малыши играли в песок.

В) Тане подарили красивую куклу.

Подарить, красивую, Тане, кукла.

Г) ребята развели костёр

Ребята развели костёр.

Ребята, разводить, костёр.

Д) Бабушка испекла вкусные пирожки.

Печь. Пирожки. Бабушка.

Печь бабушка пирожки.

2. Прочитайте, определите словосочетания и предложения. Выпишите только предложения.

ранней весной Наступила весна. Весной зацветают.

Головки цветов. Головки цветов завяли. хороший мальчик

Кудрявая травка Пожелтела трава. Летающий орёл.

полная корзина сильный дождь Пошёл сильный дождь.

залило солнцем Всю поляну. Всю поляну залило солнцем.

3. Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Образец: Высокие ели – В лесу растут высокие ели.

забавный котёнок спелая клубника

полная корзина широкая улица

нарядная толпа вкусная булочка

4. Составьте и запишите предложения из ряда слов:

1) мальчики, в, плавают, реке.

2) ученики, открыли, тетради

3) котёнок, на, скамейке, сидит

4) спряталась, в, лисичка, норку.

Предложение. Урок 2.

(Рекомендовано для 3 – 4 классов).

1. Составьте и запишите предложения, используя данные в скобках слова.

Образец: Книга, библиотекарь, библиотека –В библиотеке библиотекарь выдаёт книги. .

1) Учитель, доска, объяснять.

2) Звери, лес, дремучий.

3) Магазин, продавец, фрукты и овощи.

4)Почта, почтальон, письмо

5)Стекольщик, вставляет стекло

6)Воспитатель, воспитывать, детей

2. Продолжите предложения и запишите их.

1) Петя ударил мячом в стекло и ….

2) Мальчики ходили на рыбалку и….

3) Бабушка ждала гостей, поэтому она

4) Мама заболела и ….

5) На улице стало холодно и мы не пошли….

3. Прочитайте предложения, исправьте в них ошибки, запишите правильные варианты.

1) Мальчик стеклом разбил мяч.

2) После грибов будут дожди.

3) Брат потерял библиотеку из книги.

4) Коза принесла девочке корм.

5) Цыплята вывели курицу.

6) Молоко дало корову.

7) Дети набрали костёр для хвороста.

8) Снег засыпало пышным лесом.

9) Дупло спрятало орехи в белке.

10) Зайчонок догнал волка и съел его.

4. Прочитайте, постройте другой вариант данных ниже предложений (по образцу) и запишите их.

Образец: Буря повалила старую сосну. – Старая сосна была повалена бурей.

1) Тонкий лёд затянул лужицы.

2) Быстрое течение подмыло берег.

3) Снег укрыл поле.

4) Солнце залило поле ярким светом.

5) Солнце освещает макушки берёз.

6) Иней укрыл все рябины.

Сложное предложение. Урок 3

(Рекомендовано для 3 – 4 классов).

1. Из двух предложений составьте одно и запишите его.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день. – Сегодня пасмурный и дождливый день.

1) По нашей улице ходят трамваи и автобусы.

2) У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3) Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много сыроежек.

4) Мальчики наловили карпов. Мальчики наловили лещей.

5) В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

6) Мы возьмем на прокат велосипеды. Мы возьмём на прокат мотоциклы.

7) Мы собрали кораблик. Мы собрали яхту.

8) Маша любит петь. Маша любит танцевать

9) На огороде поспели огурцы.

10) На огороде поспели помидоры.

2. Из двух простых предложений составьте одно сложное, используя союзы и, а, но

1) Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

2) Солнце светит ещё ярко. Звери готовятся к зиме.

3) Начался дождь. Дети укрылись в шалаше.

4) Снег ещё не лёг. Заяц оделся в зимнюю шубу.

5) Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

6) Зимой солнце светит ярко. Случаются и ясные деньки.

3. Запишите предложения, подбирая подходящую по смыслу концовку.

Было темно, поэтому…. пойдём в кино.

На улице шёл дождь, и …. нам стало страшно.

Я люблю сливы, а мама…. дети не пошли на улицу.

Мальчик заболел, поэтому…. вишни.

Катя встало рано, но …. была весь день бодра.

В дверь позвонили, но…. он остался дома.

Сегодня мы не пойдем в театр, а завтра…. никто не ответил

4. Определите к какому слову главного предложения относиться придаточное, начинающееся словом который. Спишите, исправляя ошибку в сложном предложении, подчеркните определяемое слово.

Образец: Ребята взяли в дальний путь компас, который им предстоял. – Ребята взяли компас в дальний путь, который им предстоял.

1)Из рыбы сварили уху, которую мы наловили.

2)За селом садилось солнце, которое раскинулось на высоком берегу.

3)Рассаду высадили на грядку, которую мы вырастили.

4)Сильный дождь освежил сад, который лил как из ведра.

5)Ребята собирали яблоки в корзины, которые поспели.

6)Сельский сад охранял сторож, который раскинулся на три гектара.

Закрепление падежных форм.

1. Запишите словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп.

Указать вопрос (от глагола к существительному)

Образец: Писали (что) письмо.

А) Решили, поймали, встретились, бегут, собирают, мечтали, обрадовались, помирились.

Б) На лыжах, яблоки, зайчонка, гостю, с лесником, задачу, с другом, о поездке.

2. Замените словосочетание глаголом, указать вопрос к существительному.

Образец: Принять участие в субботнике – участвовать в субботнике.

Переживать восхищение музыкой – …. Прийти на помощь товарищу-…Принять руководство фабрикой-…Осуществить возвращение на землю-

…. Возлагать надежды на сына – ….

3. Запишите словосочетания, изменив существительные в соответствии с вопросами.

Образец: Интересоваться (чем)техникой.

Интерес (к чему)к технике.

Назвать (что) книг. Название (чего) …

Уважать (кого) друг… Уважение (к кому….

Решить (что) задач… Решение (чего….

Любить (кого) отц… Любовь (к чему….

Презирать (кого) трус… Презрение (к кому….

4. Спишите данные словосочетания, изменяя слова в скобках соответственно вопросам.

Образец: Удивлялся силе брата. Восхищался силой брата.

1) Хорошо относился (к чему) (книги)

Аккуратно обращаться (с чем)

2) Предъявлять требования (к кому) (отличник)

Особый спрос (с кого)

3) Любоваться (кем) (бабочка)

Заглядеться (на кого)

4) Спастись (от чего) (гибель)

5) Набраться (чего) (силы)

Собраться (с чем)

6) Начать (что) (работа)

Приступить (к чему)

7) Желать (чего) (успеха)

Стремиться (к чему)

8) Применять (что) (правило)

9) Доверять (кому) (командир)

полагаться (на кого)

10) Иметь (что) (выдержку)

Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков [р]-[р’] Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков Р, РЬ с использованием персонажа из мультипликационного фильма «Человек-паук».

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

Игры и упражнения для развития дыхания у детей с нарушением зрения Игры и упражнения на развитие дыхания у детей с нарушением зрения. «Корова» Исходное положение – основная стойка. Корова пасётся на лугу.

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной̆ формы дисграфии 2 класс по теме: «Дифференциация гласных У-Ю» Цели : Образовательные: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю; Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое.

Обучение и переподготовка педагогов по английскому языку в условиях международного языкового образования Ключевые слова: педагог, английский язык, профессиональная компетентность, международные экзамены, международные сертификаты В последнее.

Перспективный план по периодам по формированию звукового анализа и синтеза I период 1. Упражнять детей в умении слушать и запоминать звучание каждого предмета 2. Упражнять детей на слух определять, что звучит,.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Семинар — практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопрои Семинар – практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения. [/b].

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость.

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии по теме

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
soobshchenie_melnikovoy_v.m._igry_i_uprazhneniya.docx32.56 КБ
profilaktika_disgrafii_na_pochve_narusheniya_yazykovogo_analiza_i_2_-_kopiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для профилактики дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

у дошкольников с ОНР

Мельникова Валентина Миндыкановна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

ЭМР Саратовской области

Игры и упражнения

для профилактики дисграфии на почве нарушения

языкового анализа и синтеза

Механизмом дисграфии почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение следующих:

анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза.

Данный вид дисграфии проявляется в следующих видах ошибок:

На уровне слова:

– пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)

– пропуски гласных (санки-снки);

-вставка лишних букв (стол-стлол);

-перестановки букв (тропа-прота);

– добавление букв (весна-весная);

– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).

На уровне предложения:

– Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни –быличудные дни);

– Раздельное написание слов /приставок, корня/ (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы);

-запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле)

Наиболее сложной формой языкового анализа является звуковой анализ . Вследствие этого – искажения звукослоговой структуры слова.

Наблюдаются следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат»),

-пропуски гласных (собака – «сбака»), добавления гласных (скамейка – «сакамейка»), перестановки букв (окно – «коно», пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Направления работы по профилактике дисграфии:

  • Развитие языкового анализа и синтеза:
    -формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении
  • Развитие слогового анализа и синтеза
    – умение выделять гласные звуки в слове.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза:
    -выделение звука на фоне слова,
    – Вычленение звука в начале, в середине, в конце слова,
    -определение количества, последовательности и места звука в слове

У каждого логопеда в арсенале имеется огромное количество игр и упражнений по развитию фонематического анализа и синтеза.

Развитие языкового анализа и синтеза

  • Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  • Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
  • Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
  • Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
  • Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

Развитие слогового анализа и синтеза

  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  • Назвать гласные в слове.
  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  • Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  • «Найди картинку»
    Цель: деление слов на слоги

Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога

  • Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Здесь необходимо вспомнить аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Даниилом Борисовичем Элькониным, где за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; т.е суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У дошкольников с нарушениями речи эта функция особенно страдает.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Упражнение для узнавания звука

  • Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
  • Подними флажок, если услышишь заданный звук;
  • Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
  • Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
  • Придумай слова, в котором есть заданный звук.

Игра «Маленький ученый»

Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова

Игра «Подарки Алёнке»

Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.

Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)

Игра «Проделки Звукоедика»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн. ват. книг..)

Игра «Рассели картинки в домики»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.

Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)

С этой целью используются следующие аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото», у нас дети очень любят игру

Игра «Бабушкины подарки»

Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Вам бабушка прислала

На подарки сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но подарки выбирайте

Лишь со звуком [Р’] в названии.

Арбуз или мандарин?

Абрикосы или груша?

Орешки или карамель?

Брюки или свитер?

Берет или тюрбан?

Купим украшения с бриллиантом или рубином?

Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой анализ слова не вызывает особых трудностей.

Упражнения для звукового анализа и синтеза

Игра «Да-нетка» по технологии ТРИЗ-РТВ

Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»

-это человек (нет)

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры: логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме» по технологии ТРИЗ (круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.

Игра «Составь слово»

Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.

– выделять начальный звук в слове.

– синтезировать слова из заданных звуков.

– составлять звуковую схему слова.

– учить обозначать звук буквой.

Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника.

Ссылка на основную публикацию