Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

Профессия – специалист по адаптивной физической культуре

Интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии.
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи

Физическое развитие детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, способствует формированию волевых качеств, двигательных навыков – оказывает влияние на формирование интегративных качеств личности. На физическое развитие детей оказывают влияние множество факторов: социальные факторы, биологические, наследственность. Как следствие, физическое развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет определенные отличия, которые подробно описаны в специальной литературе.

В нашем детском саду имеются группы компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). Для нашего детского сада вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, является актуальным.

Традиционно физическое воспитание в логопедических группах строилось на методических материалах, ориентированных на детей, не имеющих отклонения в развитии речи. Однако большинство исследователей указывают на то, что у детей данной категории нарушения развития речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, что не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняется познание окружающего мира, отягощается эмоционально-психическое состояние ребенка.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

  • активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений
  • развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;
  • развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

  • мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
  • нарушение ручной моторики;
  • общая скованность и замедленность в выполнении движении;
  • дискоординация движений;
  • несформированность функций равновесия;
  • недостаточное развитие чувства ритма;
  • нарушения ориентировки в пространстве;
  • замедленность процесса освоения новых движений;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов – силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы в В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Читайте также:  Возраст и Афазия

Основные задачи коррекционной работы:

  • научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм,
  • подниматься на две-три-четыре ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно,
  • опускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками,
  • стоять попеременно на правой (левой) ноге,
  • подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге,
  • попеременно вставать, приседать под счет,
  • поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; оставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок,
  • ловить мяч двумя руками, одной рукой, после удара по полу, по стене, после нескольких ударов о пол (удар о пол левой, правой рукой с попеременным чередованием),
  • катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота),
  • перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на руки на другую,
  • передавать мячи с небольшого расстояния в шеренгах.
  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
  • разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
  • отхлапывать ритм ладонями по полу, затем чередовать положением руки ладонь-ребро (1-2 руками), поочередно каждым пальцев отстукивать в заданном темпе по поверхности, перебирать разными пальцами натянутую резину или шнурок;
  • отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
  • тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
  • вырабатывать переключения движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро, ладони и так далее)
    воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь-ребро), пальцев (колечко-цепь-щепоть);
  • захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

Вместе с тем, рекомендуются упражнения для развития чувства темпа и ритма. Особый акцент делается на лучшее средство от гиподинамии – подвижную игру.

Анализ состояния здоровья детей, поступивших в логопедические группы нашего детского сада за последние 4 года показал, что в преобладающем большинстве дети логопедических групп нашего детского сада соматически ослаблены:

  • часть детей имеет низкие результаты освоения основных движений (бег 30м, метание правой и левой рукой, прыжки с места);
  • не справились с метанием мяча правой рукой 83% и левой 91% детей. Наблюдается недостаточная сила замаха во время броска. Неверно задается направленность полета мяча по причине недостаточно точного управления своим телом, нарушения ориентировки в пространстве;
  • испытывают затруднения при выполнении бега (41,6%), страдает скорость. При беге нарушена координация движений рук и ног, движения несогласованны. Дети проявляют неловкость, наталкиваются друг на друга, нарушены пространственные ориентировки (перебегают с одной беговой дорожки на другую);
  • четвертая часть детей испытывает затруднения при прыжках с места. Причины: недостаточная согласованность движений ног и рук при толчке ногами и взмахе руками, недостаточная сила толчка и взмаха;
  • у 83,3 % детей нарушена тонкая (мелкая) моторика пальцев.

Необходимо также отметить, что часто в семейном воспитании имеют место случаи переутомления детей как следствие введения большого количества “дополнительного” образования детей: компьютер, “школа развития” и так далее. Мало внимания уделяется обеспечению необходимой двигательной активности ребенка. В нашем детском саду есть разные дети. Есть дети, у которых нарушено развитие речи, причем довольно серьезно. Это дети, которым ставят следующие речевые диагнозы: общее недоразвитие речи, фонематическое нарушение.

Взяв за основу основные методические рекомендации к физическому воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи, определенные в работах Е.М.Е Мастюковой, М.М. Кольцовой, мы сделали особый акцент на валеологическом воспитании. С этой целью были введены разнообразные виды деятельности: обучающие, игровые, тренирующие, развивающие творческое мышление в двигательной деятельности.

Особое внимание уделено созданию предметно-развивающей среды и играм-занятиям, обогащенным проблемными ситуациями, заданиями, связанными с самопознанием по отдельным разделам (“Я и мое тело”, “Я забочусь о своем здоровье” и т.д.).

Внесены изменения в традиционную методику проведения физкультурного занятия:

  • физкультурно-валеологические занятия, в процессе которых физические упражнения и игры обеспечивают малышу познание мира физической культуры, развитие таких двигательных способностей, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, формируются знания и навыки здорового образа человека, сохранение его индивидуального здоровья. Все эти вопросы изучает современная наука валеология (здравствовать);
  • тематические физкультурные занятия. Они направлены на углубленную работу по развитию у детей познавательного интереса к миру физической культуры, по формированию у них двигательных умений и навыков, знаний;
  • интегрированные физкультурные занятия позволяют с помощью детской литературы и искусства, экологического воспитания целенаправленно формировать познавательный интерес детей к физкультурно-оздоровительной деятельности, что обеспечивает возможность самоутверждения и саморазвития;
  • досуг, позволяющий усиливать субъектную позицию ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающий малышу самоутверждение в среде сверстников и воспитывающих взрослых;
  • парные занятия родителей и детей (каждый взрослый в паре со своим малышом выполняет ряд физических упражнений с телесным максимальным контактом). Эти занятия, с одной стороны, являются познавательными, с другой – коррекционными, проводятся один раз в месяц;
  • интересным дополнением служат валеологические сказки и упражнения на тренажерах и тренирующих устройствах. Не следует забывать, что игра является необходимой составляющей всей деятельности по физическому и валеологическому развитию детей. В жизни детей присутствует дидактическая игра, подвижная игра, игровые упражнения, игровая мотивация деятельности.

Игры с применением вспомогательных предметов имеют большое значение для умственного развития. Во время игры постепенно формируются целенаправленность, достижения результата. Дидактические игры, используемые в физическом и валеологическом воспитании, решают разнообразные задачи.

Например, дидактическая игра “Что они делают”? предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить и закрепить знания детьми видов спорта, физических упражнений и используемого спортивного оборудования.

2. Активизировать словарь (названия видов спорта, физических упражнений, спортивного оборудования, глагольный словарь – “плывет”, “прыгает” и так далее).

Правила игры просты, доступны детям. В игре принимают участие 3 – 4 человека, один из них ведущий. Ведущий игры раздает играющим детям карточки и предлагает по очереди рассказать: “Что делает человечек?”. Выигрывает тот, кто правильно назовет спортсмена, упражнение и название спортивного оборудования, глагол, обозначающий действие.

Дидактическая игра “Где тут Петя, а где я”? направлена на решение следующих задач:

1. Уточнить представления о здоровом образе жизни.

2. Учить основам самооценки.

Правила игры также доступны детям. В игре принимают участие 2 – 3 человека. Один участник игры выполняет обязанности ведущего. Ведущий предлагает играющим детям выбрать из общего количества карточек, те которые полезны для здоровья. Выигрывает тот, кто выполняет задания правильно и объясняет, почему то или иное действие полезно или вредно.

В дидактической игре “Я выполняю разные движения” решаются следующие задачи:

1. Закреплять представление о физических движениях.

2. Упражнять в составлении целого из частей.

Правила игры предусматривают участие 2 – 3 человека, один из них ведущий. Ведущий предлагает составить картинку из трех частей. Выигрывает тот, кто правильно составит картинку и объяснит, как выполняется упражнение, выполнит его.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Подвижные игры используем как основную часть физкультурных занятий, проводим на праздниках и развлечениях.

В нашем детском саду мы проводим занятия “Парной гимнастики”. Один раз в месяц в занятии принимают участие все дети из одной группы детского сада и взрослые. Это могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры, в крайнем случае, воспитатели группы. Длительность занятия зависит от возраста детей: 20-25 минут для младшей группы, 25-30 минут для средней, 30-35 минут для старшей группы. Особенность этих занятий в том, что взрослый и ребенок вместе, в тесном соприкосновении выполняют физические упражнения, играют. Телесный контакт помогает им почувствовать другу друга, понять и принять, ощутить себя едиными. Приобщить родителей к ценностям, которые закладываются в ребенке, показать им возможные пути благоприятного воздействия на формирование ребенка.

После парных гимнастических занятий создаем условия для свободной дискуссии родителей, детей и воспитателей за чашкой чая с настоем из лекарственных трав. Если дети с родителями не хотят расставаться, то они имеют возможность поиграть и позаниматься на любимых снарядах.

Стали традиционными зимние и летние спортивные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья”.

Несколько слов о спортивном оборудовании. Для себя мы сформулировали необходимое условие: оборудование должно быть удобным, интересным и полезным для детей, многофункциональным. Более подробно раскроем особенности использования в работе с детьми логопедических групп разъемных обручей.

Это модель топологического преобразования (разъемный обруч из пластмассы), представленная Никитиным Александром Алексеевичем, зарегистрирована во Всероссийском н-т информационном центре 29.12.98 г., его описание включено в информационный фонд – 70980000100 за подписью Ю.Е.Ермакова. Данные обручи изготавливаются из пластмассового шланга. Они легкие и красочные, легко преобразуются в средний и в большой обручи. Преимущество данного оборудования в том, что оно позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи, так как легко трансформируются при минимальной затрате времени. Могут быть использованы в качестве соединительных деталей, украшений на праздниках и развлечениях. Благодаря его применению быстро и качественно формируются двигательные навыки и умения.

Упражнения с обручами дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц. Различные хваты обруча, движения его в руках развивают мышцы кистей и предплечий.

Результаты обследования детей на выпуске из подготовительной логопедической группы показали:

– наблюдаются изменения в лучшую сторону по всем показателям,

– самые высокие показатели были выявлены при обследовании бега и прыжков – все дети с заданием справились. Причем при выполнении прыжков все дети справились на высоком уровне, однако остаются дети с низким уровнем развития движений,

– наблюдается наличие детей с низкими показателями по метанию –5 детей. Причем низкие показатели были выявлены только при метаниии одной рукой (правой или левой),

– сравнительный анализ развития моторики показал, что моторика значительно улучшилась. В целом дети справлялись с заданиями. При этом у 55,5% детей остались отдельные проявления недоразвития моторики рук и пальцев, которые проявлялись в медленном темпе выполнения заданий, нарушении координации при выполнении задания (складывании спичек в коробки одновременно двумя руками),

– дети, длительно участвовавшие в реализации программы, стали более осознанно относиться к своему здоровью: старались выполнять все виды деятельности, способствующие укреплению здоровья. Утром торопили родителей, чтобы успеть на утреннюю гимнастику. Старались выполнять правильно движения. Охотно откликались на предложение заняться двигательной деятельностью, целенаправленно использовали спортивное оборудование. У части детей проявлялась потребность в активной двигательной деятельности и в выходные: они звали родителей кататься на лыжах, санках. Часть детей стала проявлять устойчивый интерес к просмотру спортивных телепередач.

В целом в детском саду сложилась эффективная модель физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи.

Организационно-методические подходы и практика применения адаптивной физической культуры в работе с детьми младшего школьного возраста (108ч). Дистанционное обучение

Программа повышения квалификации разработана для учителей физкультуры, тренеров по адаптивной физической культуре, инструкторов и тренеров по физической культуре, работающих в группах общей физической подготовки и пр., взаимодействующих с младшими школьниками. Цель курса – обучение педагогов особенностям профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре (АФК).

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Получить теоретические знания об адаптивной физической культуре.
  • Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих отклонения в здоровье.
  • Овладеть эффективными методами и средствами, применяемыми при планировании и проведении уроков по адаптивной физкультуре.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

На курсах учителями физкультуры изучаются такие темы, как:

  • Особенности организации образовательного процесса с учащимися начальной школы согласно ФГОС НОО.
  • Правила проведения практических занятий АФК.
  • Педагогические особенности воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Психолого-педагогические различия в деятельности профессионала в области физической культуры и адаптивной физической культуры.
  • Комплекс развивающих и оздоровительных упражнений.
  • Основные компоненты адаптивной физической культуры.

Результаты и перспективы

  • Вы изучили основные меры профилактики травматизма и знаете, как оказать первую доврачебную помощь на уроках адаптивной физической культуры.
  • Вы владеете современными средствами, приемами и методами, используемыми в педагогической практике при обучении детей с отклонениями в здоровье.
  • Вы знаете, как разрабатывать адаптивные рабочие программы и реализовывать их на своих занятиях.

Применение результатов обучения

Изучив особенности организации и методику занятий адаптивной физической культурой с обучающимися начальной школы, вы сможете проводить занятия, направленные на укрепление здоровья и формирование двигательных качеств в рамках реализации ФГОС НОО. Пройдя подготовку по данному курсу, вы приобретете компетенции, необходимые для организации деятельности педагога при обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.
Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.
Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Учебный план программы повышения квалификации
«Организационно-методические подходы и практика применения адаптивной физической культуры в работе с детьми младшего школьного возраста»

Срок обучения: 6 недель.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Основные понятия адаптивной физической культуры

Нормативно-правовые аспекты ФГОС ООО, организация образовательной деятельности по физической культуре детей младшего школьного возраста

Основные понятия, средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры

Функции, принципы и опорные концепции методологии адаптивной физической культуры

Модуль II. Основы медицинских знаний и психолого-педагогического сопровождения в адаптивной физической культуре

Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Медицинские показания и противопоказания к занятиям АФК

Основы врачебно-педагогического контроля и первой доврачебной помощи при занятиях адаптивной физической культурой

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса по адаптивной физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ

Модуль III. Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Цели, задачи, функции и принципы, содержание по адаптивному физическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Обучение двигательным действиям и развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ различных нозологических групп

Использование физкультурно-оздоровительных технологий в практике работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ

Профилактика травматизма на занятиях по адаптивному физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ

Дислексия. Болезнь? Проблема? Дар?

Приветствую вас, дорогие читатели! Предлагаю продолжить тему о причинах трудностей в обучении детей. Сегодня поговорим о дислексии. О том, что должны знать родители, какие шаги им нужно предпринять, чтобы помочь любимому чаду успешно справляться с проблемой.

Что такое дислексия?

Дислексия затрагивает примерно 10% населения в мире. Бывает наследственной, приобретенной, может рассматриваться как самостоятельное расстройство или как проявление в синдроме ТНР (тяжелые расстройства речи). Ей подвержены не только дети с интеллектуальной недостаточностью, но и с нормальным интеллектом. Этот недуг порой называют «словесной слепотой» и связывают с пониженной активностью мозга в некоторых зонах левого полушария.

При нормальном интеллектуальном развитии наличие расстройства не означает, что ребенок менее умный по сравнению со сверстниками. В этом случае нарушение учебных навыков не является болезнью в медицинском понимании, а относится к психологическим проблемам развития.

К сожалению, дислексия остается с человеком на всю жизнь. Игнорирование недуга может привести к развитию у ребенка невроза, снижению самооценки, неадекватному поведению дома и в школе.

Существуют следующие виды расстройства:

Чтобы максимально снизить дискомфорт от проблемы, важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать. При правильном подходе к обучению, трудности, связанные с дислексией, могут быть в большей степени преодолены.

В основе «правильного подхода» должно лежать понимание уникальных признаков и симптомов дислексии у ребенка, его сильных и слабых сторон.

Для лучшего освоения навыков чтения и письма необходимо проводить корректировку работу речевой зоны мозга, а не только монотонно и дотошно исписывать страницы тетрадей, добиваясь грамотного письма у ребёнка. Такой «педагогический» приём, применяемый многими родителями, учителями и репетиторами, только усугубляет проблему, вызывая перенапряжение и так не сбалансированной нервной системы ребенка, формирует у него стойкое отвращение к школе и процессу обучения.

Для успешной борьбы с дислексией, надо набраться терпения и заручиться помощью специалистов: логопедов, педиатров, неврологов.

Фильм о коррекции дислексии

Положительные моменты

Вы будете удивлены, но у этого расстройства есть и положительные моменты. Дислексикам свойственно улучшенное пространственное мышление, креативность и нестандартный подход к проблемам (делу). Они видят целое, а не частности, обнаруживают нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности .

Дислексия не является причиной невозможности вести обычную жизнь и добиваться успехов. Более того, среди дислексиков много выдающихся людей, повлиявших на ход мировой истории.

Бытует мнение, что ДИСЛЕКСИЯ – БОЛЕЗНЬ ГЕНИЕВ.

Слова Рональда Дейвиса, который в 38 лет самостоятельно справился с дислексией и разработал методику ее коррекции, дают надежду опустившим руки в борьбе с недугом. Он считает, что

Как распознать дислексию

у дошкольников

Не ищите дислексию у детей младше 8 лет! Но, в некоторых случаях, выявить предрасположенность и ее симптомы можно еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Симптомы могут включать:

  • задержку речевого развития по сравнению с другими детьми того же возраста (хотя на это может быть много разных причин);
  • проблемы с речью: неспособность правильно произносить длинные слова и «перепутывание» фраз;
  • проблемы с самовыражением с помощью устной речи, например, неспособность вспомнить правильное слово для использования или неправильное составление предложений;
  • слабое понимание рифмующихся слов, например, в детских стишках;
  • трудности с изучением букв алфавита или небольшой интерес к ним;
  • сложности с определением с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы;
  • трудности с заучиванием простейших детских стишков при отсутствии проблем с памятью;
  • неправильная постановка в руке карандаша или ручки даже после неоднократных тренировок;
  • неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием.

у школьников

Симптомы дислексии обычно становятся более очевидными, когда дети начинают изучать письменную и устную речь.

Нелепые ошибки, допускаемые на начальном этапе овладения навыками письма и чтения, «зеркальные», «скачущие» буквы не должны рассматриваться как признаки недуга. Но надо начинать бить тревогу, если ситуация не изменилась к окончанию первого класса.

Признаки дислексии у младших школьников (6-12 лет):

  • проблемы с изучением названий звуков и букв;
  • орфография непредсказуема и непоследовательна;
  • неправильное расположение букв и цифр (например, «6» вместо «9» или «р» вместо «ь»)
  • постоянная путаница с порядком букв в словах;
  • долго учится читать;
  • очень медленное чтение и/или множественные ошибки при чтении вслух;
  • нарушение зрения при чтении (например, ребенок может описывать буквы и слова как движущиеся или размытые);
  • хорошо отвечает на вопросы устно, но испытывает трудности с записью ответа;
  • низкая скорость письма;
  • плохой почерк;
  • проблемы с копированием текстов;
  • выполнение письменной работы дольше обычного;
  • плохая фонологическая осведомленность (способность распознавать, что слова состоят из более мелких звуковых единиц (фонем), и что изменение фонем и управление ими может создавать новые слова и значения). В этом случае ребенку сложно ответить на следующие вопросы:
  1. Какие звуки составляют слово «пачка» и отличаются ли они от звуков, составляющих слово «почка»?
  2. Какое слово было бы у вас, если бы вы изменили звук «к» в «кошка» на звук «м»?
  3. Сколько слов вы можете придумать в этой рифме со словом «кочка»? И т.д.

у подростков и взрослых

Помимо проблем, упомянутых выше, симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых могут включать:

  • отсутствие в письменных работах правильного повествования (например, даже если они хорошо разбираются в определенном вопросе, у них могут быть проблемы с выражением мыслей в письменной форме);
  • трудности с планированием и написанием эссе, писем или отчетов;
  • трудности при сдаче экзаменов;
  • желание по возможности избегать чтения и письма;
  • трудности с записью или копированием текста;
  • плохое правописание;
  • плохую память (все время пытаются запомнить такие вещи, как PIN-код или номер телефона).

Сопутствующие проблемы

У дислексиков могут быть и другие проблемы, не связанные напрямую с чтением или письмом:

  • трудности с оперированием числами (дискалькулия);
  • плохая кратковременная память;
  • проблемы с концентрацией внимания, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • проблемы с физической координацией (нарушение координации движения или диспраксия);
  • плохая ориентация в пространстве;
  • дезорганизация;
  • затруднённый контакт со сверстниками;
  • заниженная самооценка.

Профилактика и стратегия помощи ребенку с дислексией в домашних условиях

Как показывает опыт, дислексикам легче учиться, если информация доставляется мультисенсорным способом, небольшими последовательными порциями, в предпочтительном для ученика темпе, с возможностью повторения и большим количеством положительного эмоционального подкрепления.

Не ругайте малыша, если у него что-то долго не получается. Не злитесь! Ребенок не виноват! Ему, и в правду, очень трудно! Как никогда он нуждается в вашей поддержке, внимании и безусловной любви.

В фильме «Что если дислексия?» вы найдете множество полезных советов для родителей, столкнувшихся с проблемой.

Очень рекомендую послушать замечательную аудиокнигу Рональда Дейвиса «Дар дислексии». Из нее вы узнаете об эффективной методике коррекции, позволяющей в течение нескольких занятий овладеть приемами регулирования дислексии:

Будет замечательно, если найдете время для просмотра фильма с участием Татьяны Черниговской — выдающегося учёного в области нейронауки, психолингвистики, теории сознания.

Чем еще вы можете помочь любимому ребенку?

В первую очередь, создайте спокойную обстановку в доме.

Развивайте навыки мышления, которые помогут ему стать независимым и активным, а не пассивным учеником. Поощряйте детское любопытство. Обсудите проблему или тему школьного задания. Слушайте внимательно. Делитесь точками зрения.

Помогайте при занятии чтением

После прочтения текста спросите:

  • О чем этот текст?
  • Что нужно выяснить?
  • Что ты уже знаешь?
  • Кто главные герои?
  • Какие основные идеи?
  • Ты читал что-то подобное раньше?
  • Как планируешь ответить на этот вопрос?
  • Можешь ли разделить текст на части? и т.д.

Приучайте работать самостоятельно

Если работа выполнена плохо, спросите:

  • Можешь ли ты переписать это более аккуратно и постараться сделать меньше ошибок?
  • Можешь мне объяснить или показать, как ты это сделал? и т.д.

Дробите задания и планируйте их выполнение

Помогите ребенку разбить учебную нагрузку на небольшие части и записать их на листе. Составьте план выполнения заданий в понедельник, а результат проверьте в пятницу. Таким образом, за неделю он сможет выучить, к примеру, 10 орфографических слов или таблицу умножения, делая каждый день по чуть-чуть.

Хвалите

Своевременная и правильная похвала, особенно от вас, очень много значит для ребенка-дислексика. Используйте возможности, чтобы признать его усилия и подчеркнуть положительные моменты, где это возможно. Хвалите за усердные попытки, достижение важной цели или, наконец, небольшой шаг, который он изо всех сил пытался освоить. Если нет повода похвалить — не ругайте!

Формируйте позитивный настрой

В относительно недавнем прошлом о дислексии знали мало. Поэтому многих детей несправедливо называли глупыми, ленивыми, недостаточно старающимися или умышленно отказывающимися от сотрудничества. Все это неправда. Сегодня дислексия считается особым взглядом на мир, который воспринимается уже не как недостаток, а как признак одарённости, открывающий перед ребенком широкие горизонты.

Бесспорно, детям-дислексикам придется стараться больше, чем другим, чтобы не отставать от школьной программы, которая может утомлять и подрывать самооценку. Чаще напоминайте малышу о его сильных сторонах и помогайте смотреть в будущее с оптимизмом, особенно, когда у него случается плохой день.

Следите за режимом сна

Сон — это важно, независимо от того, страдает ребенок дислексией или нет. Сытый и отдохнувший малыш лучше учится, поэтому отправляйте его спать вовремя. Хороший ночной сон даст резервы спокойствия, сдержанности, поможет контролировать эмоции в круговороте дневных событий. А чтение или просмотр нужной информации прямо перед сном (в разумных объемах) может помочь удержать ее в памяти, поэтому поощряйте это.

Хорошо в режим дня младших школьников включить время для дневного сна после школы.

Заведите «Запоминайку» — своего рода тетрадь-справочник, который поможет сформировать хорошие привычки в учебе с раннего возраста. В тетрадь можно записывать все, что трудно запоминается: сложные правила, последовательность действий, стратегии.

Не забывайте читать, читать и еще раз читать.

Поощрение к чтению – один из лучших способов поддержать ребенка с дислексией. Объясните, что чтение — это не только увлекательно, но еще и очень нужно в реальной жизни. Без убедительной мотивации дети-дислектики вполне могут пытаться избежать этих трудных для них занятий. В этом случае, как ни печально, разрыв в успеваемости между ними и одноклассниками будет только увеличиваться, а самооценка и уверенность дислектика в себе могут серьезно пострадать.

Чтение — отличный способ улучшить языковые навыки. Специалисты по перенатальному воспитанию рекомендуют читать книги будущему малышу уже на последних сроках беременности! Новорожденному начинайте читать как можно раньше. Это очень важно для его полноценного развития. Читайте малышам те книги, которые им очень нравятся, даже если вы читаете их тысячный раз.

И, прежде чем попрощаться, я позволю дать вам несколько полезных советов, которые помогут получить больший результат от совместного чтения:

  • Просматривая книгу, обсудите, как картинки, которые он видит, подсказывают слова на странице. Это стратегия, которую ребенок сможет применить позже, пытаясь понять текст. Обязательно обсудите мотивы и намерения героев, главную идею книги, важные мысли, которые пришли в голову при прочтении.
  • Детям постарше помогите найти материалы для чтения по интересующим их темам. Планеты? Динозавры? Огромное количество сопротивляющихся читателей вдохновлялись чтением о захватывающих приключениях Гарри Поттера. Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке.
  • Выключите звук на телевизоре и включите субтитры, чтобы чтение стало важной частью просмотра захватывающего фильма или мультика.
  • Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей.
  • Нет ничего лучше, чем собственный пример. Пусть ваш ребенок видит, как вы читаете. Это поможет вам моделировать регулярные привычки чтения.

Особенности визуального восприятия при дислексии (видео)

Еще один пример видения текста дислексиками вы можете посмотреть здесь.

Знаменитые дислексики

Старайтесь всегда поддерживать своего ребенка, верить ему, разбираться в тех сложностях, которые перед ним возникают, вместе искать способы их преодоления.

Пусть у вас все получится!

Берегите себя и своего ребенка!

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? 4

Оригинал на сайте kleo.ru
Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР?

Дислексия, согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер, двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать, чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности. Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

ГДЕ ПОМОГУТ

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше». Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

Оставьте комментарий Отменить ответ

4 мыслей про “ ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? ”

Здравствуйте, меня зовут Ангелина, моему сыну 10 лет, учится в 3 классе, мальчик умный, как гоаррят некоторые педагоги, но проблемы, то что описано про дислексиков, все в нем присутствует, мы Симферополе живем, куда можно обратиться с диагностикой? С обычнной школы я сына забрала в 2 классе, мы учились в 2015 школе на Яузе в Москве, т к очень плохо осваивал письмо и чтение, учительница хвалила сына, говорила умный, но до сих пор проблемы, теперь мы в Наших Пенатах числимся пока, нам нужна помощь

Добрый день. Вы написали что ребенок учился в Яузе в Москве, это что такое и где находится?

Скажите, пожалуйста, а может человек быть дислексиком в большей или меньшей степени?

Информация очень интересна и полезна. Огромное Вам спасибо. Эта проблема у моего внука. Жаль, что учитель оказался, не знающим про таких детей! Кроме того, внук ещё и «левша». Ему итак было неудобно писать в прописях для «правши», да ещё и отзеркаливал цифры. Вчера ему исполнилось 8 лет. Как быть, что делать, кроме того, что обратиться к нейропсихологу.

Дислексия

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

МКБ-10

  • Причины дислексии
    • Биологические факторы
    • Социальные факторы
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дислексии
    • Фонематическая дислексия
    • Семантическая дислексия
    • Аграмматическая дислексия
    • Мнестическая дислексия
    • Оптическая дислексия
    • Тактильная дислексия
  • Диагностика
  • Коррекция дислексии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

  • черепно-мозговая травма;
  • нейроинфекции;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию(вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Ссылка на основную публикацию