План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Тема: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР»

Тема: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР»

Выполнила учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 000» Ленинского района г. Саратова

Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.

II. Основная часть.

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР.

1. Подготовительный этап.

2. Коррекционный этап.

На протяжении многих лет я работаю с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Основной контингент логопедической группы составляют пятилетние дети с диагнозом общее недоразвитие речи II-III уровня. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одним из диагностических показателей речи у детей является нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком 2 и 3 сложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды. дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов.

даёт периодизацию формирования слоговой структуры слов как в норме, так и у детей с ОНР. , , занимались изучением особенностей усвоения слоговой структуры слов у детей с моторной алалией. , , – разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста. Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, указывают на то, что нарушение слоговой структуры слова признано стойким в структуре речевого дефекта детей с ОНР и одним из наиболее трудных для коррекции. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте в последствии приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме и результаты диагностического обследования детей, свидетельствуют о необходимости проведения специфической, целенаправленной, логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Разрабатывая систему коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова для пятилетних детей, я использовала методики , , . За основу методики взяла разработки , , так как они, на мой взгляд, удачно дополняют друг друга.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развитя речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе я предлагаю ребенку задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Цель данного этапа сформировать оптико – пространственную ориентацию и подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Приступаю к работе в начале первого периода обучения. Работа на невербальном материале включает:

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Например: “Где позвонили?”, “Узнай музыкальный инструмент по звуку”, “Чья песенка?” и т. д.. Эти игры включаются в занятия логопеда, музыкального руководителя, проводятся воспитателем.

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Я предлагаю детям различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Виды заданий используются следующие:

– хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

– воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

-задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; . !!

– воспроизведение долгих звуков( дудка, губная гармошка – символ”-“) и коротких ( барабан, бубен – символ “+”): –++, ++-+– и т. д..

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба, подскоки. (Данные виды работ проводятся на музыкальном занятии).

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений ( левой, правой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координация рук: выполнение движений одновременно обеими руками( кулак левой руки – ребро правой руки).

6. Графические упражнения на переключение (ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка и т. д.); продолжить строчку +=.

Работа на вербальном материале включает игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Для этого даю детям трехступенчатые инструкции с последующим их прерыванием взрослым и беседой по вопросам: “Что ты делал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?” Включаются упражнения типа – послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитай. Назовите второе слово, первое, третье.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом создаю дидактические игровые ситуации с использованием, например, русской народной сказки “Репка”. Этот вид работы был предложен логопедом . В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняю и закрепляю понятия: первый – последний, начало – середина – конец, между – за – перед – после. (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.).

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого и четко выполнять задания, предъявленные шепотом.

В процессе работы с детьми провожу игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), (Руки в стороны – в кулачок, разжимай – и на бочок) и т. д.

На этом этапе я также работаю над формированием фонематического восприятия у детей. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Оно тесно связано с усвоением слов различной слоговой структуры. Дети обучаются неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слов. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, ба-ба, па-па), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап, мам-ам). Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

Коррекционный этап.

Непосредственно коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. На этом этапе в работу включаются не только речевой анализатор, но и слуховой, зрительной и тактильный. Работа по коррекции общего недоразвития речи должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме), с применением наглядности.

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания, которые можно варьировать и изменять:

– произнесите звук А столько раз, сколько точек на кубике;

– произнесите звук О столько раз, сколько логопед хлопнет в ладоши;

– пропевание серии звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИУА; АУА УАУ; АУИА, ИУАО;

– те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

– узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

– логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; громко и тихо Ааа; аАа; ааА.

Если работа на уровне гласных идет хорошо и ребенок выполняет задания, то я перехожу к следующему уровню.

Уровень слогов.

Данные виды работ целесообразнее проводить на этапе постановки и автоматизации звуков. Задания могут быть следующие:

– нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (ма-мо-му. );

– упражнения с пальцами “Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев произносится один слог);

– “Сосчитай”, ребенок считает сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

– “Громко-тихо” (назвать ударный слог в цепочке слогов, произнесенных логопедом);

– “Скажи на один слог больше” (наращивание слогов: са-со );

– “Скажи на один слог меньше” (уменьшение количества слогов: са-со-су-сы);

– повторение за логопедом серии слогов с одновременным отстукиванием: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы.

– повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты.

В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

– “Скажи наоборот” (игра с мячом): са-ас, тса-аст. После усвоения ребенком этого уровня, перехожу на следующий.

Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры я учитываю следующее: структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций; формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в наиболее тяжелых случаях работа начинается с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: (ав-ав,
мяу-мяу); переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций (СГ+СГ). Детям предлагаются двусложные слова с одинаковыми повторяющимися слогами: (баба, мама, папа).

На этом уровне я использую систему коррекционных упражнений, предложенных в пособии “Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений”. Данное пособие содержит лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова, на обогащение словарного запаса, на усовершенствование грамматического строя речи. Считаю важным подбирать такой лексический материал, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию его коммуникативной функции. Использую бытовую лексику – слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала создаю игровую ситуацию. С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над развитием слоговой структуры и развитием звукопроизношения провожу параллельно. Овладение слоговой структурой идет на материале, освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не отработанные звуки. Параллельно большое внимание уделяю развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен в пособии “Работа логопеда с дошкольниками”. Эта же последовательность представлена и у .

Отрабатывая слова с различными типами слоговой структуры, можно использовать различные виды игр и упражнений. На своих занятиях я использую упражнения предложенные . Это игры на слоговой и фонематический анализ и синтез слов (“Телеграф”, деление слов на слоги, “Разрезные картинки”, “Рассели животных по домам”) и т. д..

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с ОНР плохо запоминают стихи, состоящие из четырех и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший провожу с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого я задаю вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями (Мы топаем ногами – топ, топ, топ.) и т. д.. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. На данном этапе использую такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4 – 6 строк. Я подбираю литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно веду работу по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток,

Преодоление нарушений слоговой структуры слов влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма и чтения, а также позволит ребёнку избежать появления, так называемых, вторичных психических наслоений, связанных с переживанием речевых нарушений. Поэтому важно проводить работу по коррекции слоговой структуры слов систематизированно, включать её в структуру фронтальных и подгрупповых занятий как отдельный этап, а также проводить на индивидуальных занятиях. Тесное взаимодействие с другими специалистами ДОУ: воспитателями, музыкальным руководителем, физруком будет способствовать успешной реализации коррекционной задачи.

1. Агранович работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство – Пресс, 2001. – 48 с.

2. , Сафонкина структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.

3. Большакова нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

4. , , Филичева общего недоразвития речи у дошкольников 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990

5. Маркова усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ под. ред. – М., 1961

6. . Ткаченко нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

7. Четверушкина структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М: Гном Пресс 2006

Содержание логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Е.Г.Насырова, старший логопед

Советского района г. Уфы,

учитель – логопед высшей категории

МАДОУ Детский сад № 212

Содержание логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом характеризуется специфическими нарушениями основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются нарушения слоговой структуры слов[ 4 , 8 ,9]. В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, проявляющиеся следующим образом:

нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога: «моток» – молоток; опускание слогообразующей гласной: «пинино» – пианино; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» – комната;

нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов: «деворе» – дерево; перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» – бегемот;

искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных: «тул» – стул; вставки согласных в слог: «лимонт» – лимон.

уподобление слогов:«кококосы» – абрикосы;

персеверации (циклическое повторение отдельных слогов): «били…били…билитекарь» – библиотекарь;

антиципации(замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» – ананасы;

контаминации(смешение элементов слов): «в холодильнице» – в холодильнике и хлебнице [5].

Ряд авторов, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др., отмечают, что характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречается редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер [8,9].

Длявыявления вышеперечисленных нарушений слоговойструктурыи звуконаполняемости слов логопедом подбираются предметные иллюстрации, отраженное и самостоятельное называние которых предполагает воспроизведение определенных звуков и типов слогов. Затем предлагается повторение вслед за логопедом фраз с большой концентрацией сложных слов и самостоятельное составление дошкольниками предложений по сюжетной картинке.

Читайте также:  Особенности восстановительного обучения больных с проводниковой афазией

Если у ребёнка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то задания упрощаются, детям предлагается повторить слоговые ряды, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту – ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разной ударностью (па-па-па, па-па-па,па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.

Одним из направлений логопедической работы с данной категорией детей является преодоление выявленных нарушений слоговой структуры слов. В основе коррекционной работы, на наш взгляд, лежат следующие принципы:

Принцип системного подхода, который в нашем случае предполагает взаимосвязанное формирование нарушений произношения звуков, слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического компонента речевой системы.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость воспроизведения слоговой наполняемости от состояния других психических процессов, в частности от уровня сформированности слухового внимания и памяти, психомоторных функций.

С учетом методических рекомендаций [5] работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова ведётся нами поэтапно, в соответствии со следующими направлениями:

первый этап: воспроизведение ритмического контура слова, дети должны научиться определять и дифференцировать на слух длинные и короткие слова;

второй этап: воспроизведение слоговых рядов с помощью сохранных в произношении звуков.

С этой целью нами используются следующие игры: «Длинные и короткие слова», «Прошагай слово», «Поднимись по лесенке», «Повтори за мной», «Поиграем на барабане», «Курочка зовёт цыплят», «Кто в домике живёт?» и т.д [1,2,3,6,7].

третий этап: устранение ошибок уподобления слогов друг другу, формирование умения переключаться с одного слога на другой.

На данном этапе нами широко используются игры «Повтори слова и найди картинку», «Послоговое произнесение слов», «Все слова делятся на части», «Магнитофон», «Телеграф» и т.д., представленные в пособиях автора Г.А. Ткаченко [7]. Выполнение данных упражнений подготавливает основу для перехода и воспроизведения детьми двусложных слов, состоящих из сохранных звуков.

четвёртый этап: преодоление трудностей стечения согласных и устранения перестановки слогов при помощи подборки следующих игр: «Дождик», «Поезд», «Повтори слово целиком(с хлопками) и найди картинку)», «Придумай начало слова», «Перевёртыши», «Какое слово я задумала?», «Путаница», Придумай слово с 2,3- мя слогами», «Замени в слове один слог другим» и т.д [1,2,3,6,7].

пятый этап: работа над стечением согласных звуков предполагает разучивание с детьми следующих игр: «Я начну слово, а ты закончи, добавив (заданный слог), «Назови картинки», «Закончи предложение, выбрав нужную картинку», «Повтори предложение целиком», «Один и много» с опорой на отхлопывание заданного количества слогов.

шестой этап: воспроизведение слов сложной слоговой структуры. Для формирования данного навыка, нами широко используются следующие игры: «Повтори слово, найди картинку», «Скажи по двум картинкам», «Скажи про много», «Сложные слова в предложениях», «Сложные слова в текстах».

Сформированные навыки воспроизведения слов различной слоговой наполняемости в последующем отрабатываются и автоматизируются на материале букв: «Придумать слова с данным слогом», «Вставить в слова пропущенные слоги», «Составить слова из рассыпавшихся слогов» и т.д [1,2,3,6,7].

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР ведётся на протяжении всего коррекционного обучения. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения), М., Просвещение, 1996 г.

Гадасина Л. А., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. Спб, “Детство-пресс”, 1999 г.

Дефектология” № 6 1994 г. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи (из опыта работы).

Жукова Н. Е., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., Просвещение, 1990 г .

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих моторной алалией.

Москаленко Н.И. Учим детей грамоте. Пособие для воспитателей и учителей, Минск, “Асар”, 1998 г.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь, Спб, “Детство-пресс”, 1998 г.

8. Филичева Т. Б., Чиркина В. Г. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду, М.,Просвещение, 1987 г.

План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением, чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

I этап. Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

Детям предлагаются следующие задания:

– Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.

Звуковики (артикуляция гласных)
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

– Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).

– Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И).

– Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске).

– Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога).

– Образование йотированных гласных второго ряда (согласный звук Й + гласный звук). Правило: звука два – буква одна.

– Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п.

– Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

II этап: Коррекционная работа на уровне слога.

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого.

Слоги изучаются в следующей последовательности:

  • обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;
  • прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;
  • со стечением согласных:
    1. КРА, СТО, ПТУ и т. п;
    2. ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;
    3. ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Детям предлагаются следующие задания:

– «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например:
СТА – это слог, потому что здесь есть гласный А.
М или КЛ – это не слог, потому что здесь нет гласного.

– Составление слоговых таблиц (Приложение 1).

– Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов (Приложение 2).

– Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных.

– Подбор слов на заданный слог в определённой позиции, например:

КА________КА________КА
КА________КА________КА
КА________КА________КА
КАшаприКАзыиголКА
КАбинарасКАтыулитКА
КАпитанстаКАныкукушКА

III этап. Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

  1. двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
  2. трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
  3. односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
  4. двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
  5. двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
  6. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
  7. трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

Детям предлагаются следующие задания:

– Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог.

– Разложить картинки под схемами, например:

___ и ____ а___ е ____ а___ о ____ а

– Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово: шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

– Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например: насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

– Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – . и т. д.

– Отгадывание ребусов позволяет детям более полно прочувствовать и увидеть слоговую структуру слов, с которыми приходится оперировать, например: тигры, напёрсток, одиннадцать.

Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

– Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

– Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика. (Приложение 3)

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и сжиманием ладоней «комочком». Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

– Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

– Подбор других слов для каждого слога многосложного слова, например:

победители
поездберегДиматемалиния
сапогиобедатьРодинателоулица

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках русского языка и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. Дома дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

IV этап: Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.

Детям можно предложить следующие задания:

– Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка.

– Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – ….

– Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно).

– Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении), например:
К о -т и к п и л м о -л о -к о .

– Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

– Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка (Приложение 4).

Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности. Предпочтение отдаётся групповой работе как обеспечивающей тренировку коммуникативных возможностей детей.

При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что сразу же отражается в письменных работах детей.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

  • Классификация ОНР
  • Характеристика ОНР
  • Логопедическое обследование при ОНР
  • Коррекция ОНР
  • Прогноз и профилактика ОНР
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это симптомокомплекс, характеризующийся наличием сложных речевых расстройств функционального характера, при котором наблюдаются расстройства речи различной интенсивности и периодичности. Примечательно, что данное патологическое состояние характеризуется одновременными расстройствами всех без исключения компонентов речевой системы. Нарушения касаются как лексической и фонетической, так и грамматической стороны речи пациента. Как правило, состояние не связано с какими-либо нарушениями интеллекта или функций слухового аппарата.

  • Классификация ОНР у пациентов разного возраста
  • Этиология и патогенез ОНР
  • Характеристика особенностей развития патологии
  • Диагностика ОНР (логопедическое обследование)
  • Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР
  • Профилактика и прогноз ОНР

Патологическое состояние характеризуется наличием определенных проявлений, которые характерны для ОНР и не зависят от причины, спровоцировавшей его. К таким проявлениям относятся:

  • позднее начало речевой деятельности;
  • фонетическая и грамматическая несформированность речи;
  • непонятная речь ребенка;
  • отставание экспрессивной речи от интенсивной и т.д.

Ребенок понимает слова, обращенные к нему, но не в состоянии ответить и отреагировать на обращение.

Классификация ОНР у пациентов разного возраста

Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:

  • неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
  • глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.

В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:

  1. первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
  2. второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
  3. третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
  4. четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.

Этиология и патогенез ОНР

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

  • гипоксические поражения центральной нервной системы;
  • конфликт резусов матери и плода;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы плода и т.д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики. Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание.

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Диагностика ОНР (логопедическое обследование)

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого врач изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в пренатальном и неонатальном периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • способность ребенка составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способность правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата, а также звуковой (фонетической) стороны речи ребенка, способность к анализу и синтезу звуков, которые ребенок слышит.

В результате обследования врач делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР

Прежде всего, стоит заметить, что если больше общаться с ребенком, то ОНР можно если не избежать, то в значительной мере улучшить речь малыша. Логопедическая работа с ребенком очень индивидуальна и должна учитывать не только речевые, но и прочие особенности пациента.

При каждом из уровней ОНР требуется разная коррекция общего недоразвития речи:

  1. при 1 уровне проводят мероприятия, направленные на формирование навыков понимания устной речи и самостоятельного говорения, а также на активацию у ребенка неречевых процессов (памяти, восприятия, внимания и т.д.);
  2. при 2 уровне ОНР ведется активная работа над произношением трудных для ребенка звуков, над пониманием устной речи и активацией навыков говорения. Также для детей с этим уровнем ОНР необходимы занятия по развитию лексико-грамматических навыков;
  3. целью коррекции при 3 уровне ОНР является закрепление имеющихся навыков и приобретение новых: произношение, фонематические навыки, расширение словарного запаса, умение описывать картинки и составлять небольшие связные тексты;
  4. при 4 степени ОНР основная задача логопедической коррекции сводиться к тому, чтобы «подтянуть» речь ребенка к возрастной норме и закрепить имеющиеся навыки.

Профилактика и прогноз ОНР

Коррекция общего недоразвития речи — это упорный совместный труд малыша, его родителей и логопеда. Порой лечение затягивается на долгие месяцы, но зато результаты приятно радуют и родителей, и педагогов. Начинать коррекцию лучше в возрасте 3-4 лет, когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Сегодня существует множество методик, позволяющих оценивать прогноз при ОНР как благоприятный.

Профилактика заключается в предотвращении состояний, которые являются этиологической причиной развития патологии. Чем больше вы разговаривает с ребенком, тем больше стимулируете его речевую активность.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это определение, объединяющее в себе все виды нарушений речи, не связанные со снижением слуха или интеллекта. Сюда входят различные виды дизартрии (нарушения фонетики), сложности со смысловым восприятием или воспроизведением, в том числе с письменной речью. Степень ОНР может быть разной, от полного отсутствия речи до незначительных отклонений.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. Если этого не происходит, проводится тщательное обследование, позволяющее выявить причины отсутствия речи.

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных, инфекции, травмы). Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
  • Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи

Диагностика

Обследование детей с ОНР

Общее недоразвитие речи у ребенка диагностирует врач – логопед, имеющий специальную подготовку для работы с такими детьми, обязательно назначается консультация невролога. Направление к этим специалистам должен дать педиатр, который оценивает развитие речи во время плановых осмотров ребенка.

Существуют специальные методики для оценки развития речи. Ребенка могут попросить составить рассказ по картинке, пересказать какой-то сюжет. Оценивается произношение слов, построение фраз. После проведения обследования логопед формулирует заключение, в котором прописывается степень ОНР и ее проявления.

Очень важно различать ОНР и ЗРР (задержку речевого развития), при которой темп развития речи отстает от нормального, но других нарушений не отмечается.

Дети с ОНР в детском саду должны посещать специальную логопедическую группу, если такая возможность существует. Если нет, то рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста без своевременной коррекции может вызвать серьезные сложности с обучением и дальнейшей социальной адаптацией.

Лечение общего недоразвития речи

Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях. Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Ссылка на основную публикацию