Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии

Дизартрия или дислалия?
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кратко, просто, доступно о разнице между дислалей и дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
dislaliya_ili_dizartriya_1.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия или дизартрия? В чем разница?

И при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом – дизартрию. В чем разница?

Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы. Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:

у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);

он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);

у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);

у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения);

Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.

При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями нервной системы. При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию (закрепление) уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.

Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.

Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.

НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог.

Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).

К заключениям ФФНР и ОНР нужно отнестись особенно внимательно! Если их не исправить в дошкольном возрасте, в школе у ребенка возникнет множество ненужных проблем с письменной речью и, как следствие, с успеваемостью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои.

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные· .

Даннай материал предназначен для учителей – логопедов.

Дизартрия – что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом.

Дизартрия и анартрия

Что это за заболевания – дизартрия и анартрия? Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушается произношение звуков и просодическая сторона речи (сила голоса, темп, ритм, интонация). Расстройство речи связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль. Диагностику, дифференциальную дизартрии с другими нарушениями речевой функции проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы.

С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Обследование пациента проводят с помощью новейшей аппаратуры ведущих мировых производителей. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации. Ранняя диагностика речевого расстройства, индивидуальный подход к лечению каждого пациента, позволяют быстро восстановить нарушенную речь у пациентов, которые перенесли инсульт, черепно-мозговую травму или страдают заболеваниями нервной системы.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Причина развития дислалий до сих пор не выяснена. Функциональная форма речевого расстройства не связана с грубыми внутриутробными и родовыми травмами, заболеваниями головного мозга. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (архаизмы, диалекты). Дизартрия у детей развивается под воздействием следующих факторов:

  • Травм в родах,
  • Заболеваний головного мозга (менингоэнцефалитов);
  • Интоксикаций.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдаю грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Чаще имеет место нарушение вегетативной нервной системы в виде стойкого красного дермографизма, симптома Хвостека. У пациентов, страдающих дизартрией, на первый план выступает грубая симптоматика с наличием гиперкинезов, парезов, вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало следующие проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос. Дифференциальную диагностику дислалии следует проводить со стёртой дизартрией.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. В неврологическом статусе таких детей не бывает грубых поражений центральной нервной системы.

При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. обычно не бывает. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении. Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время, как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки. Знание клинико-педагогических особенностей течения дислалий и дизартрии даёт возможность врачам и логопедам Юсуповской больницы лучше определить прогноз данных речевых расстройств, назначить соответствующую терапию и определить характер логопедических занятий.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. Псевдобульбарную дизартрию дифференцируют по степени поражения. Третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

  1. Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;
  2. Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;
  3. Нарушение темпа и плавность произношения.

Произношение становится замедленным. Какуминальные согласные (Р, Ш, Ж,) отсутствуют или заменяются дорсальными (З, С, 3, СВ, ЗВ, Н, Т, Д). Часто страдает Л и Ль.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Он испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. Развивается недостаточность лицевого гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), особенно в области артикуляционного аппарата. Ребёнок не может точно прикоснуться к определенным участкам лица.

Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Произношение замедлено, но нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Наиболее часто страдает произношение шипящих звуков (Щ, Ш, Ж) и аффрикатов (Ц, Ч,). Звуки автоматизируются с трудом. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц на ТС, Ч – на ТЬ и Ш. Щелевые звуки заменяются смычными С – Г, 3 – Д. При стечении согласных звуки опускаются. Человек избирательно оглушает звонкие согласные, преимущественно смычные.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительной терапии: дельфинотерапии, арттерапии, сенсорной терапии. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии специалисты для развития мелкой моторики проводят пальчиковую гимнастику. Моторику речевого аппарата развивают с помощью логопедического массажа, артикуляционной гимнастики.

Для установки физиологического и речевого дыхания проводят дыхательную гимнастику. Голос укрепляют с помощью ортофонических упражнений. Проводится коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения, работа над развитием речевой коммуникации и выразительностью речи. Порядок постановки и автоматизации звуков логопеды определяют наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения. Процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

  • Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;
  • Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);
  • Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии

Елена Узлова
Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827г. Изучение данной проблемы в отечественной логопедии отражено в работах: М. Е. Хватцева, А. М. Смирновой, О. В. Правдиной, С. С. Ляпидевского, Р. Е. Левиной и других не менее известных ученых.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25–30% детей дошкольного возраста (5–6 лет, у 17–20% детей школьного возраста (I– II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков — акустические или артикуляционные — оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные:

1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами;

2) отсутствием резцов или их аномалиями;

3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — р и р.

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом.

Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Это неоднократно отмечалось лингвистами. (Р. О. Якобсон, М. В. Панов) и специалистами в области патологии речи (Г. Гутцман, Р. А. Юрова и др.).

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (о, у).

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А. Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественного одностороннего синдрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская).

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. Г. Гуцмана, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, О. А. Токаревой, Р. И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Э. Я. Сизовой, Э. К. Макаровой и Е. Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ, языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Анализ и планирование методической деятельности ” нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.

Анализ логопедической деятельности на логопедическом пункте АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ Пункте МБДОУ детский сад «КОЛОБОК» уч. 2016-2017г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ- Исправить дефекты.

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла за 1 полугодие 2018-2019 учебного года. В Методическое.

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии. Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые различаются особой трудностью преодоления.

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже при стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.

Основные критерии диагностики:

Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменение конфигурации.

Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движениях языка вверх, движение пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений)

Замедленный, прерывистый темп артикуляционных движений.

Трудность удержания артикуляторной позы.

Трудность в переключении артикуляторных движений.

Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков

Нарушение просодической стороны речи.

В трудах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям весьма похожа на сложную дислалию. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии весьма затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне похожие с другими звукопроизносительными расстройствами, в тоже время обладают собственный специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, усложняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития считается необходимым условием психологической готовности ребенка к обучению в школе, формирует предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.

С целью диагностики данного нарушения следует обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной деятельности: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, в таком случае подобные формы правомерно отнести к дизартрии. Зачастую встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

При диагностике отличить легкую степень дизартрии от сходных с ней нарушений бывает весьма сложно, так как ряд симптомов дизартрии по форме практически идентичен симптомам иных расстройств речевой деятельности. Проблемы усложняются и тем, что дизартрия часто проявляется в структуре различных неврологических и психопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдром минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения и др.) и совместно с этим сосуществует с другими речевыми нарушениями (алалией, ринолалией, заиканием). Тем не менее, это крайне важно, так как от постановки точного диагноза в большой мере зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с легкой степенью дизартрии и в соответствии с этим эффективность этого воздействия.

Несмотря на то, что у детей со стертой дизартрией не наблюдаются выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточностью координаторностью. Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии/коррекционная педагогика №1, 2004, с.36-42 .

Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста,- М.: Флинта, 2013. – 140 с.

Репина З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина, В. И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

Сборник методических рекомендаций. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Соболева О. Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии / О. Б. Соболева, И. Н. Гроздова // Логопед. – 2012. – №2. – С.94-102.

Отличительные признаки стертых форм дизартрии от дислалии

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

У соматически ослабленных детей.

Связана с поражением центральной нервной системы (ЦНС)

Неврологическая симптоматика отсутствует.

Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.

Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

Речевая активность повышена

Речевая активность снижена.

К своему дефекту критичен.

«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».

Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.

Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.

Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.

Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.

Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

Дыхание поверхностное, ключичное,

В контакт ребенок входит легко.

Его поведение адекватное.

Поведение неровное, часты смены настроения.

Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (ЗПР).

Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (ЗПР), возможна олигофрения в степени дебильности.

Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой

Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

логопедического воздействия при

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Единство диагностики и коррекции нарушений развития

Логопедическое воздействие при дизартрии требует контроля за динамикой речевого развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционной программы.

Речевая терапия основана на тесном единстве

с лечебными мероприятиями,

направленными на развитие двигательных функций

(медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.)

П Р И Н Ц И П Ы

Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики

и функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Стимуляция двигательно-кинестетического анализатора,

при этом необходима опора на другие анализаторы

Сочетание различных видов и форм

(индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

Активное вовлечение родителей ребенка

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами

улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Для реализации этой цели: необходимо:

1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);

2) развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

3) нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи);

4) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

5) развитие фонематического восприятия и звукового анализа (если нарушен не только фонетический строй речи, но и фонематические процессы);

6) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи — не только фонетико-фонематических, но и лексико-грамматических);

7) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.

Читайте также:  Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара
Ссылка на основную публикацию