Отграничение псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии

7. Взаимодействие специалистов [4]

Рис. 10. Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевти-ческих произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; создает музыкальный фон в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, работали над постановкой диафрагмально-речевое дыхание, голоса, просодической стороной речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Наиболее приоритетными выступают формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ занятий и др.
Обучение педагогов происходит по перспективному плану работы на семинарах, практических и лекционных занятиях, консультациях, педсоветах, путем самообразования без отрыва от основного места работы и, конечно, на курсах повышения квалификации.
Повышение профессиональной компетентности вооружает сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, формирует необходимые умения и навыки, активизирует обмен информацией, практическим опытом, вырабатывает потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Принимая во внимание то, что не у всех воспитателей развито стремление к этому, отбор педагогов для логопедических групп лучше осуществлять на конкурсной основе, с учетом их речевых характеристик, знаний, умений, личностного потенциала (доброта, любовь к профессии, детям, умение работать с родительским контингентом).
Это стимулирует педагогов к повышению профессионализма, своей квалификационной категории.
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Оборудуются речевые зоны с зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, подбирается, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам; сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, развитие зрительной памяти и совершенствование фонематического слуха.
По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и др. В логопедическом кабинете в группе для детей устраиваются уголки для кукло-, сказкотерапии, организуется зона для релаксации, психогимнастики.
Логопедические группы, кабинеты логопедов, оздоровительно-компенсирующий центр желательно сосредоточить в одном крыле, что облегчит организационные моменты, повысит результативность работы.
Перегруппировка детей с целью персонализированного, дифференцированного обучения производится с учетом структуры речевого нарушения, степени поражения, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов
и занятий. Воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде «Сказок о Веселом Язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр, театра теней. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, «экраны настроения», на которых дети с помощью пиктограмм отражают свое настроение. Это пробуждает доброе, заботливое и внимательное отношение к окружающим людям.
Для развития вербальной памяти эффективны зрительные опоры в виде буквенных схем, которые составляются путем выделения первого звука из обобщающего слова, затем – видовых понятий. Преобразование фонем в графемы подсказывает детям «зашифрованные» слова, значительно расширяет объем вербальной памяти, вселяет уверенность в свои силы, повышает самооценку, способствует формированию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, грамотой.
Серьезная работа проводится по автоматизации поставленных фонем и практическому овладению навыками словообразования и словоизменения.
Подход к определению последовательности коррекции звукопроизношения может отличаться от традиционного. Сопоставление данных, полученных экспериментально, с результатами традиционной методики показывает его преимущества: сокращение сроков коррекционной работы, снижение энергетических затрат со стороны ребенка и педагога.
С целью профилактики нарушений письменной речи систематически в игровой форме проводится специальная работа, в результате которой дошкольники овладевают правилами русского языка.
На безударную гласную: «если гласная вызвала сомнение – ты ее скорее ставь под ударение». Дети подбирают проверочные слова: дома – дом, поля – поле, вода – воды; река – реки, стена – стены, леса – лес и т. д.;
На оглушение согласных в конце и середине слова: зуб – зубы, флаг – флаги, сад – сады, уж – ужи; кружка – кружечка, будка – будочка и т. д.
Связь логопедии с математикой широко осуществлялись педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой можно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий и др.), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и зачастую обозначаются однозначно (большой – маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро – медленно), дети смешивают и такие понятия, как сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года).
Часто бывает нарушена и ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-за, из-под и др.), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций.
Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один кот, одна рыба, одно полотенце и т. д.), числе (один стул, три стула, пять стульев; одно окно, два окна, пять окон; одна булочка, две булочки, пять булочек).
Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) можно успешно осуществлять через региональный компонент, например, при ознакомлении дошкольников с бытом и историей донского казачества (опыт работы Л. В. Гаврильченко, А. Р. Красиковой, Г. Г.Чебанян). Так например, в центре развития ребенка № 49 «Олененок» г. Ростов-на-Дону имеется участок, оформленный в духе казачьей горницы. Интерьер, предметы казачьего быта помогают донести до сознания детей, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона. В повседневной работе возможно расширить представления детей об историческом прошлом казачества, его традициях, образе жизни человека Дона. Дети узнают о широких просторах донской степи, о том, что она раскинулась от Калачской возвышенности на севере до раздольных кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на западе – до полупустынь Калмыкии на востоке.
У Донского края яркая и богатая история. Наш край знал нашествие гуннов, испытал на себе удары Батыевых и Тамерлановых орд. На донской земле ратники Святослава сокрушили хазар, храбрые русичи Игоря перегородили поле красными щитами, прикрыв русскую землю от половцев. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний под предводительством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей детей, которые не только чувствуют колорит речи донских казаков, но и используют его в своей речи. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – вот те жемчужины народной мудрости, которые легко воспринимаются ребенком, развивают его вербальную память, способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к Отечеству.
Большую помощь в работе оказывают куклотерапия и сказкотерапия, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению имеющихся речевых нарушений, логофобий, предоставляют детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься, полюбить театральную деятельность (Г. В. Беденко, Т. Н. Голубцова, А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян, Г. В. Горшкова, Л А. Рудова).
Куклотерапия – это раздел арттерапии, который используется в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия взрослого и ребенка. Цель куклотерапии заключается в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитии самосознания, разрешении конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Педагоги делятся опытом использования в реальной жизни игрушек, помогающих снять агрессию, способствующих творческому самовыражению, ослаблению отрицательных эмоций; рассматривают такие приемы, как технику психодрамы, прием неигрового типа «Дед Щукарь», технику косвенного внушения, использование дидактической куклы в логопедической работе.
Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, расширяет репертуар самовыражения ребенка, позволяет достигать эмоциональной устойчивости и саморегуляции, корректирует отношения в системе «родитель – ребенок».
Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности ребенка, проводит тренинги уверенного поведения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, испытывающим трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и т. д.). Элементы образовательной кинесиологии мозга успешно активизируют потенциальные и компенсаторные возможности ребенка, способствуют преодолению межполушарной асимметрии мозга, коррекции и профилактике речевых нарушений, в том числе и нарушений письменной речи (моторных дисграфий).
Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих дизартрию на фоне общего недоразвития речи (ОНР), помогают нам в дифференциальной диагностике речевых патологий. Технические навыки детей, особенно штриховка, умение регулировать направление, силу нажима, объем движений являются показателем мышечного тонуса ведущей руки. Все занятия изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики руки, планирующей функции речи, но и ориентировке в пространстве, развитию мышления, творчества.
Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре описаны педагогом-инструктором А. М. Мащиц. Эти занятия оздоравливают детский организм, способствуют постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, преодолению межполушарную асимметрию мозга, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества и др.
Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогают ежемесячные медико-психолого-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, обеспечивается преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержание других занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.
Благодаря такому подходу удается наладить преемственность, достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы (96 % выпускников центра развития идут в школу с чистой речью), на одну треть сокращает сроки коррекционной работы, практически сводит к минимуму возможные рецидивы.
Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии, имеет грамотный подбор лингвистического материала.
При его подборе необходимо соблюдать следующие требования: прежде всего, он должен быть значимым для воспитанника, востребованным, доступным по содержанию и, главное, соответствовать его произносительным возможностям.
В ходе работы обосновываются подбор и последовательность предъявления лингвистического материала в процессе автоматизации звуков согласно структуре дефекта; уточняются способы овладения навыками словообразования, особенности понимания детьми отношений, существующих между различными элементами лексической системы и проявляющихся в языке в таких категориях, как многозначность, синонимия и антонимия; анализируются закономерность и частота употребления в речи данных лексико-семантических группировок слов.
Изучая закономерности усвоения семантики слова, специалисты опираются на положения современного языкознания: значение каждой лексической единицы определяется ее соотнесенностью с другими единицами того же уровня. При подборе лингвистического материала для коррекции речи учитываются принципы коррекционной педагогики.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия — это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

МКБ-10

Общие сведения

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции. Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича. У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Причины

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга. Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции. Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:

  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
  • Перинатальная патология.Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
  • Церебральные дегенерации.Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
  • Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

Патогенез

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается. В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус голосовых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии. Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений). Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Читайте также:  Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности

Классификация

Специалистами в сфере отечественной логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную. Однако указанная классификация оспаривается врачами-неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути. В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики различают 3 степени дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
  • Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
  • Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж». Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями. Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.

Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта. Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства и т. п.

У детей раннего возраста псевдобульбарные проявления манифестируют нарушениями сосания, проглатывания пищи, попёрхиванием и покашливанием, постоянным слюнотечением, обеднением мимики. Дефект речевой функции выявляется после 2-3-летнего возраста в виде сложностей звуковоспроизведения. Трудности артикуляции вынуждают детей молчать. Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому набору словарного запаса, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.

Осложнения

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента. Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.

У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии. Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе. Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Диагностика

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:

  • Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
  • Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.

Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе. В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка. Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
  • Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
  • Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Прогноз и профилактика

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта. У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС. Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

Понятие псевдобульбарной дизартрии у детей, проявления, современные методики диагностики и лечения

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани. Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями. Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии. Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Степени тяжести патологии:

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры. Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм). Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко. Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает. Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена. У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос. У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха. Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х». Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования. Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус. Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции. Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист. Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию. Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект. Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Читайте также:  Основные этапы и методы развития дыхательной функции у дошкольников с заиканием

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении. Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания. После рождения при выявлении симптоматики дизартрии родителям рекомендуется своевременно обращаться к доктору. Предупредить осложнения псевдобульбарной дизартрии можно путем соблюдения всех рекомендаций докторов, в том числе логопеда.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции. Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе. Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

Материалы к семинару «Дифференциальная диагностика и коррекция речевых расстройств. Отграничение дислалии от стёртой дизартрии»

«Центр креативной педагогики и психологии»

Материалы к семинару

«Дифференциальная диагностика и коррекция речевых расстройств. Отграничение дислалии от стёртой дизартрии»

Ведущие: Светлана Владимировна Мохрякова, логопед Кабинета речевой терапии, директор ЦКПП;

Ольга Вячеславовна Елецкая, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии

В логопедии термином дизартрия (R47.1) обозначают расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное последствиями органических поражений двигательных отделов нервной системы.

Причины дизартрии могут носить врожденный и приобретенный характер. У детей дизартрия часто бывает обусловлена причинами, действовавшими в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде.

Приобретенная дизартрия является следствием менингитов и энцефалитов, черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, опухолей головного мозга. В качестве патогенеза речевого расстройства при дизартрии выступают разнообразные неврологические симптомы, приводящие к нарушениям управления моторной стороной речи.

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии . В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе.

В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы. Их разграничение представляет определённую сложность для дифференциального диагноза. Критерии, на основании которых происходит различение названных расстройств, приведены в Таблице.

Сравнительная характеристика различных форм дизартрий

Ядра, корешки или периферические стволы черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге.

Пирамидные пути на участке от коры до продолговатого мозга.

Очаговые поражения двигательных зон коры головного мозга.

Характер пареза или паралича

Мышцы органов артикуляции паретичны.

Вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере произвольных и непроизвольных движений. Поражения могут носить односторонний или двусторонний характер.

Даже при паретичности в отдельных мышцах отмечается спастичность.

Спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются.

Дистонии и гиперкинезы, проявляющиеся в виде ритмичных сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез).

Более ярко, чем в других формах, представлена «стволовая» симптоматика – синкинезии и оральные автоматизмы

Расстройства координации, проявляющиеся в затруднениях при расчете силы движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а в конечной – недостаточны.

Дезорганизация сложных двигательных навыков. Апраксии, т. е. потеря контроля за производством движения со стороны корковых анализаторов.

Характер нарушения речевой моторики

Произвольные и непроизвольные движения

Преимущественно страдают произвольные движения

Характер поражения артикуляционной моторики

Избирательный, с нарушениями тонких дифференцированных артикуляционных движений

Произносительная сторона речи.

Стойкие расстройства произношения из-за ограничения движений мышц. Ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3.

Дополнительные призвуки в речи, вызванные нарушением регуляции слюноотделени, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. Это приводит к нарушениям внятности речи

Произношение приобретает смазанный характер с хлюпающими призвуками, возникающими за счет повышенной саливации.

Звукопроизношение искажается локально – по какому-либо определенному фонетическому признаку.

Избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.

При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже губных звуков, при меньшей степени дыхательной недостаточности проблематично образование переднеязычных звуков.

Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние отделы артикуляционной полости.

Фокусы образования переднеязычных согласных могут смещаться в средние отделы артикуляционной полости и вследствие спастичности языка, при этом произношение приобретает смягченный или боковой характер.

Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков.

Расстройства произношения артикуляционно сложных звуков.

Произношение носит неровный характер, качество произношения существенно снижается при проявлении гиперкинеза.

Обычно начало речевого высказывания слишком громкое, а окончание – тихое.

Речь ребенка с выраженной мозжечковой дизартрией напоминает речь во время плача – всхлипывания во время забора воздуха, громкое начало речевого потока в связи с усиленным выдохом, затухание голоса, связанное с ослаблением воздушной струи, наличие хлюпающих призвуков и носовой оттенок голоса.

При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, следствием которой являются неточное воспроизведение артикуляции.

При сохранном слуховом контроле пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц – “поиск” артикуляции.

При премоторной корковой дизартрии появляется кинетическая апраксия, При этом нарушается плавность в переключении от одних элементов движения к другим.

Характерны персеверации – застревание на отдельных элементах движений и повторные попытки плавного слитного произнесения.

Специфика нарушений звукопроизношения

Гласные и звонкие согласные оглушены.

При вялости средней части спинки языка исчезает палатализация.

При поражениях задней части языка выпадают заднеязычные, а при поражениях передней части – переднеязычные звуки.

При поражении мышц губ возникают проблемы с образованием губных звуков.

Артикуляция гласных отодвинута назад, наряду с оглушением наблюдается озвончение.

Моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений.

Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля – ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих.

Существенные трудности в овладении произношением сложных переднеязычных звуков, обусловленные нарушением функции экстрапирамидной системы, при которых сложные артикуляции не приобретают симультанного характера.

Ограничение движений в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата.

Из-за выраженых расстройств координации дыхания, голосоподачи и артикуляции речь строится как на выдохе, так и на вдохе. Дыхание рассогласовано с вокализацией.

В начале речи нередко осуществляется несколько безуспешных попыток воспроизвести голос.

При заинтересованности голосового отдела страдает голосоподача, и гласные, соноры, шумные звонкие теряют вокальный компонент.

Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона.

На характер вокализации влияет также спастичность голосовых связок, приводящая к неполному их смыканию и, вследствие этого, сиплому оттенку голоса.

Пациент часто начинает произношение без подачи воздушной струи. Звук при этом не образуется, пациент вынужден предпринимать повторные попытки начала речи.

При расстройствах управления работой мышц небно-глоточного кольца различия между носовыми и ротовыми звуками стёрты.

Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводят к отказу от разграничения звуков по признаку назальности, и все звуки приобретают носовой оттенок.

При расстройствах управления работой мышц небно-глоточного кольца различия между носовыми и ротовыми звуками стёрты.

Нарушения темпо-ритмической организации движений приводят к проблемам развития просодических компонентов.

Выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, “скандированный” характер. Наиболее сильные фонетические позиции определяются не содержанием высказывания, а усилением звучания после забора воздуха.

Замедлен из-за пауз, вызванных проявлениями гиперкинезов в оральной области.

Замедлен из-за пауз, вызванных нарушениями координация дыхания, голосообразования и артикуляции.

Существенно страдает способность автоматизации движений, т. е. переход от умения правильно произносить звук к навыку.

Трудности автоматизации сложных переднеязычных звуков из-за дефицита координации.

Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени – от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.

Наибольшую сложность при проведении дифференциального диагноза представляет разграничение стертой дизартрии и дислалии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности. Это наличие очаговых поражений центральной нервной системы с появлением очаговой неврологической микросимптоматики.

При стертой дизартрии характерно выявляется очаговая неврологическая микросимптоматика в виде типичных синдромов, свидетельствующих о поражении центральной нервной системы. Данные микросимптомы заключаются в наличии стертых парезов, различных изменений мышечного тонуса, иногда выявляются невыраженные гиперкинезы в лицевой мускулатуре, могут определяться патологические рефлексы. При стертой дизартрии в случае поражений черепно-мозговых нервов главную роль в большинстве случаев играют поражения подъязычного нерва, приводящие к нарушениям объема подвижности языка во всех направлениях, изменениям мышечного тонуса языка (часто напряжения его спинки), нарушениям выполнения тонких движений кончиком языка, трудности удержания заданной позы, иногда наблюдается незначительное повышение слюноотделения.

При стертой дизартрии также описаны поражения глазодвигательных нервов, приводящих к развитию косоглазия или же одностороннего птоза. В ряде случаев выявляют сглаживание носогубных складок, носящее асимметричный односторонний характер, связанное с нарушениями иннервации лицевых нервов. Однако считается, что при стертой дизартрии практически не наблюдается выраженных поражений тройничного, блуждающего, а также языкоглоточного нервов. Также при стертой дизартрии часто отмечается нарушение тонуса мышц мягкого нёба по типу гипотонии, что приводит к появлению гнусавого оттенка голоса. При стертой дизартрии закономерно наличие ряда патологических рефлексов. Часто одновременно наблюдаются признаки нарушений функции вегетативной нервной системы, например, повышенное потоотделение в области ладоней, стоп, а также другие симптомы. Речевая моторика в случае стертой дизартрии характеризуется уменьшением точности осуществляемых движений, недостатком плавности, движения, как правило, ограничены в объеме, а также обладают истощаемостью, хотя и невыраженной. При этом, как уже было отмечено, наибольшая выраженность нарушений приходится на сложные движения, в состав которых вход тонкие дифференцированные движения, требующие сложного четкого управления, последовательной смены сложных двигательных актов и пространственной организации.

При дислалии отсутствует органический субстрат в виде очагового поражения центральной нервной системы. При даже углубленном обследовании у детей с дислалией не выявляется сколько-нибудь значимой очаговой неврологической микросимптоматики. У подавляющего большинства страдающих стертой дизартрией детей прослеживаются нарушения развития с самого момента рождения. Так, такие дети плохо берут грудь, плохо сосут, у них отмечаются нарушения дыхания в виде его поверхностного и учащенного характера. В последующем наблюдается хоть и незначительная, но все же задержка психомоторного и речевого развития.

При дислалии не выявляются нарушения в двигательной сфере, определяемые рефлексы носят равномерный характер, патологические рефлексы отсутствуют. Диафрагмально-речевое дыхание при дислалии соответствует норме, тогда как при дизартрии оно оказывается несформированным. При дислалии так же, как и при дизартрии, отмечаются признаки нарушений функции вегетативной нервной системы, однако при дислалии они выражены не столь значительно и заключаются в наличии стойкого красного дермографизма, а также гипергидроза (повышенной потливости) кожи ладоней, стоп. В то время как при дизартрии вегетативные нарушения характеризуются большей выраженностью и представлены наличием постоянной влажности конечностей, изменением их цвета и температуры. При дислалии отсутствуют нарушения неречевой моторики, поэтому дети являются активными, подвижными, легко обучаются гигиеническим навыкам. При дизартрии имеют место множественные моторные нарушения, вследствие чего такие дети медлительны, малоактивны и малоподвижны, переключение от одного вида деятельности к другому сопровождается значительными затруднениями, моторные нарушения оказывают препятствия для формирования и закрепления различных двигательных навыков, в том числе и гигиенических, в связи с чем дети имеют неопрятный вид, обслуживают себя с трудом.

Со стороны речевых проявлений следует отметить, что главным различием между дислалией и дизартрией является то, что при дислалии нарушено только звукопроизношение, тогда как при дизартрии спектр поражения оказывается более широким и захватывает фонетическую сторону речи целиком. Таким образом, при дизартрии страдают голосообразование, дыхание, просодика, а также звукопроизношение. У детей с дислалией не изменены характеристики голоса, голос является громким, со сложными модуляциями, речевая активность таких детей, как правило, даже повышена, при этом сохраняется критика в отношении имеющегося собственного речевого дефекта. При дизартрии голос затухающий, прерывистый, тихий, слабый, речевая активность снижена, критика к своему дефекту речи отсутствует. При дислалии достаточно редко встречаются нарушения психической сферы, как правило, они представлены в виде задержки психического развития, однако чаще всего память, внимание, уровень мыслительных процессов, а также интеллектуальный уровень не страдают и соответствуют норме. При дизартрии же наблюдается противоположная картина. Отмечаются снижение памяти, неустойчивость, истощаемость внимания, значительное снижение работоспособности. Также часто отмечается снижение интеллекта и задержка психического развития, у детей с дизартрией может выявляться олигофрения в степени дебильности.

Характер нарушений произношения у детей с дизартрией и дислалией также носит, по данным М. Поваляевой, различный характер. У детей с дислалией, несмотря на наличие нарушений звукопроизношения, в целом отмечается достаточная степень сохранности артикуляционной моторики, тогда как при дизартрии имеет место выраженное нарушение последней. Для дислалии наиболее характерно наличие фонематических нарушений, тогда как при дизартрии встречаются, в подавляющем большинстве случаев, фонетические нарушения. При дизартрии отмечено, что изолированные звуки, подвергающиеся изменениям в виде пропусков, искажений, замен, могут иметь одновременное правильное произношение. При дислалии многие звуки, подвергающиеся тем же нарушениям в виде пропусков, замен и искажений, имеют одновременное нормальное произношение, характер нарушений звукопроизношения носит более разнообразный характер – и искажения, и замены, и пропуски. При дизартрии нарушения звукопроизношения носят более однотипный характер. При этом следует учитывать, что при дизартрии автор указывает на более частое искажение звуков, тогда как при дислалии более часто встречаются замены.

При дизартрии происходит искажение большего количества произносимых звуков, при этом искажения касаются как сложных, так и простых по механизму артикуляции звуков. При этом искажение звуков при дизартрии носит относительно постоянный характер. При дислалии же искажаются в большинстве случаев звуки, имеющие сложный артикуляционный механизм, при этом в ряде случает наряду с искаженным произношением возможно и правильное произношение обычно искажаемого звука. Примерно сходные различия между дизартрией и дислалией описаны и для замены звуков при произношении. Так, для дислалии более свойственно, как и в предыдущем случае, происхождение замен при произношении более сложных по артикуляции звуков, замены носят, как правило, непостоянный характер и обладают разнообразием, часто описываются и взаимные замены звуков. При дизартрии характер замен более стереотипен, также касается сложных по механизму артикуляции звуков, замены носят практически постоянный характер, взаимозамены же звуков в случае дизартрии встречаются сравнительно редко. При дислалии также могут встречаться непостоянные пропуски звуков, имеющих как простой, так и сложный механизмы артикуляции. При дизартрии пропуски носят постоянный характер и касаются преимущественно сложных по артикуляции звуков.

Читайте также:  Логопедические ошибки – что это такое

Отнесённую к данному разделу стёртую псевдобульбарную дизартрию следует отличать от функциональной дислалий.

Дифференциальные критерии, позволяющие разграничить стёртую псевдобульнарную дизартрию и функциональную дислалию

Стёртая псевдобульбарная дизартрия

Отягощённый анамнез: патология внутриутробного развития (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, лёгкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»).

Дизартрия и анартрия

Что это за заболевания – дизартрия и анартрия? Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушается произношение звуков и просодическая сторона речи (сила голоса, темп, ритм, интонация). Расстройство речи связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль. Диагностику, дифференциальную дизартрии с другими нарушениями речевой функции проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы.

С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Обследование пациента проводят с помощью новейшей аппаратуры ведущих мировых производителей. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации. Ранняя диагностика речевого расстройства, индивидуальный подход к лечению каждого пациента, позволяют быстро восстановить нарушенную речь у пациентов, которые перенесли инсульт, черепно-мозговую травму или страдают заболеваниями нервной системы.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Причина развития дислалий до сих пор не выяснена. Функциональная форма речевого расстройства не связана с грубыми внутриутробными и родовыми травмами, заболеваниями головного мозга. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (архаизмы, диалекты). Дизартрия у детей развивается под воздействием следующих факторов:

  • Травм в родах,
  • Заболеваний головного мозга (менингоэнцефалитов);
  • Интоксикаций.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдаю грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Чаще имеет место нарушение вегетативной нервной системы в виде стойкого красного дермографизма, симптома Хвостека. У пациентов, страдающих дизартрией, на первый план выступает грубая симптоматика с наличием гиперкинезов, парезов, вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало следующие проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос. Дифференциальную диагностику дислалии следует проводить со стёртой дизартрией.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. В неврологическом статусе таких детей не бывает грубых поражений центральной нервной системы.

При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. обычно не бывает. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении. Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время, как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки. Знание клинико-педагогических особенностей течения дислалий и дизартрии даёт возможность врачам и логопедам Юсуповской больницы лучше определить прогноз данных речевых расстройств, назначить соответствующую терапию и определить характер логопедических занятий.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. Псевдобульбарную дизартрию дифференцируют по степени поражения. Третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

  1. Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;
  2. Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;
  3. Нарушение темпа и плавность произношения.

Произношение становится замедленным. Какуминальные согласные (Р, Ш, Ж,) отсутствуют или заменяются дорсальными (З, С, 3, СВ, ЗВ, Н, Т, Д). Часто страдает Л и Ль.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Он испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. Развивается недостаточность лицевого гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), особенно в области артикуляционного аппарата. Ребёнок не может точно прикоснуться к определенным участкам лица.

Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Произношение замедлено, но нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Наиболее часто страдает произношение шипящих звуков (Щ, Ш, Ж) и аффрикатов (Ц, Ч,). Звуки автоматизируются с трудом. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц на ТС, Ч – на ТЬ и Ш. Щелевые звуки заменяются смычными С – Г, 3 – Д. При стечении согласных звуки опускаются. Человек избирательно оглушает звонкие согласные, преимущественно смычные.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительной терапии: дельфинотерапии, арттерапии, сенсорной терапии. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии специалисты для развития мелкой моторики проводят пальчиковую гимнастику. Моторику речевого аппарата развивают с помощью логопедического массажа, артикуляционной гимнастики.

Для установки физиологического и речевого дыхания проводят дыхательную гимнастику. Голос укрепляют с помощью ортофонических упражнений. Проводится коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения, работа над развитием речевой коммуникации и выразительностью речи. Порядок постановки и автоматизации звуков логопеды определяют наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения. Процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

  • Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;
  • Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);
  • Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Ссылка на основную публикацию