Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия – (dis – частичное расстройство + греч. Arthoo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии по словам Л.С. Волковой и Н.С. Шаховской, определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных, речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Парез – неполный паралич.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов и далее по этим периферическим нервам к речевым органам. К мышцам дыхательным, голосовым, артикуляторным не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Все движения речевых органов (мышц) обеспечиваются работой речедвигательного анализатора, Для совершения речевого движения необходимо, чтобы нервные импульсы не рассеивались, а проходили по проводящим отделам к соответствующим группам мышц. При дизартрии нарушается проводниковый отдел речедвигательного анализатора: двигательные эфферентные (кинетические) проводящие пути. Чтобы речевое движение получило нужную организацию также важно постоянное сохранение обратных афферентных (кинестетических) импульсов, которые сигнализируют о положении речевых мышц и выполненной ими работе. Обратная афферентация при дизартрии нарушается, прежде всего, из-за парезов (параличей) в мышцах речевых органов. А это затрудняет автоматизацию речевых движений, выработку динамического стереотипа, формирование речевого праксиса. Праксис – сформированное двигательное умение, способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения у детей чрезвычайно разнообразны и выражаются в искажениях, заменах и пропусках звуков.

Нарушение звукопроизношения – изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем” Г.А. Каше.

В более тяжелых случаях – неразборчивая “смазанная речь”, множественные искажения – например: [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка. Замена – одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: (Колова – Корова). Пропуски звуков не только согласных, но и гласных – отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: (Коова – Корова).

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании;
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной;
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям;
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора различают корковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую формы дизартрии. М.А.Поваляева указывает, что наиболее встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%).

Дизартрия псевдобульбарная – [греч. pseudes ложный+бульварный] – дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо.
Е.М.Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

Дизартрия корковая – дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
При корковой дизартрии наблюдается избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего – языка), что приводит к ограничению наиболее тонких изолированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.

Дизартрия бульбарная – [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] – дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.
При бульбарной дизартрии отмечаются диффузные периферические параличи речевой мускулатуры. Особенностями нарушения звукопроизношения при этой форме являются грубое искажение произношения всех губных звуков, приближение смычных согласных к щелевым, а гласных – к нейтральному звуку; оглушение звонких согласных.

Дизартрия экстрапирамидная (подкорковая) – [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный]. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, которые зависят от:

  1. резких перепадов мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  2. наличия насильственных движений (гиперкинезов);
  3. нарушения эмоционально-двигательной иннервации.

Дизартрия мозжечковая – дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь при этой форме замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила (взрывные звуки).

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) – часто встречается в детском возрасте расстройства речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы.

У всех детей с дизартрией, как указывает Л. А. Брюховских, поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего нарушается работа органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Особенности речевой моторики у детей с дизартрией обусловлены нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции.

При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны, но выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения звукопроизношения:

  1. Нарушения мышечного тонуса.
  2. Нарушение объема движений органов артикуляции.
  3. Синкинезии (синнергезии).
  4. Гиперкинезы.
  5. Девиация языка.
  6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
  7. Ассиметрия углов рта.
  8. Атаксия.
  9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.
  10. Апраксия (диспраксия).
  11. Гиперсаливация.
  12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.

Исследования Л.В. Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией вариативность и мозаичность нарушений звукопроизношения обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

  1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
  2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  3. дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
  4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
  5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
  6. дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Варианты нарушения звукопроизношения: замена, смешение, пропуск, искажение. Дефекты звукопроизношения по международной классификации обозначили как:

Искажение звука или его отсутствие в этом случае добавляется суффикс – изм. Искажение (в норме не встречается в онтогенезе) искажение и отсутствие звука [р], [р’] называется ротацизм; [л], [л’] – ламбдацизм; сигматизм свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’] /шипящих [щ], [ж], [ч], [ш] (бывает межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой); искажение и отсутствие звука [к], [к’] называется каппацизм; [г], [г’] – гаммацизм; [х], [х’] – хитизм; [т], [д], [т’], [д’] – титизм и йотацизм – это искажение и отсутствие звука [j].

Замена и смешение являются фонематическим дефектом, для обозначения используется приставка – пара (в норме встречается в онтогенезе): парасигматизм – замена и смешение свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’]/шипящих [щ], [ж], [ч], [ш]; параротацизм – [р], [р’]; параламбдацизм – [л], [л’]; паракаппацизм – [к], [к’]; парагаммацизм – [г’], [г’]; парахитизм –[х], [х’]; паратитизм – [т], [д], [т’], [д’]; парайотацизм – [j].
Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия; слабость артикуляционных кинестетических ощущений.
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню – “Бабушка пошла в баню”).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло – “У меня заболела голова и горло”).
Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда – “В волосах завязана бантом лента”), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Таким образом, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков.
Часто наблюдается упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые – взрывными, звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л], т.к. распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью.

Таким образом, особенности сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройствами артикуляции. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков. Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л].
Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в который входит звук, слоговой структуры всего слова, его длины, места ударения. Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
статья по теме

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией.

Ключевые слова. Дизартрия. Речь. Звуки. Дыхание. Моторика.

В последнее время количество дошкольников с речевой патологией – стертая форма дизартрии, из года в год увеличивается. Отклонения в речевом развитии без оказания современной логопедической помощи спонтанно не компенсируются, о чем доказывают специальные исследования Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Л.В. Лопатиной.

В чистом виде дизартрия встречается редко. Чаще всего дизартрия носит смешанный характер. Работая в детском саду, мы обычно сталкиваемся с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усваиванию школьных знаний. При осмотре артикуляционного аппарата таких детей наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит бугром. Иногда наблюдается западение правой или левой половины языка, у некоторых детей наблюдается сужение языка. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка. Наблюдается неточность, недостаточность силы движений языка, вялость, гиперкинезы. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп движений, наблюдается легкое посинение языка. Это свидетельствует о мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:

  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
  • развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
  • постановка звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие слухового восприятия, фонематического слуха, анализа, синтеза, слоговой структуры;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления;
  • нормализацию просодической системы речи.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Часто в практике мы встречаемся с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть понятен ребенку.

Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи.

Немаловажным является работа логопеда с родителями – консультации, где объясняется важность логопедического воздействия, показываются артикуляционные упражнения, если необходимо — массаж, подробно объясняется работа родителей с ребенком дома. Таким образом, при стертой дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного (2-3 года от степени сложности дизартрии), систематического логопедического воздействия, в котором огромное место занимает работа над развитием речевой моторики.

  1. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. –– С.-П., СОЮЗ, 2000. – 192с.
  2. Лопатина, Л.В.; Серебрякова, Н.В.Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. –Образование, 1994.
  3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. –М, 1989. – 207с.

Принципы логопедической работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика при дизартрии

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы при дизартрии

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие при дизартрии

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах дизартрии

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической – экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами

Раиса Урукова
Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами

Аннотация. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией.

Ключевые слова. Дизартрия. Речь. Звуки. Дыхание. Моторика.

В последнее время количество дошкольников с речевой патологией – стертая форма дизартрии, из года в год увеличивается. Отклонения в речевом развитии без оказания современной логопедической помощи спонтанно не компенсируются, о чем доказывают специальные исследования Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной, Л. В. Лопатиной.

В чистом виде дизартрия встречается редко. Чаще всего дизартрия носит смешанный характер. Работая в детском саду, мы обычно сталкиваемся с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усваиванию школьных знаний. При осмотре артикуляционного аппарата таких детей наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит бугром. Иногда наблюдается западение правой или левой половины языка, у некоторых детей наблюдается сужение языка. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка. Наблюдается неточность, недостаточность силы движений языка, вялость, гиперкинезы. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп движений, наблюдается легкое посинение языка. Это свидетельствует о мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:

уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);

развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

постановка звуков, их автоматизация и дифференциация;

развитие слухового восприятия, фонематического слуха, анализа, синтеза, слоговой структуры;

развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления;

нормализацию просодической системы речи.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Часто в практике мы встречаемся с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно, далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть понятен ребенку.

Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи.

Немаловажным является работа логопеда с родителями – консультации, где объясняется важность логопедического воздействия, показываются артикуляционные упражнения, если необходимо — массаж, подробно объясняется работа родителей с ребенком дома. Таким образом, при стертой дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного (2-3 года от степени сложности дизартрии, систематического логопедического воздействия, в котором огромное место занимает работа над развитием речевой моторики.

1. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. –– С. -П. ,СОЮЗ, 2000. – 192с.

2. Лопатина, Л. В. ; Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. –Образование, 1994.

3. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. –М, 1989. – 207с.

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Консультация «Дети с расстройствами аутистического спектра» Другие дети Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.

Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Консультация для педагогов: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Составила: Учитель-логопед Пальмова.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 1. Актуальность темы Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции.

Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Логопедическая работа с безречевыми детьми. Безречевые дети – это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение,.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Методики коррекционно-логопедической работы при подкорковой дизартрии.

возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез – насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.
Меняющийся характер мышечного тонуса (от нормального к повышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта) и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, “прорываются” гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.
Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи – темпа, ритма и интонации. Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.
Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Методики коррекционно-логопедической работы при мозжечковой дизартрии.

При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.

Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств), наличия не только нарушения звукопроизношения, но и расстройств просодической стороны речи, специфических нарушений звукопроизношения с трудностью автоматизации большинства звуков, а также с учетом данных неврологического обследования (наличие признаков органического поражения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на наличие перинатальной патологии, особенности доречевого развития, крика, голосовых реакций, сосания, глотания, жевания и т. д.).

Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи.

Методики коррекционно-логопедической работы при стёртой форме дизартрии.

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Дети, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стёртой дизартрии.

Стёртая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стёртой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. При обследовании у логопеда у детей со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика. Дети со стёртой дизартрией моторно неловки, ограничен объём активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идёт солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемость движений.

Мелкая моторика рук. Дети со стёртой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Дети не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» – «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стёртой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры.; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не происходит, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лиц при пальпации твёрдые, напряжённые. Губы у такого ребёнка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симтоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперёд, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стёртой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор язык проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счёт 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и лёгкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребёнок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Апраксия при стёртой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений или при переключении от одного движения к другому.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребёнком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличии от дислалии, речь при стёртой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребёнком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стёртой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространённым нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стёртой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребёнка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребёнок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.д.).

Общее речевое развитие. Детей со стёртой дизартрией условно можно разделить на три группы.

1. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.).

2. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонетического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками – например, при просьбе показать нужную картинку (мышка- мишка, удочка – уточка, коса – коза и т.д.).

3. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарный запас, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов.

Таким образом, дети со стёртой дизартрией – это неоднородная группа.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 872 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67

Читайте также:  Методика коррекции заикания
Ссылка на основную публикацию