Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии

Особенности детей со стертой формой дизартрии
план-конспект на тему

Особенности детей со стертой формой дизартрии

учитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «ЦО № 26» г.Тула Шацкова Виктория Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_detey_so_stertoy_formoy_dizartrii.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей со стертой формой дизартрии

учитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «ЦО № 26» г.Тула Шацкова Виктория Николаевна

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж.

При обследовании у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.).

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторений слогов и слов с оппозиционными звуками – например, при просьбе показать нужную картинку ( мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т.д.) .

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.

Таким образом, дети со стертой дизартрией – это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

– с фонетическими нарушениями;

– с фонетико-фонематическим недоразвитием;

– с общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

– развитие сенсорных функций;

– уточнение пространственных представлений;

– формирование конструктивного праксиса;

– развитие высших корковых функций;

– формирование тонких дифференцированных движений рук;

– формирование познавательной деятельности;

– психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Неярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления дизартрии.

У детей со стертой дизартрией в связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Для детей со стертой дизартрией характерны:

1. Фонетические нарушения.

2. Фонематические нарушения.

3. Нарушение просодики.

4. Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

5. Расстройство общей моторики.

6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

7. Расстройство артикуляционной моторики.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап – подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности работы над звуками,

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап – подготовка к обучению в школе.

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему: “Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии” .

Статья из опыта работы на тему: “Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии” .

Нередко бывает сложно отдифференцировать особенности нарушения речи встречающиеся при дислалии от тех, с которыми приходится сталкиваться при стертой форме дизартрии. Предложенный матери.

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией.

В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.

Что такое дизартрия? Причины, вызывающие стертую дизартрию. Этапы коррекции стертой дизартрии. Основные виды логопедического массажа.

Стертая дизартрия у детей

  • Что это такое?
  • Причины
  • Проявления
  • Как проводится диагностика?
  • Лечение

Стертая дизартрия встречается почти у половины детей с недоразвитием речи или фонетико-фонематическими нарушениями. Но такой вердикт логопеда не должен пугать родителей – проблема преодолима.

Что это такое?

Стертой называется дизартрия, при которой нарушения речи связаны с небольшими нарушениями работы артикуляционного аппарата. Обычно это нарушения, связанные с нечетким произношением, искажением звуков, детская речь с малой выразительностью.

Впервые термин предложили использовать в 1969 году. С тех пор дефектологи не прекращают научных споров о сути патологии, пытаясь ее конкретизировать. Чаще проблему называют минимальным дизартрическим расстройством. Врачи в Европе называют ее артикуляционной диспраксией.

Причины

Считается, что в основе нарушения речи лежит слабость или чрезмерная напряженность мышц артикуляционных органов – губ, языка, мягкого неба. Мышцы пребывают в аномальном состоянии по причине поражения центральной нервной системы. Часто стертая форма дизартрии связана с некоторыми неблагоприятными факторами, которые воздействовали на ЦНС ребенка в период его пребывания в материнской утробе, а также после рождения.

Среди внутриутробных причин чаще называют гестоз, высокое давление у будущей мамы, почечную недостаточность, резус-конфликт, сахарный диабет матери, фетоплацентарную недостаточность. Эти состояния приводят к гипоксии, а нехватка кислорода сказывается на развитии головного мозга и нервной системы. Повлиять могут инфекции, которые поразили ребенка в утробе. Чаще всего легкая стертая форма дизартрии свойственна деткам, которые перенесли инфекцию в третьем триместре.

Патологические роды – еще одна причина нарушения речи. Считается, что вызвать гипоксию со всеми вытекающими для нервной системы последствиями могут слишком долгие или быстрые роды, долгий период нахождения без вод, обвитие пуповиной вокруг шеи.

Если ребенок родился совершенно здоровым, то причиной формирования дефектов речи могут выступать осложнения после прививки, вирусные заболевания, инфекции, которые чадо перенесло в первые месяцы жизни, то есть в период, являющийся доречевым.

Проявления

Стертую дизартрию самостоятельно распознать родителям практически невозможно. Нарушение речи минимально, и обратить внимание на него может только специалист во время проведения логопедического обследования. Наиболее часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет. До этого возраста некоторая неразборчивость отдельных звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль о том, что дело кроется в дизартрии.

Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, часто имеют небольшой рост, дефицит массы тела, у них узкая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложно сделать одновременное синхронное движение, например, двумя руками.

У них слабее развита мелкая моторика, им сложнее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им трудно дается рисование, лепка. Дети школьного возраста с таким диагнозом пишут неразборчиво и очень медленно.

Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в своем распоряжении богатого разнообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складки.

Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, либо, наоборот, несколько заторможены. Наиболее часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Особенности звукопроизношения заключаются в том, что проблемная группа звуков произносится неразборчиво.

Как проводится диагностика?

Для того чтобы обследовать ребенка, нужно обратиться к логопеду. Этот специалист проведет серию тестов на мелкую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным является речевое дыхание у ребенка. Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно порекомендует родителям посетить с ребенком детского невролога.

Этот доктор назначит электроэнцефалограмму головного мозга, может провести электронейромиографическое обследование, при необходимости – МРТ головного мозга. С результатами этих исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок снова отправится на прием к логопеду. Он заведет специальную коррекционную логопедическую карту и составит индивидуальную программу реабилитации в дополнение к назначенным неврологом медикаментам.

Лечение

Лечить стертую дизартрию у детей дошкольного и школьного возраста следует комплексно. Нужен совместный труд невролога и логопеда. Это позволит добиться стойкого желаемого эффекта, при котором от дефекта полностью удастся избавиться. Единственное, что требуется от родителей, – большое терпение и последовательность, ответственность за выполнение всех назначений, ведь коррекция довольно длительная.

Невролог назначает обычно прием ноотропных медикаментов, витаминов группы В. В комплексе такое лечение позволяет активизировать работу нервной системы, а также улучшает кровообращение головного мозга. Ребенку показан массаж, рефлексотерапия. Часто врачи рекомендуют записать ребенка со стертой дизартрией в секцию плавания. Именно занятия плаванием улучшают состояние мышц, а также улучшают моторные навыки.

Дошкольнику показана пальчиковая гимнастика, а детям школьного возраста рекомендуют артикуляционную гимнастику, освоить которую должны родители. Специалисты покажут, какие упражнения помогут снять мышечные зажимы, какие – расслабить артикуляционные мышцы и как комбинировать их с дыхательными упражнениями.

Логопед поставит неправильно или неразборчиво произносимые звуки, а потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Логопедические занятия часто дополняются логопедическим массажем. Следует приготовиться к длительному курсу лечения – он составляет от года и более.

Учитывая, что дефекты речи минимальны, на развитии ребенка они могут и не сказаться, но даже небольшие отклонения в звукопроизношении мешают нормально выстраивать коммуникацию, что так или иначе может отразиться на психологическом развитии ребенка.

При своевременно начатом лечении прогнозы благоприятные. Дефекты речи удается устранить полностью.

Подробнее о дизартрии рассказывает специалист в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Классификация дизартрии

Дизартрия – это патология речевой функции, при которой нарушается передача возбуждения к артикуляционным мышцам, поражаются ядра бульбарных нервов. Причин данного состояния много, но в любом случае клиническая картина включает патологию моторики речи, дефект произношения звуков, изменение голоса, неправильную постановку ударения в словах, а в самых сложных случаях тяжелая дизартрия приводит к полной утрате функции звуковоспроизведения.

Диагностика состояния включает не только оценку степени тяжести дизартрии, но и исследования основного заболевания, которое послужило причиной ее возникновения.

Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.

Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага включает следующие виды:

  • Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
  • Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, которые соединяют моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
  • Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
  • Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
  • Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.

Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, средней и тяжелой.

В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи получают колоссальные результаты не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени дизартрии. Подход к диагностике и лечению отличается качеством оборудования, специализацией врачей и отношение медицинского персонала. В Юсуповской больнице все работники понимают какую ответственность на себя берут и как тяжело их пациентом, поэтому ко всем относятся приветливо и с сочувствием. Юсуповская больница работает круглосуточно и помогает в любое время дня и ночи. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Причины дизартрии

Причин развития дизартрии очень много. В целом все сводится к следующим патогенетическим механизмам:

  • Гипоксия мозга;
  • Родовая травма;
  • Инфекционное поражение головного мозга;
  • Новообразование головного мозга;
  • Внутримозговая гематома;
  • Травматическое поражение головного мозга;
  • Дегенеративные поражения головного мозга и т.д.

Гипоксия мозга может возникать в следствии множества причин. Если мать перенесла тяжелое заболевание, есть место резус-конфликта, тяжелого токсикоза, то гипоксия развивается еще внутриутробно. У взрослых же к кислородному голоданию головного мозга приводит прогрессирование таких заболеваний как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д. В этом случае клинические проявления постепенно прогрессируют. В случае инсульта – клиническая картина возникает внезапно.

Травматические повреждения – причина номер один у детей после года и молодых людей. В случае травмы головного мозга могут возникать гематомы, размозжается мозговое вещество, нарушаются пути проведения импульсов и т.п. Очень часто для устранения патологии необходимо проводить нейрохирургическую операцию.

Инфекционные поражения приводят к диффузному воспалительному процессу в головном мозге. Дегенеративные – к дегенерации и гибели связывающих структур.

Родовая травма становится причиной повреждения структур мозга с последующими нарушениями строения и функции.

Разные степени дизартрии имеют свои особенности.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.

Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.

В зависимости от локализации очага – отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.

В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдается выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.

Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.

Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При 1степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятно, но все-таки заметен некий дефект. Из-за дефекта нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства. У детей, в которых функция речи только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению для избегания общего недоразвития речевой функции в перспективе. Не леченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степень дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика пациента со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.

Особенности тяжелой степени дизартрии

Что это – дизартрия 3 степени, и какие ее проявления уяснить легко, так как при дизартрии тяжелой степени функция звукообразования полностью или практически полностью отсутствует.

Дизартрия 3 уровня характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.

Диагностика и лечение дизартрии разных степеней

Диагностика дизартрии разных степеней и локализации включает неврологическое и логопедическое обследование, проведение лабораторных и инструментальных методов исследования.

Невропатолог собирает жалобы, выясняет анамнез, проводит осмотр, проверяет рефлексы, проводит пробы. Предварительный диагноз требует дальнейшего подтверждения. Для этого может понадобиться проведения общих лабораторных анализов, ЭЭГ, электромиографии, транскраниальной магнитной стимуляции, магниторезонансной томографии, при противопоказаниях к ней – компьютерной томографии, УЗИ, допплерографии и др.

Логопед в свою очередь проводит оценку речевых нарушений, изучает состояние органов артикуляции, устанавливает степень нарушения функций. Проводится диагностика как устной, так и письменной речи.

Лечение дизартрии разной степени осуществляется не только для коррекции речевой функции. Обязательным условием является и терапия основного заболевания.

Если причиной дизартрии стала гематома или новообразование, то вполне обоснованным шагом будет консультация нейрохирурга с последующим радикальным оперативным вмешательством.

Инсульты требуют терапии в зависимости от вида: геморрагический – гемостатической, ишемический – тромболитической.

В любом случае целесообразно подбирать комплексный подход с привлечением невролога, логопеда, физиотерапевта, массажиста, психолога, нейрохирурга, кардиолога и других необходимых специалистов.

Для максимального эффекта и для активации головного мозга, лечения дизартрии проводится на фоне приема витаминов группы В и ноотропов.

Необходимо выполнять общие физические упражнение и общий массаж тела. Хороший эффект дает занятие плаваньем.

Логопедический массаж (наиболее эффективный – зондовый) отлично справляется с устранением спастического гипертонуса, улучшением кровоснабжения. Пальчиковый массаж применяется и показывает значимый результат, улучшает мелкую моторику.

Применяют так же акупрессуры, иглоукалывания, лечебные ванны, дельфинотерапия, изотерапия и другие.

Занятия с логопедом направленные на коррекцию состояния, улучшения артикуляционной и мелкой моторики; установление конкретного звукового дефекта, его постановку и автоматизацию; дыхательную гимнастику для физиологического дыхания и дыхания речи; коррекции произношения и выразительности.

Процесс лечения очень длительны и настрой пациента и его родственников имеет большое значение. Терапия должна проводиться систематически и комплексно.

В случае стертой дизартрии, легкой степени нарушений возможно полное устранение речевых дефектов. В тяжелых случаях добиваются только улучшения патологического состояния.

В Юсуповской больнице слаженная работа невролога, логопеда, массажиста и других специалистов позволяет получать хороший результат при работе с пациентами с дизартрией. В Юсуповской больнице созданы все условия для комфортного времяпровождения и эффективного лечения патологии. Во время консультации можно выяснить – что это дизартрия 1,2,3 степени, какие ее проявления, как ее диагностировать и лечить. К каждому пациенту доктора находят индивидуальный подход и разрабатывают программу диагностики, лечения и реабилитации. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • “Диагностика”. — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Профильные специалисты

Заведующий отделением неврологии, врач-невролог, к.м.н.

Руководитель НПЦ демиелинизирующих заболеваний, врач-невролог, д.м.н., профессор.

Заведующая отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, рефлексотерапевт

Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, д.м.н, профессор

Врач-невролог, д.м.н, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти

Врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии

Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли

Врач-невролог, вегетолог, психотерапевт, врач высшей категории

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Аннотация: Данная статья предназначена для логопедов, психологов, работающих с больными, перенесшими очаговые поражения мозга, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. В статье описан подход к проведению групповых музыкальных логопедических занятий в системе комплексной нейрореабилитации больных, перенесших очаговые поражения головного мозга.

Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Комплексное восстановительное лечение в Центре патологии речи и нейрореабилитации, включает в себя функциональную диагностику, медикаментозную терапию, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом, занятия в кабинете социально-бытовой реабилитации, а также музыкотерапию.

В данной статье мы хотим подробнее остановиться на групповых музыкальных логопедических занятиях.

Целью этих занятий является восстановление вербальных и других форм коммуникации у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и др. Групповые музыкальные логопедические занятия носят коррекционный и психотерапевтический характер, что в совокупности с комплексом нейрореабилитационных мероприятий является неотъемлемым стимулом для восстановления речевой коммуникации.

В ЦПРиН для прохождения занятий в данной группе направляются больные с различными формами дизартрии, эфферентной и афферентной моторными афазиями, т.е. пациенты, имеющие нарушения плавности речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи, трудности переключения артикуляторных актов, «застревания» на отдельных фрагментах высказывания, «бедность», однообразность интонационного рисунка, нарушения речевого дыхания и голосообразования, изменения голоса (слабый, глухой, с перепадами тембра) различной степени выраженности.

Задачами данного вида работы являются:

  • преодоление чувства страха речевого общения,
  • коррекция эмоциональной сферы,
  • преодоление произносительных трудностей,
  • преодоление нарушений слого-ритмической структуры слова,
  • растормаживание вербальных и невербальных форм коммуникации.

Групповые музыкальные занятия проводятся ежедневно в определённое время в специально оборудованном помещении.

Продолжительность занятия составляет 1 час.

Основные направления работы:

1. Преодоление дискоординаторных явлений устной речи:

а) расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
б) формирование длительного фонационного выдоха для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией.

2. Восстановление просодической стороны речи, стабилизация темпа и ритма, формирование интонационного рисунка фразы;

3. Создание эмоционально-положительного фона настроения;

4. Эмоциональная релаксация;

5. Развитие кинетической организации движений, кинестетической основы двигательного акта;

6. Преодоление неспецифических нарушений высшей нервной деятельности (инактивности, инертности, аспонтанности психической деятельности);

7. Развитие произвольного внимания.

8. Растормаживание речевой функции.

Для достижения максимально положительного результата работа строится с использованием эмоционально значимого для каждого пациента речевого материала и включает в себя следующие направления:

1) воспроизведение голосом абриса слов в музыкальном произведении;
2) развитие самоконтроля над дыханием и голосообразованием;
3) преодоление персевераций;
4) развитие интонационной стороны речи;
5) закрепление достигнутых навыков на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведение групповых музыкальных занятий наряду с индивидуальными и групповыми логопедическими занятиями позволяет достичь положительной динамики. У пациентов с различными видами дизартрии: улучшается речевое дыхание (вдох становится глубже, выдох длительнее, спокойнее, ровнее), увеличивается работоспособность мышц органов артикуляции, улучшается фонетическая окраска звуков, голос становится менее напряженным, более плавными становятся звуко-высотные переходы, собственная речь пациентов становится более четкой, плавной, понятной для окружающих.

В речи пациентов с грубыми формами афферентной и эфферентной моторных афазий расширяется и закрепляется активный словарь, в произносительной сфере появляется возможность простых артикуляторных переключений на уровне слова.

У пациентов, имеющих моторную афазию средней или легкой степени выраженности, сглаживаются произносительные трудности, артикуляторные переключения на усложненном речевом материале становятся более плавными, интонационный рисунок высказывания становится ярче и разнообразнее.

Групповые музыкальные занятия обеспечивают наиболее комфортную коммуникативную среду, необходимую для пациентов с речевыми нарушениями как грубой, средней, так и лёгкой степени выраженности.

В результате занятий пациенты чувствуют себя спокойнее, приобретают уверенность в положительном исходе реабилитации, что способствует более комфортному формированию навыков межличностного общения в различных ситуациях, положительно воздействует на эмоционально-волевую сферу пациентов, повышает мотивацию к продолжению нейрореабилитации.

Использованные литературные материалы:

1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Пособие по восстановлению речи при афазии, 1982
2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие, 2011
3. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии, 2009
4. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М., Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравм // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. — Л., 1981.
5. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. — СПб., 2002.
6. Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. — Л., 1963.
7. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л., 1972
8. Цветкова Л.С. введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие/Л.С. Цветкова. – 3-е изд., стер. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 184 с. – (серия «Библиотека психолога»).
9. Флоренская Ю.А. избранные работы по логопедии/Ю.А. Флоренская; сост. Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 223 с.
Понизова О.В. Организация групповых логопедических занятий и их влияние на психоэмоциональное состояние пациентов с дизартрией, 2014

Миронова В.В., логопед,
Сошина Л.Е., логопед

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией
статья по теме

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
provedenie_gruppovyh_zanyatiy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Аннотация : Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения, те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

В центре патологии речи и нейрореабилитации помимо индивидуальных занятий, проводятся занятия в группах. Именно в группе можно создать условия, приближенные к нормативному общению. Целью групповых занятий является восстановление вербальной коммуникации и социальная реадаптация больных с афазией. Задачи, решаемые в группе, можно разделить на 1) направленные на преодоление личностных нарушений (чувства страха речи, сниженной мотивации к речевому общению, заниженной самооценки, сниженной психической активности); 2) направленные на восстановление речевой функции (преодоление нарушений понимания речи, накопление и активизация пассивного и активного словаря, растормаживание, восстановление фразовой речи). Общение в группе должно способствовать реализации наиболее сохранных, эмоциональных и выразительных форм речи.

Наиболее целесообразным представляется формирование групп с учётом не столько ведущего дефекта, сколько уровня коммуникативных возможностей (степени выраженности нарушений (определяется КОР)). Таким образом, выделяются группы трёх уровней: для пациентов с грубыми нарушениями, средней и легкой степени выраженности дефекта. Решение о направлении на групповые занятия принимается совместно нейропсихолом, логопедом, неврологом и психиатром. Наполняемость групп составляет 6-8 человек.

В группу с грубой степенью речевых нарушений, направляются пациенты с относительно сохранной импрессивной стороной речи, без грубой артикуляторной апраксии и выраженных нарушений нейродинамики. Основными направлениями работы с данной категорией больных является преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи, растормаживание экспрессивной речи, стимулирование простых коммуникативных видов речи. Для решения данных задач используются различные методы и приемы. Метод беседы [3, 6, 8, 9] является основным для данных больных и представляет собой диалог, который ведет педагог с группой. Правильно подобранная темы беседы, интересная актуальная для всех больных в группе позволяет создать положительный эмоциональный фон, частотный лексико-грамматический материал способствует снижению феномена «страха речи». Беседа должна протекать в непринужденной свободной форме, принудительное включение в беседу больных не рекомендуется.

Для растормаживания речи на непроизвольном уровне применяется метод речевой игры. На групповых занятиях используются различные виды речевого лото, домино [8, 9]. Речевые игры способствуют, не акцентируя внимания больных на речевой деятельности, накоплению предметного и глагольного словаря, стимулируют больных к самостоятельному высказыванию.

Использование на занятиях «грубой» группы метода пиктограмм помогает больным самостоятельно, при помощи картинок-пиктограмм составить коммуникативно-значимые фразы (просьбы, приветствия, вопросы). Сопряженное, а в дальнейшем и самостоятельное прочтение данных фраз, с присоединением к воспроизведению жеста, дает возможность ввести эти высказывания в спонтанную речь больных.

Занятия группы пациентов со средней степенью выраженности речевых нарушений, направлены, в большей степени, на восстановление фразовой речи. В ЦПРиН применяются разные виды занятий:

  1. тренинговые занятия, на которых больные по очереди выполняют разнообразные задания логопеда. Это может быть: подбор слов заданной категории, заканчивание фраз, составление фраз (по картинкам, по вопросам, по опорным словам), заполнение пропуска во фразе с грамматическим изменением слова, составление простых повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок [9];
  2. занятия-драматизации (ролевые игры) – широко используются для восстановления диалогической речи, создают условия для сотрудничества членов группы. Разыгрывая разнообразные ситуации (у врача, в гостях, в магазине) пациенты отрабатывают умение задать подходящий ситуации вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу и поддержать ее. Проведению данных занятий предшествует подготовительная работа (тренинговое занятие), на котором актуализируется лексика, оживляются смысловые связи, вербальные и зрительно-предметные ассоциации на заданную тему [6, 8; 9]
  3. речевые игры.

Кульминационным этапом комплексной нейрореабилитации являются групповые логопедические занятия с пациентами, имеющими речевые нарушения легкой степени выраженности. На данных занятиях автоматизируются и совершенствуются речевые навыки приобретенные пациентом в процессе восстановительного обучения. Помимо перечисленных выше методов, в группах легкой степени выраженности нарушений применяют также метод обсуждения просмотренных накануне кинофильмов, спектаклей, телепередач, метод речевой импровизации на заданную тему [8, 9].

Практический опыт показал высокую эффективность групповых логопедических занятий. Помимо решения специальных задач по восстановлению речи, групповые занятия оказывают психотерапевтическое влияние на больного: снижается тревожность, уменьшается страх общения, повышается работоспособность, активизируется общее внимание. Отмечаются и положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности. Различные формы взаимодействия членов группы – сотрудничество, взаимопомощь, соревнования – помогают преодолению дефектов вербальной коммуникации. Поэтому групповые занятия совместно с индивидуальной формой обучения способствуют мобилизации всех резервов речевой и психологической сферы и ускоряют процесс общей реабилитации больных.

Мастер-класс «Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах»

Таисия Посашкова
Мастер-класс «Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах»

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

– Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается

– Особенно сложно детям с нарушениями речи

– Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики

– дыхание у них зачастую поверхностное

– Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы

– При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности

– Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены

– Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ

– Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы

Элементы, имеющие оздоровительную направленность

Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю

– преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды

– В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики

– Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала

– Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения

– Танец или хоровод

– Четверостишье, сопровождаемое движениями

– Мимические упражнения, психогимнастика

– Массаж (рук, ног и т. д., гимнастика для глаз

– Подвижные, коммуникативные, спокойные игры

– Игра на музыкальных инструментах

– Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка

– Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

– Дети не поют, а говорят

– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

– Плохо запоминают тексты песен, их названия

– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

– Затрудняются в передаче ритмического рисунка

– Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий

– Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов

Музыкально-ритмические движения

Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей

Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект во время движения

Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику

– Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды

– С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем

– Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала

– Часовое слушание, скажем,симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.

– Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку – это опять-таки раздражает и напрягает организм

Главное, чтобы нравилось!

Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

Слушайте, пойте и будьте здоровы

– В результате работы по системе коррекционногообучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:

Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39%

Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков

– Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли

– Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи

– Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе

– Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу

– На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила

– Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Мастер-класс «Изготовление книжного уголка из подручных средств» Уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами своим методом оформления группового помещения. А точнее изготовлением полочек и карманов.

Консультация «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ» Коррекционная работа с детьми с ОВЗ Анатация: Рост числа детей с ОВЗ выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения.

Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи» Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи.» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Использование вспомогательных средств для развития мелкой моторики» Форма проведения: мастер – класс Участники: воспитатели логопедических групп. Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса.

Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях «Выручаем солнышко» Тема: “Выручает солнышко” Подготовила и провела: учитель – логопед Брацило Л. Э. МКДОУ детский сад «Аленушка» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Музыка и коррекционная работа с детьми ОВЗ Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её.

Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.

Мастер-класс «Работа над картиной «Распахни окно весне навстречу!» с использованием нетрадиционных техник рисования Тепло приветствую всех заглянувших ко мне в этот час! В предыдущей публикации вы могли наблюдать появление картины “Весенние кораблики”.

Сценарий спортивного праздника «День защитника Отечества» в подготовительной и старшей логопедических группах Цель: — формировать у детей любовь к Родине, стремление быть ее защитниками. Задачи: — осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию.

Читайте также:  Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации
Ссылка на основную публикацию