Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией
консультация по логопедии ( группа) на тему

Дисграфия – нарушение письма

– составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении родного языка на более поздних. Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения. Я стремлюсь к тому, чтобы тренировочные упражнения и задания были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно — педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

Хочу представить вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и упражнений для повышения эффективности коррекционной работы при дисграфии, применяемых мною в работе.

«Чудесный мячик» Цель: развитие позиции звуков, парных дифференцировок, обогащении словаря. В своей работе я использую несколько вариантов. 1.​ На дифференциацию парных звуков, изучаемых на занятии. Если в слове ребёнок слышит заданный звук, то он должен словить мячик, если этот звук отсутствует, то отбросить

. 2.​ При отрабатывание лексических тем, например: тема «Домашние животные». Ребенок ловит только тогда мяч, когда называется домашнее животное если, другое животное, или предмет, то мяч отбрасывается.

3.​ Так же можно играть по цепочки, дети передают мячик и придумывают слова на заданный звук. Цепочка разрывается на том, кто не смог придумать слово. Детям необходимо давать четкую инструкцию для определения позиции звука (начало, середина, конец).

«Волшебные дорожки» Цель: определение количества звуков в слове и в предложении.

1.​ Ребятам предлагается прошагать слова и определить сколько звуков или слогов в слове. Дается инструкция: «Сколько шагов, столько звуков или слогов в слове».

2.​ Детям предлагается прошагать слова, определить количество звуков, а если встретится изучаемый звук, то нужно подпрыгнуть.

3.​ Детям предлагается прошагать предложение, определяя количество слов. Если предложение с предлогом, то на предлог шагнуть и хлопнуть в ладоши.

«Кубики с предлогами» Цель: изучение и дифференциация предлогов.

1.​ Для изучения новых предлогов бросается кубик и тот предлог, который выпал изучаем, придумываем слова, словосочетания, предложения. На каждом кубике изображены 6 предлогов. Сначала изучаем простые предлоги, а потом сложные.

2.​ Для дифференциации предлогов использую несколько кубиков, те предлоги, которые выпали, с ними выполняются задания. Можно использовать работу в парах.

3.​ Для работы в командах. Дети делятся на команды, бросают кубики и с выпавшими предлогами придумывают предложения, или рассказ, который команды записывают на доске по цепочке.

«Познавательный боулинг» Цель: закрепление пройденных звуков и предлогов.

1.​ Для закрепления пройденных звуков. На кеглях изображены буквы или картинки- звуки, ребенок выбивает кеглю и на выпавшую кегли придумывают слова или составляют предложения. Можно записывать в тетрадь или на доску.

2.​ Для дифференциации предлогов – выбитые мячом кегли (на кеглях наклеенные предлоги) ребята составляют словосочетания, предложения или рассказ.

«Угадай предлог» Цель: закрепление изученных предлогов. Сначала логопед, а потом ребёнок изображают предлог так, чтобы другие могли отгадать его и придумать слова, словосочетания или предложения с данным предлогом. Эту игру можно проигрывать в парах или командах.

«Необычные колбочки» Цель: развитие графомоторных навыков, совершенствование звукобуквенного анализа.

1.​ Детям предлагается выкладывать колбочками изучаемые буквы (можно печатные, можно письменные).

2.​ Выполнять звукобуквенный анализ слов.

3.​ Применять при разборе предложений.

«Цветные пуговицы» Цель: определение количества звуков, слогов в слове. 1.​ Детям предлагается нанизать столько пуговиц на шнурок, сколько слогов или звуков в слове.

2.​ Выкладывать пуговицами количество слогов в слове.

3.​ Выкладывать при помощи пуговиц количество слов с изучаемым звуком. «Коробочка с пуговицами» Цель: развитие мелкой моторики Дети выкладывают рисунки, слова, буквы при помощи цветных пуговиц по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

«Разноцветные спички» Цель: развитие мелкой моторики Дети из спичек выкладывают узоры, буквы, слова.

«Физ.минутки с песком и цветными камешками» Цель: развитие мелкой моторики Дети на песке рисуют узоры, пишут буквы, слова пальчиками. Цветные камешки разбирают по цветам и из них выкладывают разные рисунки, буквы, элементарные слова. Таким образом, использование нетрадиционных методов и приемов в коррекции дисграфии способствует укреплению физического и психического здоровья, развивает эмоциональную устойчивость учащихся; способствует улучшению чтения и письма, и это все оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию письменной и устной деятельности учащихся, на их физическое и психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
disgrafiya_ne_traditsionnye_metodiki.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия – нарушение письма

– составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении родного языка на более поздних. Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения. Я стремлюсь к тому, чтобы тренировочные упражнения и задания были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно — педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

Хочу представить вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и упражнений для повышения эффективности коррекционной работы при дисграфии, применяемых мною в работе.

«Чудесный мячик» Цель: развитие позиции звуков, парных дифференцировок, обогащении словаря. В своей работе я использую несколько вариантов. 1.​ На дифференциацию парных звуков, изучаемых на занятии. Если в слове ребёнок слышит заданный звук, то он должен словить мячик, если этот звук отсутствует, то отбросить

. 2.​ При отрабатывание лексических тем, например: тема «Домашние животные». Ребенок ловит только тогда мяч, когда называется домашнее животное если, другое животное, или предмет, то мяч отбрасывается.

3.​ Так же можно играть по цепочки, дети передают мячик и придумывают слова на заданный звук. Цепочка разрывается на том, кто не смог придумать слово. Детям необходимо давать четкую инструкцию для определения позиции звука (начало, середина, конец).

«Волшебные дорожки» Цель: определение количества звуков в слове и в предложении.

1.​ Ребятам предлагается прошагать слова и определить сколько звуков или слогов в слове. Дается инструкция: «Сколько шагов, столько звуков или слогов в слове».

2.​ Детям предлагается прошагать слова, определить количество звуков, а если встретится изучаемый звук, то нужно подпрыгнуть.

3.​ Детям предлагается прошагать предложение, определяя количество слов. Если предложение с предлогом, то на предлог шагнуть и хлопнуть в ладоши.

«Кубики с предлогами» Цель: изучение и дифференциация предлогов.

1.​ Для изучения новых предлогов бросается кубик и тот предлог, который выпал изучаем, придумываем слова, словосочетания, предложения. На каждом кубике изображены 6 предлогов. Сначала изучаем простые предлоги, а потом сложные.

2.​ Для дифференциации предлогов использую несколько кубиков, те предлоги, которые выпали, с ними выполняются задания. Можно использовать работу в парах.

3.​ Для работы в командах. Дети делятся на команды, бросают кубики и с выпавшими предлогами придумывают предложения, или рассказ, который команды записывают на доске по цепочке.

«Познавательный боулинг» Цель: закрепление пройденных звуков и предлогов.

1.​ Для закрепления пройденных звуков. На кеглях изображены буквы или картинки- звуки, ребенок выбивает кеглю и на выпавшую кегли придумывают слова или составляют предложения. Можно записывать в тетрадь или на доску.

2.​ Для дифференциации предлогов – выбитые мячом кегли (на кеглях наклеенные предлоги) ребята составляют словосочетания, предложения или рассказ.

«Угадай предлог» Цель: закрепление изученных предлогов. Сначала логопед, а потом ребёнок изображают предлог так, чтобы другие могли отгадать его и придумать слова, словосочетания или предложения с данным предлогом. Эту игру можно проигрывать в парах или командах.

«Необычные колбочки» Цель: развитие графомоторных навыков, совершенствование звукобуквенного анализа.

1.​ Детям предлагается выкладывать колбочками изучаемые буквы (можно печатные, можно письменные).

2.​ Выполнять звукобуквенный анализ слов.

3.​ Применять при разборе предложений.

«Цветные пуговицы» Цель: определение количества звуков, слогов в слове. 1.​ Детям предлагается нанизать столько пуговиц на шнурок, сколько слогов или звуков в слове.

2.​ Выкладывать пуговицами количество слогов в слове.

3.​ Выкладывать при помощи пуговиц количество слов с изучаемым звуком. «Коробочка с пуговицами» Цель: развитие мелкой моторики Дети выкладывают рисунки, слова, буквы при помощи цветных пуговиц по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

«Разноцветные спички» Цель: развитие мелкой моторики Дети из спичек выкладывают узоры, буквы, слова.

«Физ.минутки с песком и цветными камешками» Цель: развитие мелкой моторики Дети на песке рисуют узоры, пишут буквы, слова пальчиками. Цветные камешки разбирают по цветам и из них выкладывают разные рисунки, буквы, элементарные слова. Таким образом, использование нетрадиционных методов и приемов в коррекции дисграфии способствует укреплению физического и психического здоровья, развивает эмоциональную устойчивость учащихся; способствует улучшению чтения и письма, и это все оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию письменной и устной деятельности учащихся, на их физическое и психическое здоровье.

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее.

Упражнения на развитие мелкой моторики ,тактильные ощущения, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому нам, педагогам, нужно учитывать, что моторика—это двигатель, запускающий речь ребенка, и помнить слова В. Сухомлинский, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

Основной формой обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

Один из нетрадиционных приемов обучения— это применение камешков Марблс в коррекционной деятельности.

Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили своё название от английского «марбл» (то есть мраморные). Эстетическая привлекательность разноцветных камней марблс вызывает интерес у современных детей. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, приятны на ощупь, ребёнку легко выкладывать их на поверхность.

Марблс можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта дошкольников. Разноцветные шарики и камешки помогают развитию сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, речи, памяти и мышления детей.

Цель использования камешков МАРБЛС:
Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Используя этот материал в коррекционной работе с детьми ТНР, позволяет решать множество коррекционных задач.

Различные виды игр и игровые упражнения предоставляют большие возможности для совершенствования мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности и познавательной деятельности.

Вариантов игр с камешками множество, можно придумывать их самим по своему определенному игровому сюжету. Применять камешки Марблс в своей работе с детьми дошкольного возраста может любой педагог ДОУ.

Приведем несколько вариантов игр с камешками МАРБЛС, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

  • «Весёлые кружочки»
  • «Выложи по контуру» Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация
  • «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в -мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
  • «Четвёртый лишний» Цель: Развитие умения классифицировать предметы по одному признаку.
  • «Найди где» (классификация по лексическим темам)

Цель: Активизация словарного запаса по лексическим темам. Развитие мышления и внимания дошкольников.

Составление звукового анализа слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза ,закрепление цветовых обозначений звуков.

  • «Угадай, какой звук?» -мягкий или твёрдый ,гласный или согласный
  • Составление звуковой схемы слов по картинке .Ребёнок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

Работа по коррекции звукопроизношения.

  • «Лабиринты» и «Звуковые улитки» Цель этих автоматизация и закрепление произношения уже автоматизированного звука; Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука , слогов и слов с поставленным звуком.
  • Игра «Божья коровка»

Автоматизация звуков в начале слова. Здесь представлен звук [ж].

Ход игры: У божьей коровки не хватает пятнышек. Украсим её пятнышками, выбрав и назвав картинки которые начинаются со звука [ж]. В последствии картинки и звуки можно менять.

  • «Украсим цветы» игра на дифференциацию звуков.
  • Игра «Цветочная поляна»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа.

Ход игры: Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове. Например Аист – «а», сом – «с», Удочка – «у». Слова подбираются любые.

  • Игра «Гроздь винограда»

Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.

Ход игры: Нужно на ветку прикрепить ягоды винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).

Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на ветке винограда ищет маленькую ветку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.

  • Игра «Тучка и дождик»

Цель: Совершенствование фонематических процессов.

Ход игры: Положить на лист сверху тучку, а снизу выложить полянку из цветов. Цветы давно не поливал дождик. Набежала туча, необходимо полить каждый цветок. Подбирай слова с заданным звуком и выкладывай камешками струйку дождя: на каждый цветок капельки ,от тучи вниз к цветку

Например, полей первый цветок, называя слова которые начинаются со звука [Ш]: шапка, шуба, шкаф, шайба и.т.д.
Второй цветок польет дождь, когда ты назовешь слова со звуком [С] в середине слова: маска, миска, каска, лиса, коса, оса.
Третий цветок польет дождь, когда ты придумаешь слова, где звук [Л] слышится в конце: гол, пенал, пол, зал, бокал, шакал.

  • «Сосчитай, не ошибись» Цель: Закрепление умения делить слова на слоги. Ход игры: Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Нужно выложить столько камешков, сколько слогов в этом слове.

Можно сравнить слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Профилактика дисграфии

  • Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги .Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
  • Игра «Буква» Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно(по памяти).
  • « На какую букву начинается слово?» Ребенок выкладывают «тропинки» разной протяженности из камешков, от картинки к нужной букве.

Данные игры и упражнения способствуют повышению речевой активности детей . При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается мелкая моторика рук, внимание ,мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной работе, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.

  • «Волшебный мешочек»

Достаём из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумываем слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Кузнецова Анна Сергеевна
МДОУ ДС №2 » КАЛИНКА», учитель-логопед
Московская обл., город Клин

Методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Дисграфия – на практике этот диагноз, обычно очень пугает многих родителей, но следует отметить, что есть успешные методы коррекционной работы с младшими школьниками. Как известно, любую «болезнь» легче предупредить, чем лечить.

Дисграфия- это специфическое расстройство речевой деятельности у детей – это нарушение усвоения и функционирования школьного навыка письма.( В.И. Ляудис, И.П. Негуре 1994г.)

Группа риска дисграфии:

  • Это, те дети у которых в анамнезе были диагнозы Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР),
  • Общее недоразвитие речи (ОНР);
  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
  • Различная неврологическая симптоматика;
  • Минимальную мозговую дисфункцию (ММД);
  • Энцелопатию;
  • Пренатальная и постнатальная патология.

Что должно насторожить родителей?

  • Снижение слухоречевой памяти;
  • Нарушение буквенного гнозиса;
  • Нарушение динамического праксиса руки;
  • Затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
  • Нечеткая дикция плохая артикуляция;
  • Нарушение лексико-грамматического строя речи;

Затруднения овладения письмом можно диагнозировать уже в подготовительной группе детского сада.

(В младшей школе это конец первой четверти).

Методика логопедической работы в младшей школе.

Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.

Рассматривая методы коррекции письма, мы опираемся на психофизиологический уровень организации письменной речи, методы психофизиологического развития письма, важнейшего из компонентов становления письменной речи школьника подробно описаны Л.С. Цветковой. Они составляют основу развития фонетико-фонематических процессов. Структура письма представлена психологическим, психолингвистическим и психофизиологическим уровнями. Формирование письма и его протекание возможно только при взаимодействии всех этих уровней.

Исходя из этого, рассмотрим несколько методов коррекционного воздействия при устранении дисграфии.

Метод узнавания звуко-буквы. Нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку: среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове, предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.

Метод схемы слова. Ребёнку даётся картинка с изображением предмета и готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово.

Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребёнку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.

Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.

Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова написанные с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку, записать слово правильно.

Метод звуко-буквенного анализа. Ребёнку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить каждый слог в слове чёрточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.

Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведётся на односложных словах без стечения согласных, затем задача усложняется.

Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов [11].

Для каждого вида дисграфии установлен определённый порядок коррекции нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными – это представления о звуке и связь звука и буквы. При этом обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма – это мотив и желание писать.

Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:

Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:

  • назвать буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
  • выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
  • ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
  • «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» — ворота, перекладина, «Г» — вешалка, «Ч» — стул;
  • Дермалексия — узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;
  • обведение букв по трафарету;
  • придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

На уровне слога учащиеся:

  • придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);
  • составляют слоговые схемы;
  • составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);
  • составляют слоги из букв разрезной азбуки;
  • изменяют порядок звуков в слоге (записывание получившегося слога);

Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:

  • отгадывание ребусов и кроссвордов;
  • подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);
  • деление слов на слоги с выделением ударного слога;
  • подбор слов к звуко-слоговым схемам;
  • подбор слов отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор – укол, шутки – сутки), обращали внимание детей на смысловую сторону слов;
  • составление слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» — «очки») или – по последним звукам («сом, осы, стол. окно» — «мыло»);
  • чтение и записывание слов в обратном порядке («сон — нос»);
  • составление из двух слов одного («пар и воз — паровоз»);
  • образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т.д. Например, лес – лесок – лесочек);
  • подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т.д.

Работа со словосочетаниями строится таким образом:

  • дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
  • проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;
  • подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» – «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);
  • изменяют глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);
  • подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);
  • подбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») и т.д.

Работа с предложением:

  • дети составляли предложения по схемам;
  • выделяют границы предложений в тексте;
  • соединяют разорванные части предложений;
  • составляют предложения с заданным количеством слов и т.д.

На этапе работы с текстами:

  • дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;
  • с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;
  • составляют два текста из набора предложений;
  • составляют и записывали рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т.д.

Весь речевой материал, предлагаемый детям на занятиях, должен быть насыщен изучаемыми звуками и буквами согласно перспективному планированию.

Необходимо подчеркнуть, что использование данных методов и приёмов в устранении нарушения письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе логопедических занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией.

Таким образом, данная методика способствует развитию у младших школьников рациональных приёмов работы: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности.

Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, Л.С. Цветкова [11] рекомендует использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

  1. Анализ и составление схемы слова.
  2. Анализ слова с опорой на цифровой ряд по методике, предложенной И.Н. Садовниковой.
  3. Звуковой анализ в «технике сканирования».

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом. Поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.

Добавить комментарий Отменить ответ

Авторское право © 2021. Все Права Защищены.

Альманах педагога

Автор: Крылова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: д/о № 2 МАОУ
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Методы и приёмы коррекционной работы при дисграфии и дислексии”
Дата публикации: 07.05.2020
Раздел: дошкольное образование

Методы и приёмы коррекционной

работы при дисграфии и дислексии

обусловленных несформированностью высших психических

функций участвующих в процессе письма.

Аграфия – отсутствие процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса

чтения, обусловленное несформированностью (нарушением)

повторяющихся ошибках стойкого характера.

овладения процессом чтения.

специфические расстройства развития

Нарушения письма и чтения у детей чаще

всего возникают в результате общего

недоразвития всех компонентов языка:

фонетико-фонематического и лексико-

грамматического. Дисграфия и дислексия

возникают, как правило у детей с III

уровнем речевого развития.

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков , а

также замены графически сходных букв.

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.

4. Нарушение понимания прочитанного.

5. Аграмматизмы при чтении.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

8.Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.

пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого

10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя

литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).[3]

Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на

письме так называемых “специфических ошибок”.

пропуски букв, слогов, слов, их перестановки

характеристикам соответствующих звуков

смешения букв, сходных по начертанию

слияние нескольких слов в одно

впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-

Аграмматизмы на письме[3]

Фонематическая

смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).

Семантическая

предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая

существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде,

– трудности усвоения и в смешениях сходных графических

букв(В-З , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

Мнестическая

– трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква

соответствует тому или иному звуку.[4]

Артикуляторно-акустическая

– ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения,

опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными

словами, пишет так, как произносит.

Акустическая

– замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам:

звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

«писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

– пропуски букв и

слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних

букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги

разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;

Аграмматическая

– связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок

пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»,

– недостаточная сформированность зрительно-пространственных

представлений и зрительного анализа и синтеза. [4]

Логопедическое воздействие при

нарушениях чтения и письма

Развитие звукового синтеза;

Обогащение словарного запаса;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование морфологических и синтаксических обобщений

Оптические дислексия и дисграфия:

Развитие зрительного восприятия и гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

Уточнение и расширение объема зрительной памяти;

Формирование пространственного восприятия и пространственных

представлений, зрительно-пространственных отношений, речевых

Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, в словах, в

предложениях и в текстах.[1, 88]

Аграмматические дислексия и дисграфия:

Уточнение и усложнение структуры предложения;

Формирование навыков словообразования;

Работа над однокоренными словами;

Закрепление грамматических форм письменной речи.

языкового анализа и синтеза:

фонематического анализа и фонематического синтеза.

Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:

– Уточнение каждого из смешиваемых звуков;

– Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР [Опыт работы по реализации проекта]

Опыт работы по реализации проекта
«Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Проанализировав опыт работы, научную и методическую литературу мы написали и реализовали проект «Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР» цель которого выяснить, действительно ли словесные дидактические игры и упражнения при систематическом и комплексном использовании будут способствовать развитию словаря детей с ОНР. Хотим поделиться нашим опытом.

В рамках проекта был составлен комплекс специально подобранных словесных игр и упражнений.

В ходе реализации мы столкнулись с некоторыми трудностями. Несмотря на значимость игр и упражнений в развитии ребенка, у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и их использования в коррекционно-педагогическом процессе. В результате чего применение игр и упражнений ограничено. Поэтому была проведена дополнительная работа с воспитателями в форме семинаров-практикумов по расширению знаний о дидактических играх и их организации, консультаций по теме «Применения словесные дидактические игры и упражнения в коррекционно-педагогическом процессе», мастер-класс по изготовлению.

Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.

Логопед, в основном, проводил со всей группой детей на занятиях. Дидактические игры давались детям с определенным содержанием и правилами. Они в основном были направлены на расширение представлений о предметах, их качествах. В этих играх и упражнениях у детей не только обогащался словарь, но и развивалось внимание, память логическое мышление. Дидактическая игра, таким образом, становилась незаменимым средством преодоления различных трудностей у детей с ОНР.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений и должен владеть приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В режиме дня ребенка примерно 7 часов занимают бытовые процессы. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, становятся основой для чувственной базы речи. В процессе реализации проекта воспитатели, заранее продумав организацию работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, использовали как основу для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения.

И еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имел возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому было важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, устанавливали степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

Подчеркнем, что не вся словарная работа осуществлялась воспитателем; он, как правило, ограничивается лишь обиходно-бытовой лексикой. Словарная работа проводилась на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Для оценки результативности проекта была проведена диагностическая работа. Выявлено, что у детей, с которыми был реализован проект, показатель развития словаря выше, чем у группы, с которой дидактические игры и упражнения не проводились.

Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так как и у них отмечаются трудности в овладении словаря.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Опыт работы по реализации проекта “Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР”.

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные дидактические игры и упражнения

в режиме дня для развития словаря детей

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Проанализировав опыт работы, научную и методическую литературу мы написали и реализовали проект «Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР» цель которого выяснить, действительно ли словесные дидактические игры и упражнения при систематическом и комплексном использовании будут способствовать развитию словаря детей с ОНР. Хотим поделиться нашим опытом.

В рамках проекта был составлен комплекс специально подобранных словесных игр и упражнений.

В ходе реализации мы столкнулись с некоторыми трудностями. Несмотря на значимость игр и упражнений в развитии ребенка, у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и их использования в коррекционно-педагогическом процессе. В результате чего применение игр и упражнений ограничено. Поэтому была проведена дополнительная работа с воспитателями в форме семинаров-практикумов по расширению знаний о дидактических играх и их организации, консультаций по теме «Применения словесные дидактические игры и упражнения в коррекционно-педагогическом процессе», мастер-класс по изготовлению.

Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.

Логопед, в основном, проводил со всей группой детей на занятиях. Дидактические игры давались детям с определенным содержанием и правилами. Они в основном были направлены на расширение представлений о предметах, их качествах. В этих играх и упражнениях у детей не только обогащался словарь, но и развивалось внимание, память логическое мышление. Дидактическая игра, таким образом, становилась незаменимым средством преодоления различных трудностей у детей с ОНР.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений и должен владеть приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В режиме дня ребенка примерно 7 часов занимают бытовые процессы. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, становятся основой для чувственной базы речи. В процессе реализации проекта воспитатели, заранее продумав организацию работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, использовали как основу для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения.

И еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имел возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому было важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, устанавливали степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

Подчеркнем, что не вся словарная работа осуществлялась воспитателем; он, как правило, ограничивается лишь обиходно-бытовой лексикой. Словарная работа проводилась на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Для оценки результативности проекта была проведена диагностическая работа. Выявлено, что у детей, с которыми был реализован проект показатель развития словаря выше, чем у группы, с которой дидактические игры и упражнения не проводились

Логопедические игры

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г. Нижневартовск.

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Дидактическая игра “Загадочный шар”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? – …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди – … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

«Дидактическая игра ‘Загадочный шар’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.

(Земной шар )

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все –

(Солнце или солнечный шар)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(Одуванчик )

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

Потихонечку звеня. (Шар)

«Дидактическая игра ‘Загадочный шар’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дидактическая игра “Бюро находок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

Описание игры: Вариант 1.

Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.

На желтой аллее, где клены алеют

Ждет вас находка в “Бюро”.

Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья – ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

Дидактическая игра “Веселый поваренок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

“Мама каши наварила

И всю кашку. скушала!”

Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

«Дидактическая игра ‘Веселый поваренок’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена – … .

Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией
Ссылка на основную публикацию