Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Ритмоплаcтика

Что это такое?

Ритмопластика – это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку. Часто оформлена танцевальными движениями.
Поскольку, общая двигательная система имеет тесную связь с речевой функцией, то применение ритмопластики для коррекции нарушений речи открывает большие возможности.
Нейродинамическая ритмопластика в Центре Речи, в Зеленограде, – это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Это маленькие драматические этюды, вербально-динамические и эмоционально-творческие композиции. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена. Также, успешно применяется в коррекционной работе с заикающимися. Нейродинамическая ритмопластика – это гимнастика для мозга.

Какие результаты дает?

Основными направлениями ритмопластики считаются:

  • Психологическое раскрепощение ребенка;
  • Обогащение эмоциональной сферы детей-дошкольников;
  • Совершенствование коммуникативных способностей детей;
  • Развитие выносливости и силы;
  • Формирование правильной осанки;
  • Повышение прыгучести и подвижности суставов;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие гибкости и пластичности;
  • Улучшение памяти ребенка (запоминании движений).

Как это происходит?

Одним из методов ритмопластики является театрализованная ритмопластика. На таких занятиях дети читают любимые сказки, а затем, сами перевоплощаются в героев сказки.
Главной целью такого метода является совершенствование двигательных
навыков, жестов, мимики, эмоций, а также, умение владеть телом.
Занятия по ритмопластике проходят в несколько этапов.
Начинается занятие с вводной части, которая имеет динамический характер.
Это могут быть прыжки, бег, ходьба.
Следующая, основная часть занятия, включает :

  • общеразвивающие упражнения,
  • танцевальная разминка,
  • приседания, выпады, наклоны,
  • упражнения на укрепления мышц ног, спины, пресса,
  • движения для развития гибкости.

И, заключительная часть занятия, включает в себя упражнения на расслабление.
На занятиях используются различные атрибуты: мячи, ленты, султанчики.

Советы родителям.

Одежда детей на занятиях не должна стеснять их движений. Это должны быть удобные спортивные шортики и футболочки (для девочек, возможно, гимнастические юбочки и купальники).
Заниматься ритмопластикой можно уже с 8 месяцев. Для детей младшей дошкольной группы 3-4 лет занятия составляют 15-20 минут.
Для детей 4-5 лет – 20-25 минут, 5-6 лет – 25-30 минут, 6-7 лет – 30-35 минут.

Чтобы записаться на консультацию, уточнить детали,
а также задать все интересующие вопросы

Читайте также

Наши специальные услуги

Телесно-ориетировная терапия

“В здоровом теле – здоровый дух” – это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса.

Гидрореабилитация

Гидрореабилитация — это вид плавания для детей с ограниченными возможностями, в том числе и с психическими отклонениями. Она подразумевает под собой педагогическое воздействие, педагогический процесс.

Грудничковое плавание

Грудничковые бассейны необходимы как для укрепления здоровья малышей, так и для закаливания и стимулирования их развития.

Термин “Нейродинамическая ритмопластика” в номинативном и понятийно- смысловом пространстве Малюкова И.Б. Дефектолог-реабилитолог ЦКР “Возрождение” г. – презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемМалюкова Ирина Борисовна

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Термин “Нейродинамическая ритмопластика” в номинативном и понятийно- смысловом пространстве Малюкова И.Б. Дефектолог-реабилитолог ЦКР “Возрождение” г.” — Транскрипт:

1 Термин “Нейродинамическая ритмопластика” в номинативном и понятийно- смысловом пространстве Малюкова И.Б. Дефектолог-реабилитолог ЦКР “Возрождение” г. Ярославль

2 Нейродинамическая ритмопластика – это ритмо-пластическое моделирование логической канвы художественного слова (поэтического произведения или прозы) путём творческого преобразования акустических языковых структур в знаки и символы с помощью отображения смыслового рисунка речи движениями рук, ног, головы, тела, «одушевление» и «оживотворенные» их мимикой, игрой, эмоциями, театрализацией; четкая синхронизация вербальных и моторных конструкций, соответствующая стилистике, композиции, смыслу стихотворения, песни или сказки на фоне их художественной визуализации.

3 Нейродинамическая ритмопластика – это система комплексных упражнений творческого характера – игровых комбинированных упражнений-образов, полимодальное,полифункциональное,многофакторное, универсальное средство,направленное на укрепление соматического, неврологического, иммунного, эндокринного, функционального, энергетического, психического, коммуникативного, социального, речевого, интеллектуального статуса взрослых и детей.

4 Нейродинамическая ритмопластика – это мир озвученной активности ребёнка развлекательного и конструктивного характера, всех её форм: эмоциональной, двигательной, коммуникативной, игровой, познавательной, творческой и т.д., это речевая иллюстрация жизни детей любого возраста,важнейшая часть бытовой культуры нации, обеспечивающая развивающий уход за ребёнком начиная с периода новорожденности; возвращение к истокам народной культуры, к вековой мудрости предков, к этнопедагогическим основам взаимодействия взрослых и детей, сохранённым в генетической памяти и энерго-информационном пространстве.

5 Нейродинамическая ритмопластика – это синтез поэзии, театра, фольклора, хореографии, физкультуры,в том числе ЛФК, адаптивной ФК, психогимнастики, стретчинга, образных танцевальных, логоритмических комбинированных игровых упражнений, серии специальных двигательных режимов, окрашенных художественным словом, направленные на всестороннее развитие ребёнка, это полифункциональное средство реализации театрально- игровых, телесно-ориентированных, вербально- динамических, эмоционально-творческих, информационно-коммуникативных методик.

6 Нейродинамическая ритмопластика – это философия жизни маленького человека в Мире Детства это «Театр исцеляющей и развивающей радости», «Театр исцеляющих и развивающих движений», «Театр исцеляющих прикосновений», «Театр оживающих песенок», “Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров”, “Театр исцеляющего дыхания”, “Театр исцеляющих и развивающих сказок и игр” и т.д.

7 Нейродинамическая ритмопластика – это одна из сложнокоординированных разновидностей ритмопластики,в которой ритмический рисунок упражнения создаётся не музыкальным сопровождением, а определяется ритмическим рисунком стихотворения, песни или сказки в ИСПОЛНЕНИИ САМОГО РЕБЁНКА. Обязательными условиями принадлежности рече-двигательных упражнений к нейродинамической ритмопластике являются: – высокая художественная ценность поэтического произведения, а не стихоплётство, искажающее логику физической правды и реальную картину мира, – осмысленность и эстетическое соответствие движений речевой программе.

8 Нейродинамическая ритмопластика – это гимнастика для мозга, восстанавливающая его интегративную деятельность и здоровье, ре моделирующая нарушенные нейродинамические, нейролингвистические, нейросенсорные, нейропсихические программы, обеспечивающая полимодальность восприятия информации за счёт синестетической образности (например, аурально-тактильной, аурально- кинестетической,аурально-визуальной и других) повышающая эффективность нейроабилитации младенцев и нейрореабилитации пациентов более старшего возраста. Она также обеспечивает полифункциональность и многовекторность коррекционной работы, являясь нейростимулирующим и нейропротекторным аспектом в геронтологии.

9 Нейродинамическая ритмопластика – это одно из уникальных педагогических средств, позволяющее общаться с ребёнком на языке Детства языке множественных ярких образов по принципу: «Двигайся, действуй, играй, активно познавай мир с радостью», а не: «Сядь, заткнись, слушай и делай то, что я говорю», избегая кабинетных образовательных, развивающих и коррекционных методик, которые насильно нагружают «сухой» рафинированной информацией левое полушарие мозга ребёнка, не готового у детей к подобной нагрузке, вызывая деформацию детской психики и детского организма.

Комплексные упражнения творческого характера как средство нейродинамической ритмопластики в коррекционной и развивающей работ

Наталия Стадницкая
Комплексные упражнения творческого характера как средство нейродинамической ритмопластики в коррекционной и развивающей работ

Комплексные упражнения творческого характера – это простые и доступные игровые упражнения, каждое из которых – маленький спектакль, длящийся порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Они построены на использовании художественного слова, фольклора, детских стихов, песенок, потешек в исполнении самого ребенка. Вербализация двигательног действия «оживотворяет» и «одушевляет» сухой набор движений, наполняет его эмоциями и творчеством, превращая в увлекательную игру, используемую в коррекционных и терапевтических целях, ведь девиз в работе с дошкольниками: «Учить – играя!». Положительный эмоциональный фон деятельности повышает мобилизационную готовность структур мозга, обеспечивающих восприятие информации. Это происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни: в процессе игровых, бытовых, трудовых, лечебных действий, на прогулках, праздниках и т. д. Элементы театрализации создают положительную мотивацию, переводя ребенка из объекта медико – психо – педагогического воздействия в субъект. Эффективность игровой гимнастики высока еще и потому, что дети выполняют эти забавные упражнения не только на занятиях, но и вне занятий, а также дома.

Процесс двигательной реабилитации и развития ребенка должен сочетаться с психолого-педагогической коррекцией, а психолого-педагогическая абилитация, реабилитация. Коррекция и развитие должны основываться на двигательной активности. Поскольку движения – это важнейший компонент всех аспектов развития ребенка. Ассоциация зрительного, речеслухового, двигательного, тактильного, эмоционального и творческого образов способствует повышению компенсаторных возможностей органически пораженного мозга.

В процессе выполнения упражнений осуществляется профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровления двигательной сферы детей. Комплексно – игровые упражнения способствуют развитию двигательных качеств, таких, как координация, ловкость, точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. В игровой форме совершенствуются двигательные автоматизмы, умения и навыки, укрепляется крупная и мелкая моторика, дыхательная, челюстно- лицевая мускулатура, суставы.

Нейродинамическая ритмопластика-это одно из направлений кинезиотерапии, как уникального метода лечения движением. Совершенствование двигательной сферы детей является ключевым направлением их развития, и что особенно важно – этот процесс должен происходить в рамках ведущего вида деятельности, т. е. в игре, положительных эмоциях, творчестве.

Стихотворное сопровождение двигательных действий является непроизвольной дыхательной гимнастикой, которая способствует оздоровлению организма, укреплению дыхательных мышц, увеличению объема грудной клетки, повышению легочной вентиляции, увеличению жизненной емкости легких. Сочетание физических упражнений с речевыми, производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комлексных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми – дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры.

Читайте также:  Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера

Использование художественного слова, детски стихов профессиональных поэтов, песенок, потешек, произведений устного народного творчества, созданных по законам красоты, обогащает речевую сферу дошкольников, содействует их познавательно-речевому развитию. Дополнительная речевая активность на занятиях способствует совершенствованию звукопроизношения, грамматического строя речи, развитию речевой пластики, ритмизации движений и речи. Речевое опосредование двигательных действий художественным словом позволяет в ненавязчивой форме познакомить детей с огромным количеством поэтических произведений и заучиванию их наизусть. В зависимости от смыслового содержания стихотворения совершенствуются разные звенья речевой сферы ребенка: активизируется и обогащается словарь, развивается диалогическая и монологическая речь, формируется культура речевого общения и культура словесных обращений, формируется знаково-символическая функция и др.

Комплексные игровые упражнения – это своеобразный двигательно-ритмический психотренинг, корректирующий и совершенствующий у ребенка психические процессы: восприятие, внимание. Разные виды памяти (эмоционально-образную, зрительную, слуховую, моторную, тактильную, рефлекторную., зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез. Чувства ритма является важной психологической способностью, помогающей усвоению ребенком речевых эталонов. Игровые приемы, многообразие доступных и образных движений развивают способность к двигательной импровизации, сюжетной имитации. Пластическое отображение поэтического произведения, необходимость соблюдения его ритмического рисунка, содействует обогащению чувственного опыта детей, формированию навыков творческого осмысления стихотворных строк, развивает творческое воображение, фантазию.

Важным фактором коррекционно- развивающей работы является теплый эмоционально-положительный фон занятий, повышающий мобилизационную готовность структур мозга к восприятию информации. Он обеспечивается использованием стихотворных произведений, небольших игровых композиций, вызывая у детей ощущение радости, удовольствия, снижая тревожность, агрессию, страх, содействуя релаксации и абреакции проблемных детей. Учитывая, что у многих детей с ОВЗ отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость, игровые, веселые, интересные упражнения нейродинамической ритмопластики помогают увеличению подвижности и гибкости мыслительных процессов, тренируют волю, целеустремленность, гармонизируют психику, способствуют становлению личности ребенка, формированию социального сознания.

«Оживотворение, одушевление, одвижествление и оречевление» детской жизни насыщает ее положительными эмоциями, развивает творческие способности и воображение, позволяет реализовывать коррекционную и образовательную деятельность в рамках игры, обеспечивает непрерывность развивающе-оздоровительной работы посредством вовлечения в нее семьи – как «основной социальной ситуации развития ребенка в детстве». (Л. С. Выготский)

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников». Цель данной работы – собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные.

Организация восприятия музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Автор: Пустозвонова Людмила Сергеевна Руководитель: Другова Ангелина Николаевна ГБПОУ Педагогический колледж №4 Цель: выявить условия.

Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников. В этот раз хотелось бы поговорить о сенсорном развитии малышей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования.

Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера у старших дошкольников «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных.

Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников. В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и.

Консультация для педагогов «Рисование нетрадиционными способами как средство развития одаренности и творческого потенциала» аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.

Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ” Родничок” г. Пермь Современное.

Методики коррекции заикания

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Данное нарушение и развитие личности тесно связаны, поэтому эту проблему следует рассматривать в комплексе с индивидуальными особенностями личности. К коррекции заикания следует подходить комплексно.

Особенности коррекции заикания

Несмотря на то, что проблеме медики посвятили не один десяток лет, механизмы нарушения на сегодняшний день всё еще не изучены. Поспособствовать появлению дефекта могут различные факторы, механизм будет разниться.

Дефект может трактоваться, как сложный случай невротического расстройства, которое возникло в результате сбития процессов в нервной системе, в корковых структурах головного мозга. Нарушается взаимодействие между коркой и подкоркой, расстраиваются авторегулируемые речевые движения (дыхание, голос, произношение).

В других случаях дефект рассматривают, как невротическое расстройство, которое появилось в результате запоминания неправильного образца речи, который возник из-за речевых затруднений.

Иногда нарушение трактуют, как обширное и тяжелое расстройство речи, которое возникло из-за дисгармонии в развитии речи и неправильного индивидуального речевого развития.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

По мере изучения дефекта каждый врач предлагал свою методику лечения, исходя из собственных представлений о нарушении. Существует очень много методик по лечению. Это обусловлено тем, что у патологии очень сложные структурные проявления, а также она изучена недостаточно.

Научные эксперименты и исследования доказали, что каждый случай требует индивидуального подхода. Следует учитывать особенности каждого пациента и применять особые методики коррекции заикания.

Виды коррекции

По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Логопедические упражнения.
  4. Применение аппаратов, корректирующих речь.
  5. Творческое развитие.

При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с применением таблеток;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Схема Власова и Рау

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен произносить стихи, заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, во время игр и обучения.

Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Читайте также:  Развитие моторной сферы у детей с дизартрией

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Схема Чевелевой

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.

Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Этапы коррекции

Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.

В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.

Рекомендации врачей и полезные советы

Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.

  1. введите режим дня для ребенка;
  2. скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
  3. с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
  4. избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
  5. не перебивайте малыша, когда он говорит;
  6. воздержитесь от частой критики;
  7. хвалите ребенка за его успехи.

Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.

Заключение

Проблеме необходим комплексный подход, желательно прибегать к разным видам лечения. Гармония в семье – очень важный фактор. Поэтому следует обратить внимание на благополучие среды, в которой растет ребенок. Самостоятельно лечить малыша от заикания нельзя, всегда нужно консультироваться с логопедами, психологами и невропатологами.

На траве дрова: скороговорки и другие логоритмические приемы от заикания

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Какие существуют приемы логоритмики?

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Цели и польза для заикающихся

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Как правильно подбирать?

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

Примеры

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

Правила выбора

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Примеры

Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе,

И проснулись на заре.

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая –

Пение

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Музыка Моцарта и других композиторов

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Стихи

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Читайте также:  Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Игры как средство коррекции проблемы для дошкольников

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Молчанки

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Аквалангист

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Ключик

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Покажи, где звук

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

На улучшение слухового внимания

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Кто летит

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Исправь ошибку

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Нельзя повторяться

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

На развитие дыхания

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Забей гол

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Помоги бабочке

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Лети, птичка!

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

На расслабление

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Мороженое

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Жарко-холодно

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Добрый-злой

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Методика отраженной речи

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Плюсы и минусы лечения взрослых, детей и подростков

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.

Недостатки:

  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

Нейродинамическая Ритмопластика

Своевременное развитие, правильная коррекция или грамотная реабилитация ребенка обязательно должны основываться на его двигательной активности. Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. Нередко отклонения в речевом статусе проявляются недоразвитой моторикой, задержкой роста или медленным формированием двигательных навыков. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний и развитии – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего психологического и физического развития ребенка обладает комплексная методика под названием нейродинамическая ритмопластика. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.

Что представляет собой нейродинамическая ритмопластика?

Нейродинамическая ритмическая пластика – комплекс двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, мелкой и крупной моторики, а также общему повышению координационных умений. Другими словами, это различные действия, связанные между собой одной идеей или логической цепочкой. К упражнениям нейродинамической ритмопластики относятся:

  • небольшие театрализованные постановки по мотивам детских всеми любимых произведений;
  • визуализированные сказки;
  • образные поэтические упражнения, эмоциональное чтение стихов с мимикой и жестикуляцией;
  • танцевальные этюды;
  • хореографические постановки;
  • психологическая гимнастика.

В ходе выполнения таких упражнений ребенку необходимо контролировать как правильность воспроизведения слов и движений, так и четкость построения сюжета и последовательного соблюдения всех смысловых идей. Происходит четкая координация движений, речи, эмоций, мимики и дыхания. Ребенок задействует одновременно различные нейрофизиологические механизмы, требующие осмысленности и контроля действий. Таким образом, нейродинамическая ритмопластика – это своего рода гимнастика для тела и мозга.

Для чего нужна нейродинамическая ритмопластика?

Комбинированные упражнения нейродинамической ритмической пластики имеют всестороннее воздействие на развитие ребенка в целом, а также на коррекцию и стимуляцию речевых способностей, в частности. При таком подходе достигается более глубокий и устойчивый результат, нежели при локальной работе исключительно с речевой функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:

  • скорректировать отклонения в развитии речевого аппарата;
  • улучшить физиологическое и речевое дыхание;
  • согласовать движения с речью;
  • преодолеть барьеры во взаимодействии и общении с другими детьми, улучшить коммуникативные навыки;
  • создать положительный психологический и эмоциональный фон;
  • повысить скорость и точность реакции;
  • улучшить все виды памяти;
  • научиться контролировать свои движения;
  • нормализовать мышечный тонус, выработать правильную осанку и ощущение равновесия;
  • сформировать способность воспринимать различные эмоции на основе мимики и жестов;
  • развить невербальный аппарат.

Упражнения позволяют скорректировать речевую, творческую и эмоциональную сферы, а также способствуют улучшению пластики, координации и мимики. При этом у ребенка постоянно возрастает познавательный интерес к таким занятиям, расширяется кругозор и повышается интеллектуальный потенциал.

Как проводятся занятия по нейродинамической ритмопластике?

Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Для достижения наилучшего результата специалист должен быть ребенку в первую очередь другом. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов.
Упражнения нейродинамической ритмической пластики вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние. При этом существенно снижается страх, волнение, тревожность или агрессия.
Специалисты делают акцент на необходимости ограничивать продолжительность каждого занятия. Маленькие дети не могут в течение длительного периода удерживать внимание на одном и том же задании. Поэтому, продолжительность занятия, как правило, не превышает 30-40 минут:

  • 7-10 минут – разминка из простых упражнений;
  • 25 минут – основные упражнения нейродинамической ритмопластики (этюд, постановка, хореография и др.);
  • 5 минут – завершающие упражнения, релаксация и расслабление.

Такие занятия могут проходить как в групповом формате, так и индивидуально. Не менее важным моментом является правильная подача информации ребенку, которая позволит малышу максимально ее усвоить. Специалист может преподносить информацию детям с помощью таких основных методов:

  • игра (формирование умений и навыков в ходе упражнений, выраженных в игровой форме);
  • пример (повторение действий за педагогом);
  • фантазия (выполнение задачи, выраженной в словесной форме);
  • иллюстрация (воспроизведение упражнения, представленного в картинках).

В ходе таких занятий ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения насильно или настаивать на совершении каких-либо действий. В таком случае, как минимум, не будет достигнут результат, а как максимум – произойдет обострение имеющегося дефекта или регресс достигнутого эффекта. Ребенок должен ощущать отсутствие давления и свободу действий. Польза от нейродинамической ритмопластики будет лишь в том случае, если занятия будут приносить малышу удовольствие.

Ссылка на основную публикацию