Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Для чего нужна нейродинамическая ритмопластика?

Комбинированные упражнения нейродинамической ритмической пластики имеют всестороннее воздействие на развитие ребенка в целом, а также на коррекцию и стимуляцию речевых способностей, в частности. При таком подходе достигается более глубокий и устойчивый результат, нежели при локальной работе исключительно с речевой функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:

  • скорректировать отклонения в развитии речевого аппарата;
  • улучшить физиологическое и речевое дыхание;
  • согласовать движения с речью;
  • преодолеть барьеры во взаимодействии и общении с другими детьми, улучшить коммуникативные навыки;
  • создать положительный психологический и эмоциональный фон;
  • повысить скорость и точность реакции;
  • улучшить все виды памяти;
  • научиться контролировать свои движения;
  • нормализовать мышечный тонус, выработать правильную осанку и ощущение равновесия;
  • сформировать способность воспринимать различные эмоции на основе мимики и жестов;
  • развить невербальный аппарат.

Упражнения позволяют скорректировать речевую, творческую и эмоциональную сферы, а также способствуют улучшению пластики, координации и мимики. При этом у ребенка постоянно возрастает познавательный интерес к таким занятиям, расширяется кругозор и повышается интеллектуальный потенциал.

  • игра (формирование умений и навыков в ходе упражнений, выраженных в игровой форме);
  • пример (повторение действий за педагогом);
  • фантазия (выполнение задачи, выраженной в словесной форме);
  • иллюстрация (воспроизведение упражнения, представленного в картинках).

Использование логопедической ритмики как средства реабилитации речедвигательной сферы дошкольника при заикании

Cписок литературы

Телесно-ориетировная терапия

“В здоровом теле – здоровый дух” – это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса.

“В здоровом теле – здоровый дух” – это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса.

Похожие презентации

7 Нейродинамическая ритмопластика – это одна из сложнокоординированных разновидностей ритмопластики,в которой ритмический рисунок упражнения создаётся не музыкальным сопровождением, а определяется ритмическим рисунком стихотворения, песни или сказки в ИСПОЛНЕНИИ САМОГО РЕБЁНКА. Обязательными условиями принадлежности рече-двигательных упражнений к нейродинамической ритмопластике являются: – высокая художественная ценность поэтического произведения, а не стихоплётство, искажающее логику физической правды и реальную картину мира, – осмысленность и эстетическое соответствие движений речевой программе.

МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Данное нарушение и развитие личности тесно связаны, поэтому эту проблему следует рассматривать в комплексе с индивидуальными особенностями личности. К коррекции заикания следует подходить комплексно.

Особенности коррекции заикания

Несмотря на то, что проблеме медики посвятили не один десяток лет, механизмы нарушения на сегодняшний день всё еще не изучены. Поспособствовать появлению дефекта могут различные факторы, механизм будет разниться.

Дефект может трактоваться, как сложный случай невротического расстройства, которое возникло в результате сбития процессов в нервной системе, в корковых структурах головного мозга. Нарушается взаимодействие между коркой и подкоркой, расстраиваются авторегулируемые речевые движения (дыхание, голос, произношение).

В других случаях дефект рассматривают, как невротическое расстройство, которое появилось в результате запоминания неправильного образца речи, который возник из-за речевых затруднений.

Иногда нарушение трактуют, как обширное и тяжелое расстройство речи, которое возникло из-за дисгармонии в развитии речи и неправильного индивидуального речевого развития.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

По мере изучения дефекта каждый врач предлагал свою методику лечения, исходя из собственных представлений о нарушении. Существует очень много методик по лечению. Это обусловлено тем, что у патологии очень сложные структурные проявления, а также она изучена недостаточно.

Научные эксперименты и исследования доказали, что каждый случай требует индивидуального подхода. Следует учитывать особенности каждого пациента и применять особые методики коррекции заикания.

Виды коррекции

По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения:

1. Медикаментозное лечение.

2. Лечебная физкультура.

3. Логопедические упражнения.

4. Применение аппаратов, корректирующих речь.

5. Творческое развитие.

При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

· лечение с применением таблеток;

· логопедические упражнения, скороговорки;

· психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Схема Власова и Рау

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен произносить стихи, заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, во время игр и обучения.

Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Схема Чевелевой

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.

Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Этапы коррекции

Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.

В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Аннотация: В статье изложен опыт использования приемов нейродинамической ритмопластики в работе с детьми дошкольного возраста с заиканием.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции) [3,с.7].

Методики коррекции заикания

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Данное нарушение и развитие личности тесно связаны, поэтому эту проблему следует рассматривать в комплексе с индивидуальными особенностями личности. К коррекции заикания следует подходить комплексно.


Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Консультация для педагогов “Ритмопластика в детском саду” Подготовила: воспитатель Немшилова Т.А.

Родители размышляют о психическом и физическом развитии своего ребенка задолго до его рождения. Ещё на этапе планирования малыша либо во время вынашивания младенца мамочка задумывается о том, каким именно будет её новорождённый. Будет ли он любить рисовать? Или предпочтет танцевать под музыку? Что, если кроха обладает отличным слухом и очень артистичен? Вдруг он станет певцом или актером? А может, её кроха – новый гимнаст и чемпион!Как только ребенок родится и откроет глазки, молодая мама начнет строить планы на будущее, напрямую связанные с развитием младенца, ведь уже с первых дней врачи рекомендуют делать новорождённым оздоровительные массажи, советуют посещать бассейн для развития мышц и физического здоровья крохи. Именно желание развить ребенка физически и психически подталкивает матерей выбирать специализированные сады. Так, детей с проблемами в развитии речи рекомендуется отдавать в сады с логопедическим уклоном. Активных ребят отдают в сады, где преобладают спортивные занятия, чтобы те могли растрачивать свою энергию. А вот родителям, у детей которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, рекомендуется ознакомиться с таким понятием, как ритмопластика. В детском саду, где ритмопластика является обязательным занятием, физическому развитию малышей уделяется особое внимание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Инна Борисовна, Малюкова Ирина Борисовна

В статье представлены результаты коррекционной работы с неговорящими детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза при помощи нетрадиционного метода нейродинамической ритмопластики . Этот метод является не только коррекционным, но и лечебным, так как использует упражнения ЛФК сочетающиеся со специально подобранным речевым материалом, что способствует «запуску речи» у неговорящих детей.

На протяжении 5 лет на базе Центра коррекции речи «Возрождение» проводился эксперимент по внедрению в практику коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза разработанного нами метода нейродинамической ритмопластики – комплексных упражнений творческого характера, игровых комбинированных упражнений-образов. Специфической особенностью предлагаемого нами метода запуска нейродинамических механизмов речи является стопроцентное участие семьи в абилитационном процессе. В Центр коррекции речи «Возрождение» обратились 200 семей, имеющих детей от 2 до 3,5 лет с различными нарушениями онтогенетического развития. Все дети были неговорящими и имели задержки речевого развития различного генеза и степени выраженности. У одних детей отмечалось полное

Читайте также:  Причины стёртой дизартрии

Ритмопластика, инновационная методика развития ребенка

Переносимся в красивую Страну растений и цветов. Смотрим вокруг и видим множество цветов. Выбираем один из цветов (например, розу) и пытаемся изобразить, что с ней может происходить. Пускай дети изображают как он появился на свет, как он рос, как тянулся к солнышку, как распускался огромный бутон.

Использование метода биоакустической коррекции БАК в лечении заикания и других речевых расстройств у детей

Концепция развития речевых расстройств в детском возрасте тесно связана с развитием представлений о минимальной дисфункции мозга (МДМ). С точки зрения неврологии, под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и ДЦП, служащие базой для развития основных заболеваний, относящихся к пограничным психическим (резидуально-неврологическим) расстройствам и проявляющихся в различной форме (заикание, гиперактивность, тики, энурез). Такие резидуальные (остаточные) повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга.

Данные, полученные разными исследователями, свидетельствуют о том, что главным фактором возникновения речевых расстройств детского возраста (заикание и другие нарушения речи) служит минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальном периоде развития. Так как МДМ в настоящее время рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии, то всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие.

В каждом постнатальном периоде развития (от рождения до 7 лет) у детей с МДМ имеются своеобразные отклонения от нормы. Так, на этапе развития до 18 месяцев обнаруживается нарушение ритмики и координации движений. В фазе речевого развития (от года до полного развития речи) у детей с МДМ часто наблюдаются задержки в проявлении разговорной речи. При этом появление первых слов происходит в срок (в год), но затем следует длительный период «немоты».

На этапе развития интеллектуального восприятия (с 2,5 до 4 лет) у детей с МДМ часто наблюдаются нарушения видиомоторной координации, зрительной и слуховой интеграции, нарушения звукопроизношения, которые классифицируются в логопедии как дислалии разной степени тяжести. В фазе конкретных операций (с 4-6 лет и далее), когда происходит объединение опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, для детей с МДМ выявляются специфические нарушения в учебе (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

Способы коррекции речи, применяемые нами при нарушениях речи различной этиологии (заикание, дислалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, афазия и т. п.), основаны на положении, что все расстройства речи являются следствием первичного поражения мозговых структур (в большинстве своем резидуальных) и нарушения взаимодействия между структурами, обеспечивающими речевые процессы.

Основной путь устранения патологии речи лежит через интенсивную психофармакологическую активизацию резервов мозга и восстановление нарушенного структурного взаимодействия при помощи направленных внешних воздействий через обратную связь. Об эффективности биообратной связи для лечения заикания и других пограничных расстройств неоднократно сообщалось ранее.

В одной из немногих работ по исследованию ЭЭГ у заикающихся детей показано, что «в большинстве случаев картина ЭЭГ относилась к пограничному типу (51,4 %) и патологическому типу (31,2 %), нормальный тип ЭЭГ был выявлен лишь в 17,4 % наблюдений.

Патологический тип характеризовался выраженной эпилептиформной ЭЭГ картиной, обусловленной диффузным поражением головного мозга, что подтверждалось наличием диффузных патологических колебаний в фоновой записи, наличием очага высокоамплитудной полиморфной активности преимущественно в правых теменно-затылочных отделах.

Для пограничного типа ЭЭГ при заикании был характерен сдвиг нормальной частоты доминирующего ритма (появление патологических колебаний в фоновой записи, при этом функциональная проба вызывала лишь асимметрию альфа-ритма, частичную его редукцию, полиритмию со вспышками редких патологических колебаний в правых отделах».

В методе биоакустической коррекции (БАК) на основе компьютерного преобразования осуществляется отображение параметров биоэлектрической активности головного мозга в параметры звуковых стимулов.

Особенность данного преобразования заключается в том, что сигнал ЭЭГ представляется в виде комплексного звукового образа, в котором сохраняются отношения основных параметров физиологически значимого диапазона частот биоэлектрической активности головного мозга. В отличие от известных методов ЭЭГ-зависимой обратной связи, в методе БАК одновременно отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ.

При данном преобразовании звуковой образ ЭЭГ приобретает полифонический характер и имеет выраженные эмоциогенные свойства. Полученный таким образом акустический сигнал отображает частотно-временные и пространственные параметры ЭЭГ, что способствует качественному мониторингу функционального состояния головного мозга.

Принципиальным отличием метода БАК от методов биоуправления является отсутствие когнитивно-волевого задания больному на трансформацию собственной биоэлектрической активности. В условиях, когда в акустическом образе отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ, больным не дается каких-либо указаний относительно того, что надо делать со звуком, а ставится только общая задача «слушать работу собственного мозга». Это обстоятельство является важным фактором применения метода БАК для больных любых возрастных категорий при практически любой степени сохранности когнитивно-волевой сферы.

Прослушивание звукового образа в реальном времени, согласованного с биоэлектрической активностью головного мозга, создает оптимальные условия для процесса образования временных связей между центрами слухового анализатора и теми структурами мозга, активность которых отображается в точках регистрации ЭЭГ. Эмоциогенность акустического образа имеет немаловажное значение, так как выступает в качестве фактора, провоцирующего увеличение доли активности лимбических структур в биоэлектрической активности мозга, тем самым, облегчая процесс образования функциональных связей. Физиологический смысл образовавшегося потока импульсации к центрам «висцерального мозга» заключается в точечной активации центров саморегуляции, что может способствовать восстановлению адаптивных свойств и инициации резервных возможностей организма.

Проводятся процедуры биоакустической коррекции (БАК) детям с заиканием и другими нарушениями речи на аппаратно-компьютерном комплексе «Синхро-С», устройстве преобразования суммарной электрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона для комплексной (непроизвольной и произвольной) биоакустической нормализации психофизиологического состояния человека. Управление комплексом осуществляется только через компьютер специально разработанной программой.

Первый сеанс по продолжительности обычно составляет 8-10 минут (для ознакомления ребенка со звуком). Производится визуальный анализ текущей ЭЭГ и выбираются параметры проведения сеанса: длительность (может варьироваться от 8 до 30 минут), громкость звука (отрегулировать до комфортного уровня), необходимые фильтры для устранения помех и артефактов. До начала процедур пациенту в присутствии родителей в доступной форме желательно объяснить суть проводимого лечения, его необходимость для данного пациента, ожидаемый эффект. Перед первым сеансом проводится анамнестический опрос родителей, изучается логопедическое заключение, медицинская документация с момента беременности мамы ребенка: карта роженицы, запись неонатолога, патронажной сестры и врача в первый год развития, лист прививок, дополнительные исследования. Проводится первичное психофизиологическое тестирование ребенка.

Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. В ходе теста регистрировали пропуски значимых стимулов (ошибки невнимательности), ложные нажатия (ошибки импульсивности), скорость переработки информации (время ответа) и постоянство ответов (дисперсия времени ответа). При исследовании исходных значений функции внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей).

Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, использование простейших невербальных стимулов и небольшая продолжительность проведения теста позволяет использовать данный тест для анализа динамики и оценки эффективности лечения пациентов с речевыми расстройствами на основании улучшения специфических критериев внимания (контроле импульсивности и постоянстве времени ответа) до и после проведения лечебных сеансов БАК.

Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек. Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.

Анализ ЭЭГ исследуемых детей с нарушениями речи выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Это отчетливо видно в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий. После проведения курса биоакустической коррекции у 45 пациентов (84,9%) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии в лобных и затылочных отведениях.

К концу курса процедур у 92,45 % в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа-активности. В эту группу вошли: а) дети, у которых исходно преобладал альфа-ритм; б) 7 детей из подгруппы с доминирующим бета ритмом; в) 3 пациента из подгруппы с доминирующим тета-ритмом; г) 3 пациента из подгруппы с полиритмичной ЭЭГ. При этом для всей группы достоверно увеличился индекс альфа-ритма, произошло структурирование ритма — ритм приобрел веретенообразную форму. Наблюдалась тенденция к увеличению доли периодов бета-ритма и тенденция к уменьшению тета-ритма.

Суммируя данные о клинических и электрофизиологических показателях, полученных в ходе БАК, можно констатировать, что уменьшение количества клинических признаков составило 82 %, улучшение показателей функции внимания — 85 %, индекс альфа-ритма увеличился на 92 %, индекс невнимательности (соотношение тета-ритма и бета-ритма в лобных отведениях) уменьшился на 87,5 %, показатели межполушарной асимметрии снизились на 85 %, балл субъективной оценки звука увеличился на 84 %.

После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 7 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент -12 лет. Во время диагностических обследований выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, запинки в речи, школьную дезадаптацию не было. Повторные обращения были вызваны, как правило, перенесенными психотравмами, стрессовыми ситуациями. Необходимо отметить, при повторном обращении достаточно было провести 3-5 сеансов, для того чтобы жалобы ослабевали или полностью прекращались.

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые нарушения речевой функции, в том числе и заикание, относятся прежде всего к неврологии. Выяснение их этиологии и патогенеза требует тщательного обследования больного всеми доступными в настоящее время средствами, в том числе и объективными методами исследований, включающими компьютерную электроэнцефалографию (КЭЭГ), ультразвуковые исследования (УЗИ) и др. Без неврологического обследования и назначенного по его результатам психофармакологического, психотерапевтического, внешнего воздействия через обратную связь и других видов лечения, применение чисто дидактических (логопедических) приемов коррекции речи, особенно в раннем детском возрасте, зачастую является не эффективным. Лечебные мероприятия по коррекции речи должны быть действительно комплексными, где каждый из методов важен, взаимодополняет другие и основывается на объективных показателях, индивидуальных для каждого пациента.

Авторы:
Ю. А. Фесенко, доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Е. Ю. Фесенко, врач-педиатр, врач функциональной диагностики СПб ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 19»

Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, использование простейших невербальных стимулов и небольшая продолжительность проведения теста позволяет использовать данный тест для анализа динамики и оценки эффективности лечения пациентов с речевыми расстройствами на основании улучшения специфических критериев внимания (контроле импульсивности и постоянстве времени ответа) до и после проведения лечебных сеансов БАК.

Общее недоразвитие речи у детей

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика). Произношение звуков. У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие – С, 3, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные – Р, Р’, .

Читайте также:  Развитие внимания для преодоления дисграфии

Часто встречается нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия).

При невротическом заикании речевое и моторное развитие в пределах нормы, оно возникает на фоне стресса или испуга, здесь нет органики .[14] Развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Эти дети еще до появления заикания выделяются эмоциональной неустойчивостью, повышенной впечатлительностью, нарушением аппетита и сна. Основной причиной заикания здесь чаще бывает какая-либо психическая травма. В основе невротического заикания лежит логофобия — боязнь речи. Корректировать невротическое заикание намного легче неврозоподобного.

Можно подытожить, что причин и факторов для возникновения заикания множество: биологические, социальные, психологические. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неготовности к переработке внешних воздействий окружающей среды гораздо больше, чем другие возрастные группы, подвержены сильным эмоциональным реакциям. В этот детский период функция речи, как самая хрупкая, может пострадать в первую очередь.

1.2 Состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей.

При изучении нарушений речи, исследователи придавали большую роль взаимосвязи двигательной моторики и речи ……..

1. Борисова, Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы. Н.С. Логопед.2005 г.№4.с.73-93.

2. Гончарова, Н. Коррекция заикания. Дошкольное воспитание, 2005г.№ 3, 59с.

3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания. Под ред. Е.С. Казбанова Логопед, 2005г.№6.с.28-32.

4. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. Г.В. Чиркиной, 3-е изд., испр.М.:РРКТИ.2005г.,240с.

5. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Под ред. Г.Р. Шашкина.М.: Издательский центр «Академия», 2005г., 192с.

15. Галина Волкова: Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. 2-е изд. Издательство «Детство-Пресс», 2007г., 240с.

Заикание с точки зрения нейропсихологии

Для меня как нейропсихолога заикание — это наиболее загадочное, нелинейное нарушение. Нет зоны коры, которая отвечала бы за плавность речи. Очевидно, что в ситуации с заикающимися взрослыми играет огромную роль психологический фактор. Помимо заикания у взрослых «нарастает» сверхценное отношение к своему дефекту, навязчивый страх речи, и без устранения логофобии сложно что-либо сделать с самим заиканием. Поэтому я бы разделила детские и взрослые случаи заикания, хотя работа с психологом нужна в любом возрасте.

Сразу хочу сказать, чего делать не нужно, если ребенок начал заикаться. Многие родители при возникновении заикания ждут, что пройдет само. Этого делать нельзя, т.к. заикание закрепляется. Также нельзя ограничиваться только посещением невролога (невролог при заикании обычно назначает магний B6, фенибут и пантогам; в 99% случаев они, к сожалению, не помогут, и только в 1% заикание снимется за счет плацебо). Это не значит, что к неврологу идти не надо. Надо! К грамотному неврологу, который назначит обследования и подберет терапию.

Еще многие идут к остеопату. Это не прямое показание, но хуже не будет (может улучшиться кровообращение и уйти тревога за счет грамотной коммуникации доктора).

Запинки (иногда их называют судороги) могут быть локализованы по-разному: артикуляторный аппарат (губы, язык), голосовой аппарат, гортань, дыхательный отдел. Могут быть смешанными. По характеру они могут быть клоническими (выражаются в многократном повторении первого слога) и тоническими (выражаются в длительном напряжении мышц, гримасе на лице, иногда в добавлении гласных в начале слова).

Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.




Перед нами луг широкий— разводят руки широко в
стороны.
А над нами дуб высокий— поднимаются на носки,
поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели—ритмично делают наклоны
Головами зашумелив стороны, покачивая
поднятыми вверх руками.
Грянул гром— делают хлопок.
Сосна упала— делают наклон вперед и
вниз, опуская руки.
Только ветками качала— ритмично покачивают
опущенными руками.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.

Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца. (А Плещеев)Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея:

Мы едем, едем, едем,

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

Листики падают. Осень пришла. Рыжие белочки Как тут дела.Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является “послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Использование метода биоакустической коррекции БАК в лечении заикания и других речевых расстройств у детей

Концепция развития речевых расстройств в детском возрасте тесно связана с развитием представлений о минимальной дисфункции мозга (МДМ). С точки зрения неврологии, под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и ДЦП, служащие базой для развития основных заболеваний, относящихся к пограничным психическим (резидуально-неврологическим) расстройствам и проявляющихся в различной форме (заикание, гиперактивность, тики, энурез). Такие резидуальные (остаточные) повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга.

Данные, полученные разными исследователями, свидетельствуют о том, что главным фактором возникновения речевых расстройств детского возраста (заикание и другие нарушения речи) служит минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальном периоде развития. Так как МДМ в настоящее время рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии, то всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие.

В каждом постнатальном периоде развития (от рождения до 7 лет) у детей с МДМ имеются своеобразные отклонения от нормы. Так, на этапе развития до 18 месяцев обнаруживается нарушение ритмики и координации движений. В фазе речевого развития (от года до полного развития речи) у детей с МДМ часто наблюдаются задержки в проявлении разговорной речи. При этом появление первых слов происходит в срок (в год), но затем следует длительный период «немоты».

На этапе развития интеллектуального восприятия (с 2,5 до 4 лет) у детей с МДМ часто наблюдаются нарушения видиомоторной координации, зрительной и слуховой интеграции, нарушения звукопроизношения, которые классифицируются в логопедии как дислалии разной степени тяжести. В фазе конкретных операций (с 4-6 лет и далее), когда происходит объединение опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, для детей с МДМ выявляются специфические нарушения в учебе (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

Способы коррекции речи, применяемые нами при нарушениях речи различной этиологии (заикание, дислалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, афазия и т. п.), основаны на положении, что все расстройства речи являются следствием первичного поражения мозговых структур (в большинстве своем резидуальных) и нарушения взаимодействия между структурами, обеспечивающими речевые процессы.

Основной путь устранения патологии речи лежит через интенсивную психофармакологическую активизацию резервов мозга и восстановление нарушенного структурного взаимодействия при помощи направленных внешних воздействий через обратную связь. Об эффективности биообратной связи для лечения заикания и других пограничных расстройств неоднократно сообщалось ранее.

В одной из немногих работ по исследованию ЭЭГ у заикающихся детей показано, что «в большинстве случаев картина ЭЭГ относилась к пограничному типу (51,4 %) и патологическому типу (31,2 %), нормальный тип ЭЭГ был выявлен лишь в 17,4 % наблюдений.

Патологический тип характеризовался выраженной эпилептиформной ЭЭГ картиной, обусловленной диффузным поражением головного мозга, что подтверждалось наличием диффузных патологических колебаний в фоновой записи, наличием очага высокоамплитудной полиморфной активности преимущественно в правых теменно-затылочных отделах.

Для пограничного типа ЭЭГ при заикании был характерен сдвиг нормальной частоты доминирующего ритма (появление патологических колебаний в фоновой записи, при этом функциональная проба вызывала лишь асимметрию альфа-ритма, частичную его редукцию, полиритмию со вспышками редких патологических колебаний в правых отделах».

В методе биоакустической коррекции (БАК) на основе компьютерного преобразования осуществляется отображение параметров биоэлектрической активности головного мозга в параметры звуковых стимулов.

Особенность данного преобразования заключается в том, что сигнал ЭЭГ представляется в виде комплексного звукового образа, в котором сохраняются отношения основных параметров физиологически значимого диапазона частот биоэлектрической активности головного мозга. В отличие от известных методов ЭЭГ-зависимой обратной связи, в методе БАК одновременно отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ.

При данном преобразовании звуковой образ ЭЭГ приобретает полифонический характер и имеет выраженные эмоциогенные свойства. Полученный таким образом акустический сигнал отображает частотно-временные и пространственные параметры ЭЭГ, что способствует качественному мониторингу функционального состояния головного мозга.

Принципиальным отличием метода БАК от методов биоуправления является отсутствие когнитивно-волевого задания больному на трансформацию собственной биоэлектрической активности. В условиях, когда в акустическом образе отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ, больным не дается каких-либо указаний относительно того, что надо делать со звуком, а ставится только общая задача «слушать работу собственного мозга». Это обстоятельство является важным фактором применения метода БАК для больных любых возрастных категорий при практически любой степени сохранности когнитивно-волевой сферы.

Прослушивание звукового образа в реальном времени, согласованного с биоэлектрической активностью головного мозга, создает оптимальные условия для процесса образования временных связей между центрами слухового анализатора и теми структурами мозга, активность которых отображается в точках регистрации ЭЭГ. Эмоциогенность акустического образа имеет немаловажное значение, так как выступает в качестве фактора, провоцирующего увеличение доли активности лимбических структур в биоэлектрической активности мозга, тем самым, облегчая процесс образования функциональных связей. Физиологический смысл образовавшегося потока импульсации к центрам «висцерального мозга» заключается в точечной активации центров саморегуляции, что может способствовать восстановлению адаптивных свойств и инициации резервных возможностей организма.

Проводятся процедуры биоакустической коррекции (БАК) детям с заиканием и другими нарушениями речи на аппаратно-компьютерном комплексе «Синхро-С», устройстве преобразования суммарной электрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона для комплексной (непроизвольной и произвольной) биоакустической нормализации психофизиологического состояния человека. Управление комплексом осуществляется только через компьютер специально разработанной программой.

Первый сеанс по продолжительности обычно составляет 8-10 минут (для ознакомления ребенка со звуком). Производится визуальный анализ текущей ЭЭГ и выбираются параметры проведения сеанса: длительность (может варьироваться от 8 до 30 минут), громкость звука (отрегулировать до комфортного уровня), необходимые фильтры для устранения помех и артефактов. До начала процедур пациенту в присутствии родителей в доступной форме желательно объяснить суть проводимого лечения, его необходимость для данного пациента, ожидаемый эффект. Перед первым сеансом проводится анамнестический опрос родителей, изучается логопедическое заключение, медицинская документация с момента беременности мамы ребенка: карта роженицы, запись неонатолога, патронажной сестры и врача в первый год развития, лист прививок, дополнительные исследования. Проводится первичное психофизиологическое тестирование ребенка.

Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. В ходе теста регистрировали пропуски значимых стимулов (ошибки невнимательности), ложные нажатия (ошибки импульсивности), скорость переработки информации (время ответа) и постоянство ответов (дисперсия времени ответа). При исследовании исходных значений функции внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей).

Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, использование простейших невербальных стимулов и небольшая продолжительность проведения теста позволяет использовать данный тест для анализа динамики и оценки эффективности лечения пациентов с речевыми расстройствами на основании улучшения специфических критериев внимания (контроле импульсивности и постоянстве времени ответа) до и после проведения лечебных сеансов БАК.

Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек. Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.

Анализ ЭЭГ исследуемых детей с нарушениями речи выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Это отчетливо видно в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий. После проведения курса биоакустической коррекции у 45 пациентов (84,9%) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии в лобных и затылочных отведениях.

К концу курса процедур у 92,45 % в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа-активности. В эту группу вошли: а) дети, у которых исходно преобладал альфа-ритм; б) 7 детей из подгруппы с доминирующим бета ритмом; в) 3 пациента из подгруппы с доминирующим тета-ритмом; г) 3 пациента из подгруппы с полиритмичной ЭЭГ. При этом для всей группы достоверно увеличился индекс альфа-ритма, произошло структурирование ритма — ритм приобрел веретенообразную форму. Наблюдалась тенденция к увеличению доли периодов бета-ритма и тенденция к уменьшению тета-ритма.

Суммируя данные о клинических и электрофизиологических показателях, полученных в ходе БАК, можно констатировать, что уменьшение количества клинических признаков составило 82 %, улучшение показателей функции внимания — 85 %, индекс альфа-ритма увеличился на 92 %, индекс невнимательности (соотношение тета-ритма и бета-ритма в лобных отведениях) уменьшился на 87,5 %, показатели межполушарной асимметрии снизились на 85 %, балл субъективной оценки звука увеличился на 84 %.

После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 7 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент -12 лет. Во время диагностических обследований выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, запинки в речи, школьную дезадаптацию не было. Повторные обращения были вызваны, как правило, перенесенными психотравмами, стрессовыми ситуациями. Необходимо отметить, при повторном обращении достаточно было провести 3-5 сеансов, для того чтобы жалобы ослабевали или полностью прекращались.

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые нарушения речевой функции, в том числе и заикание, относятся прежде всего к неврологии. Выяснение их этиологии и патогенеза требует тщательного обследования больного всеми доступными в настоящее время средствами, в том числе и объективными методами исследований, включающими компьютерную электроэнцефалографию (КЭЭГ), ультразвуковые исследования (УЗИ) и др. Без неврологического обследования и назначенного по его результатам психофармакологического, психотерапевтического, внешнего воздействия через обратную связь и других видов лечения, применение чисто дидактических (логопедических) приемов коррекции речи, особенно в раннем детском возрасте, зачастую является не эффективным. Лечебные мероприятия по коррекции речи должны быть действительно комплексными, где каждый из методов важен, взаимодополняет другие и основывается на объективных показателях, индивидуальных для каждого пациента.

Авторы:
Ю. А. Фесенко, доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Е. Ю. Фесенко, врач-педиатр, врач функциональной диагностики СПб ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 19»

В каждом постнатальном периоде развития (от рождения до 7 лет) у детей с МДМ имеются своеобразные отклонения от нормы. Так, на этапе развития до 18 месяцев обнаруживается нарушение ритмики и координации движений. В фазе речевого развития (от года до полного развития речи) у детей с МДМ часто наблюдаются задержки в проявлении разговорной речи. При этом появление первых слов происходит в срок (в год), но затем следует длительный период «немоты».

Ссылка на основную публикацию