Методика коррекции заикания

Как лечить заикание: методики лечения

Заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи, когда запинки, повторение, растяжение звуков, слогов и слов сопровождается судорогами мышц артикуляционного аппарата.

Дети, страдающие этим нарушением, насильно повторяют слоги, прерывают произношение звуков, «проглатывают» слова. Чтобы скрыть свой дефект, труднопроизносимые слова часто заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению словарного запаса.

В зависимости от происхождения заикания, оно делится на 2 типа:

  • Невротическое. Для него характерно только нарушение без каких-либо сопутствующих расстройств нервной системы. Если ребенок находится в спокойной обстановке, то он перестает заикаться.
  • Неврозоподобное. Является следствием органического поражения мозга. Помимо заикания, данная форма сопровождается навязчивыми выкриками, нервным тиком и другими симптомами.

В основе нарушения лежит судорожное сокращение мышц языка, губ и гортани. Бывают тонические судороги (сонорные и гласные звуки растягиваются, появляются неестественные разрывы звуков внутри слога) и клонические судороги (навязчивое повторение одного и того же звука или слога). Встречается также смешанная форма, сочетающая в себя оба этих вида судорог.

Особенности возникновения заикания

Заикание встречается чаще всего у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено тем, что левое полушарие у девочек работает лучше, чем правое. Именно поэтому, они быстрее начинают разговаривать, при этом они легче преодолевают те речевые трудности, которые возникают в период с 2 до 4 лет.

Первая симптоматика заикания у детей возникает в период формирования фразовой речи – от 2 до 5 лет. Симптомы могут быть разного типа – повторения первых звуков, слогов, невозможность проговаривания слов. Если вы заметили, что у ребенка возникают трудности с началом фразы, у него сбивается дыхание во время разговора, либо он начинает повторять первые слоги или протягивать гласные звуки, то следует обратиться к логопеду за помощью.

Чем может быть вызвано заикание у ребенка

Заикание может носить врожденный и приобретенный характер. Если будущие родители будут знать причины врожденного заикания, то они смогут минимизировать вероятность возникновения этого нарушения.

Врожденные факторы проявляются у детей в возрасте до 5 лет:

  • Тяжелое течение беременности, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания.
  • Асфиксия, гипоксия или травма плода во время родовой деятельности.
  • Наследственная предрасположенность.

В случае этих причин, дети начинают заикаться сразу же, как только начинают говорить. В такой ситуации лечение будет непростым и очень длительным.

  • Продолжительное пребывание ребенка в перевозбужденном состоянии. Именно поэтому, не рекомендуется водить детей до 6 лет на излишне зрелищные мероприятия.
  • Сильный испуг или стрессовая ситуация. Испуг может быть единичным, но очень сильным, либо ежедневным (боязнь темноты, чтение на ночь сказок про страшную Бабу-ягу и т.д.).
  • Неправильная речь родителей (нечеткое произношение, слишком быстрый темп речи и т.д.).
  • Авторитарные методы воспитания в семье (постоянные придирки, несоразмерные вине наказания, упреки, навязывание ребенку воли родителей).
  • Неблагоприятная ситуация внутри семьи. Развод родителей или постоянные ссоры, сопровождающиеся руганью и криком, негативно влияют на детскую психику.
  • Если ребенка-левшу переучивают в правшу.
  • Недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие их участия и помощи в период формирования речи ребенка.
  • Подражание речи заикающихся людей (других детей или родителей).
  • Осложнения после перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваний: менингита, энцефалита и т.д.
  • Раннее обучение иностранным языкам.
  • Черепно-мозговые травмы.

С чего начать лечение

Первое, что должны сделать родители при возникновении первых симптомов заикания у ребенка – это обратиться за профессиональной помощью к неврологу, логопеду и психологу. Специалисты проведут ряд необходимых исследований, изучат анамнез (включая особенности течения беременности), при необходимости назначат медикаментозную терапию.

Важна консультация невролога, который назначит курс лечения, после чего можно начинать занятия с логопедом. Лечение заикания у дошкольников проводится комплексно, т.е. помимо логопедического воздействия, проводятся различные физиотерапевтические процедуры, направленные на укрепление организма.

Работа психолога или психотерапевта также не менее важна, ведь он помогает ребенку осознать свою проблему, чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, а также побороть внутренний страх, который мешает полноценному общению с другими детьми. Важно донести до малыша, что он ничем не отличается от своих сверстников. Занятия проводятся вместе с родителями, которые играют важную роль в преодолении проблемы.

Методики лечения заикания у детей

Есть ряд рекомендаций, которые помогут родителям на первых порах:

  • Нужно перейти в семье на более медленный темп речи. Как правило, дети начинают достаточно быстро подрожать, поэтому уже через несколько недель в их речи встречается меньше запинок.
  • Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он как-то неправильно говорит. Саму проблему заикания не нужно обсуждать в его присутствии.
  • В первое время лучше ограничить общение. Нужно исключить походы в гости в первые два месяца.
  • Можно давать ребенку какой-нибудь травяной сбор с успокаивающим эффектом.
  • Анализ происходящего внутри семьи. Нужно внимательнее присмотреться к малышу и выявить те моменты, после которых он начинает заикаться. Это поможет определить провоцирующие факторы, чем вы значительно упростите работу специалиста.
  • Режим покоя для ребенка. Лучше полностью исключить телевизор, снизить эмоциональную нагрузку на малыша. Вместо этого можно включать ему в плеере спокойные аудиосказки.
  • Никаких выяснений отношений при ребенке. Он должен ощущать себя в спокойной и любящей обстановке.
  • Не перегружайте малыша. Не нужно пытаться добиться от него, чтобы он учился выговаривать сложные слова, делал дополнительные задания. При этом нужно почаще его хвалить, вне зависимости от его успехов.

Занятия дома

Коррекция заикания всегда проводится совместно, т.е. принимает участие не только логопед, но и родители. Специалист составляет специальную программу, которая позволяет снять мышечное напряжение с речевого аппарата.

Помимо занятий с логопедом, их также нужно проводить дома. Полезны следующие занятия:

  • Произносить гласные или слоги то тихо, то громко. Также нужно менять интонацию (грустно, с удивлением или восторгом).
  • Надувание щек, раскачивание языком как маятником, вибрирование языком. Все эти действия способствуют развитию мышц.
  • Различные сценки и другие занятия в игровой форме. Они помогут малышу почувствовать ритм при разговоре.

Дыхательные упражнения

Упражнения учат ритмичному и свободному дыханию. Помимо этого, происходит тренировка голосовых связок.

  • «Насос». Ребенок встает ровно, корпус немного наклоняется вперед, при этом округляя спину (шея при этом расслаблена). При вдохе нужно немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха нужно занять прежнее положение. Количество повторений – 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох – медленно и плавно.
  • «Поворот головы». Ребенок стоит прямо, руки опущены вниз. Далее поворот головы влево, при этом нужно шумно вдыхать. При повороте головы вправо – шумный выдох.

Логопедические занятия

Методика логопедических занятия по Арутюнян показывает достаточно высокую эффективность. Ее суть заключается в дублировании речи пальцами ведущей руки. Эти движения совершаются на каждом речевом участке и служат, по сути, метрономом, позволяя удерживать нужный темп. Движения пальцев устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга. В дальнейшем эти движения минимизируются, после чего полностью устраняются.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться компьютерные программы, которые помогают избавиться от заикания. Их действие основано на синхронизации слухового и речевого центра. Ребенок надевает наушники, затем говорит в микрофон слова или предложения. Программа исправляет речь малыша, после чего подает информацию в наушники.

Важно понимать, что преодоление заикания – это длительный и непростой процесс. В лечении важны не только используемые методики, но и та атмосфера, в которой находится ребенок. Только доверительные отношения и поддержка со стороны родителей помогут малышу справиться с этой серьезной проблемой.

Методы лечения и коррекции заикания

Содержание статьи

  • Методы лечения заикания
  • Методы коррекции заикания . Важные моменты
  • От чего будет зависеть эффективность метода преодоления заикания

Методы лечения заикания

На данный момент существуют различные методы лечения заикания. Сразу скажу, что лечить тут нечего, так как заикание не является болезнью. Речевые ступора, совершаемые заикающимся, — это произвольные ошибки (!). То есть человек самостоятельно их делает ради какого-либо конкретного результата. В данном случае целью служит передача информации в «стрессовых» условиях, когда ты интуитивно понимаешь, что снова можешь застрять на каком-либо слове и пытаться силами речевого аппарата протолкнуть сложные звуки. И, в силу своего предыдущего негативного опыта, набранного в похожих ситуациях, ты начинаешь стараться как можно менее «травматично» передать очередную порцию информации. Начинаешь заменять слова, ускорять или замедлять темп, менять голос и т.д. Но все это сознательные действия, делаемые самим заикающимся. Соответственно, ни о каком заболевании тут и речи быть не может. Поэтому все попытки лечения заикания заранее обречены на провал. Методы и методики не должны быть лечебными. Лечить можно аппендицит, вырезав его хирургическим путём. Лечить можно ангину, валяясь дома в тёплой одежде, попивая антибиотики и молочко с мёдом. Лечить можно больные зубы на стоматологическом кресле, где под анестезией стоматолог тебе удаляет или лечит больные зубы… и т.д. При этом твоя роль — просто ничего не делать и довериться тем, кто за тебя будет решать твою проблему. С заиканием (привычкой речевых ступоров) это не пройдёт, его лечить нельзя. Привычку (произвольное действие) нельзя никаким образом вылечить. Я хочу, чтобы все это прекрасно понимали. Но эту проблему можно исправлять с помощью обучающего подхода, о чём пойдёт речь ниже.

Методы коррекции заикания . Важные моменты

Итак, с попытками лечения привычки худо-бедно разобрались. Переходим к более здравомыслящим решениям в области преодоления заикания и всех сопутствующих проблем. Методы коррекции. Их существует не мало, и, к сожалению, большинство из них направлено не на решение проблемы, а на её маскировку. Да, да, именно на МАСКИРОВКУ, то есть на попытку скрыть проблему под всевозможными «костылями», которые в речи не использует ни один нормальный человек. Например, приучение к замедленной речи. Да, человек может не заикаться на таком темпе, но будет ли он при этом нормально себя чувствовать? А как к нему будут относиться его слушатели? Многие заикающиеся по разумным причинам выбирают «понятное» заикание, чем «непонятную заторможенность». Я кстати в своё время тоже сделал такой выбор, отказавшись от методов и приёмов, предлагающих мне регулярно использовать замедленную речь. Это не решает проблему, а зачастую развивает у человека лишь ещё большие комплексы. Другой пример, — речь с отстукиванием ритма. Опять мы наблюдаем попытки приобщить к процессу речеобразования какие-то неестественные манипуляции. И, кстати, скажу, что делать эти отстукивания ритма весьма проблематично, так как это доставляет определённый дискомфорт. И даже если речь с отстукиванием ритма получается лучше, то внутри лишь укрепляется чувство собственной неполноценности. Нашему организму сложно привыкнуть к чему-либо не нормальному, не естественному. Он, как самый главный судья, всегда будет критично относиться к тем или иным уловкам и костылям «ради» менее заикающейся речи. И таких способов «облегчить» речь множество, более подробно мы их можем разобрать уже на бесплатной консультации.

Но самый лучший способ речеговорения, — это естественный, при котором не нужно будет пытаться постоянно контролировать работу речевого аппарата. Основное внимание должно быть на предмете речи, а не на способах для его извлечения. Только такие подходы можно считать разумными и адекватными. Только такая идеология и концепция учебной программы может принести действительно плодотворные и стабильные результаты. Попытки маскировки заикания всегда будут отталкиваться здоровым сознанием самого заикающегося и соответственно плохо приживаться в его поведенческих реакциях.

Более подробно про проблему заикания и истинную причину ступоров можно прочитать в статье «Психосоматика и заикание»

От чего будет зависеть эффективность метода преодоления заикания

В первую очередь эффективность разумного (!) метода по преодолению заикания будет зависеть действий самого обучающегося. От его стараний, усердия, терпения, гибкости и целеустремлённости. Всё это несомненно оказывает большое влияние на результативность какой-либо работы над собственными ошибками. Но и обучающая программа должна быть действительно эффективной. В случае с заиканием эта эффективность не может быть обеспечена без гибкости по коррекции во время обучения. Нет и не должно быть какой-либо «одной единственной инструкции по максимальному избавлению всех от заикания», речь строится не по инструкции, а по ощущениям. И в учебной программе должно быть много «контрольных» точек, на которых идёт анализ динамики и только с учётом полученного опыта продолжается дальнейшая работа по приведению речи в нормальное состояние. Если у человека на протяжении долгих лет была сильная степень заикания, — разумеется этих контрольных точек будет много. И для наилучшего анализа и эффективного преодоления этих точек нужен опытный наставник, который на протяжении всего курса должен уже (!) иметь ощущения после решения аналогичной проблемы (в прошлом). Вести ученика должен тот, кто уже имеет самостоятельный, осознанный и успешный опыт преодоления заикания и всех возможных трудностей в этом процессе. Только так наставник сможет понимать не только проблемные области, но и видеть и, что самое главное, чувствовать дальнейшие шаги для преодоления дальнейших затруднений. Это как бы взгляд из настоящего в будущее, с учётом и переоценкой ошибок прошлого. И работа это не на один час и даже не на один день. Как правило для качественной отработки всех проблемных зон необходимо 4 недели совместной работы. Хотя бывает, что и после недели совместной отработки человек наконец-таки всё понимает, ощущает большую положительную динамику и далее действительно готов уже самостоятельно «дошлифовывать» проблемные области. Я всегда рад, когда ПРОРЫВ так стремительно происходит. И тем не менее, в дальнейшем я всегда готов при необходимости разобрать любое сложное состояние, которое привело к каким-либо ошибкам. Ведь речь строится в первую очередь от ощущений, и внутреннее состояние перед речью играет не малую роль в возможности беспроблемно передавать какую-либо информацию. А уж что-то, а опыта работы с различными состояниями у меня около 8 лет. Кстати, с историей моего собственного заикания можно ознакомиться в статье «Проблемы из-за заикания в детстве и юности»

7 проверенных методик лечения и избавления от заикания

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.
Читайте также:  Советы для родителей по работе в домашних условиях с заикающимися детьми

Общие рекомендации

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Дыхательная гимнастика

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Самостоятельный тренинг

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Психотерапия

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Почему так необходим логопед при логоневрозе

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Лечебный массаж

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Медикаментозная терапия

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда иили психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

Лечение народными средствами

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи.

Данные онтогенеза речевого развития свидетельствует о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем у них начинается формирование словесной речи. [13 С. 55-67.].

Общение посредством эмоциональной интонации М. И. Лисина [20] называет голосовым. Складывается оно на довербальном этапе развития и состоит, во-первых, в восприятии детьми полноценных словесных воздействий взрослого и, во-вторых, в имеющих определенное выразительное значение ответах на их интонационно-ритмическую, экспрессивную сторону вокализации.

Дети 5-6 лет с нормальным речевым развитием, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Их голосовые возможности позволяют говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Дети пятилетнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, в особых ситуациях используя шепотную речь. Меняя громкость, темп речи они начинают гораздо шире и на осознанном уровне пользоваться интонационными средствами выразительности в собственной речи. Тем самым у них формируется способность более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения, лучше понимать их смысл [28; 29]. Рассмотрим, какие требования предъявляются к речи детей старшего дошкольного возраста. Дети должны овладеть: правильным звукопроизношением, артикуляцией и дикцией, неторопливым темпом и ритмом речи, умением изменять голос по громкости и высоте (подавать громкий и тихий голос, говорить более низким и более высоким голосом), овладеть правильным речевым дыханием, постановкой правильного ударения, правильным произношением слов[44; 45]

В своем диссертационном исследовании и последующих работах, обращается к проблеме изучения интонационных возможностей детей со стертой формой дизартрии Л. В. Лопатина. [22; 23; 24] Она отмечает, что у данной категории детей наряду с дефектами звукопроизношения имеется нарушение интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Наиболее сохранным процессом при этом является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие и затем самостоятельное воспроизведение этих же структур вызывает значительные трудности у большинства детей. К аналогичному выводу приходит и И.Б. Карелина [15], анализируя минимальные дизартрические расстройства. Авторы заключают, что у детей с дизартрией процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

Л.И Белякова, И.З. Романчук отмечают, что у детей с тяжелыми нарушениями речи речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, при общем педагогическом диагнозе ОНР “обнаруживаются различия в интонационной выразительности речи, что по-видимому, связано со специфическим характером клинической формы речевой патологии” [3].

Специальными исследованиями сотрудников сектора логопедии НИИ дефектологии установлено, что у детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У неговорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В исследовании Е.Э. Артемовой, посвященном изучению особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 11-12 лет у них выражены стойкие нарушения просодики. Наиболее сложные пробы на преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

Многие исследователи структуры дефекта при дизартрии указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Причина нарушения голоса при дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок, мышц диафрагмы возникают нарушения, которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология проявляется в недостаточности кинестетического анализа, в нарушении проприоцептивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.

Проведенный нами анализ психологической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы:

интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития;

к 5-6 годом дети с нормальным речевым развитием полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе;

Читайте также:  Общее недоразвитие речи

речевой слух следует рассматривать как способность человека при восприятии речи улавливать и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулирую и интонируя слышимую речь. Поскольку речевой слух- явление многокомпонентное, то степень его развития зависит от степени развития каждого из его элементов (физического слуха, фонематического слуха, слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма в единстве с ощущением темпа);

нарушения интонационной выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые проявляются в ускоренном или замедленном темпе речи, невнятном произношении, в нечеткой дикции, неточной передачи основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др.), в слабых модуляциях голоса по высоте и силе, в отсутствии умения передавать в речи свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям;

несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. Сведения об особенностях интонационной выразительности речи у детей с такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия, малочисленны, что является основанием для их изучения.

Общие положения восстановительной работы по преодолению нарушений голоса

В зависимости от выраженности проявлений для логопедической практики крайне важно выделение нескольких групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.

Для восстановления голоса при его функциональных нарушениях используются методы, разработанные Н.Ф. Лебедевой, М.И. Фомичёвым, Ф.А. Ивановской, А.Т. Рябченко, некоторые приемы вокальной методики, изложенные в работах Е.Н. Малютина, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, Л.Б. Дмитриева, а также материалы исследований таких иностранных фониатров и лого-терапевтов, как Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Риппер и др.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение дизартрии у детей
    • Терапия и реабилитация
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Причины

Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:

1. В пренатальном периоде:

  • генетическая патология;
  • внутриутробные интоксикации и инфекции;
  • гипоксия плода;
  • иммунологический конфликт по резус-фактору.

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

  • ядерная желтуха новорожденных;
  • гидроцефалия;
  • менингоэнцефалиты различной этиологии;
  • травмы головы;
  • церебральные опухоли;
  • детские инсульты.

Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Характеристика нарушений голоса у детей с дизартрией

К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха.

Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц.

Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.

Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха.Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. Д. Вильсон отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы.

Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. . Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. По данным Д. Вильсона у детей могут встречаться следующие нарушения резонанса: Гиперназальность. При ней в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д.

Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта. Иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса. Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей значительно варьируется.

Рассмотрим нарушения голоса при различных формах дизартрии.

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной Л.О. Бадалян проводит в основном по следующим критериям:

характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной – периферический, при псевдобульбарной – центральный)

характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной – преимущественно произвольные)

характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии – диффузный, при псевдобульбарной – избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)

При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности. При псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны. Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения – избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто – слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени также определяются смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э). При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

Читайте также:  Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Статья:

В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

Массаж при дизартрии

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

Нормализация и развитие голоса при дизартрии

Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

Особое внимание обращается на следующие условия:

  • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
  • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
  • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.

Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

Детям можно предлагать следующие упражнения:

1. «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

2. «Погончики».

Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

3. «Насос».

Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

5. «Обними плечи».

Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

  1. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
  2. исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
  3. исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
  4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
  5. надувание щек;
  6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
  7. поднятие мягкого нёба при зевке.

Голосовые упражнения

Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

Откуда лакал Полкан?

Чей Полкан из Байкала лакал?

Что делал Полкан?

9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

Эмоциональное
состояние
Тексты, которыми необходимо выразить
данное эмоциональное состояние
ГневТри сороки-тараторки тараторили на горке.
Тришкина шавка укусила Пашку.
печальСачок зацепился за сучок.
Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.
СтрахЖутко жуку жить на суку.
От топота копыт пыль по полю летит.
УдивлениеДва щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
У осы не усы, не усищи, а усики.
ОтвращениеШёл Егор через двор с топором чинить забор.
На то Хавронье и дано рыло, чтоб она им землю рыла.
РадостьПо семеро в сани уселись сами.
Павка на лавке плетёт лапти Клавке.
ВосхищениеЦенит цеп косец по косовице.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
раскаяниеВымыли мышки миски для мишки.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации.

Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.

Ссылка на основную публикацию