Логопедическое обследование при ринолалии

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Обследуя ребёнка с ринолалией, логопед обязательно проводит:

установление наличия и степени нёбно-глоточной недостаточности,

установление рубцовых изменений твёрдого и мягкого нёба,

установление длины нёба,

выявление характера контакта с задней стенкой глотки (пассивный, ак­тивный, функциональный),

выявление зубочелюстных аномалий,

выявление особенностей моторики артикуляционного аппарата,

7) установление наличия компенсаторных мимических движений.

Эти факторы будут учитываться при проведении коррекционной рабо­ты в дооперационном или послеоперационном периоде.

Л.В. Лопатина предлагает схему обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (ринолалия) и методические рекомендации к ней (см. приложение 4).

Нейропсихологический подход к обследованию речи

Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельнос­ти детей с нарушением речи имеет важное практическое значение. Этот метод позволяет:

выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других нарушений;

вычленять систему первичных сохранных звеньев психической дея­тельности детей;

определять оптимальные (т.е. адекватные структуре дефекта) пути ин­дивидуального подхода к детям в процессе коррекционного обучения.

Использование данного метода базируется на понимании «любой пси­хической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно рабо­тающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функ­ционирующей системы» (А.Р. Лурия).

С помощью этого метода осуществляется структурный синдромный анализнарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.

Главную роль в данном методе А.Р. Лурия отводит не выделению единич­ных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изме­нений, наступивших при локальных поражениях мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляю­щих качество – фактор, имеющий определенное локальное значение:

«речеслуховой фактор» (акустический гнозис, понимание обращен­ной речи, слухоречевая память, слуховой контроль, слуховое внимание) -его недостаточность свидетельствует о поражении структур левой височ­ной области (у правшей).

«динамический фактор» (кинестетическая организация различных психических операций: двигательных, речевых, мысленных) – его ослаб-ленность связана с недостаточностью передней премоторной (лобной) об­ласти головного мозга, с лобно-височным поражением областей мозга, ведущих к расстройствам динамического праксиса.

«пространственный фактор» (ориентировка в пространстве, конструк­тивно-изобразительная деятельность, счет, понимание сложных логико-

Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую дозировку. Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бес- шумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание сочетается с движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмальнореберное дыхание.

Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в положении «сидя».

Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении «лёжа», «сидя», с сопровождением их движениями конечностей и головы.

Четвёртый – шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется прежний комплекс с добавлением дутья на ватку, в пузырёк, а также выдоха на широкий высунутый язык.

Седьмой – пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются в положении «лёжа», «сидя», «стоя». Вырабатывается направленная воздушная струя.

Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластин- ки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

Таким образом, логопедическая работа по формированию речевого дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеоперационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса.

При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляет­ся на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на зву­ке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появив­шегося правильного произношения (А.Г. Ипполитова).

Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго инди­видуально.

Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.

Особенности автоматизации звуков

Допускается автоматизация звуков-аналогов (Г.В. Чиркина).

Рекомендуется автоматизация не в прямых слогах, а в интервокаль­ной позиции (А.Г. Ипполитова).

Существенно важна координация фонации, дыхания, артикуляции ав­томатизируемых согласных.

Вызванный звук, слоги, слова с ним нужно произносить сначала шё­потом, затем в звучной речи (Н.В. Червякова).

Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы (И.И. Ермакова).

Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произ­несении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения идет работа по фор­мированию навыков правильного голосоведения. грамматических структур, зрительно-пространственная память) – его нарушение говорит о неблагоприятном состоянии теменных (нарушения кинестетического организации движений) и затылочных отделов головного мозга (нарушения пространственного праксиса).

Таким образом, нейропсихический метод обследования речевой деятельности имеет большие диагностические возможности при обследовании нарушений речевой деятельности и других высших форм психики детей. Однако необходимо иметь в виду, что нейропсихологический метод был разработан преимущественно на материале изучения нарушений зрелых психических функций ( у взрослых с локальными поражениями головного мозга). Следовательно, требовалось его адаптация к детям дошкольного возраста. За последнее десятилетие существенно расширилось сфера применения нейропсихологического метода в исследовании детей (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю.Балашова, И.Ф. Марковская). Особенности интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода к решению проблем обучения детей общеобразовательных школ (предупреждение и преодоление трудностей в усвоении знаний; Э.Г. Симерницкая , Н.М. Пылаева, Н.К. Корсакова, Т.В. Ахутина). В последние годы разработаны и опубликованых к детскому возрасту (И.Ф Марковская, Л.С.Цветкова, А.Н. Корнев). Многие пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедическими приемами обследования звуковой, лексической, грамматической сторон речи; письма и чтения.

Чтобы установить определенные ориентиры для учителей-логопедов в возможностях нейропсихологического подхода к диагностике речевых и нервных нарушений у детей, существуют модифицированные схемы адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников и анализа результатов нейропсихологического исследования (см. приложение).

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 1824 ;

Логопедическое обследование при ринолалии.

Исследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба, базируется на следующих принципах.

Принцип комплексности обследования предполагает, что каждый ребенок с нёбной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами психологами. Исходя из природы нарушения, можно считать, что у детей с нёбными расщелинами имеется нарушение не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, нёба, укорочении нёба, наличии подслизистого дефекта нёба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в некоторых случаях — в укорочении подъязычной связки, в заторможенности нёбных и глоточных рефлексов и т. д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а также для решения вопроса о сроках логопедического воздействия и его характере ребенок должен быть обследован хирургом-стоматологом и ортодонтом.

Врожденные нёбные расщелины нередко приводят к снижению слуховой функции и, соответственно, к затруднениям слухового восприятия речи, что необходимо знать для правильной организации логотерапии. Кроме того, при нёбной патологии часто наблюдается искривление носовой перегородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением нёба должен быть обследован врачом по болезням уха, горла и носа, т. е. оториноларингологом.

Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметические дефекты после уранопластических операций часто оказывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на всю личность в целом. Отсюда становится ясным, что в комплексном обследовании ребенка должен участвовать врач-психоневролог.

Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болезненными, и для их лечения и решения вопроса о возможности логотерапии необходима консультация с врачом-педиатром.

Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена, и поэтому в исследовании ребенка с данной патологией обязательно принимает участие логопед.

Таким образом, в обследовании детей с нёбной патологией принимают участие специалисты разных профилей. Такое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реализовать эффективное лечение и нормализацию речевой функции. С принципом комплексности тесно связан второй принцип.

Принцип многоплановости обследования предполагает, что обследование данной категории детей должно быть всесторонним. Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и функции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслуживающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической деятельности.

Речевая деятельность формируется и реализуется в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи появляются не только при нормальном, но и при аномальном развитии. Многоплановость обследования предполагает не только изучение самой речевой патологии, но и раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, выяснение компенсаторных возможностей ребенка и т. д. В процессе психолого-педагогического обследования выясняется, как проходило раннее общее и речевое развитие ребенка, отношение к ребенку окружающих, отношение его самого к своему дефекту; обследуется состояние таких процессов, как память, внимание, мышление, уровень притязаний и т. д. Такой многоплановый подход к изучению патологии дает возможность более точно выявить компенсаторные возможности ребенка и более эффективно дифференцировать методы логопедического воздействия.

Принцип направленности обследования предусматривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения Дефекта, с другой — взаимосвязь первичных дефектов и вторичных наслоений. В процессе обследования логопед выявляет причины появления нарушения речи, особенности его проявления, причем дает не просто перечисление и описание проявлений нарушения, а объясняет, продуктом каких отклонений предшествующего развития они являются. Для реализации такого направленного причинно-следственного анализа необходимо представлять себе все многообразие условий, необходимых для формирования функций, в том числе и речевой функции, на каждом этапе ее развития. При обследовании ребенка, страдающего ринолалией, нужно в первую очередь выявить и проанализировать первичные дефекты, а именно: нарушение артикуляционной моторики, дыхания, голоса и т. д., проанализировать связь между нарушением артикуляционной моторики, дыхания и нарушениями звукопроизношения, нарушением физического слуха и фонематическим восприятием и т. д., проанализировать многоступенчатость нарушения той или иной функции. При этом нужно учитывать, что затруднения произношения могут вызвать, как вторичный дефект, ограничение словарного запаса, отклонения в формировании грамматического строя речи, задержку речевого развития. Таким образом, при ринолалии в результате направленного обследования и анализа полученных данных выявляются первичные дефекты и вторичные наслоения, их взаимосвязь. Такой причинно-следственный анализ аномальных проявлений позволяет видеть в них не просто сумму различных факторов, а закономерную связь, когда один дефект может быть следствием или причиной другого, а два разных проявления дефекта могут иметь своей причиной третье проявление. Принцип направленности обследования предполагает анализ первичных и вторичных дефектов, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании предполагает необходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его ближайшего развития. Касаясь вопроса компенсаторных возможностей, надо отметить, что их активизация в некоторых случаях помогает «нейтрализовать» последствия первичных дефектов, т. е. вторичные наслоения, помогает повысить эффективность логотерапии, сократить ее сроки. С другой стороны, отсутствие учета компенсаторных возможностей ребенка, не использование их часто усугубляет первичные нарушения, ухудшает результаты логопедической работы. Нарушение речи тесно связано с личностью конкретного ребенка. Индивидуальный подход в обследовании, т. е. учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психических процессов у ребенка, выяснить, какую роль играют недостатки речи в судьбе данного ребенка, как они отражаются на его учебе, на взаимоотношениях со взрослыми, с детьми. Это особенно важно при обследовании ребенка, страдающего ринолалией на почве врожденных расщелин. Принцип индивидуального подхода предполагает также учет возраста ребенка и всех психо-физиологических особенностей этого возраста.

Время обследования и объем используемого при обследовании материала должен соответствовать возрасту и индивидуальным возможностям ребенка. Если обследование затягивается, он утомляется, и результаты наблюдений могут быть значительно ниже реальных. Кроме того, утомляемость может вызвать негативное отношение ребенка к логопеду, ко всему процессу обследования, а в дальнейшем — ко всем логопедическим занятиям.

Принцип наглядности и эмоциональности обследования. Обследование ребенка, страдающего ринолалией, должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции. При обследовании, в зависимости от возраста школьника, используются:

— игрушки, речевые игры, подвижные, дидактические игры и т. д.;

— предметные картинки, сюжетные, тематические и т. д.;

— материал окружающей обстановки, природы.

— Применение того или иного вида наглядного материалазависит от цели его использования и интересов ребенка. Так, например, если нам нужно исследовать состояние общей моторики, то это лучше всего сделать в процессе подвижной игры; если исследуется звукопроизношение, то рационально использовать или логопедические игры, или дидактический материал. Эмоциональность обследования достигается тем, что оно проводится в игровой форме, с использованием яркого, красочного материала, с частой сменой форм деятельности ребенка. Благодаря наглядности и эмоциональности обследования, становится возможным более тесный контакт исследователя с ребенком, что обеспечивает многоплановость обследования и меньше утомляет ученика, особенно первоклассника.

Читайте также:  Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

На перечисленных принципах строится обследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденной нёбной патологии. Реализация обследования на основе данных принципов обеспечивает всестороннее, комплексное исследование ребенка, постановку правильного диагноза, выявление зоны ближайшего развития и дальнейшую эффективную логопедическую работу.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы.

В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы:

изучение документации (характеристика из детского сада, школы);

изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями);

изучение заключений врачей-специалистов разных профилей;

исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности;

исследование ребенка с помощью объективных методов исследования.

Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Обследование речи детей с ринолалией.

Перед обследованием ребенка необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией. Обследование начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье (в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту).

В истории болезни или речевой карте отмечают нижеследующее:

1. Анамнез(раннее развитие ребенка, болезни, возраст родителей, здоровье семьи с уточнением наличия или отсутствия у близких врожденных поражений неба).

Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 23 неделям беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений.

Раннее развитие ребенка:

а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?

б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);

в) какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

г)раннее речевое развитие. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?

д)психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?

е)выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время).

1. Характер дефекта:

Отмечается наличие асимметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте;

а) расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);

б) скрытая (субмукозная) щель;

в) Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе.расщелина верхней губы (односторонняя, двусторонняя);

г) время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;

д) возраст, в котором проводилась операция;

е) особенности послеоперационного течения (имелись лиосложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);

ж) строение и форма твердого неба, наличие свищевыхходов;

з) характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.

3. Состояние мягкого неба и язычка:

а) длина мягкого неба; подвижность при произнесении гласного звука А или Э либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателем небных дужек;

б) наличие или отсутствие смыкания

пассивного(возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных«а»или«э»)

в) степень выраженности рубцовых изменений;

г) высокое или низкое стояние мягкого неба.

4. Функциональное состояние глоточных мышц:рефлексыживые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.

5. Состояние артикуляторной моторики:

а) подвижность нижней челюсти, языка, губ, щек спонтанно и по заданию;

б) компенсаторные движения мимической мускулатуры(крыльев носа, щек, лба);

в) мимика (живая, вялая, скованная).

6. Дыхание:

а) тип физиологического дыхания;(верхнеключичное, грудное или диафрагмальное;

б) тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;

в) отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.

7. Состояние голосовой функции:

а) сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;

б) высота – возможность голосовых модуляций;

в) тембр – яркость, звонкость, глухость,

г) назальность – открытая, закрытая, смешанная;

д) наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации.

8. Характер спонтанной речи(во время простого диалога, проговаривания тестовых слогов и фраз, счета до 10–20):

а) разборчивость речи;

б) степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);

в) темп, паузация и мелодика речи;

9.Исследование звукопроизношения.

а) нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена и искажение звуков;

б) изолированное произнесение гласных и согласных звуков.

Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, и.

Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

Далее обследуется характер артикуляции всех согласных (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).

10. Исследование развернутой речи:

а) объем активной и пассивной лексики;

б) степень владения грамматическим строем;

Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).

11.Исследование слуха, слухового внимания.В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы).

12. Исследование состояния психических функций(с участием психоневролога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком.

Проводилось ли обучение речи ранее.

Желательно сделать звукозапись на высококачественном магнитофоне соответственно началу и окончанию курса речевой терапии.

Процесс обследования длителен и непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ребенке и указывает на новые возможности коррекции его дефекта.

Результаты обследования постоянно фиксируются в карте.

В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую обстановку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, насколько внятна речь).

Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений и динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях. Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его достижениями, можно судить об эффективности логопедической работы.

Дидактический материал

Для обследования (предъявляют либо на карточках, либо в отраженном произнесении):

и е я ю а э о у ы; ий ей яй аи ой уй; ифи-афа, ивиава, илиала, ипиапа, ибиаба, итиата, идиада, исиаса, изиаза, ишиаша, ижиажа, ищиаща, ициаца, ичиача, ихиаха, икиака, игиага, ириара, имиама, иниана; Филя ел вафли. Фая в фойе. Видя ел оливы. Вова вел вола. У Аллы лилии. Юля юлила юлой. Папа в поле. У Поли папа. Папа и Поля пели. Люба любит бобы. Вот белое белье. Люба побелела от побелки. У дитя лепет: тете, тятя. Теплота топит лед. У воды лебеди. Ида идет и поет. Дед дудел в дуду Оса упала в суп. Лиса в лесу. Алеся весела и т.д.

Примечание. Применяемый в обследовании речевой материал должен соответствовать возрасту и развитию детей.

Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией

Ольга Мирошниченко
Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией

Темпо-ритмическое нарушение это сложное психофизиологическое расстройство, нарушение плавности речи. Плавность речи связана в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемым паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное значение в психологии общения.

В рамках настоящей работы будут рассматриваться нарушения темпо-ритмической организации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на фоне дизартрических расстройств.

Нарушение темпо-ритмической организации речи

у дошкольников с дизартрией

Дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речипредставляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В работах Е. М. Мастюковой, посвященных изучению речи детей с дизартрией, отмечается нарушение темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений. В исследовании Л. И. Беляковой, И. З. Романчук, посвященном изучению особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 11–12 лет у них выражены стойкие нарушения просодики. Наиболее сложные пробы на преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена.Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч, отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание, ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе, в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонации, чем процесс их самостоятельной реализации.

Итак, у детей с дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи.

Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи СОДЕРЖАНИЕ. Введение …. 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ…. 4 1.1 Какие нарушениям речи относятся.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее.

Конспект НОД «Русская берёза» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (нарушения речи) с ОВЗ Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» и «Познание» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Консультация для воспитателей «Нарушения речи у дошкольников» Консультация для воспитателей. Тема: «Нарушения речи у дошкольников». Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в различных учреждениях.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Читайте также:  Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Развитие речи с использованием темпо-ритмических упражнений на логоритмических занятиях у дошкольников Раздел «Музыка» музыкально-эстетического направления образовательной программы ДОУ подразумевает развитие у детей певческих навыков, слуха,.

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Одним из главных показателей интеллекта, мышления человека — это речь. Речь — это такой вид деятельности человека, воплощение и реализация его мышления и интеллекта на основе использования средств языка

Язык начинает усваиваться ребенком в процессе общения, в речевой деятельности. Иногда этого недостаточно: ассимиляция речи часто бывает простой. Существует несколько подходов к освоению речи.

В работе над развитием речи ясно видно в работе по выражению, просодии и исправлению дефектов речи, развитию артикуляционного аппарата и развитию когерентной речи.

Темпо-ритмическая сторона речи является разнообразной и разносторонней. Ученые считают главными средствами формирующие звуковую выразительность – это интонация, голос, темп, паузы, тембр, мелодика, логическое ударение.

Правильная, ясная и красивая речь связана с ее просодией и интонацией. Такая речь является показателем образования. Правильная речь означает, что эти слова говорят правдиво и гармонично.

Интонация — сложный набор выразительных средств выражения, в том числе: темп, ритм, мелодия, фразовый и логический стресс, а также правильные настройки цвета и паузы.

Обследование детей дошкольного возраста с дизартрией всегда должно проводиться всесторонне и систематически: логопед, психолог, невропатолог. Содержание анкеты состоит из анализа анамнестической информации, педагогических, психологических и медицинских документов, а также исследования самого дошкольника.

В беседах с родителями необходимо изучить самые важные события в семье, поэтому необходимо прояснить особенности развития речи дошкольника. Необходимо оценить основные моменты пренатального периода: возраст матери в момент рождения ребенка, нейропсихологический статус, болезнь матери и отца и особенности беременности. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. В натальный период- когда он родился, не было асфиксии, нет родовой травмы. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. Также необходимо уточнить информацию о развитии речи: время первых звуков, гуление и лепет, первые слова и выражения, каков темп и ритм речи, есть ли особенности поведения. Важно знать и речевую среду ребенка.

Необходимо уделить должное внимание к вопросам, связанным с воспитанием ребенка в семье: отношение к нему по отношению к взрослым, помощь в формировании правильного произношения или, наоборот, отсутствие контроля над правильным произношением и грамматически правильными утверждениями.

Ещё дополнительно необходимо выяснить:

– Когда появилось нарушение? Когда возникли первые признаки? Как внешне они выражались?

– Какие причины могли этому способствовать?

– Как развивалось нарушение? Были ли особенности проявления?

– Как проявлялось нарушение в зависимости от обстановок или окружающих людей, от разных видов деятельности?

– Как ребенок говорит в одиночестве?

– С чем бывают связаны периоды в ухудшении и улучшении речи?

– Как ребенок относится к имеющимся у него речевым недостаткам?

Особенность психологического проявления ребенка требует, чтобы логопед ожидал работы над эффектами: отстранялся от фиксации дефекта, перестраивал отношения к себе, своей речи, учился слышать его прекрасную и правильную речь, обучая ребенка говорить в разных ситуациях и обстоятельствах.

Чтобы посмотреть на речь дошкольника, необходимо: ребенка попросят придумать рассказ или описать содержание картины. Затем состояние сопряженной и отраженной речи проверяется путем повторения или разговора простой и сложной фразы.

Уровень свободы выражения ребенка зависит не только от степени независимости, но и от уровня готовности.

Влияние различных ритмических шагов на речь также проверяется следующим образом: ребенок должен рассказать, что было нарисовано на картинке, передать содержание рассказа, рассказать стихотворение.

Для более полного обследования темпо-ритмической стороны речи используются различные методики:

Для дошкольников, имеющих дизартрию, из всего многочисленно существующих методик особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи, она будет являться главным и связующим звеном в комплексной и целостной работой по преодолению речевого нарушения.

Современный метод преодоления нарушений в развитии ритмической стороны речи понимается как психологическое и педагогическое воздействие на различные аспекты психического состояния и речи ребенка различными способами и с помощью нескольких специалистов. Многие авторы, основываясь на своем опыте, позволяют идентифицировать весь психолого-педагогический комплекс в соответствии с характером воздействия на два компонента: коррекционный и образовательный, психологический и медицинский.

Основная задача психологической и медицинской работы, которая в основном выполняется и направляется врачом, — это укрепление и лечение нервной системы и физического состояния, устранение существующих отклонений в психофизическом состоянии расстройства вегетативной нервной системы.

Психологическая и медицинская работа включает: благоприятную среду, организацию надлежащего распорядка дня и питания, физиотерапию и психотерапию.

И.М. Сеченов говорил, что при научном понимании организма человека и его деятельности, в эту деятельность еще должна входить влияющая среда, т.к. без нее существование организма становится невозможным. Для ребёнка должно создаться спокойное и жизнерадостное настроение, необходимо отвлечь внимание от тревожащих мыслей о имеющемся дефекте[1].

Музыкально-ритмические упражнения так же могут помочь в коррекции общей моторики, а использование двигательных упражнений в сочетании с речью могут координировать движения разных мышечных групп и могут являться частью лечебной физкультуры.

В настоящее время логопеды чаще стали использовать методы рациональной психотерапии и могут с успехом использовать приёмы суггестивной психотерапии: убеждать ребёнка, что он должен и может говорить без нарушений темпа и ритма, фиксировать внимание на успехах в данном направлении. Психотерапия является не только воздействующимсловом (прямая психотерапия), но и воздействие через окружающие предметы, вторых лиц (косвенная психотерапия).

Все виды психотерапий направлены на удаление психогенного фактора нарушений: страх ситуаций, речи, чувств ущемлённости и подавленность, навязчивое внимание на своём дефекте и на перестройку социальных контактов с окружающими, на перестройку ситуаций и на изменение зоны комфорта ребенака.

В воспитании свободной речи необходимо развивать спокойный темп ребенка, то есть говорить медленно и не спешить. Медленный темп речи может развиваться одновременно с общими движениями ребенка. Спокойствие и равновесие, замедление поведения во время беседы и невербальные действия могут развить необходимый уровень речи. Способность справляться с беспокойством, подавлять эмоции, нормализовать эмоциональные состояния также может способствовать достижению этой цели. Обучая ребенка спокойному, неторопливому темпу, следует обратить внимание на ясность и естественность его речи.

Ребенок, который свободно говорит, может наслаждаться своей собственной речью, и когда он передает свои чувства, он бессознательно начинает использовать все богатство интонации, мимики и жестов. Он не может сосредоточить внимание на том, как ребенок знает и чувствует, что он или она говорит правильно. Нарушение темпо-ритмической стороны речи может лишить ребенка таких возможностей.

Достаточно распространенным является метод преодоления нарушения через сопряженную, отраженную, вопросно-ответную форму речи, пересказы, рассказы и спонтанно эмоциональную речи. Такой метод работы всесторонне освещается в исследованиях Власовой Н.А., [2] Волковой Г.А., [3] Селиверстова В.И. [4] и успешно используется в коррекционной работе.

Наряду с таким подходом в логопедической работе с дошкольниками имеющими дизартрию используется методика, разработанная под руководством профессора Левиной Р.Е. Исследование, проведенное Левиной Р.Е., показало, что у дошкольников начинает значительно ослабевать в условии конкретных, наглядных ситуаций. Это значительно помогает облегчить формулировку мыслей, проговаривание производимого действия, ребенок может вместе со словами использовать местоимения («эта», «этот», «такое» и др.) или жестами, указывающими на те или иные предметы. Такая речь в психологии называется ситуационная или ситуативная[5].

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии в темпе и ритме речи, пытаясь найти, используя несколько гласных, изменяют тональность голоса, изменяют интонацию. Работа над голосом будет продолжена на материале автоматизированной серии слогов, слов, фраз и фраз. Таким образом, работа по формированию рационального голосового ритма плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Особая задача по работе с дошкольниками, которые имеют нарушения в развитии темпо – ритмической организации речи, — это развитие чувства ритма. Онтогенез ритмических чувств связан с процессами формирования визуально-моторной координации, двигательных навыков в детских садах, а также с процессом создания речевого ритма. Ритм речи играет важную роль в создании моторных стереотипов речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слов или, так сказать, основой и имеет важное значение в процессе усвоения лексических и грамматических конструкций и их идентификации через восприятие.

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи у дошкольников могла автоматизироваться и стать постоянной, материал по темпу и ритму должен подбираться индивидуально, не вызывая чувство дискомфорта. Только при выполнении этих условий возможно продолжение самостоятельной работы по автоматизации новых навыков речи.

Темпо-ритмическое нарушение — это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Беглость речи связана прежде всего с интонационным выражением речи, в котором его ритмическая организация имеет особое значение.

Общее недоразвитие речи у детей является специфическим проявлением речевой аномалии, в которой формирование основных элементов речевой системы: фонетика, лексика и грамматика часто нарушаются или отстают от общепринятой нормы. В этом случае типичное отклонение относится к произношению и значению речи.

Поэтому по преодолению нарушений в развитии темпо – ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией может быть достигнуто только посредством комплексной логопедической терапии на всех этапах речевого образования.

1. Абелева И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека[Текст] / И.Ю. Абелева. — М., 2004.

2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с ОНР/ А.И. Баева // Логопед. — 2004. — №2. — С. 43-45.

3.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] — А.И. Богомолова. — М., 2007.

4. Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание у взрослых [Текст] // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. — М., 2003.

5. Волкова Л.Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. [Текст] Л.Г — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004 — 144 с.

6.Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст] В.И. Селиверстов — М., 2000.

7.Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей [Текст]/ Р.Е. Левина // Дефектология. — 2009. — №3. — С. 85 — 91.

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Аннотация: Правильная, ясная и красивая речь связана с ее просодией и интонацией.

Статья:

Одним из главных показателей интеллекта, мышления человека — это речь. Речь — это такой вид деятельности человека, воплощение и реализация его мышления и интеллекта на основе использования средств языка

Язык начинает усваиваться ребенком в процессе общения, в речевой деятельности. Иногда этого недостаточно: ассимиляция речи часто бывает простой. Существует несколько подходов к освоению речи.

В работе над развитием речи ясно видно в работе по выражению, просодии и исправлению дефектов речи, развитию артикуляционного аппарата и развитию когерентной речи.

Темпо-ритмическая сторона речи является разнообразной и разносторонней. Ученые считают главными средствами формирующие звуковую выразительность – это интонация, голос, темп, паузы, тембр, мелодика, логическое ударение.

Правильная, ясная и красивая речь связана с ее просодией и интонацией. Такая речь является показателем образования. Правильная речь означает, что эти слова говорят правдиво и гармонично.

Интонация — сложный набор выразительных средств выражения, в том числе: темп, ритм, мелодия, фразовый и логический стресс, а также правильные настройки цвета и паузы.

Обследование детей дошкольного возраста с дизартрией всегда должно проводиться всесторонне и систематически: логопед, психолог, невропатолог. Содержание анкеты состоит из анализа анамнестической информации, педагогических, психологических и медицинских документов, а также исследования самого дошкольника.

В беседах с родителями необходимо изучить самые важные события в семье, поэтому необходимо прояснить особенности развития речи дошкольника. Необходимо оценить основные моменты пренатального периода: возраст матери в момент рождения ребенка, нейропсихологический статус, болезнь матери и отца и особенности беременности. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. В натальный период- когда он родился, не было асфиксии, нет родовой травмы. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. Также необходимо уточнить информацию о развитии речи: время первых звуков, гуление и лепет, первые слова и выражения, каков темп и ритм речи, есть ли особенности поведения. Важно знать и речевую среду ребенка.

Читайте также:  Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня

Необходимо уделить должное внимание к вопросам, связанным с воспитанием ребенка в семье: отношение к нему по отношению к взрослым, помощь в формировании правильного произношения или, наоборот, отсутствие контроля над правильным произношением и грамматически правильными утверждениями.

Ещё дополнительно необходимо выяснить:

– Когда появилось нарушение? Когда возникли первые признаки? Как внешне они выражались?

– Какие причины могли этому способствовать?

– Как развивалось нарушение? Были ли особенности проявления?

– Как проявлялось нарушение в зависимости от обстановок или окружающих людей, от разных видов деятельности?

– Как ребенок говорит в одиночестве?

– С чем бывают связаны периоды в ухудшении и улучшении речи?

– Как ребенок относится к имеющимся у него речевым недостаткам?

Особенность психологического проявления ребенка требует, чтобы логопед ожидал работы над эффектами: отстранялся от фиксации дефекта, перестраивал отношения к себе, своей речи, учился слышать его прекрасную и правильную речь, обучая ребенка говорить в разных ситуациях и обстоятельствах.

Чтобы посмотреть на речь дошкольника, необходимо: ребенка попросят придумать рассказ или описать содержание картины. Затем состояние сопряженной и отраженной речи проверяется путем повторения или разговора простой и сложной фразы.

Уровень свободы выражения ребенка зависит не только от степени независимости, но и от уровня готовности.

Влияние различных ритмических шагов на речь также проверяется следующим образом: ребенок должен рассказать, что было нарисовано на картинке, передать содержание рассказа, рассказать стихотворение.

Для более полного обследования темпо-ритмической стороны речи используются различные методики:

Для дошкольников, имеющих дизартрию, из всего многочисленно существующих методик особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи, она будет являться главным и связующим звеном в комплексной и целостной работой по преодолению речевого нарушения.

Современный метод преодоления нарушений в развитии ритмической стороны речи понимается как психологическое и педагогическое воздействие на различные аспекты психического состояния и речи ребенка различными способами и с помощью нескольких специалистов. Многие авторы, основываясь на своем опыте, позволяют идентифицировать весь психолого-педагогический комплекс в соответствии с характером воздействия на два компонента: коррекционный и образовательный, психологический и медицинский.

Основная задача психологической и медицинской работы, которая в основном выполняется и направляется врачом, — это укрепление и лечение нервной системы и физического состояния, устранение существующих отклонений в психофизическом состоянии расстройства вегетативной нервной системы.

Психологическая и медицинская работа включает: благоприятную среду, организацию надлежащего распорядка дня и питания, физиотерапию и психотерапию.

И.М. Сеченов говорил, что при научном понимании организма человека и его деятельности, в эту деятельность еще должна входить влияющая среда, т.к. без нее существование организма становится невозможным. Для ребёнка должно создаться спокойное и жизнерадостное настроение, необходимо отвлечь внимание от тревожащих мыслей о имеющемся дефекте[1].

Музыкально-ритмические упражнения так же могут помочь в коррекции общей моторики, а использование двигательных упражнений в сочетании с речью могут координировать движения разных мышечных групп и могут являться частью лечебной физкультуры.

В настоящее время логопеды чаще стали использовать методы рациональной психотерапии и могут с успехом использовать приёмы суггестивной психотерапии: убеждать ребёнка, что он должен и может говорить без нарушений темпа и ритма, фиксировать внимание на успехах в данном направлении. Психотерапия является не только воздействующимсловом (прямая психотерапия), но и воздействие через окружающие предметы, вторых лиц (косвенная психотерапия).

Все виды психотерапий направлены на удаление психогенного фактора нарушений: страх ситуаций, речи, чувств ущемлённости и подавленность, навязчивое внимание на своём дефекте и на перестройку социальных контактов с окружающими, на перестройку ситуаций и на изменение зоны комфорта ребенака.

В воспитании свободной речи необходимо развивать спокойный темп ребенка, то есть говорить медленно и не спешить. Медленный темп речи может развиваться одновременно с общими движениями ребенка. Спокойствие и равновесие, замедление поведения во время беседы и невербальные действия могут развить необходимый уровень речи. Способность справляться с беспокойством, подавлять эмоции, нормализовать эмоциональные состояния также может способствовать достижению этой цели. Обучая ребенка спокойному, неторопливому темпу, следует обратить внимание на ясность и естественность его речи.

Ребенок, который свободно говорит, может наслаждаться своей собственной речью, и когда он передает свои чувства, он бессознательно начинает использовать все богатство интонации, мимики и жестов. Он не может сосредоточить внимание на том, как ребенок знает и чувствует, что он или она говорит правильно. Нарушение темпо-ритмической стороны речи может лишить ребенка таких возможностей.

Достаточно распространенным является метод преодоления нарушения через сопряженную, отраженную, вопросно-ответную форму речи, пересказы, рассказы и спонтанно эмоциональную речи. Такой метод работы всесторонне освещается в исследованиях Власовой Н.А., [2] Волковой Г.А., [3] Селиверстова В.И. [4] и успешно используется в коррекционной работе.

Наряду с таким подходом в логопедической работе с дошкольниками имеющими дизартрию используется методика, разработанная под руководством профессора Левиной Р.Е. Исследование, проведенное Левиной Р.Е., показало, что у дошкольников начинает значительно ослабевать в условии конкретных, наглядных ситуаций. Это значительно помогает облегчить формулировку мыслей, проговаривание производимого действия, ребенок может вместе со словами использовать местоимения («эта», «этот», «такое» и др.) или жестами, указывающими на те или иные предметы. Такая речь в психологии называется ситуационная или ситуативная[5].

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии в темпе и ритме речи, пытаясь найти, используя несколько гласных, изменяют тональность голоса, изменяют интонацию. Работа над голосом будет продолжена на материале автоматизированной серии слогов, слов, фраз и фраз. Таким образом, работа по формированию рационального голосового ритма плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Особая задача по работе с дошкольниками, которые имеют нарушения в развитии темпо – ритмической организации речи, — это развитие чувства ритма. Онтогенез ритмических чувств связан с процессами формирования визуально-моторной координации, двигательных навыков в детских садах, а также с процессом создания речевого ритма. Ритм речи играет важную роль в создании моторных стереотипов речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слов или, так сказать, основой и имеет важное значение в процессе усвоения лексических и грамматических конструкций и их идентификации через восприятие.

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи у дошкольников могла автоматизироваться и стать постоянной, материал по темпу и ритму должен подбираться индивидуально, не вызывая чувство дискомфорта. Только при выполнении этих условий возможно продолжение самостоятельной работы по автоматизации новых навыков речи.

Темпо-ритмическое нарушение — это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Беглость речи связана прежде всего с интонационным выражением речи, в котором его ритмическая организация имеет особое значение.

Общее недоразвитие речи у детей является специфическим проявлением речевой аномалии, в которой формирование основных элементов речевой системы: фонетика, лексика и грамматика часто нарушаются или отстают от общепринятой нормы. В этом случае типичное отклонение относится к произношению и значению речи.

Поэтому по преодолению нарушений в развитии темпо – ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией может быть достигнуто только посредством комплексной логопедической терапии на всех этапах речевого образования.

1. Абелева И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека[Текст] / И.Ю. Абелева. — М., 2004.

2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с ОНР/ А.И. Баева // Логопед. — 2004. — №2. — С. 43-45.

3.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] — А.И. Богомолова. — М., 2007.

4. Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание у взрослых [Текст] // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. — М., 2003.

5. Волкова Л.Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. [Текст] Л.Г — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004 — 144 с.

6.Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст] В.И. Селиверстов — М., 2000.

7.Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей [Текст]/ Р.Е. Левина // Дефектология. — 2009. — №3. — С. 85 — 91.

Обследование темпо-ритмической организации речи

1. Определение темпа речи ребенка

Измерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:

Единица измерения – слог.

Характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за логопедом».

Мальчик читает книгу.

Утром звонко поют птицы.

Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Ваня любит рисовать карандашами.

Инструкция № 2. «Ответь на вопросы».

Что делает мальчик?

Когда поют птицы?

Кому вяжут носки?

Что любит делать мальчик?

4 балла – темп норма (4-5 слогов в секунду);

3 балла – незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);

2 балла – убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1 балл – очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

0 баллов – из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.

2. Исследование восприятия темпа речи

Материал для исследования: Для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро – и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно – и говорит медленно, ежик ходит спокойно – и говорит спокойно, нормально.

Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца – быстрый темп, черепаху – медленный темп, ежика – нормальный темп.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно – и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает – и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро – и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

– По веточке ползает длинная гусеница. (медленный темп)

– Из-под топота копыт пыль по полю летит. (быстрый темп)

– Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

– В лесу дети собирали грибы и ягоды. (нормальный темп)

– У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)

– Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (медленный темп)

4 балла – задание выполняет верно.

3 балла – ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

2 балла – после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.

1 балл – путается, не соотносит с картинками.

0 баллов – задание недоступно.

3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».

– Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)

– Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

– Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)

– Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)

– На море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)

4 балла – повторил верно.

3 балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла – темп изменяет незначительно.

1 балл – темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов – задание недоступно.

4. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.

Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху – читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно».

Ссылка на основную публикацию