Логопедическое обследование безречевых детей

Лекция 6. Обследование безречевого (неговорящего) ребенка

Обследование безречевого (неговорящего) ребенка

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста

2. Система обследования ребенка – школьника

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников, – М., 1985.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.— 1973.

3. 3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте.- М., 1962

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями.

При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Уста­навливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру» включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста

Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем пси­хического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве.

Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множествен­ного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 сло­гов. Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным ко­личеством и типом слогов; слова со стечением согласных в начале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед об­ращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, зас­тегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить рав­новесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно посто­ять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по про­странственно-временным параметрам, удерживанию в памя­ти составных частей и последовательности элементов струк­туры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблю­дении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень рече­вого развития ребенка и форма речевой аномалии. Примера­ми логопедических заключений могут быть следующие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.

2. Система обследования ребенка – школьника

Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адек­ватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания в усвоении программного мате­риала по родному языку.

Согласно положению о логопедических пунктах при общеоб­разовательных школах с частью детей, поступающих в первые классы, учитель-логопед знакомится на приемных комиссиях (в апреле—мае) и выявляет среди них тех, кто нуждается в логопедической помощи. Основной же контингент учащихся первых классов, имеющих различные нарушения устной речи, учитель-логопед выявляет в процессе обследова­ния школьников в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).

Логопедическое обследование предполагает обязательную фик­сацию состояния речевой деятельности в целом и уровня сфор­мированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй.

Установление в процессе обследования уровня сформи­рованности языковых средств позволяет определить:

а) огра­ничивается ли дефект речи только несформированностью про­изношения;

б) распространяется ли он на всю звуковую сторо­ну речи (звукопроизношение и . фонематические процессы);

в) охватывает ли дефект основные компоненты речевой систе­мы (звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).

Необходимо отмечать состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств, четко фиксировать состояние звукопроизношения у каждо­го ребенка, обязательно отражая в протоколе характер (тип) на­рушения, например: искажение звуков: с—межзубное, ш—ниж­нее; р — велярное. Замена звуков: с = ш; р = л; б = п; ч = т и т. д. Смешение звуков: с – ш; з-с; р – л, ч – с.

Сопоставление характера (типа) недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефек­тов произношения в общей картине нарушения устной речи.

Ориентируясь на характер (тип) недостат­ков произношения, учитель-логопед составляет предварительное представление о том, является ли данный дефект звукопроизношения само­стоятельным или он представляет собой одно из проявлений структурно более сложного речевого нарушения.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1981 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Логопедическое обследование безречевого ребенка
учебно-методический материал по логопедии на тему

Ваш ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Нужно просто ждать или следует срочно обратиться за помощью к специалистам? Куда обратиться за помощью? Как можно самостоятельно обследовать своего неговорящего ребенка? В статье даются ответы на многие вопросы, волнующие родителей детей с задержкой речи и предложены задания для тестирования уровня психофизическогоуровня развития ребенка от 1 года до 3,5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Тестирование психофизического и речевого развития ребенка для оказания своевременной логопедической помощи32 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование безречевого ребенка

Ваш ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Куда обратиться за помощью? Эти и другие вопросы ежеминутно посещают головы родителей, у которых дети не говорят.

Некоторые мамы и папы полагают, что такое состояние временное, и никуда не обращаются, а просто ждут. Другие родители не сидят на месте, а активно действуют. Вот именно они-то и правы. Бездействие положительного результата, зачастую, не несет. Родители обращаются за помощью к специалистам – логопедам или учителям-дефектологам, которые могут сказать, что следует подождать. На самом деле специалисты могут быть правы. Однако если вашему ребенку три года и он молчит, времени для ожиданий нет.

Необходимо экстренно изучить психофизическое и речевое развитие ребенка для того, чтобы начать с ним коррекционно-педагогическую работу. Чем раньше это будет сделано, тем положительнее прогноз.

Чтобы родители были «подкованы» в вопросах диагностики и смогли сами обследовать своего ребенка, предлагаем познакомиться с вариантами заданий, которые помогут определить уровень психофизического развития неговорящего малыша.

Содержание этапов логопедического обследования безречевого ребенка .

Первый этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта.

Задание 2. Праксис позы

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3. Праксис мелкой моторики

Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис

Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис

Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез

Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.

Содержание второго этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Второй этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.

Задание 1. Изучение способности к подражанию

Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это может быть махание руками, стук по столу, хлопки, приседания, прыжки, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов

Попросите ребенку показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов

Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий

Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

Предлагаемые вами задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Будьте доброжелательными, отзывчивыми, заинтересованными по отношению к малышу и к тому, что он делает. Используйте различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической .

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией.

Из данной консультации родители узнают какого ребенка можно считать безречевым.

Схема логопедического обследования ребенка (от 4 до 7 лет).

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей? В итоге я составила.

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА средняя группа старшая группаподготовительная группа Логопедическое обследованиеКритерии оценки в баллах Сводная таблицаДневник .

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит.

Психолого-логопедическое обследование безречевых детей

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 1307 раз

Библиографическое описание:

Базарова Н. А., Никитенко А. В., Фролова Е. А. Психолого-логопедическое обследование безречевых детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8814/ (дата обращения: 28.02.2020).

Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.

1. Исследование восприятия.

а) зрительное восприятие:

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приёмов. [1, стр.38–39]

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребёнком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку.

Предъявление контура. Ребёнку предлагается по контуру узнать изображённый предмет. Перед ребёнком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребёнка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнаётся изображение, например, машина без колёс. Инструкция: «Покажи машину».

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребёнком 3–4 изображения, перечёркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приёмы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребёнком 6 квадратов с основными цветами. Инструкция: «Покажи красный (жёлтый, зелёный и т. д.) квадрат». Далее предлагается задание на подбор картинки к цветовому фону.

б) слуховое восприятие: [1, стр.39]

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребёнка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребёнком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребёнка, ребёнок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребёнок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Ребёнок показывает игрушку.

2. Пространственный праксис. [1, стр.40]

При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

3. Конструктивный праксис.

Логопед использует приёмы:

– Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали.

– Складывание фигурок из 2–4 палочек по образцу.

4. Динамический праксис

Применяется воспроизведение простых и сложных ритмов; проба: кулак — ребро — ладонь.

5. Исследование моторики

Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. Например.

Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.

Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.

Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.

6. Исследование зрительной памяти

Ребёнку предлагается запомнить 3–4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребёнка показать те картинки, которые он ранее запомнил. Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов.

1. Складывание пирамидки

Применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. [2, стр.113]

Ребёнку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. Если ребёнок начинает действовать и собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно». Логопед снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребёнку. Если ребёнок неправильно выбирает следующее кольцо, логопед останавливает его, говорит: «Неправильно», берёт следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем логопед ещё раз предлагает ребёнку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. Делается вывод, обучается ли ребёнок способу действия.

У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта.

2. Складывание разрезных картинок

Применяется для выявления состояния наглядно — образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно — действенном плане (метод «проб и ошибок») и целенаправленное выполнение задания в наглядно — образном плане (зрительное соотнесение).

Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5–6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу.

Неадекватный способ действия выражается в том, что ребёнок действует хаотично, без определённой цели подкладывая части рисунка без смысла, например, к голове животного приставляет хвост. И если ребёнок упорно не воспринимает помощь взрослого, если ему оказывается непосильным правильное складывание разрезанной картинки даже после неоднократного наглядного показа — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии. [2, стр.115]

3. «Почтовый ящик»

Этот метод широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяет выявить способность ребёнка к осмысливанию нового способа действия.

4. Наглядный счёт

Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи.

Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. [2, стр.117]

5. Установление последовательности событий

Методика предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2–5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. При неправильной раскладке серии им бывает достаточно, как правило, небольшой помощи со стороны логопеда: указание на неправильную раскладку, выкладывание первой картинки, наводящий вопрос. Усвоив способ установления последовательности на примере одной серии, эти дети аналогичные задания выполняют самостоятельно, обнаруживая ясно выраженную способность к «переносу». Умственно отсталые дети в редких случаях самостоятельно справляются даже с лёгкими сериями картинок, с трудом используют помощь логопеда. Создав произвольный порядок, они не пытаются вдумываться в тот факт, что такой порядок противоречит содержанию картинок, считают работу выполненной, на критические замечания логопеда не обращают внимания. Такой характер работы говорит о некритичности мышления. [2, стр.118]

6. Классификация предметов

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Дети с первично сохранным интеллектом в большинстве случаев после совместного разбора двух — трёх (иногда одной) картинок улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельно или с единичными ошибками.

7. Исключение предметов

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.

Исследование импрессивной речи

Приводимые задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше. [3, стр.33–37]

1. Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок.

2. Понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».

3. Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками.

4. Понимание сложноподчинённых предложений.

5. Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных.

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г. А. Волкова — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — с.35–49

2. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В., Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст]/ И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина, Т. П. Бессонова — М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Институт коррекционной педагогики, 1992. — с.111–128

3. Балобанова, В.П., Богданова, Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — с.29–37

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

2. Развитее графического навыка и зрительно– моторной координации.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Изучение развития нагляднодейственного мышления детей.

Библиографическое описание: Зиновьева Г. А. Изучение развития нагляднодейственного мышления детей с интеллектуальной

– задания на уровне зрительного соотнесения не выполняют вообще, а для использования проб им необходимо обучение [7,с. 79].

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и нагляднодейственного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Формирование наглядно-образного мышления у детей.

Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул».

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе.

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все.

Логопедическое обследование безречевых детей

ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ ___________ ГРУППА__________

ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Губы (толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма)

  1. Зубы (редкие, мелкие, кривые, лишние, крупные, нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)
  2. Язык (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма)
  3. Подъязычная уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма)
  4. Маленький язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону)
  5. Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)
  6. Мягкое небо (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма)
  7. Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма)
  8. Саливация (наличие, отсутствие).
  9. Гиперкинезы (наличие, отсутствие)
  10. Синкинезии (наличие, отсутствие)

ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Удержание рта закрытым вне еды и речи____________________________________________________________

· вытягивание губ вперёд_____________________________________________

· высовывание распластанного языка____________________________________________________________

· подъём кончика языка на верхнюю губу______________________________________________________________

· опускание кончика языка на нижнюю губу______________________________________________________________

· движения кончика языка вправо-влево ________________________________

· высовывание узкого языка___________________________________________

· произнесение «А» с открытым ртом_____________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Голос (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма)
  2. Темп речи (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
  3. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
  4. Дыхание (свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Выполнение движений обеими руками ____________________________________

4. Темп выполнения движений _____________________________________________

5. Качество выполнения движений _________________________________________

6.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Темп выполнения движений _____________________________________________

4.. Качество выполнения движений _________________________________________

5.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):

открой (закрой) _________________ сними (надень) ___________________

принеси (отнеси) ________________ завяжи (развяжи) __________________

а) «Покажи предметы»:
девочка ________стол _______ книга ________ хлеб _______

телевизор _______ машина _________часы _______

б) «Покажи части тела»:
нос ______ голова _____ глаз ______ губы ______ уши _______ лоб ______

шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______

2) Предикативный словарь

«Покажи, где девочка»:

спит __________ ест (кушает) ____________ пьёт ____________

поёт _______________ танцует ________________ играет ______________

3) Словарь прилагательных

* большой (мяч) __________ маленький (мячик) __________

* высокий (дом) __________ низкий (домик) _____________

*длинная (лента) ____________ короткая (лента) ____________

* красный ______ * синий _______ * желтый ______ * зелёный _______

4) Исследование уровня обобщения

*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____ бабушка ______ дедушка ____

*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____ репа _____

*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан _____

*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки _____

*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____

*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка _______

*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______ чайник _______

*Корабль _____ поезд ____ самолёт _______ автобус _______ машина ______

*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____ лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____

2. Грамматический строй речи

* Мальчик играет _________________________________

* Мальчик бросает мяч _____________________________

* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________

Алалия.ру

Логопедическое обследование безречевых детей

Сентябрь 5, 2017 в Диагностика


Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?

В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую «соломинку».

Карта логопедического обследования безречевого ребенка

Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

Основная часть: — Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)

3 игрушки __________ .

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).

Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).

Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы: «Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку.

Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».

Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

5. Понимание названий признаков предметов.

«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения. «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».

3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).

Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки». Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5. Оральный праксис.

Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7. Конструктивный праксис.

Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности

Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Реакция на незнакомого человека.

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

2. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

3. Способность к подражанию.

Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

5. Способность изображать и играть роль. — «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Выводы:

Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.

Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.

Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.

При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна. ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

Логопедическое заключение: _______________

Лазарева Ирина Дмитриевна,

ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583

Логопедическое обследование безречевых детей

Анна Виль
Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевых детей[/b]

Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.

1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

Выполняет С помощью Не выполняет

Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Выявление объема и точности словаря.

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

«Возьми куклу (матрешку.)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).

Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.

Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).

Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей

туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.

Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке

действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто

умывается (стоит, бежит)».

Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто

вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»;

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».

Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:

«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Задание 1. Выполнение инструкции:

«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:

«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия

Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:

найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:

с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.

(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:

«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

Задание 2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,

крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:

«Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:

… широко отрыть рот;

… вытянуть губы в трубочку;

… сделать губы как при звуке [о];

… высунуть язык лопаткой;

… поднять кончик языка вверх;

… опустить кончик языка вниз;

… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

Задание 6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7. Конструктивный праксис:

воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,

создать конструкцию по памяти.

Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:

сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

облегченный вариант кубиков Кооса;

выполнить вкладки в доску Сегена.

3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.

Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один – много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.

Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.

Читайте также:  Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании
Ссылка на основную публикацию