Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевых детей

Анна Виль
Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевых детей[/b]

Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.

1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

Выполняет С помощью Не выполняет

Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Выявление объема и точности словаря.

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

«Возьми куклу (матрешку.)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).

Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.

Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).

Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей

туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.

Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке

действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто

умывается (стоит, бежит)».

Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто

вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»;

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».

Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:

«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Задание 1. Выполнение инструкции:

«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:

«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия

Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:

найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:

с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.

(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:

«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

Задание 2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,

крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:

«Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:

… широко отрыть рот;

… вытянуть губы в трубочку;

… сделать губы как при звуке [о];

… высунуть язык лопаткой;

… поднять кончик языка вверх;

… опустить кончик языка вниз;

… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

Задание 6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7. Конструктивный праксис:

воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,

создать конструкцию по памяти.

Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:

сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

облегченный вариант кубиков Кооса;

выполнить вкладки в доску Сегена.

3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.

Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один – много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.

Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.

Психолого-логопедическое обследование безречевых детей

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 1533 раза

Библиографическое описание:

Базарова, Н. А. Психолого-логопедическое обследование безречевых детей / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, Е. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8814/ (дата обращения: 07.01.2021).

Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.

1. Исследование восприятия.

а) зрительное восприятие:

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приёмов. [1, стр.38–39]

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребёнком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку.

Предъявление контура. Ребёнку предлагается по контуру узнать изображённый предмет. Перед ребёнком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребёнка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнаётся изображение, например, машина без колёс. Инструкция: «Покажи машину».

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребёнком 3–4 изображения, перечёркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приёмы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребёнком 6 квадратов с основными цветами. Инструкция: «Покажи красный (жёлтый, зелёный и т. д.) квадрат». Далее предлагается задание на подбор картинки к цветовому фону.

б) слуховое восприятие: [1, стр.39]

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребёнка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребёнком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребёнка, ребёнок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребёнок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Ребёнок показывает игрушку.

2. Пространственный праксис. [1, стр.40]

При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

3. Конструктивный праксис.

Логопед использует приёмы:

– Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали.

– Складывание фигурок из 2–4 палочек по образцу.

4. Динамический праксис

Применяется воспроизведение простых и сложных ритмов; проба: кулак — ребро — ладонь.

5. Исследование моторики

Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. Например.

Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.

Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.

Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.

6. Исследование зрительной памяти

Ребёнку предлагается запомнить 3–4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребёнка показать те картинки, которые он ранее запомнил. Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов.

Состояние интеллекта

1. Складывание пирамидки

Применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. [2, стр.113]

Ребёнку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. Если ребёнок начинает действовать и собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно». Логопед снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребёнку. Если ребёнок неправильно выбирает следующее кольцо, логопед останавливает его, говорит: «Неправильно», берёт следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем логопед ещё раз предлагает ребёнку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. Делается вывод, обучается ли ребёнок способу действия.

Читайте также:  Профилактика оптической дисграфии у школьников с ОНР

У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта.

2. Складывание разрезных картинок

Применяется для выявления состояния наглядно — образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно — действенном плане (метод «проб и ошибок») и целенаправленное выполнение задания в наглядно — образном плане (зрительное соотнесение).

Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5–6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу.

Неадекватный способ действия выражается в том, что ребёнок действует хаотично, без определённой цели подкладывая части рисунка без смысла, например, к голове животного приставляет хвост. И если ребёнок упорно не воспринимает помощь взрослого, если ему оказывается непосильным правильное складывание разрезанной картинки даже после неоднократного наглядного показа — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии. [2, стр.115]

3. «Почтовый ящик»

Этот метод широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяет выявить способность ребёнка к осмысливанию нового способа действия.

4. Наглядный счёт

Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи.

Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. [2, стр.117]

5. Установление последовательности событий

Методика предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2–5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. При неправильной раскладке серии им бывает достаточно, как правило, небольшой помощи со стороны логопеда: указание на неправильную раскладку, выкладывание первой картинки, наводящий вопрос. Усвоив способ установления последовательности на примере одной серии, эти дети аналогичные задания выполняют самостоятельно, обнаруживая ясно выраженную способность к «переносу». Умственно отсталые дети в редких случаях самостоятельно справляются даже с лёгкими сериями картинок, с трудом используют помощь логопеда. Создав произвольный порядок, они не пытаются вдумываться в тот факт, что такой порядок противоречит содержанию картинок, считают работу выполненной, на критические замечания логопеда не обращают внимания. Такой характер работы говорит о некритичности мышления. [2, стр.118]

6. Классификация предметов

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Дети с первично сохранным интеллектом в большинстве случаев после совместного разбора двух — трёх (иногда одной) картинок улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельно или с единичными ошибками.

7. Исключение предметов

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.

Исследование импрессивной речи

Приводимые задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше. [3, стр.33–37]

1. Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок.

2. Понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».

3. Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками.

4. Понимание сложноподчинённых предложений.

5. Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных.

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г. А. Волкова — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — с.35–49

2. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В., Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст]/ И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина, Т. П. Бессонова — М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Институт коррекционной педагогики, 1992. — с.111–128

3. Балобанова, В.П., Богданова, Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — с.29–37

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

2. Развитее графического навыка и зрительно– моторной координации.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Изучение развития нагляднодейственного мышления детей.

Библиографическое описание: Зиновьева Г. А. Изучение развития нагляднодейственного мышления детей с интеллектуальной

– задания на уровне зрительного соотнесения не выполняют вообще, а для использования проб им необходимо обучение [7,с. 79].

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и нагляднодейственного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Формирование наглядно-образного мышления у детей.

Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул».

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе.

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все.

Задержка речи: необходимые обследования

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Читайте также:  Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР является наиболее актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Практическое усвоение всех лексических средств языка – важная задача коррекционного обучения детей, которые имеют общее недоразв34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека

Практическое усвоение всех лексических средств языка – важная задача коррекционного обучения детей, которые имеют общее недоразвитие речи.

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста и конечно же у детей с ОНР является актуальной проблемой на данный момент.

Если в норме ребенок может изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях постоянно общаясь с окружающими, то ребенок с речевыми нарушениями имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.

У дошкольников с нарушением речи очень часто наблюдается бедность словаря, преобладает в основном предметно–бытовая лексика. Дети с трудом классифицируют предметы по группам, путают названия домашних и диких животных. В их словарном запасе недостаточно глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственность человека, и особенно бедна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий. Все это ограничивает речевое общение детей.

У детей слабая память, они быстро утомляются, с трудом могут сосредоточиться – все это характерно для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед педагогом, который осуществляет непосредственное руководство игрой, стоит задача познакомить детей с новыми словами и понятиями, расширить и уточнить представления, связанные с этими словами, а также добиваться употребления их в связной собственной речи.

Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматически правильной речи.

Развитие грамматического строя речи у детей с нарушением речи является одной из основных задач коррекционного воспитания и обучения.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование, развитие и обогащение словаря;
  • формирование грамматически правильной оформленной речи.

Словарь – это слова, обозначающие, явления, действия, предметы и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР

Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

• развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);

• формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

• упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные);

• употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением

У детей с указанным нарушением речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребенка намного сильнее, чем само слово.

Дидактические игры и упражнения – является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

М. Горький говорил -“Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют “духом языка””

Принцип дидактических игр кроется в том, что они создаются взрослыми для детей с целью воспитания и обучения. Однако, созданные в обучающих целях, они остаются играми, в которые детям интересно играть.

Ребенка в таких играх больше всего притягивает такая ситуация, в которой он решает для себя важную дидактическую и учебную задачу.

Игровые упражнения на занятии

– «Назови одним словом» (формирование обобщающих понятий)

– «Четвертый лишний» (Дифференциация обобщающих понятий)

– «Скажи наоборот» (формирование словаря антонимов)

– «Чьи лапы?» (формирование притяжательных прилагательных)

– «Назови семейку» (расширение словаря и формирование словообразовательных процессов)

– «Назови детенышей / птенцов» (формирование лексики и навыков словоизменения)

– «Один – много» (образование категории множественного числа)

– «Чего не стало?» (практическое употребление родительного

падежа множественного числа)

«Сложные слова» (образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ (рыбу ловит …рыболов, сок выжимает-соковыжималка)

В работе с детьми рекомендуется использовать учебно-игровые пособия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР:

• Электронное пособие “Логопед 2.7” включает в себя 60 авторских электронных логопедических игр. Игры используются, для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так и на подготовку детей к школьному обучению

Таким образом, необходимо обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо научить его правильно и красиво говорить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Консультация для родителей.

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико – грамматического строя речи.

дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи.

Дидактические игры по ознакомлению детей с городом Санкт – Петербург.

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детя.

Данный мастер-класс знакомит педагогов с игровыми упражнениями для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвития речи. Представл.

Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Итоговая работа. Проект на тему: «Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

1. Актуальность проекта.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя- логопеда с детьми.

Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. Компьютер,

Мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Проблема: формирования информационной культуры родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательный процесс ДОУ.

2. Для решения указанной выше проблемы предлагается:

  • использование компьютерных технологий, которые позволят оптимизировать педагогический процесс, — индивидуализировать обучение детей с общими нарушениями речевого развития.
  • значительно повысить эффективность речевой деятельности.
  • решение вопросов методического обеспечения
  • разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться другие педагоги

3. Цель:

  • Вызывать у дошкольников при общении с компьютером живой интерес, к игровой деятельности и формировать с помощью этого интереса такие важные структуры: познавательную мотивацию, произвольную память и внимание, обеспечить готовность ребенка к обучению в школе.
  • Оказать практическую помощь родителям и детям.

4. Задачи:

  • Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк компьютерных игровых упражнений по лексическим темам.
  • Разработать рекомендации по игровым упражнениям для родителей детей логопедической группы.

5. Преимущества компьютерных технологий:

  • Благодаря компьютерным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи.

6. Задачи:

  • как пополнение словарного запаса, -формирование грамматического строя, -формирование связной речи, -повышается интерес у дошкольников к процессу обучения, -развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

7. Новизна.

  • Новизна проекта состоит в том, что при использовании компьютерных технологий используется достаточно сильный потенциал для коррекционно-образовательного процесса.

8. Участники проекта:

  • Учитель-логопед
  • Старшие дошкольники логопедической группы
  • Родители.

9. Продолжительность проекта:

  • 1год. ( Сентябрь-Май)

10. Планируемый результат:

  • презентация проекта в форме устного представления.

11. Этапы реализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Реализация;
  3. этап оценки эффективности проекта.

I. Подготовительный этап.

  • Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды.
  • для детей — создание игровых упражнений с помощью анимации по лексическим темам.
  • Для родителей письменные рекомендации к этим игровым упражнениям

2) Составление плана-схемы проекта.

3) Обсуждение проекта с родителями.

4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II. Практический этап (Реализация)

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

1) Выполнение игровых упражнений на компьютере.

2) По всем лексическим темам.

3) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей

III. Этап оценки эффективности проекта.

1) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

12. К проекту прилагаются:

  • Игровые упражнения по лексическим темам
  • В компьютерном варианте.
  • Рекомендации родителям по каждой лексической теме.
  • Согласование существительных с прилагательными.

Мы имеем следующие результаты:

  1. Определен уровень знаний детей после использования игровых упражнений (приложение 1).
  2. Разработаны игровые упражнения по лексическим темам. (приложение 2).
  3. Проведены консультации, даны практические рекомендации родителям по реализации задач.
  4. Реализация проекта позволяет сделать вывод:

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования — это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Ирина Маглий
Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Применение игровых технологий

в формировании лексико-грамматических

категорий у детей с ОНР

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.

Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменение всей речевой системы.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формированиявсех компонентов речевой системы:

-Лексика;

-Грамматический строй речи;

Самым эффективным, и важнейшим направлением коррекционного обучения является игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и, в то же время, – основной вид деятельности старшего дошкольника.

Игровые технологии – методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных игр.

Игровые технологии являются составной частью в формировании лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

Игровые технологии:

– повышение мотивации к НОД

– развитие познавательных процессов

– развитие коммуникативных процессов

– повышение коммуникативности в коррекционно-развивающей работы

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

– Игры с предметами

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрой, мазаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины и формы.

-Игры-инсценировки (драматизации).

Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификации и т. д.)

В эту группу входят большое количество народных игр, типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Словесная игра является необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи.

Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по развитию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем.

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали.» (дифференциация глаголов с приставками).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

Применение игровыхсредств на НОД позволяет:

• удерживать работоспособность на высоком уровне;

• обеспечивать легкое и быстрое усвоение программного материала;

• увеличить объём словарного запаса;

• овладеть навыками словоизменения, словообразования;

• совершенствовать связную речь.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Зимняя одежда, головные уборы» Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «Зимняя одежда, головные уборы». Задачи: 1. Образовательная: -Закрепление.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Лексическая.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Относительные прилагательные» Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшего возраста с ОНР (второй год обучения).

Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Следует отметить, что в последнее время прослеживается.

Применение игры, как средства формирования лексико-грамматического строя речи, в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Уфимцева Галина Васильевна,

МАДОУ “ЦРР – детский сад №5

Актуальность опыта.

– дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают колоссальные трудности в оформлении грамматического строя речи, что нарушается в лексических затруднениях, ошибки связаннее со слабостью лексических дифференцировок, ошибки грамматического структурирования, связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, нарушение синтаксической связи; бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, пропуски слов;

– формирование грамматически правильной речи старших дошкольников с ОНР необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, сто он совершенно не мыслим без грамотного, свободного владения ребёнком речи;

– необходима интеграция комплексной коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей.

ИМП-2

Теоретическая интерпретаций опыта.

Сущность опыта.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка, у детей с ОНР:

Это неправильное употребление:

– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

– падежных и родовых окончаний количественных числительных;

– окончание глаголов в прошедшем времени;

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1. Неправильное согласование числительных с существительными:

2. Неправильное согласование прилагательных с существительными:

3. Неправильное употребление глагола:

4. Нарушение согласований в числе:

5. Неправильное употребление падежных окончаний:

6. Неправильное употребление предлогов, союзов (пропуски, замены, недоговаривание).

7. Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании.

8. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических средств языка недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Здесь на помощь приходит воспитатель. В связи с этим всю работу по формированию грамматически правильной речи в рамках одной лексической темы я планирую как на специальных занятиях так и в процессе разнообразной практической деятельности (игровой, свободной, совместной, в ходе режимных моментов). Основной аспект ложится на игру и игровые упражнения. С целью развития речи в группе для работы с детьми, и для родителей создана картотека и рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

Сущность опыта состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации).

Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно.

При этом учитывается следующее:

– вся работа носит коррекционную направленность;

– применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной группы и с постепенным усложнением;

– работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанном в годовом плане. в это время она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.

– создать условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики.

Использование игр и упражнений в коррекционной работе с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи.

Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

– размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

– подчиненности заданий выбранной теме;

– вариативности упражнений.

Игры и игровые упражнения с использованием картинок – помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» – говорил К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

– укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

– знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

– согласование прилагательных с существительными разных родов;

– правильное употребление местоимений «он, она, они»;

– образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

– у детей закрепляется навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

– расширяется и обогащается словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

Теоретическая (методологическая) база опыта:

Л.С. Выготский «Мышление и речь»; учение Р.Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведённый А.Н. Гвоздевым.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Новизна.

  • теоретические вопросы логопедии становятся доступны воспитателям групп компенсирующей направленности;
  • осуществление комплексного планирования в рамках лексико-тематического цикла;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с лексико-тематическим планированием;
  • игры и упражнения являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

Технология организации коррекционной работы воспитателя в дошкольном учреждении по развитию речи.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Понедельник

Ссылка на основную публикацию