Логопедическая работа при семантической афазии

Способы лечения семантической афазии

Системное расстройство речи – семантическая афазия – возникает при нарушении структуры тканей коры головного мозга на стыке височной, теменной и затылочной областей левого полушария. Для него характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве. Отмечаются признаки неспособности совершать целенаправленные движения, работать с числами и выполнять арифметические действия. При своевременном выявлении очага поражения ЦНС и профильном лечении шансы на восстановление функций высоки, но только при правильной логопедической коррекции.

Для семантической афазии характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве.

Что лежит в основе семантической афазии

Особенности клинической картины патологии связаны с проблемами восприятия семантики слова, что и дало название этой форме расстройства. Чаще всего оно возникает на фоне инсульта у лиц среднего и пожилого возраста. Также нарушение структуры головного мозга, приводящее к семантической афазии, может быть вызвано опухолью, черепно-мозговой травмой, инфекций, воспалением. Речевое расстройство может стать одним из проявлений патологий ЦНС дегенеративного типа, например, болезни Альцгеймера. К факторам риска, повышающим вероятность развития недуга, относят сахарный диабет, атеросклероз и церебральный васкулит, гипертонию, мерцательную аритмию.

В результате влияния перечисленных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит нарушение структуры нервных тканей. Это приводит к поражению системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира. Мозг пациента перестает объединять поступающие данные в единое целое. При этом у него сохранено понимание услышанного слова. Нарушения затрагивают процесс обработки частей речи в составе предложения, что сказывается на восприятии смысла всей фразы. Ситуация дополняется проблемами с оценкой больным положения вещей в пространстве, сложностями с целенаправленными движениями, трудностями в подборе подходящих слов.

В результате влияния различных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит поражение системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира.

Особенности клинической картины

Грубые нарушения речи при семантической афазии не наблюдаются, но существует ряд признаков, по которым можно заподозрить патологию. Их выраженность зависит от площади и типа поражения нервных тканей, возраста пациента, степени тяжести состояния. Обычно все протекает по стандартному сценарию, но иногда встречаются особенности.

Афазия семантическая характеризуется такими симптомами:

  • объем и темп спонтанной речи обычны, но информация подается короткими, простыми предложениями без последовательных оборотов. При попытках усложнить речь наблюдается путаница с расстановкой слов в предложении;
  • понимание простых фраз и отдельных слов сохранено. Объемные конструкции ставят пострадавшего в тупик. Больше всего сложностей у пациента с восприятием оборотов, содержащих причинно-следственную связь;
  • поговорки и метафоры утрачивают для больного свой особый смысл и воспринимаются буквально;
  • сбивается понимание грамматической принадлежности слова. Например, глаголы могут расцениваться как прилагательные, существительные не различаются по родам, числам, падежам. В результате пациент теряет способность выполнять команды, в которых отмечено взаимодействие нескольких предметов (почесать голову рукой, ударить по мячу палкой);
  • восприятие пространства искажено, оценка взаимоотношения предметов нарушена. Больной не понимает значения предлогов, временных оборотов, сравнений, принадлежности объектов. Он не может ориентироваться по часам, картам, направлениям;
  • нарушается процесс последовательного выполнения счетных действий;
  • письмо максимально простое, в длинных предложениях появляются ошибки;
  • чтение коротких текстов с элементарной грамматикой и орфографией не нарушено. При работе с длинными или сложными предложениями возникают проблемы.

Нередко семантическая афазия сопровождается своеобразными проблемами с памятью. Больной не может вспомнить названия простых предметов, из-за чего его речь принимает определенный вид. Пытаясь вставить в предложение объект, он не называет его, а описывает. Например, не «стул», а «мебель, на которой сидят», не «карандаш», а «то, чем пишут».

Афазия семантическая характеризуется тем, что восприятие пространства для человека искажено.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Деление семантической афазии на специфические типы условно. В большинстве случаев патология представлена слабо или средне выраженными симптомами.

Официально выделяют три вида семантической афазии по степени тяжести:

  • легкая – ухудшено понимание причинно-следственных связей. Пациенту сложно подбирать к словам синонимы, антонимы, правильно оценивать сложные смысловые обороты. Решение логических задач дается ему с трудом;
  • среднетяжелая – основные проблемы выражены более ярко, непонятен переносный смысл слов и фраз. Возникают проблемы со счетом, решением математических задач;
  • тяжелая – присутствуют все симптомы патологии. Они выражены в такой степени, что это приводит к существенному снижению качества жизни.

Семантическая афазия редко становится обособленным проявлением поражения головного мозга. Она редко бывает грубой, обычно ее выявляют при обследовании пациента в связи с подозрением на другие виды речевых расстройств.

Диагностика и дифференциация

При появлении симптомов, указывающих на семантическую афазию, необходимо получить консультацию невролога. Специалист оценит вероятность воздействия на организм потенциальных раздражителей, оценит рефлексы, проведет простые тесты на ориентацию в пространстве, логику, счет. Также рекомендован визит к логопеду, который проверит у посетителя качество речи, степень его понимания окружающих, состояние функций чтения и письма. Для установления причины органического поражения головного мозга проводят КТ или МРТ, УЗИ сосудов головы, люмбальную пункцию – в зависимости от предварительного диагноза.

В ходе обследования важно отделить семантическую афазию от остальных речевых расстройств, так как от этого будет зависеть схема лечения. Патология отличается от дизартрии тем, что функциональность артикуляционных органов при ней не страдает. Если при акустико-гностической и акустико-мнестической формах болезни нарушается звуковое восприятие информации, уменьшается объем слухоречевой памяти, то здесь этого не происходит. От динамической семантическая афазия отличается сохранением нормального показателя продуцирования речи.

Терапия и восстановление

Способы устранения семантической афазии подбирает невролог в тандеме с логопедом и еще рядом специалистов при необходимости. Важным моментом лечения становится устранение причины заболевания. Это делается медикаментозным или хирургическим путем, с дополнением в виде физиотерапии, средств народной медицины. Борьба с самим речевым нарушением ведется с помощью лекарств и логопедических сеансов. При поражениях головного мозга в ход идут ноотропы, нейропротекторы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры. Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве. Для получения максимального эффекта пострадавшему показаны занятия в домашних условиях с близкими.

Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве.

Прогноз восстановления при семантической афазии зависит от качества проведенного лечения, нацеленности пациента на результат, его возраста. При своевременном начале терапии и соблюдении больным всех рекомендаций врача шансы на возвращение утраченных функций высоки. Современные подходы способны избавлять от речевых нарушений, вызванных такими опасными состояниями, как инсульт, опухоли, дегенеративные заболевания мозга.

Логопедическая работа при семантической афазии

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Афазия – системный распад экспрессивной или импрессивной стороны речи, высших психических функций личности и поведения пациента коркового генеза, которые наступают после 3 лет.

Статья:

Афазия – распад уже имеющихся навыков устной и письменной речи.

Афазия – системный распад экспрессивной или импрессивной стороны речи, высших психических функций личности и поведения пациента коркового генеза, которые наступают после 3 лет.

Когда говорят об афазии – это:

  1. Расстройство речи с поражением коры головного мозга.
  2. Системный распад психической деятельности.
  3. Страдают произвольные и не произвольные функции речи.
  4. Страдают речевые и не речевые процессы (агнозии, апраксии).

Причины афазии.

  1. Сердечно-сосудистые заболевания, инсульты.
  2. Воспалительные процессы мозга.
  3. Черепно-мозговы травмы.
  4. Опухоли коры головного мозга.

Формы афазии:

Три формы – моторные.

  • Афферентная моторная афазия.
  • Эфферентная моторная афазия.
  • Динамическая афазия.

Три формы – сенсорные.

  • Акустико-гностическая афазия.
  • Акустико-мнестическая афазия
  • Семантическая афазия.

Самая распространенная и часто встречающаяся в практике – афферентная моторная афазия.

Это системный распад экспрессивной стороны речи и других высших психических функций личности, поведения пациентов.

В основе распада речи лежит кинестетическая апраксия. Нарушаются произвольные движения, а непроизвольные относительно сохранны.

  1. Распад артикулем (звуков, фонем) – замена одного звука на другой.
  2. Распад фонематического слуха (не дифференцируют звуки близкие по способу и месту образования.
  3. Распадается словарный запас.
  4. Распад грамматической формы слова. (Маша пить молоко.)
  5. Нарушаются все функции речи – коммуникативная, регуляторная, познавательная.

Восстановительное обучение.

Основная центральная задача – это изжитие кинестетической апраксии, которая корректируется двумя способами.

  1. Оптикотактильный метод направлен на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков. Применять этот метод только в самом конце обучения.
  2. Опосредованный метод.

– на оживление представлений о предметах и словах, которыми названы эти предметы.

– на использование зрительных и слуховых анализаторов.

– на использование относительно сохранное письмо и чтение.

Все восстановительное обучение делится на несколько этапов.

Предварительная стадия обучения.

  1. Растормаживание функций артикуляционного аппарата.
  2. Развитие кинестетического ощущения руки, мимической мускулатуры и общих движений.
  1. Широко использовать предметные картинки и вопросы к ним. Подбор картинок, использовать исходя из детских лексических тем.
  2. Широко использовать автоматизированную речь, т.е. речь наиболее упроченную в прошлом опыте пациента (порядковый счёт, дни недели, месяцы в году, пропевание знакомых мелодий, песен). На этом материале проводится психотерапия.
  3. Использовать предложения – антонимы (днём светло, а ночью?).
  4. Использовать аппозиции, т.е. противопоставления (самолёт летает, а автобус?) Это очень хорошо помогает актуализировать слово.
  5. Использовать эмоции в речи. Для этого отбирать темы о семье, о работе, о сотрудниках.
  6. Использовать различные каламбуры (Шёл высокий человек, маленького роста).
  7. Договаривание хорошо знакомых фраз, автоматизированных фраз.
  8. Широко использовать пословицы (Логопед начинает пословицу, а пациент заканчивает).
  9. Пропевание мелодий широко знакомых песен.
  10. Прослушивание коротеньких, но эмоционально-насыщенных рассказов.

Все эти перечисленные приемы создадут условия для растормаживания функций артикуляционного аппарата, оживляют представления по всем детским темам, развивают внимание пациента, активизируют их деятельность, являются условиями для спонтанного высказывания.

Затем все эти приемы будут применяться в виде зарядки на других этапах.

На этой стадии обучения идёт изжитие апраксии руки, мимики, общей и мелкой моторики.

Проводится массаж пальцев рук, но без касания ладонной части.

Затем развивается кинестетические ощущения пальцев рук (жесткие щетки, игрушки, муляжи фруктов и овощей).

В целях изжития мимической апраксии, использовать массаж лица, щек, использовать опосредованную гимнастику.

У пациентов в афферентной моторной афазии наблюдается нарушение общей моторной сферы. Поэтому, проводится обучение, как мыть посуду, пришивать пуговицы и т.д.

Первая стадия обучения.

Восстановление пассивного словарного запаса.

При этом на обращается внимание на правильное произношение звуков, слов. Отрабатывается семантика слов. Используется метод актуализации слов (смысловая, зрительная, слуховая стимуляция).Все обучение планируется по определенной программе. Программа

состоит из серии последовательных операций.

  1. Перед пациентом выкладывается предмет или картинка. Ставится задача, припомнить название картинки. Далее можно подключить сюжетные картинки. После ответа пациента, логопед называет предмет, показывает его на сюжетной картинке, и начинает рассказывать об этом предмете.
  2. Предмет вводится логопедом во всевозможные смысловые связи.
  3. Пациент соотносит услышанное с соответствующей картинке. Кроме этого ему предлагается вспомнить все. Что он знает о данном предмете.
  4. Пациенту предлагается классификация предметов по цвету, форме и величине.
  5. Пациенту предлагается рисование и ощупывание предметов.

В конечном итоге все эти мероприятия помогают актуализировать слова. Пациент начинает произносить различные слова с нарушением звуков.

Вторая стадия обучения.

– актуализация активного словарного запаса. Это изжитие экспрессивного аграмматизма и продолжение работы по растормаживанию функций артикуляционного аппарата.

Слова актуализируются с помощью зрительной, слуховой, смысловой стимуляции.

Все обучение строится по программе, которая состоит из серии последовательных операций:

  1. Перед пациентом выкладывается один предмет и ставится задача: актуализировать наименование предмета, рассказать все, что он знает о нём. После этого, пациент слушает все, что логопед рассказывает о данном предмете.
  2. Пациент рассматривает предмет, слушает характеристику о данном предмете и сопоставляет свои знания с услышанными. Если пациент не припоминает предмет, то подключается третья операция.
  3. Кинестетические ощущения руки, т.е. пациент закрывает глаза и ощупывает предмет и одновременно слушает все, что о нём говорит логопед. Если это не помогает вспомнить предмет, то подключается следующая операция.
  4. Предмет убирают из руки пациента и просят нарисовать, то что было в руках. Логопед при этом рассказывает о предмете. Если это не помогает вспомнить предмет, то переходим на следующую операцию.
  5. Предмет вводится в общую категорию, т.е. побуждаем пациента, подобрать другие предметы или картинки, относящиеся к этой категории.

При этом логопедом предъявляются требования:

– подбирать слова одного семантического поля.

– нельзя требовать правильного произнесения слова.

– нельзя требовать повторения конкретного слова.

Как только слов актуализировали, его включают в словосочетания, предложения. При этом слово должно стоять в разных падежах в предложении.

– движения артикуляционного аппарата становится свободным, легким, послушным.

В целях закрепления артикуляционных навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал.

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь пациента.

Восстановление ситуативной. разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду завтра, сегодня, у меня был врач, я уже ел и т.д.)

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью является расширение словаря пациента, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка к свободной речи.

По мере восстановления звукобуквенного анализа состава слова переходят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижению пациента.

Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантам отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляционных расстройств при афферентной моторной афазии – длительный период от 3 месяцев до 1 года.

Читайте также:  Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

Остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдается и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени тяжести.

Литература:

  1. Винарская Е.Н. “Клинические проблемы афазии” М. медицина 1974 г.
  2. Опель В.В. “Восстановление речи после инсульта” М. просвещение 1989 г.
  3. Цветкова Л.С. “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга” М. Просвещение 1972 г.
  4. Логопедия. Под редакцией Л.С. Волковой. М. Владос 2004 г.

Что лежит в основе семантической афазии

Семантическая афазия – разновидность дисфазии, характеризующаяся нарушением понимания грамматических и логических структур речи. То есть больные не понимают сложных речевых оборотов. Термин размыт, так как понятие «сложного речевого оборота» не имеет четкого определения, и для каждого человека сложность речевых структур индивидуальна. Семантическая афазия входит в синдром поражения высших корковых функций доминантного полушария.

Дисфазия встречается часто, тяжело поддается логопедическому лечению и сопровождается тяжелыми речевыми дефектами.

Причины

Семантическая афазия возникает при поражении границы теменной и затылочной долей головного мозга. Нарушение развивается, если в патологический процесс вовлеклось доминантное полушарие: у правшей – левое, у левшей – правое.

Эта область мозга повреждается вследствие таких причин:

  1. Инсульт, кровоизлияние в мозговое вещество.
  2. Опухоли.
  3. Нейроинфекции.
  4. Нейродегенеративные заболевания.
  5. Черепно-мозговая травма.

Однако наиболее частой причиной выступает именно инсульт.

Семантическая афазия также включается в синдром TPO (темпоро-парието-окципитальный). Этот синдром сопровождается нарушением работы второго функционального блока по Лурии (блок восприятия, обработки и хранения информации). Задача этого блока – синхронный анализ поступающей информации разной модальности, то есть второй блок одновременно анализирует зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную информацию.

Симптомы

В основе семантической афазии – импрессивный аграмматизм и нарушение семантики. Иначе говоря, семантическая афазия характеризуется нарушением понимания смысла слова, сложных логических и грамматических конструкций речи.

Характерны признаки синдрома ТРО:

  • симультанная агнозия;
  • конструктивная апраксия;
  • пространственная апраксия;
  • акалькулия.

Симультанная агнозия – состояние, при котором больной не может понять общую суть картины или ситуации. Например, при обследовании пациент не может связать в единый сюжет 5 похожих картинок.

Конструктивная апраксия характеризуется снижением синтетической операции мышления, то есть пациент не может составить предложение из отдельно данных ему слов.

Пространственная апраксия – это географическая дезориентация, то есть больному тяжело ориентироваться в пространстве.

Акалькулия – неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением арифметического счета и чтения математических символов («+», «-», «=», «/», «*»).

Несмотря на наличие большого количества нарушений, тяжесть семантической афазии определяется по выраженности импрессивного аграмматизма. Легкая и средняя степень характеризуется только речевыми расстройствами. Тяжелая дисфазия характеризуется нарушением пространственного восприятия и трудностью понимания простых речевых конструкций, например, при изменении падежей больной утрачивает суть предложения.

Диагностика

Семантическая дисфазия диагностируется при клинической беседе и с помощью патопсихологического обследования.

В ходе клинической беседы врач говорит с пациентом, задает вопросы и просит рассказать о себе. Для семантической афазии характерно нарушение понимания сложных оборотов, поэтому врач просит объяснить смысл устойчивого предложения или известной поговорки. Например, врач говорит: «Ручка короче карандаша. Что длиннее: ручка или карандаш?», или «Брат отца, значит ли это, что отец брата – одно и то же понятие?». Для пациента с афазией нет различия между ними, и он ответит утвердительно, что отец брата и брат отца – понятия аналогичные.

Патопсихологическое обследование представляет собой тестирование. Медицинский психолог просит выполнить больного такие задания:

  1. Нарисовать часы, стрелки которых указывают на 13:45. Оценивается пространственное восприятие и взаимоотношение объектов.
  2. Решить арифметическую задачу: 100+21-11. Оценивается способность считать.
  3. Нарисовать следующие предметы: круг, справа от него квадрат, а сверху круга – треугольник. Оценивается зрительно-пространственное восприятие.
  4. Врач показывает схематическое изображение человека и просит показать где у него левая нога и правая рука. Оценивается нарушение ориентации в системе «право-лево».

Методы коррекции

Лечение и коррекция начинается в острый период после инсульта. Это объясняется несколькими аргументами. В первые 1-3 дня после сосудистой катастрофы корковые функции восстанавливаются за счет реперфузионной терапии (восстановление кровотока в ишемизированные участки мозга).

В течение первой недели включаются компенсаторные механизмы. Это проявляется вовлечением в работу субдоминантных областей мозга. Например, если после инсульта повредилась область доминантного полушария, отвечающая за понимание сложных структур, то после ее выключения функцию понимания берут области на противоположной стороне мозга. Такая реорганизация функций называется нейропластичностью.

Восстановительная программа составляется с учетом тяжести инсульта и речевых дефектов. Реабилитация состоит из нескольких этапов:

  • Лечение инсульта и восстановление кровообращения головного мозга. Применяется медикаментозная реперфузионная терапия с контролем оксигенации, артериального давления, наличия сознания.
  • Восстановление зрительного восприятия. Врач показывает картинки и просит назвать их наименования. Восстановление понимания математических символов и арифметического счета. Для этого врач предлагает решить простые математические упражнения на сложение и вычитание простых чисел.
  • Восстановление пространственного гнозиса и речевых навыков. Врач показывает пациенту схематическое изображение человека и объектов, просит назвать их составные части, например, показать где левая рука или нижняя правая конечность. Речь восстанавливается занятиями с логопедом.

В течение 2-3 недель при выполнении упражнений тяжелую степень дисфазии можно сметить к средней. Постепенно устраняются зрительные и пространственные дефекты, пациент может выполнять сложение и вычитание чисел. После первого месяца работы пациент начинает понимать речевые обороты средней тяжести. В течение 2-3 месяцев при хорошей пластичности мозга речевые функции и деятельность высших корковых отделов восстанавливается.

Прогноз благоприятный, если пациент молодого возраста, имеет высшее образование, знает 2-3 языка, включая родной, ежедневно упражняется и принимает лечение.

Восстановление понимания фразовой речи при семантической афазии.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-затылочных отделов левого полушария головного мозга. Нарушается восприятие и непосредственное понимание сложных логико-грамматических структур речи. Поражение теменно-височно-затылочных отделов левого полушария ведёт к распаду сложного симультанного гнозиса, а на этой основе может нарушаться и восприятие сложных смысловых схем речи, что является центральным механизмом и центральным дефектом семантической афазии.

Отмечаются дефекты восприятия тонких пространственно-геометрических отношений, больные с трудом понимают сложные грамматические конструкции, особенно конструкции творительного падежа, атрибутивные, конструкции с предлогами, обратимые и т.д. Больные не могут симультанно воспринять смысл сравнительных конструкций. Всё это связано с нарушением восприятия пространственных взаимоотношений предметов, что на уровне речи проявляется в дефектах понимания сложных грамматических конструкций, в которых отражены эти отношения.

I стадия обучения создаёт основу для восстановления процесса понимания речи, её логико-грамматических структур. Работа начинается с преодоления основных, первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи.

Виды работы, упражнения:

1. Воспроизведение заданных фигур по образцу сначала методом рисования (срисовывания), а позже методом конструирования заданных фигур из элементов (палочек, кубиков). Сначала работа ведётся по рисованному образцу без концентрации внимания на словах, обозначающих пространственные отношения. Осознанное отношение к этим словам появляется, когда к образцу присоединяется речевая инструкция(Положите палочку направо, а другую наверх. Положите ключ справа от монеты и слева от пуговицы. Монету слева от ключа и справа от пуговицы). (Упражнение способствует восстановлению анализа пространственных отношений).

2. Отработка сравнительных понятий. Задания: Какой предмет более светлый? Какой предмет менее светлый? Какой предмет более тёмный? Какой предмет менее тёмный? Какой предмет более короткий? Какой предмет менее короткий?

3. Найти правильное предложение: 1. Слон больше мухи. Муха больше слона. Муха меньше слона. Слон больше мухи. 2. Камень твёрже ваты. Вата твёрже камня. 3. Дочка старше мамы. Мама старше дочки.

4. Восстановление схемы своего тела. Выполнение рисованных схем с речевым обозначением направлений движений; выполнение движений в пространстве по речевой инструкции (Идите вперёд. Поверните направо. Идите назад. Сверните налево. и т.д.).

II стадия обучения. Осуществляется восстановление понимания речи, её логико-грамматических структур (предложных и флективных конструкций).

Восстанавливается понимание предлогов (происходит восстановление анализа пространственных отношений предметов, схематизирование этих отношений и перевод их на речевой уровень).

До сознания больного доводится факт относительности пространственного расположения предметов, который требует учёта того, что: 1) пространственное расположение предмета можно установить лишь при наличии другого предмета, 2) в каждой ситуации всегда один предмет – главный (тот, положение которого отыскивается), а второй предмет (относительно которого рассматривается положение в пространстве главного предмета) – второстепенный.

1. Заполнение пропущенных «пространственных» элементов во фразе.

2. Составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

3. Упражнения с отвлечёнными понятиями. («Поставить крест под кругом», «треугольник в квадрате», «треугольник над кругом», «треугольник справа от круга и слева от квадрата» и т.д.).

4. Есть ли разница? 1. Письмо подруги. Письмо подруге. 2. Подарок мамы. Подарок маме. 3.Дары природы. Дары природе.

5. Покажите: 1) ручку, карандаш; ручку карандашом; ручкой карандаш; карандашом ручку; 2) тетрадь, книгу; тетрадью книгу; книгой тетрадь; книгу тетрадью; 3) нож, вилку; вилку ножом; ножом вилку; нож вилкой; 4) ключ, монету; ключом монету; монету ключом; 5) монету, пуговицу; пуговицей монету; монету пуговицей; пуговицу монетой;

Восстановление понимания таких конструкций как атрибутивный родительный падеж, сравнительные конструкции и др. начинается сразу на речевом уровне, но лишь после и на основе восстановления процесса анализа реальных пространственных отношений.

I и II стадии обучения обеспечивают создание основы для восстановления понимания логико-грамматических конструкций.

III стадия обучения. Задачей здесь является восстановление осознанного анализа отношений и связей между словами внутри фразы. Осознанное отношение к грамматической структуре высказывания создаёт условия для восстановления понимания речи.

1. Для уточнения связи и отношения слов во фразе используется метод постановки соответствующих вопросов к каждому слову внутри фразы. Больного учат разбору предложения по частям предложения, опираясь на их смысловую роль слова в нём, и только потом связывают смысловую роль слова в предложении с его грамматической формой. 1) Выделяется главное слово, объект, о котором идёт речь. 2) Выделяется слово, обозначающее действие предмета. 3) Слова, определяющие главный предмет со стороны его качеств. Эти разборы помогают больному понять смысловые связи внутри предложения.

2. Используется метод дефицита: опускаются отдельные слова предложения, без которых мысль остаётся незаконченной. Больному устно сообщается «. интересную лекцию прочитал сегодня». Больной невольно переспрашивает: «Кто?» Его внимание фиксируется на этом вопросе, предложение записывается и записывается возникший вопрос над соответствующим словом и т.д.

3. Упражнения, в которых требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Задаётся конструкция фразы с помощью взаимосвязанных вопросов кто? что сделал? чем? что? (Мальчик нарисовал красками корабль).

Данный вид работы облегчает восстановление понимания конструкций атрибутивного родительного падежа. Здесь также необходимо провести развёртывание этой конструкции, дополняя её словом, уточняющим смысл и взаимоотношения между данными словами фразы.

4. Дана задача: «Брат отца. Ответьте – это кто?». Решить задачу, ответив устно и письменно на вопросы:

1. О ком идёт речь? (О брате).

3. Брат кого? (Отца).

4. Брат чьего отца? (Моего).

5. Чей брат? (Брат моего отца).

7. Чей брат? (Брат отца…моего).

8. Брат моего (т.е. вашего) отца – кто вам? (Дядя).

5. Показать: 1. Где собака хозяина? Где хозяин собаки? 2. Где мамина дочка? Где дочкина мама? Где мама дочки? Где дочка мамы? 3. Брат сестры. Сестра брата. 4. Бабушка внучки. Внучка бабушки. 5. Дочка отца. Отец дочки. 6. Ученик учителя. Учитель ученика. 7. Врач больного. Больной врача.

6. Ответьте на вопросы: 1. Учитель наказал мальчика. Кто провинился? 2. Волк съел овцу. Кто слабее? 3. Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице? 4. Охотник убил утку. Кто стрелял? 5. Витю слушал учитель. Кто говорил?

7. Ответьте на вопросы: 1. Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл позади? 2. Лес позади дома. Что впереди? 3. Автобус впереди грузовика. Что позади? 4. Кошка больше собаки. Кто меньше? 5. Мальчик ниже девочки. Кто выше? 6. Дедушка старше бабушки. Кто моложе? 7. Дуб выше берёзы. Что ниже?

8. Ответьте на вопросы: 1. Население Москвы больше населения Петербурга. Где население меньше? 2. Население Петербурга меньше, чем население Москвы, и больше, чем население Пскова. В каком городе население больше? В каком меньше? 3. Серёжа выше Олега и ниже Виктора. Кто самый высокий? Кто самый низкий? 4. Оля светлее Сони, но темнее Кати. Кто самый светлый? Кто самый тёмный?

9. Ответьте на вопрос: что я сделал раньше? Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришёл с улицы. Я прочёл много книг, прежде чем сделал доклад. Прежде чем пойти в гости, я купил цветы. Я ознакомился со всеми правилами игры, прежде чем пошёл на матч.

4. Восстановление понимания фразовой речи при эфферентной моторной афазии (на стадии грубых расстройств).

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних отделов мозга (задней части третьей лобной извилины, 44 поле, зона Брока). Нарушается экспрессивная речь (кинетическая сторона речи). Генеральный симптом – персеверации, сочетающиеся с просодическими нарушениями речи. Трудности в плавном протекании активной устной речи приводят к вторичному нарушению других форм речи: чтения, письма, понимания речи (зона Брока связана двусторонними связями с височными структурами левого полушария, поражение зоны Брока отражается на их работе, что проявляется в трудностях понимания устной речи).

Восстановление понимания устной речи на стадии грубых расстройств проводится посредством выполнения больным различных устных инструкций. В тех случаях, когда больной с эфферентной моторной афазией не понимает задания или выполняет его не совсем точно, логопед показывает ему действие, после чего он должен выполнить его по повторной инструкции.

Если у больного наблюдается патологическая инертность, тогда логопед неоднократно повторяет задание, произносит его в замедленном темпе. Логопед делает паузы между заданиями, чтобы больной смог сосредоточиться на новом задании, или же предупреждает больного о переходе к другим видам работы.

Читайте также:  Конспект занятия по коррекции ОНР по теме 'Дикие животные'

1. Показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

2. Для стимулирования понимания больному даются парадоксальные задания, например, логопед показывает рисунок ложки и спрашивает у больного: Это слон? Это чашка? Это вилка? Больной в этих случаях эмоционально оживляется и, нередко отрицая вопрос логопеда, произносит ложка или другое соответствующее рисунку слово.

– Или говорят: П.И. Чайковский написал оперу «Лебединое озеро»; А.С. Пушкин написал роман «Война и мир». Такие вопросы у безречевых больных способны не только «разбудить» их речевое внимание, но и вызвать слова: «Чепуха, абсурд!», «Ну, что вы!».

3. Задания по членению звукового потока на отдельные составляющие. Сосчитайте, сколько слов в предложении: сегодня холодно; собака лает; дети играют; сегодня хорошая погода; мужчина читает газету;

-мы любим свою Родину; дети идут в школу; книга лежит на столе; машина едет по улице; мой отец работает на заводе; моя дочь учится в педагогическом институте.

4. Составьте предложения из следующих частей: давно приехал в большой город/он; громко лает/злая собака/во дворе.

5. Упражнение по улавливанию интонационных различий фраз. Прослушайте предложения, подчеркните выделяемое голосом слово: собака сидит в будке; собака сидит в будке; собака сидит в будке.

6. Положите: карандаш на тетрадь, карандаш под тетрадь; ложку за стакан. Логическое ударение должно падать то на предлог, то на предмет.

7. Ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето?»; «Вы живете в Москве?» и др.

8. Предъявление на слух грамматически правильных и ненормативных, специально искаженных грамматических конструкций. Предварительно логопед разъясняет больному, какие конструкции соответствуют грамматическим законам и правилам, а какие нет. Затем одна из конструкций (например, «мышка под шкафом») выделяется в качестве эталона, и тем самым больной получает возможность сличения последующих предъявлений (например, «мячик под стулом» и «мячик под стула», «мячик под стуло») с этим образцом. Внимание больного фиксируется на формально – грамматической стороне речи, делая ее предметом специального осознания и способствуя автоматизации полученных навыков.

9. Ситуативный диалог. Беседы о событиях дня. Например: Как вы себя сегодня чувствуете? В палате не холодно? Матрац удобный? Что же вам мешало хорошо спать? Надо было, попросить лекарство. Сказать об этом врачу? Он уже знает о том, что вы спали неважно? А кто к вам вчера приходил? Жена и дочь? Дома все в порядке? Скоро будете вставать и звонить мне по телефону. И т. п. В процессе такого занятия не только расширяется пассивный словарь больного и объем понимаемой речи, но и стимулируются устные ответы на вопросы.

5. Восстановление понимания фразовой речи при афферентной моторной афазии (на стадии грубых расстройств).

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области, то есть при поражении постцентральной извилины позади зоны Брока. Нарушается кинестетическая речевая афферентация. При выпадении артикуляторного звена речевой системы (кинестетической основы речи) нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних слов, звуков речи другими вследствие трудностей дифференциации близких артикулем. Больные с афферентной моторной афазией нередко затрудняются в понимании высказывания, вероятно, из-за дефектов кинестетического анализа слов, так как воспринимаемая информация не получает достаточного артикуляторного подкрепления и вследствие этого может быть понята неточно.

Для восстановления понимания фразовой речи на стадии грубых расстройств предлагаются следующие упражнения:

1. Показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

2. Задания по членению звукового потока на отдельные составляющие. Сколько слов в предложении? Мужчина читает — 2 слова. Мужчина читает газету — 3 слова. Мужчина сидит на стуле — 4 слова.

3. Составьте предложения из следующих частей: давно приехал в большой город/он; громко лает/злая собака/во дворе; учится хорошо/этот мальчик; великая держава/наша Родина.

4. Упражнения по улавливанию интонационных различий фраз. Какой знак поставить в конце предложения? Прослушайте каждое предложение и укажите нужный знак: ! или ? Кто хочет пойти в музей Вчера у пас были гости Что за чудесный день В магазин привезли молоко Когда прийти на занятие

5. Прослушайте предложения, обратите внимание на выделяемое голосом слово: детиидут в кино; дети идут в кино; дети идут в кино.

6. Ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима или лето?»; «Вы живете в Москве?» и др.

7. Упражнения на восстановление понимания значений предлогов. Логопед перемещает предмет и сопровождает свои действия соответствующим пояснением. Больной вслушивается и соотносит действия со словами. Например, логопед говорит: давайте положим ложку в стакан и перемешаем сахар. А теперь положим ложку на стакан, чтобы она остыла. А теперь мы положим ложку около стакана, она нам больше не нужна. Послушайте ещё раз. Ложка была в стакане, потом мы её положили на стакан, а теперь она лежит около стакана. На последующих занятиях проводятся подобные упражнения с носовым платком, расчёской, очками, закрепляются предлоги.

8. Так же для восстановления понимания предлогов используются рисунки с передвижением предметов, животных и людей. Предлагается задание: показать рисунок, где «птица вылетела из клетки», «летит в клетку», «собака вышла из будки», «собака забирается в будку», «мяч лежит под столом», «на столе», «около стола», «дети идут в лес», «дети возвращаются из леса», «машина уехала», «въехала в ворота».

9. Стимулирование понимания речи в беседах на темы дня.

Как вы спали? Форточку на ночь вам открывали? А кто к вам вчера приходил? Жена и дочь? Дома все в порядке? и т.д.

10. Положите: карандаш на тетрадь, карандаш под тетрадь; ложку за стакан. Логическое ударение должно падать то на предлог, то на предмет.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1043 . Нарушение авторских прав

Методы восстановления письма при эфферентной моторной афазии

Методы восстановления письма при эфферентной моторной афазии

Письменная речь, в частности один из ее видов – письмо, — это сложный психический процесс, имеющий свое психологическое содержание, непростую структуру и характеризующийся особыми путями его формирования, а также сложным взаимодействием с мозгом.

Письмо имеет много особенностей, одно из которых является его более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими ВПФ. Эта способность приобретает особое значение в методологическом плане, поскольку может служить весомым аргументом в пользу концепций Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о социогенезе ВПФ, о прижизненном их формировании, о влиянии социальных форм жизнедеятельности человека на формирование, протекание и развитие высших форм психической сферы, о переходе ВПФ из внешней формы во внутреннюю.

Эта особенность представляет большой интерес в психологическом её аспекте: в изучении её роли и места в психической сфере, в формировании и взаимодействии ВПФ, в плане изучения мозговых основ письма, возникновения и путей формирования письма.

На сегодняшний день известно, что процесс письма, нарушаясь вследствие поражения мозга, имеет разные формы, которые зависят от того, какое звено в структуре письма нарушено, что, в свою очередь, связано с локализацией очага поражения мозга. В настоящее время в клинике поражений мозга известны разные нарушения письма, возникающие при поражении разных участков коры головного мозга.

Нарушение письма в синдроме эфферентной моторной афазии

Для правильного написания слова необходимо осознавать последовательность звуков в слове, а не только уметь анализировать звукобуквенный состав этого слова. Именно соблюдение последовательности звуков при записи представляет одну из самых существенных трудностей, проявляющихся при поражении заднелобных отделов коры левого полушария мозга. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения с одной буквы на другую.

Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи и дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта или акта письма, что приводит к патологической инертности стереотипов в устной и письменной речи.

Нарушение процесса переключения является центральным дефектом. В целом картина нарушения проявляется в ряде ошибок на письме, персевераций (на уровне слога, слова и предложения) вплоть до его грубого распада. Вследствие распада осознания больным внутренней схемы слова и последовательности букв отмечаются перестановки букв в слове, пропуски букв, обозначающих гласные при их стечении, повторение одного и того же слога (слова), недописывание слов (нарушение сукцессивного процесса).

Данные нарушения письма осложняются дефектами понимания речи, снижением понимания значения слов и их смысла. Нарушение семантики устной речи отражается на состоянии письменной речи и является одним из видов трудностей при восстановлении письменной речи.

На письме характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). У больных нарушается осознание сложных (динамических) отношений слов внутри предложения, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать «в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова в предложения.

В грубых случаях у больных отсутствуют все виды письма за исключением идеограммного. Даже при списывании они допускают множество ошибок, проговаривая при этом каждый звук, слог.

Методы восстановления письма при эфферентной моторной афазии

Центральной задачей восстановления письма при данной форме афазии является восстановление аналитико-синтетического письма: осознание последовательности звуков и букв в слове и ее роль для значения слова.

Больному предлагаются пары-тройки предметных картинок, наименование которых отличается только порядком букв в слове. Под каждой картинкой лежит составленное из букв слово:

– больной должен написать слова по памяти, прочитать пары заданных слов, соотнести их с картинкой, показать разницу в написании, списать эти слова парами;

– больному предлагается переставить заданные буквы местами так, чтобы получилось другое по значению слово, объяснить разницу в написании слов, списать их, написать по памяти.

На втором этапе переходим к восстановлению аналитического метода, который направлен на осознанный анализ состава слова.

Работа над написанием слова состоит из нескольких операций:

– больной должен проговорить слово по слогам;

– количественный анализ слова (подсчитать и записать количество звуков в слове с помощью внешних опор – палочек, фишек, либо обозначаются в тетради разными ручками в виде пунктиров или точек);

– составление схемы слова на основе проведенного анализа (побуквенная и послоговая схема);

– заполнение схемы соответствующими буквами самостоятельно.

На следующем этапе аналитического метода применяется ряд упражнений, направленных на закрепление аналитического навыка письма слов.

В данный вид упражнений входит:

– разбор слова по слогам и буквам, сначала с опорой на картинку и написанное слово (в том числе и слов, близких по фонетической структуре и серийной организации), затем на слух;

– дописывание незаконченных слов, слов на заданный слог;

-вписывание пропущенных букв в словах;

– составление слов из данных вразбивку слогов.

Третий этап обучения письму слов направлен на стимулирование больного к анализу последовательности букв в слове, осознанию её связи со значением слова. Больным даются различные задания, направленные на составление слов из данных вразбивку букв, составления слов на основе корневой части слова, анаграммы.

Второй стадией обучения является восстановление письма фразы. Проводится работа над формированием умения составлять предложения определенных грамматических конструкций. Итак, рассмотрим метод составления картиночных фраз. Перед больным выкладывается ряд картинок с изображением субъектов, объектов (предметов) и действий (действия изображаются стрелкой). Предлагается сложить из картинок одно предложение, разложить слова под соответствующими картинками, выбрать нужное окончание слов, произнести полученную фразу и записать ее в тетрадь. Далее предлагается придумать аналогичную фразу.

Следующий этап работы заключается в составлении фраз с использованием соответствующих вопросов к словам фразы, способствующим восстановлению «чувства языка», структуры фразы (кто? что? что делает? что? (чем? кого? кому?). Больному предлагается разложить картинки в соответствии со схемой, а позже заполнить схему словами с нужными падежными окончаниями.

Далее следует метод разбора фразы по частям предложения и по частям речи. Пациенту предлагается самостоятельно задать вопрос к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения.

Для устранения персевераций при письме используют метод медленного проговаривания, метод «паузирования», т.е. увеличение пауз между написанием каждого слова во фразе. Для тренировки переключения внимания во время паузы можно предложить выполнить какую-нибудь кратковременную операцию. Постепенно паузы заменяем соответствующими словам картинками или картинками, обозначающими глаголы. Этот метод позволяет преодолеть персеверации при письме не только фраз, но и текстов.

Приложение:

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М: Сфера, 2005

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: 2006. – 384.

3. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера, 2007.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов — на- Дону: Издательство Феникс, 1998.

7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.: ил.– (Серия «Мастера психологии»).

8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб.пособие / Л.С.Цветкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 360 с.

9. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», Секачёв, 2000. – 96 с.

Читайте также:  Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

10. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.

11. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Авторы:
1) Пещерина Татьяна Петровна, логопед
2) Берсенева Евгения Сергеевна, логопед

Методичка для логопедов. Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы
имени Г.Г. Куватова г Уфы
Фаткуллина Л.К.

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная).
Принципы построения программы восстановления.

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства являются нарушения речевой функции. Знание принципов построения программы реабилитационной помощи позволяет проводить комплексное восстановительное лечение в остром и в раннем периоде. Как правило, логопедическая реабилитация сочетается с направленным фармакологическим воздействием. Эти мероприятия способствуют восстановлению речевого общения, социально-бытовой компетентности и помогают пациенту избежать последствий социальной депривации.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • основные методологические проблемы клинической афазиологии;
  • клинику нарушений речи при основных видах афазии;
  • особенности проведения нейропсихологическое обследование у пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • показания, противопоказания для различных видов логопедической коррекции восстановительного обучения;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Логопед — афазиолог должен уметь:

  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • провести полное и сокращенное нейропсихологическое обследование в зависимости от возможностей пациента;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • современными процедурами и технологиями консультирования по вопросам восстановительного обучения;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией афазий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная)

Восстановление речи в большинстве случаев не происходит спонтанно. Лечение больных с афазией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации.

Основной задачей речевой реабилитации является не только восстановление речи, но и социальная реадаптация. Раннее начало реабилитации способствует более полному восстановлению речевой функции и влияет на его темп.

Максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2-5 лет).

Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом (программой реабилитации), соответствуют характеру и степени нарушения речи.

В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

В остром периоде занятия логопеда — афазиолога заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда – афазиолога должны носить преимущественно психотерапевтический характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом.

К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 мес), когда ведется работа с конкретной формой афазии.

К методикам раннего этапа восстановления относятся:

— стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);

— растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);

— методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;

— методики стимулирования глобального чтения и письма

На поздних, резидуальных этапах восстановительного обучения более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение.

Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их преморбидного образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но, как показывает опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логопедической коррекции восстановительного обучения. Частные и индивидуальные задачи позднего и резидуального периода составляются для каждого больного исходя из степени тяжести и формы их речевого расстройства.

При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.

При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

При семантической афазии ведется работа по преодолению импрессивного аграмматизма.

При моторной афферентной афазии усилия направлены на преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса, восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфий, восстановление высказывания.

При моторной эфферентной афазии коррекционная работа строится на привнесении извне программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и заканчивая восстановлением планирования фразы и текста.

При динамической афазии основной задачей коррекционной работы является преодоление инертности в речевом высказывании (преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, восстановление грамматического структурирования: задания на восстановление порядка слов в деформированных предложениях, создание внешних программ высказывания, серии последовательных картинок, ведение диалогов по ключевым словам, пересказ текстов по вопросам и ключевым словам).

Логопедическая работа начинается по назначению врача, согласно федеральным стандартам ведения неврологических больных. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нарушений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занимали определенный социальный статус и были активны в трудовой деятельности.

Особенно важным является взаимодействие врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с больным афазией. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.

При общении с больным с афазией логопед должен способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать больного на новые виды деятельности.

Основные усилия логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт, некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Восстановление речи требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной регулярно занимался как в стационаре (1—2 мес), так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (1—2 мес). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2—3 года.

Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда — афазиолога, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

Восстановление речи при моторных афазиях

При афазиях афферентного и эфферентного типа используются методы, направленные на преодоление первичного речевого дефекта, так и те, которые рассчитаны на устранение вторичной симптоматики. Среди них выделяют специфические и неспецифические приёмы работы.

Для этой цели в инициальный период заболевания является использование прямых (растормаживающих и стимулирующих) методов работы. К ним относятся:

1.Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи. Используются упражнения по показу предметов и ответам на вопросы в ситуативном диалоге.

2.Растормаживание произносительной стороны речи. Это достигается путём сопряжённого, отражённого и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов: порядкового счёта, перечисления дней недели, месяцев по порядку; пения песен со словами; окончания пословиц и фраз с «жёстким контекстом»; моделирования ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов: «Ой! Ох! Ах! Боже мой! И пр.» Стимулируются также простые коммуникативные виды речи, например, ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге. Для этого моделируются ситуации, способствующие вызову коммуникативно значимых слов «да», «нет», «хочу», «буду» и т.д.

3.Стимулирование глобального чтения и письма. Данный вид работы тоже относится к числу прямых методов обучения. Он состоит из таких заданий, как: раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными); написание наиболее привычных слов (Россия, мама, город, тётя); списывание простых слов и фраз; сопряжённое чтение простых диалогов.

На последующих этапах восстановления методы обучения рассчитаны на произвольнуюдеятельность. Она требует подключения максимального объёма межанализаторных резервов компенсации.

При афферентной моторной афазии в рамках устной речи основным специфическим приёмом работы является реконструкция обобщённой артикуляционной системы звуков речи – артикулем, т.е. оптико-тактильный метод, широко известный как постановка звуков. Важный раздел составляет работа по автоматизации артикулем в словах, где они занимают различные позиции и разных по слогоритмической структуре. Это необходимо для преодоления литеральных парафазий. В рамках письменной речи ставится цель восстановления ассоциативной связи «артикулема-фонема-графема». Это достигается путём списывания и написания букв, соответствующих произнесённым звукам речи, прочтение этих букв непосредственно после написания.

При эфферентной моторной афазии специфической является работа, направленная на выработку артикуляционных переключений. Помимо известных приёмов, используемых при коррекции звукопроизношения у детей, полезна эктериоризация звуко-ритмической стороны речи: деление слов на слоги с отстукиванием, отхлопыванием каждого слога, выделение голосом ударного слога,воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмичной структурой, ритмизированное произнесение слов во фразе с привлечением внешних опор – отстукивание, похлопывание и т.д., улавливание и воспроизведение различных созвучий, в том числе и подбор ритмирующихся слов.

Остальные виды работы не являются специфичными, они используются при обеих формах афазии при условии, что речевой дефект перестал быть грубо выраженным.

Фразовая речь, семантика слова, чтение и написание при моторных афазиях страдают вторично, структура их дефекта носит стандартный характер. В связи с этим для преодоления этих расстройств пригодны универсальные методы, используемые в практике преодоления нарушений речи у детей, а также в преподавании иностранных языков. Специальную задачу составляет, однако, подбор лексико-фразеологического материала, отвечающего возрастным параметрам больных, а также их индивидуальному «языковому портрету».

Восстановление речи при динамической афазии.

При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симптоматика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики – речевой аспонтанности, инактивности, персевераций, инертности и вязкости речевых следов. Они создают неблагоприятный фон для восстановительного обучения. В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики:

1.Повышение активности больного, организация произвольного внимания. Для достижения этой задачи используются такие виды работы, как:

целенаправленное выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

оценка специально искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно- отрицательных жестов или словами «да», «нет»;

тренинг нейромоторных переключений (борьба с персеверациями) в различных видах невербальной деятельности: графическом, кинетическом праксисе, предметно-практической деятельности и прочее.

2.Стимулирование простых видов коммуникативной речи.

Вызов и автоматизация коммуникативно значимых слов: да, нет, могу, хочу, буду, надо и т.д. позволяют осуществить прямые методы. Они оживляют в памяти отдельные штампы коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: дай, иди сюда, кто там, тише и т.д.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 988 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию