Лечение заикания с помощью иппотерапии

Коррекционное логопедическое занятие с применением метода иппотерапии
консультация по логопедии по теме

В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Коррекционное логопедическое занятие31.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 комбинированного вида»

С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА

ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

первая кв. категория

первая кв. категория

Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Проблема эта интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться актуальной. И, прежде всего, в психотерапии и коррекционной педагогике.

В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим, одним из нетрадиционных иэффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений, является метод лечебной верховой езды (иппотерапии).

Иппотерапия(от греч. «hippos»- лошадь) – метод лечения с помощью лошадей, общения с ними, относится к физиотерапевтическим методам лечения, является особой формой ЛФК. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на развитие ребенка. Правильно подобранные движения не только создают определенный потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. А. В. Семенович указывает на то, что «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении речью, чтением, письмом».

Принципиальным отличием данного метода от других технологий является то, что он располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. В качестве специфического элемента здесь выступают колебательные ритмичные раскачивания в трех измерениях с частотой 90-100 колебаний в минуту, возникающего в результате определенного аллюра (хода лошади). Все эти движения имеют не только механическое и физическое воздействие, но и приводят к мышечной релаксации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Колебательные движения передаются и на все внутренние органы, улучшая их функцию.

Лечебная верховая езда(ЛВЕ) создает возможность для развития моторики, а использование специальных упражнений, во время езды на лошади, способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, ориентации в пространстве.

Абилитация с помощью ЛВЕ входит составной частью в общую программу коррекционно-развивающей работы и является вспомогательным средством, отнюдь не заменяя традиционные подходы, а лишь дополняя их.

Система коррекционно-развивающей работы с применением иппотерапии основана на методе замещающего онтогенеза А. В. Семенович, который опирается на принципы строения, развития и реабилитации высших психических функций и предполагает комплексную нейропсихологическую коррекцию и абилитацию процессов развития дошкольников с нарушениями речи.

Занятия иппотерапией с дошкольниками с нарушениями речи проходят на базе МКДОУ детский сад № 66 города Новосибирска, совместно с АНО «Оздоровительный центр иппотерапии».

Логопедические группы детского сада реализуют Программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, что обязательно учитывается при разработкеиппотерапевтических занятий. Коррекционно-развивающие занятия на лошади проходят два раза в неделю в первой половине дня во время прогулки.

Работа с ребенком предполагает не только формирование основных двигательных навыков и коррекцию психомоторных функций, но и закрепление пройденного лексического материала. Инструктор-иппотерапевт изучает комплексно-тематический план учителя-логопеда и согласно ему проводит работу с детьми с нарушениями речи, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии.

Индивидуальная рабочая тетрадь по иппотерапии предназначена для детей 4-6 лет. Позволяет сделать СД более обширной и занимательной. Задания, содержащиеся в тетради, помогают закрепить знания, умения и навыки, которые получают дети в процессе занятий иппотерапией.

В рабочей тетради, в соответствии с темой, предлагается ребенку нарисовать, дорисовать недостающие детали, части тела лошади; раскрасить; соединить, например, части сбруи лошади или указать последовательность при одевании уздечки, седла и т.д. (Приложение)

Индивидуальное иппотерапевтическое занятие длится 15-20 мин. под руководством инструктора – иппотерапевта, лошадь ведет коновод.

Первое вводное занятие проводится без лошади, дети идут на экскурсию на конный двор, там дается информация о правилах поведения, безопасности.

Второе занятие – ориентировочное : знакомство с лошадью, с их кличкой, породой, привычками, возможна посильная работа на конюшне. Хорошо подготовленное вводное и ориентировочное занятия демонстрируют основные принципы всей работы – безопасность, стремление познавать новое и интересное, лечение и удовольствие.

Третье и последующие занятия – относятся к разряду основных.

План коррекционного занятия по иппотерапии :

1. Подготовительный этап – приветствие лошади ребенком, подготовка ребенка и лошади к занятию (выявление настроя ребенка через разговор, наблюдения); разминка перед ездой (предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела). Например:

– подскоки на месте в разных вариантах;

– бег на месте с высоким подниманием колена;

– сгибание туловища вперед, назад и в стороны (растягивание верхней части корпуса) и т.д.

2. Этап установления контакта с лошадью – ребенку разрешают потрогать, погладить, поговорить с животным;

3. Основной этап – выполнение комплекса речевых и двигательных упражнений на лошади; релаксация;

4. Заключительный этап – ребенок благодарит лошадь за занятие, прощается с ней, дает угощение.

Включение ребенка в коммуникативную деятельность происходит в процессе общения с инструктором, это комментирование действий ребенка, лошади, описание окружающей действительности, стимулирование звукоподражания(посыл лошади – «Но», остановка – «Тпру»).

Факт общения с лошадью побуждает ребенка и на необходимость невербального контакта с инструктором – кивок головой, глазной контакт, мимика. Появляется и подражание окружающим шумам, выражениям, позам.

Комплекс коррекционных упражнений применяемых на занятии

Дыхательные упражнения способствуют оптимизации газообмена и кровообращения, обеспечения вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения входят в структуру занятия и предшествуют другим упражнениям. Детей обучают четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждый из них может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.

Упражнения можно выполнять как сидя на лошади, так и стоя, перед занятием или во время, спустившись на землю.В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, под непосредственным контролем специалиста.

Растяжки – это упражнения, направленные на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Выполнение упражнений на растяжки выполняется на стоящей лошади: «Наклоны», «Достань до хвоста», «Дотянись до ушей лошади», «Достань рукой до противоположной ноги» и т.д.

Гимнастические упражнения для тренировки базовых рефлексов, мышц тела, ног, спины могут выполнять различные функции .

1. Растягивание и расслабление отдельных групп мышц или суставов:

– круговые вращения ступнями ног;

– лечь вперед на шею лошади и погладить ее (это упражнение также способствует лучшему ориентированию на лошади);

– сидя в седле полностью откинуться назад и лечь на спину лошади, ноги и руки свободно и расслабленно свисают вдоль боков лошади (упражнение выполняется без седла);

– различные наклоны корпуса из стороны в сторону и т.д.

2. Укрепление некоторых мышечных групп:

– дотронуться правой рукой до мыска левой ноги и наоборот;

– сцепить руки на затылке и отвести локти назад (или выпрями руки в стороны на уровне плеч);

– одной рукой погладить лошадь у репицы (с обеих сторон).

3. Прочие функции (например, улучшение ориентирования, обучение ритму движения, улучшение схемы тела и ощущения собственного тела, расслабление).

Артикуляционная гимнастика способствует расширению сенсомоторного опыта, выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для занятий подходят все комплексы артикуляционной гимнастики, предпочтение определяется исходя из нарушений звукопроизношения ребенка, стадии формирования звука, лексико-тематического плана логопед.

Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий на лошади используют связанные с верховой ездой слова и упражнения с речевым аппаратом. Это усиливает мотивацию ребенка и дает быстрый эффект. Можно использовать классические логопедические упражнения или придумать множество игр. Например,

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

«Лошадка едет тихо»

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произношении звука “л”.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Применяются так же и упражнения для развития кинестетических и кинетических возможностей: тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.

Упражнения с мячом направлены на формирование динамической организации двигательного акта, ловкости. Развитие ловкости – одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции, способствующая развитию высших психических функций. Составным компонентом коррекционного занятия могут быть упражнения направленные на метание в цель или корзину мяча, как в статическом состоянии, так и с движущегося объекта – лошади; круговые движения мячом вокруг туловища, затем переложить мяч спереди в левую руку, а сзади – в правую руку; сменить направление.

Можно использовать мягкие или массажные мячики разных размеров и цветов. Они стимулируют тактильные ощущения ладошек. При работе с несколькими мячиками, ребенок учиться различать их по размеру, перекладывая из правой руки в левую и наоборот; крепко держать мячик и просовывать его в резиновое кольцо в разных направлениях; прокатывать по спине лошади, по крупу.

Гимнастика для глаз применяется для расширения глазодвигательного репертуара. Каждое занятие выполняется сначала на стоящей лошади, медленно и тщательно, иногда, целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо яркого предмета, например, игрушки. Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, затем за своей рукой, направляемой взрослым, наконец, перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом – другой, потом – обеими вместе. Необходимо следить за плавностью движений взгляда ребенка и его стабильности удержания предмета.

После того, как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение – на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы – на фазе задержки. Возврат в исходное положение – на пассивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.

Пальчиковая гимнастика – упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Для развития моторики пальцев руки, проводится упражнение с прищепками, которые необходимо нацеплять на гриву лошади или к полям шлема, что также тренирует целенаправленные движения и мануальные умения, а заодно и различение цветов, количества, размера.

Стимулирование ориентации в пространстве . Работа с лошадью – это всегда работа в пространстве. Так, чтобы взять в руки поводья, держать их крепко и правильно останавливать лошадь или направлять ее движение, требуется некоторое умение. Учась этому, ребенок закрепляет понятия «вправо – влево», «вверх – вниз», учится ориентироваться в пространстве и направлении, на опыте постигая побуждающую к действию мотивацию.

Вот некоторые из применяемых упражнений:

– «Оставить следы», т.е. поехать верхом по разрыхленному песку и проверить, когда отпечаток копыта появляется на песке – это значит определить и быть в состоянии снова найти свое место и место лошади в пространстве;

– преследовать, перегонять и оставлять позади другие объекты – все это означает наличие связей в пространстве и восприятия пространства и времени;

– бросать мяч, следя за ним глазами, и снова вернуться к нему через круг – перманентность объекта в пространстве;

– потрогать лошадь «сколько хватит рук» (лежа на ней или сидя) – все это помогает установить связь в пространстве между собственным телом и телом лошади.

Или, можно посадить ребенка задом наперед (лицом к хвосту) и начать игру с хлопками по крупу лошади, этим снимая предшествовавшее напряжение и развивая панорамное зрение, одновременно разрабатывая новые двигательные навыки и тренируя равновесие.

Фантазировать на тему различных вариаций можно безгранично. Важно проявлять инициативу, активно вовлекая детей в действие. Многие из названных упражнений возникли ситуационно в процессе игры с детьми.

Упражнения на формирование слухового восприятия и чувства ритма . Развитие слухового гнозисаначинается с расширения его репертуара, используя для этого природные шумы: шелест листьев и травы, цокот копыт, ржание и храп лошади и т.д. При этом все неречевые звуки надо сочетать с чувством ритма и лишь затем, переходить к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира.

Ритм в диалоге движения является опытом, закрепленным еще на ранней стадии развития ребенка. Он приобретает особую значимость для качества ощущений движений лошади. Развитие чувства ритма осуществляется по средствам катания на лошади, совмещения ритма с дыханием, движением, прохлопыванием, проговариванием слогов, слов «громко-тихо, быстро-медленно» и т.д.

Релаксация проводится в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Интеграция в теле -релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений – является частью единого процесса. Ребенок ложиться на круп лошади и расслабившись, глубоко дыша, закрыв глаза, проезжает 2-3 круга. Тем самым снимается накопившееся во время занятия напряжение, и восстанавливаются силы.

В приложении приведена структура логопедического занятия с применением метода иппотерапии.

Итак, иппотерапия – один из инновационных и действенных методов психомоторной коррекции нарушенных функций у дошкольников. Процесс иппотерапии совмещает в себе воздействие ритма движения лошади и специально подобранных упражнений на тело и психику ребенка. На занятиях реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического – через движения, выполняемые ребенком на идущей шагом лошади, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. Этот метод коррекции всегда является комплексным, даже когда идет упор на тренировку моторики.

Положительное влияние использования лошади достигается с помощью ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки в тесной физической коммуникации ребенка и лошади. Разнообразие движений и ощущений, роль лошади в качестве незаменимого живого партнера, сотрудника, ведет к развитию, а в некоторых случаях – и формированию двигательных, сенсорных, психических и социальных способностей.

Иппотерапия — гармония с природой исцеляет

Зоотерапия как отрасль медицины открылась обществу уже давно, еще с древних времен общение и контакт с теми или иными животными исцелял множество заболеваний человека. А вот о понятии «иппотерапия» на данный момент известно пока недостаточно, хотя действенность такой методики лечения доказана научно и на практике. В качестве лечебного средства выступает лошадь и непосредственно езда верхом на ней.

Первый, кто прославил полезное воздействие лошади на человека, пусть и не на весь мир, был Гиппократ. По его теории все люди, обладающие меланхоличным темпераментом, просто обязаны регулярно ездить верхом, дабы устранять негативные мысли. В военные годы тогдашние медики установили тот факт, что езда на лошади помогает быстрее проходить реабилитацию раненым людям и тем, кто недавно оказался под ножом хирурга.

Современная медицина считает, что верховая езда приводит в активное состояние двигательную и дыхательную функцию человека.

В 1953 году, иппотерапия произвела фурор, когда женщина с неутешительным диагнозом полиомиелита за счет верховой езды смогла не только ходить, но и на Параолимпийских играх участвовала в скачках и завоевала серебряную медаль.

Сегодня, помимо полиомиелита, иппотерапия лечит ожирение, искривление позвоночника, простатит и остеохондроз. Наладить ситуацию при помощи езды верхом можно в случае ДЦП, аутизма у деток и болезни Дауна.

Иппотерапия — это

Итак, иппотерапией называют одну из самых эффективных методик зоотерапии, которая лечит множество заболеваний человека. Но не стоит ограничиваться в понимании о иппотерапии исключительно ездой на лошади, в комплекс мероприятий входит также тесный контакт с животным, уход за ним, а также общение.

Доказано, что регулярное общение с лошадью не только одаривает человека эстетическим наслаждением, но и помогает снять напряжение и депрессивное состояние, а также сводит к минимуму последствия расстройства психики. Для детей такая связь с лошадью означает воспитание и правильное наставление в будущем, так как в процессе ребенок получает навыки чуткости и внимательности, а также учит прислушиваться к партнеру и помогать ему.

Иппотерапия, по мнению ее первооткрывателя Ю. Лаллери, представляет собой психосоматическую терапию, которая направлена на множество целей:

  • повышение двигательной активности;
  • получение психологической свободы и независимости;
  • обучение человека к легкой и быстрой адаптации;
  • помощь в реабилитации;
  • избавление от негативных мыслей и депрессивного состояния и многое другое.

Все волшебство иппотерапии основано на том, что лошадь является сильным эмпатом, то есть перенимает на себя эмоциональное состояние человека. Она с особой чуткостью воспринимает слова, интонацию, посыл сказанных слов, а также внимательно изучает походку, жесты и мимику человека. Такие животные обладают феноменальной памятью и способны перенимать привычки, за счет чего поведение лошади предсказуемо для человека. Именно это животное может помочь нестабильному человеку своей устойчивостью и чувством спокойствия.

Когда может помочь иппотерапия

Сегодня ученые и специалисты тщательно исследуют влияние лошади на организм человека во время верховой езды, но один вывод уже сделан — сфера применения такой терапии достаточно широка.

При помощи лошади и езды на ней можно бороться с такими заболеваниями, как:

  • нарушение двигательной функции (инвалидность);
  • сбои работы органов чувств;
  • аутизм и болезнь Дауна;
  • множество психических заболеваний;
  • послеоперационный период;
  • проблемы с социальной адаптацией;
  • афазия, девиантное поведение;
  • полиомиелит;
  • склероз;
  • болезни позвоночника и суставов;
  • утерянное зрение, а также слух;
  • атаксия;
  • ДЦП и другое.

Помимо этого нужно понимать, какие новые возможности открывает тесный контакт и взаимосвязь с лошадью. Ученые говорят о том, что терапия лошадьми позволяет:

  1. Побороть в себе вынужденную гиподинамию.
  2. Активизировать и усилить мышечную силу.
  3. Помочь в социальной адаптации людей с инвалидностью.
  4. Улучшить либо полностью восстановить утерянные функции различных систем и органов человека.

В военное время езда на лошади применялась в лечебных целях для людей, переживших ранения и операции. Позже иппотерапию назначали детям с нарушением двигательной функции, отклонениями в развитии и с проблемами психики. Сегодня лошадь помогает многим людям излечивать болезни суставов и позвоночника, укреплять мышечную массу и оздоровить организм после перенесенных стрессов и хирургии.

Как происходит иппотерапия

Во время езды верхом на лошади, ее всадник получает исходящие от нее вибрации. Древнекитайская медицина говорила о том, что у человека в месте копчика и промежности находятся жизненно важные энергетические центры, что обосновывает пользу иппотерапии. Ритмичный шаг лошади дает только 90-160 импульсов именно в эту зону, что помогает наладить гармонию внутри себя и избавиться от многих болезней. Именно такие неоднородные импульсы активно воздействуют на суставы и позвоночник, укрепляют мышцы спины, улучшают зрение, слух, а также благотворно сказываются на функционировании спинного мозга.

Обычно иппотерапия выполняется групповыми занятиями, но иногда может проводиться индивидуально, в зависимости от сложности заболевания у человека. Инструктор, который будет помогать в таком деле, должен обладать высшим образованием в сфере педагогики, медицины либо психологии, а также обладать всеми навыками верховой езды и иметь сертификат о прохождении курсов по обучению инструкторов иппотерапии.

На первом этапе упражнения иппотерапии могут длиться не более 15 минут, но по окончанию продолжительность одного курса составит 1 час. Повторение занятий не должно быть меньше 2-3 раз в неделю, общий курс иппотерапии составляет минимум 6 недель. Если речь идет о хронических осложненных заболеваниях, лечение иппотерапией может проводиться годами.

Не стоит путать иппотерапию с обычной секцией верховой езды, так как данное лечение основывается на соблюдение нескольких правил:

  • Внимательный расчет физических нагрузок, гибкий контроль над ними.
  • Грамотное рациональное увеличение нагрузок, не вредящее здоровью человека.
  • Человек должен быть предрасположен к занятиям с лошадью, а также проявлять активное взаимодействие и участие в реабилитации.
  • Тренер должен уметь правильно подобрать лошадь к тому или иному заболеванию человека.
  • Верховая езда лечебного профиля должна проводиться в комплексе с прочими методиками борьбы с болезнями.

В качестве помощника выбирают только таких лошадей, которые являются квалифицированными специалистами, отобранными из лучших особей и прошедшими обучение.

В процессе езды верхом необычайные метаморфозы происходят с психикой человека, который отрывает для себя неизведанный мир и единство с природой. Это помогает человеку повысить самооценку, снять напряжение и стресс, вселить веру в лучшее, умиротворить и дать ощущение стабильности. Доказано, что в процессе регулярных тренировок верхом на лошади, пациенты улучшают память, усиливают свою концентрацию внимания, задают правильный ритм организму.

Помимо этого, иппотерапия выполняет функцию «естественного подогрева». Температура тела здоровой лошади составляет 38-50°С, при тесном контакте с ней у человека расширяются сосуды, ускоряется кровообращение и кислородное питание мозга. Такой эффект можно сравнить разве что с тепловым целительным массажем.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Конная терапия предполагает эффективное лечение по двум направлениям: психология человека и его физиология. Чтобы понять целесообразность такой методики зоотерапии, следует более детально раскрыть сферу влияния в обоих случаях.

Психология

Даже здоровый человек при контакте с лошадью получает массу впечатлений и положительных эмоций, что уж говорить за больного пациента. Главное, чему обучает лошадь своего наездника — раскрепощение и вера в себя. Этот фактор является самым важным для лечения больных детей, в процессе дружбы с лошадью ребенок исключает чувство конкуренции, злобы, а концентрируется исключительно на привязанности, преданности и любви.

Любые расстройства психики и проблемы с адаптацией легче лечатся за счет лошади, так как во время езды с ней нет нужды разговаривать. Здесь лишь стоит настроиться на язык мимики и жестов. За счет того, что лошадь является уникальным эмпатом, она гораздо лучше понимает больного человека, нежели даже врачи.

Физиология

В данном случае полезный эффект от верховой езды основывается на непосредственном контакте человека с лошадью. Обычно занятия иппотерапией подразумевают сидение и езда верхом на таком животном, что благотворно сказывается на теле и внутренних органах человека. Специалисты говорят, что эффективность такой методики лечения обусловлена следующими факторами:

  • Температура тела у такого животного на пару градусов выше, нежели у человека. Поэтому физиологический контакт лошади и человека помогает разогреть мышцы тела, а также суставы нижних конечностей и таза.
  • Регулярная езда верхом на лошади вырабатывает у пациента координацию, так как во время движений верхом человек ищет центр тяжести, координирует свое тело и каждую конечность отдельно друг от друга. Именно это способствует достижению естественного уровня концентрации.
  • За счет езды верхом пациент обучается самостоятельности, развивает в себе адаптивные функции, которые реагируют на раздражители извне.
  • Многие пациенты не воспринимают занятия с лошадьми методом лечения, поэтому не оказывают сопротивления в подсознании.

Определить длительность курса иппотерапии может врач и тренер, исходя из диагноза, степени сложности заболевания, целей и показаний. Но как показывает практика, большинство пациентов не прекращают верховую езду, так как становятся с лошадью родственными душами.

История иппотерапии

Еще во времена античности знаменитый на весь мир Гиппократ говорил о том, что общение в лошадью помогает людям быстрее восстанавливаться после ранений и операций. Если же смотреть с точки зрения всей Европы, современная медицина стала признавать иппотерапию как методику лечения около 40 лет назад. Первыми ее признали и одобрили Скандинавские страны, после этого немецкие ученые и медики стали практиковать лечебную верховую езду, позже к ним присоединились такие страны, как Франция, Швейцария, Голландия, Польша, Великобритания и другие.

По всему миру стали массово создаваться специальные центры реабилитации и ЛВЕ. Сегодня только в Штатах насчитывают более 1000 таких учреждений, 700 групп открыто в Великобритании, где проходят курсы терапии около 26 тысяч пациентов. Польша на сегодня предлагает 60 центров по ЛВЕ, где лечат различные патологии.

В России практиковать иппотерапию стали с момента возникновения Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить» в 1991 году в столице. После удачного опыта такие курс стали плановой программой многих реабилитационных центров страны.

А подтолкнуть к популяции и развитию конной терапии получилось у жительницы Дании Лиз Хартел, которая всю жизнь занималась конным спортом. После страшного диагноза полиомиелит, спортсменка стала инвалидом и очутилась в инвалидной коляске. Но благодаря занятиям верховой езды спустя время она смогла встать на ноги. Мало того, на очередных Олимпийских играх она даже получила серебряную медаль в скачках. Благодаря этому сегодня около 45 стран практикуют иппотерапию.

Противопоказания

Несмотря на свою эффективность, иппотерапия целебна не для всех людей. Есть ряд болезней, которым способна навредить верховая езда, а именно:

  • любые заболевания острой формы;
  • остеопороз;
  • гемофилия;
  • болезни почек;
  • хрупкие кости;
  • аллергия на шерсть лошади.

И хоть список противопоказаний невелик, люди с такими заболеваниями не должны заниматься лечебной верховой ездой.

Дети и верховая езда

Специалисты утверждают, что в занятиях верховой езды нуждаются практически все дети возрастом от 5 до 12 лет. Именно иппотерапия для детей не только станет толчком к развитию тела растущего организма, но и выработает в нем жизненно важные ценности и приоритеты. Дети становятся ловкими, выносливыми, решительными и смелыми. Тесный контакт с лошадью исключает из характера ребенка злобу, страхи и конкуренцию в социуме. Наоборот, незрелая психика настраивается на дружелюбный и умиротворенный лад.

Именно лошадь умеет распознавать эмоциональное состояние человека, тонко чувствовать его и понимать. Поэтому медики подтверждают пользу иппотерапии в лечении болезней, как у ребенка, так и у взрослого человека.

Иппотерапия — лечение и реабилитация с помощью лошадей

Многие животные благотворн6о воздействуют на физическое и психическое здоровье человека. Так, «собачники» и «кошатники» прекрасно знают, что общение с пушистыми любимцами может избавить и от плохого настроения, и от головной боли.

Иппотерапия – это особенный вид реабилитации и лечения многих заболеваний, который заключается в общении с лошадьми. Официальная медицина часто называет иппотерапию лечебной верховой ездой. Данный метод одобрен далеко не во всех государствах, но в РФ признан как действенная терапия множества болезней.

В чем сила коней и лошадей?

Лечебный эффект общения с лошадью замечателен своим двойным действием: на психоэмоциональную сферу и на костно-мышечную систему.

Поэтому иппотерапия как метод лечения используется и неврологами, и психологами, и специалистами, которые лечат самые разные патологии органов и систем (от воспалительных заболеваний мочеполовой сферы до ДЦП).

Во время езды верхом тело наездника испытывает необычайную физическую нагрузку: в работу включаются мышцы, бездействующие в обычном состоянии. Также иппотерапия способствует укреплению чувства равновесия пациентов.

И, кроме того, необходимость каждую секунду во время езды верхом контролировать все движения и положение тела требует серьезной активной работы множества мозговых центров.

Поэтому у проходящего курс реабилитации человека нормализуется работа нервной системы, проходят симптомы невротических расстройств. Все вышеперечисленные эффекты делают иппотерапию разновидностью лечебной физкультуры.

Следует отметить еще один положительный «физический» эффект иппотерапии: в процессе верховой езды движения лошади массируют ноги и таз сидящего на ней человека. Эффект усиливается тепловым воздействием, потому как температура тела лошади – около 38 градусов.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, но и уход за ней, общение с этим величественным животным. Эта часть курса помогает снять присутствующий в жизни каждого из нас стресс, привести в норму психические процессы, снизить возможные последствия перенапряжения и хронической усталости.

А еще общаться с лошадью очень приятно, ведь даже в целом равнодушные к братьям нашим меньшим люди не могут не восхититься красотой, силой и грацией лошади.

Что особенно важно для детей инвалидов – так это воспитательный эффект иппотерапии. Ухаживая за лошадью, человек учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.

Еще один замечательный эффект от таких занятий – укрепление уверенности в себе. Обычно не только неуверенные, стеснительные, но и достаточно открытые люди впервые садятся на лошадь с опаской. Она ведь такая большая и сильная… А вдруг не станет слушаться?

Поэтому неумелые наездники так испуганны и растерянны. Но через несколько занятий лошадь привыкает к новому седоку – и начинает его слушать, понимать… Это поистине невероятное ощущение!

Работая вместе с таким сильным и красивым зверем, как лошадь, управляя им, человек чувствует себя сильнее, ощущает себя воином, покорителем природы – и в то же время неотъемлемой ее частью.

Все это вместе способно кого угодно излечить от неуверенности и растерянности. Выработанная уверенность в своих силах начинает автоматически проявляться в обычной жизни: человеку становится проще принимать решения, не боясь неудач и смотря с надеждой в будущее.

Для больных, которым чрезвычайно тяжело общаться с людьми, иппотерапия – практически единственная возможность социального самовыражения. Для таких людей лошадь может стать настоящим другом, который всегда выслушает, и – кажется – все понимает. Они могут делиться с лошадьми своими проблемами, планами, идеями.

Лечебный эффект иппотерапии:

  • преодоление вынужденной гиподинамии;
  • развитие силы мышц;
  • восстановление либо улучшение функционирования самых разных систем и органов;
  • социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями.

Формы проведения занятий лечебной верховой ездой

Иппотерапию можно проводить и в группах, и индивидуально. Для инструктора по лечебной верховой езде обязательно наличие высшего медицинского, психологического либо педагогического образований, прохождение специальных курсов по подготовке инструкторов иппотерапии и, конечно, умение ездить верхом.

Первые пробные занятия длятся совсем недолго – минут десять – пятнадцать. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до одного часа.

Периодичность занятий – два – три раза в неделю; курс занимает от полутора месяцев и дольше (все зависит от эффекта терапии и желаний самого пациента). Исцеление от тяжелых форм хронических заболеваний иногда требует не месяцев, а лет регулярной реабилитации.

Чем же иппотерапия отличается от обычных занятий верховой ездой? Езду верхом лечебной делает соблюдение ряда требований:

  1. Тщательный расчет и контроль интенсивности физической нагрузки. Дозирование физической нагрузки в зависимости от состояния пациента.
  2. Постепенное повышение интенсивности и временной продолжительности физической работы.
  3. Горячее желание самого пациента взаимодействовать с лошадью и активное его участие в процессе реабилитации либо исцеления.
  4. Подбор животных со спокойным, мягким характером.
  5. Сочетание лечебной верховой езды с другими методами терапии.

Иногда пациенты либо их родные боятся, что лошадь, зверь априори свободолюбивый и непредсказуемый, может намеренно либо случайно нанести больному вред.

Это практически невозможно, потому как лошади, работающие с больными людьми проходят строжайший отбор и даже курс обучения.

Поэтому лошадь на занятиях иппотерапией – это, можно сказать, второй инструктор, так же сильно, как и первый, заинтересованный в выздоровлении пациента.

Первый критерий отбора лошадей для реабилитации – по характеру. Животные должны быть спокойными, непугливыми и очень дружелюбными к человеку.

Кроме того, копытные должны быть физически сильными, чтобы для них не составляло труда нести сразу двоих – пациента и инструктора.

Отобранные по этим критериям лошади проходят обучение от года до трех лет – и только после этого допускаются к работе с больными. И, что совершенно естественно, все лошади, занятые в курсах иппотерапии, проходят регулярный осмотр у квалифицированного ветеринара.

Иппотерапия для детей инвалидов с ДЦП:

Кому помогут величественные животные

Показания для назначения иппотерапии:

  • детский церебральный паралич или ДЦП;
  • аутизм у взрослых и детей;
  • невроз;
  • легкие формы шизофрении;
  • невропатия;
  • вегетососудистая дистония (ВСД);
  • патологическая гиподинамия самого разного происхождения;
  • нарушения двигательной активности у детей;
  • различные речевые патологии, в том числе логоневрозы;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • слепота, глухота;
  • синдром Дауна;
  • олигофрения с психопатоподобными нарушениями поведенческой стратегии;
  • остеохондроз;
  • нарушения осанки, сколиоз;
  • стенокардия и другие формы атеросклероза;
  • артериальная гипертензия;
  • реабилитация пациентов с алкогольной и наркотической зависимостями;
  • хронические стрессы.
  • тяжелые стадии остеопороза;
  • острая и хроническая формы остеомиелита;
  • гемофилия;
  • эпилепсия;
  • тяжелые патологии почек;
  • аллергия на шерсть лошадей.

Слово маме детей с синдромом Дауна

Мы очень хотели детей, но все никак не получалось… бились-боролись-старались четырнадцать лет… И вот у нас родились близняшки Саша и Лиза! Обе – с синдромом Дауна. Долгожданное счастье родительства резко превратилось в кромешный пахнущий лекарствами ад…

Доченьки родились совсем слабенькими… Доктора, больницы, лекарства, массажи, лечебная физкультура, занятия с разными специалистами отодвинули не то, чтобы на второй, а на десятый план всю остальную жизнь. Мы очень горевали, но не прекращали надеяться. И вот начали появляться результаты: дети научились держать головки, смеяться, целоваться! Но девочки никак не «хотели» становиться на ножки…

Лизочка пошла в два с половиной года, а вот Саша перешагнула трехлетие, так и не встав на ножки. И тогда мы записались на занятия иппотерапией. Сначала малышки очень боялись больших фыркающих, машущих гривами и хвостами зверей. Но понемногу привыкли. Сначала Саша ездила на лошади вместе с мамой, а потом согласилась проехаться сама. Это было невероятное счастье! Ребенок был в восторге, а родители не могли сдержать слез! Саша начала ходить примерно через месяц занятий с лошадками.

Алина, 34

Иппотерапия – не просто действенный, а уникально эффективный метод исцеления от целого ряда тяжелых хворей. Занятия с лошадью – это и единение с природой, от которой современные люди так безжалостно оторваны урбанистической действительностью, и оздоровление тела, восстановление его силы и естественной гибкости, и исцеление, пробуждение души.

Понятно, что лошади – это не панацея, занятия иппотерапией обязательно нужно совмещать с выполнением других рекомендаций лечащего врача. И, тем не менее, этот метод лечения помог уже многим людям: как серьезно больным, так и практически здоровым – улучшить свою жизнь, обрести исцеление и душевный покой.

Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (Э.С. Бейн)

В первые часы, дни, а иногда и недели после нарушения мозгового кровообращения или после травмы афазии чаще всего проявляются в форме тотального расстройства речи: больной не говорит и не понимает чужой речи. Иногда же сразу проявляется более резкое нарушение одной какой-либо стороны речевой функции (сенсорной, моторной и др.).

Начальная стадия тотального речевого расстройства чаще всего сменяется какой-либо относительно чистой формой речевого расстройства, что связано с уменьшением тормозного влияния очага. Речевой анамнез (динамика речевых нарушений) помогает точнее и глубже определить сущность речевого расстройства и правильнее наметить программу восстановительного обучения.

Для наилучшего восстановления у больных с афазией утерянных речевых функций необходима специально организованная терапия. Восстановительная терапия речевых расстройств использует в основном логопедические и педагогические методические приемы. При этом при выборе или разработке методик необходимо учитывать, что при афазиях приходится иметь дело с тем или другим видом распада уже сложившейся речевой функции. Именно это обусловливает специфику афазических расстройств у взрослых, особенности и многообразие компенсаторных механизмов. Восстановительное обучение в значительной степени имеет «пусковое» значение. Так, восстановление речи, будучи «запущено» извне, в дальнейшем протекает в наиболее быстром темпе и по наиболее целесообразным путям.

Данное пособие содержит материал для работы многообразными методами с больными, страдающими различными формами афазий, во всех стадиях восстановления речи.

Словесный материал расположен в систематическом порядке по звуковому принципу. При этом систематическое изложение звуков, слогов, слов и предложений в определенной последовательности сочетается с широким применением слов, имеющих различный звуковой состав. Это дает возможность логопеду более полно использовать чтение с точки зрения стимуляции и компенсации.

Поскольку главной задачей в работе над восстановлением речи при афазиях является развитие разговорной речи, в пособии подобран как можно более разнообразный словесный материал. С этой целью приводятся не только слова предметного характера, но по возможности также глаголы и т.д. Использование простых и более развернутых предложений также является необходимым с самого начала работы над теми или иными звуками.

При работе над звуками систематически включаются упражнения, способствующие развитию у больных различных сторон речи: заполнение пропусков, составление предложений, диктанты, упражнения на дифференциацию звуков (близких по месту образования или звучанию), упражнения в подвижных словах и предложениях.

Пособие поделено на несколько разделов:

– Первый раздел предназначается для работы с больными, у которых полностью отсутствует речь и нарушено понимание речи.

– Звуко-буквенный, словесный, фразеологический материал для восстановления речевых функций у больных составляет особый, второй, раздел пособия.

– В третьем разделе подобраны тексты для чтения по трем степеням трудности. К текстам первой степени трудности относятся короткие рассказы с простым содержанием. После рассказов поставлены прямые вопросы, которые охватывают содержание прочитанного или прослушанного рассказа. В материал второй степени трудности включены рассказы, более сложные по содержанию и большие по объему. Вопросы, поставленные после рассказов, соответственно усложнены. Они носят косвенный, наводящий характер Материал третьей степени трудности содержит повествования, басни, шуточные рассказы с переносным значением. К рассказам приведены вопросы более отвлеченного характера.

– В четвертый раздел включены разнообразные упражнения, которые могут помочь логопеду в работе над восстановлением строя фразы, значений слов и развитием смысловой стороны речи в целом.

– И, наконец, в пятом разделе даны основные направления, в которых проводится восстановление утраченных счетных функций.

БЕЙН Э.С., ГЕРЦЕНШТЕЙН Э.Н., РУДЕНКО З.Я., ТАПТАПОВА С.Л., ЧЕРНОВА А.Д. ПОСОБИЕ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ. – М.: МЕДГИЗ, 1962. – 335С.

ТЕМА 17. Преодоление алексии, аграфии,апраксии и акалькулии при афазии

    Анна Каблукова 4 лет назад Просмотров:

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Афазия» ТЕМА 17. Преодоление алексии, аграфии,апраксии и акалькулии при афазии Содержание 1. Основные приемы преодоления апраксии при афазии 2 стр. 2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению алексии, аграфии.. 5 стр. 3. Основные приемы преодоления акалькулии при афазии 8 стр. 4. Список литературы стр. г. Москва, 2014

2 1. Основные приемы преодоления апраксии при афазии Динамическая (кинетическая) апраксия возникает при поражении премоторной и заднелобных отделов коры головного мозга. Она выражается в неудержании плана следования серии движений: перестановке, пропусках, как правило, среднего звена серии движений, персеверации одного движения. При этой форме апраксии нарушается линейная, развертывающаяся не только в пространстве, но и во времени сложная сукцессивная серия сменяющих друг друга движений. Динамическая апраксия наблюдается при всех вариантах эфферентной и динамической афазии. Преодоление ее входит в одну из задач восстановительного обучения. Планирование речевой деятельности необходимо начинать с восстановления зрительного контроля за произвольными движениями. Для преодоления кинетической апраксии рекомендуется начинать с контроля за периодически меняющимися двумя действиями, например с написания большой и маленькой петли, смены креста и круга, треугольника и тире и других комбинаций каких-либо знаков, т. е. с восстановления самого элементарного ритма, поддающегося зрительному контролю. Затем переходят к узору, состоящему из трех элементов, что нередко требует оречевления каждого компонента, включенного в определенный ритм. Для упрочения воспроизведения плана движений или серии знаков используют прежде всего образец того или иного ритмического узора, «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 вертикальные полосы-паузы между узорами и проговаривание названий каждого элемента, входящего в ритмический узор движений или знаков, например «тире точка запятая», «квадрат крест треугольник» и т. п. Но желательно не использовать в серии этих упражнений серию «кулак ладонь ребро» как тестирующее задание для проверки эффективности преодоления дефектов динамического праксиса. Конструктивно-пространственная апраксия, возникающая при поражении нижнетеменных отделов головного мозга, наблюдается при афферентной и семантической афазии. Она предполагает наличие у больного нарушения зрительного, кинестетического, логического анализа и синтеза элементов, входящих в тот или иной пространственно организованный узор (например, ориентация в схеме географической карты, конструирование простого орнамента из кубиков, мозаики или спичек и т. п.). Поскольку порядок звуков в слове развертывается как во времени, так и в линейно организованном пространстве, то больные с афферентной моторной афазией могут испытывать не только трудности в выборе и оценке дифференциальных признаков фонем (также пространственно организованных), но и в нахождении места фонемы в звуковом составе слова, что особенно наглядно проявляется при так называемой проводниковой афазии. Трудности комбинирования пространственно организованного рисунка возникают из-за некоторых зрительных иллюзий, возникающих в «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 связи с тем, что больной не в состоянии расчленить орнамент на горизонтальные ярусы или серию вертикально следующих столбиков. Он не видит швы между элементами и не находит их адекватного пространственного расположения. Преодоление конструктивно-пространственной апраксии совершается в процессе расчленения образца орнамента на элементы, показа разнородности входящих в рисунок элементов, анализа их не только по цвету, но и по форме (квадратики, треугольники, кружочки, палочки разной длины), а затем и обучения планированию деятельности, т. е. в процессе определения всех этапов выполнения орнамента по ярусам (сверху вниз) или по столбикам (слева направо и т. д.). В тетради больного логопед рисует орнаменты, которые он складывает из кубиков, собирает разрезные картинки и т. п. Позже переходят к конструированию различных фигур из спичек и к работе с конструкторами для дошкольников и младших школьников. Затем рисуются планы расположения мебели в доме, схемы транспортных поездок (как доехать до театра и т. п.), проводятся занятия по ориентации в географической карте. Параллельно преодолевается импрессивный аграмматизм больных с семантической афазией. «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению алексии, аграфии Преодоление оптической аграфии, алексии и зеркального письма всегда начинается с преодоления конструктивно-пространственной апраксии; по мере восстановления ориентации в левом и правом возможно начинать преодоление оптической аграфии и алексии. Внимание больного фиксируется при помощи цветного карандаша на левой стороне листа, с которой начинается чтение и письмо. Оптическая алексия может быть двух вариантов. При первом варианте оптической литеральной алексии у больного нарушается симультанное представление о букве как о знаке, имеющем те или иные пространственные характеристики. Для преодоления этого варианта логопед проводит объяснение и словесное определение, из каких элементов состоит буква русского алфавита. Первоначально обсуждается лишь печатный шрифт и дифференцируются элементарные, далекие по начертанию буквы, например Т и О, С, Р и т. д., и обсуждаются характеристики этих букв. Постепенно больной подводится к конструированию из элементов (палочек, кружков, полукружков) близких по начертанию букв, их чтению. Особое внимание уделяется числу элементов, входящих в букву, их длине, направлению буквы в левую или правую сторону (Я, Р, В, З и т. п.). В процессе конструирования и реконструирования букв из элементов больной обучается узнавать букву и «Дефектология. Логопедия» Страница 5

6 читать ее, а позже, пользуясь «окошечком», прорезанным в полоске плотной бумаги, передвигающимся от буквы к букве, он начинает читать букву за буквой, слово за словом. При этом постоянно проводится дополнительная работа по оптической дифференциации смешиваемых букв. При преодолении оптической алексии больной пользуется дополнительной кинестетической афферентацией: ощупывает рельефные буквы, копирует буквы и слова, прописывает слова в воздухе с закрытыми глазами, проговаривает трудные звенья в начертании букв. Очень важно умело подбирать дидактический материал для таких больных, начиная с чтения слов, отличающихся одной, двумя буквами, чтобы больному приходилось осознанно декодировать не все буквы, входящие в слово. Второй вариант оптической вербальной алексии отличается от первого тем, что больной свободно узнает отдельные буквы, но не может разделить слово на входящие в него буквы и прочитать их в определенной последовательности, теряет строку, выхватывая отдельные элементы из слова. Отмечаются своеобразные нарушения взора, в основе которого лежит нарушение патологического «сужения» зрительного восприятия. Преодоление этого варианта оптической алексии осуществляется путем постепенного расширения просвета «окошечка» в полоске плотной бумаги, которое скользит по строке читаемого текста. Больной обучается следить за передвигаемым по строке «окошечком», в котором первоначально можно «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 показывать некрупные рисунки различных предметов, затем буквы, слоги, входящие в то или иное слово. По мере восстановления следящего целенаправленного движения взора «окошечко» раздвигается до длины строки, оставляя видимой одну строку и прикрывая весь текст. Позже его заменяют подстрочной полоской бумаги или линейкой, прикрывающей лишь нижнюю часть листа и фиксирующей взор на верхнем крае подстрочной линейки. В процессе преодоления оптической алексии следует пользоваться текстами, напечатанными крупным шрифтом. Позже больной овладевает способностью чтения прописного шрифта близких ему людей. Оптическая алексия близка по своей природе к оптической агнозии и нередко наблюдается при ней. Оптико-пространственная аграфия наблюдается в синдроме конструктивно-пространственной апраксии, при нарушении ориентированности в пространстве, в географической карте, в часах. Наиболее часто оптико-пространственная аграфия выражается в виде зеркального письма, когда больной начинает писать зеркально отдельные буквы и целые слова, прописные и печатные буквы при сохранности чтения и отсутствии афазии. Преодоление зеркального письма осуществляется при помощи копирования обведения букв, отчеркивания красным карандашом левой стороны листа, указания стрелками направления букв. При грубой оптической аграфии используется устное определение описание элементов, «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 входящих в букву, списывание-копирование слова по отдельным буквам с опорой на сетку, сохраняющую структуру слова. Оптические аграфия и алексия, как правило, не наблюдаются одновременно у одного больного. 3. Основные приемы преодоления акалькулии при афазии Акалькулия наблюдается, как правило, при поражении нижнетеменных отделов у больных с комплексной моторной или грубой эфферентной моторной афазией, а также при семантической афазии и нарушении конструктивно-пространственной деятельности. При грубой моторной афазии акалькулия может быть вызвана тем, что в процессе счетных операций человек опирается на внутреннее проговаривание и планирование счетных операций. Кроме того, у больных с грубой моторной афазией может быть амнезия на слова, обозначающие простейшие цифры. Особенно затруднены для больных операции с переходом через десяток, а также удержание в памяти направления математического действия. Преодоление акалькулии у больных с грубой моторной афазией требует поэтапности овладения счетными операциями (сложением и вычитанием) сначала в пределах первого десятка, затем двух десятков. После восстановления этих счетных операций по отдельности больным можно дать задание решать перемежающиеся примеры на сложение и вычитание, а затем и комплексные примеры типа: =; = и «Дефектология. Логопедия» Страница 8

9 т. п. Решение таких арифметических примеров воспитывает внимание, содействует преодолению персевераторности. По мере восстановления счетных операций в пределах двух десятков можно перейти к решению примеров в пределах ста, а затем и тысячи. Однако счетные операции на умножение и деление многозначных чисел для больных длительное время остаются недоступными. Опорой в преодолении грубой акалькулии при моторной афазии могут служить домино, счетный материал для первоклассников, монеты. Акалькулия, наблюдающаяся при семантической афазии, характеризуется нарушением представлений о разрядности числа и смешением направления математических действий. Больные вместо вычитания делают сложение, испытывают трудности при умножении даже двузначных чисел. Особые трудности возникают при решении арифметических задач вследствие выраженного импрессивного аграмматизма, трудностей декодирования смысла текстов этих задач, так как в этих случаях у больных наблюдается нарушение речемыслительной деятельности. Преодоление этих расстройств чрезвычайно сложно и длительно. В связи с этим задачи преодоления акалькулии ограничиваются восстановлением счетных операций, необходимых в быту (квартплата и счетные операции в магазине). «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 Восстановлению содействуют занятия по преодолению конструктивнопространственной апраксии и импрессивного аграмматизма, а также обведение цветным карандашом знаков счетных операций, что фиксирует внимание больного, создание планов и схем действия при решении многозначных примеров. Восстановление разрядности числа требует также фиксации внимания больного на составных частях многозначного числа с опорой на схемы, выделения десятков, сотен и тысяч при помощи цветных карандашей и т. п. «Дефектология. Логопедия» Страница 10

11 Список литературы 1. Визель Т. Г. Афазия: понятие и мозговые механизмы. Альманах «Исцеление»: Вып.7/ Под ред. Проф. И. А. Скворцова. М.: Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. ВЛАДОС 2009г. 3. Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ им. Максима Танка, с. 4. Клепацкая Л. Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1,2 – Издательство: В. Секачев 2012г. 5. Краузе Е. Н. Практическая логопедия Изд. КОРОНА-век 2008г. 6. Цветкова Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения.- М:МПСИ Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). М.: Из-во, с.; Репринт PEM, Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., «Дефектология. Логопедия» Страница 11

Восстановление нарушений письменной речи (алексия) у больных с афазией

Аномическая афазия. Пациенты с аномической афазией испытывают трудности в подборе цитат при спонтанной речи и назывании предметов в сопоставлении. Остальные речевые функции относительно сохранны. Понимание речи, повторение, чтение и письмо не нарушены. Спонтанная речь преимущественно беглая, хотя прерывается случайным заиканием при подборе слов. В тяжелых случаях речь может быть растянутой, но бессодержательной, с периодическими эпизодами многоречивости.

Аномическую афазию могут вызывать разнообразные очаги поражения, в том числе в недоминантном полушарии головного мозга. Наиболее характерными причинами являются инсульты с локализацией: (1) в нижней теменной доле доминантного полушария, (2) в передних отделах коры височной доли доминантного полушария. В последнем случае имеет место специфический дефект называния, при котором избирательно поражено называние в различных семантических категориях (например, живое и неживое).

Угловая извилина и кора передних отделов височной доли кровоснабжаются различными сосудами, отходящими от нижней ветви средней мозговой артерии.

Синдромы подкорковых афазий.

Очаги поражения, распространяющиеся в подкорковые структуры, тесно связанные с речевыми центрами коры, также вызывают афазию. Подкорковые афазии все еще представляют собой нерешенную проблему. Их изучение интенсивно продолжается. Различают два основных вида подкорковых афазий.

Стриатокапсулярная афазия. Нарушение речи при стриатокапсулярной афазии сходно с таковым при аномической или транскортикальной моторной афазии. Речь больных может быть беглой или нет, однако она почти всегда дизартрична. Аномия от легкой до средней степени выраженности сосуществует с сохранным в целом пониманием речи, повторением, чтением и письмом. Нарушена продукция синтаксически сложных выражений. Характерен гемипарез. Нарушения чувствительности вариабельны. Гемианопсия встречается не часто. Очаги поражения в доминантном полушарии затрагивают скорлупу, дорзолатеральные отделы хвостатого ядра, переднее бедро внутренней капсулы и расположенное перивентрикулярно белое вещество ростральных отделов ствола.

Таламическая афазия. Нарушение речи при таламической афазии сходно с таковым при транскортикальной сенсорной или смешанной транскортикальной афазии. Беглость речи может быть нарушена или относительно сохранна, понимание речи нарушено, повторение сохранено. Имеют место расстройства называния, письма и понимания прочитанного. Контралатеральный эмоциональный парез мимических мышц (обеднение мимики во время выражения спонтанных эмоций, но сохранение движений мимической мускулатуры по команде) и контралатеральная гипокинезия часто наблюдаются в качестве сопутствующих неврологических симптомов. Очаги поражения расположены в передне-латеральных отделах таламуса.

Латеральная поверхность левого полушария большого мозга.
Поля 44 и 45 Бродмана соответствуют зоне Брока, а поле 22 – зоне Вернике. Поля 41 и 42 соответствуют первичной слуховой коре.
Эти поля расположены глубоко в сильвиевой борозде и не видны на снимке боковой поверхности полушария большого мозга.
Поле 40 представляет собой надкраевую извилину, а поле 39 – угловую извилину.
Названия извилин и соответствующие им поля Бродмана приведены в таблице ниже.

Дополнительные классические синдромы.

Очаги поражения в стратегически важных зонах могут вызывать диссоциированное расстройство чтения, письма и функций устной речи. Ниже описаны три синдрома, имеющие важное топико-диагностическое значение. 1. Алексия без аграфии (изолированная алексия).

Наблюдаются выраженные нарушения чтения при нормальных спонтанной речи, повторении и понимании речи на слух. Письмо не нарушено, однако через определенный период времени больной не может прочитать написанное им ранее. Узнавание слов, произносимых по буквам вслух и начерченных на ладони (сте-реогноз), в норме. Только распознавание слов, предъявленных визуально, вызывает трудности. Больные часто избирают стратегию медленного, «буква за буквой» чтения, кропотливо узнавая и называя каждую букву в слове и затем из произносимых букв складывая необходимое слово. Часто, но не постоянно, наблюдается сопутствующая правосторонняя гомонимная гемианопсия. Могут наблюдаться расстройства цветоощущения, включая ахроматопсию и цветовую аномию.

Наиболее характерным анатомическим субстратом является одновременное поражение левой затылочной доли и валика мозолистого тела, лишающее угловую извилину, ответственную за узнавание слов, поступления зрительных сигналов из левого или правого полушария. Одиночный очаг повреждения в белом веществе вокруг желудочков мозга в области среднего затылочно-височного соединения (большие щипцы) прерывает межполушарные и внутриполушарные зрительные волокна, идущие к угловой извилине, не затрагивая мозолистое тело и кору затылочной доли.

Алексия с аграфией.

Больные неспособны читать и писать при относительной сохранности устной речи. Речь беглая, хотя часто наблюдается аномия. Понимание речи на слух и повторение сохранены. Сопутствующая гемигипестезия встречается часто, а гемипарез и гемианопсия наблюдаются непостоянно. Может наблюдаться синдром Герстманна, включающий дискалькулию, дисграфию, расстройство схемы тела и пальцевую агнозию.

Очаг поражения захватывает нижнюю теменную дольку доминантного полушария (угловую и надкраевую извилины).

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии

Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с постинсультной афазией разной степени выраженности. Проведено изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций на фоне комплексной терапии с включением ингибитора холинэстеразы у паци

Approaches to rehabilitation of patients with post-stroke aphasia of different severity levels were studied. Dynamics of speech and other cognitive function restoration on the background of complex therapy including cholinesterase inhibitor was studied in patients who suffered from first ischemic stroke in the left cerebral hemisphere.

Показатели заболеваемости и смертности от инсульта в России среди больных трудоспособного возраста увеличились за последние 10 лет более чем на 30% [1]. В большинстве случаев после инсульта возникают двигательные расстройства (гемипарезы, монопарезы), которые определяют степень инвалидизации, утрату трудоспособности и нарушения бытовой активности [2]. Реабилитация больных после инсульта не исчерпывается мероприятиями по восстановлению только двигательных функций. Другие расстройства, обусловливающие необходимость проведения реабилитации, включают нарушения речи и других высших корковых функций, сенсорные расстройства, дисфагию, зрительные нарушения и др. [3].

Афазия наблюдается более чем у 30% больных, перенесших инсульт, локализующийся в левой гемисфере, в 70% случаев сочетается с парезом мышц языка, то есть речевые нарушения имеют сложное патогенетическое происхождение, что требует комплексного подхода к реабилитации. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих) [4]. В синдром афазии как системного нарушения речи входят нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). Другой частый вид речевых нарушений после инсульта — дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранности «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Прогностически наиболее неблагоприятной в отношении восстановления речи является тотальная или грубая сенсомоторная афазия в острой стадии инсульта, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3–4 мес.

К основным принципам реабилитации больных, перенесших инсульт, следует отнести раннее начало восстановительных мероприятий с активизацией пациента, мультидисциплинарный подход, непрерывность, последовательность и преемственность на всех этапах ее проведения. Основным методом реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические психолого-педагогические коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), которые проводят логопеды-афазиологи и нейропсихологи [5, 6].

В настоящее время постинсультный период принято подразделять на четыре периода: острый период (первые 3–4 нед); ранний восстановительный период (первые 6 мес); поздний восстановительный период (от 6 мес до 1 года) и резидуальный период (более 1 года). Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания [5]. В раннем восстановительном периоде, в свою очередь, можно выделить два временных интервала: до 3 мес, когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты, и от 3 до 6 мес, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков. Восстановление речи, социальная и психологическая адаптация занимают более длительное время [5, 6]. Занятия по восстановлению речи можно проводить на фоне приема ноотропных препаратов, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К медикаментозным средствам, доказавшим свою эффективность в нейрореабилитации, относят: церебролизин, нафтидидрофурил, мемантин и Ноотропил и др. [7–9]. Учитывая, что в основе реабилитации лежит нейропластичность — способность мозга изменять свою функциональную и структурную организацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности, под действием собственных нейротрасмиттерных и нейротрофических факторов, более предпочтительными могут считаться препараты с подобными доказанными эффектами [5, 6, 10, 11]. Представителем данной группы является препарат ипидакрин (Ипигрикс). В основе действия ипидакрина лежит комбинация двух молекулярных механизмов: блокады калиевой проницаемости мембраны и ингибирования холинэстеразы. Влияние на калиевую проницаемость мембраны и удлинение периода возбуждения в пресинаптическом волокне во время прохождения нервного импульса обеспечивает выход больших количеств ацетилхолина в синаптическую щель [4, 5, 10]. Холинергическая система играет определяющую роль в процессах внимания, памяти, обучения, таким образом, эффекты ипидакрина могут быть полезны при проведении восстановительной терапии после инсульта.

Целью настоящего открытого рандомизированного контролируемого исследования являлось изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций у пациентов, перенесших первый ишемический инсульт (ИИ) в левом полушарии головного мозга на фоне применения препарата Ипигрикс в дозе 60 мг/сутки.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 45 пациентов (15 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 35 до 78 лет на момент развития первого ИИ, поступивших на реабилитацию в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Критерии включения пациентов в исследование:

  • все пациенты перенесли первый ИИ в бассейне левой средней мозговой артерии;
  • диагноз ИИ, верифицированный данными МРТ/КТ головного мозга. Допускались наличия признаков хронической ишемии головного мозга, указания о возможном перенесении транзиторных ишемических атак;
  • госпитализация в период от 1 месяца до 1 года после развития ИИ.

Критерии исключения пациентов из исследования:

  • повторный ИИ;
  • локализация очага не в доминантном полушарии головного мозга;
  • паренхиматозное либо субарахноидальное кровоизлияние;
  • эпилептический синдром в анамнезе или в структуре настоящего заболевания;
  • приверженность к алкоголизации;
  • установленная гиперчувствительность к ипидакрину.

В отделении все пациенты наблюдались на протяжении всего периода реабилитации врачами: неврологом, терапевтом, психиатром, эндокринологом. Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено обследование:

  • антропометрические измерения: вес, рост, расчет индекса массы тела (ИМТ), измерение объема бедер, объема талии;
  • ЭКГ в 12 стандартных отведениях;
  • ЭЭГ по стандартной методике, для исключения эпилептических паттернов;
  • МРТ головного мозга для верификации очагового поражения головного мозга, анализа топики и размеров постинсультных изменений, наличия признаков хронической ишемии;
  • проведено двукратное исследование биохимических показателей крови в начале курса лечения и по его завершении.

Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено двукратное нейропсихологическое обследование высших психических функций (ВПФ) с выделением форм афазий. Нейропсихологическое исследование состояния ВПФ проводилось в русле методологии А. Р. Лурия, в соответствии с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, с использованием принципа синдромного анализа [11, 12]. Для исследования когнитивной симптоматики и динамики ее восстановления в работе использовались следующие методики:

1) Монреальская шкала оценки когнитивных функций (исследование зрительно-конструктивных/исполнительских навыков; называния, памяти, внимания, речи, абстрагирования, отсроченного воспроизведения и ориентировки);
2) шкала Л. И. Вассермана для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга;
3) шкалы батареи нейропсихологического исследования А. Р. Лурия (1969), в печатных работах иногда указывается как батарея Лурия–Небраска (исследование «неречевой» когнитивной симптоматики — динамического и кинестетического мануального праксисиса, зрительного и слухового гнозиса, произвольного контроля за деятельностью (регуляторного компонента когнитивных функций), нейродинамики (фонового компонента когнитивных функций)).

Двукратное нейропсихологическое обследование позволило оценить динамику восстановления высших психических функций (путем сопоставления количественных показателей, полученных при первичном и повторном нейропсихологических обследованиях) в результате курса фармакотерапии в системе комплексной реабилитации. Каждое нейропсихологическое обследование из-за повышенной утомляемости пациентов и речевых нарушений осуществлялось в ходе 2–3 встреч продолжительностью около 35–40 минут.

Таким образом, в результате анализа нарушений различных видов речевой деятельности и проведения количественной оценки степени выраженности речевых нарушений, мы имели возможность определить для каждого больного «речевой диагноз»: выявить преимущественную речевую симптоматику при смешанных речевых расстройствах, а также оценить степень выраженности речевого дефекта, а в конце исследования оценить динамику реабилитационного процесса.

Курс нейрореабилитационного лечения, включающий в себя комплексный, междисциплинарный подход, составлял 21 день для каждого пациента. Все пациенты ежедневно получали базовую медикаментозную терапию основных сердечно-сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний. Ежедневно проводились занятия лечебной физкультуры, массаж, физиопроцедуры, а также обязательные индивидуальные и групповые занятия с нейродефектологами и нейропсихологами. Помимо перечисленных методов реабилитации, пациентам и их родственникам также были предложены рекомендации по организации ежедневной активности, которые они смогли бы использовать за пределами стационара (рис. 1). Рекомендации просты и изложены доступным языком, однако их выполнение имеет важное значение, поскольку они помогают пациентам быстрее восстановиться и поддерживать необходимый уровень активности в дальнейшем.

Далее пациенты каждой группы были рандомизированы в группы. 1-я (n = 30) группа, в которой пациентам в комплекс нейрореабилитации был включен Ипигрикс по 20 мг три раза в день на протяжении 21 дня. 2-я группа (n = 15) — группа, в которой Ипигрикс не применялся.

Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией, принятой в июне 1964 г. и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия). От каждого пациента получено информированное согласие.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи программы SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25% и 75%. Достоверность различий оценивалась с использованием критериев Манна–Уитни для независимых выборок и критерия Уилкоксона для парных случаев непараметрических распределений. Различия считались достоверными при значениях p

В. Н. Шишкова 1 , кандидат медицинских наук
Л. И. Зотова
Н. Г. Малюкова,
кандидат психологических наук
Н. В. Кан
Е. М. Гасанова
В. С. Калачева
М. А. Кудряшова

ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ, Москва

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии/ В. Н. Шишкова, Л. И. Зотова, Н. Г. Малюкова, Н. В. Кан, Е. М. Гасанова, В. С. Калачева, М. А Кудряшова
Для цитирования: Лечащий врач № 2/2019; Номера страниц в выпуске: 64-69
Теги: афазия, когнитивные функции, восстановление, ноотропная терапия

Читайте также:  Развитие внимания для преодоления дисграфии
Ссылка на основную публикацию