Лечение заикания с помощью иппотерапии

Наталья Исаенко: «Иппотерапия – уникальный вид реабилитации детей»

Дозированная вер­хо­вая езда и физи­че­ские упраж­не­ния на лошади нашли широ­кое при­ме­не­ние во всем мире при лече­нии и реа­би­ли­та­ции паци­ен­тов. Об этом рас­ска­зы­вает член Национальной Федерации лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта, дипло­ми­ро­ван­ный инструк­тор по иппо­те­ра­пии в Москве Наталья Николаевна Исаенко.

— В чем суть метода иппо­те­ра­пии — лече­ния с помо­щью лошади?
— Основное лечеб­ное воз­дей­ствие заклю­ча­ется в ими­та­ции ходьбы. Вспомните, как идет лошадь. Своей спи­ной она создает целую дви­га­тель­ную схему и пере­дает ее чело­веку. Пациент сидит вер­хом, а его тело, шея — весь орга­низм рабо­тает так, словно он идет сам.

Для ребенка, кото­рый испы­ты­вает затруд­не­ния в дви­же­ниях из-за забо­ле­ва­ния, иппо­те­ра­пия неза­ме­нима. Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе. То есть слож­ные трех­мер­ные дви­же­ния, кото­рые совер­шает лошадь, застав­ляют рабо­тать тело именно так, как это про­ис­хо­дит, когда мы сами дви­га­емся.

— Каким кри­те­риям должна отве­чать лошадь для иппо­те­ра­пии?
— Действительно, не каж­дая лошадь под­хо­дит для про­ве­де­ния иппо­те­ра­пии. Лошадь под­би­ра­ется невы­со­кая, широ­кая в спине, с креп­кой пояс­ни­цей, по нраву — урав­но­ве­шен­ная, спо­кой­ная, поз­во­ля­ю­щая про­во­дить на ней любые мани­пу­ля­ции, в том числе и сов­мест­ную езду инструк­тора с паци­ен­том. Более всего под­хо­дят рус­ские и вла­ди­мир­ские тяже­ло­возы, бело­рус­ские упряж­ные, лошади вят­ской породы.

«Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе»

— Как найти под­хо­дя­щий кон­но­спор­тив­ный ком­плекс для заня­тий иппо­те­ра­пией?
— В первую оче­редь в поис­ках такого ком­плекса для детей может помочь леча­щий врач. Если он до конца не осве­дом­лен в осо­бен­но­стях каж­дого из них, то руко­вод­ствуй­тесь в своем выборе основ­ными пара­мет­рами: извест­но­стью кон­но­спор­тив­ного ком­плекса, широ­той пред­став­лен­ных услуг, ква­ли­фи­ка­цией спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, бли­зо­стью к месту житель­ства, реко­мен­да­ци­ями дру­зей. Если же никому из вашего окру­же­ния не при­хо­ди­лось зани­маться в дан­ном кон­но­спор­тив­ном ком­плексе, как вари­ант, можете пред­ва­ри­тельно посе­тить его и позна­ко­миться с иппо­те­ра­пев­том. Это все­гда лучше, нежели заочно читать отзывы в Интернете. Поскольку, во-пер­вых, они не все­гда отра­жают реаль­ное поло­же­ние вещей, а во-вто­рых, не предо­став­ляют необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции о кон­крет­ных спе­ци­а­ли­стах.

Чаще всего роди­тели при­хо­дят сами, но обя­за­тельно должно быть заклю­че­ние врача с диа­гно­зом и помет­кой, что про­ти­во­по­ка­за­ний для заня­тий иппо­те­ра­пией нет. Многие дети, пере­жив­шие опыт обще­ния с лоша­дью, посвя­щают ей свои рисунки. Мы их бережно хра­ним в надежде, что мно­гим детям мы помогли в борьбе с такими непро­стыми забо­ле­ва­ни­ями, как дет­ский цере­браль­ный пара­лич, син­дром ран­него дет­ского аутизма, задерж­кой психо-рече­вого раз­ви­тия и дру­гими нев­ро­ло­ги­че­скими и психо-эмо­ци­о­наль­ными забо­ле­ва­ни­ями.

— При каких забо­ле­ва­ниях пока­зана иппо­те­ра­пия и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой?
— Заболевани­ями, при кото­рых пока­зана иппо­те­ра­пия, явля­ются раз­лич­ные формы ДЦП, аутизм, син­дром Дауна, задержки психо-рече­вого раз­ви­тия, нев­ро­ло­ги­че­ские нару­ше­ния, вызы­ва­ю­щие про­блемы с опорно-дви­га­тель­ным аппа­ра­том, нев­розы, страхи, депрес­сия. Также курсы иппо­те­ра­пии и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой бла­го­при­ятно ска­зы­ва­ются при исправ­ле­нии осанки, ско­ли­о­зах, Х-образ­но­сти ног, пси­хо­ло­ги­че­ских про­бле­мах и нару­ше­ниях соци­аль­ной адап­та­ции, рас­се­ян­ном скле­розе, состо­я­нии после инфаркта и инсульта.

Что каса­ется сте­пени успеш­но­сти и эффек­тив­но­сти таких заня­тий, то это все­гда инди­ви­ду­ально. Учитывается не только изме­не­ние физи­че­ских пока­за­те­лей, но и эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, общее улуч­ше­ние каче­ства жизни. Стоит отме­тить, что обще­ние ребенка с любыми живот­ными бла­го­творно вли­яет на психо-эмо­ци­о­наль­ный фон. А лечеб­ные заня­тия на таком круп­ном живот­ном, как лошадь, уни­кальны и не имеют ана­ло­гов.

— Имеются ли про­ти­во­по­ка­за­ния для про­ве­де­ния заня­тий иппо­те­ра­пией?
— Среди основ­ных про­ти­во­по­ка­за­ний выде­ляют эпи­леп­сию, онко­за­бо­ле­ва­ния (или менее 3 лет ремис­сии), лом­кость костей, аллер­гию на живот­ных, язву желудка в острой ста­дии и дру­гие забо­ле­ва­ния, гро­зя­щие внут­рен­ними кро­во­те­че­ни­ями, грыжи пояс­нич­ного отдела позво­ноч­ника. Условными про­ти­во­по­ка­за­ни­ями, при кото­рых заня­тия воз­можны с уве­дом­ле­ния леча­щего врача, явля­ются отслойка сет­чатки, лом­кость сосу­дов, хро­ни­че­ские вывихи тазо­бед­рен­ных суста­вов.

— Каков сред­ний срок заня­тий иппо­те­ра­пией?
— Сроки заня­тий по иппо­те­ра­пии раз­лич­ные и зави­сят от серьез­но­сти забо­ле­ва­ния. Считается, что опти­маль­ный курс состав­ляет 3 месяца при заня­тиях 2 раза в неделю. Для устой­чи­вого резуль­тата воз­можно про­дле­ние курса на более дли­тель­ный период. Многие дети с такими забо­ле­ва­ни­ями, как ДЦП и аутизм, зани­ма­ются по несколько лет. Фактически иппо­те­ра­пия ста­но­вится посто­ян­ной частью реа­би­ли­та­ци­он­ной про­граммы для таких детей.

« Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента»

— Имеются ли огра­ни­че­ния по воз­расту для заня­тий иппо­те­ра­пией и лечеб­ной вер­хо­вой ездой?
— Минимальный воз­раст для заня­тий иппо­те­ра­пией от полу­тора-двух лет. Для детей дошколь­ного и школь­ного воз­раста преду­смот­рены инди­ви­ду­аль­ные и груп­по­вые (школь­ные группы) заня­тия на пони — лоша­дях низ­ко­рос­лых пород. Это пре­крас­ный вид раз­вле­че­ний для детей, при­ви­ва­ю­щий любовь к живот­ным и ответ­ствен­ность.

— Существуют ли вза­и­мо­за­ме­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции?
— Лечение на лошади уни­кально. Однако можно назвать вза­и­мо­до­пол­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции и вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья детей и взрос­лых, кото­рые в соче­та­нии с иппо­те­ра­пией дают пре­крас­ные резуль­таты. Например, пла­ва­ние, мас­саж, ЛФК, дру­гие виды ани­ма­ло­те­ра­пии (напри­мер, дель­фи­но­те­ра­пия). Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента назна­ча­ется своя мето­дика реа­би­ли­та­ции.

— Насколько раз­ли­ча­ются резуль­таты лече­ния с заня­ти­ями иппо­те­ра­пией и без них?
— Приведу несколько при­ме­ров. Для ребенка со спа­сти­че­ской фор­мой ДЦП, не сидя­щего — резуль­та­том заня­тий стало умень­ше­ние спа­стики, улуч­ше­ние коор­ди­на­ции, само­сто­я­тельно стал сидеть и ходить с под­держ­кой. Занятия про­хо­дили в тече­ние года. Второй при­мер. Ребенок с аутиз­мом, дислек­сией, силь­ной интро­вер­сией стал спо­со­бен к адек­ват­ному обще­нию при дли­тель­но­сти заня­тий в тече­ние 3 лет. Или еще. Ребенок с заи­ка­нием и нали­чием стра­хов зани­мался в тече­ние 5 меся­цев, в резуль­тате чего также были достиг­нуты поло­жи­тель­ные резуль­таты: снято заи­ка­ние, воз­росла уве­рен­ность в себе, повы­си­лась само­оценка. В любом слу­чае при явной эффек­тив­но­сти такого лече­ния в ком­плексе с дру­гими оздо­ро­ви­тель­ными меро­при­я­ти­ями по реа­би­ли­та­ции, одно­знач­ных про­гно­зов делать нельзя, поскольку потен­циал каж­дого паци­ента рас­кры­ва­ется за раз­лич­ное время и на раз­лич­ном уровне.

— Как про­хо­дит обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, на базе какого основ­ного обра­зо­ва­ния?
— Как пра­вило, воз­мож­ным базо­вым обра­зо­ва­нием для буду­щего спе­ци­а­ли­ста по иппо­те­ра­пии может быть: зоо­тех­ни­че­ское, меди­цин­ское, пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ское. Обучение про­во­дится в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах под эги­дой Национальной феде­ра­ции лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта. О про­фес­си­о­на­лизме иппо­те­ра­певта, в первую оче­редь, гово­рит ини­ци­а­тив­ность, чут­кость и тер­пе­ли­вость.

Лечение заикания с помощью иппотерапии

Библиографическая ссылка на статью:
Кащеева М.А. Иппотерапия как психотерапевтический метод при лечении детей с детским церебральным параличом // Студенческие научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/09/2659 (дата обращения: 07.02.2019).

Иппотерапия признана средством реабилитирующего воздействия и эффективной терапевтической помощь для больных с различными заболеваниями. О лечебных свойствах верховой езды было известно еще со времен Гиппократа, который утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В последующем Дени Дидро писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Французский врач Перрон в конце XIX столетия научно обосновал воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. Основателем иппотерапии считается французский врач и психолог Ю.Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам.

Иппотерапия как психотерапевтический метод в России начала свое становление лишь в 1991 году. Сегодня центры иппотерапии работают по всей стране [4].

Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, основным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.

Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с различными упражнениями сидя на лошади; постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.

ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия практически все группы мышц.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

ЛВЕ оказывает биомеханическое воздействие на организм человека. При пешей прогулке лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.

На тело всадника оказывается термическое и массирующее ощущение во время верховой езды, формируется новые тактильные и мышечно – суставные ощущения, оказывая влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие; зрительные и обонятельные ощущения [2].

Возможности коррекционных мероприятий существенно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения, огромное значение придается вспомогательным средствам, разработанных специально для иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с тремя – четырьмя ступеньками для посадки на лошадь), специальные стремена.

В иппотерапии помимо последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, необходимо использовать средовые факторы воздействия, которые привлекаются при помощи лошади.

ЛВЕ решает следующие задачи в ходе иппотерапевтических занятий:

  1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
  2. Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.
  4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Верховая езда оказывает сильный оздоравливающий эффект на детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЛВЕ всесторонне развивает ребенка, делает ловким, выносливым и находчивым.

Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

К основным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:

– нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);

– поражения органов чувств – слепота, глухота;

– различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);

– нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;

– восстановление после стресса, бессонница, депрессия.

Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:

1. Сердечно – сосудистые заболевания.

2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.

3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.

4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.

5. Эпилептиформные синдромы.

6. Сахарный диабет [3].

Влияние иппотерапии на организм человека можно разделить на медицинский и социальный критерий. К медицинским критериям относятся: укрепление и тренировка мышц тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным критериям можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала; улучшение эффективности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Детский церебральный паралич – это серьезное неврологическое заболевание, причиной которого является необратимое поражение головного мозга.

Первая стадия детского церебрального паралича (ранняя стадия) имеет продолжительность около 4 месяцев. В этот период у больного ребенка отмечается учащенный (замедленный) пульс и сердцебиение, периоды нарушения дыхания, нистагм («плавающие» глазные яблоки), судорожный синдром, повышенное внутричерепного давления. Двигательные нарушения практически не заметны.

Следующая стадия – резидуальная стадия, течение болезни начинается с 5 месяца от момента поражения и продолжается до 4 лет. В этот период, на фоне внутриутробного поражения ЦНС или родовой травмы, формируется стойкий мышечный гипертонус, особенно, если это спастическая форма болезни.

В поздней резидуальной стадии, которая начинается после 4 года болезни, происходит закрепление двигательных нарушений, образуются контрактуры (вынужденное положение конечностей, пальцев, головы из-за мышечной атрофии). Если у малыша двухстороннее поражение головного мозга и у него есть двойная гемиплегия, то данная стадия может начаться раньше описанных сроков [5].

При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости и раннего детского аутизма основным рычагом воздействия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают больному, страдающему неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].

Лечебная физкультура при ДЦП ставит следующие цели:

  • улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы;
  • выработать навык равновесия и ориентации в пространстве;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • улучшить работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма;
  • восстановить координацию движений, уменьшить спонтанность мышечных сокращений.

Достичь всех этих результатов можно только многократным повторением элементарных упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия превращаются в тяжелый и изнурительный труд. С другой стороны, ЛВЕ несет пациентам радость и эмоциональный подъем, кроме того заменяет стандартную физкультуру [7].

Читайте также:  Функциональные тренировки в коррекции заикания

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж.

Использование различных исходных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, в свою очередь, является уникальным для реабилитационной практики моментом, присущим только ЛВЕ.

Во время занятий иппотерапией используются несколько основных исходных положений (рис. 1 – 5) [1].

Упражнения при отдельных формах ДЦП:

При спастической гемиплегии занятия направлены на: снижение повышенного тонуса; уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

При атонически – астатической форме упражнения направлены на: увеличение силы мышц; противоатактические упражнения.

При гиперкинетической форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении упражнений с данной формой ДЦП используются различные грузы [5].

В заключении, хотелось бы отметить, что иппотерапия имеет большую практическую значимость в сфере оздоровительных средств против тяжелых, практически неизлечимых заболеваний, в борьбе с которыми традиционная медицина оказывается бессильной. К таким заболеваниям можно отнести: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Библиографический список

  1. Денисенков А.И. Специфические возможности иппотерапии при ДЦП / Материалы I Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – СПб.: 2008. – С. 43-60
  2. Ермаков, А. В. Иппотерапия в коррекции состояния детей, больных детским церебральным параличом, гипердинамическим синдромом и логоневрозом/А.В. Ермаков. – М.: Изд-во МГУ 2001. – 21 с.
  3. И. Штраус Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. – М.: РБОО “МККИ”, 2000.
  4. Конькова Е.Н. Когда лошадь лечит. // Природа и человек. ХХI век. – № 4. – 2014. С. 31
  5. Потапчук, А.А. Иппотерапия в физической реабилитации детей с церебральным параличом/А.А. Потапчук. – М.: Либ, 2005. – 29 с.
  6. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно – двигательной системы/ Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. С. 271-278.
  7. Шайдхакер, М. Особенное значение лечебной верховой езды при лечении разных психических заболеваний // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде/М. Шайдхакер.- М.: МККИ, 2004.- 93 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Лечение заикания с помощью иппотерапии

Главная » Материалы » Заметки » | Дата: 29.10.2012 | Просмотров: 36114 | Комментариев: 0

Специалисты утверждают, что лечение с помощью общения с животными было известно много веков назад. Самостоятельным методом зоо- или анималотерапия стала в середине XX века.

Во многих странах созданы специальные организации и центры, в которых проводится зоотерапия. Общение с животными помогает в лечении людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями. Благотворное воздействие живых существ на наш организм признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Но необходимо помнить, что самостоятельное лечение с помощью зоотерапии не может замещать специализированную медицинскую помощь. Этот метод способен выступать в качестве дополнительного способа оздоровления.

Что такое зоотерапия?

Зоотерапия – вид лечения, в котором используются настоящие животные или их символы, например, игрушки или рисунки. В специализированных центрах помимо самих животных в процессе лечения участвуют врачи, психологи и социальные работники. Стоит отметить, что при таком типе лечения специалисты используют специально обученных животных, а не питомцев пациента.

Неправильно думать, что зоотерапия доступна только крупных центрах. Положительное влияние на организм человека оказывают и домашние питомцы. Ученые подтвердили, что люди, которые содержат животных, реже болеют, дольше живут и меньше подвержены стрессам и депрессиям.

– Животные, на самом деле, очень тонкие психологи. Они умеют определять наше настроение, и даже те места, где сосредоточена боль, – поясняет психолог Наталья Морозова. – Зоотерапия – метод достаточно эффективный, хотя пока до конца неизвестно, какими путями достигается лечебный эффект. Существует теория – когда человек прикасается к животному, происходит энергетический обмен, и животное как бы оттягивает на себя негативную энергию человека, отдавая взамен здоровую. Конечно, это похоже на мистику. Но с профессиональной точки зрения можно сказать, что животные – одни их лучших психотерапевтов. Они, в отличие от многих людей, могут слушать, не осуждают и понимают. Все это крайне важно для человека, особенно для того, кто испытывает определенные психологические проблемы.

Зоотерапия прекрасна тем, что не имеет противопоказаний, пожалуй, кроме аллергии на шерсть животных. Врачи отмечают, что это также абсолютно естественный немедикаментозный способ оздоровления, не имеющий побочных реакций. К тому же, этот метод лечения не требует больших материальных затрат и спецоборудования и поэтому доступен каждому человеку.

Какие животные нас лечат?

Кошки

Эти животные не только поднимают настроение, но и помогают снять стресс и лечат бессонницу. Особенно полезно держать дома кошек людям, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний. Специалисты утверждают, что при повышении артериального давления нужно в течение нескольких минут погладить кошку, и давление снизится.

Иногда кошки способны находиться рядом с больным человеком часами. Все потому что их привлекает “энергетика болезненности”, и животное без труда определяет место, которое эту энергетику излучает.

Кошки – не только замечательные диагносты, но и почти что физиотерапевтические приборы. Ученые выяснили, что кошачье мурлыканье обладает заживляющим действием, схожим с лечением ультразвуком в диапазоне 20–50 герц.

Британцы, воодушевившись кошачьими способностями, продают белых лечебных кошек в аптеках. Кстати, специалисты считают, что кошки и коты имеют разные терапевтические профили. Так, кошки специализируются на заболеваниях нервной системы и внутренних органов. А коты профилируются на остеохондрозе, радикулите и артрозе.

Собаки

Во-первых, хозяева собак защищены от гиподинамии и ее последствий. Регулярные прогулки со своим четвероногим другом позволят снизить вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и укрепят иммунитет.

Собака в доме – защита нервной системы человека. В истории медицинских исследований есть случаи, когда в результате направленного лечения с помощью собак (канистерапии), исцелялись дети с тяжелыми формами аутизма. Также собаки помогают излечить истерию, неврастению, психастению и неврозы.

Ученые уверены, что собаки способствуют развитию коммуникативных навыков у своих хозяев и повышают самооценку человека. Ваш домашний доктор может быть любой породы, главное, чтобы животное было не агрессивным со стабильной психикой.

Лошади

Иппотерапия, или лечение с помощью общения с лошадьми, подразумевает верховую езду. По сути, это лечебная физкультура, которая имеет доказанную эффективность.

С середины прошлого века врачи применяют этот метод лечения при неврологических и психических заболеваниях. Сегодня центры лечебной верховой езды работают почти в 50 странах мира. В Омске тоже есть такой центр. Организация “Радовесть” проводит занятия по иппотерапии для всех нуждающихся в помощи.

– Занятия мы проводим в парке 30-летия ВЛКСМ в течение всего года, – рассказывает начальник конного клуба “Карусель”, директор общественной организации “Радовесть” Елена Корябина. – Конечно, мы смотрим на показания. Не всем детям, например, можно находиться на холоде, а значит им нельзя проходить курсы иппотерапии зимой. В основном мы занимаемся с детьми от года до 17-18 лет, взрослые тоже есть, но их немного. Основной диагноз людей, обращающихся за помощью, – ДЦП и аутизм.

В прошлом году на иппотерапии у нас было сто человек, в этом году около ста двадцати. В первую очередь, иппотерапия – это психологическое воздействие, на лошади всадник чувствует себя увереннее, особенно это важно для неходящих детей. Для аутичных детей лошадь – посредник, она бессловесная, с ней проще общаться. Лошадь дает понять, как правильно двигаться. Ребенок, находящийся верхом, получает некий стереотип движения, у детей с ДЦП развивается равновесие, с лошади они переносят понимание правильно держать себя на землю. Еще не создано ни одного технического приспособления, которое позволило бы имитировать механизмы движения, которые ребенок может усвоить в процессе иппотерапии.

Специалисты советуют использовать иппотерапию при нарушениях опорно-двигательного аппарата, полиомиелите, сколиозе, детском церебральном параличе, умственной отсталости и других заболеваниях. Доказано, что общение с лошадьми формирует положительный эмоциональный фон, который сам по себе является целебным.

Аквариумные рыбки

Маленький островок океана в квартире окажет положительное влияние на психику. Наблюдение за плавающими в аквариуме рыбками снимает стресс. Поэтому эти животные больше всего подходят тем, кто постоянно испытывает депрессию и страдает неврозами. Терапевтический эффект достигается после 15 минут, проведенных перед аквариумом. Максимальная продолжительность процедуры – полтора часа.

Подойдет аквариум семьям, в которых растет маленький ребенок. Рыбки помогут ему лучше учиться. Оказывается, они способны повысить интеллектуальный уровень человека.

Кроме того, наличие аквариума в доме формирует особенный благотворный микроклимат. Испаряющаяся вода увлажнит воздух, что позволит избежать возникновения астмы и простуды. Вообще яркий аквариум вызывает у его хозяев радость и чувство благополучия. А по некоторым данным он даже способствует укреплению семейных отношений.

И другие животные

Грызуны помогут тем, кто испытывает проблемы в общении с людьми. Они помогают своим хозяевам преодолеть неуверенность в себе, избавиться от комплексов и замкнутости. Как уверяют специалисты, белые крысы профилируются на лечении неврозов. А кролики и хомяки лечат болезни суставов.

Домашние птички повышают творческую активность и работоспособность человека. Попугаи могут облегчить боли в сердце, вылечить заикание и неврозы. Пение канареек также успокоит нервы и повысит настроение.

Рептилии – лекари нервной системы человека. Посещение террариума оказывает положительное воздействие на больных неврастенией или слабоумием. Специалисты предупреждают – лечебное общение с холоднокровными животными не подразумевает физического контакта, для медицинского эффекта достаточно зрительно взаимодействовать с земноводными.

На самом деле, все живые существа способны оказывать терапевтическое воздействие на организм человека. Разница только в степени эффективности этого воздействия и места проживания пациента. Так, например, в некоторых странах мира для зоотерапии используют даже кур, коз, лам и осликов. В Африке лечатся с помощью слонов и крокодилов, в Австралии с помощью кенгуру. Главное не забывать, что любая зоотерапия при серьезных расстройствах здоровья должна сопровождать специализированное медицинское лечение, а не замещать его.

«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Светлана Донская
«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Лошадь – уникальный «живой тренажер», который приводит в тонус сразу все мышцы всадника. А о положительном психотерапевтическом эффекте, который это животное оказывает на психоэмоциональное состояние человека, написано множество научных трудов.

Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и поведений; расширяются представления ребенка как о животных, так и о природе в целом.

Занятия иппотерапией корригируют недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и пр.).

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд, развиваются механизмы эмоционально-волевой регуляции, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолеть трудности.

Целью нашей работы является создание условий для комплексной абилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи и с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом лечебной верховой езды – иппотерапии.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Профилактика и коррекция нарушений осанки, стабилизация мобильности позвоночника, выработка и активизация правильной осанки;

3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, крупной и мелкой моторики;

4. Стимулирование речевой активности, развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Развитие эмоциональной сферы, снижение уровня тревожности.

Два раза в неделю в наш детский сад приходят лошадки. Дети с большим нетерпением ждут встречи с ними.

Общение с лошадью оказывает неоценимое воздействие на коррекцию речевого развития ребёнка. Инструктор изучает лексико-тематический план логопеда и согласно ему работает с детьми. Логопедом ведётся тетрадь взаимосвязи с инструктором, там прописываются задания на неделю по лексической теме: это пальчиковая гимнастика, заучивание стихов, потешек, поговорок и если идёт автоматизация поставленных звуков, то подбирается речевой материал для ребёнка индивидуально.

Читайте также:  Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Занятие с детьми строится из определенных частей.

1. Дыхательная гимнастика

2. Развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса. (пропевание гласных)

3. Упражнение вдоль лошади «мельница»

4. Упражнение лежа поперёк лошади на животе

5. Наклоны прямыми руками к ушкам и к хвосту «вертолетик»

6. Развитие мелкой моторики.

7. Катание ребенка лицом назад. Дуем мыльные пузыри. Посадка задом стимулирует работу мышц, которые при других условиях используются не достаточно, а т. к. при посадке задом панорамное зрение отсутствует – мышца глаза концентрируя внимание напрягается и через некоторое время расслабляется (когда мы смотрим куда полетели мыльные пузыри, в процессе осваиваем понятия: много – мало, один; большой – маленький; высоко – низко; над – под – около и др., это способствует развитию мышцы глаза и развивает дыхательную систему.

9. Обязательной частью занятия является заключительная часть – релаксация. Ребёнок ложится на спину вдоль лошади, головой в сторону крупа. Затем на животе вдоль лошади. Такое положение способствует расслаблению, снятию напряжения. Часто дети прибывают в состоянии близком ко сну, что свидетельствует о комфортном, расслабленном состоянии, снятии напряжения, высокого уровня тревожности и др. проявлений мешающих малышу развиваться.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 — 2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы всадника при различных посадках и положениях тела (сидя передом и задом в отношении к голове лошади, лёжа на спине и животе, вдоль и поперёк лошади) и выполнении определённых упражнений, усиливая кровоток. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Так же очень важен психогенный фактор который складывается из общения с живым организмом — лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит ребенку ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле, людьми. Кроме этого необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг ребенка (манеж или ливада на открытом воздухе, которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

После такой работы ребёнок идёт на занятие к логопеду. Пока ребенок расслаблен мы проводим логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию звуков.

Хочется отметить ещё один положительный момент – у детей заметно снизился процент заболеваемости.

Иппотерапия в детском саду Уже несколько лет в нашем детском саду функционируют занятия иппотерапией, данную услугу, абсолютно бесплатно, предоставляет городская.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Коррекционное логопедическое занятие с применением метода иппотерапии
консультация по логопедии по теме

В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Коррекционное логопедическое занятие31.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 комбинированного вида»

С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА

ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

первая кв. категория

первая кв. категория

Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Проблема эта интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться актуальной. И, прежде всего, в психотерапии и коррекционной педагогике.

В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим, одним из нетрадиционных иэффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений, является метод лечебной верховой езды (иппотерапии).

Иппотерапия(от греч. «hippos»- лошадь) – метод лечения с помощью лошадей, общения с ними, относится к физиотерапевтическим методам лечения, является особой формой ЛФК. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на развитие ребенка. Правильно подобранные движения не только создают определенный потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. А. В. Семенович указывает на то, что «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении речью, чтением, письмом».

Принципиальным отличием данного метода от других технологий является то, что он располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. В качестве специфического элемента здесь выступают колебательные ритмичные раскачивания в трех измерениях с частотой 90-100 колебаний в минуту, возникающего в результате определенного аллюра (хода лошади). Все эти движения имеют не только механическое и физическое воздействие, но и приводят к мышечной релаксации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Колебательные движения передаются и на все внутренние органы, улучшая их функцию.

Лечебная верховая езда(ЛВЕ) создает возможность для развития моторики, а использование специальных упражнений, во время езды на лошади, способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, ориентации в пространстве.

Абилитация с помощью ЛВЕ входит составной частью в общую программу коррекционно-развивающей работы и является вспомогательным средством, отнюдь не заменяя традиционные подходы, а лишь дополняя их.

Система коррекционно-развивающей работы с применением иппотерапии основана на методе замещающего онтогенеза А. В. Семенович, который опирается на принципы строения, развития и реабилитации высших психических функций и предполагает комплексную нейропсихологическую коррекцию и абилитацию процессов развития дошкольников с нарушениями речи.

Занятия иппотерапией с дошкольниками с нарушениями речи проходят на базе МКДОУ детский сад № 66 города Новосибирска, совместно с АНО «Оздоровительный центр иппотерапии».

Логопедические группы детского сада реализуют Программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, что обязательно учитывается при разработкеиппотерапевтических занятий. Коррекционно-развивающие занятия на лошади проходят два раза в неделю в первой половине дня во время прогулки.

Работа с ребенком предполагает не только формирование основных двигательных навыков и коррекцию психомоторных функций, но и закрепление пройденного лексического материала. Инструктор-иппотерапевт изучает комплексно-тематический план учителя-логопеда и согласно ему проводит работу с детьми с нарушениями речи, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии.

Индивидуальная рабочая тетрадь по иппотерапии предназначена для детей 4-6 лет. Позволяет сделать СД более обширной и занимательной. Задания, содержащиеся в тетради, помогают закрепить знания, умения и навыки, которые получают дети в процессе занятий иппотерапией.

В рабочей тетради, в соответствии с темой, предлагается ребенку нарисовать, дорисовать недостающие детали, части тела лошади; раскрасить; соединить, например, части сбруи лошади или указать последовательность при одевании уздечки, седла и т.д. (Приложение)

Индивидуальное иппотерапевтическое занятие длится 15-20 мин. под руководством инструктора – иппотерапевта, лошадь ведет коновод.

Первое вводное занятие проводится без лошади, дети идут на экскурсию на конный двор, там дается информация о правилах поведения, безопасности.

Второе занятие – ориентировочное : знакомство с лошадью, с их кличкой, породой, привычками, возможна посильная работа на конюшне. Хорошо подготовленное вводное и ориентировочное занятия демонстрируют основные принципы всей работы – безопасность, стремление познавать новое и интересное, лечение и удовольствие.

Третье и последующие занятия – относятся к разряду основных.

План коррекционного занятия по иппотерапии :

1. Подготовительный этап – приветствие лошади ребенком, подготовка ребенка и лошади к занятию (выявление настроя ребенка через разговор, наблюдения); разминка перед ездой (предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела). Например:

– подскоки на месте в разных вариантах;

– бег на месте с высоким подниманием колена;

– сгибание туловища вперед, назад и в стороны (растягивание верхней части корпуса) и т.д.

2. Этап установления контакта с лошадью – ребенку разрешают потрогать, погладить, поговорить с животным;

3. Основной этап – выполнение комплекса речевых и двигательных упражнений на лошади; релаксация;

4. Заключительный этап – ребенок благодарит лошадь за занятие, прощается с ней, дает угощение.

Включение ребенка в коммуникативную деятельность происходит в процессе общения с инструктором, это комментирование действий ребенка, лошади, описание окружающей действительности, стимулирование звукоподражания(посыл лошади – «Но», остановка – «Тпру»).

Факт общения с лошадью побуждает ребенка и на необходимость невербального контакта с инструктором – кивок головой, глазной контакт, мимика. Появляется и подражание окружающим шумам, выражениям, позам.

Комплекс коррекционных упражнений применяемых на занятии

Дыхательные упражнения способствуют оптимизации газообмена и кровообращения, обеспечения вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения входят в структуру занятия и предшествуют другим упражнениям. Детей обучают четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждый из них может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.

Упражнения можно выполнять как сидя на лошади, так и стоя, перед занятием или во время, спустившись на землю.В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, под непосредственным контролем специалиста.

Растяжки – это упражнения, направленные на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Выполнение упражнений на растяжки выполняется на стоящей лошади: «Наклоны», «Достань до хвоста», «Дотянись до ушей лошади», «Достань рукой до противоположной ноги» и т.д.

Гимнастические упражнения для тренировки базовых рефлексов, мышц тела, ног, спины могут выполнять различные функции .

1. Растягивание и расслабление отдельных групп мышц или суставов:

– круговые вращения ступнями ног;

– лечь вперед на шею лошади и погладить ее (это упражнение также способствует лучшему ориентированию на лошади);

– сидя в седле полностью откинуться назад и лечь на спину лошади, ноги и руки свободно и расслабленно свисают вдоль боков лошади (упражнение выполняется без седла);

– различные наклоны корпуса из стороны в сторону и т.д.

2. Укрепление некоторых мышечных групп:

– дотронуться правой рукой до мыска левой ноги и наоборот;

– сцепить руки на затылке и отвести локти назад (или выпрями руки в стороны на уровне плеч);

– одной рукой погладить лошадь у репицы (с обеих сторон).

3. Прочие функции (например, улучшение ориентирования, обучение ритму движения, улучшение схемы тела и ощущения собственного тела, расслабление).

Артикуляционная гимнастика способствует расширению сенсомоторного опыта, выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для занятий подходят все комплексы артикуляционной гимнастики, предпочтение определяется исходя из нарушений звукопроизношения ребенка, стадии формирования звука, лексико-тематического плана логопед.

Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий на лошади используют связанные с верховой ездой слова и упражнения с речевым аппаратом. Это усиливает мотивацию ребенка и дает быстрый эффект. Можно использовать классические логопедические упражнения или придумать множество игр. Например,

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

«Лошадка едет тихо»

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произношении звука “л”.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Применяются так же и упражнения для развития кинестетических и кинетических возможностей: тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.

Упражнения с мячом направлены на формирование динамической организации двигательного акта, ловкости. Развитие ловкости – одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции, способствующая развитию высших психических функций. Составным компонентом коррекционного занятия могут быть упражнения направленные на метание в цель или корзину мяча, как в статическом состоянии, так и с движущегося объекта – лошади; круговые движения мячом вокруг туловища, затем переложить мяч спереди в левую руку, а сзади – в правую руку; сменить направление.

Можно использовать мягкие или массажные мячики разных размеров и цветов. Они стимулируют тактильные ощущения ладошек. При работе с несколькими мячиками, ребенок учиться различать их по размеру, перекладывая из правой руки в левую и наоборот; крепко держать мячик и просовывать его в резиновое кольцо в разных направлениях; прокатывать по спине лошади, по крупу.

Гимнастика для глаз применяется для расширения глазодвигательного репертуара. Каждое занятие выполняется сначала на стоящей лошади, медленно и тщательно, иногда, целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо яркого предмета, например, игрушки. Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, затем за своей рукой, направляемой взрослым, наконец, перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом – другой, потом – обеими вместе. Необходимо следить за плавностью движений взгляда ребенка и его стабильности удержания предмета.

После того, как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение – на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы – на фазе задержки. Возврат в исходное положение – на пассивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.

Пальчиковая гимнастика – упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Для развития моторики пальцев руки, проводится упражнение с прищепками, которые необходимо нацеплять на гриву лошади или к полям шлема, что также тренирует целенаправленные движения и мануальные умения, а заодно и различение цветов, количества, размера.

Стимулирование ориентации в пространстве . Работа с лошадью – это всегда работа в пространстве. Так, чтобы взять в руки поводья, держать их крепко и правильно останавливать лошадь или направлять ее движение, требуется некоторое умение. Учась этому, ребенок закрепляет понятия «вправо – влево», «вверх – вниз», учится ориентироваться в пространстве и направлении, на опыте постигая побуждающую к действию мотивацию.

Вот некоторые из применяемых упражнений:

– «Оставить следы», т.е. поехать верхом по разрыхленному песку и проверить, когда отпечаток копыта появляется на песке – это значит определить и быть в состоянии снова найти свое место и место лошади в пространстве;

– преследовать, перегонять и оставлять позади другие объекты – все это означает наличие связей в пространстве и восприятия пространства и времени;

– бросать мяч, следя за ним глазами, и снова вернуться к нему через круг – перманентность объекта в пространстве;

– потрогать лошадь «сколько хватит рук» (лежа на ней или сидя) – все это помогает установить связь в пространстве между собственным телом и телом лошади.

Или, можно посадить ребенка задом наперед (лицом к хвосту) и начать игру с хлопками по крупу лошади, этим снимая предшествовавшее напряжение и развивая панорамное зрение, одновременно разрабатывая новые двигательные навыки и тренируя равновесие.

Фантазировать на тему различных вариаций можно безгранично. Важно проявлять инициативу, активно вовлекая детей в действие. Многие из названных упражнений возникли ситуационно в процессе игры с детьми.

Упражнения на формирование слухового восприятия и чувства ритма . Развитие слухового гнозисаначинается с расширения его репертуара, используя для этого природные шумы: шелест листьев и травы, цокот копыт, ржание и храп лошади и т.д. При этом все неречевые звуки надо сочетать с чувством ритма и лишь затем, переходить к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира.

Ритм в диалоге движения является опытом, закрепленным еще на ранней стадии развития ребенка. Он приобретает особую значимость для качества ощущений движений лошади. Развитие чувства ритма осуществляется по средствам катания на лошади, совмещения ритма с дыханием, движением, прохлопыванием, проговариванием слогов, слов «громко-тихо, быстро-медленно» и т.д.

Релаксация проводится в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Интеграция в теле -релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений – является частью единого процесса. Ребенок ложиться на круп лошади и расслабившись, глубоко дыша, закрыв глаза, проезжает 2-3 круга. Тем самым снимается накопившееся во время занятия напряжение, и восстанавливаются силы.

В приложении приведена структура логопедического занятия с применением метода иппотерапии.

Итак, иппотерапия – один из инновационных и действенных методов психомоторной коррекции нарушенных функций у дошкольников. Процесс иппотерапии совмещает в себе воздействие ритма движения лошади и специально подобранных упражнений на тело и психику ребенка. На занятиях реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического – через движения, выполняемые ребенком на идущей шагом лошади, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. Этот метод коррекции всегда является комплексным, даже когда идет упор на тренировку моторики.

Положительное влияние использования лошади достигается с помощью ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки в тесной физической коммуникации ребенка и лошади. Разнообразие движений и ощущений, роль лошади в качестве незаменимого живого партнера, сотрудника, ведет к развитию, а в некоторых случаях – и формированию двигательных, сенсорных, психических и социальных способностей.

Иппотерапия: лечат лошади

Иппотерапия – это не метод лечения, а скорее восстановительная процедура. Ее активно применяют при врожденных патологиях в функционировании двигательного аппарата, травматических повреждениях или при расстройстве определенных функций мозга.

Особенности занятий

Процедура иппотерапии заключается в следующем: человек самостоятельно или при помощи других людей влезает на лошадь. Врач-инструктор в течение определенного времени водит лошадь, после чего пациент спускается.

Вначале сеанс иппотерапии длится не более 2-3 минут, однако постепенно это время увеличивается до получаса. Для полного курса занятий обычно требуется не менее полутора месяцев.

Однако это лишь внешняя сторона процесса. Фактически иппотерапию можно отнести к методикам лечебной физкультуры. При этом лошадь используется не только для тренировки определенных групп мышц, но и как инструмент коррекции психоэмоциональной сферы.

Лечебное воздействие процедуры

Лечебный эффект от иппотерапии особенно явно выражен при работе с детьми. Даже погруженные в себя малыши оживают, когда слышат предложение прокатиться на лошади. Благодаря этому им удается справиться со своими физическими недостатками и преодолеть болезнь. Помимо этого, иппотерапия позволяет поднять самооценку ребенка, ведь в процессе езды он не ощущает себя инвалидом.

При таких заболеваниях, как аутизм, животное играет роль посредника с окружающим миром. Кроме того, эффект от сеансов иппотерапии заключается в том, что животное может стать питомцем, который не только нуждается в заботе, но и побуждает ребенка контактировать с окружающими. Конечно, все это относится не только к детям: взрослые на сеансах иппотерапии чувствуют себя примерно так же.

Если говорить о физическом контакте, то иппотерапия позволяет одновременно задействовать все группы мышц. Это связано с тем, что во время езды человек пытается удержать равновесие, причем выполняет это бессознательно. Также иппотерапия позволяет восстановить интегративные способности мозга, что особенно важно для людей, перенесших инсульт.

Эффективность лечебного воздействия

Результативность иппотерапии оценивают по двум основным показателям – медицинскому и социальному. В первом случае польза таких занятий очевидна:

  1. Пациент учится удерживать равновесие.
  2. Иппотерапия позволяет тренировать все группы мышц.
  3. Занятия увеличивают выносливость.
  4. Иппотерапия улучшает пространственную координацию.
  5. Процедура позволяет корректировать обратимые изменения позвоночника.
  6. Во время занятий иппотерапией устраняются мышечные спазмы.

Что касается психологической и социальной реабилитации, эффективность иппотерапии заключается в следующем:

  1. Улучшается психоэмоциональное состояние больного.
  2. Повышается самооценка.
  3. Улучшаются навыки коммуникации.
  4. Формируются навыки в уходе за лошадьми.

Каких лошадей используют для занятий?

Для иппотерапии используют не всех лошадей. В первую очередь животное должно быть выносливым, поскольку в некоторых случаях оно вынуждено нести одновременно двух всадников – пациента и инструктора.

Кроме того, очень важно, чтобы у лошади была спокойная походка, мягкий характер и опыт общения с людьми. Обычно для иппотерапии используют животных низкого роста или пони, ведь на них значительно легче посадить человека. Но в большинстве центров иппотерапии все-таки есть разные лошади – это дает возможность подобрать подходящее животное любому человеку.

Какие заболевания лечат при помощи процедуры?

В первую очередь иппотерапия используется для терапии опорно-двигательных нарушений. К ним относятся:

  • детский церебральный паралич;
  • врожденные или приобретенные нарушения позвоночника;
  • параличи после инсультов;
  • сколиозы.

Также существует мнение, что иппотерапия эффективна при генетических миодистрофиях или рассеянном склерозе.

Еще одна широкая группа заболеваний, которые лечит иппотерапия, включает различные нарушения психологической и интеллектуальной сферы:

  • депрессивные состояния;
  • детский церебральный паралич;
  • аутизм;
  • навязчивые состояния.

Также иппотерапия используется для лечения неврозов. Она является эффективным средством восстановления после ампутации. Иппотерапию используют и для адаптации людей, которые утратили слух либо зрение.

Когда стоит ждать результатов?

В первую очередь следует понимать, что быстрых результатов иппотерапия не принесет. Конечно, в редких случаях удается получить эффект уже после первого занятия, однако случается это далеко не с каждым человеком.

Именно поэтому так важно настроиться на продолжительное ожидание и отмечать любое позитивное изменение. В начале занятий иппотерапией человеку необходимо научиться сидеть верхом, самостоятельно влезать на лошадь и т.д. Постепенно многим людям удается отказаться от коляски, но на это может уйти один или два года.

Стандартный курс иппотерапии включает 10-20 ежедневных занятий, после чего оставляют по 1 занятию каждую неделю.

Противопоказания

Иппотерапией не стоит заниматься в следующих случаях:

  1. Наличие состояний, угрожающих жизни человека.
  2. Тяжелые формы сердечных нарушений.
  3. Заболевания крови, включая гемофилию – недостаточную свертываемость крови.
  4. Болевой синдром.
  5. Воспалительные заболевания в острых формах.
  6. Субфебрильная и высокая температура.

Существуют и относительные противопоказания к занятиям иппотерапией. Они включают любые болезни, протекание которых после процедуры может ухудшиться. Иппотерапией не стоит заниматься при наличии следующих болезней:

  • остеопороз;
  • операции на мозге и позвоночнике;
  • аллергические реакции на шерсть;
  • эпилепсия.

Особенности лечения детей

Главная особенность в лечении иппотерапией детей в том, что к этому процессу следует подходить очень ответственно. Дети быстрее реагируют на терапию, однако их эмоциональное состояние напрямую определяется успехами и одобрением близких.

Именно поэтому во время занятий иппотерапией следует внимательно наблюдать за состоянием ребенка. Если есть необходимость, режим занятий можно скорректировать. Очень важно во время занятий иппотерапией хвалить ребенка, отмечать улучшения в его состоянии и появление новых навыков.

Также дети нуждаются в обязательном контроле со стороны взрослых. Взрослые люди во время сеансов иппотерапии обычно понимают, к чему может привести падение, тогда как дети просто не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы осознать возможные угрозы.

При этом работать с малышами значительно легче, ведь ребенка проще уговорить сделать то или иное упражнение, его всегда можно развеселить. Более того, положительный эффект от иппотерапии у детей проявляется намного быстрее.

Отношение традиционной медицины к конной реабилитации

Возможно, иппотерапия не слишком известный метод лечения, однако его перспективность сегодня понимают очень многие. Конечно, данная методика не противоречит методам традиционной медицины, она не в состоянии заменить лекарственную терапию или хирургическое вмешательство. Однако наряду с этим иппотерапия является необыкновенно эффективным методом восстановления после операций и травматических повреждений, она успешно справляется со многими врожденными патологиями.

В отличие от традиционных методик, иппотерапия способна воздействовать не только на физическое состояние человека, но и на его эмоциональный настрой. Именно этим можно объяснить столь высокую эффективность данной процедуры.

Достоинства и недостатки

К положительным моментам можно отнести следующее:

  1. Физический эффект от иппотерапии дополняется эмоциональной составляющей.
  2. Иппотерапия дает позитивные результаты при таких патологиях, как аутизм и ДЦП.
  3. Дети с радостью ходят на сеансы иппотерапии и не испытывают отрицательных эмоций.

Основными недостатками является следующее:

  1. Иппотерапия считается достаточно дорогим методом лечения.
  2. Чтобы попасть на сеанс, следует добираться до центра иппотерапии.
  3. Существует угроза упасть во время сеанса иппотерапии.
  4. Чтобы получить результаты от иппотерапии, следует пройти целый курс.

Иппотерапия – это очень действенный метод восстановления после операций, травм, тяжелых болезней. Конечно, она не способна полностью заменить средства традиционной медицины, однако является эффективным реабилитационным мероприятием, которое помогает значительно улучшить качество жизни человека.

Читайте также:  Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы
Ссылка на основную публикацию