Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения

Развитие моторной сферы ребенка, имеющего нарушения речи

Разделы: Логопедия

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

А) Упражнение «Лягушки»:

– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

Б) Упражнение «Слоник»:

– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)

В) Упражнение «Змейка»:

– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

Г) Упражнение «Лошадка»:

– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

Д) Упражнение « Окошко»:

– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)

Е) Упражнение «Блинчики»:

– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

З) Упражнение «Шарик»:

– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)

И) Упражнение «Часики»:

– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

К) Упражнение «Чистим зубки»:

– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

4 – Упражнение «Осенние ветки».

Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
Ветки распускаются.Развести руки в стороны
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

Родителям предлагается помочь своим детям.

3 – Подвижная игра «Найди пару».

Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

Этап соревновательный, завершающий

В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Содержимое публикации

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев”.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, при несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

На современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры, так и различные здоровьесберегающие технологии.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

“При поражении нижне-лобных отделов сенсо-моторной области коры фонематические нарушения характеризуются недостаточным пониманием речи окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или заменами звуков.

“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не сформирован, наблюдается нечеткость, смазанность речи, нестойкие звуковые замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание.

“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой речевой активности наблюдается замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.

Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…” Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношение к речевому процессу.

По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Такая успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательно-коррекционной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственной ориентации на себе.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

В своей работе можно использовать следующие виды здоровьсберегающих

технологий: медико-профилактические;физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики и Су Джок.

Предполагаемые результаты нетрадиционной работы

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок ,особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 9 комплексов. Каждый комплекс разучивается в течении недели, затем повторяется.

Комплекс состоит из 8 упражнений:

– кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно;

– биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно.

Работа начинается с простых упражнений, типа “ Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Авторские сказки с использованием Су Джок массажеров, семянотерапии, жгутотерапии используются с целью воздействия на систему соотвествия биологически активных точек и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала. Вместе с психологом проводиться психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по плаванию – дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

«Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации педагогам по их преодолению»

Нарушения речи- одно из самых распространенных явлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли. Приводятся практические рекомендации по работе со звукопроизношением, словарем, грмматическим построением речи.

Просмотр содержимого документа
««Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации педагогам по их преодолению»»

«Коррекция речевых нарушений у детей и

рекомендации педагогам по их преодолению»

Нарушения речи- одно из самых распространенных явлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нару- шениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи ( алалии, ринолалия, дизартрия).

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфо- логических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребен- ка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы ( умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неус- певаемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей на логопедические занятия. Для них провожу беседы в «Маминой и папиной» школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям..

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля; учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.

Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.

Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукоп- роизношением и звукоразличием.

Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.

В нашей школе сформированы: группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, куда входят дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, группа с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Преодоление ФФН достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.

В группу для детей с ОНР отобраны дети сводной группы, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Группа детей с ОНР укомплектована с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Основной контингент группы составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.

В группу ЗПР собраны дети с синдромом временного отставания развития

психики в целом или отдельных ее функций ( моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Основная форма ЗПР данной группы обусловлена психическим и психо-физическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы).

У учащихся данной группы часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью у них является выраженное нарушение функции активного внимания.

Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.

А сейчас я хочу остановиться на тех рекомендациях и практических советах, которые предлагаю всем педагогам дошкольного и начального обучения использовать в своей работе.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C’]

Проговори «слова-друзья» тройками

Стол –сток – стоп;

Оса – лиса – роса;

Фикус – минус – вирус;

Фокус – глобус – автобус;

Носок – песок – кусок;

Маска – каска – пляска;

Весы – носы – усы;

Кокос – покос – насос.

Повтори чистоговорки

Са-са-са – самокат, сова, лиса.

Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.

Со-со-со – сода, соболь, колесо.

Су-су-су – суп, посуда, путасу.

Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.

Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.

Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.

Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.

Аса-аса-аса – колбаса и касса.

Осы-осы-осы – волосы и косы.

Усы-усы-усы – сарафан и бусы.

Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.

Мы учим звук С

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Мы со звуками играем:

С-С-С – мы повторяем.

Мы стараемся, свистим:

Стоп! – и снова посвистим.

Произносим С в слогах,

Произносим С в словах:

Автоматизация звука Ш

Повтори чистоговорки

Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.

Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши

Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Мы учим звук Ш

Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,

Шумно «шипят» малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уж и окошко,

Шишка, лягушка, шубка и чашка,

Шапка, кукушка, шиповник и кашка,

Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,

Мишка, катушка, мальчишка и шапка.

Мы со звуком Ш играем

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шортики, лягушка.

Найди лишний предмет

Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).

Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).

Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).

Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).

Угадай, что в шелковом мешке?

Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие звукопроизношения в онтогенезе. Причины возникновения дислалий. Дефекты строения речевого аппарата. Направления и методы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Принципы отбора игр.

РубрикаПедагогика
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления11.08.2016
Размер файла1,2 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе

1.2 Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников

1.3 Методические подходы к коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов

Глава 3. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Основные принципы, направления и методы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

3.2 Содержание логопедической работы

3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов

Список использованных источников

Актуальность. В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. Овладение правильным звукопроизношения является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой доказано, что 25-30% учащихся, испытывающие значительные речевые трудности, не способны полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений, испытывают трудности в овладении чтением и письмом [38, с. 5].

Самым распространенными недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения [50, с. 9]. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения [59, с. 541].

Следовательно, существует необходимость целенаправленного формирования у старших дошкольников звукопроизношения [4, с. 5].

Степень разработанности. Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами ее коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, Е.И. Радиной и др.

Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков подробно изучена и освещена А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской.

Наиболее разработанным в логопедической литературе является вопросы диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи. В частности, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Е.Ф. Архиповой, О.Е. Грибовой, О.Б. Иншаковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой, А.Г. Ипполитовой, Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульского, Т.А. Фотековой и др.

Проблема. Недостаточная разработанность приемов и методов, направленных на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, обусловливает необходимость разработки более эффективных методов и приемов.

Гипотеза. Мы предположили, что специально организованная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечит у них преодоление нарушений звукопроизношения, при проведении коррекционной работы поэтапно с использованием специально подобранных упражнений, наглядных средств в игровой форме.

Объект: нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель выпускной квалификационной работы. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и исследовать ее результативность.

Теоретико-методологической базой послужили аналитические материалы, содержащиеся в литературе, научных публикациях, монографиях вышеназванных и других авторов, а также статистические данные и результаты социологических исследований в исследуемой области.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет расширить имеющиеся знания об особенностях звукопроизношения у детей дошкольного возраста и углубить представление о системе логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в работе логопедов и воспитателей в детских садах, с целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с нарушениями звукопроизношения.

Методы исследования: теоретические (анализ литературных, источников) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; обобщение и сравнение; количественная и качественная обработка, интерпретация результатов).

База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 города Ачинска Красноярского края.

Первый этап (сентябрь 2015 года) – проведение констатирующего эксперимента, выявление уровня звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов исследования.

Второй этап (октябрь 2015 – март 2016) – проведение формирующего эксперимента, логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;

Третий этап (апрель 2016) – проведение контрольного эксперимента; обследование уровня сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов исследования.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка [47, с. 102].

Проблемой становления звукопроизношения детей дошкольного возраста занимались многие ученые, в том числе М.М. Алексеева, Л.Н. Ефименкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и многие другие, которые отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения.

Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляцион-ного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата) [17, с. 36].

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Известно, что речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни [37, с. 125]. В литературе вопросам становления речи в онтогенезе при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Некоторые исследователи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгард-Пупко) первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов, которые резко отличаются от дальнейшей речи ребенка; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи Так, Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает два этапа формирования речи: до 2-х лет – подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи. Описание поэтапного развития речи ребенка дает А.А. Леонтьев, выделяя следующие этапы: подготовительный этап – до одного год; пред дошкольный этап – до 3 лет; дошкольный этап – от 3 до 7 лет; 4-й – школьный – от 7 до 17 лет. При этом, он указывает, что выделенные им временные рамки последовательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам) [25, с. 2].

Подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления А.Н. Гвоздев. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, при этом твердые губные – раньше мягких губных, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные – раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй.

В целом же, к полутора годам дети должны правильно воспроизводить числе слогов в двусложных словах, а к двум – в 75% случаев в слове из трех все три слога. Сравнительно легко дети воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску (радость, недовольство, страх). Сходно произносимые звуки ребенок к концу второго года усваивает сразу группами. На третьем году, слыша образец, пытается исправить свое произношение. В это же время, не умея еще произносить правильно какой-нибудь звук, ребенок улавливает ошибочное его произнесение другими. К трем годам дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «со­сулька – Сашулька», «баран – барабан», «шар – шарф, шкаф». Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни во многом общие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (Р, Л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38% до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова [17, с. 92]. В этот период, в качестве основного момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, неусвоенность звуков В, В’, Ф, Ф’ объясняется еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. А неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков Н, Д, Т, С, З, Л. Механизм вибрации, необходимый для звуков Р, Р’ и работа по поднятию передней части языка Ш, Ж, Щ, Ч также сложны для всех детей.

Процесс звукопроизношения ребенка при нормальном речевом развитии можно кратко охарактеризовать следующим образом: в 3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи – звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, В, Ф, а звуки Ч, Щ на ТЬ, Ц, СЬ, звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ. В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, допускается замена свистящих и шипящих на звуки Т, Д, шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук Р. В 5-6 лет уже правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.

Норма усвоения звуков по годам показана в табл. 1.

Таблица 1. Норма усвоения звуков ребенком (по годам)

Консультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Консультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Дышим правильно — говорим легко

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох и четкая артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. Между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается. Нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покос, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение в речи имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  1. подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  2. слишком большой вдох;
  3. учащенность дыхания;
  4. укороченность выдоха;
  5. неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.

Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Обратите внимание!

При занятиях гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • Не заниматься в пыльной, не проветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды.
  • 3анятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движения.
  • Не переутомляться.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. Затем продолжить сидя или стоя. Тренироваться надо до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
  2. Вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать — через рот.
  3. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, чтобы можно было еще добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный , без усилий.
  4. Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки. На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов.
  5. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

1) Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна остаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот. Живот опускается и втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных упражнений. После отработки упражнение делать сидя или стоя.

2) Сделать плавный вдох носом, поднять руки вперед и развести их вверх и в стороны. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха.

3) Упражнение следует делать лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении.

Упражнение для воспитания навыков правильного выдоха

«Фиксированный выдох»

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом, распределить длину выдоха на 10-15 секунд.

«Форсированный выдох»

Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»)

«Теплый выдох»

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«Свисток»

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный свист. Свистеть легко, свободно.

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

  1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох, похлопать средними пальцами по ноздрям — выдох.
  2. Широко открыть рот и подышать носом.
  3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох.
  4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем- вдох, Выдох через другую ноздрю.
  5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, (ноздри чередовать).
  6. Вдох широко открытым ртом, Выдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую- закрывать средним пальцем(ноздри чередовать).
  7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох как в 6 упражнении.
  8. Вдох носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце.
  9. Вдох — носом, через 2 ноздри, через 1, выдох через плотно сомкнутые губы: плавно; толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! ); с усилением в конце.
  10. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как собака ).
  11. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый, через левый: плавно, прерывисто.
  12. Вдохнуть через нос и рот одновременно, постепенно толчкообразно выдохнуть через рот.

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.

Особенности речевого дыхания

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

  • произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
  • говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
  • тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
  • плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
  • задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
  • читайте скороговорки на одном выдохе;
  • произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
  • освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
  • во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Читайте также:  Использование элементов музыкотерапии для пациентов с очаговыми поражениями мозга.
Ссылка на основную публикацию