Конспект занятия по коррекции ОНР по теме ‘Дикие животные’

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР. Тема «Дикие животные»
план-конспект на тему

• Расширить знания детей о диких животных;
• активизировать словарь по теме;
• учить отвечать на вопросы;
• учить составлять описательный рассказ;
• закрепить навык образования притяжательных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_dlya_detey_starshey_gruppy_s_onr.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать на вопросы;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, детенышей(заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось).

1Приветствие. Артикуляционная гимнастика. Повторение: ,,Овощи,, , ,,Фрукты.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает .

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса)

Летом серый, а зимой белый. (заяц)

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной. (медведь)

– А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-бегемотик, здоровается.

– Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

3. Описательные рассказы о диких животных

– Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?

Чем питается (на кого охотится)?

Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

– Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк – хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь – всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

– Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказывали.

3. Игра . Четвертый лишний,,

Лиса, медведь, волк, лисенок, и т.д.

4.Игра: Соберем пазалы. Собирают разрезные картинки.

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».

Людмила Хораськина
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

• расширить знания детей о диких животных; их внешнем виде и образе жизни.

• Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».

• учить отвечать на вопросы.

• Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

• Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Ход занятия

Логопед. Ребята, когда я шла сегодня в садик, мне передали записку. Прочитаем записку.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесная фея, злая волшебница заколдовала всех лесных зверей: белки мышей ловят, медведи по деревьям скачут, волк на ветке сидит, грибы сушит, заяц в берлоге спит, Просим вас приехать в заколдованный лес и навести здесь порядок.

Логопед: Ребята, вы готовы помочь лесным обитателям, которые страдают от проделок злой волшебницы.

Дети: Конечно, нам нужно срочно отправляться в лес на помощь лесу и его жителям.

Логопед: – Осталось теперь только попасть в заколдованный лес, а поможет нам в этом «волшебное зеркало», которое перенесет нас в волшебный лес, после того как мы выполним Гимнастику для языка.

Логопед: Вот мы и в лесу. Какой красивый лес! Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, медведь, лось.

Логопед: Как назвать этих животных, одним словом?

Дети: Дикие животные.

Игра «Кто, что делает»

«Злая колдунья запутала всех животных». Нам нужно расставить все по своим местам. Я начну, а вы должны закончить предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):

Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Медведь (что делает) — переваливается, ревет, спит,.

Лиса (что делает).

Заяц (что делает).

Что делает белка?

Что делает ежик?

Что делает волк?

Посмотрите ребята, еще одно задание оставил нам злой волшебник. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

-лиса, медведь, заяц, дятел

-волк, еж, конь, лиса

-заяц, слон, медведь, белка

-ежонок, медведица, зайчонок, лисенок

-курица, белка, еж, лиса.

Игра «Найди, чей домик».

Логопед: Скажите, пожалуйста, что это? Что изображено на картинке (домики животных).

Злая колдунья перепутала домики у животных. Помогите им! (Дети селят животных в свои домики).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по одному

Есть нора — пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».

Ребята смотрите, плачут зверята они не могут найти своих мам, поможем детенышам найти своих мам.

Встаньте в кружок. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть детеныша.

Логопед: Молодцы, ребята! Думаю, что лесные звери вам очень благодарны за помощь

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Берем «волшебное зеркало». Говорим волшебные слова:

Рас, два, три, четыре, пять,

В наш любимый детский сад.

Логопед: Где мы с вами сегодня побывали?

Зачем мы туда ходили?

Как мы помогали лесным жителям?

Какие задания были для вас легкими?

Какие задания показались вам сложными?

Игра-викторина для старшей группы «Дикие животные» Игра-викторина «В мире лесных животных» для старшей группы детского сада. Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие.

Комплексное занятие для средней группы на тему «Дикие животные» Воспитатель: – Здравствуй дорогие ребята. Сегодня мы с вами продолжим беседу о диких животных. Начнем мы с вами наше занятие с пальчиковой.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект занятие для второй младшей группы. «Домашние и дикие животные» Методические приемы: Создание проблемной ситуации, работа со слайдами, рассматривание объекта, конструирование дорожки из кубиков; Словарь:.

Конспект занятия для старшей группы. Тема: «Дикие животные». Цель: раскрытие творческого, эмоционального, интеллектуального потенциала. Задачи: Развить навыки межличностного взаимодействия со сверстниками.

Конспект занятия по теме: «Дикие животные и их охрана» для старшей группы. Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных в разных частях света и различных климатических условиях. Обратить внимание на.

Логопедическое занятие «Посуда» для детей старшей группы с ОНР Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Посуда», с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, элементов мнемотехники.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Дикие животные» в средней группе Тема: Дикие животные. Цели: 1. Уточнить и закрепить с детьми, кто такие дикие животные, где они живут, как и чем питаются, как называют.

Открытое занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Дикие животные «Волк» Цель: 1. Закреплять знания детей о жизни и повадках диких животных, особое внимание остановить на животном-волке. Познакомить детей с особенностями.

Занятие-путешествие Тема: Постановка звука [Л] «Дикие животные» (подготовительная группа) Цель: постановка звука [Л]. Задачи: 1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. 2. Формировать фонематические навыки. 3. Отрабатывать.

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использования на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_preodoleniyu_leksichekih_narusheniy.docx18.01 КБ
naglyadnyy_material_k_konspektu_zanyatiyabataevoy_m.v..pptx370.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по преодолению лексичеких нарушений.

Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период)
по теме :«Дикие животные»
«В гости к лесным друзьям»

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
2.Уточнить предметный словарь ( медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа (лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат), существительные единственного числа в форме творительного падежа (с медведицей, с ежихой, курочкой, морковкой и т.д.) ,употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить детей использовать в речи антонимы..
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:
Декорация леса , нора, дупло, пенек, деревья . Игрушки зверей: обезьяна, лиса, еж, заяц, белка; коврограф с фигурками диких и домашних животных, корзина.
Раздаточный материал: картинки грибов, орехов, моркови, банана.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», речедвигательного упражнения «В лес отправимся гулять…»
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Угостим животных», «Дикие -домашние», «Слова-неприятели», «Назови ласково».

Логопед:
А вы, знаете, к нам в город приехал зоопарк. И мы сегодня ждем гостя (стук).
Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел.
(берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо).
Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. ( Каждый ребенок здоровается с обезьяной ). Обезьянка хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Слова – неприятели».Анфиса ищет новых друзей. Теперь вы- её друзья, а ещё те, о ком загадки.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,

Дети: Лиса.
Логопед: Как вы догадались?Какая она?
Дети: Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед: Правильно, лиса (достает из норы лису).
Логопед: Лиса живет в норе.
Логопед: У лисы много кого? Ответы детей: лисят.
Сказочное изображение лисы.
Логопед: Как называют лису в сказках?А ласково?
Дети: Лисичка – сестричка , Лиса – Патрикеевна.
Логопед: Покажите Анфисе, как лисичка ходит (дети около стульчиков изображают лису).
(подходят к логову)
Логопед: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Логопед: Как вы догадались? Какой он?
Дети: Потому что он злой, голодный.
Логопед: У волка детеныш кто? Ответы детей: волчонок
Логопед: У волка много кого? Ответы детей: волчат.
Сказочное изображение волка.
Логопед: Как называют волка в сказках? А ласково?

Дети: Волчок – серый бочок, волчище – серый хвостище.
Логопед: Покажите Анфисе, как ходит волк .
Логопед: Зимой – беленький,
Летом – серенький .
Дети: заяц, потому что он зимой белый, а летом серый.
Логопед: правильно, заяц. Заяц живет под кустом.
Логопед: У зайца детеныш кто? Ответы детей: зайчонок.
Зайчата.
Логопед: У зайца много кого? Ответы детей: зайчат.
Сказочное изображение зайца.
Логопед: Как называют зайца в сказках ласково?
Дети: Зайчишка – трусишка, зайка – побегайка.
Логопед: Как зайка прыгает? (дети изображают зайца).
(подходят к пеньку)
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
Дети: Это еж.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Он колючий, у него есть иголки.
Логопед: Ежик живет под елкой.
Логопед: У ежа есть кто? Ответы детей: ежонок.
Ежиха с ежатами
Логопед : У ежа много кого? Ответы детей: ежат.
Сказочное изображение ежа.
Логопед: Как называют ежа в сказках ласково?
Дети: Ежик, без головы и без ножек.
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это…
Дети: Белка (достает белку).
Логопед: Кто у белки детёныши? А много? Живёт в дупле.
Дети: Она любит орешки.
Логопед: Расскажите Анфисе стихотворение о белке.
( Выполняют пальчиковую гимнастику )
Сидит белка на тележке, Хлопают в ладоши и ударяют
Продает она орешки, кулачок о кулачок попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, ^ Ритмично хлопают в ладоши и
Кому в зобок, ударяют кулачками.
Кому в лапочку.
У нас тоже есть угощение для зверей. Давайте угостим животных.
(на подносе муляжи моркови, грибов, курицы, орехов)
Логопед: Вы будете угощать животное, и начинать свой ответ словами «я угощу…»
Д. игра «Угостим животных».
1-й ребенок: Я угощу лисичку молоком.
2-й ребенок: Я угощу белку орешками.
3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.
4-й ребенок: Я угощу ежика грибами.
5-й ребенок: Я угощу волка молоком.
Логопед: Вспомним всех, кого угостили. Как их назвать одним словом?(дикие животные)

(обращается к обезьянке)
Анфиса, теперь ты знаешь, кто живет в лесу.

Логопед :
Пришли в лес! Заблудились!

Заблудились мы в лесу (печально).
Закричали все: «Ау!» (громко).
Никто не откликается (пожимаем плечами).
Лишь эхо отзывается: «Ау» (тихо).
(Анфиса шепчет на ухо логопеду)
Логопед: Вот и поляна. Посмотрите, ребята, сколько здесь животных. Давайте назовем их.

Все ли животные дикие? Некоторые животные заблудились.

Кто это?(дети перечисляют)Как назвать одним словом этих животных?(домашние)

Помогите домашним животным вернуться домой в деревню, а диким животным – в лес (дети прикрепляют фигурки животных к коврографу).
Дидактическая игра «Дикие-домашние»
Какие животные живут в лесу?
Кто в деревне живет? (дети называют животных).
Дети: Дикие: лиса, волк, заяц, медведь, еж, белка.

Домашние : собака, кошка, корова, свинья, лошадь.
Логопед: Ребята, Анфиса вас благодарит за путешествие. Она очень рада, что у неё теперь очень много друзей: и в д/с, и в лесу, и в деревне.

Конспект занятия по коррекции ОНР по теме ‘Дикие животные’

Ильина Елена Викторовна, учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани Республика Татарстан.
Данное занятие продолжает цикл занятий по этой теме. Учитель – логопед ставит задачу контроля умений и навыков по лексической теме «Животные», используя традиционную методику с включением дополнительного компонента обучения представленного упражнениями с использованием мультимедийных средств, которые ориентированы не только на активизацию речи, а также направлены на развитие у ребенка таких значимых качеств, как мышление, память, внимание. Мультимедийные средства делают коррекционный процесс более интересным, разнообразным и выразительным, позволяют повысить мотивацию, заинтересованность детей. На занятии применяются групповая и индивидуальная формы работы.

Дата публикации: 31.05.2018

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по коррекции речи

с использованием мультимедийных средств «В мире животных»

Лексическая тема «Животные»

Продолжительность: 20 – 25 минут

Аннотация. Данное занятие продолжает цикл занятий по этой теме. Учитель – логопед ставит задачу контроля умений и навыков по данной теме, используя традиционную методику с включением д ополнительного компонента обучения представленного упражнениями с использованием мультимедийных средств, которые ориентированы не только на активизацию речи, а также направлены на развитие у ребенка таких значимых качеств, как мышление, память, внимание. Мультимедийные средства делают коррекционный процесс более интересным, разнообразным и выразительным, позволяют повысить мотивацию, заинтересованность детей. На занятии применяются групповая и индивидуальная формы работы.

Список слайдов, используемых на занятии:

  • Закрепление словаря по изучаемой теме, усвоение категории творительного падежа (слайд № 2,3,4,5,6)
  • Дифференциация животных «дикие – домашние», закрепление в речи употребление одушевленных существительных в именительном и предложном падежах (слайд № 7)
  • Зрительная гимнастика (слайд № 8,9)

Конспект занятия

Интегрирование: коррекционное направление

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Учить подбирать прилагательные к слову «животные», дифференцировать животных «дикие – домашние», закреплять в речи употребление одушевленных существительных в разных падежных конструкциях, упражнять в назывании детёнышей животных.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Животные», активизировать словарный запас, упражнять в употреблении слов разной слоговой структуры и падежных конструкций, продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Закреплять навык работы с мышкой – прием «зацепить и перетащить». Формировать навыки работы с компьютером.

Коррекционно – развивающие: Развивать память, мышление, внимание, зрительно – моторную координацию, пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к животным.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса – подбор прилагательных к слову «животные». Закрепление словаря по изучаемой теме, усвоение категории творительного падежа. Закрепление в речи употребление одушевленных существительных в именительном и предложном падежах.

Оборудование и материал:

Демонстрационный: компьютеры или интерактивная доска, презентация в PowerPoint (слайды с заданиями «Чья мама?», «Кто, где живет?»)

Раздаточный: альбомные листы с силуэтами животных по количеству детей, цветные карандаши, бабочки по количеству детей; мяч.

Предварительная работа: выучить текст игры «Вот у нас игра, какая!».

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные методы: демонстрация (рассматривание).

Практические методы: речедвигательное упражнение, упражнение на развитие мимических мышц, гимнастика для глаз, физминутка, упражнение на развитие эмоциональной сферы.

Игровые методы: дидактическая игра; мультимедийная игра.

Словесные методы: беседа, загадки, объяснение педагога, словесные игры.

Ход занятия:

I .Оргмомент. Настрой на занятие

Ребята, давайте, поприветствуем друг друга.

(Дети заходят в зал и встают полукругом, чередуясь, мальчики и девочки. Они берутся за руки и вместе произносят слова приветствия –

«Желаем здоровья!

Желаем улыбки!

Желаем добра!»

Затем дети делают поклон друг другу)

II . Речедвигательное упражнение «Вот у нас игра, какая!»

Дети, вы играть любите?

Давайте вспомним упражнение «Вот у нас игра, какая!»

(Дети произносят текст игры и выполняют движения:

«Вот у нас игра, какая!

Хлоп ладошка, хлоп другая!

Правой левою ладошку

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Хлоп – хлоп! Хлоп – хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

Хлоп – хлоп! Хлоп – хлоп!

Вправо можем! Влево можем!

Шлеп – шлеп! Шлеп – шлеп!»)

III . Актуализация знаний – определение предмета по существенным признакам и действиям. Отгадывание загадок.

Предлагаю игру «Узнай, кто это?». Попробуйте, отгадать о ком, идет речь?

Стройный, быстрый

Рога ветвистые,

Пасется весь день

Кто же это? … (Олень)

Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну –ка, быстро угадай – ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель … (ёжик)

Глазище, усище, хвостище,

А моется всех чище. (кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

( Индивидуальные ответы детей )

IV.Постановка проблемы. Формулировка темы занятия.

Ребята, как одним словом можно сказать, о ком шла речь в загадках? (О животных )

Сегодня на занятии поговорим о животных.

V.Обогащение словарного запаса – подбор прилагательных к слову «животные» (с мячом).

Как вы думаете, животные, какие бывают?

( Индивидуальные ответы детей: домашние, дикие, травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д. )

VI . Упражнение на развитие мимических мышц

Вот какие разные животные, и настроение у них тоже разное.

(В лесу бегает злой волк. (Нахмурить брови)

Вдруг не стало волка! (Поднять брови (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка. (Подмигнуть правым глазом (радость))

VII . Игра «Кто кем будет» (с мячом)

Ребята, ведь взрослым животное не сразу становится. Расскажите о детенышах, кто кем будет, когда вырастет

(Котенок ® кошкой, котом; Лисенок ® лисой, лисом; Ягненок ® овцой, бараном; Зайчонок ® зайчихой, зайцем; Медвежонок ® медведицей, медведем; Жеребенок ® лошадью, конем; Оленёнок ® оленем, оленухой; Щенок ® собакой, псом; Ежонок ® ежихой, ежом ; Теленок ® коровой, быком)

VIII . Закрепление словаря по изучаемой теме, усвоение категории творительного падежа – Игра «Чья мама»

Помогите детенышам найти своих мам. Кто с кем живет?

( Индивидуальные ответы детей:

Лисенок живет с лисой. Жеребёнок живёт с лошадью.

Медвежонок живёт с медведицей. Щенок живёт с собакой.

Тигрёнок живёт с тигрицей. Ягнёнок живёт с овцой.

Слонёнок живёт со слонихой. Козлёнок живет с козой.

Львёнок живет с львицей. Оленёнок живет с оленухой.)

IX . Гимнастика для глаз «Бабочка – красавица»

А сейчас, нужно сделать гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули. Работают только глаза.

Бабочка – красавица прилетела к нам.

Бабочка – красавица отдых дай глазам.

(движения глаз по кругу, ромбу, вдаль, близ, зажмурили глазки, похлопали; массаж верхнего века.)

X . Дифференциация животных «дикие – домашние», закрепление в речи употребление одушевленных существительных в именительном и предложном падежах – Игра «Кто, где живет»

Распределите животных на две группы – дикие и домашние животные.

Домашние животные живут на дворе, он находится в нижнем правом углу. Дикие животные живут в лесу, он расположен в нижнем левом углу.

Ваш ответ должен состоять из 2-х предложений: Какое животное? Где живет?

( Дети, используя прием «зацепи и перемести», перемещают мышкой картинки животных в «лес» или «двор» соответственно и отвечают:

Это волк. Он живет в лесу.

Это кошка. Она живет в доме. И т.д.

XI. Зрительная гимнастика – упражнение со зрительными метками.

Внимательно следите глазами за перемещающимся смайликом. Двигаться должны только глазки, а не голова.

XII. Физминутка

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

(Дети совершают прыжки на месте).

XIII . Упражнение на развитие эмоциональной сферы. Развитие мелкой моторики рук.

Передайте настроение животных цветом. Расскажите, почему выбрали именно этот цвет и какое настроение у вашего животного?

(Дети раскрашивают силуэты животных цветными карандашами, передавая настроение. Ответы детей:

Я раскрасил слона розовым карандашом, потому что у него сказочное (весёлое, прекрасное, душевное и т.п.) настроение.)

XIV . Итог занятия. Рефлексия впечатлений.

О ком, мы с вами говорили? Где живут эти животные? Как нужно относиться к животным?

Логопедическое занятие “Дикие животные”

Разделы: Логопедия

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.
  7. Презентация.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волкНахмурить брови
Вдруг не стало волкаПоднять брови (удивление)
Это мишка косолапый прогнал злого волкаПодмигнуть правым глазом (радость)

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.
Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие.

Дом – ладошки

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицо в круг, лакательные движения языком

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующего направления для детей с ОНР 3 уровня по теме: «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель данного занятия продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой. Развивать кругозор, сообразительность, любознательность детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующего направления для детей с ОНР 3 уровня по теме: «Как дикие животные к зиме готовятся»»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект коррекционно-развивающего занятия

в старшей группе компенсирующего направления

для детей с ОНР 3 уровня

по теме: «Как дикие животные к зиме готовятся»

Коррекционно – образовательные цели:

1. Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.

2. Расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;

3. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи;

4. Формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;

5. Развивать кругозор, сообразительность, любознательность.

Коррекционно – развивающие цели:

1. Развивать общую и мелкую моторику.

2. Активизировать и уточнить словарь по лексической теме: «Дикие животные».

3. Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание.

4. Развивать связную речь, фонематический слух.

5. Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление.

6. Учить детей определять пространственное расположение предмета, закрепить

употребление пространственных предлогов: за, под, на, с.

7. Упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их с существительными; отвечать на вопрос полным предложением.

Коррекционно – воспитательные цели:

1.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии.

2. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни животных в природе;

3. Воспитывать бережное отношение к животным;

4. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятию, целеустремлённость.

Оборудование: колокольчик, кукла старичок-Лесовичок, картинки с изображением диких животных, фигурки диких животных, массажный мячик, магнитная доска.

Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

– Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте гости дорогие!

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Раздаётся стук в дверь. Логопед открывает, а там старичок – Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

Логопед: Здравствуй, дедушка! Кто ты и откуда?

Лесовичок: Я старичок – Лесовичок из дремучего леса. Пришёл к вам, ребята, за

помощью. Что-то странное происходит в нашем лесу. Звери все бегают,

суетятся, как будто боятся чего-то! Или, может, они готовятся к чему-то?

Может завтра Новый год уже?

Логопед: Не может быть! Ребята, а какое сейчас время года?

Логопед: Как вы думаете, что происходит в лесу у животных в это время года?

Дети: Животные готовятся к зиме.

Логопед: Дети, давайте мы отправимся с Лесовичком в его лес и понаблюдаем, за

подготовкой животных к зиме.

Лесовичок: Ну что, ребята отправляемся в путь?

2. Двигательное упражнение «В путь»

Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба обычная)

В лес отправимся гулять.

По тропинке по лесной

Все шагайте вы за мной.

Видим лужи на пути –

Нам их нужно обойти.

На носочках мы пойдем, (ходьба на носках широким шагом)

Через лужи перейдем.

В лес осенний мы шагаем, (ходьба с высоким подниманием колен)

Выше ноги поднимаем.

Мы идем тихонько лесом, (спокойная ходьба)

Смотрим, смотрим все кругом.

Все узнать нам обо всем. (Дети становятся в круг)

Вот пришли мы с вами в лес,

Полный сказок и чудес!

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, веточки на деревьях закачались, кажется,

– Подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушами. Как свистит легкий ветерок?

– Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели деревья. Как они зашумели?

– Ребята, вы слышите как белка щелкает орешки (упражнение «лошадка»).

– А вот дятел дерево долбит (упражнение «дятел»).

– Покажите, как лиса хвостиком виляет (упражнение «часики»).

– А как волк от холода и голода завывает У-у-у-у-у…

4. Игра «Найди и опиши животное»

Лесовичок: Что-то я своих зверей не вижу. Куда они все подевались?

Логопед: Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень

хорошо научились прятаться от людей. Девочки, сделайте из пальцев бинокли,

а мальчики, подзорную трубу. Постарайтесь отыскать притаившихся в лесу

Поднести к губам указательный палец и сказать: «Ч-ч-ч-ч-ч».

Отвечайте тихим голосом, чтобы не спугнуть их.

Дети «делают» воображаемые бинокли, подзорную трубу, смотрят

по сторонам. Логопед в это время выставляет фигурки диких животных.

Логопед: Ну, что? Кого вы увидели?

Дети отвечают шепотом:

– Я увидела волка.

– Я увидела зайца. (медведя, ёжика, белку)

Логопед: Молодцы ребята! Какие вы все внимательные, зоркие.

Опишите в нескольких словах внешний вид и характер животных, которых вы

Дети показывают увиденное ими животное и описывают его:

Это лиса. Она рыжая, хитрая, проворная, быстрая, живет в норе, питается мышами, зайцами, курами.

Это заяц. Он серый, длинноухий, трусливый, любит капусту, морковку, зимой обдирает кору с деревьев.

Это волк. Он серый, зубастый, хищный, живет в логове, питается зайцами, охотится на оленей, лосей, диких кабанов.

Это ёж. Он колючий, маленький, питается разными фруктами, ягодами, грибами, насекомыми, ловит мышей и змей; ёжики роют себе норки под корнями деревьев, в трухлявых пнях или в кустах.

Это белка. Она красивая, рыжая, пушистая, быстрая, живёт в дупле, питается орехами, грибами, семенами, плодами и ягодами.

Это медведь. Он косолапый, неуклюжий, проводит всю зиму в берлоге, питается медом, ягодами, корешками, личинками насекомых, любит рыбу.

Логопед: Молодцы, ребята! А как можно назвать всех этих животных, одним словом?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Почему они называются дикими?

Дети: Потому что за ними не ухаживает человек. Эти животные сами заботятся о себе

и о своих детёнышах. Сами добывают пищу, сами строят себе жилища.

Логопед: Всё верно. Как много вы знаете о животных. Может быть покажете как они

5. Подвижная игра «Зверята»

Зайка скачет по кусточкам, Прыжки вправо-влево

По болоту и по кочкам.

За ним по следу, рыжая краса, Идут на пальчиках, как лисичка

На дорогу вышел волк – Стоя на месте, всматриваться вдаль

Он в охоте знает толк.

Белка прыгает по веткам, Прыжки с продвижением вперёд

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Руки в стороны. Ходьба, вперевалку,

У него кривые лапы. на внешней стороне стопы

Без тропинок, без дорожек Семенящий бег мелкими шагами

Катится колючий ёжик.

Логопед: Посмотрите, ребята, мы с вами очутились на лесной поляне. Давайте

присядем, отдохнем. Ой, а что это за шарик такой колючий?

Кого-то он мне напоминает. Как вы думаете, кого?

Дети: Ёжика. Потому что он колючий.

Логопед: Верно, этот массажный мячик, колючий как ёжик. Хотите с ним поиграть?

6. Игра «Кто живет в лесу?»

Логопед поочерёдно даёт детям массажный мячик и задаёт вопрос, дети

отвечают на вопрос логопеда и возвращают мячик назад:

– В лесу живёт булка или белка?

– В лесу живёт мишка или миска?

– В лесу живёт Лиза или лиса?

– В лесу живёт койот или енот?

– В лесу живёт ёж или нож?

– В лесу живёт майка или зайка?

– В лесу живёт тюлень или олень?

Логопед: Да. Всё верно, молодцы.

Лесовичок (загадывает загадку):

Может быть, вы не поверите мне,

Но сегодня я видел грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут.

Надеты на ветки маслята, опята.

Кто их на зиму сушит ребята?

7. Беседа «Как дикие животные к зиме готовятся»

Логопед: Ребята, Давайте расскажем Лесовичку, как готовится к зиме белка?

Логопед показывает картинки с изображением диких животных,

дети рассказывают, как животные готовятся к зиме.

Дети: Белка осенью линяет. Рыжую летнюю шубку меняет на серую, тёплую, зимнюю. Утепляет свой домик – дупло, делает запасы на зиму.

Логопед: А как готовится к зимовке медведь?

Дети: Медведь всё лето и осень. Осенью он тоже линяет и готовит себе берлогу. Потом всю зиму медведь спит в берлоге.

Логопед: Как зайчик готовится к зиме, что происходит с его шубкой?

Дети: Зайчик меняет шубку с серой летней на белую зимнюю, тёплую.

Логопед: А есть ли у зайчика дом? Зайчик делает на зиму запасы?

Дети: Нет. У зайчика нет своего дома. У него дом – под любым кустом. А питаться

зимой он будет молодыми веточками и корой деревьев.

Логопед: А как готовятся к зиме хищники – лиса и волк? Делают ли они на зиму

припасы? Как называется жилище лисы, волка?

Дети: Лиса и волк тоже меняют шубу с летней на зимнюю, тёплую. Только цвет

своей шубы они не меняют. Жилища свои они тоже утепляют. Лиса живёт в

норе. А у волка жилище называется логово. Припасов они никаких не

делают. Они – хищники и будут добывать пропитание охотой.

Логопед: А как же ёжик? Чем он занят осенью.

Дети: Ёжик как и медведь будет зимой спать. А осенью он наращивает жир и

утепляет сухими листьями и травой свою норку.

Логопед: Ты всё запомнил, Лесовичок?

Лесовичок: Не совсем. Я же, дети, старичок. Память у меня уже не та. Не могли бы

вы ещё раз повторить: кто спит зимой, а кто не спит.

Логопед: Давай-ка, Лесовичок, поиграй с ребятами.

Всё за нами повторяй и скорей запоминай.

8. Пальчиковая гимнастика

Ёж, барсук, медведь, енот (загибают пальцы на правой руке)

Спят зимою каждый год. (сжимают – разжимают кулаки)

Волка, зайца, рысь, лису (загибают пальцы на левой руке)
И зимой найдешь в лесу. (сжимают разжимают кулаки)

9. Игра «Где прячется лиса?»

На магнитной доске изображение леса. Логопед незаметно

прикрепляет на доску фигурки лисы и зайца. Подзывает детей к себе.

Логопед: Дети, идите скорее сюда. Посмотрите, пока животные готовятся к зиме,

хитрая лиса не упускает момента, чтобы подкрасться к зайчику. Чтобы ему

помочь, вы будете говорить, куда спряталась лиса.

Дети: Лиса забралась на пенек;

– спрыгнула с пенька;

– спряталась за дерево;

– села под дерево.

Лесовичок: Какие молодцы, что помогли зайчику не попасть в лапы хитрой лисы.

Логопед: Да, Лесовичок. Но, нам уже пора возвращаться назад в детский сад.

Лесовичок: Спасибо вам за помощь, ребята. Вот вам угощение от белочки – орешки.

А теперь, закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова, чтобы поскорее

вернуть вас обратно в детский сад.

Дети закрывают глаза

Лесовичок: Глаза закройте, улыбнитесь,

Вокруг себя вы обернитесь.

Вокруг себя вы обернитесь.

И в детский сад скорей вернитесь!

Логопед: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Кто приходил к нам в гости? Что вам больше всего понравилось?

Молодцы, ребята, пойдёмте гостинцы лесные пробовать, орешками угощаться.

Читайте также:  Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР
Ссылка на основную публикацию