Комплексный метод устранения стертой дизартрии

Направления комплексного метода устранения стертой дизартрии

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Ø – развитие сенсорных функций;

Ø – уточнение пространственных представлении;

Ø – формирование конструктивного праксиса;

Ø – развитие высших корковых функций – стереогноза;

Ø – формирование тонких дифференцированных движений в руках;

Ø – формирование познавательной деятельности;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Ø – психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.

Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. Многие авторы описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе заключение – ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Е.М. Мастюкова).

Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным (ПЭП) поражением к 4–5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

У детей со стертой дизартрией в связи с нарушением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Во многих работах подчеркивается необходимость включать в коррекционную работу при стертой дизартрии развитие мелкой моторики рук.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

В трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Н.В. Серебряковой были освещены проблемы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах с дошкольниками со стертой дизартрией.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей со стертой дизартрией характерны:

Ø Фонетические нарушения.

Ø Фонематические нарушения.

Ø Нарушение просодики.

Ø Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

Ø Расстройство общей моторики.

Ø Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

Ø Расстройство артикуляционной моторики.

Ø Нарушение слоговой структуры слова.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, мелкой моторики пальцев рук, а так же проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1 этап – подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

– нормализация мышечного тонуса,

– нормализация моторики артикуляционного аппарата,

– нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

– нормализация мелкой моторики рук.

2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков

– выработка основных артикуляционных укладов,

– определение последовательности работы над звуками,

– развитие фонематического слуха,

– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

– тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап – подготовка к обучению в школе

– формирование графомоторных навыков,

– развитие связной речи,

– развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Комплексный метод преодоления дизартрии
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В методическом пособии изложен алгоритм преодоления дизартрических расстройств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksnyy_metod_preodoleniya_dizartrii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный метод преодоления дизартрии.

I блок – медицинский.

Его курирует врач-невролог. Невролог может порекомендовать медикаментозную, физиотерапию, лечебный массаж, лечебную физ-ру, рефлексотерапию.

II блок – психолого-педагогический.

Его осуществляют следующие участники (при условии, что они есть в саду):

Развитие сенсорной функции : развитие зрительного/слухового/тактильно-кинестетического восприятия и дифференцировок.

Развитие тонкой моторики и графо-моторных навыков .

Развитие пространственного представления (дети пишут справа налево, не на той строчке, на географич карте не могут найти объект и т.п.)

Развитие стереогноза . Стереогноз – умение наощупь без зрительного контроля распознавать предмет по форме, величине, фактуре.

III блок – логопедический.

Коррекция произносительной стороны проводится на индивидуальном занятии.

Этапы и содержание логопедической работы при стертой дизартрии

Цели логопедической работы ставятся разные, в зависимости от степени дизартрии.

  1. Если дизартрия I степени, то цель – выработать некоторые языковые средства коммуникации.
  2. При II степени дизартрии – выработать языковые ср-ва общения, понятные для окружающих.
  3. Если III степень дизартрии, то корректировать языковые ср-ва общения.
  4. При легкой степени дизартрии – нормализация произносительной стороны речи.

(в этот период подготавливается артикуляционная база для коррекции):

  1. Нормализация мышечного тонуса.

С этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж в структуре индивидуального занятия. Цель логомассажа- создать положительные кинестезии (ощущения, память в мышцах). Приемы массажа выбирают в зависимости от выявленного тонуса. Логопедический массаж проводится всегда в начале занятия и по времени он краткий. Условно – до 1,5 минут. Для массажа необходимо выбрать адекватную позу и для логопеда, и для ребенка. Массаж проводится кратко, но обязательно регулярно (дать маме карточки, чтобы они повторяли дома).

К массажу есть противопоказания:

– во время массажа с ребенком не разговаривать;

– он не должен отвлекаться от ощущений, вызываемых логомассажем;

Всего 3 комплекса логомассажа: 1) расслабляющий, если у ребенка высокий тонус; 2) расслабляющий, если у ребенка гиперкинезы; 3) укрепляющий, если тонус снижен. При логомассаже все движения должны быть только расслабленной кистью, целенаправленными, всегда начинать с массажа шеи.

  1. Нормализация моторики органов артикуляции – артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. Проводится сразу же после массажа, кратко (дети устают), но с нагрузкой. Меньше минуты!
  2. Нормализация моторики рук (пальцевая гимнастика).
  3. Нормализация голоса (голосовая гимнастика).
  4. Нормализация речевого дыхания (дыхательная гимнастика).
  5. Нормализация просодики : а) выработка слухового внимания и слуховых дифференцировок, учим различать тембр, интонацию, логическое ударение; б) подражание разным модуляциям голоса.

II этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

2.1. Развитие фонематического слуха.

2.2. Определение комплекса артикуляционных упражнений для конкретного звука (из 20 упражнений – 4 комплекса: свистящие, шипящие, Р, Л). Последовательность определяется индивидуально. Комплекс упражнений отрабатывает только те позы, кот. Вырабатывают нужную артикуляцию.

2.3. Постановка звука (распечатка по дислалии):

– механический, с помощью инструментов;

– от опорного звука;

Последовательность постановки звуков у детей со стертой дизартрией индивидуальна, по мере созревания артикуляторной базы.

2.4. Автоматизация или закрепление.

Звук закрепляется изолированно или в слоговых конструкциях (модулях). Особенностью работы со стертой дизартрией явл. автоматизация с использованием тактильно- кинестетической стимуляции рук. Автоматизация должна быть в словах разной слоговой структуры (13 классов слоговой структуры слов по Марковой).

2.4.1 .Автоматизация проводится как только звук вызван (по подражанию или механически). Автоматизацию надо проводить по определенной системе, т.к. классический способ автоматизации как при дислалии не дает результата и поставленный звук в речь не вводится. Система характеризуется утрированным артикулированием гласных, в основе – 20 артикуляционных упражнений.

2.4.2. Затем включаем поставленный звук в слоги разной конструкции: открытый, закрытый, со стечением, интервокальный (между 2мя гласными).

2.4.3. Отрабатываем по модулям – таблицам по вертикали, горизонтали, диагонали. Модуль – будущая часть слова, фрагмент слова (это не слоги, это стык 2х слогов). Модули затем включаются в слова, короткие предложения, содержащие эти слова, со 2-3 модуля включается тактильно-кинестетическая стимуляция – подключение руки с использованием шершавых и гладких ковриков.

2.5. Дифференциация поставленного звука с оппозиционными фонемами – свистящие с шипящими, твердые с мягкими, глухие со звонкими и др.

III Этап – выработка коммуникативных умений и навыков

(за пределами учебной ситуации, без присутствия логопеда)

3.1. Выработка навыков самоконтроля – сложный этап, логопед выступает в роли психолога.

3.2. Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения (его должны контролировать родители, воспитатели)

3.3. Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения просодики.

IV Этап – предупреждение (преодоление) вторичных нарушений

Предупреждение (преодоление) вторичных нарушений возможно, если ребенок рано обследуется, рано выявляются предпосылки нарушения и рано проводится коррекционная работа.

Структура индивидуального занятия.

Длительность индивидуального занятия регламентируется типом дошкольного учреждения (2-3 года – 10 мин, 3-7 лет – 15 минут, школа – 10 минут, подростки 35-45 минут, взрослые – 40 минут).

Индивидуальное занятие в группах от 3 до 7 лет.

I блок – подготовительный, 7-8 минут:

1) логомассаж, длительность 1,5 минут максимально;

2) артикуляционная гимнастика с нагрузкой 1 минута макс;

3) дыхательная гимнастика 2-3 движения (выдох с напряжением). ! Не брать никаких инновационных методов гимнастики (ни Стрельникова, ни др.), т.к. может вызвать слабость, головокружение;

4) пальцевая гимнастика, необходимы качественные движения, напр., на медленный ритм «раз колечко, два колечко». Сами дети не сопровождают пальцевую гимнастику своей речью. Логопед читает стихи, а дети меняют положение рук (летят птицы, на дереве свили гнездо, отложили яички 1-2-3 и т.п.)

5) голосовая классическая гимнастика, 1 минута. Гласные звуки по диапазону, по эхо;

6) просодика – воспроизведение за логопедом разных интонаций. голосовые модуляции.

Без фиксации на том, что ребенок делает неправильно. Поощрение – обязательно («Лучше, чем вчера»).

II блок – основной, оставшиеся 7-8 минут:

1) выбор комплекса артикуляционных движений для конкретного звука, т.е. решаем, с какого звука начать.

2) уточнение или развитие фонемат слуха (Ткаченко «Азбука логоработы»).

! До 3-4 лет не стимулируем звуки, особенно Р (может быть горловой). Логопед в этом возрасте проверяет только фонем слух и словарь.

3) постановка звуков;

4) автоматизация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

5) дифференциация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

6) отработка слов разной слоговой структуры, напр., часовщик. Диагностическая фраза по подражанию: «Весело журчат весенние ручьи»

7) включение правильного звука и просодики в речь.

Что не включается в индивидуальное занятие (относится к групповому):

– развитие лексики, словообразования, словоизменения;

– развитие грамматического строя;

– развитие связной речи;

– развитие графо-моторных навыков;

– не работать над конструктивной деятельностью – обводка, вырезание, завязывание узелков, складывание палочек.

III блок – домашнее задание (по новому СанПину домашнее задание запрещено, но для тяжелых детей это необходимо. Заставлять и требовать нельзя, но давать обязательно. Можно сделать в электронном виде, в виде папок карточки для мамы, чтобы она контролировала. Также можно дать маме карточки с логомассажем).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста.

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.

Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из .

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн.

Рассказано о методах преодоления дизартрии й дошкольников с тяжелым нарушением речи. Представлен личный опыт в преодолении речевого нарушения .

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая тесно связана с мышлением и всей психической деятельностью в целом. Развитие как внутренней, так и внешней речи – это важней.

Лекция 3 «ДИЗАРТРИЯ»

Архипова Елена Филипповна

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основными принципами коррекционного воздействия при дизартрии являются:

1.Принцип раннего начала комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Профилактическое и коррекционное воздействие в сенситивные периоды формирования функций.

  1. Принцип опоры на закономерности онтогенети­ческого развития. Учет той последователь­ности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
  2. Этиопатогенетический принцип. Учет механизмов нарушения, выделение ведущих рас­стройств, соотношение речевой и неречевой симпто­матики в структуре дефекта.
  3. Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воз­действие на все компоненты речевой функциональ­ной системы.
  4. Принцип развития и учет «зоны ближайшего развития». Постепенное усложнение заданий и материалов в про­цессе логопедической работы.
  5. Принцип дифференцированного подхода. Учет этиологии, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особен­ностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фрон­тальных занятий.
  6. Принцип кинестетической стимуляции. Обеспечение двигательных и речевых навыков на основе вызывания положительных кинестезий за счет двигательно-кинестетической стимуляции и с опорой на сохранные функции.

8 Принцип организации совместного взаимодействия взрослого с ребенком в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, активное вовлечение родителей в коррекционный процесс и другие.

ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Логопедическая работа по устранению дизартрии у дошкольников включает пять этапов.

1-й этап — подготовительный. Цель: формирование базиса для коррекции произносительной стороны речи.

Направления:

1) нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж;

2) развитие моторики артикуляционного ап­парата, с этой целью проводят пассивную и активную гимнастику с функциональной нагрузкой;

3) выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики;

4) нормализация голоса по средствам голосовой гимнастики;

5) формирование просодики направлено на формирование интонационно-выразительной стороны речи;

6) развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику.

2-й этап — основной. Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления:

1) выработка основных артикуляционных укла­дов,

2) определение последовательности работы над звуками,

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звуков,

5) автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях,

6) дифференциация звуков (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных зву­ков; на уровне слогов, слов).

3-й этап — тренировочный. Цель: выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля;

2) тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) в раз­личных речевых ситуациях;

3) тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) на усложненном лексико-грамматическом материале.

4-й этап — профилактический. Цель: предупреждение или преодоление вто­ричных нарушений.

5-й этап — заключительный. Цель: подготовка детей к обучению в школе.

Направления:

1) формирование графо-моторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и рас­ширение кругозора ребенка,

4)развитие фонематического восприятия.

ГЛОССАРИЙ

Амимия (гипомимия) – отсутствие или ослабление выразительности мимической лицевой мускулатуры.

Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля правильности произношения.

Атаксия – нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.

Гиперкинезы – непроизвольные движения, которые в отличие от синкинезий могут наблюдаться и в покое.

Дистония – патологическое изменение тонуса.

Импрессивная речь – восприятие и понимание речи.

Иннервация неврологический термин, обозначающий доведение нервного импульса из мозга к мышцам дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Органы речи – органы, участвующие в образовании звуков речи; к периферическим речевым органам относятся органы дыхания, гортань, полость глотки, рта и носа.

Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей головного мозга.

Парез – частичный паралич,ограничение объема движений и снижение мышечной силы.

Просодика – интонационная выразительная окраска речи.

Включает : темп речи, интонации, голос, голосовые модуляции по высоте и силе, тембр голоса, речевое дыхание, паузы, логическое ударение, дикция и другие.

Саливация – выделение слюны из слюнных желез в ротовую полость.

Синкинезии – дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым преднамеренно или автоматически.

Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук)

Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Найдите верную дефиницию, обозначающую понятие АНАРТРИЯ

2.Полное или частичное расстройство артикуляции звуков;

  1. Полное или частичное расстройство голосообразования

2.Для какой формы дизартрии характерны: атония, арефлексия, атрофия?

3.Для какой формы дизартрии характерно двустороннее поражение пирамидных путей?

4.Какая форма дизартрии сочетается с алалией у детей?

5.При какой форме дизартрии отмечается скандированная речь?

  1. При какой форме дизартрии отмечается атаксия артикуляционных движений?:

7.Что означает термин – ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ?

2.Носовой оттенок голоса;

8.Что означает выражение – СКАНДИРОВАННАЯ речь?

1.Послоговое проговаривание слов;

2.Повторы слогов в слове;

3.Недоговаривание окончаний слов;

9.Что означает термин – СИНКИНЕЗИИ?

10.Что означает термин – ГИПОМИМИЯ?

2.Ограничение движений языка;

  1. Что означает термин – ДЕВИАЦИЯ языка?

1.Дрожание кончика языка;

2.Нарушение точности движений языка;

3.Отклонение языка от средней линии;

4.Напряжение кончика языка.

12.Как называется первый этап логопедической работы при дизартрии?

2.Выработка коммуникативных умений и навыков;

3.Выработка новых произносительных умений и навыков;

4.Предупреждение вторичных нарушений.

13.Что не входит в содержание первого этапа логопедической работы при дизартрии?

14.Как называются сведения о ребенке, предоставляемые родителями ребенка?

15.Что означает понятие – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ?

1.Различение фонем на слух;

2.Различение фонем в произношении;

3.Введение фонем в спонтанную речь;

4.Соотнесение фонемы с графемой.

16.Что означает понятие – ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ?

17.Какую дизартрию вызывает поражение корковых отделов мозга:

  1. Какую дизартрию вызывает поражение ядер черепно-мозговых нервов?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Каковы причины дизартрии?

2.В чем заключаются особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии?

3.В чем выражается нарушение просодики при дизартрии?

4.Какие формы дизартрии выделяют?

5.Что входит в комплексный метод воздействия при дизартрии?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Составить схему развития речи в онтогенезе.
  2. Составить таблицу по дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
  3. Составить конспект индивидуального занятия по результатам собственного обследования ребенка с дизартрией.
  4. Подобрать задания для обследования фонематического слуха.
  5. Оформить речевую карту на обследованного ребенка, дать обоснованное логопедическое заключение и составить перспективный план коррекционных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей.- М.,2006.

2.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.,2008.

3.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.,2008

  1. Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев: Здоровье, 1998.
  2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М., 2008.
  3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.,2005 7.Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии взрослых. //Вопросы логопедии. М., 1978.
  4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1997.

9.Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.,2005.

10.Корнев А.Н. Логопатология. – М., 2006.

11.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.

12.Логопедия. Учебник для вузов. под ред. Л.С.Волковой.- М.,2004.

13.Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах.- М., 2009.

14.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д.,2009.

15.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М.,2005.

Комплексный подход при дизартрии

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • 2019-2020 учебный год (3)
  • 2018-2019 учебный год (15)
  • 2017-2018 учебный год (17)
  • 2016-2017 учебный год (8)
  • 2015-2016 учебный год (3)

Комплексный подход при дизартрии

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие направления:

1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так – же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6) Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.
1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Стертая форма дизартрии: характеристика, лечение, прогнозы

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Порой нам встречаются люди, в том числе и дети, речь которых сложно понять, т.к. она невнятна, монотонна, без интонаций и голосовых модуляций. Кроме того впадают в глаза и другие поведенческие особенности. Это значит, что мы столкнулись со случаем дизартрии. С латинского этот термин переводится, как «расстройство членораздельной речи». Стёртая дизартрия, являясь одной из её форм, имеет не очень чёткие, стёртые психологические, неврологические и речевые проявления.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Эпидемиология заболевания такова, что обследование логопедами детей дошкольного возраста выявляет у половины из них дефекты речи. Среди нарушений дизартрия одна из распространённых, а 60-85% случаев заболевания обусловлены детским церебральным параличом.

[12], [13], [14], [15], [16]

Причины стертой дизартрии

Стёртая дизартрия – отголоски повреждения отдельных участков мозга – высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС), которая имеет связь со всеми тканями и органами периферической нервной системы. Именно поэтому её сбои влекут за собой нарушения других органов. К причинам стёртой дизартрии относят:

  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и др.);
  • интоксикацию организма никотином, алкоголем, наркотиками или медикаментами при неправильном лечении;
  • сосудистые заболевания (инсульты);
  • опухоли;
  • другие заболевания (рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона);
  • наследственные заболевания;
  • родовые травмы или полученные во время неблагополучного протекания беременности;
  • детский церебральный паралич.

[17]

Факторы риска

Исходя из причин, приводящих к стёртой дизартрии, факторами риска являются атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы головы, вредные привычки, неосторожное поведение с химическими веществами (мышьяком, азотистыми соединениями), хронические заболевания печени и почек, поражающие головной мозг. У детей стёртая дизартрия возникает вследствие инфекции внутри утробы матери, родовых травм, сильного токсикоза при вынашивании плода, несовпадения резус-фактора женщины и ребёнка, гипоксии плода, асфикции во время родов.

[18], [19], [20]

Патогенез

В основе патогенеза поражение центральной и периферической нервной системы человека. Речевой механизм устроен так, что из ЦНС по центробежным нервам идёт сигнал к рецепторам речевых органов запустить его. При повреждении одного из звеньев цепочки мозг-лицо сигналы из коры головного мозга не доходят к мышцам, отвечающим за артикуляцию, дыхание и голос.

[21], [22], [23], [24], [25]

Симптомы стертой дизартрии

Симптомы стёртой дизартрии выражаются как в дефектах речи, так и в поведенческих действиях. Речевая симптоматика проявляется в неправильном выговаривании переднеязычных, шипящих и свистящих звуков. Голос при этом монотонный, слабый и тихий, тембр изменён. Слуховое восприятие снижено. Неречевые симптомы включают в себя ослабление произвольных движений, появление патологических рефлексов (потливость стоп, ладоней), непроизвольные автоматические подёргивания лица (гиперкинезы), изменение мышечного тонуса. Повышенный (спастичность) выдают туго сомкнутые губы, напряжённые мышцы шеи и лица, ограниченные движения речевого аппарата. При пониженном тонусе (гипотонии) язык вялый и лежит на дне рта, губы полуоткрыты, течёт слюна. Смена одного тонуса другим (дистония) нарушает дыхание во время разговора, в момент произношения слов оно прерывистое и учащённое. В отдельных случаях возможно снижение памяти, затруднение концентрации внимания, мыслительной деятельности.

Первыми признаками стёртой дизартрии являются размытость, смазанность произносимых слов, нечёткость артикуляции, искажение звуков. Часто такая речь напоминает разговор с набитым ртом. Со взрослыми такое бывает после перенесенного инсульта, травмы головы. У грудных детей о первых признаках заболевания может свидетельствовать слабый сосательный рефлекс.

Развитие двигательной сферы при стертой дизартрии

Развитие двигательной сферы при стёртой дизартрии напрямую зависит от того, с какими нервными окончаниями утрачена связь. Так, повреждение тройничного нерва затрудняет открывание и закрывание рта, пережёвывание и глотание пищи. За счёт повреждения подъязычного возникает трудность в управлении языком, лицевого — невозможность надуть щёки или нахмурить брови, и языкоглоточного — сбой в работе гортани, нёба, из-за чего меняется голос, сбивается дыхание и т.д. Но к стёртой дизартрии чаще всего приводит нарушение функций подъязычного нерва.

[26], [27]

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Чаще других встречается стёртая псевдобульбарная дизартрия. Причина её появления – поражение мозга, произошедшее в детском возрасте. Это может быть опухоль, травма во время родов, энцефалит и др. В результате из коры головного мозга не поступает сигнал к черепным стволовым нервам, управляющим речевым аппаратом. Из-за этого страдает моторика, ослабевают мышцы лица. У таких людей рот приоткрыт, течёт слюна, кончик языка с трудом поднимается и перемещается, слова смазаны и непонятны, в голосе появляется гнусавость. Существует три степени стёртой псевдобульбарной дизартрии. Лёгкой степени соответствуют незначительные нарушения речи. Чаще всего неправильно произносятся р, ц, ч, ш, ж, звонкие же звуки не имеют достаточной звуковой наполненности. Средняя степень выражается в малоподвижности мускул лица, трудностях при жевании или глотании, обильном слюнотечении. Произношение большинства звуков искажено, звонкие согласные произносятся глухо, гласные недостаточно звонко. Получаются лишь к, н, м, т, п, х. Тяжёлой степени характерна полная неподвижность лицевых мышц, рот открыт, жевательные и глотательные движения затруднены, речь отсутствует.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия у детей чаще всего возникает в результате отклонений во время беременности, аномальных родов, асфиксии плода. Пока ребёнок не разговаривает, симптомы проявляются в слабом сосательном инстинкте, отказе брать сосок в рот. К тому же он несколько отстаёт в физическом развитии. Плохо получается захват и удерживание предметов в руке, не любит играться с мелкими игрушками, собирать детали конструктора, рисовать, лепить. У такого ребёнка повышенное слюноотделение, неактивная мимика лица, не получается язык свёртывать в трубочку. Но, в целом, его состояние не вызывает особой озабоченности.

Стертая дизартрия у дошкольников

В дошкольном возрасте становятся заметны отклонения, связанные с общей моторикой. Дети неуклюже ходят, не могут стоять на одной ноге, быстро устают от физических нагрузок, плохо имитируют движения, на музыкальных уроках с опозданием реагируют на смену позиций, темпа и музыкального ритма, слабо держат в руке ручку и не любят рисовать. Таким детям сложно в достаточной степени обслужить себя, застёгивать или расстёгивать пуговицы, завязывать шарф. В 5-6 лет появляются особенности артикуляционного аппарата. При пониженном тонусе мышц нижняя челюсть плохо удерживается в приподнятом состоянии, поэтому рот не закрывается, губы и язык вялые. Спастичность мышц даёт полуулыбку лица, твёрдость их при пальпации. Для них бывает затруднительным долгое время держать одну и ту же позу: надутые щёки, губы трубочкой, высунутый язык, т.к. он через некоторое время начинает дрожать и подёргиваться. Условно погрешности произношения делятся на три группы:

  • с нарушениями произношения звуков и интонационно-выразительной окраски речи (просодики). Такие дети хорошо выговаривают слова, имеют большой словарный запас, но вызывают трудность многосложные слова. Им свойственна плохая пространственная ориентация;
  • к первым нарушениям присоединяется несформированность фонетического слуха. Выражается это в неумении согласовывать различные части речи в предложениях, произносить сложные слова, слабом словарном запасе. Эта группа детей направляется в специальный детский сад;
  • с очевидными нарушениями произношения, просодики, недоразвитием фонетического слуха. Для таких детей организованы специализированные группы в детских садах.

Стертая дизартрия у взрослых

В отличие от детей у взрослых людей на момент возникновения дизартрии уже сформирован речевой аппарат и разговорный навык. Они всё слышат и воспринимают. Дефекты речепроизводительного аппарата наступают в результате повреждения центральной нервной системы по одной из вышеупомянутых причин. В создании звуков задействованы дыхательная и артикуляционная системы. Дыхательная отвечает за голосообразование, которое возможно благодаря попаданию воздуха из гортани на резонаторы, отражающие его на артикуляционный аппарат. Тот, в свою очередь, с помощью таких инструментов, как язык, гортань, нёбо, губы, зубы, рождает звук. Выход из строя любой из этих цепочек приводит к речевым нарушениям.

Стадии

Степень отклонения речи от нормы и тяжесть поражения нервной системы находятся в прямой зависимости. Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии. На первой искажения звуков слышны только логопеду. На второй стадии речь говорящего понятна, хотя очевидны погрешности в произношении даже посторонним. Третья стадия имеет более выраженные дефекты – искажения, пропуски или подмена звуков. Разговор медленный, слова невыразительны, невнятны, их понимают только близкие. Четвёртая стадия самая тяжелая, она наступает при полном параличе речедвигательных мышц, когда речь становится невозможной или совершенно непонятной даже близкому окружению.

[28], [29]

Формы

Виды стёртой дизартрии определяются локализацией поражения ЦНС, отвечающего за функцию речи, и её симптоматикой. Различают следующие:

  • псевдобульбарную, при которой поражаются корково-ядерные нервные окончания. Для неё характерно нарушение произношения звуков, вялость речевой мускулатуры;
  • корковую, вызванную очаговым поражением коры головного мозга (затруднены произвольные движения);
  • смешанную.

[30], [31]

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения стёртой дизартрии находятся в социальной и психологической плоскости. Серьёзные дефекты речи, затрудняющие общение в семье, коллективе, с друзьями могут привести к социальной изоляции. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на эмоциональное состояние человека, вызывает подавленность настроения, депрессии.

[32], [33]

Диагностика стертой дизартрии

Диагностику стёртой дизартрии осуществляет невролог и логопед. Необходимо оценить степень повреждения центральной нервной системы, её локализацию.

Невролог в своих выводах опирается на инструментальные исследования. Логопедическое заключение основывается на оценке речевых и неречевых симптомов: характере дыхания, состоянии лицевой мускулатуры, способности производить артикуляционные движения. Анализируется устная речь: произношение слов, их интонирование, разборчивость, ритм и темп.

Проводятся письменные тесты: диктанты, списывание текстов, чтение вслух. У детей стёртая дизартрия диагностируется после 5 лет.

Анализы крови, мочи назначают для определения общего состояния организма.

Инструментальная диагностика играет важную роль в определении диагноза, её объём зависит от первоначального диагноза, поставленного неврологом или детским неврологом. Самую точную картину дадут следующие исследования: МРТ головного мозга, электромиография, электроэнцефалография, электронейрография.

[34], [35], [36]

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67

Читайте также:  Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)
Ссылка на основную публикацию