Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

Методическая разработка. Преодоление дисграфии у младших школьников.

Каримова Назира Карамовна , Учитель – логопед
Республика Татарстан, город Альметьевск

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Преодоление дисграфии у младших школьников.

Тематическая консультация для родителей.

Цель: способствовать формированию у родителей обучающихся элементарного представления о дисграфии как специфическом нарушении письма при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте.

1. Ознакомить родителей с видами дисграфических ошибок.

2. Способствовать формированию чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

3. Ознакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

2. Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с – з], [ш – ж], [ц – ч], [к – х], [з – ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

3. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха.

4. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

Заставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

Ругать ребёнка, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

Обычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

Стараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

5. Как понять, что у ребёнка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

Примеры дисграфических ошибок:

перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),

добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

– звонких и глухих согласных (зима – «сима»),

– гласных о – у, ё – ю, е – и в ударном положении (Лёша – «Люша»),

– к – г – х (сухой – «сугой»),

– сонорных: р – л, м – н, й – л (магазин – «магазим»),

– с – ш, з – ж, с – щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»),

– ч – щ, ч – ц, ч – т, ч – с (заяц – «заяс» – «заяч»),

оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),

слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),

раздельное написание частей слова («по бежал»),

отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).

6. О чём следует помнить, развивая речевой слух?

Наша речь состоит из предложений.

Предложение – это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).

Слова состоят из слогов (зи – ма).

Слоги состоят из звуков [з’], [и].

Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

– а, о, у, ы, и, э – соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

– е, ё, ю, я – йотированные:

обозначают либо два звука: е – [йэ], ё – [йо], ю – [йу], я – [йа], (например, в словах: яма, юла, маяк, заяц, семья);

либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я – [а], ю – [у], е – [э], ё – [о] (например, в словах: берёза, мяч).

Согласные звуки – звуки, которые нельзя пропеть (выше – ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

– глухие согласные звуки (голосовые складки не работают): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ];

– звонкие согласные звуки (голосовые складки работают): [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й];

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

– твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э),

– мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я).

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

7. Как помочь ребёнку с дисграфией?

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

Игры на развитие слухового внимания

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

“Слышим звон и знаем, где он”

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

– Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

– Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

– Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

Анастасия Антипина
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

показать возможности и преимущества использования развивающих игр и упражнений при коррекции оптической дисграфии.

Презентация педагогического опыта.

У ребят с оптической дисграфией наблюдаются следующие трудности:

-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,

– концентрации и переключения зрительного внимания,

– трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

– нарушения зрительной памяти,

– недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,

– нарушение зрительно-моторной координации.

Занятия с группой детей с оптической дисграфией я провожу в основном по конспектам Мазановой и О. С. Яцель. Но так как некоторые учащиеся

неохотно посещают занятия, иногда демонстрируют негативизм, быстро истощаются и утрачивают активность, возникает необходимость в создании особых условий. Поэтому я стала использовать на занятиях развивающие игры и упражнения.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию оптической дисграфии.

– Развивающие игры на развитие зрительной памяти.

1. Упражнение «Фигуры» – это 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур. Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даёте ребёнку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает её и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запомнил.

2. «Запомни фигуры». Ведущий рисует одну за другой (стирая поочерёдно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на её месте рисуется новая. Посмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своём листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

3. «Опиши картинку». Для занятия потребуется любые незнакомые для ребёнка картинки. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5 – 6 предметов. Ребёнок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть её ведущему. Затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения.

4.«Разноцветная лесенка», давайте сейчас с вами сыграем. Я на доске составлю разноцветную лесенку, вы её запомните. Лесенку я уберу, а вы перечислите, как располагались цвета друг за другом.

5. «Инопланетяне». К нам на сегодняшнюю встречу прилетели 3 инопланетянина и необходимо изучить их портреты, запомнить все детали внешнего вида гостей. Изображение инопланетянин убирается. А теперь нарисуйте второго инопланетянина, потом 1, потом 3.

– Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.

1. «Наложенные изображения». Ребёнку предъявляют 3 – 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2. «Зашумлённые» изображения. Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», т. е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

3. «Спрятанные изображения». Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть.

А сейчас я вам покажу картинку, а вы мне скажите кого вы на ней увидели.

4. «Срисовывание по клеточкам». Посмотрите внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании расскажите, как вы это делали.

5. «Найди отличия» Поиск отличий в сходных изображениях.

– Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

1. «Что, где было? И что изменилось?». Нужно показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объясни, что изменилось.

2. «Кто (что) где?». рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительно заданного, пользуясь полным предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева и т. д.

3. «Внимательно слушай и выкладывай». У вас на столе лежат карточки, с расчерченным полем и квадратики синего, зелёного и красного цвета. А я называю место куда надо положить квадрат. Если вы выполните всё правильно, то у вас получится узор.

4. «Графический диктант»

– Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса (узнавание).

1. Учим стихотворения «На что похожа буква»,

5.«Наложенные буквы» и др.

Также мы с ребятами буквы показываем своим телом, вот сейчас давайте попробуем показать друг другу букву и отгадать её.

– Развивающие игры на развитие конструктивного праксис (действие) а путем моделирования букв.

1. Игра «Собери букву», «Выложи надпись»

В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повысился уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи.

Материалы имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, учителями-логопедами, учителям начальных классов, родителями дома.

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

Читайте также:  Методы и приемы восстановления речевой функции у больных с акустико-мнестической афазией

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Стертая дизартрия у детей

  • Что это такое?
  • Причины
  • Проявления
  • Как проводится диагностика?
  • Лечение

Стертая дизартрия встречается почти у половины детей с недоразвитием речи или фонетико-фонематическими нарушениями. Но такой вердикт логопеда не должен пугать родителей – проблема преодолима.

Что это такое?

Стертой называется дизартрия, при которой нарушения речи связаны с небольшими нарушениями работы артикуляционного аппарата. Обычно это нарушения, связанные с нечетким произношением, искажением звуков, детская речь с малой выразительностью.

Впервые термин предложили использовать в 1969 году. С тех пор дефектологи не прекращают научных споров о сути патологии, пытаясь ее конкретизировать. Чаще проблему называют минимальным дизартрическим расстройством. Врачи в Европе называют ее артикуляционной диспраксией.

Причины

Считается, что в основе нарушения речи лежит слабость или чрезмерная напряженность мышц артикуляционных органов – губ, языка, мягкого неба. Мышцы пребывают в аномальном состоянии по причине поражения центральной нервной системы. Часто стертая форма дизартрии связана с некоторыми неблагоприятными факторами, которые воздействовали на ЦНС ребенка в период его пребывания в материнской утробе, а также после рождения.

Среди внутриутробных причин чаще называют гестоз, высокое давление у будущей мамы, почечную недостаточность, резус-конфликт, сахарный диабет матери, фетоплацентарную недостаточность. Эти состояния приводят к гипоксии, а нехватка кислорода сказывается на развитии головного мозга и нервной системы. Повлиять могут инфекции, которые поразили ребенка в утробе. Чаще всего легкая стертая форма дизартрии свойственна деткам, которые перенесли инфекцию в третьем триместре.

Патологические роды – еще одна причина нарушения речи. Считается, что вызвать гипоксию со всеми вытекающими для нервной системы последствиями могут слишком долгие или быстрые роды, долгий период нахождения без вод, обвитие пуповиной вокруг шеи.

Если ребенок родился совершенно здоровым, то причиной формирования дефектов речи могут выступать осложнения после прививки, вирусные заболевания, инфекции, которые чадо перенесло в первые месяцы жизни, то есть в период, являющийся доречевым.

Проявления

Стертую дизартрию самостоятельно распознать родителям практически невозможно. Нарушение речи минимально, и обратить внимание на него может только специалист во время проведения логопедического обследования. Наиболее часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет. До этого возраста некоторая неразборчивость отдельных звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль о том, что дело кроется в дизартрии.

Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, часто имеют небольшой рост, дефицит массы тела, у них узкая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложно сделать одновременное синхронное движение, например, двумя руками.

У них слабее развита мелкая моторика, им сложнее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им трудно дается рисование, лепка. Дети школьного возраста с таким диагнозом пишут неразборчиво и очень медленно.

Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в своем распоряжении богатого разнообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складки.

Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, либо, наоборот, несколько заторможены. Наиболее часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Особенности звукопроизношения заключаются в том, что проблемная группа звуков произносится неразборчиво.

Как проводится диагностика?

Для того чтобы обследовать ребенка, нужно обратиться к логопеду. Этот специалист проведет серию тестов на мелкую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным является речевое дыхание у ребенка. Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно порекомендует родителям посетить с ребенком детского невролога.

Этот доктор назначит электроэнцефалограмму головного мозга, может провести электронейромиографическое обследование, при необходимости – МРТ головного мозга. С результатами этих исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок снова отправится на прием к логопеду. Он заведет специальную коррекционную логопедическую карту и составит индивидуальную программу реабилитации в дополнение к назначенным неврологом медикаментам.

Лечение

Лечить стертую дизартрию у детей дошкольного и школьного возраста следует комплексно. Нужен совместный труд невролога и логопеда. Это позволит добиться стойкого желаемого эффекта, при котором от дефекта полностью удастся избавиться. Единственное, что требуется от родителей, – большое терпение и последовательность, ответственность за выполнение всех назначений, ведь коррекция довольно длительная.

Невролог назначает обычно прием ноотропных медикаментов, витаминов группы В. В комплексе такое лечение позволяет активизировать работу нервной системы, а также улучшает кровообращение головного мозга. Ребенку показан массаж, рефлексотерапия. Часто врачи рекомендуют записать ребенка со стертой дизартрией в секцию плавания. Именно занятия плаванием улучшают состояние мышц, а также улучшают моторные навыки.

Дошкольнику показана пальчиковая гимнастика, а детям школьного возраста рекомендуют артикуляционную гимнастику, освоить которую должны родители. Специалисты покажут, какие упражнения помогут снять мышечные зажимы, какие – расслабить артикуляционные мышцы и как комбинировать их с дыхательными упражнениями.

Логопед поставит неправильно или неразборчиво произносимые звуки, а потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Логопедические занятия часто дополняются логопедическим массажем. Следует приготовиться к длительному курсу лечения – он составляет от года и более.

Учитывая, что дефекты речи минимальны, на развитии ребенка они могут и не сказаться, но даже небольшие отклонения в звукопроизношении мешают нормально выстраивать коммуникацию, что так или иначе может отразиться на психологическом развитии ребенка.

При своевременно начатом лечении прогнозы благоприятные. Дефекты речи удается устранить полностью.

Подробнее о дизартрии рассказывает специалист в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Причины стёртой дизартрии

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Статья:

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

Читайте также:  Особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с МДР

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

Стертая дизартрия

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.

  • Причины стертой дизартрии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы стертой дизартрии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция стертой дизартрии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников. При обследовании детей, посещающих логопедические группы ДОУ, дизартрический компонент выявляется у 50% лиц с ОНР и 35% с ФФН. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии. Термин «стертая дизартрия» предложен в 1969 г. логопедом и исследователем О.А Токаревой – этим понятием она обозначила неярко выраженные признаки псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особыми сложностями преодоления. В последующие годы вопросы терминологии неоднократно дискутировались и уточнялись специалистами-дефектологами. На сегодняшний день в отечественной логопедии принято название речевой патологии «минимальные дизартрические расстройства» (МДР), в зарубежной практике используется термин «артикуляционная диспраксия развития».

Причины стертой дизартрии

Нерезко выраженный дизартрический компонент обусловлен избирательной неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Такое состояние может быть вызвано органическим поражением различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периоде. Предпосылками для возникновения настоящего речевого нарушения выступают:

  • Осложнения гестации. Наличие у беременной токсикоза, артериальной гипертензии, нефропатии, иммунологической несовместимости, гестационного диабета и других патологий приводит к фетоплацентарной недостаточности. В результате плод страдает от дефицита кислорода и питательных веществ, следствием которых являются внутриутробная гипоксия и задержка развития.
  • Внутриутробные инфекции. Негрубые поражения ЦНС плода обычно происходят при инфицировании в третьем триместре гестации. Для последующего развития речевой моторики опасность представляют врожденная герпес-инфекция, цитомегалия, гепатиты, токсоплазмоз и др.
  • Патологическое течение родов. Данная группа риск-факторов включает затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, легкую асфиксию новорожденного. Акушерские операции с применением щипцов, вакуум-экстракции увеличивают опасность внутричерепной родовой травмы у младенцев.
  • Заболевания доречевого периода. Повреждение ЦНС в первый год жизни может быть обусловлено поствакцинальными осложнениями, а у непривитых детей – тяжелым течением инфекционных заболеваний (гриппа, краснухи, менингококковой инфекции и др.), осложненных менингитом или энцефалитом.

Дети с легкими дизартрическими нарушениями в раннем возрасте обычно наблюдаются у детского невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, проходят курсы фармакотерапии и массажа. Развитие ребенка после года в основном протекает благополучно, он снимается с диспансерного учета. Иногда в более старшем возрасте обнаруживаются признаки минимальной мозговой дисфункции.

Патогенез

При легкой степени дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

При МДР прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительный аспект речи. Фонематические и лексико-грамматические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.

Классификация

Речевой статус при стертой дизартрии может быть нарушен в различных аспектах: в одних случаях превалируют фонетические дефекты, в других – просодические, в третьих – они могут быть равноценны. В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды МДР:

  • Стертая корковая дизартрия. Обусловлена микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия. Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия. Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
  • Смешанная форма стертой дизартрии. Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной стороне речи.

Симптомы стертой дизартрии

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер – фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Осложнения

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. При этом страдает дифференциация не только акустически близких фонем, но и звуков, достаточно далеких по своим акустическим и артикуляторным свойствам. Невозможность четкой дикции и недифференцированность слухового контроля лежат в основе ФФН. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования. Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии.

Читайте также:  Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование. На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование. Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга.

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики. На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Коррекция стертой дизартрии

Тактика коррекционной работы при МДР включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта. Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением. Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

  • Неврологическое лечение и реабилитацию. В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы. Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК, рефлексотерапией, физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки.
  • Пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
  • Логопедический массаж. Является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
  • Коррекцию речевых расстройств. Предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до 1 года и более.

Прогноз и профилактика

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных влияний на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

Стертая форма дизартрии: характеристика, лечение, прогнозы

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Код по МКБ-10
  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Стадии
  • Формы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Дополнительно о лечении
  • Профилактика
  • Прогноз

Порой нам встречаются люди, в том числе и дети, речь которых сложно понять, т.к. она невнятна, монотонна, без интонаций и голосовых модуляций. Кроме того впадают в глаза и другие поведенческие особенности. Это значит, что мы столкнулись со случаем дизартрии. С латинского этот термин переводится, как «расстройство членораздельной речи». Стёртая дизартрия, являясь одной из её форм, имеет не очень чёткие, стёртые психологические, неврологические и речевые проявления.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Эпидемиология заболевания такова, что обследование логопедами детей дошкольного возраста выявляет у половины из них дефекты речи. Среди нарушений дизартрия одна из распространённых, а 60-85% случаев заболевания обусловлены детским церебральным параличом.

[12], [13], [14], [15], [16]

Причины стертой дизартрии

Стёртая дизартрия – отголоски повреждения отдельных участков мозга – высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС), которая имеет связь со всеми тканями и органами периферической нервной системы. Именно поэтому её сбои влекут за собой нарушения других органов. К причинам стёртой дизартрии относят:

  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и др.);
  • интоксикацию организма никотином, алкоголем, наркотиками или медикаментами при неправильном лечении;
  • сосудистые заболевания (инсульты);
  • опухоли;
  • другие заболевания (рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона);
  • наследственные заболевания;
  • родовые травмы или полученные во время неблагополучного протекания беременности;
  • детский церебральный паралич.

[17]

Факторы риска

Исходя из причин, приводящих к стёртой дизартрии, факторами риска являются атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы головы, вредные привычки, неосторожное поведение с химическими веществами (мышьяком, азотистыми соединениями), хронические заболевания печени и почек, поражающие головной мозг. У детей стёртая дизартрия возникает вследствие инфекции внутри утробы матери, родовых травм, сильного токсикоза при вынашивании плода, несовпадения резус-фактора женщины и ребёнка, гипоксии плода, асфикции во время родов.

[18], [19], [20]

Патогенез

В основе патогенеза поражение центральной и периферической нервной системы человека. Речевой механизм устроен так, что из ЦНС по центробежным нервам идёт сигнал к рецепторам речевых органов запустить его. При повреждении одного из звеньев цепочки мозг-лицо сигналы из коры головного мозга не доходят к мышцам, отвечающим за артикуляцию, дыхание и голос.

[21], [22], [23], [24], [25]

Симптомы стертой дизартрии

Симптомы стёртой дизартрии выражаются как в дефектах речи, так и в поведенческих действиях. Речевая симптоматика проявляется в неправильном выговаривании переднеязычных, шипящих и свистящих звуков. Голос при этом монотонный, слабый и тихий, тембр изменён. Слуховое восприятие снижено. Неречевые симптомы включают в себя ослабление произвольных движений, появление патологических рефлексов (потливость стоп, ладоней), непроизвольные автоматические подёргивания лица (гиперкинезы), изменение мышечного тонуса. Повышенный (спастичность) выдают туго сомкнутые губы, напряжённые мышцы шеи и лица, ограниченные движения речевого аппарата. При пониженном тонусе (гипотонии) язык вялый и лежит на дне рта, губы полуоткрыты, течёт слюна. Смена одного тонуса другим (дистония) нарушает дыхание во время разговора, в момент произношения слов оно прерывистое и учащённое. В отдельных случаях возможно снижение памяти, затруднение концентрации внимания, мыслительной деятельности.

Первыми признаками стёртой дизартрии являются размытость, смазанность произносимых слов, нечёткость артикуляции, искажение звуков. Часто такая речь напоминает разговор с набитым ртом. Со взрослыми такое бывает после перенесенного инсульта, травмы головы. У грудных детей о первых признаках заболевания может свидетельствовать слабый сосательный рефлекс.

Развитие двигательной сферы при стертой дизартрии

Развитие двигательной сферы при стёртой дизартрии напрямую зависит от того, с какими нервными окончаниями утрачена связь. Так, повреждение тройничного нерва затрудняет открывание и закрывание рта, пережёвывание и глотание пищи. За счёт повреждения подъязычного возникает трудность в управлении языком, лицевого — невозможность надуть щёки или нахмурить брови, и языкоглоточного — сбой в работе гортани, нёба, из-за чего меняется голос, сбивается дыхание и т.д. Но к стёртой дизартрии чаще всего приводит нарушение функций подъязычного нерва.

[26], [27]

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Чаще других встречается стёртая псевдобульбарная дизартрия. Причина её появления – поражение мозга, произошедшее в детском возрасте. Это может быть опухоль, травма во время родов, энцефалит и др. В результате из коры головного мозга не поступает сигнал к черепным стволовым нервам, управляющим речевым аппаратом. Из-за этого страдает моторика, ослабевают мышцы лица. У таких людей рот приоткрыт, течёт слюна, кончик языка с трудом поднимается и перемещается, слова смазаны и непонятны, в голосе появляется гнусавость. Существует три степени стёртой псевдобульбарной дизартрии. Лёгкой степени соответствуют незначительные нарушения речи. Чаще всего неправильно произносятся р, ц, ч, ш, ж, звонкие же звуки не имеют достаточной звуковой наполненности. Средняя степень выражается в малоподвижности мускул лица, трудностях при жевании или глотании, обильном слюнотечении. Произношение большинства звуков искажено, звонкие согласные произносятся глухо, гласные недостаточно звонко. Получаются лишь к, н, м, т, п, х. Тяжёлой степени характерна полная неподвижность лицевых мышц, рот открыт, жевательные и глотательные движения затруднены, речь отсутствует.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия у детей чаще всего возникает в результате отклонений во время беременности, аномальных родов, асфиксии плода. Пока ребёнок не разговаривает, симптомы проявляются в слабом сосательном инстинкте, отказе брать сосок в рот. К тому же он несколько отстаёт в физическом развитии. Плохо получается захват и удерживание предметов в руке, не любит играться с мелкими игрушками, собирать детали конструктора, рисовать, лепить. У такого ребёнка повышенное слюноотделение, неактивная мимика лица, не получается язык свёртывать в трубочку. Но, в целом, его состояние не вызывает особой озабоченности.

Стертая дизартрия у дошкольников

В дошкольном возрасте становятся заметны отклонения, связанные с общей моторикой. Дети неуклюже ходят, не могут стоять на одной ноге, быстро устают от физических нагрузок, плохо имитируют движения, на музыкальных уроках с опозданием реагируют на смену позиций, темпа и музыкального ритма, слабо держат в руке ручку и не любят рисовать. Таким детям сложно в достаточной степени обслужить себя, застёгивать или расстёгивать пуговицы, завязывать шарф. В 5-6 лет появляются особенности артикуляционного аппарата. При пониженном тонусе мышц нижняя челюсть плохо удерживается в приподнятом состоянии, поэтому рот не закрывается, губы и язык вялые. Спастичность мышц даёт полуулыбку лица, твёрдость их при пальпации. Для них бывает затруднительным долгое время держать одну и ту же позу: надутые щёки, губы трубочкой, высунутый язык, т.к. он через некоторое время начинает дрожать и подёргиваться. Условно погрешности произношения делятся на три группы:

  • с нарушениями произношения звуков и интонационно-выразительной окраски речи (просодики). Такие дети хорошо выговаривают слова, имеют большой словарный запас, но вызывают трудность многосложные слова. Им свойственна плохая пространственная ориентация;
  • к первым нарушениям присоединяется несформированность фонетического слуха. Выражается это в неумении согласовывать различные части речи в предложениях, произносить сложные слова, слабом словарном запасе. Эта группа детей направляется в специальный детский сад;
  • с очевидными нарушениями произношения, просодики, недоразвитием фонетического слуха. Для таких детей организованы специализированные группы в детских садах.

Стертая дизартрия у взрослых

В отличие от детей у взрослых людей на момент возникновения дизартрии уже сформирован речевой аппарат и разговорный навык. Они всё слышат и воспринимают. Дефекты речепроизводительного аппарата наступают в результате повреждения центральной нервной системы по одной из вышеупомянутых причин. В создании звуков задействованы дыхательная и артикуляционная системы. Дыхательная отвечает за голосообразование, которое возможно благодаря попаданию воздуха из гортани на резонаторы, отражающие его на артикуляционный аппарат. Тот, в свою очередь, с помощью таких инструментов, как язык, гортань, нёбо, губы, зубы, рождает звук. Выход из строя любой из этих цепочек приводит к речевым нарушениям.

Стадии

Степень отклонения речи от нормы и тяжесть поражения нервной системы находятся в прямой зависимости. Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии. На первой искажения звуков слышны только логопеду. На второй стадии речь говорящего понятна, хотя очевидны погрешности в произношении даже посторонним. Третья стадия имеет более выраженные дефекты – искажения, пропуски или подмена звуков. Разговор медленный, слова невыразительны, невнятны, их понимают только близкие. Четвёртая стадия самая тяжелая, она наступает при полном параличе речедвигательных мышц, когда речь становится невозможной или совершенно непонятной даже близкому окружению.

[28], [29]

Формы

Виды стёртой дизартрии определяются локализацией поражения ЦНС, отвечающего за функцию речи, и её симптоматикой. Различают следующие:

  • псевдобульбарную, при которой поражаются корково-ядерные нервные окончания. Для неё характерно нарушение произношения звуков, вялость речевой мускулатуры;
  • корковую, вызванную очаговым поражением коры головного мозга (затруднены произвольные движения);
  • смешанную.

[30], [31]

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения стёртой дизартрии находятся в социальной и психологической плоскости. Серьёзные дефекты речи, затрудняющие общение в семье, коллективе, с друзьями могут привести к социальной изоляции. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на эмоциональное состояние человека, вызывает подавленность настроения, депрессии.

[32], [33]

Диагностика стертой дизартрии

Диагностику стёртой дизартрии осуществляет невролог и логопед. Необходимо оценить степень повреждения центральной нервной системы, её локализацию.

Невролог в своих выводах опирается на инструментальные исследования. Логопедическое заключение основывается на оценке речевых и неречевых симптомов: характере дыхания, состоянии лицевой мускулатуры, способности производить артикуляционные движения. Анализируется устная речь: произношение слов, их интонирование, разборчивость, ритм и темп.

Проводятся письменные тесты: диктанты, списывание текстов, чтение вслух. У детей стёртая дизартрия диагностируется после 5 лет.

Анализы крови, мочи назначают для определения общего состояния организма.

Инструментальная диагностика играет важную роль в определении диагноза, её объём зависит от первоначального диагноза, поставленного неврологом или детским неврологом. Самую точную картину дадут следующие исследования: МРТ головного мозга, электромиография, электроэнцефалография, электронейрография.

[34], [35], [36]

Ссылка на основную публикацию