Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хохлова В. Ю., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.

Понятие фонематические процессы включает в себя:

1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.

Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.

Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;

2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.

Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.

«Что звучит / шумит»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.

Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.

Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.

Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.

Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голос»

Цель: Определить товарища по звуку голосу.

Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).

Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».

Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.

Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки, ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно – красную. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Какое слово отличается?»

Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.

Оборудование: Счетные палочки, картотека слов (например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).

Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.

4. Игры на дифференциацию фонем

• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

• выделение гласных из ряда звуков.

• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

• узнавание гласных на фоне многосложных слов.

• выделение согласных из ряда других звуков.

узнавание согласных на фоне многосложных слов.

«Место для картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.

Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Цель: Дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».

Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой – комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то – с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков [л] – [р] в словах.

Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.

Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно. Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».

Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма

Список использованных источников

1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL

2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С. 71-78.

Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Долгушева О. В. Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29 «Золотая рыбка».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

Читайте также:  Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
консультация по логопедии по теме

Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_igrovykh_tekhnologiy_v_razvitii_fonematicheskikh_protsessov_u_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор.

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из .

В проекте используется дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек и игровых .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи&raquo.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Елена Пахно
Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых нарушений, и при отсутствии своевременной коррекционной работы могут привести к общему недоразвитию речи, к трудностям обучения в школьный период, на чем акцентировали внимание многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина). Поэтому важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период ведущим видом деятельности является игра, которая оказывает разностороннее влияние на формирование личности ребенка в целом. В трудах К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Ж. Пиаже исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении личности. В современной педагогике существует многообразие игр и игровых технологий, требующее рационального и системного применения. Поэтому стала интересной проблема разработки портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР. При составлении портфолио мы опирались:

– на положение о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, Л. М. Леонтьев, Л. С. Выготский);

-на положение о функциональном единстве фонематического и фонетического компонентов речевой деятельности, обусловленном взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов, которое было сформулировано в работах Н. Х. Швачкина, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, О. А. Токаревой.

В рамках изучения современных работ педагогов, наше внимание привлекли следующие специалисты: Акименко В. М. (разработала модели артикуляции звуков русского языка, в которых заложена информация для ребенка о характеристике звука, о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука с применением различных операций теоретического мышления); Е. Карельская (предложила карточки-символы русских звуков по акустическим и артикуляционным характеристикам); Ткаченко Г., Смирнова Л. (предложили коррекционно-развивающие игры, позволяющие автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала, компенсировать недостаточность фонематического слуха средствами активизации высших психических функций).

Содержание игрового портфолио для коррекции звукопроизношения было сгруппировано по блокам: 1-й блок – игры для подготовительного этапа (на создание психологической готовности к вызыванию звука речи; на создание фонематической готовности к вызыванию звука речи; на создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи; для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи);

2-й блок – игры для постановки звука (игры с карточками – символами звуков,

игры с моделями артикуляции звуков, игры с карточками для вызывания изолированного звука);

3-й блок – игры для автоматизации звука (игры с моделями, настольно-печатные игры, словесные игры);

4-й блок – игры для дифференциации смешиваемых звуков (игры с моделями, настольно-печатные игры).

Использование данного игрового портфолио позволило достичь динамичных положительных результатов в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР.

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Игровые приемы в логопедической практике. Разработка игр для развития речи и коррекции звукопроизношения По определению А. Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят.

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.

Концептуальное изложение. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников Мы не врачи и не геологи, но сожалений горьких нет. Мы — логопеды, дефектологи коррекционный шлем привет! Мы с дошколятами работаем, им.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер класс «Развитие речи с использованием игровых технологий» Форма проведения: Мастер – классс Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий.

Подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Перелетные птицы» Видео одгрупповое логопедическое занятие для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме “Перелетные птицы”[/b] Хасанова.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников с речевым недоразвитием В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения.

Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 35»

Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы

Место работы: МБДОУ «Детский сад ПО № 35», г. Северск, Томская область.

Тема: «Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы».

Предметное направление: логопедия.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Номинация Фестиваля: долгосрочный проект.

Участники: часто болеющие дети, посещающие логопункт, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

Среди детей, зачисленных на логопункт МБДОУ «Детский сад ПО № 35»,в котором воспитываются и обучаются дети с диагнозом ДЧБ (дети часто болеющие), есть воспитанники с такими сложными речевыми нарушениями, как фонетико – фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР), общее недоразвитие речи (далее ОНР), стёртая форма дизартрии. Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части часто болеющих детей – логопатов наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, различные соматические заболевания, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям уже в середине учебного года, что отражается на результатах промежуточной диагностики в январе. У данной категории детей выявляется лишь незначительная динамика по всем разделам развития речи, таким как:

Отсюда перед нами возникает объективная необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволили бы к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.

Изучив литературу [1],[3],[5] и проанализировав современные педагогические технологии [12], мы остановили свой выбор на игровых, как наиболее естественных и природосообразных, а потому позволяющих эффективно обучать детей, развивать речь, эмоционально-волевую сферу, прививать им коммуникативные навыки сохраняя при этом здоровье.

Игра — основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, в радости и удовольствии.

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с её педагогическим и терапевтическим использованием. Авторы этих исследований: , , ёлова, и другие. По мнению этих и многих других исследователей, игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В отличие от игр вообще педагогическая технология обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:

· дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве ее средства,

· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (, , -Эминов, , ), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Объект проектной деятельности: формирование положительной мотивации к обучению у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.

Предмет проектной деятельности: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.

формирование положительной мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы средствами игровых технологий.

1. В условиях логопункта создать предметно-развивающую среду для проведения игровых занятий;

2. Организовать работу на занятиях с применением игровых технологий;

3. Повысить методическую компетентность родителей посредством обучения их эффективным логопедическим играм с детьми;

4. Создать и координировать работу творческой группы педагогов с целью включения элементов игровых логопедических занятий в ежедневную непосредственную образовательную деятельность в рамках группы;

5. Провести мониторинг динамики речевого развития и особенностей мотивации детей для оценки эффективности модифицированных игровых технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Для внедрения в практику игровых технологий мы разработали цикл авторских логопедических сказочных игротренингов и апробировали инновационную систему универсальных игр с логопедическими картинками .

Логопедические сказочные игротренинги.

Сказочный логопедический игротренинг – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Он представляет собой комплекс упражнений (артикуляционных, пальчиковых, мимических, просодических), который дети выполняют по ходу читаемой логопедом сказки. Сказка повышает эффективность логопедического тренинга, выступая первоначальным толчком в проявлении интереса и средством создания положительного фона всего занятия, является опорой для развития всех сторон речи. Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка.

Логопедический игротренинг проводится в начале каждого логопедического занятия, подготавливая органы артикуляции к дальнейшей работе.

Цель логопедического игротренинга – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков с помощью специальных упражнений, «вплетённых» в канву сказочного сюжета.

Основные задачи логопедического игротренинга:

1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

2. Работа над развитием мимической мускулатуры.

3. Развитие просодических компонентов речи: силы, высоты, модулирования голоса, ритма, интонационной выразительности.

4. Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.

5. Уточнение и обогащение словаря.

6. Развитие психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

7. Воспитанию нравственных качеств.

Универсальные игры с коррекционными картинками.

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками» была создана Ириной Леонидовной Лебедевой – учителем логопедом из Свердловской области, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Тайны шипящих звуков» и т. д.

Универсальные логопедические игры предназначены для постепенного введения поставленного звука в речь. Они компактны и удобны в использовании, для их проведения логопеду необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и игральные кубики.

Универсальные игры с логопедическими картинками называются универсальными, потому что с их помощью можно автоматизировать звуки любой группы, на любом этапе автоматизации и в тех словах, в которых звук стоит в нужной на данный момент и для данного ребёнка позиции. Параллельно с автоматизацией звука во время игр решается целый комплекс коррекционных задач:

· развитие и совершенствование навыков звукового анализа

· совершенствование слоговой структуры слова

· пополнение и активизация словаря

· формирование грамматического строя речи

· развитие просодической стороны речи

· развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти и т. д.

Также благодаря технологии на логопедическом занятии одновременно с качественным логопедическим тренингом происходит «живое» общение между участниками педагогического процесса, которого так не хватает детям в наш компьютеризированный век. Дети учатся общаться, соблюдать правила, контролировать свои эмоции и, конечно же, получают радость и удовольствие от игры.

Универсальные логопедические игры можно использовать как на логопедических занятиях, так и в совместной деятельности с воспитателем в группе.

Ресурсы проекта: «Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы»

· набор предметных картинок на все группы корригируемых звуков;

· декорации для настольного кукольного театра (замки, домики, деревья и т. д.);

· набор небольших игрушек из «киндер – сюрпризов»;

· универсальное наборное полотно;

· наборы картинок для проведения логопедических сказочных игротренингов;

« Игра как средство коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

« Игра как средство коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии. Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности на логопункте. Основная цель при этом – сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников, является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия .

Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда работе с дошкольниками через игру очевидна Логопедическая работа

нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности. Реализации поставленных задач максимально способствует применение дидактической игры как формы обучения и коррекции. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, логопед может управлять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, поведением детей. Применение игровой технологии в логопедической практике необходимо основывать на учете: ведущего вида деятельности дошкольников, этиологии, механизме и структуре нарушения звукопроизношения, состоянии фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, связной речи, поэтапного использования наглядных средств обучения. Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка. Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем. Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность. В начале занятия акцентируется внимание на отрабатываемом звуке и дается установка на самоконтроль. По ходу занятия фишками и достижением цели отмечается успешность ребенка. В конце занятия при подведении итога ребенок награждается сезонной наклейкой за старание и успех. Усложнение дидактической задачи в игре зависит от увеличения количества или введения нового речевого материала, усложнения речевого материала, изменения речевого сопровождения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная), изменения контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль). Общие правила для всех игр заключаются в четком проговаривании ребенком звуков, слогов, слов с интонационным выделением автоматизируемого звука и строгим контролем произношения этого звука со стороны логопеда. Кроме того, если ребенок берет на себя ведущую роль или логопед выступает как партнер, весь речевой материал проговаривает за всех участников (если это не другие дети) тот же ребенок. Практически во всех играх можно использовать вариант «намеренных ошибок», когда логопед как бы «ошибается» в проговаривании слогов, слов, предложений или выполнении игровых действий, создавая ситуацию, когда ребенок с удовольствием исправляет ошибку Какое же коррекционное значение имеют эти игры для детей:

1) происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Таким образом, разные виды детских игр приобретают в логопедических занятиях с детьми свое основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. Это выражается, с одной стороны, в коррекционном обучении навыкам правильной речи и поведения ребенка одновременно с его умственным и физическим развитием (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование у него социально-личностных качеств, определяющих его правильное отношение и взаимодействие с окружающими людьми (психокоррекционные основы).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому учитель-логопед планирует использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

В настоящее время представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии, используемые учителем – логопедом в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря, развития психических функций. Главным правилом при использовании игровой технологии на занятии должно быть следующее – на основе игрового сюжета занятия продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации. Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет

Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Читайте также:  Программа работы с больными по восстановлению речи при грубой сенсорной афазии
Ссылка на основную публикацию