Функциональные тренировки в коррекции заикания

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

В настоящее время в литературе представлена система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др. (см. Заикание у подростков. М., 1989; ред. М.И. Буянов).

Данная система реабилитации складывается из тесного взаимодействия трех основных направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.

Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию.

Если общая психотерапия, используемая при заикании как у детей, так и у взрослых, состоит из создания положительного эмоционального фона окружающей обстановки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи.

В процессе суггестивной терапии, которая проводится обычно в бодрствующем состоянии заикающихся подростков, внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности личности подростка, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации, о его способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т.п.

Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.

Большое значение в реабилитационной работе с подростками придается методу коллективной психотерапии. Учитывая особенности социализации заикающихся подростков, в этом виде психотерапии развивается утверждение роли подростка в коллективе сверстников, обсуждается и утверждается мысль о необходимости согласовывать свои действия с коллективом, героические примеры поведения из жизни литературных героев в процессе коллективной психотерапии становятся образцом для подражания.

Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.

Проведение так называемых функциональных тренировок в процессе школьного урока, посещения музея, читального зала, участие в дискуссиях позволяют подросткам использовать новые речевые и психологические стереотипы в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Логопедическая коррекция заикания у подростков предусматривает на первом этапе формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе на уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.

Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов.

Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом,

психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся.

В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патолопи речи” под руководством Н.М. Асатиани (см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный НА. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие.

Перед началом курса лечения проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

При поступлении заикающихся в стационар проводится подробное медицинское и логопедическое обследование, в результате которого осуществляется дифференциальная диагностика и определяется план индивидуальной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.

Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.

1. Подготовительный этап (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.

4. Заключительный этап. Данный этап включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации — публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.

5. Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, в ходе которой даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе пациентов. Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.

Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.

При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

Данная система предусматривает проведение реабилитационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической формой заикания, проводится массивная психотерапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопедического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.

Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения.

Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.

Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992).

Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

В ходе пропедевтического этапа у заикающихся формируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.

На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной работы по начальной реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.

На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции я техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятельно решать свои проблемы, тем самым достигается основная задача данной системы.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993).

Коррекционная работа идет по трем направлениям:

1) логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог; 2) психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; 3) психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

На подготовительном этапе проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий. Важным итогом занятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.

На основном этапе реабилитационной работы у пациентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. Новый речевой стереотип укрепляется в функциональных тренировках различной степени сложности.

После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе которых происходит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка естественной интонационно окрашенной речи. На последующих микрокурсах логопед развивает навыки критического анализа собственных поступков, а также возможность справляться с затруднениями. В целом курс реабилитации, включая и микрокурсы, проходит на протяжении года. Новые навыки речи многократно проверяются в разнообразных ситуациях. В результате проведенного курса у заикающихся устанавливается не только плавная речь, но и исчезает состояние тревоги, связанное со страхом речи.

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Эта методика ставит общие задачи, характерные для всех существующих вариантов AT, и частные, характерные только для данной модификации. Решение этих задач направлено на нормализацию речевого поведения взрослых заикающихся. Целью общих задач является снижение мышечного тонуса и эмоционального напряжения Частных — коррекция напряжения артикуляторной и вокальной мускулатуры, регуляция дыхания, преодоление чувства собственной неполноценности и логофобии.

Эти задачи решаются в процессе поэтапного обучения больных приемам саморегуляции, речевых тренировок и бесед психотерапевтического и разъясняющего характера. В модификации AT Лубенской А.И. основными методическими приемами являются “Формула спокойствия” и имаготерапия.

Занятия специального курса AT проводятся по следующей схеме:

1. Расширенная формула спокойствия.

2. Произвольная регуляция мышечного тонуса.

3. Речевая тренировка.

4. Расширенная формула спокойствия.

5. Двигательные упражнения.

6. Самоотчеты больных.

Весь курс AT занимает около 2-х месяцев и делится на 3 этапа:

1 этап — 12-14 коллективных занятий;

2 этап — 18-20 коллективных занятий;

3 этап — 8-10 коллективных занятий.

Это деление происходит вследствие учета постепенного усложнения материала. Например, на втором этапе работы Расширенная формула спокойствия заменяется Сокращенной (“Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание. Сердце. Успокаиваюсь. Отдыхаю”). На последнем этапе работы Сокращенная формула спокойствия и все формулы, направленные на расслабление, заменяются Краткой формулой спокойствия (“Спокоен. Собран. Сосредоточен”). Каждая формула вслед за ведущим повторяется тренирующимися мысленно 3 раза. Все предлагаемые больным упражнения перемежаются самовнушениями. Постепенно изменяются условия работы. Если на первом этапе заикающиеся располагаются в креслах, то в дальнейшем, при автоматизации навыков саморегуляции в процессе речевой деятельности, тренирующиеся работают стоя и в движении.

Эти изменения дают возможность сблизить “обыгрываемые” ситуации с обычными условиями общения.

Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволяют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.

В каждую коллективную тренировку входят также вступительная и заключительная беседы. Во вступительной беседе ведущий сообщает тренирующимся план занятий, в заключительной — подводит итоги, выясняются жалобы и даются задания для самостоятельной работы.

В ходе речевых тренировок заикающиеся постепенно переходят от мысленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от коллективной работы к индивидуальной и от сопряженного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и к публичным выступлениям.

На первом этапе заикающиеся осваивают основные приемы саморегуляции: расширенную формулу спокойствия, навыки релаксации и управления вазовегетативными реакциями (дыханием, ритмом сердечной деятельности, сосудистым тонусом). Больным при этом внушается ощущение тепла в верхних конечностях и в подложечной области. Овладение этими навыками особенно необходимо той группе заикающихся, которые связывают заикание с субъективным ощущением напряжения в груди, с недостаточностью речевого дыхания.

Так, например, первое занятие 1 этапа начинается со вступительной беседы, в которой ведущий рассказывает о содержании “расширенной формулы спокойствия” и о связи речевого, эмоционального и мышечного состояния человека. Затем заикающиеся переходят к тренировке навыков саморегуляции.

Ведущий медленно, негромко произносит расширенную формулу спокойствия:

дыхание ровное, спокойное, ритмичное,

сердце бьется ровно, спокойно, ритмично,

Произнося эти формулы, тренирующиеся сосредоточиваются на тех функциях и ощущениях, о которых идет речь. Затем заикающимся предлагается переключить внимание на правую руку (для левшей — на левую). Ведущим даются формулы:

напрягаю правую руку (1 раз)

напрягаю кисть (3 раза)

напрягаю предплечье (Зраза)

напрягаю плечо (3 раза)

правая рука напряжена (1 раз)

При этом тренирующиеся сжимают пальцы в кулак, напрягают мышцы рук в соответствии с инструкциями, повторяя мысленно за ведущим самовнушение. Связав состояние напряжения с его словесным обозначением, тренирующийся произвольно расслабляет правую руку:

расслабляю правую руку (1 раз)

расслабляю плечо (Зраза)

расслабляю предплечье (3 раза)

расслабляю кисть (Зраза)

правая рука расслаблена (1 раз)

Наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти больного путем соотнесения релаксации со словом. Соотнесение слова с реальным ощущением способствует созданию условно-рефлекторной связи, которая в будущем обеспечит реализацию мышечных реакций в ответ на самовнушение.

Уже на третьем коллективном занятии тренирующиеся вызывают расслабление правой руки при помощи самовнушения. На этом же занятии вызывается ощущение тяжести в правой руке. На четвертом и пятом занятиях те же ощущения вызываются последовательно в правой, а затем в левой руке.

Затем заикающиеся обучаются формулам самовнушения, которые направлены на расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры, а также формулами, обеспечивающими регуляцию сосудистого тонуса.

С этой целью используются следующие самовнушения:

правая рука расслабляется,

мои руки расслабляются,

руки наполняются теплом (отрабатывается на 6-7-ми

легкое приятное тепло в области

солнечного сплетения (отрабатывается на 8-10-ти

все тело наполняется теплом,

лоб приятно прохладен (отрабатывается на 5-6-ти

тепло струится вверх,

грудь наполняется теплом,

мышцы груди и плечевого пояса,

расслабляются (отрабатывается на 11-13-ти коллективных занятиях).

Для усиления яркости вызываемых ощущений больным предлагается представление тех ситуаций, для которых характерно вызываемое ощущение.

Например, при вызывании тепла в руках тренирующимся рекомендуется представить себя греющим руки у костра, на солнце, в теплой воде и т.д. При этом каждому необходимо обращаться к той ситуации, которая для него наиболее привычна.

На первом этапе тренировки часто используются такие формулы внушения: “С каждым днем, с каждым занятием ВАШИ самовнушения реализуются ВСЕ БЫСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ”. “С каждым днем, с каждым занятием ощущения, вызванные ВАШИМ СЛОВОМ, ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ СЛОВОМ, становятся все более четкими, яркими, привычными”.

Функциональные тренировки начинаются с первых занятий, но носят еще пассивный характер.

Речевая работа первого этапа проводится по следующему плану:

1. Работа над темпом и ритмом речи.

Читайте также:  Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР

2. Работа над мягким вводом в речь и речевым дыханием. Речевым материалом служат вначале формулы самовнушений, которые тренирующиеся повторяют мысленно за ведущим. С 6-7 занятия материалом являются специально подобранные тексты, которые предварительно отрабатываются на логопедических занятиях.

Учитывая, что дыхание человека, находящегося в состоянии релаксации, значительно укорачивается, заикающимся вначале предлагаются стихотворения с длиной строки, не превышающей 4-5 слогов (А.С. Пушкин “Адели”). По мере возрастающей речевой активности и приближения к состоянию клинического бодрствования дыхание их удлиняется, в результате чего они получают возможность проговаривать на одном выдохе стихотворную строку в 7-9 слогов (М. Светлов “Гренада”; Д. Самойлов “Названья зим”).

Полученные на AT навыки закрепляются на логопедических занятиях. Таким образом, речевой материал проходит три ступени обработки:

логопедическое занятие — AT — логопедическое занятие.

Это позволяет полученные навыки сразу же активизировать.

Второй этап является очень важным как в психотерапевтическом, так и в речевом плане.

В процессе тренировок на этом этапе решается одна из частных задач саморегуляции — отработка навыков локальной релаксации групп мышц, в которых возникает судорожность. Работа приобретает характер направленной органотренировки по группе “Речь”.

Занятия на втором этапе строятся по следующему плану:

1. Вступительная беседа.

2. Расширенная формула спокойствия.

3. Расслабление верхних конечностей брюшного пресса и грудной мускулатуры.

4. Формула спокойствия.

5. Гетерогенные внушения, направленные на усиление терапевтического эффекта самовнушений.

6. Представление трудной речевой ситуации.

7. Формула спокойствия.

8. Речевая тренировка.

9. Расширенная формула спокойствия.

10. Гетерогенные внушения, фиксирующие речевые достижения тренирующихся и утверждающие возможность их реализации в обычных жизненных ситуациях.

11. Двигательные упражнения.

12. Заключительная беседа.

13. Отчеты больных.

Условие проведения речевых тренировок несколько изменяются: тренирующиеся начинают на втором этапе работать с открытыми глазами.

Основная особенность этого этапа заключается во введении представлений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых тренировок и в закреплении речевых достижений заикающихся путем гетерогенных внушений. Правомерность использования приема представлений для выработки новых форм реагирования на патогенные в прошлом ситуации опирается на положения, которые были высказаны Валуевой М.Н. (1967). А именно: представление эмоционально окрашенных ситуаций способно вызывать у индивида эмоциональные и вегетативные сдвиги, аналогичные возникающим в реальной обстановке.

Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.

Например. Предлагаемая ситуация — посещение магазина. Ведущий обращается к заикающимся: “Ваша задача — пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к другому. Выбираете, что вам нужно купить, и подходите к кассе. Занимаете очередь. Впереди вас два человека. Вы — третий. Очередь продвигается. Вы слышите голос кассира. Она говорит громко, нетерпеливо. Это волнует вас. Вы чувствуете (дается описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситуации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия”.

Как только в самоотчетах появляются записи об успешном преодолении волнения, перед заикающимися ставится задача повышенной сложности: представить ситуацию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.

Например. Ситуация та же. Задача: “Воспользовавшись формулами самовнушения (“спокоен”, “совершенно спокоен” и пр.) обратиться к кассиру, назвав необходимую сумму.

Представления новых форм эмоционального и речевого реагирования вначале закрепляются на логопедических занятиях, а затем актуализируются на функциональных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуациях. Таким образом используется ступенчатая система контроля и подкрепления (представления — логопедические занятия — функциональные тренировки в реальных условиях — представления).0на позволяет добиться постепенного угашения невротических и вазовегетативных реакций, характерных для данной личности, и разрушения патологических условных связей между эмоциональными, речевыми реакциями и патогенными ситуациями.

Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающиеся используют приемы локальной релаксации. Их цель — обеспечить возможность самостоятельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и вокального аппаратов.

При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:

мышцы глотки расслабляются,

нижняя челюсть расслабляется,

чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глотки и в корне языка.

В речевом плане это этап напряженных речевых тренировок различной сложности.

Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT, представления направлены на выработку новых речевых стереотипов, преодоление логофобии.

Во время тренировок заикающиеся постепенно переходят от легкого дремотного состояния к клиническому “бодрствованию”, от мысленного проговаривания — к активной речевой деятельности.

Речевые тренировки второго этапа проходят по следующей схеме:

1. Выработка новых речевых стереотипов (переход от мысленного проговаривания к сопряженно-отраженной и шепотной речи).

2. Закрепление речевых навыков, выработанных на первом занятии AT и на логопедических занятиях (коллективное чтение текстов, шепотная речь, переходящая в громкую).

3. Подготовка к логопедическим занятиям, одновременная работа всех членов группы (речь громкая).

4. Индивидуальные выступления (речь громкая).

Речевой материал постепенно усложняется. Заикающиеся выступают с чтением текстов, отрабатываемых ими для логопедических занятий, участвуют в импровизации по предложенной теме. В конце занятий, в ходе гетерогенных внушений, ведущий обязательно обращает внимание заикающихся на свободу речевого акта.

Для автоматизации навыков саморегуляции на данном этапе вводятся физкультминутки — небольшой комплекс физических упражнений, вызывающий повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыхания и сердечной деятельности.

После зарядки с помощью формул самовнушения тренирующиеся самостоятельно нормализуют свое состояние, обеспечивая возможность речевого общения. Для проведения внушений и самовнушений они вновь погружаются в состояние релаксации.

На третьем этапе в ходе аутогенных тренировок заикающиеся овладевают сокращенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Расширенная формула спокойствия заменяется короткими формулировками: “Спокоен, собран, сосредоточен”. Формулы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп заменяются короткими самовнушениями: “Живот, грудь, горло, челюсть, губы, язык расслаблены”.

На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.

В ходе речевых тренировок третьего этапа полученные навыки саморегуляции активно используются в процессе речевой деятельности. С этой целью тренирующимся предлагается вступать в короткие речевые контакты — диалоги вначале с ведущим, позже с товарищами по группе. Заикающиеся отвечают на поставленные вопросы, разыгрывают сценки с предложенным здесь же сюжетом, тренируют речевые навыки на фоне представления патогенных речевых ситуаций, готовятся к публичным выступлениям. При этом они встают, садятся и снова встают, переходят от группы к группе. Осуществление плавной речи на фоне несколько сниженного мышечного тонуса и состояния эмоционального равновесия обычно не вызывают затруднения.

Речевые тренировки проходят по следующему плану:

1. Речевая зарядка (коллективное чтение текстов).

2. Индивидуальная работа — тренировка речевых навыков на фоне представлений трудных речевых ситуаций.

3. Коллективная работа — короткие речевые контакты.

4. Физкультминутка. Использование навыков локальной релаксации.

5. Коллективная работа:

1) беседы, телефонные разговоры;

2) импровизации по теме. Проводимые таким образом тренировки обеспечивают возможность автоматизации навыков саморегуляции эмоционального и речевого поведения заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.

Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием

Дата публикации: 28.04.2018 2018-04-28

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Ильина Е. Н., Литвиненко Л. И. Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/archive/203/49842/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассматриваются особенности проведения функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием, на разных этапах курса реабилитации.

Ключевые слова: заикание, подростки, страдающие заиканием, функциональные тренировки, реабилитация.

Заиканием принято называть речевую патологию, проявляющуюся внешне в виде специфических запинок, нарушающих плавность речи. При заикании отмечаются как первичные (речевые), так и вторичные (психологические, социально-психологические, биологические) расстройства и чаще — при наличии церебральной недостаточности различного генеза. [7, c. 9–10]. В связи с этим у заикающихся помимо речевых проявляются также двигательные, эмоциональные и поведенческие нарушения. В подростковом возрасте, когда психика ребенка ранима и неустойчива, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, особенно затрудняет общение с окружающими. На этом фоне, как правило, возникает недовольство собой, снижается самооценка. Многие пациенты ярко описывают свои переживания по поводу насмешек и презрения. В ходе курса лечения подростки овладевают навыками правильной речи, но зачастую в стрессовых ситуациях затрудняются их использовать, поэтому в комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включены функциональные тренировки, позволяющие повысить адаптационные возможности пациентов при коммуникации. Метод функциональных тренировок является наиболее важным и эффективным для накопления опыта преодоления страха речи в реальных условиях.

В свое время Г. Д. Неткачев разработал «новый психологический способ лечения заикания» через перевоспитание личности пациента и восстановление в ней спокойствия, смелости, уверенности посредством ежедневных тренировок и практики речи без использования уловок и свободной от навязчивых страхов. [4, c. 5]. В. А. Ковшиков отмечал значимость занятий вне кабинета при моделировании трудных ситуаций: на улице, в общественных местах, в учебных заведениях. [3, c. 13–20]. Закрепление навыков правильной речи именно в стрессовых ситуациях важно для дальнейшей самостоятельной работы над их совершенствованием в реальной жизни, поскольку в этих условиях они проверяются на прочность. [1, c. 12].

Обычно функциональные тренировки вводятся в конце курса лечения по преодолению заикания, когда пациенты довольно уверенно владеют навыками правильной речи. Однако при проведении логопедических занятий с подростками, страдающими заиканием, отмечается, что тренировка и практика техники речи уже на начальном этапе с использованием упрощенных заданий позволяет пациентам поверить в эффективность лечения, мотивирует их на активную самостоятельную работу по закреплению речевых навыков. В начале курса реабилитации используется послоговой ритм. Затем он становится «мягче». Н. И. Жинкин отмечал, что как только речь переходит на метрическое произнесение, заикание либо не проявляется, либо проявляется менее выраженно, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. [6, c. 119]. Медленная, ритмизированная речь позволяет подросткам ощутить, что они могут говорить свободнее. Осознание этого помогает пациентам даже с тяжелой степенью заикания справляться с поставленными на функциональных тренировках задачами. Как правило, на первых выступлениях используется материал упрощенных заданий: чтение стихов, любимых считалок, ответы на вопросы сотрудников отделения об увлечениях, друзьях. Успех выступлений пациентов во многом зависит от уровня подготовки специалистов, организующих проведение первых функциональных тренировок. Логопед должен знать психологические особенности подросткового возраста, индивидуальные речевые возможности каждого участвующего, понимать требуется ли в незапланированных ситуациях и в каком объеме поддержка либо помощь выступающим. Некоторые подростки отмечают, что им легче начать говорить, когда логопед находится рядом, прикасается, помогает удерживать ритм, отхлопывая его незаметно по плечу. Желательно присутствие психолога либо психотерапевта на таких занятиях. Первые подобные занятия проводятся преимущественно в условиях кабинета.

Также некоторые пациенты отмечают, что им проще общаться с малознакомыми или вообще незнакомыми людьми. И поскольку довольно часто в семьях пациентов, страдающих заиканием, выявляются нарушения детско-родительских отношений, то на первых функциональных тренировках присутствие родителей лучше исключить и практиковать технику речи на начальном этапе при общении со специалистами отделения. Однако в дальнейшем привлечение родителей к участию в выступлениях пациентов необходимо, поскольку за пределами стационара значительную помощь в закреплении полученного навыка правильной речи оказывают именно они.

Успешные выступления на функциональных тренировках начального этапа, которые отмечают и взрослые, и участники группы, мотивируют подростков и их родителей на активную работу по закреплению навыка в домашних условиях. Выполняя задания вместе с пациентами, родители уже не столько дают образец речи, как в ситуации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а скорее оказывают психологическую поддержку подросткам. В отношениях взрослых и детей возникает «чувство локтя» в работе по преодолению заикания.

На последующих этапах пациенты с более выраженной степенью заикания работают над выразительностью ритмизированной речи, другие же «мягкий» послоговой ритм переводят на новый способ плавной, слитной речи. Освоенные формы техники речи применяются на более сложном речевом материале: чтении текстов и пересказе. Пациенты приступают к выступлениям перед родителями, детьми других групп с подготовленными дома короткими сообщениями. На этом этапе для закрепления речевых навыков используется метод имаготерапии — тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью. [2, 141–147], [6, c. 157]. Использование технических средств для записи материала при подготовке к выступлениям способствует выработке навыков правильной речи. Этот вид работы позволяет управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы [5, c. 119]. Обычно для этих целей применяют диктофон. При подготовке сообщений к участию в функциональных тренировках наши пациенты используют также видеосъемку материалов выступлений, а затем проводят анализ записей и корректируют свои ошибки. Как правило, первые дубли пациентам не нравятся, часто они отмечают, что слышать свой голос на видеозаписях и диктофоне им неприятно. Анализ материалов подготовки заданий совместно со специалистом с последующей репетицией и повторной записью сообщений помогает подросткам на занятиях говорить увереннее и свободнее. На функциональных тренировках допускается проводить видеосъемку выступления пациента его родителями. Подростки, фиксировавшие речевой материал при его подготовке в видео и аудио формате, испытывают меньший дискомфорт в таких ситуациях.

На завершающем этапе желательно, чтобы пациенты перешли на нормативный способ говорения без использования внешних ритмических опор. Функциональные тренировки в виде ролевых игр на этом этапе чаще проводятся вне кабинета. Моделирование ситуации школьного урока, проведения любимой телепередачи, мастер-класса, посещение кафе, участие в дискуссиях, самопрезентации позволяют подросткам использовать полученные речевые навыки в тех ситуациях, которые прежде провоцировали проявление заикания.

Поскольку наиболее сложным моментом для пациентов подросткового возраста, страдающих заиканием, является устный ответ у доски перед классом, то наиболее активно отрабатываются именно эти ситуации. Излагая учебный материал, подростки могут перевоплощаться в образ учителя, не отвечать у доски, а передавать свои знания, т. е. учить. Раскрывая подготовленный учебный материал для родителей, они действительно, в некотором роде предстают в роли учителей, поскольку материал школьной программы взрослыми несколько забыт. Многие из родителей, выполняя задания по представленным участниками группы темам, достаточно часто допускают ошибки, которые пациенты с радостью помогают исправить. Поначалу подростки готовят материалы любимых предметов, знание материала которых придает уверенности на первых функциональных тренировках этого блока. Подростки демонстрируют математические фокусы, раскрывая затем их секреты, предлагают для выполнения взрослым комплекс упражнений, предварительно рассказав о теоретических основах физического воспитания. Затем можно переходить к подготовке материалов по предметам, которые вызывают у подростков негативные переживания.

Функциональные тренировки подростков также включают занятия, направленные на закрепление навыков улучшенной речи в ситуации телефонного разговора. В условиях кабинета проводятся ролевые игры между участниками группы (звонок в компанию по доставке пиццы, аптеку, справочную магазина). Вопросы предварительно готовятся, записываются и прочитываются, а затем пациенты задают их уже реальным собеседникам. Поначалу это могут быть родственники, знакомые, друзья.

Для закрепления достигнутых результатов на улицах, в магазинах, кафе пациенты отрабатывают навыки улучшенной речи сначала при общении с логопедом и с участниками группы, а затем обращаются с вопросами к окружающим людям. В дальнейшем логопед предоставляет все больше самостоятельности пациентам, что способствует введению полученных навыков речи в повседневную жизнь.

Проведение функциональных тренировок является важным направлением в реабилитации подростков, страдающих заиканием. На таких занятиях пациенты приобретают опыт общения, который позволяет преодолевать страх речи в различных ситуациях, более продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми и справляться с возможными проблемами, возникающими в реальной жизни.

ИСАГУЛИЕВ П.И. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ТРЕНИНГИ В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ ТРЕНИРОВОК В КОМПЛЕКСЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ ЗАИКАЮЩИМИСЯ

Учитывая характер вторичных невротических наслоений, которыми обрастает заикание у взрослых, задачей ролевых занятий является научить наших пациентов не только успешно применять собственно речевые приемы, но и успешно владеть беседой, отстоять свою точку зрения, образно и полностью высказать свое мнение, не теряться в любых коммуникативных ситуациях. Эту задачу мы выполняем следующими видами коммуникативно-речевых занятий: выступление в параллельной группе заикающихся с подготовленным, а позже и не подготовленным сообщением, обращение к сотрудникам лаборатории и больницы, а позже, во время функциональных тренировок вне стен больницы, к прохожим, постовым милиционерам, продавцам магазинов.

Предварительно все эти и многие другие жизненные ситуации проигрываются на ролевых занятиях.

На первых ролевых занятиях моделируются жизненные ситуации, не вызывающие тяжелых отрицательных эмоций у участников.

Например, простые и развернутые приветствия знакомых при встрече на улице, на работе, в магазине и т.д.

Постепенно, однако, моделируемые ситуации усложняются как в речевом так и в психологическом плане.

Характер роли каждого участника все более усложняется. На первом этапе ролевых занятий логопед не только объясняет задачу каждому участнику, но и на первых порах всем, а некоторым и на протяжении достаточно долгого периода, подсказывает определенные решения и реплики. Кроме того логопед следит и при необходимости корректирует речь участников Р.З., напоминает о применении чисто логопедических приемов, наблюдает за активным участием всех пациентов в работе, за выполнением каждым участником поставленной перед ним задачи. Часто, наряду с выполнением выше названных задач, логопеду самому приходится исполнять роль, а на первых Р.З. даже основную. Конечно лучше выделить лидера из группы заикающихся, но это не всегда удается, особенно в начале занятий.

Читайте также:  Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

Сначала роль лидера (начальника, отца, председателя) исполняется больным, имеющим к подобной роли выраженную наклонность, позже недостатка в начальниках не ощущается.

Часто на втором этапе занятий за роль «начальника» уже борются. «Начальники» становятся более авторитарными, волевыми, часто выходят за рамки собственных «начальнических» прав.

Интересно заметить, что такие «превышения власти» более характерны для пациентов в жизни являющихся прямой противоположностью созданному ими на Р.З. образу.

Как объясняют сами пациенты, в данном случае срабатывает, часто неосознанно, компенсаторный момент. Вероятно, с этим можно согласиться. После окончания Р.З. логопед, а на втором этапе и сами участники, проводят анализ, как собственно речи, так и исполнения каждым участником его роли. Речевой разбор занятия заключается в следующем: логопед указывает больному на положительные моменты его речи. Вместе с больным выясняет, какие речевые приемы больной выполнял сознательно, а какие у больного получились уже автоматически, бегло, без акцента внимания. Отмечает некоторые (один из трех- шести, в зависимости от личности) недостатки и предлагает перейти к заключению разбора роли (обязательно с положительной оценкой). Сначала предлагаемые к исполнению сценки лишь приблизительно напоминают произошедшее с кем-либо из участников в жизни происшествие.

От абстрактного «разговора по телефону» мы переходим к «разговору по телефону с начальником», разговор с которым в жизни был для участника Р.З. невозможен или вызывал плохую речь и выраженные, часто долго не затухающие, отрицательные эмоции. Роль такого «стрессообразующего начальника» исполняет кто-либо из участников Р.З., а позже и сам подчиненный. Исполнению такой роли предшествует подробная ее разработка, основу роли «начальника» разрабатывает подчиненный.

Постепенно «начальник» становится все более «жестким» порой до гротеска.

Большую положительную роль в Р.З. играет юмор, добрая ирония, взаимная поддержка. Часто бывает, что участники Р.З. подсказывают товарищу аргументы против собственной точки зрения. Особое место в Р.З. занимают сценки, в которых заикающиеся иронизируют, шутят над своим речевым дефектом. Естественно не со всеми пациентами можно проводить Р.З. на эту тему, и, конечно, не сразу приступают к таким темам.

Многие наши пациенты даже в конце курса Р.З. и функциональных тренировок не могут полностью развить эту тему не только в силу собственного речевого состояния, сколько в силу патологической фиксации на своих социально-речевых воспоминаниях.

Эта часть нашей работы проводится поэтапно и включает серию последовательно усложняющихся занятий.

Приведем пример: группе заикающихся, уже обыгрывавших выше приведенные темы, дается установка — «Больные в приемной у врача». Больные начинают рассказывать друг другу о своих недугах, делиться сведениями о способах их лечения и критическими замечаниями о работе того или иного лечащего врача. Сообщают о «чудесных излечениях» своих знакомых и родных.

Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа. Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа. Постепенно «болезни» участников приобретают все более преувеличенные, фантастические и абсурдные формы.

На первых порах этого цикла обыгрываются «болезни», которыми никто из участников Р.З. не болел.

На следующем этапе обыгрываются «болезни» с использованием реальных анамнестических данных, но не связанных с речью.

На втором этапе занятий обыгрываются различные речевые неудачи, реально происходившие с участниками Р.З. или же с их друзьями.

Задача логопеда — дать правильный положительно-юмористический оттенок всей оценке, показать всю малозначительность речевых запинок в оценке окружающих. Очень важно в таких занятиях собственное юмористическое отношение всех исполнителей к описываемой ситуации.

Если добиться этого сразу на занятиях не удается, ролевые занятия мягко переводятся в обычные логопедические.

Занятия такого характера, как уже было сказано выше, можно проводить после строгого отбора больных и тщательного анализа их внутреннего состояния, имея полную уверенность, что занятия не вызовут отрицательного эффекта у психотравмированного речью больного.

Более универсальны занятия, на которых участники рассказывают, а позже обыгрывают свои коммуникативно-речевые удачи.

Большой положительный эффект имеет отыгрывание положительной речевой ситуации, в которой в жизни больной потерпел неудачу.

Так как в процессе лечения наши пациенты сближаются, как на почве общего для них речевого дефекта, так и по возникающим неформальным контактам, то речевые удачи одного становятся общей удачей, а при неудаче кого-либо из членов группы сами товарищи выводят его из отрицательного состояния. Такая взаимная поддержка дает больший положительный эффект, чем беседы, проводимые логопедом, при общем индифферентном настроении группы. Эти занятия имеют большой положительный психотерапевтический эффект и способствуют значительному уменьшению страха речи.

Кроме этого подобные занятия помогают переосмыслить свой речевой дефект и дают уверенность в успешном проведении любого диалога в жизни, несмотря на возможные запинки. На следующем этапе работы по преодолению страха речи проводятся Р.З. со всей группой заикающихся. Такие занятия являются тренировкой речевой функции в еще более сложных коммуникативных условиях. В процессе нашей работы и анализа речевых неудач заикающихся до лечения в лаборатории, мы пришли к заключению о необходимости для наших пациентов умения заставить слушать себя до конца, в ситуациях, когда они не являются единственными или желаемыми собеседниками.

Задачей наших пациентов в такой ситуации является — мысленно четко и грамотно построить предложение и сказать его четким ясным голосом достаточной громкости и с выраженной смысловой интонацией. Такая задача нашим пациентам в начале курса занятий, как правило, недоступна. Большинство из них в жизни и не пыталось ее выполнить, ограничиваясь невербальным или же крайне сокращенным вербальным участием в беседе, тем самым редуцируя свою речь и увеличивая отрицательный опыт общения. Для успешного использования заикающимися приобретенными на занятиях в микрогруппах навыков и для их закрепления мы проводим два раза в неделю короткие индивидуальные выступления в присутствии всей группы заикающихся, логопедов и врачей.

Такие выступления строятся по принципу постепенного их усложнения. Первые выступления — объективно легкий речевой материал, тщательная его подготовка под контролем логопеда. Следующие выступления — материал усложняется, подготовка его становится более самостоятельной, контроль логопеда лишь при полной готовности к выступлению. Выступления в конце курса — монологи, диалоги, общение со слушателями при полной самостоятельности подготовки.

Большее значение в преодолении страха речи имеют субботние коллективные занятия. Программа этих занятий также построена по принципу постепенного их усложнения. Эти занятия состоят из индивидуальных заранее подготовленных выступлений в течение 5-8 минут, с максимально доступным на этом этапе речевым материалом; групповых занятий с последовательным вступлением в речь, сольным неподготовленным пением, мелодекламацией и чтением собственных прозаических и стихотворных произведений. Выступление с собственными произведениями предполагает преодоление не только страха выступления, но и преодоление «авторского» волнения. Наши пациенты, как правило, быстро привыкают к этой форме работы и, видя явный положительный эффект, охотно выступают.

Для закрепления полученных речевых навыков и дальнейшего преодоления страха речи наши пациенты играют роли «прохожих» и «покупателей» на улицах и в магазинах во время Р.З. вне стен стационара. Пациенты спрашивают дорогу к близлежащим объектам, вступают в беседы с продавцами в магазинах и на рынках, выполняют некоторые другие вербально-коммуникативные задачи.

На первых занятиях вне стен стационара все вопросы предварительно задаются логопеду, который исправляет допущенные ошибки, и лишь потом задаются прохожему или продавцу. Позже пациент сам анализирует свои ошибки.

В результате таких занятий наши пациенты уже в более сложной ситуации убеждаются в собственной вербально-коммуникативной состоятельности. При наличии доброжелательного отношения членов группы друг к другу речевые неудачи воспринимаются как случайные, а успех кого-либо из товарищей положительно воспринимается и вдохновляет всех участников группы. Роль логопеда, ведущего эти Р.З., сложна и многообразна. Перед выходом за пределы стационара логопед отрабатывает предполагаемые ситуации на занятиях в кабинете. Этой же задаче посвящаются и занятия аутогенной тренировкой этого периода.

Не менее важная задача логопеда — создать в группе атмосферу дружеского расположения и взаимопомощи между ее членами. Только при таком психологическом климате, как показал наш опыт, результаты Р.З. бывают высокими, стойкими и продолжительными.

Во время Р.З. вне стен стационара логопед должен быть готов в любой момент придти на помощь своему подопечному, пациенты всегда чувствуют эту готовность и она помогает преодолеть страх общения и вселяет уверенность.

Задача логопеда для этого цикла занятий — научить пациентов применять полученные навыки плавной речи и приемы владения беседой в сложной речевой обстановке.

Кроме того логопед получает данные о речи фольного на фоне волнения, в момент отвлечения их от мысли о качестве речи. Этим приемом достигается оценка степени закрепления полученных больным речевых навыков.

После проведения этого цикла занятий наши пациенты легко вступают в разговор у многолюдного прилавка, договариваются о ценах на рынке, свободно выясняют условия продажи в кредит, возможность бронирования номеров в гостиницах и выполняют многие другие задачи вербально-коммуникативного характера. Выписавшись из стационара, они, как нам известно из писем и личных бесед, уже в реальной жизни успешно справляются с подобными вербально- коммуникативными ситуациями.

Одновременно эти Р.З. являются подготовительными к заключительному публичному выступлению, в котором трудность речевой ситуации еще более возрастает и приобретает несколько иной характер.

На важность и обязательность заключительного выступления, как функциональной тренировки в эмоционально сложной речевой обстановке, больным указывается с первых дней их пребывания в стационаре. Все групповые еженедельные занятия, а так же ролевые занятия как в стационаре, так и вне его рассматриваются не только как самостоятельные, но и как подготовка к завершающему выступлению. На репетициях отрабатываются не только собственно исполнительские моменты, но и промежуточные, такие как конферанс, выход на сцену и уход с нее групп и солистов, расстановка декораций, свет, музыкальное сопровождение. Расстановкой бутафории занимаются больные с наиболее выраженным страхом речи. Частые выходы на сцену в качестве рабочих сцены готовят их к речевому выступлению перед зрителями.

В результате таких занятий прошедшие курс комплексного медико- педагогического воздействия в нашей лаборатории приобретают навыки плавной речи в значимой коммуникативно-речевой ситуации и могут успешно справляться с возникающим волнением. Успешное выступление на заключительном концерте, как наиболее сложном этапе комплексного медико-педагогического воздействия, закрепляет положительные результаты лечения и укрепляет веру больных в свои речевые возможности.

Коррекция заикания, особенности и популярные методики

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Читайте также:  Нарушения темпо-ритмической организации речи

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Функциональная тренировка речи на втором этапе коррекции заикания 468

Посещение Дома-музея В. М. Васнецова в Москве

Цель — функциональная тренировка речи.

Задачи — закрепление речевых навыков самостоятель­ной речи; активизация познавательных интересов; обога­щение словаря; воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.

Подготовка к выходу в город проводится в форме бесе­ды. Цель беседы — сообщить о месте и задачах функцио­нальной тренировки; выявить знания о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова; вызвать интерес к деятельности художника.

Кому знакомо имя В. М. Васнецова?

Чем знаменит этот человек?

Что характерно для творчества В. М. Васнецова?

С какими полотнами знакомы?

Что известно о жизни художника?

Для ознакомления с жизнью и творчеством художника подросткам раздаются тексты (см. приложение № 12) и комплект открыток. На этом подготовка к выходу в город заканчивается.

По пути следования в музей подростки задают соответ­ствующие вопросы, а в музее предлагается описать одну

из картин, опираясь на сведения, полученные на заня­тиях, о жизни и творчестве художника.

После посещения Дома-музея В. М. Васнецова прохо­дит отчетное собрание группы, на котором дается деталь­ный анализ описаний картин подростками. В заключение логопед просит пациентов охарактеризовать одну из сле­дующих картин: «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный»; «Царевна-Лягуш­ка», «Царевна Несмеяна», «Бой Ивана-царевича с трех­главым змеем».

Второй этап коррекции заикания у подростков завер­шается подготовленным выступлением подростков на от­четном концерте. Выступления на этом этапе значительно усложнены по сравнению с первым: в речевом материале преобладают сложные прозаические тексты; диалоги тре­буют большой выразительности, перевоплощения и драма­тизации. Дидактический материал для отчетного концерта содержится в приложении № 13.

ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Цели заключительного этапа комплексной коррекции заикания у подростков:

— автоматизация навыков техники речи с обязатель­
ным введением их во все виды речевой деятельности
в различных ситуациях;

— переход от подготовленных форм речи к самостоя­
тельной импровизации (начиная с краткого высказы­
вания и до развернутой спонтанной речи);

— формирование готовности к речевому общению в раз­
ных жизненных ситуациях (школа, семья, обществен­
ные места и т. п.);

— овладение навыками аутогенной тренировки с целью
подавления волнений и эмоционального возбуждения
и тем самым улучшения речи;

— воспитание устойчивости к речевым и другим трудно­
стям, возможным после окончания курса лечения;

— воспитание психологической устойчивости к речевым
и другим трудностям, возможным вследствие стрес­
совых ситуаций после окончания курса лечения.

Структура логопедических занятий остается прежней, но все виды работ значительно усложняются, речевая на­грузка возрастает.

Крайне желательно, чтобы на третьем этапе занятия проводили поочередно сами пациенты под контролем лого­педа. Речевые зарядки усложняются, а время, отведенное на них, сокращается. Работа со стихами также изменяет­ся: рекомендуются стихи более трудные по содержанию и ритмическому рисунку, с длинной строкой. Стихи подбира­ет не только логопед, но и сами подростки, исходя из соб­ственных интересов, вкусов, пристрастий. Большее значе­ние, чем на предыдущих этапах, приобретает работа над эмоциональной, выразительной стороной речи. Поэтому активно используются пословицы и поговорки, изречения великих людей, большие и сложные отрывки из произве­дений классиков, изучаемых на уроках литературы. Лого­пед часто обращается к материалам школьных учебни­ков.

Типичным для третьего этапа коррекции заикания явля­ется чтение незнакомого, достаточно сложного текста (от­рывки из художественной литературы, газетные и жур­нальные статьи, заметки об искусстве, школьный мате­риал). Пациентам предлагается пересказать текст.

В структуру занятий, проводимых на данном этапе, вхо­дят развернутые диалоги, различные виды импровизации, о которых подробнее будет сказано ниже. Еще больше внимания, чем на предыдущих этапах, следует уделять функциональной тренировке речи в условиях логопедиче­ской группы и вне ее, в школе. Как правило, занятия оживляются полезными, увлекательными речевыми игра­ми. Этот вид работы пользуется неизменным успехом у подростков.

Следует особо подчеркнуть, что занятия на третьем эта­пе должны проходить живо и эмоционально. К концу третьего этапа возрастает инициатива подростков, опи­рающаяся на их возросшие речевые возможности, психо­логическую адаптацию и заинтересованность в занятиях.

На третьем этапе коррекции заикания работа ведется по разным направлениям.

Основная цель работы над техникой речи на третьем этапе — достижение координации в работе всех отделов периферического речевого аппарата (артикуляционного, дыхательного, голосового). Эта работа проводится на ма­териале сложных скороговорок, пословиц, поговорок, ка­ламбуров.

6 Заказ № 3634 81

1) Сев в такси, спросила Такса:
«За проезд какая такса?»

— А водитель: «Денег с такс Не берем совсем — вот так-с».

2) Говорили тиграм львы:
«Эй, друзья, слыхали ль вы?
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог».

3) Область рифм моя стихия,
И легко пишу стихи я.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

II. Работа над орфоэпией

В работе с заикающимися подростками на всех этапах терапии необходимо уделять неустанное внимание пра­вильному литературному произношению (ударение, пра­вильное произношение сочетаний согласных, безударных гласных и т. д.). Эта работа становится особенно важной на заключительном этапе. На примере различных калам­буров и другого специально подобранного материала де­монстрируется изменение смысла слов:

Мне слово чудно Изменить не трудно: Поставил ударение на «о», Исчезло чудно, Родилось чудно.

Для этой работы можно использовать слова-омографы.

кружкикружки духидухи

III. Работа над словарем

Ее цель — расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Непосредственно на обогащение словаря направлена работа с фразеологическими оборотами — си­нонимами и фразеологическими оборотами — антонимами.

Например, подростку дается задание подобрать к дан-

ным фразеологическим оборотам противоположные по значению:

не покладая руксложа руки;

спустя рукавазасучив рукава;

на край светарукой подать;

выйти из себявзять себя в руки;

звезд с неба не хватаетсеми пядей во лбу;

заварить кашурасхлебывать кашу;

выбиться из колеивойти в колею;

пасть духомвоспрянуть духом;

капля в морехоть пруд пруди.

Так же можно дать задание по подбору фразеологиз­мов-синонимов:

бок о бок — плечом к плечу;

бить баклушивалять дурака;

в двух шагахрукой подать;

в один мигв два счета, в мгновенье ока, одним

вверх дномвверх ногами;

владеть собойдержать себя в руках;

во весь духизо всех сил, на всех парусах, сломя

голову, со всех ног;

как по маслубез сучка, без задоринки;

по пальцам пересчитатькапля в море,

IV. Стихи, используемые в работе на данном этапе,
сложнее по ритмическому рисунку и содержанию. Специ­
фика работы над стихотворной речью на третьем этапе
определяется необходимостью побуждать ребят к само­
стоятельным высказываниям об особенностях поэтиче­
ского мастерства автора, о философском смысле стихов, о
значении поэзии в жизни людей (см. приложение № 14).

V. Одним из видов работы над самостоятельной речью
на третьем этапе является неподготовленное чтение, в
этом случае пациент использует имеющиеся у него навыки
техники речи без предварительной подготовки. В первую
очередь работа проводится на традиционном школьном ма­
териале. В частности, используются тексты по литературе
(как по программе, так и внеклассное чтение), а также
тексты по истории, географии, физике, биологии и др. По­
мимо учебного материала привлекаются разнообразные по
тематике познавательные, занимательные материалы
(статьи из газет, журналов, календарей и пр.). Например,

6* 83

в качестве материала для неподготовленного чтения при­меняются рассказы из цикла «Из истории вещей» (прило­жение № 15).

VI. Основное внимание на третьем этапе коррекции заи­кания у подростков уделяется работе над спонтанной речью. С этой целью применяются разнообразные приемы.

Например, подростку дается задание продол­жить рассказ.

Мне подарили совсем маленького щенка. Он был.

Вот и пришел зиме конец. Как-то сразу за один день все изменилось.

Многое в нашей жизни связано с книгой. В детстве это «Колобок» и «Красная Шапочка», позже.

Москва — столица нашей Родины. Она величава, краси­ва, неповторима.

«Быть членами Союза молодежи,— говорил В. И. Ле­нин,— значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело». Я понимаю это так.

Или, наоборот, подросток должен придумать на­чало рассказа, зная его конец.

. Кончилась золотая пора. Жаль! Скоро в школу. Дома я буду вспоминать чудесное лето.

. Так могут поступать только злые, жестокие люди. На­до любить природу, беречь реки, леса.

. Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья.

С целью развития спонтанной речи полезно просить под­ростка объяснить смысл выражений.

2. «Медвежья услуга» (такая услуга, которая вместо
пользы приносит вред).

3. «Не стоит ломаного гроша» (так говорят о том, что
никуда не годится).

4. «Он коптит небо» (о человеке, живущем в безделье,
не занимающемся ничем полезным).

5. «Держит камень за пазухой» (о людях, имеющих
злые намерения).

6. «Пляшет под чужую дудку» (о человеке, который
делает вес по приказу другого, а не так, как ему хочется).

7. «Птичье молоко» (о чем-то неслыханном, невозмож­
ном).

8. «Умывает руки» (о человеке, который не хочет нести
ответственности за что-либо).

9. «Набивал себе цену» (старался возвысить себя в гла­
зах других).

В ходе стимулирования развития спонтанной речи прак­тикуется описание подростками картин. С этой целью могут быть использованы, например, работы Б. М. Кустодиева «Странник», «Купец», «Булочник», «Тор­говка овощами» и др. Подростки должны дать общую характеристику персонажа картины, его психологический портрет, а также рассказать о выразительных средствах, использованных художником.

Овладению навыками спонтанной речи способствуют импровизированные экскурсии, диалоги (в магазине, кассе, прачечной, парикмахерской и т. д.). Тему предлагают сами пациенты.

Примерная тематика импровизированных диалогов:

1. Касса кинотеатра.

4. Встреча с другом после каникул.

5. Беседа о посещении выставки.

6. Врач — больной.

7. Консультации по поводу трудных школьных за­
даний.

8. Справочное бюро.

9. Покупки в магазине сувениров.

10. Покупки в отделе пластинок.

11. Покупки в различных отделах гастронома (бака­
лея, молочный, кондитерский).

Примерная тематика для телефонных разговоров:

2. Приглашение на прогулку, в кино, в театр, на ка­
ток, покататься на лыжах.

3. Приглашение на торжество по поводу дня рож­
дения.

4. Что подарить маме, бабушке (к дню 8 Марта, юби­
лею и т. д.).

5. Как самому испечь торт, сварить борщ и т. д.

Для тренировки речи в большой аудитории подростков просят составить рассказ.

Примерная тематика рассказов:

1. Раннее детство (первое воспоминание).

2. Первая учительница.

3. Пребывание в пионерском лагере.

4. Отдых на море.

7. Лечебные травы.

8. Наши природные богатства: недра, вода, лес.

9. Виды жилищ народов СССР.

10. Птицы средней полосы, юга.

11. Обитатели морей.

13. Производство книги.

14. Музыкальные инструменты.

15. Времена года.

Также можно дать задание приготовить рассказ о кос­монавте, спортсмене, актере, композиторе, художнике, пи­сателе, поэте.

Третий этап является заключительным в комплексном лечении заикания у подростков. На этом этапе все боль­шее значение приобретает функциональная тренировка речи. При правильном индивидуальном подходе на третьем этапе особенно заметно изменение отношения подростков к заиканию. Они как бы «расправляют крылья», активно используют речь, чувствуют уверенность в своих силах. Пели на первом этапе при приглашении к выступлению на ежедневных общих собраниях робко поднимается 5—6 рук, то на третьем этапе — лес рук: «Я хочу выступить!» Мы видим, что ребята жаждут выступить с неподготовленным материалом перед большой аудиторией. Значит, удалось

победить страх, неуверенность (что в большей или мень­шей степени сопутствует заикающемуся).

Важный психотерапевтический эффект имеет заключи­тельный концерт — выступление перед переполненной аудиторией в присутствии остальных пациентов, их роди­телей, а также персонала и приглашенных лиц.

сложных ситуациях общения.

II. О б о р у до в а н и е — зеркало, мяч, логопедические тетради.

III. Д ид а ктически й материал — стихи Р. Казако­
вой, Л. Татьяничевой и др.

IV. План занятия:

1. Организационная часть.

2. Речевая и эмоциональная зарядка.

3. Работа над техникой речи: в стихах, пересказе и
при самостоятельном высказывании.

5. Итог занятия и задания для самостоятельной работы.

1. Организационная часть.

Занятие начинается с отчета пациентов о своей речи за прошедший день. Пациент рассказывает о себе: были ли трудности; какие; почему; над чем нужно работать; исполь­зовал ли он элементы психической зарядки, аутотренинга.

2. Речевая и эмоциональная зарядка проводится сами­
ми пациентами. Она состоит в проговаривании формул
самовнушения, которые носят индивидуальный харак­
тер и выглядят примерно так: «Я спокоен. Мышцы лица
расслаблены. Я буду говорить хорошо», или: «Мышцы шеи
расслаблены. Непроизвольных движений головой нет.
Говорить легко и приятно».

3. Работа над техникой речи.

Тексты стихотворений даются непосредственно на занятии, используются материалы периодической печати и школьной программы. Пациенты должны без подготовки прочитать стихотворный текст выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы. (Тексты стихотворений приводятся в приложении № 16.)

В ходе работы над пересказом пациент знако­мится с текстом, выделяет его основную мысль и затем

пересказывает прочитанное. Материал подбирается в со­ответствии с возрастом, интересами и уровнем речевой подготовки подростка. (Пример текстов для пересказа — приложение № 17).

Работа над спонтанной речью предполагает составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т. д. Если кто-то встречается с трудно­стями, логопед посредством наводящих вопросов помога­ет раскрыть тему.

Кроме того, пациентам раздаются карточки с фразео­логическими оборотами. Их нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с данным выражением.

Образцы применяемых в практике лечения фразеологи­ческих оборотов:

«А ларчик просто открывался» (Так говорят, когда лю­ди излишне мудрят, в то время как дело легко выпол­нимо).

«Волк в овечьей шкуре» (о лицемерном человеке, кото­рый скрывает дурные мысли за красивыми словами).

«Он бьет баклуши» (это выражение употребляют, гово­ря о бездельнике).

«Он строит воздушные замки» (речь идет о человеке, который бесплодно мечтает, фантазирует).

«Попалвпросак» (так может сказать о себе человек, который очутился в неприятном положении по своей оп­лошности).

4. Речевая игра «Комментатор». В игре участвуют не
менее двух человек: один выполняет разнообразные дейст­
вия (пантомима), а другой комментирует их.

5. Итоги занятия сначала подводят сами пациенты, а
затем с заключительным словом, содержащим всесторон­
нюю характеристику речи подростков, выступает логопед.

Логопед дает задание на дом: самостоятельно провести все виды зарядок; прочитать вслух индивидуально подо­бранные стихи; подготовить пересказ текстов прозы; по­добрать интересные темы для тренировки спонтанной ре­чи на занятии.

Ссылка на основную публикацию