Формирование звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

Формирование звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией
статья по логопедии

Формирование и коррекция правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
statyaformirovanie_pravilnogo_proiznosheniya.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина»

Психоневрологический дневной стационар

Формирование и коррекция правильного

звукопроизношения с помощью специальных

игр и двигательных упражнений у детей

дошкольного возраста, страдающих дизартрией.

Составила логопед ПНДДС

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психиатров, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизиологического развития человека. Известно, что многие расстройства речи обусловливаются неблагоприятными анатомо-физиологическими особенностями организма человека. Это могут быть органические или функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими. Недостатки звукопроизношения или лексики, грамматического оформления фраз, плавности, выразительности речи, способности передать свою мысль, желание-всё это вместе или в отдельности способно вызывать у ребёнка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности. У многих детей-логопатов дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями психомоторики. У них отмечаются несогласованность движений руте и ног при ходьбе и беге, в движениях отсутствуют плавность и четкость. Нарушены бывают их темп, ритм и сила. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения в коре головного мозга их движения могут быть порывистыми, резкими, хаотичными или, наоборот, скованными, замедленными. У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу важнейших жизненных органов: легких и сердца, повышают обмен веществ, создают бодрое настроение. Кроме того, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы являются подготовкой для лучшего функционирования артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, и, следовательно, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Все двигательные упражнения, согласованные с речью ребенка, желательно проводить с музыкальным сопровождением. Подобное построение занятий способствует своевременному освобождению нервных клеток коры головного мозга от наступающего во время занятий утомления, создает у детей эмоциональный подъем, хорошее настроение, желание заниматься.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, особенно дизартрики, говорят невнятно, неразборчиво, так как у них затруднена артикуляция звуков речи. При дизартриях могут быть нарушены и другие компоненты устной речи: голос, дыхание, темп, ритм, интонация. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания, как:

  • очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  • неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок делает вдох в середине слова.
  • торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  • неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то едва слышно.

Недостаточная дифференцированность работы коры больших полушарий, ее несовершенная регуляция голосом и несовершенство голосового аппарата создают ряд возрастных своеобразий голоса. У дошкольников гортань развита мало, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости, все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса. Голос малыша-то крикливый, то, наоборот, очень слабый, то хриплый, то дрожащий или срывающийся с низких тонов на высокие. Иногда дети говорят низким хриплым голосом вследствие недостаточного напряжения голосовых связок.

У дошкольников, особенно в младшем возрасте, вследствие еще недостаточного развития тормозных процессов в коре больших полушарий, подкорковые процессы слабо регулируются корой. Поэтому вся его деятельность ярко эмоциональна. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями, т.е. разнообразными изменениями голоса. Интонация-это своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога).

Физиологический механизм интонаций чрезвычайно сложный и тонкий. Как музыкальное средство выразительности слова интонация осуществляется взаимодействиями дыхания, голоса, ритма и темпа. В противоположность богатым интонациям взрослого человека, выражающим тонкие оттенки, нюансы чувства и мысли, интонации речи дошкольника подчас ярки, резки, но однообразны и музыкально бедны. Они находятся в соответствии с неразвитыми еще содержанием мышления и внутренних переживаний, с одной стороны, голосодвигательным механизмом-с другой стороны. Так же несовершенны и модуляции (переходы от одной тональности к другой), чаще всего они резки и грубы. У детей возбудимого нервного типа интонации выражены более ярко, при тормозном типе- проявляются слабо. Очень часто детьми усваивается повествовательная интонация, а вопросительная и восклицательная- нет.

Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается также на темпе и ритме его речи. Некоторые дети говорят так быстро, что их не понять, а некоторые- крайне медленно, растягивая гласные звуки. Нормальный ритм в речи выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его искажает, затрудняет речь.

Не все дети легко овладевают правильной и красивой речью. Некоторые методы могут способствовать лучшему и более быстрому развитию речи. Одним из таких методов является система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Система игр и упражнений по формированию и коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией органически входит в работу как по формированию и коррекции речи у детей, так и по развитию у них естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

  • формирование правильного физиологического дыхания
  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко и голосообразование. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание-непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинаковы. Речевое дыхание-управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если мы обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то, посылая звук соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок. Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы (т.е. между грудной клеткой и животом). Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперед (при вдохе) и вдавливается, заставляя легкие выбрасывать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. Вот этим движениям, выполняемым без речи, логопед и должен научить маленьких детей, т.к. они еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Надо сказать несколько слов о другом типе дыхания— верхне-реберном, при котором действует только маленькая верхняя часть груди и легких, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом типе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произношения даже в короткой фразе. Верхне- реберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Такой тип дыхания является нежелательным для детей, т.к. будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние при работе над голосом. Этот тип дыхания педагог может отметить даже визуально (по поднятию груди ) и начать с детьми выработку диафрагмального дыхания еще в дошкольном возрасте.

Работа по развитию правильного дыхания начинается с развития физиологического дыхания. Цель такой дыхательной гимнастики-дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса. Перед логопедом стоит задача научить правильно (через рот) направлять воздушную струю во время произнесения всех звуков, кроме носовых. Все упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении: вдох—носом, выдох-ртом.

При работе над диафрагмальным дыханием используется статическая и динамическая дыхательная гимнастика, но на начальном этапе логопедических занятий особенно важны статические упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на длительном выдохе. Статические дыхательные упражнения включают в себя дутье на вату, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечек, игру на губной гармошке, дудочке (что развивает губную мускулатуру, тренирует удлиненный выдох, формирует кинестетические ощущения от мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата, тем самым настраивая слуховое восприятие ребенка на правильное звучание голоса). При проведении статических дыхательных упражнений дифференцируется носовой и ротовой вдох и выдох. При этом ребенок не должен напрягать плечи и переполнять грудь воздухом.

Комплекс статических дыхательных упражнений.

Исходное положение: сидя на стуле прямо или стоя.

  • вдох и выдох через нос
  • вдох через нос-выдох через рот
  • вдох через рот- выдох через нос
  • вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую, затем попеременно
  • вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
  • вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы
  • вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный)

Игровые статические дыхательные упражнения.

  1. Дутье на вату, на воду, на легкие шарики, карандаши. Сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки.
  2. Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров.
  3. Игра на дудочке, свирели, губной гармошке.
  4. «Задуй упрямую свечу» – тренировка интенсивного сильного выдоха. Дети держат в руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на диафрагме для контроля правильного дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть, затем медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу».
  5. «Проколотый мяч, насос, шина» – сделать легкий вдох и, выдыхая, показать, как медленно воздух выходит через прокол.
  6. «Трубач» – дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу».
  7. «Жук» – дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук, одновременно опуская руки вниз.
  8. «Комарик» – дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Сделать вдох и на выдохе показать, как звенит комарик.
  9. «Узнай цветок» – по запаху узнать цветок. Нюхая цветок, дети должны сделать глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.
  1. «Чей пароход лучше гудит».
  2. «Чья птичка дальше улетит».
  3. «Подуй на ушибленное место».
  4. «Лепим снежную бабу, греем руки».

14. «Раздуем угасающий костер».

Подобные игры развивают дифференцированное дыхание, более плавный, ровный и длительный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос как это следует делать вне речевых актов.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные: т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных гласных и согласных звуках, и их сочетаниях. При произнесении звуков, звукосочетаний, слогов постоянно фиксируется внимание детей на длительном ротовом выдохе. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формируют навыки речевого дыхания.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

По мнению Л.В.Лопатиной, стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Основными жалобами при стертой дизартрии являются невнятная невыразительная речь, нарушение просодики, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. К недостаткам, которые необходимо корректировать относятся и речевое дыхание, и голосообразование, и воспроизведение звуков и их сочетаний в слогах, словах, и словесные ударения, и соблюдение норм орфоэпии. Немаловажным направлением логопедической работы при коррекции звукопроизношения является непосредственно вызывание конкретного звука, его автоматизация и дифференциация. Речевые нарушения негативно влияют на все психическое развитие ребенка, могут отражаться на его поведении, деятельности, привести к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к мнительности, к замкнутости, к проблемам в коллективе.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, становится понятным, что ранняя диагностика различных речевых аномалий имеет очень важное значение.

Целью исследования является разработка основных подходов к коррекции звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией.

Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер. Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания. В работе сочетаются дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика, логопедическая ритмика, общая лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение.

Логопедическая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап – подготовительный (индивидуальная работа). Его основными целями являются подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание у ребенка раннего возраста потребности в речевом общении, развитие пассивного словаря, коррекция дыхания, голоса. На этом этапе также важно развитие сенсорных функций, слухового восприятия. Логопедическую работу необходимо совмещать с медикаментозным воздействием, физиолечением, массажем, физкультурой. Таким образом, на этом этапе логопедическую работу нужно проводить по следующим направлениям:

Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Для этого логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Для этого логопедом проводятся дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики.

Для нормализации голоса проводятся голосовые упражнения, направленные на вызывания более сильного и модулированного по высоте и силе голоса.

Нормализация речевого дыхания проводится с помощью кратковременных упражнений по выработке более длительного, плавного и экономного выдоха.

Нормализация просодики является менее всего разработанной. Просодическая сторона речи детей со стертой дизартрией характеризуется тихим, немодулированным голосом, отсутствием паз и логических ударений, бедностью интонации и другими симптомами просодики.

Для нормализации мелкой моторики логопедом проводится пальцевая гимнастика, которая направлена на выработку тонких дифференцированных движений пальцев рук.Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Второй этап – формирование новых произносительных навыков. На этом этапе продолжается работа первого этапа. Логопед вырабатывает у ребенка основные уклады органов артикуляции, занимается коррекцией нарушений произносительной стороны речи, вызывание звуков, закрепление звуков, автоматизация, дифференциация. На этом этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

Выработка артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного). Каждая из этих позиций определяет артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков.

Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.

Уточнение или различение фонематического слуха.

В следующем направлении логопед работает над постановкой звуков (по подражанию, механически, смешанным способами).

Самым сложным является автоматизация вызванного звука.

Не менее важна и дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами.

Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. На этом этапе происходит формирование у ребенка навыков самоконтроля. Автоматизация звуков в ситуациях заучивание стихов, поговорок, чистоговорок, составление рассказов, предложений. Этот этап характеризуется также включением в лексический материал просодических средств, различных интонаций, модуляций голоса, изменением темпа, тембра, соблюдением пауз и др.

Одним из сложных направлений работы является формирование навыков самоконтроля.

Традиционным направлением является введение звука речь в учебной ситуации (заучивание стихов, пересказы, рассказы, составление предложений и т.д.).

Специфическим в направлении этого этапа является включение в лексический материал просодических средств, таких как: интонации, модуляции голоса, изменение ритма и темпа речи, тембра голоса, соблюдение пауз.

Четвертый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Работа над звукопроизносительной стороной речи строится с учетом следующих положений:

Зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка.

Развитие речевой коммуникации.

Развитие мотивации, стремление к преодолению уже имеющихся нарушений, самоутверждения, саморегуляции, контроля, уверенности в своих силах.

Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

Поэтапность заключается в том, что начинать нужно с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является сохранной.

При тяжелых нарушениях, когда речь у ребенка непонятна, работу нужно начинать с изолированных звуков и слогов. Если же речь ребенка относительна понятна и в отдельных словах дефектные звуки произносятся правильно, работа начинается с этих «ключевых слов». Важным является автоматизировать звук во всех контекстах.

Для детей с поражением ЦНС важно предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения с помощью логопедической работы, которую нужно проводить еще в доречевом периоде.

При коррекции звукопроизношения важным является формирование артикуляционного праксиса, правильного произношения. Работу по развитию артикуляционного праксиса следует начинать с уточнения названий органов артикуляции и их частей: корень, спинка, кончик, боковые края языка. Для этого можно подключить тактильные и вкусовые ощущения, зрительный показ.

Далее следует начинать работу по улучшению звучания фонем, произносимых ребенком без искажений. Затем можно приступать к исправлению звуков, которые лучше поддаются коррекции.

По мнению Филичевой Т.Б., основным условием успешно работы является последовательная отработка всех составляющих артикуляции:

Подача воздушной струи.

Подача голосодыхательной струи.

Отрабатывается позиция языка для язычных звуков.

Отрабатывается позиция губ для губных звуков.

Для звуков [л],[л`],[р],[р`] требуется особый, ступенчатый подход.

Автоматизировать следует только хорошо поставленные звуки. Таким образом, основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков.

Используются массаж, игровые приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и в дальнейшем коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога и родителей.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель: Хранитель, 2006. – 319 с.

2. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. – стр.20 – 27.

3. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.

5. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.

Формирование звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

Аннотация: Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста.

Статья:

В статье рассматривается проблема формирования звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Приводятся определения понятия «дидактическая игра», с точки зрения ученых в области педагогики. Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с детьми по формированию звукопроизношения.

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение дизартрии внесли Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, на труды которых опираются как начинающие, так и опытные дефектологи.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения.

Многими специалистами было отмечено, что в последние годы у детей по достижению ими возраста пяти лет звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. У таких детей первые слова появляются с небольшой задержкой.

Дети, имеющие стертую дизартрию, чаще всего издают первый крик короткий, не звонкий. Гуление и лепет в основном появляются своевременно, но репертуар звуков и их интонирование ограничены. У таких детей развитие речи не соответствует норме, первые слова появляются после полутора лет, фраза — к трем годам.

По мнению Е. Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [1].

О. Ю. Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [2]:

– нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер;

– в зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному;

– характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.

Благоприятной предпосылкой для правильного произношения звуков является их сильная (ударная) позиция, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры.

Соответственно качество звука будет ухудшаться в слабой позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста. Для детей бывают сложными слова со стечением согласных. Чаще в таких случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Формирование правильного звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.

Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дизартрией.

Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:

– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами; – логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.

Очень важно, чтобы логопед поддерживал первые попытки самостоятельной речи, поощрял самые невнятные слова, повторял их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.

Все дидактические игры и упражнения можно разделить на три группы:

– игры, направленные на коррекцию гласных звуков;

– игры, направленные на коррекцию переднеязычных звуков;

– игры, направленные на коррекцию свистящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию звуков [Л]- [ЛЬ];

– игры, направленные на коррекцию звуков [Р]- [РЬ].

Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений детям оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 96с.
  2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187с.

Общее недоразвитие речи (ОНР): причины и коррекция

Общее недоразвитие речи (ОНР) означает нарушение в правильном формировании всех составляющих речевых элементов как фонетических, так и грамматических. Другими словами, ребенок с ОНР не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь. Страдает смысловая составляющая. Этот диагноз ставят детям после 4 лет, ранее — ЗРР.
При этом диагнозе слух у ребенка в полной норме, так же как и уровень интеллекта. Однако в зависимости от глубины проблемы наблюдается несколько степеней нарушения речи:

  • ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы. Что делать, если ребенок в 4-5 лет не говорит?
  • ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связан с задержкой психического развития (ЗПР).
  • III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.
  • При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

  • Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
  • Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.
  • Наследственность.
  • Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
  • Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т.п.).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

На что обращать внимание

Независимо от причины возникновения все случаи ОНР имеют общие признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Задержавшее начало формирования речи. Первые свои слова ребенок начал говорить только в 3 или даже 4 года;
  • Ребенка очень трудно понять. Часто в семье имеется лишь единственный «переводчик», как правило, мать;
  • Нарушения заметны одновременно как со стороны произношения, так и со стороны лексики и грамматики;
  • Пассивный словарь заметно превышает по объему активный. Ребенок многое понимает, но сказать сам не может.

Что делать?

Если вы заметили данные признаки у своего сына или дочери, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. К кому обращаться:

  • Логопед-дефектолог;
  • Детский невролог.
  • Психолог.

Пройдя все обследования, вы сможете получить полную картину происходящего. Если диагноз ОНР будет подтвержден, не впадайте в панику. Да, это крайне неприятно, но лучше не прятать голову в песок, а начинать заниматься.

Коррекция ОНР

Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.

Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.

Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.

Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР — развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа — при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.

Самое главное — вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.

Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это симптомокомплекс, характеризующийся наличием сложных речевых расстройств функционального характера, при котором наблюдаются расстройства речи различной интенсивности и периодичности. Примечательно, что данное патологическое состояние характеризуется одновременными расстройствами всех без исключения компонентов речевой системы. Нарушения касаются как лексической и фонетической, так и грамматической стороны речи пациента. Как правило, состояние не связано с какими-либо нарушениями интеллекта или функций слухового аппарата.

  • Классификация ОНР у пациентов разного возраста
  • Этиология и патогенез ОНР
  • Характеристика особенностей развития патологии
  • Диагностика ОНР (логопедическое обследование)
  • Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР
  • Профилактика и прогноз ОНР

Патологическое состояние характеризуется наличием определенных проявлений, которые характерны для ОНР и не зависят от причины, спровоцировавшей его. К таким проявлениям относятся:

  • позднее начало речевой деятельности;
  • фонетическая и грамматическая несформированность речи;
  • непонятная речь ребенка;
  • отставание экспрессивной речи от интенсивной и т.д.

Ребенок понимает слова, обращенные к нему, но не в состоянии ответить и отреагировать на обращение.

Классификация ОНР у пациентов разного возраста

Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:

  • неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
  • глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.

В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:

  1. первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
  2. второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
  3. третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
  4. четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.

Этиология и патогенез ОНР

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

  • гипоксические поражения центральной нервной системы;
  • конфликт резусов матери и плода;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы плода и т.д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики. Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание.

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Диагностика ОНР (логопедическое обследование)

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого врач изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в пренатальном и неонатальном периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • способность ребенка составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способность правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата, а также звуковой (фонетической) стороны речи ребенка, способность к анализу и синтезу звуков, которые ребенок слышит.

В результате обследования врач делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР

Прежде всего, стоит заметить, что если больше общаться с ребенком, то ОНР можно если не избежать, то в значительной мере улучшить речь малыша. Логопедическая работа с ребенком очень индивидуальна и должна учитывать не только речевые, но и прочие особенности пациента.

При каждом из уровней ОНР требуется разная коррекция общего недоразвития речи:

  1. при 1 уровне проводят мероприятия, направленные на формирование навыков понимания устной речи и самостоятельного говорения, а также на активацию у ребенка неречевых процессов (памяти, восприятия, внимания и т.д.);
  2. при 2 уровне ОНР ведется активная работа над произношением трудных для ребенка звуков, над пониманием устной речи и активацией навыков говорения. Также для детей с этим уровнем ОНР необходимы занятия по развитию лексико-грамматических навыков;
  3. целью коррекции при 3 уровне ОНР является закрепление имеющихся навыков и приобретение новых: произношение, фонематические навыки, расширение словарного запаса, умение описывать картинки и составлять небольшие связные тексты;
  4. при 4 степени ОНР основная задача логопедической коррекции сводиться к тому, чтобы «подтянуть» речь ребенка к возрастной норме и закрепить имеющиеся навыки.

Профилактика и прогноз ОНР

Коррекция общего недоразвития речи — это упорный совместный труд малыша, его родителей и логопеда. Порой лечение затягивается на долгие месяцы, но зато результаты приятно радуют и родителей, и педагогов. Начинать коррекцию лучше в возрасте 3-4 лет, когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Сегодня существует множество методик, позволяющих оценивать прогноз при ОНР как благоприятный.

Профилактика заключается в предотвращении состояний, которые являются этиологической причиной развития патологии. Чем больше вы разговаривает с ребенком, тем больше стимулируете его речевую активность.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

  • Классификация ОНР
  • Характеристика ОНР
  • Логопедическое обследование при ОНР
  • Коррекция ОНР
  • Прогноз и профилактика ОНР
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРРзадержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНРобщее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

2 Комментариев

О нейросенсорной слуховой стимуляции слышу впервые. Для тех, кто живет на периферии, она недоступна. При ЗРР моему сыну помогли уколы Кортексина. Первый же курс активизировал развитие речи, а после второго курса – пошли короткие фразы, предложения.

Здорово, что вам помогло неврологическое лечение! В идеале для наилучшего результата нужно сочетать и неврологическое лечение, и логопедические занятия. Томатис — очень эффективная методика, но она подходит не всем, сначала нужно проконсультироваться с нашим нейропсихологом. Возможно, вашему ребенку и не нужна такая стимуляция 🙂

Читайте также:  Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход
Ссылка на основную публикацию