Дизартрия – средства и методы коррекции

Основные направления коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В Юсуповской больнице применяется мультидисциплинарный подход к восстановлению речи у пациентов, страдающих различными видами дизартрии. В процессе реабилитации принимают участие неврологи, психологи, логопеды, реабилитологи. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа коррекции дизартрии.

Выделяют следующие основные принципы коррекционной работы при дизартрии:

  • Комплексный подход;
  • Систематичность и регулярность;
  • Раннее начало восстановительной и коррекционной работы;
  • Развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания);
  • Развитие и формирование всей психической деятельности пациента;
  • Индивидуальный подход и формирование мотивации к занятиям.

Важным принципом коррекционной работы при дизартрии является раннее начало восстановительной и коррекционной работы. Это особенно важно при дизартриях, которые развились у пациентов с инсультом, после черепно-мозговой травмы, врождённых дизартриях и нарушениях речевой функции у пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Работа по преодолению дизартрических нарушений всегда систематическая, длительная, кропотливая, регулярная. Логопедическая работа специалистов Юсуповской больницы направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие и формирование всей психической деятельности пациента и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).

Курс логопедической работы длительный, он занимает несколько лет. Специалисты Юсуповской больницы выстраивают целую систему взаимоотношений с пациентом и его семьёй, используют методы стимуляции. При работе с пациентами используются различные игровые приёмы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии следующие:

  • Развитие фонематического внимания и восприятия;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Преодоление нарушений голоса;
  • Работа над просодической стороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
  • Развитие и формирование мимической и артикуляционной моторики;
  • Постановка звуков;
  • Формирование и развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя логопед параллельно ведёт работа по этим направлениям.

Этапы коррекции дизартрии

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами. Для снятия содружественных движений подбородок фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен при проведении артикуляционной гимнастики путём фиксирования рук ребёнка рукой логопеда.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Логопедический массаж при коррекции дизартрии по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции. Логопедический массаж выполняют в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяют мышцам периферического речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и щёк), поскольку они обеспечивают производство речи.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи при дизартрии

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Коррекция интонации и фонетической стороны речи

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).
Читайте также:  Анализ методов развития диалогической речи у детей с ОНР

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Нейрологопедические программы для коррекции дизартрии

Нейрологопедические программы для коррекции дизартрии и анартрии

Дизартрия и анартрия – это целый ряд нарушений речевого аппарата, который обусловлен неврологическими расстройствами и характеризующийся:

  • Темпом речи ребенка;
  • Силой голоса;
  • Речь звучит нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны серьезные фонетические дефекты;
  • Наблюдается затрудненное дизритмическое дыхание;
  • Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций из-за патологического отсутствия мимики;
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Из-за спазма ребенок не может расслабить губы, скулы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются;

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она искажается, очень смазана, как будто «каша во рту».

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания, потому что:

– ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании;

– на протяжении первого года у малыша совсем мало лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет);

Комплексное нейропсихологическое обследование детей с дизартрией показывает обычно, что они имеют трудности не только с речью. У детей не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами). У них тяжело ставится рука для письма.

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, ему это очень трудно дается, просто не под силу. Дети с дизартрией тяжело воспринимают ритм музыки, со стороны кажется, что они неуклюжие и неловкие.

Возникновению дизартрии способствуют такие факторы как:

  • Гипоксия – легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов;
  • При резус-конфликтной беременности;
  • Недоношенности;
  • Асфиксии;
  • Травмах при родах;
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы);
  • Гнойный отит;
  • Токсикоз при вынашивании;
  • Физиологические заболевания мамы, особенно в первый триместр;

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве;
  • Гидроцефалия;
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий;
  • Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

Не выявленная и не откорректированная вовремя проблема провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции.

Очень важно провести грамотную коррекцию дизартрии в раннем дошкольном возрасте до 5-6 лет, иначе у ребенка начнутся трудности с правописанием, почерком, а в дальнейшем и с чтением, произойдет искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и проблемы с грамматикой.

Ребенок при дизартрии не всегда может корректно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия и дизорфография.

Лечение и коррекция данного нарушения требует комплексного подхода. Ни в коем случае не может быть терапии в домашних условиях.

Нужно помнить, что данная проблема имеет неврологический и нейропсихологический характер – ни родители, ни даже логопед не справятся самостоятельно.

Началу коррекционной работы в обязательном порядке должно предшествовать комплексное диагностическое обследование. Обследование должно обязательно включать аппаратный блок.

Кроме работы с внешними проявлениями, которую обычно осуществляет логопед, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна неврологическая и нейропсихологическая работа иначе, «подчистив» видимые проявления устной речи, в 7-8-9 лет всё вернется снова в усиленном виде уже в форме проблем с чтением и письмом.

Поэтому без нейропсихологической коррекции, выстроенной по специальной программе для детей с дизартрией здесь не обойтись. Но обязательно нужно помнить, что грамотная нейропсихологическая коррекция должна строиться по индивидуальному сценарию, который прописывается строго на основании актуального статуса конкретного ребенка и его нейростатуса, а не по шаблонной классической программе, проводимой для профилактики любых неврологических нарушений. Только комплексное аппаратное обследование позволит это сделать и составить программу не по шаблону, а для конкретного ребенка в терапевтических целях.

Для логопедической части работы – терапия сертифицированным логопедическим массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в том числе в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС.

Стертая дизартрия – это первичная стадия заболевания, когда симптомы и признаки еще не выражены очень явно, а заключительный диагноз невролог может поставить по достижению ребенком возраста 4,5 и даже 5,5 лет. Дотянув до этого возраста, невролог разведет руками и отправит вас «куда-нибудь к логопеду» решать эту проблему самостоятельно.

Помните об этом. Если не затягивать и не ждать «у моря погоды» можно легко и быстро решить проблему. Помните, чем раньше Вы начнете серьезную грамотную корректную работу – тем быстрее она решится! Быстрее означает легче для ребенка, меньше по времени и по затраченным усилиям. И не придется «лечить» ребенка годами.

Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга. Поэтому работа по коррекции дизартрии должна ОБЯЗАТЕЛЬНО включать нейрокоррекционную часть программу, продуманную и выстроенную под конкретного ребенка.

Комплексный подход важен в получении положительного результата.

При грамотной работе, начатой с 2.5 -3 лет и включающей в себя нейрокоррекционный блок, логопедическую часть и сенсорно интегративную работу для развития мелкой моторики и праксиса, дети прекрасно излечиваются от дизартрии и приступают к обучению в общеобразовательных школах к семи годам, им не нужно ждать 8-9 лет, чтобы пойти в школу или что ещё хуже обучаться в специализированных коррекционных школах.

Читайте также:  Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

Занятия по коррекции дизартрии должны быть направлены на преодоление нарушений произносительной стороны речи, вызванной недостаточной иннервацией речевого аппарата на фоне поражений отделов мозга. Логопедические занятия по коррекции дизартрии обязательно должны проводиться поэтапно на фоне нейропсихологической коррекции. А иначе устраняя только видимые симптомы, проблему не решить. Коррекционная работа при дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис по программе «Коррекции дизартрии»;
  • обязательный сертифицированный логопедический точечный и зондовый массаж;
  • логопедическую работу с гарнитуройForbrain(артикуляционную и дыхательную гимнастику,постановку правильного произнесения звуков, голоса,регуляцию речевого дыхания,расширение словаря,развитие грамматического строя речи и фонематического слуха, формирование слоговой структуры,коррекцию или предупреждение нарушений письменной речи);
  • сенсорную интеграцию;
  • ритмотерапию;
  • нейроакустическую стимуляцию по программеINTime;
  • нейродвигательную программу с кинезиотерапевтическими компонентами;

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

— более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием, Специальными программами и пособиями, с уникальным Оснащением.

Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, дизартрией, нарушениями восприятия и поведения.

Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации при дизартрии.

Проявление симптомов дизартрии нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи.

С помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами комплекснойаппаратной нейропсихологической диагностики.

Дизартрия и методы её лечения

При дизартрии нарушена вся произносительная сторона речи. Это сложное речевое нарушение возникающее в результате органического повреждения участков головного мозга.

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата. Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи. При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным. Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения. Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу. Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома. Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим. Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.
  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.
  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести. Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков. Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса. Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны. У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов. Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики. Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью. Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования. Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений. Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие. Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние. В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются. Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.
Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях. Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту. В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.

Методы и этапы коррекции звукопроизношения при дизартрии у детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Для минимизации речевых расстройств нейрогенного характера, связанных с повреждением определенных структур головного мозга или нарушением иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, проводится коррекция дизартрии.

Из-за ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок при дизартрии нарушается фонация (произношение звуков), вследствие чего артикуляция (образование звуков) происходит неправильно, и речь определяется как невнятная, то есть звучащая неотчетливо.

Логопедическая коррекция дизартрии

Если диагноз дизартрии определяется неврологами, то исправление нарушений речи и формирование правильного звуковоспроизведения проводится логопедами.

Современная логопедическая коррекция дизартрии – исправление неправильных и формирование правильных артикуляционных укладов (артикуляционной моторики при произношении звуков) – осуществляется в форме развивающего обучения. Система занятий направлена:

  • на повышение подвижности и отработку движений артикуляционных мышц (шилоязычной, подъязычной, язычнонебной, язычноглоточной и т. д.);
  • на формирование представлений о системе фонем (звуковых единиц речи);
  • на развитие умения различать звуки речи и их порядок (фонематического слуха);
  • на постановку правильного речевого дыхания и фонации;
  • на выработку ритмичности речи и навыков ее интонирования.

Коррекция дизартрии у детей требует обязательного предварительного логопедического обследования, которое включает изучение особенностей строения и степени подвижности мышц артикуляционного аппарата ребенка, выяснение уровня его фонематического слуха, а также определение структуры речевых дефектов.

Коррекция стертой дизартрии – вялой или легкой формы псевдобульбарной дизартрии (со сниженным уровнем фонации, неустойчивостью артикуляционных укладов и растягиванием слогов), а также коррекция мозжечковой дизартрии базируется на тех же принципах и использует те же методы.

Эффективные методы коррекции дизартрии

На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:

  • артикуляционная гимнастика с помощью комплексов специальных изометрических упражнений (которые подбираются, исходя из особенностей нарушений артикуляционного аппарата) – способствует развитию артикуляционной моторики.
  • логопедический массаж (в ходе которого логопед массирует мышцы носогубных складок, губ, языка, мягкого нёба) – помогает нормализовать тонус мимических и артикуляционных мышц и увеличивает их подвижность.
  • коррекция речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики – для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма.
  • система упражнений для развития артикуляционных кинестезий и выработки артикуляционного уклада (двугубного, губно-зубного, язычно-зубного, язычно-альвеолярного и язычно-нёбного).
  • фонетическая локализация с применение специальных приспособлений для выработки правильного положения языка и губ и исправления произношения звуков.
  • ортофонические упражнения, способствующие координации дыхания, голоса и моторики артикуляционной мускулатуры.
  • различные упражнения для развития мелкой моторики и у детей с ДЦП.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии

Коррекция звукопроизношения при дизартрии – стертой, мозжечковой, корковой, а также коррекция псевдобульбарной дизартрии у пациентов любого возраста может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме (с количеством пациентов не более 4-5).

В первом случае логопед составляет рабочую программу, во втором (а также в специализированных дошкольных и учебных заведениях) – используется календарное планирование по коррекции дизартрии. Но в обоих случаях это должен быть четкий план проведения занятий (два-три занятия в неделю, максимальная продолжительность – 40-45 минут) с указание их цели, содержания, используемых методик и дидактических материалов.

При этом коррекция дизартрии у дошкольников и школьников младшей возрастной группы успешно использует игровые методы, а для закрепления правильных артикуляционных навыков даются домашние задания – с подробным предварительным инструктажем родителей, которым следует активно участвовать в данном процессе и иметь представление о его основных этапах.

Основные этапы логопедической работы по коррекции дизартрии:

  • I этап – развитие общей и речевой моторики (упражнения для группы мышц конечностей, плечевого пояса и шеи; игры на координацию движений и чувство ритма; упражнения для развития мелкой моторики пальцев); развитие речевого слуха, внимания и памяти; повышение подвижности всех структур артикуляционного аппарата.
  • II этап – знакомство с особенностями артикуляции гласных и согласных звуков (демонстрация правильного произношения с помощью зеркал, рук, артикуляционных таблиц); постановка правильного произношения специальными упражнениями, разработанными для каждого звука.
  • III этап – отработка автоматизма артикуляционной моторики при воспроизведении звуков в процессе произношения слогов, слов, словосочетаний и целых фраз.
  • IV этап – закрепление автоматизма артикуляционных укладов и умения различать звуки в собственной речи.

Коррекция дизартрии у детей с ДЦП

Нарушения воспроизведения звуков речи в виде корковой дизартрии (при поражениях речедвигательного анализатора премоторной коры лобной извилины) и псевдобульбарной дизартрии имеются у большинства детей с церебральным параличом, при этом стертая форма наблюдается только в трети случаев. И своевременно начатая коррекция дизартрии у детей с ДЦП очень важна для их общего развития и повышения коммуникационных возможностей.

При детском церебральном параличе сложности формирования речи у детей, обусловленные нарушением ее двигательных механизмов, усугубляются нарушениями общей моторики (спастической диплегией, гемипарезом, тоническими мышечными рефлексами, синкинезией, атаксией) и психо-функциональными факторами: полным или частичным отсутствием звуковых и зрительных ориентировочных реакций, недостаточным рефлекторным и сенсомоторным развитием, специфичностью коммуникации. И только логопедическая коррекция дизартрии – исправление артикуляционной стороны речи – будет менее эффективной без участия детского невролога и дефектолога.

В данном случае коррекция дизартрии у детей начинается с упражнений по снижению тонуса основных мышц артикуляционного аппарата, которые должны положительно отразиться на дыхании, улучшить фонацию, уменьшить интенсивность рефлексов орального автоматизма, а также спастичности, девиации и протрузии языка. Хотя, как отмечают логопеды, коррекция псевдобульбарной дизартрии тяжелой степени (например, при двойной гемиплегии или тетрапарезе) с полной утратой подвижности мышц артикуляционного аппарата может быть безуспешной.

Кроме развития артикуляционных навыков, коррекция дизартрии у детей с ДЦП включает работу над повышением уровня восприятия речи ребенком, расширением его представлений о значении слов, а также пополнением активного словарного запаса.

[8], [9], [10], [11], [12]

Формы дизартрии и эффективная коррекция

Достаточно распространенным явлением у деток с детским церебральным параличом являются разнообразные речевые нарушения, которые редко встречаются в изолированном виде и являются следствием тяжелых поражений ЦНС. При этом самым частым и наиболее сложным расстройством является дизартрия, которая выражается в нарушении произносительной стороны речи вследствие недостаточности развития речевой мускулатуры. При дизартрии наблюдается несовершенная просодика, проблемы с речевым дыханием, голосом и артикуляцией, смазанность и нечеткость выговора. Формы дизартрии — цель нашего сегодняшнего разговора.

Особенности и формы дизартрии

Диагностируется дизартрия в серьезной, которая в большинстве случаев устанавливается вместе с диагнозом ДЦП, и поверхностной формах. В первом случае обязательным условием является логопедическая и врачебная помощь. По степени выраженности дизартрия классифицируется на следующие подвиды.

  1. Стертая дизартрия – это, в первую очередь, нарушения речевой моторики, ведущим дефектом которой является фонетическое расстройство в виде межзубного произношения, невнятного «р», замены шипящих звуков на свистящие, которые произносятся в искаженном виде. Этому виду расстройств могут быть присущи такие явления, как нарушение речевых модуляций и дыхания, а также ряд неречевых симптомов, таких как отклонения в развитии установочных рефлексов и психомоторики.
  2. Выраженная – для которой характерно использование речи, но малопонятной и нечленораздельной, с явным нарушением звукопроизношения, интонационной выразительности.
  3. Анартрия – абсолютная невозможность владения речевой функцией.

В зависимости от локализации очага поражения выделяют следующие формы дизартрии:

  1. Псевдобульбарная – в этом случае артикуляция гласных сдвигается назад, согласные звучат слишком приглушенно, сипло и хрипло или наоборот звонко. Характерным явлением является монотонность речи, ее замедленный темп, закрытая гнусавость, сложность артикуляции твердых согласных, «обрывание» концов слов.
  2. Бульбарная выражается в слабости голоса, глухоте и «истощенности» тембра, оглушенности гласных и звонких согласных, нарушении речевой плавности. При этой форме дизартрии речь для ребенка представляет собой утомительный и изматывающий процесс с затруднением глотания.
  3. При корковой форме поражаются те отделы мозга, которые связаны с мышцами, принимающими участие в артикуляции, поэтому ярко выраженными в данном случае являются расстройства произнесения слогов одновременным с сохранением структуры слова. Корковая дизартрия при ДЦП, в свою очередь, может быть представлена двумя формами – постцентральной и премоторной. Для первой характерно смешение признаков согласных, для второй – пропуски согласных, замена звонких на глухие, мягких – на твердые.
  4. Экстрапирамидная, или подкорковая проявляется смазанностью и невнятностью речи с характерным разговором «в нос», нарушениями темпа речи и ее интонационно-выразительного окраса.
  5. Мозжечковая обуславливает появление скандированной, растянутой, недостаточно внятной речи с искажением модуляции и громкости звука.

Методы лечения и коррекции

Лечение дизартрии обязательно должно носить комплексный характер с использованием как современных медикаментозных методик, так и лечебной физкультуры, массажа (точечного и сегментарно-рефлекторного), а также нестандартных способов, к примеру, путем применения музыкально-театрализованной деятельности. При этом основное внимание должно уделяться развитию фонетического слуха, пополнению словаря и улучшению грамматического строя, потому что дети с дизартрией, как правило, тяжело усваивают письменную речь. Коррекция дизартрии также включает такие меры, как применение лечебных ванн и физиотерапии, углоукалывания, механо- и гирудотерапии.

Логопедические занятия включают в себя развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, активацию речевого аппарата путем логопедического массажа и артикуляционных упражнений, развитие физиологического и речевого дыхания, применение ортофонических приемов для улучшения голоса, коррекцию и усовершенствование произнесения звуков, работу над выразительностью речи и развитием ее коммуникации.

Родители должны принять во внимание, что такое явление, как дизартрия, требует дополнительных индивидуальных занятий не только со специалистами, но и дома. Для этого понадобится много времени и терпения. Желаем успехов в достижении результатов обучения: не бойтесь ставить перед детьми четкие задачи, передавать им инициативу и направлять их деятельность в нужное русло. Делитесь нашим совместным опытом в социальных сетях и будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию