Дислексия – болезнь или дар?

Дислексия. Проблема или ДАР?

Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая является причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.
Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности.

Вот основные свойства, характерные для всех дислектиков:
• Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
• Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
• Они более любопытны, чем обычные люди.
• Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
• У них высоко развита интуиция и проницательность.
• Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
• Они могут воспринимать мысль как реальность.
• У них яркое воображение
Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии — дар мастерства.
Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.
Фактически, многие взрослые дислектики используют в своей жизни положительную сторону дислексии, даже не осознавая этого. Они просто думают, что у них есть склонности к чему-то, не осознавая, что их особый талант исходит из тех же умственных способностей, которые делают для них невозможным хорошо читать, иметь хороший почерк или грамотно писать.
Дислексия — это результат таланта восприятия. В некоторых ситуациях талант становится необходимостью. Человек не осознает, что это происходит, потому что использование таланта стало составной частью его мыслительного процесса.
Таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые «видят» пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.
Откуда берется дислексия? Очевидно, что некоторые люди рождаются с таким генетическим кодом, который позволяет им использовать ту часть их головного мозга, которая изменяет и создает восприятия. Сам факт рождения с таким генетическим кодом не дает им дислексию, он только создает им возможность для ее развития.

Потенциальный дислектик в младенчестве

Психологи говорят, что трехмесячный младенец только начинает узнавать черты лица. Это означает, что младенец может фокусировать глаза и контролировать сведение двух мысленных образов, создаваемых ими; в противном случае он даже не смог бы увидеть лицо.
Давайте создадим сценарий потенциального дислектика, сокращенно П.Д. Пусть у нас будет маленький трехмесячный П.Д., и мы положим его в кроватку. Находясь в таком положении, все, что может видеть маленький П.Д» – это край комода с ящиками и чей-то локоть. Если ему удалось запустить клетки мозга, которые изменяют его восприятие, то он будет видеть что-то другое. Если П.Д. интересно, кому принадлежит локоть, то ему было бы очень легко просто добавить к локтю другие черты и увидеть лицо человека. Когда он увидит лицо, он может узнать, тот ли это человек, который его кормит.
Каким бы образом это ни произошло, маленький П.Д. фактически, видел лицо в своем мозгу, такое же реальное, как то, которое он бы видел собственными глазами, и узнал его как лицо своей матери.
Трехмесячный П.Д., распознает в окружающей его обстановке такие вещи, которые он не должен уметь распознавать еще три года. Эта способность, которой он обладает для распознавания реальных объектов в окружающей его обстановке, повлияет на остальное его развитие в раннем детстве.
Другие навыки, которые имеются у маленького П.Д. в раннем детстве, могут развиваться быстрее обычного, или их развитие может задерживаться. Вероятно, у него будут некоторые области ускоренного развития и некоторые области замедленного развития, но оба эти явления будут произрастать из одной причины: его способности мысленно заканчивать фрагментарные восприятия.
Что бы ни делал П.Д. еще, он не теряет первоначального дара, который он развил, – смотреть на объект или ситуацию и “просто знать”, что это такое. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать.
Тем не менее, у него низкое мнение о себе, потому, что по меньшей мере половину своей жизни он слышал, как люди явным или скрытым образом называли его тупым или дефективным.

Образное мышление

Основной мыслительный процесс дислектика – это невербальный процесс мышления образами, который происходит со скоростью тридцать два изображения в секунду. В течение секунды у человека с вербальным мышлением может быть от двух до пяти мыслей, тогда как у человека с образным мышлением их будет тридцать две.
Подсчитано, что мышление образами, в общем, происходит со скоростью в 400 – 2000 раз больше, чем вербальное мышление. Очевидно, что скорость меняется в зависимости от сложности отдельных образов. Но здесь есть нечто большее, чем просто разница в скорости. Образное мышление более полное, более глубокое и более всеобъемлющее.
Вербальная мысль линейна во времени, она осуществляется путем создания предложения, слово за словом, тогда как образное мышление имеет эволюционный характер. Образ вырастает по мере того, как мысленный процесс добавляет к общей концепции все больше дополнительных концепций.

Люди страдающие дислексией.

Многие великие люди страдали этим недугом — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко.
Своей “болезни” не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.
Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Зрителям этот недостаток звезд просто не заметен. Многие актёры страдают от дислексии, и им приходится учить роли на слух.
Орландо Блум страдает от дислексии — он с детства не может читать. Так что ему приходится работать изо всех сил. «Школа всегда была проблемой, но я сдал все экзамены и получил диплом — просто пришлось больше трудится. Дислексия случается не из-за недостатка интеллекта, просто не хватает возможностей. Если у тебя дислексия, то у тебя есть вся необходимая информация, просто труднее её обработать»
Выдающийся британский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс в юности страдал страдал дислексией и не мог полноценно заниматься в школе. Через какое-то время юный Энтони пришёл к выводу, что лучше посвятит себя искусству, например, живописи или игре на фортепьяно, чем будет продолжать обучение.
До сих пор имеет яркие симптомы дислексии (неумение завязать шнурки) Дэниел Рэдклифф. Дислексией в юности страдал голливудский актер Вин Дизель. Искрометной Вупи Голдберг в школе было плохо: там заставляли читать и писать, а когда у девочки не получалось, ее обзывали слабоумной. На самом деле Вупи страдает дислексией и читать попросту не может. Голдберг решила не мучиться и перестала ходить в ненавистную школу, а заодно сбежала из дому.
Дэрил Ханна – в детстве эта актриса страдала дислексией с сопутствием признаков аутизма. Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист Том Круз страдал дислексией. В 2005 году Круз публично заявил, что саентология, а особенно технология обучения Хаббарда, помогли ему преодолеть эту болезнь.
Киноактриса Сальма Хайек тоже страдает дислексией (а точнее нарушением чтения. Чтение замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного).
В юности Киану Ривз больше преуспевал в хоккее, нежели в академических дисциплинах, поскольку процесс образования был осложнен для него дислексией. Ривз мечтал стать хоккеистом, выступающим за честь Канады на Олимпиаде, однако травма поставила на его мечтах о хоккее крест. Позднее Киану посещал альтернативную, анархистскую бесплатную школу («Avondale Alternative»), что позволяло ему получать образование и подрабатывать в качестве актера одновременно. Позже он бросил школу, так и не получив аттестат о среднем образовании.
Американская поп-исполнительница, автор песен, актриса, режиссер и музыкальный продюсер Шер в юности тоже страдала дислексией.
Английская актриса и модель Джейми Мюррей — дочь английского актера Билли Мюррея, родилась в Эссексе, Англия. Незадолго до её шестнадцатилетия у Мюррей была диагностирована дислексия.

Статью подготовила логопед центраВoltunАлена Александровна

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? 1

Оригинал на сайте kleo.ru
Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР?

Дислексия, согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Читайте также:  Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер, двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать, чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности. Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

ГДЕ ПОМОГУТ

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше». Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

Оставьте комментарий Отменить ответ

Мысль на тему “ ДИСЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ДАР? ”

Здравствуйте, меня зовут Ангелина, моему сыну 10 лет, учится в 3 классе, мальчик умный, как гоаррят некоторые педагоги, но проблемы, то что описано про дислексиков, все в нем присутствует, мы Симферополе живем, куда можно обратиться с диагностикой? С обычнной школы я сына забрала в 2 классе, мы учились в 2015 школе на Яузе в Москве, т к очень плохо осваивал письмо и чтение, учительница хвалила сына, говорила умный, но до сих пор проблемы, теперь мы в Наших Пенатах числимся пока, нам нужна помощь

Что такое дислексия у детей?

Дислексия – это трудность в обучении, проявляющаяся в проблемах с чтением. Замена звуков и слов, пропуск букв, чтение по слогам. Отсутствие осмысления прочитанного – яркие признаки дислексии. Часто она сопровождается дисграфией – нарушением письма. Но незаурядные дети порой становятся выдающимися личностями, как, например, известные всему миру дислектики Владимир Маяковский, Стив Джобс, Чарли Чаплин и другие, при условии, что ее симптомы будут своевременно скорректированны в правильном направлении.

Симптомы дислексии у детей

Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.

Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.

Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF – Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)

Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.

Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.

Признаки и характеристики дислексии

  • пропускает буквы или слова при чтении
  • меняет местами или путает буквы
  • Меняет последовательность слов в предложении
  • пропускает строчку при чтении
  • отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
  • запинается или останавливается
  • ускоряется или замедляется при чтении
  • игнорирует знаки препинания
  • хмурится или выглядит рассеянным
  • теребит уголок страницы
  • слишком старается, концентрируется во время чтения
  • меняется в голосе
  • взгляд становится туманным или блуждающим
  • краснеет или бледнеет
  • трясёт или раскачивает ногой

Классификация и основные формы дислексии

Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.

В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!

Дислексия – что это за “болезнь”?

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Эффективность её уже давно замечена логопедами, педагогами и родителями – метод Дейвиса для дислектиков широко применяется во всем мире. Важное его отличие в том, что Рональд сам страдал от данного расстройства, и много лет его считали умственно отсталым. Но, путем проб и ошибок, он сумел найти инструменты для контроля собственного сознания, благодаря которым состояние заметно улучшилось, а способности к обучению чтению, письму и грамотной речи повысились.

Отличие метода Дейвиса

Система коррекции по Дейвису основана на нюансах восприятия дислектиков: данное нарушение не является болезнью или умственным отклонением, поэтому дислексия не требует медикаментозного лечения. Неспособность к обучению в данном случае имеет в основе особенности думать и воспринимать информацию образами, картинками, а не словами. У дислектиков сильно развито творческое мышление, которое может выражаться в самых разных областях:

  • рисовании;
  • музыке;
  • рукоделии;
  • рисовании;
  • проектировании;
  • актерском мастерстве;
  • ораторстве;
  • конструировании;
  • и так далее.
Читайте также:  Можно ли остановить заикание?

Сложности у дислектиков проявляются в неспособности действовать последовательно: им трудно мысленно разбить слово на звуки и прочитать правильно. Такие люди не могут запомнить те слова и определения, которые не полностью понимают, и даже многочасовое заучивание не помогает. У них возникает состояние дезориентации, которое мешает дислектику сконцентрироваться на чтении или письме.

Метод Дейвиса по коррекции дислексии главной целью имеет возможность дать человеку инструменты для самостоятельного контроля за своим состоянием. Это помогает бороться с искажением во время чтения и письма, быстро и заметно повышая успехи в обучении. Суть методики Дейвиса — перевод буквенных символов в образы для облегчения понимания, а также развитие навыка борьбы с состоянием дезориентации

Рональд Дейвис – кто он?

В 1980, в 38 лет, Рональд Делл Дэйвис преодолел собственную дислексию в тяжелой форме: он нашел способ быстро устранять искажения своего восприятия (или дезориентацию). Впервые в жизни он мог читать и наслаждаться книгой, а не «бороться» с ней! К его удивлению и восхищению, он вскоре обнаружил, что простое умственное решение, которое он открыл для себя, оказалось, имело такой же положительный эффект и у других, неспособных к чтению взрослых.

Вскоре Р. Дейвис понял, что одного только исправления восприятия (устранения дезориентации) было недостаточно. Нужно было также убрать причины, которые вызывали дезориентацию. Для этого нужно было найти способ, который позволил бы выработать способность к пониманию и распознаванию слов.
После независимого клинического исследования и работы с экспертами во многих областях, Рон Дэйвис усовершенствовал свою программу коррекции дислексии для взрослых и детей. В 1982 Рон и доктор философии Фатима Али открыли Центр по исследованию проблем чтения при Центре Коррекции Дислексии в Калифорнии, где достигли успеха у 97% клиентов с проблемами в обучении.

В 1994 была издана первая книга «Дар дислексии». В течение года она была переведена на несколько языков. Также была основана Международная Ассоциация Дейвиса (www.dyslexia.com) для обучения профессионалов, которые бы предоставляли программу коррекции по всему миру.

Почему пластилин помогает при коррекции дислексии?

Дислектики изучают только те вещи, которые сами создают. Если они создают что-либо в форме запоминания, то в итоге имеют что-то заученное. Если они создают что-либо в форме осмысления, именно это они и имеют – осмысление. Однако если они создают что-либо путем освоения или мастерства, это становится частью них самих, это становиться частью их интеллекта. Когда дислектики что-либо осваивают, это становиться частью их мыслительного процесса.

Когда мы запоминаем или понимаем что-либо, мы создаем это мысленно. Другими словами, мы создаем мысленные образы или мысленного звучание этой вещи. Когда что-то осваивается, оно уже не просто создано в уме; оно также создано в реальном мире. Создание чего-либо мысленно (внутри себя) – это лучшее, что мы можем ожидать, это понимание этих вещей; овладение же чем-либо требует создание этого вне нас.

Независимо от того, насколько хорошо мы понимаем, как следует управлять велосипедом, это понимание не убережет нас от падений, когда мы впервые сядем на велосипед. Для овладения ездой на велосипеде необходимо сесть на него и поехать. Чтобы освоить езду, мы должны создать ее в реальном мире.

Когда мы создаем концепцию слова с помощью пластилина, то тем самым мы создаем данную концепцию в реальном мире.

Дислексия – болезнь или дар?

Да, есть понятие «образовательная система», которая подразумевает передачу информации по той или иной схеме. Но если вы понимаете, что методы общеобразовательной школы не подходят вашему ребенку, это вовсе не означает, что на человеке можно ставить крест. Вы же видите, что ребенок неглупый. Имейте смелость положиться на его врожденный интеллект и отправиться на поиски другой системы, в которой ребенку будет комфортно и удобно. Кто знает, возможно, в вашей семье растет гений, а вы упреками и угрозами просто сломите его в очень раннем возрасте.

«Я благодарна России за то, что здесь есть возможность домашнего обучения для детей, закрепленная на законодательном уровне. Система образования не справляется с большим многообразием особенностей и разновидностей детей. Есть единственный экзамен на сегодняшний день, который подтверждает готовность человека ко взрослой жизни (хотя я тоже с ним не согласна, но пусть он будет). Это ЕГЭ (ОГЭ). Перед подготовкой к этому экзамену родители нанимают своим детям репетиторов, школа увеличивает часы тех или иных предметов, чтобы ребенок сдал экзамен и имел возможность поступить в вуз. Так зачем же сейчас насильно корректировать своего ребенка с целью подготовки его к тому важному экзамену, который ждет его в 16 лет? У вас в запасе есть девять лет на то, чтобы совершенно не спеша, в своем ритме образовываться вместе со своим ребенком. В качестве альтернативы средней школе можно рассматривать онлайн-образование. На сегодняшний день существует масса бесплатных и недорогих программ, по которым ребенок в интересной игровой манере может обучаться всему самостоятельно. Кроме того, если дислексия сильно выражена, то в школе ребенок неминуемо столкнется с буллингом».

На сегодняшний день много специалистов начали корректировать дислексиков. Для начала хочу отметить совершенную неприемлемость самого термина «коррекция». Как вообще в современном мире один мозг может корректировать другой? Кто определяет, какой мозг правильный, а какой — нет? Как по мне, это совершенно невозможно. Даже слово «помощь» не подходит в данном случае, потому что все, в чем нуждается ребенок с дислексией, — это доверие и внимание. Просто постараться доносить информацию до него не шаблонно, расшифровывать ее путем собственных ассоциаций и мнения по тому или иному вопросу. Ребенок, в свою очередь, примет информацию от вас и будет формировать свои ассоциации и понимание.

Дислексия — это не синоним слову «тупой». Просто информацию из мира консерваторов и правил ребенок не может вложить в свою память как должное. Ему нужно понять и разобраться во всем, а на это требуется время. Когда он разберется, выстроит определенную логику в своей хаотичной голове, тогда он выдаст вам в ответ информацию, которую понял, а не ту, которую запомнил. Это важно! Его память действует как набор образов. Поэтому сухие правила, не подтвержденные примерами, ему очень сложны для запоминания.

В современном мире, где каждый человек — это бренд и может стать успешным благодаря тому, что просто остается собой и делает то, что нравится, как по мне, просто глупо запускать ребенка в душный класс и заставлять изучать правила по некрасивым учебникам. Которые, как доподлинно известно большинству взрослых, на 85% никогда ему не пригодятся. А для общего развития в мире существует куча других интересных вещей.

Мы вместе с моим сыном познаем мир, я показываю ему и простым языком объясняю все бытовые моменты. Мы готовим еду, ходим платить за воду и электричество, выполняем работу по дому. Он абсолютно адаптирован, знает все бытовые тонкости и прекрасно понимает, где и с какими трудностями он может столкнуться. А иногда даже в каких-то вещах он может меня чему-то научить. Совсем недавно мы начали жить в своем доме и сейчас вместе с ним изучаем и осваиваем жизнь в деревне рядом с лесом, а это же все непрерывное познание.

То свободное время, которое он не тратит в школе, он может посвятить своему любимому делу. Заниматься тем, чем ему хочется. У нас семья путешественников. Считаю, лучшее, что я могу дать своему сыну, — это возможность увидеть мир. Мы окунаемся в жизнь различных народов и изучаем особенности проживания в той или иной стране. Так зачем же мне подсовывать ему тусклые картинки с изображениями стран при изучении географии, если он всё видит своими глазами и в итоге будет знать ее лучше любого отличника. Ребенку надо дать правильное общество, в котором у него мог бы возникнуть интерес к математике, физике, изобразительному искусству или чему угодно. Главное — показать ему всё многообразие красок, которые представлены в мире, а он уже сам выберет, каким цветом и что ему нарисовать. Нужно возбуждать и поддерживать желание любознательности, а не убивать естественный интерес грубой формулировкой «ты должен».

Мой сын очень свободный, он общается с моими близкими друзьями и знакомыми. И они готовы принимать его у себя в гостях. А быть в гостях и принимать гостей — это тоже очень познавательно. Гостеприимство (я сама коуч гостеприимства) — это высшая степень познания мира. Моя задача — не дать ему теорию по верхам, чтобы просто ЕГЭ написать, а приблизить его к чувству самодостаточности. Он должен уметь меняться в зависимости от ситуации и места, в котором он оказывается. Человек должен меняться всегда, его присутствие в любом моменте жизни должно быть наполнено радостью. Но тем не менее раз в год мы проходим аттестацию, чтобы все равно поддерживать уровень образованности и в пределах установленной системы тоже.

Дислексия: болезнь гениев, а не лентяев

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Читайте также:  Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©


Дислексия: недуг, размывающий грань между «слабоумием» и гениальностью

Дислексия — не новое и достаточно распространенное расстройство. Дети с ним путают буквы, переставляют местами слоги и испытывают прочие трудности при чтении. Проблема не проходит с годами и почти всегда сохраняется в течение всей жизни человека.

С расстройством чтения связаны разные мифы и заблуждения. Попробуем разобраться, в чем же суть явления, какая нейрофизиология за ним стоит и мешает ли дислексия одаренности.

Если рассматривать усредненные цифры по всем странам, то количество дислексиков будет колебаться в пределах от 5 до 10%. От проблем с чтением страдали поэт Владимир Маяковский, изобретатель Томас Эдисон, физик Майкл Фарадей, художник Пабло Пикассо. Нередко говорят о дислексии Петра I, который к тому же обладал неровным и неразборчивым почерком. И этот список можно продолжить. Как видно, плохие навыки чтения не мешают, а часто сопутствуют талантам.

Дислексию путают с алалией, однако их нужно четко различать. Их разница в том, что дислексия — это неспособность научиться бегло и правильно читать, а алалия — это расстройство устной речи, трудности с произнесением слов и предложений. Часто их рассматривают в связке с дисграфией и дискалькулией. Все четыре явления затрудняют обучение и, в зависимости от отдельных черт, могут тормозить социализацию.

Почему в России не существует диагноза «дислексия»?

В России термин «дислексия» не используется. Дело в том, что в стране действует стандарт МКБ-10 (Десятый пересмотр международной классификации болезней), согласно которому существует только специфическое расстройство чтения (код F81.0). Этот диагноз — довольно общий, т. к. он не делает различий между непониманием печатных слов и непониманием текста. В США дислексия определена конкретнее, явление описывается в последнем, пятом издании DSM («Диагностический и статистический справочник ментальных расстройств»).

Какие формы она принимает?

Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.

Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.

Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.

Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.

И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.

Что мешает читать и понимать прочитанное?

Фундамент проблемы — нейрофизиология. Разумеется, ее можно нивелировать, но только до определенной степени. Еще считается, что у дислексии есть генетические причины.

После 130 лет изучения расстройства ученые в целом сходятся во мнении, что строение задней части левой средней височной извилины мозга — ее краеугольный камень. Еще один нюанс — это сбой в распределении функций между полушариями. Список причин завершает расстройство зрительного восприятия. У хорошо читающих людей глаза передают мозгу разные картинки. информация от правого глаза слегка отличается от информации от левого. При этом один глаз имеет приоритет. Глаза же дислексика передают мозгу совершенно одинаковую информацию, и это мешает ее верно обрабатывать.

Дислексия — не признак слабоумия

Иногда встречается точка зрения, согласно которой неуверенное чтение — индикатор слабоумия. Разумеется, это грубая ошибка. Первый задокументированный случай дислексии относится к 1887 году, когда немецкий медик Рудольф Берлин в своей работе рассказал о пациенте — мальчике с достаточно развитым интеллектом, но систематически ошибающемся при чтении. Ребенок уверенно и правильно мыслил, не страдал слабоумием.

Наконец, в 2011 году было доказано, что дислексия — это не проблема из области IQ и измерений общего интеллекта. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они пригласили 131 ребенка, от 7 до 17 лет. После непродолжительного теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемых разбили на три группы: хорошо читающие с нормальным IQ, плохо читающие со стандартным IQ и плохо читающие с низким коэффициентом интеллекта. Во время теста им показывали напечатанные словосочетания и спрашивали, зарифмованы они или нет. Параллельно запускалось магнитно-резонансное сканирование шести участков мозга, отвечающих за поиск соответствий между звуками и графическими знаками. Итог: у детей с дислексией активность этих участков была одинаково низкой, независимо от того, какой IQ был у ребенка, пониженный или нормальный.

Дислексия и одаренность

Бытует мнение, что это косвенное проявление одаренности. В этом, конечно, можно найти рациональное зерно. Хотя бы потому, что мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.

В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Соединенное Королевство) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на эти выводы, можно даже сделать робкую догадку, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо были связаны с их дислексией.

Как она лечится?

Проблема преодолима. Но важно понимать, что коррекция этого изъяна не избавляет от него целиком, а скорее помогает овладеть техникой, за счет которой человек будет «обманывать» врожденный дефект и успешно его компенсировать. Лечение зависит от типа расстройства. при мнестической дислексии делают акцент на тренировке памяти, при аграмматической упор делается на буквально зазубривание языковых норм Это рутинный и долгий процесс, связанный с многократным повторением.

Каков итог?

Нейрофизиология — ключ к пониманию дислексии. Именно она обуславливает эту проблему и мешает избавиться от нее. Она может соседствовать с низким интеллектом, но это не значит, что они устойчиво связаны или что одно обуславливает другое. К сожалению, полностью дислексия не излечима, но компетентная терапия может избавить от дискомфорта при чтении.

Ссылка на основную публикацию