Дифференциальная диагностика дизартрии – таблица

7. Взаимодействие специалистов [4]

Рис. 10. Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевти-ческих произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; создает музыкальный фон в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, работали над постановкой диафрагмально-речевое дыхание, голоса, просодической стороной речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Наиболее приоритетными выступают формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ занятий и др.
Обучение педагогов происходит по перспективному плану работы на семинарах, практических и лекционных занятиях, консультациях, педсоветах, путем самообразования без отрыва от основного места работы и, конечно, на курсах повышения квалификации.
Повышение профессиональной компетентности вооружает сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, формирует необходимые умения и навыки, активизирует обмен информацией, практическим опытом, вырабатывает потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Принимая во внимание то, что не у всех воспитателей развито стремление к этому, отбор педагогов для логопедических групп лучше осуществлять на конкурсной основе, с учетом их речевых характеристик, знаний, умений, личностного потенциала (доброта, любовь к профессии, детям, умение работать с родительским контингентом).
Это стимулирует педагогов к повышению профессионализма, своей квалификационной категории.
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Оборудуются речевые зоны с зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, подбирается, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам; сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, развитие зрительной памяти и совершенствование фонематического слуха.
По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и др. В логопедическом кабинете в группе для детей устраиваются уголки для кукло-, сказкотерапии, организуется зона для релаксации, психогимнастики.
Логопедические группы, кабинеты логопедов, оздоровительно-компенсирующий центр желательно сосредоточить в одном крыле, что облегчит организационные моменты, повысит результативность работы.
Перегруппировка детей с целью персонализированного, дифференцированного обучения производится с учетом структуры речевого нарушения, степени поражения, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов
и занятий. Воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде «Сказок о Веселом Язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр, театра теней. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, «экраны настроения», на которых дети с помощью пиктограмм отражают свое настроение. Это пробуждает доброе, заботливое и внимательное отношение к окружающим людям.
Для развития вербальной памяти эффективны зрительные опоры в виде буквенных схем, которые составляются путем выделения первого звука из обобщающего слова, затем – видовых понятий. Преобразование фонем в графемы подсказывает детям «зашифрованные» слова, значительно расширяет объем вербальной памяти, вселяет уверенность в свои силы, повышает самооценку, способствует формированию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, грамотой.
Серьезная работа проводится по автоматизации поставленных фонем и практическому овладению навыками словообразования и словоизменения.
Подход к определению последовательности коррекции звукопроизношения может отличаться от традиционного. Сопоставление данных, полученных экспериментально, с результатами традиционной методики показывает его преимущества: сокращение сроков коррекционной работы, снижение энергетических затрат со стороны ребенка и педагога.
С целью профилактики нарушений письменной речи систематически в игровой форме проводится специальная работа, в результате которой дошкольники овладевают правилами русского языка.
На безударную гласную: «если гласная вызвала сомнение – ты ее скорее ставь под ударение». Дети подбирают проверочные слова: дома – дом, поля – поле, вода – воды; река – реки, стена – стены, леса – лес и т. д.;
На оглушение согласных в конце и середине слова: зуб – зубы, флаг – флаги, сад – сады, уж – ужи; кружка – кружечка, будка – будочка и т. д.
Связь логопедии с математикой широко осуществлялись педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой можно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий и др.), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и зачастую обозначаются однозначно (большой – маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро – медленно), дети смешивают и такие понятия, как сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года).
Часто бывает нарушена и ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-за, из-под и др.), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций.
Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один кот, одна рыба, одно полотенце и т. д.), числе (один стул, три стула, пять стульев; одно окно, два окна, пять окон; одна булочка, две булочки, пять булочек).
Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) можно успешно осуществлять через региональный компонент, например, при ознакомлении дошкольников с бытом и историей донского казачества (опыт работы Л. В. Гаврильченко, А. Р. Красиковой, Г. Г.Чебанян). Так например, в центре развития ребенка № 49 «Олененок» г. Ростов-на-Дону имеется участок, оформленный в духе казачьей горницы. Интерьер, предметы казачьего быта помогают донести до сознания детей, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона. В повседневной работе возможно расширить представления детей об историческом прошлом казачества, его традициях, образе жизни человека Дона. Дети узнают о широких просторах донской степи, о том, что она раскинулась от Калачской возвышенности на севере до раздольных кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на западе – до полупустынь Калмыкии на востоке.
У Донского края яркая и богатая история. Наш край знал нашествие гуннов, испытал на себе удары Батыевых и Тамерлановых орд. На донской земле ратники Святослава сокрушили хазар, храбрые русичи Игоря перегородили поле красными щитами, прикрыв русскую землю от половцев. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний под предводительством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей детей, которые не только чувствуют колорит речи донских казаков, но и используют его в своей речи. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – вот те жемчужины народной мудрости, которые легко воспринимаются ребенком, развивают его вербальную память, способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к Отечеству.
Большую помощь в работе оказывают куклотерапия и сказкотерапия, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению имеющихся речевых нарушений, логофобий, предоставляют детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься, полюбить театральную деятельность (Г. В. Беденко, Т. Н. Голубцова, А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян, Г. В. Горшкова, Л А. Рудова).
Куклотерапия – это раздел арттерапии, который используется в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия взрослого и ребенка. Цель куклотерапии заключается в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитии самосознания, разрешении конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Педагоги делятся опытом использования в реальной жизни игрушек, помогающих снять агрессию, способствующих творческому самовыражению, ослаблению отрицательных эмоций; рассматривают такие приемы, как технику психодрамы, прием неигрового типа «Дед Щукарь», технику косвенного внушения, использование дидактической куклы в логопедической работе.
Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, расширяет репертуар самовыражения ребенка, позволяет достигать эмоциональной устойчивости и саморегуляции, корректирует отношения в системе «родитель – ребенок».
Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности ребенка, проводит тренинги уверенного поведения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, испытывающим трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и т. д.). Элементы образовательной кинесиологии мозга успешно активизируют потенциальные и компенсаторные возможности ребенка, способствуют преодолению межполушарной асимметрии мозга, коррекции и профилактике речевых нарушений, в том числе и нарушений письменной речи (моторных дисграфий).
Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих дизартрию на фоне общего недоразвития речи (ОНР), помогают нам в дифференциальной диагностике речевых патологий. Технические навыки детей, особенно штриховка, умение регулировать направление, силу нажима, объем движений являются показателем мышечного тонуса ведущей руки. Все занятия изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики руки, планирующей функции речи, но и ориентировке в пространстве, развитию мышления, творчества.
Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре описаны педагогом-инструктором А. М. Мащиц. Эти занятия оздоравливают детский организм, способствуют постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, преодолению межполушарную асимметрию мозга, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества и др.
Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогают ежемесячные медико-психолого-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, обеспечивается преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержание других занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.
Благодаря такому подходу удается наладить преемственность, достичь необходимого взаимодействия всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы (96 % выпускников центра развития идут в школу с чистой речью), на одну треть сокращает сроки коррекционной работы, практически сводит к минимуму возможные рецидивы.
Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии, имеет грамотный подбор лингвистического материала.
При его подборе необходимо соблюдать следующие требования: прежде всего, он должен быть значимым для воспитанника, востребованным, доступным по содержанию и, главное, соответствовать его произносительным возможностям.
В ходе работы обосновываются подбор и последовательность предъявления лингвистического материала в процессе автоматизации звуков согласно структуре дефекта; уточняются способы овладения навыками словообразования, особенности понимания детьми отношений, существующих между различными элементами лексической системы и проявляющихся в языке в таких категориях, как многозначность, синонимия и антонимия; анализируются закономерность и частота употребления в речи данных лексико-семантических группировок слов.
Изучая закономерности усвоения семантики слова, специалисты опираются на положения современного языкознания: значение каждой лексической единицы определяется ее соотнесенностью с другими единицами того же уровня. При подборе лингвистического материала для коррекции речи учитываются принципы коррекционной педагогики.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии.
консультация по логопедии на тему

Отличие дизартрии от дислалии и от алалии (смотри таблицы).

Скачать:

ВложениеРазмер
irina_3.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Отличие дизартрии от дислалии и от алалии (смотри таблицы).

При поражении продолговатого мозга

-Разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого);

-паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба;

-нарушается процесс глотания;

– недостаточная подвижность голосовых складок;

– нарушения голоса (слабый, назализированный);

– дефекты произношения звонких звуков и др.;

– атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус);

– речь нечеткая, замедленная;

При поражении подкорковых узлов головного мозга

-Нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер);

– наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте);

– нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет);

– возникновение артикуляционного спазма;

– нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный);

– нарушения тембра и силы голоса;

– нарушения артикуляционной моторики+ нарушения голосообразования и речевого дыхания;

– может сочетаться с нарушением слуха.

При поражениях в области мозжечка

– нарушения модуляции голоса;

– трудность удержания артикуляционных укладов;

– неточность движений языка.

При очаговых поражениях головного мозга

-Нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата;

– нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов;

– затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую;

-изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются;

– ускоренный темп речи запинки;

– нет нарушений лексико-грамматической стороны речи.

Следствие перенесенного органического поражения головного мозга

-Псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН;

– нарушения общей и речевой моторики;

– затрудненность сосания, глотания;

– поперхивания, захлебывания при еде;

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии :

-отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата;

– медленные, неточные движения языка, губ;

– расстройства жевания и глотания (не выражены);

– речь замедленная, смазанная;

– чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч;

– звонкие произносятся с оглушением;

– трудности произношения мягких (средняя часть языка);

– недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ);

– на письме замены: Д-Т, Ч-Ц ;

-сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи;

– слух и интеллект чаще всего сохранны.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии :

(наиболее многочисленная группа дизартриков)

– амимичность не могут надувать щеки, вытягивать губы;

– движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык;

– трудности в артикуляционных переключениях мягкое небо;

– малоподвижно назализованный голос;

– затруднено жевание и глотание;

– тяжелые нарушения звукопроизношения;

– малоподвижный язык, губы;

– нечеткая артикуляция гласных часто смешиваются Ы-И;

– могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н;

– Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком;

– слабая воздушная струя;

– звонкие согласные заменяют глухими;

– пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных;

– нарушения коммуникативной функции речи;

– ограниченность жизненного и вербального опыта.

Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии:

-анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата;

– отвисает нижняя челюсть;

– рот постоянно открыт;

– большие трудности при жевании и глотании;

– речь нечленораздельна или отсутствует

Отличия дизартрии от дислалии.

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

При дизартрии имеется три ведущих синдрома:

– артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства;

-имеются нарушения просодической системы;

-огромные трудности в автоматизации звуков;

-наличие признаков органического поражения ЦНС.

Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)

У соматически ослабленных детей. Органики нет.

Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.

Неврологическая симптоматика отсутствует

Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.

Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый

Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

Речевая активность снижена.

Речевая активность повышена

«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит»

К своему дефекту критичен.

Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности

Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.

Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны

Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения

Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, не сформировано

Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

Поведение неровное, часты смены настроения.

В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.

Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития, возможна олигофрения в степени дебильности.

Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития.

Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отличия дизартрии от алалии.

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:

Произношение звуков у детей с алалией

Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.

2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.

3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение

4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски

5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков

1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.

2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.

3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.

4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).

5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

1) Искажение небольшого количества звуков.

2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.

3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции

1) Искажение большого количества звуков.

2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.

3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

1) Замены артикуляторно сложных звуков.

2) Непостоянные замены звука.

3) Разнообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно часты

1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.

2) Постоянные замены звука.

3) Однообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

1) Непостоянные пропуски.

2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

1) Постоянные пропуски.

2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.

2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.

3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей.

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче.

Формы дизартрии.Диагностика дизартрии по локализации очага поражения.Диагностика дизартрии по степени поражения.Диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.Сра.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического.

Стертая дизартрия характеризуется неярко выраженным нарушением звукопроизношения, обусловленным недостаточной иннервацией органов артикуляции. Часто стертая дизартрия остаетс вне поля зрения специалис.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

7. Важно отметить, что устранить дислалию необходимо еще в дошкольный возраст, т.к. она может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.

8. Так или иначе, «дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций их слухового анализатора, сколько от трудностей выработки соответствующих артикуляционных укладов, т.е. от трудностей выработки сложной координации движений органов речевой артикуляции».

2. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии

2.1 Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств.

Обзор данных литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, недостаточно освещен вопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и сложной дислалии, не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения (3, с. 11).

Чтобы отграничить стертые формы дизартрии от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии представляет интерес для неврологии и логопедии, и требует дальнейшей разработки приемов ранней неврологической и логопедической диагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальные поражения мозга, и с детьми группы риска, совершенствования методов коррекционной работы с детьми 5–6 лет, а также усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда.

Для рассмотрения вопроса дифференциальной диагностики данных нарушений речи мне показалось интересным изучить взгляды отечественных логопедов, таких как Поваляева М.А., Архипова Ф.Е., Мартынова Р.И. на данную проблему.

Широкий анализ практики показал, что стертые формы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают с дислалией (12, с. 102–103). Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе

Поваляева М.А. рассмотрела вопрос о схожести двух нарушений, доказав, что стертую форму дизартрии по праву можно отождествлять со сложной дислалией. Это явилось одним из главных шагов на пути изучения данной проблемы.

2. Мартынова Р.И. Благодаря этому логопеду было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью. Результаты данного исследования представлены в таблице (9).

По окончанию исследования можно сделать несколько выводов, о том, что:

1. Отставание в физическом развитии выявлялось значительно больше у детей с легкой формой дизартрии, чем у детей с функциональной дислалией… и детей с нормальной речью.

2. У детей с нормальной речью с функциональной дислалией отклонений со стороны центральной нервной системы не выявлялось. При легких формах дизартрий неврологическая симптоматика в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушение со стороны вегетативной нервной системы особенно отмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональной дислалии.

3. Сравнительное исследование психических процессов (внимания, памяти мышления) у исследуемых детей показало, что различие между исследуемыми группами проявляется не только в нарушении одной локальной функции – нарушении речи, но и в совокупности всех психических процессов. Нарушение нервно-психических функций значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии.

4. Подобное исследование нервной системы и выявление симптомов органического поражения (при стертых формах дизартрии) показало, что в этих случаях задерживается темп психического развития ребенка, что требует более активного медико-педагогического воздействия.

5. Проведенное исследование психологических особенностей у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией показало, что работа логопеда не должна ограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.

3. Архипова Ф.Е. Именно Архипова Ф.Е. разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией, внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии.

1. Общая моторика

· У детей с легкой формой дизартрии отмечается моторная неловкость. Они плохо бегают, неловко переступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются. Отмечается некоторая недостаточность координации движений. У логопеда в кабинете при обследовании ребенок плохо стоит на одной ноге, не может прыгать на одной ноге.

· У ребенка с дислалией нет никаких нарушений со стороны моторики. Невропатолог при обследовании не обнаруживает у него неврологической симптоматики.

2. Мелкая моторика

· У ребенка с дизартрией поздно формируются навыки самообразования. Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий. При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным является поиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза».

· У ребенка с дислалией со стороны моторики таких нарушений нет.

3. Артикуляционный аппарат

· У ребенка со стертой дизартрией выявляются:

– гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы – характерно положение верхней губы – она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.

– гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.

– гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).

– девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.

– гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением).

– нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.

· У ребенка с дислалией обычно нет таких симптомов.

· При стертой дизартрии постановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.

· При дислалии постановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительного процесса автоматизации.

5. Общее речевое развитие

· Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы:

– дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка – ФН (нарушение погранично с дислалией, их трудно дифференцировать).

– дети, у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. Это группа ФФН + стертая форма дизартрии. Таких детей может быть до 50%.

– дети, у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитии слоговой структуры слова; бедный словарный запас, агграматизмы в речи. В 5 лет такой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках». Эта группа детей у которых формируется ОНР + стертая форма дизартрия. Их в группе с ОНР может быть 80%.

· У детей со стертой формой дизартрии отмечается невнятная, неразборчивая речь – «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки.

· У дислаликов с повторением упражнений качество речи улучшается.

1. Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выделить среди этих детей две группы (дизартрии и дислалии) , имеющие совершенно различную природу речевого дефекта.

2. Более детальное обследование необходимо при дизартрии, т.к. этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией. При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще.

3. При дизартриях (за исключением стертых форм) выступает неврологическая симптоматика. Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалии речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т.д.

4. Случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, при которой необходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной на развитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционного аппарата.

5. Обобщив выводы всех авторов, которые занимались изучением вопросов, посвященных дизартрии и дислалии, отметим, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. Это хорошо иллюстрирует таблица.

В своей курсовом проекте я подробно рассмотрела вопрос дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии. Цель найти сходства и различия в диагностике данных нарушений, я считаю достигнутой. Вопросы относительно стертой формы дизартрии я так же осветила в полной мере.

В результате проведенной работы я выяснила, что стертая дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике и вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Так же необходимо отметить, что целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выделить среди этих детей две группы (дизартрии и дислалии), имеющие совершенно различную природу речевого дефекта.

Более детальное обследование необходимо при дизартрии, т. к. этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией. При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще.

Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалии речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т.д.

Случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, при которой необходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной на развитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционного аппарата.

Таким образом, вопрос дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии на сегодняшний день остается открытыми и недостаточно изученным. Но так как логопедическая наука с каждым годом развивается, то не мало вероятно, что через несколько лет данный вопрос не будет являться проблемным.

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006.

2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982.

3. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14

4. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.

5. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298.

6. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70.

7. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182.

8. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – с. 214–218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: 1975. – С 79–91.

9. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109–110.

10. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина). // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85.

11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290

12. Поваляева М.А.: Справочник логопеда – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.

13. Правдина О.В. Логопедия. – М.: 1969.

14. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969.

15. Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М., Медгиз, 1961.

16. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – М., 1974. – №4

17. Токарева О.А. Функциональные дислалии. // Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 104 – 107.

18. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с. – С 82 – 85.

19. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: 1959.

20. Шембель А.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 128–134; 140–144.

Дифференциальная диагностика дизартрии – таблица

  • бульбарная дизартрия
  • псевдобульбарная дизартрия
  • подкорковая дизартрия
  • корковая дизартрия
  • мозжечковая дизартрия

При поражении продолговатого мозга

  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность голосовых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализованный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица

При поражении подкорковых узлов головного мозга

  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непроизвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха

При поражениях в области мозжечка

  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка

При очаговых поражениях головного мозга

  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи, запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи

Следствие перенесенного органического поражения головного мозга

  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии

Диагностика дизартрии — дифференциальные методы

Дизартрией называется нарушение речи, провоцируемое повреждением участков мозга, отвечающих за функционирование речевого механизма или путей, по которым передаются импульсы к нему и от него. Вследствие этого значительно ухудшается способность к звуковоспроизведению, речь становится нечленораздельной.

Диагностика таких речевых нарушений требует детальных обследований у невролога и логопеда. Данные специалисты изучают особенности строения речевого аппарата ребенка, нюансы артикуляции, состояние лицевой мускулатуры, мышц рта с гортанью, наблюдают за тем, как он дышит.

Также детально разбирается речь: ее скорость, ритм, степень разборчивости, уровень синхронизации с дыханием, сила голоса. На основе анализа всех этих моментов и производится постановка диагноза, назначается лечение.

Основные показатели диагностики дизартрий

Диагностика дизартрий производится на основе следующих показателей:

  1. Мимика. При стертой форме она выразительная, без нарушения симметрии, полностью контролируемая, управляемая. При заболевании средней тяжести – выразительность слабая, асимметрия явная. Положение губ контролируется не в полной мере, из-за чего рот остается приоткрытым даже в спокойном состоянии. При тяжелой форме лицевая мимика слабая, наблюдается сильная асимметрия, рот находится всегда в открытом состоянии, язык в нем не удерживается.
  2. Дыхание. Стертая форма характеризуется смешанным грудобрюшным дыханием, равномерным функционированием обеих половин. При второй степени дыхание ключичное, отличается поверхностностью, периодически фиксируется аритмия. Тяжелая форма связана со слабым и поверхностным дыханием, аритмией, а также крайне ослабленным выдохом.
  3. Голосообразование. При третьей степени подача голоса мягкая, струя воздуха, исходящая при выдохе и говорении, не уменьшена в объеме, отличается протяженностью. При второй степени подача голоса жесткая, а сам голос имеет признаки затухания, наблюдается парез голосовых связок. Первая степень сопряжена со слабым, прерывистым голосом, настолько затухающим, что порой полностью исчезает, иногда сохраняется способность говорить исключительно шепотом, голосовые связки смыкаются неравномерно.
  4. Рефлекторная двигательная активность языка. В стертой форме она полностью сохраняется, никаких проблем с жеванием или облизыванием губ не возникает. На второй стадии имеет место лимитированность объема и темпа, видно, что речевые функции истощаются. При тяжелой форме язык не в состоянии двигаться в полном объеме, с нужным темпом.
  5. Положение, форма языка. На первом этапе орган имеет четкую форму с разделением на две равные половины средней линией, кончик хорошо выражен. При заболевании, находящемся в средней стадии, язык становится более широким, начинает отклоняться в ту сторону, которая остается в здоровом состоянии, нет четко сформированного кончика. Тяжелая форма характеризуется явной асимметрией, присутствует односторонняя атрофия.
  6. Сохранение артикуляционной позы. При третьей степени никаких трудностей с удержанием в течение длительного времени, нет синюшности, возможно повышенное слюноотделение. На втором этапе заболевания позу удается удерживать в течение 10 секунд, однако наблюдается дрожание, посинение, обильное слюновыделение. При тяжелой форме возникают проблемы с удержанием позы даже на протяжении 5-секундного отрезка времени, наблюдается либо сильное дрожание, либо неспособность удержания языка в ротовой полости.
  7. Произвольная двигательная активность языка. При стертой форме объем и темп движений никак не лимитирован, лишь дифференцированная артикуляция может быть слегка нарушена. Вторая степень сопряжена с небольшой асимметрией и замедлением темпа движений, сложностью с переходом от одного артикуляционного движения к другому, истощаемостью функций речи. Тяжелобольным сложно менять артикуляцию, их речь теряет связность, язык стабильно асимметричен.
  8. Мягкое небо. На начальной стадии оно находится по средней линии, способно активно сокращаться, когда к этому есть предпосылки. При средней тяжести наблюдается его асимметричность, вследствие чего развивается незначительная назальность. Первая степень характеризуется частичным парезом, значительной назальностью.
  9. Произвольные движения губ. При стертой форме фиксируется симметричность движений, объем и темп сохраняются, движения с сопротивлением выполняются хорошо. При второй степени улыбка или трубочка теряют симметричность, темп замедляется, движения с сопротивлением усложнены. Тяжелая форма характеризуется четкой асимметрией, крайне медленным темпом и неполной амплитудой, невозможностью задействовать сопротивление.
  10. Гиперкинезы. На начальном этапе отсутствуют, на втором – возникают, но время от времени, при достижении тяжелой формы – наблюдаются постоянно.
  11. Оральные синкинезии. При стертой форме не наблюдаются, при заболевании второй степени выражены слабо и проявляются лишь иногда, при первой степени – непрерывны, усиливаются при говорении.
  12. Произношение. При третьей степени обособленные звуки четкие, однако может наблюдаться смазанность, если речь спонтанная. Больные второй степенью могут иметь правильное произношение, но недостаточно разборчивое, особенно в отдельных звуковых группах. При тяжелой форме искажения фиксируются практически всегда, появляется назальность, голос становится невыразительным.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Выделяют дизартрии следующих форм:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • корковая;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Бульбарная возникает из-за того, что поражен продолговатый мозг.

Выявить ее можно благодаря таким симптомам, как:

  • разрушение ядер двигательных нервов черепно-мозговой группы;
  • частичное или полное обездвиживание мускулатуры органов, отвечающих за формирование звуков;
  • сложности при осуществлении глотательно-жевательных функций;
  • ухудшение подвижности голосовых складок; появление дефектов при выдаче звонких звуков;
  • ослабление голоса и появление назальности;
  • снижение тонуса или полный отказ языковой мускулатуры;
  • отсутствие нормальной лицевой мимики.

Псевдобульбарная развивается у тех лиц, мозг которых имеет повреждения органического характера. Ключевыми симптомами является парез либо паралич речевого аппарата, сложность выполнения сосательно-глотательных движений, неправильная моторика речи, невозможность сглатывания слюны в полном объеме, захлебывание в процессе еды, нарушение мимики.

Корковая возникает, когда головной мозг поражается по очаговому типу. Выражается в нарушении озвучивания сложных слов, искажении произвольной моторики артикуляционных органов, сложности перехода между звуками, искажении звуков при их потоковом воспроизведении, ускорении темпа речи с одновременным появлением в ней запинок.

Подкорковая обусловлена повреждением подкорковых узлов мозга. Она выражается появлением непроизвольной артикуляции и мимики; нарушенным тонусом мускулатуры; непроизвольно вырывающимися криками; спазмами артикуляционного аппарата; периодическим «проскакиванием» звуков; изменением привычного речевого темпа; нарушением голосовой интонации, силы и тембра. В отдельных случаях комбинируется со слуховыми нарушениями.

Мозжечковая является следствием поражений, локализованных в мозжечке. Основные симптомы – прерывистая артикуляция, сложность сохранения артикуляционных укладов, неточная двигательная активность языка, нарушение голосовой модуляции.

Диагностика по локально-диагностическим признакам

Важность правильного диагностирования обусловлена тем, что различные формы заболевания требуют применения кардинально отличающихся друг от друга корреляционных методик.

Корковую дизартрию нередко путают с дислалией, однако для последней не характерно наличие симптомов органического поражения, постановка звуков и доведение их до автоматизации проходит проще и быстрее, а вероятность избавления от проблемы высока.

Давать прогноз для пациентов, страдающих корковой дизартрией, специалисты могут лишь исходя из того, насколько точно и своевременно поставлен диагноз, насколько сильно выражен дефект, какие методы воздействия из арсенала логопедов и медиков выбраны, сколь долго планируется их применение.

При подкорковой форме заболевания наблюдается мышечная дистония, мимика и артикуляция сопровождается насильственными движениями, проявляющимися порой даже в спокойном состоянии. Характерными являются нестабильные и неоднотипные нарушения речи, ее скорости, ритма, интонации.

При бульбарной форме фиксируется периферический парез, а также паралич, однако они отличаются вялостью и избирательностью появления. Наблюдается амимия лица, у пациента возникают сложности с жеванием и поглощением пищи, как твердой, так и жидкой.

Голос характеризуется слабостью, назальностью, оглушением звонких звуков. Имеет место невнятность, нечеткость и замедление речи, серьезное искажение губных звуков.

Псевдобульбарная форма сопряжена с повышением тонуса мышц отдельных групп, лимитированностью движений произвольной категории. Наблюдается напряжение языка, его оттянутость назад и отклонение в здоровую сторону, неспособность к сглатыванию слюны. Двигательная активность замедлена, имеет небольшую амплитуду, характеризуется истощаемостью. Имеют место трудности в произношении сложных звуков переднеязычной группы, глухие гласные произносятся звонче, чем требуется. Фиксируется назализация звуков.

Дизартрию мозжечковой формы выдает снижение тонуса губно-языковых мышц, распластанный и ограниченно подвижный язык, с трудом удерживаемые артикуляционные позы. Артикуляционные органы не способны двигаться в полном объеме и в привычном темпе.

Мимические движения вялые, координация движений нарушена. Речь при этом отличается медлительностью, невыразительностью, скандированностью, эффектом затухания к концу фразы. Речь, как и походка, такого пациента, схожи с теми, которые бывают у пьяных людей.

Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной

Больше всего распространена дизартрия псевдобульбарной формы, на которую приходится около 96% всех пациентов детского возраста. Бульбарная встречается крайне редко.

Различия в диагностике этих двух вариантов представлены в таблице.

ПатологияОсобенности при бульбарной дизартрииОсобенности при псевдобульбарной дизартрии
Парез или паралич мышц, обеспечивающих воспроизведение речиПериферического типаЦентральный
Нарушение моторики речевого аппаратаДвижения как произвольного, так и непроизвольного типаГлавным образом касается произвольной двигательной активности
Поражение артикуляционной моторикиПо диффузному типуИмеет избирательный характер, нарушается отдельная тонкая артикуляция
Нарушение произношения звуковПриглушение гласных и звонких согласныхОглушение, озвончение
Неврологическая симптоматикаПарез мускулатуры органов, обеспечивающих артикуляциюСочетание пареза со спастичностью

Методы диагностики дизартрий

В большинстве случаев дизартрия имеет смешанный характер, то есть у одного пациента наблюдается комбинация нескольких клинических синдромов. В частности, нередко нарушение произношения звуков сопровождается ухудшением четкости речи, заиканием, ускорением или замедлением скорости говорения, недоразвитостью общей моторики и прочими симптомами.

Их выраженность зависит от того, насколько тяжелым является органическое поражение мозга, а также от характера данного поражения.

Основной этап диагностики проводит логопед, который проводит обследование в несколько этапов, оценивая, насколько правильно пациент дышит, насколько равномерна речь, как он произносит обособленные звуки и полные словосочетания. Также проводится тестирование с целью определения того, насколько развита у конкретного лица письменная речь.

Дополнительное диагностирование имеет своей целью определение тех участков нервной системы, в которых локализовано поражение. Для этого прибегают к следующим методикам:

  • электрофизиологическому исследованию (ЭЭГ и оценка активности мускулатуры лица);
  • МРТ головного мозга;
  • исследование мозговых полушарий с задействованием метода транскраниального магнитного излучения.

Диагностика дизартрий требует всеобъемлющего подхода, учитывающего особенности нарушений речевого и неречевого характера, общее состояние пациента с точки зрения психоневрологии, а также возраст пациента.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии.

Отличие дизартрии от дислалии и от алалии (смотри таблицы).

При поражении продолговатого мозга

-Разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого);

-паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба;

-нарушается процесс глотания;

– недостаточная подвижность голосовых складок;

– нарушения голоса (слабый, назализированный);

– дефекты произношения звонких звуков и др.;

– атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус);

– речь нечеткая, замедленная;

При поражении подкорковых узлов головного мозга

-Нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер);

– наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте);

– нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет);

– возникновение артикуляционного спазма;

– нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный);

– нарушения тембра и силы голоса;

– нарушения артикуляционной моторики+ нарушения голосообразования и речевого дыхания;

– может сочетаться с нарушением слуха.

При поражениях в области мозжечка

– нарушения модуляции голоса;

– трудность удержания артикуляционных укладов;

– неточность движений языка.

При очаговых поражениях головного мозга

-Нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата;

– нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов;

– затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую;

-изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются;

– ускоренный темп речи запинки;

– нет нарушений лексико-грамматической стороны речи.

Следствие перенесенного органического поражения головного мозга

-Псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН;

– нарушения общей и речевой моторики;

– затрудненность сосания, глотания;

– поперхивания, захлебывания при еде;

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии :

-отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата;

– медленные, неточные движения языка, губ;

– расстройства жевания и глотания (не выражены);

– речь замедленная, смазанная;

– чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч;

– звонкие произносятся с оглушением;

– трудности произношения мягких (средняя часть языка);

– недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ);

– на письме замены: Д-Т, Ч-Ц ;

-сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи;

– слух и интеллект чаще всего сохранны.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии :

(наиболее многочисленная группа дизартриков)

– амимичность не могут надувать щеки, вытягивать губы;

– движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык;

– трудности в артикуляционных переключениях мягкое небо;

– малоподвижно назализованный голос;

– затруднено жевание и глотание;

– тяжелые нарушения звукопроизношения;

– малоподвижный язык, губы;

– нечеткая артикуляция гласных часто смешиваются Ы-И;

– могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н;

– Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком;

– слабая воздушная струя;

– звонкие согласные заменяют глухими;

– пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных;

– нарушения коммуникативной функции речи;

– ограниченность жизненного и вербального опыта.

Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии:

-анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата;

– отвисает нижняя челюсть;

– рот постоянно открыт;

– большие трудности при жевании и глотании;

– речь нечленораздельна или отсутствует

Отличия дизартрии от дислалии.

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

При дизартрии имеется три ведущих синдрома:

– артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства;

-имеются нарушения просодической системы;

-огромные трудности в автоматизации звуков;

-наличие признаков органического поражения ЦНС.

Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)

У соматически ослабленных детей. Органики нет.

Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.

Неврологическая симптоматика отсутствует

Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.

Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый

Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

Речевая активность снижена.

Речевая активность повышена

«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит»

К своему дефекту критичен.

Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности

Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.

Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны

Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения

Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, не сформировано

Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

Поведение неровное, часты смены настроения.

В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.

Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития, возможна олигофрения в степени дебильности.

Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития.

Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отличия дизартрии от алалии.

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:

Произношение звуков у детей с алалией

Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.

2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.

3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение

4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски

5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков

1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.

2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.

3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.

4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).

5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

1) Искажение небольшого количества звуков.

2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.

3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции

1) Искажение большого количества звуков.

2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.

3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

1) Замены артикуляторно сложных звуков.

2) Непостоянные замены звука.

3) Разнообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно часты

1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.

2) Постоянные замены звука.

3) Однообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

1) Непостоянные пропуски.

2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

1) Постоянные пропуски.

2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.

2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.

3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.

Читайте также:  Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию