Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.

2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

5. Учить составлять предложения по опорным словам.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).

Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).

Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.

Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу». Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.

Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].

Назвать первый одинаковый звук в словах: батон, булка, баранка.

Назвать одинаковый последний звук в словах: суп, тулуп.

Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, б, б, п. ; ба, па, по, бу. ; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба. ; бу-пу. пу-.

Повтори за взрослым серию слогов:

па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба.

Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

Задание 4 Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.

Подобрать слова со звуками [П] и [Б].

Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).

Задание 5 Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка — бочка, пар — . пот — . пой — . папа — . пашня — . пас — . правый — . палка — .

Задание 6. Дифференциация звуков [Б’] — [П’].

Назвать первый звук в словах: бегемот, белка, бизон ([Б’]).

Назвать первый звук в словах: Петя, первый, пила ([П’]).

Сравнить артикуляцию звуков [П’] и [Б’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:

бь, пь, пь, бь. ; пя, бя, би, пи. ; береза, белка, писать.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

пя-бя, пи-. ; би-пи, бя.

Повторить за взрослым ряд слогов:

пи-пи-бй, би-би-пй, би-пй-би, пи-бй-пи, пй-би-би, бй-пи-пи.

Задание 7 Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Б’] и [П’], взрослый при этом картинки не называет

белка, береза, петух, бегемот.

Вспомнить загадки на звуки [Б’] и [П’]. (см. темы № 12, 13).

Вспомнить слова со звуками [Б’] и [П’]. определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).

Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П’]. на звук [Б’] в слове. Какое новое слово получилось?

Составить предложения с этими словами.

Задание 8. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б’] — [П’].

Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.

Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба!»

Чтение, списывание слов, предложений:

Тут папа. Тут баба.

Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения): баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.

Занятие на тему «Дифференциация звуков [Б] – [П]»

Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Цель: Со­вершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П],

[Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду зву­ков, слогов, слов).

Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

4. Развитие артикуляци­онной моторики. Координации речи с движением, развитие пальчиковой моторики, интонационной выразительнос­ти речи, вопросительная интонация.

5. Развитие навыков фонематического анализа. Определение места звука в слове.

6. Развитие зрительного гнозиса и мышления,

Ресурсы: Картинки: белка, береза, петух, бегемот. Разноцветные светофорчики (красный, желтый). Тетради Нищевой. Кружки (красный, синий, зеленый). Кассы букв на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент.

– Дидактическое упражнение: «Ушки – слушки». (развитие слухового внимания)

Логопед хлопает в ладоши, а дети, закрыв глаза, считают про себя, сколько раз хлопнули, и затем говорят число хлопков

– Д идактическое упражнение: «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Логопед произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет .

Дифференциация звуков [Б] — [П].

Назвать первый одинаковый звук в словах:

Батон, булка, баранка. бегемот, белка, бизон…

Назвать одинаковый первый звук в словах: Петя, первый, пила…

Назвать одинаковый последний звук в словах:

Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение. Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.

3 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

пя-бя, пи-. ; би-пи, бя- .

Повторить за логопедом ряд слогов:

пи-пи-б и , би-би-п и , би-п и -би, пи-б и -пи, п и -би-би, б и -пи-пи. Добавь слоги «БА или «ПА»
Жа- _____ шай- _____
ре- _____ ли- _____
тум- _____ вер- _____
ла- _____ шля-_____
бом- _____ ры- _____
лу- _____ сту- _____
лам- _____ тор- _____
шу- _____ нер- _____

4. Упражнение «Разноцветные светофорчики». (Логопед раздает детям по желтому и красному светофору.)

– Теперь мы поиграем со светофорами. Будем учиться различать звуки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?

Дети: Звук [п] — согласный глухой твердый.

– Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку’ на горлышко. Что вы расскажете о нем?

Дети. Звук [б] — согласный звонкий твердый.

– Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый светофор, если услы­шите звук [п]. Услышав звук [б], поднимайте красный светофор.

П, а, м, б, т, п, и, п, б, н.

То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.

Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.

Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [П’] и [Б’]), взрослый при этом картинки не называет:

белка, береза, петух, бегемот.

Физкультминутка

Раз , два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь,

Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Звуко-слоговой анализ слогов ба, аб, по, оп, бу, пу; слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба?»

8 . Работа в тетрадях Нищевой.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация П-Б (П’-Б’). Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях”.

Сережкина Н.С., учитель-логопед МБОУ-СОШ №7 г.Мценска.

Тема: Дифференциация П-Б (П’-Б’). Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

· учить дифференцировать звуки [п-б], [п’-б’] в слогах, словах, фразах;

· развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия;

· обогащать и активизировать словарный запас;

· упражнять в определении позиции звуков в словах;

· развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание;

· воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: картинный материал, карточки, тетради ручки, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте на них посмотрим, улыбнемся им, чтобы потом нам больше не отвлекаться. А сейчас, внимательно послушайте скороговорки, которую я произнесу и ответьте на мой вопрос:

Белые бараны били в барабан.

У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

(дети слушают и повторяют скороговорки)

Логопед: Ребята, какой звук чаще других вы слышите?

(дети называют часто встречающиеся звуки)

II. Введение в тему урока.

Логопед: Сегодня мы будем закреплять звуки – [п-б], [п’-б’].

Итак, губки мы смыкаем, звук [п] без голоса называем

(дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

Логопед: Губки снова мы смыкаем, звук [б] с голосом называем

(дети выполняют по подражанию)

Логопед: Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков [п] и [б]?

Дети: Звук [п] мы произносим без голоса, горло у нас не вибрирует, а на звук [б] — горлышко вибрирует и есть голос.

Логопед: Назовите мягкие пары для этих звуков? Для звука [п]? Для звука [б]?

III. Основная часть

1) Повторение изученного. Характеристика звуков

Логопед: Дети, дайте характеристику звукам [п], [п’], [б], [б’]

(дети дают характеристику звукам)

Логопед: Чем отличаются звуки [п]-[п’]? Звуки [б]-[б’]?Звуки [п]-[б]? Звуки [п’]-[б’]?

Читайте также:  Индивидуально-ориентированная лексика при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

(дети отвечают на вопросы)

2) Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: Поиграем в игру “Внимательные ушки”. Я буду произносить слоги, а вы называйте: сколько звуков вы услышали; какой был первый звук; какой второй?

Слоги: ПУ, ПИ, ПЯ, БЕ, ОП, БА, УБ, БЫ, ПЮ

(дети проводят анализ слогов)

3) Зрительная гимнастика и использованием тренажера для глаз

Логопед: Давайте выполним с вами упражнения для глаз. Пройдите глазками сначала по черной линии, затем по синей и т.д.

4) Игра “Звуковые дорожки”

Логопед: Поиграем в игру “Звуковые дорожки”. Слушаем, запоминаем и повторяем:

ПЯ – ПИ –ПЮ БЯ – БЮ – БИ БЯ – ПЕ – БИ – ПЮ

5) Пальчиковая гимнастика

(дети выполняют гимнастику для пальцев)

6) Письменные упражнения по дифференциации букв П – Б.

а) Логопед: Итак, ребята, вам нужно составить слова из слогов, и подобрать подходящую картинку.

Слова: по ми дор, ре па, пе рец, ба нан, ря би на

(дети выполняют у доски по два слова, а затем записывают в два столбика)

б) Логопед: А теперь выполняем задание на карточке №1. Вам необходимо зашифровать слова с помощью букв Б и П, а затем ответить на вопросы.

Образец: Ухо собаки б Чье ухо? собачье

Хатка бобра Чья хатка?

Мёд пчелы Чей мёд?

Нора барсука Чья нора?

Хвост павлина Чей хвост?

Гудок парохода Чей гудок?

Гроздья рябины Какие гроздья?

Шпоры петуха Чьи шпоры?

Лист капусты Какой лист?

Логопед: а сейчас устно придумайте предложение со словами: капустный, пчелиный.

(дети выполняют задание на карточке №1)

в) Логопед: а теперь возьмите карточку №2. Вам будет необходимо подобрать к словам-предметам слова-признаки. Соедините слова цветными линиями.

(дети выполняют задание на карточках)

Логопед: давайте проверим, что у вас получилось и запишем получившиеся слова в тетрадь, столбиком, не забудьте подчеркнуть буквы Б и П.

г) Ребята, а теперь переходим к последнему заданию, к карточке №3. Вам необходимо вставить пропущенные буквы Б и П в тексте, а затем прочитать его.

…елый ягнёнок остался сиротой. Овцу съел серый раз..ойник – волк. …етя …ожалел ягнёнка и выкормил малыша. Они …одружились. Скоро ягнёнок …одрос. Он стал …астись вместе с отарой овец. Каждый вечер отара …ри…лижалась к юрте. …елый ягнёнок …од…егал …лиже и искал мальчика. …етя …одкармливал лю…бимца молоком.

Логопед: а теперь давайте прочитаем все вместе, что у вас получилось и ответим на вопросы.

1.Как можно назвать этот текст?

2.Кто остался сиротой?

3.Кто такой серый разбойник? Кого он съел?

4. Кого выкормил Петя?

5.Где стал пастись ягнёнок?

6.Кого искал ягнёнок каждый вечер?

7.Чем Петя подкармливал любимца?

– С какими звуками мы работали сегодня?

-Вспомните характеристику этих звуков?

-Скажите какое задание было для вас самое трудное?

-Какое было самым интересным?

Логопед: Ребята, а сейчас на полях в тетради оцените как вы сегодня поработали, и сдайте мне тетради!

(дети оценивают и сдают тетради)

Логопед: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и получаете вот такой приз. Дома выполните, и потом принесете и покажите что у вас получилось.

Нейропсихолог рассказал, как избавить ребенка от заикания в домашних условиях

Как иногда шутят мои коллеги из сферы коррекционной педагогики: «Логопед — это факир на час»

Смысл подобной шутки заключается в том, что во многих случаях преодолеть определенные особенности в развитии ребенка, или нарушения в работе психических функций у взрослых за счет двух-трех встреч со специалистом в неделю не представляется возможным. При работе с когнитивными и речевыми нарушениями, как правило, речь идет о постоянной самостоятельной работе над проблемой, где специалист, будь то логопед, психолог или педагог, задает вектор работы, вводит в деятельность необходимые коррекционные приемы, демонстрирует способы выполнения тех или иных упражнений, корректирует ход коррекционного процесса. Безусловно, некоторые специфические меры воздействия в ходе занятий должен осуществлять именно профессионал, например логопедический массаж, но без самостоятельной ежедневной работы также не обойтись.

Современная реальность в виде кризисов, пандемий и прочих социально-экономических факторов, вводит дополнительные коррективы в жизнь людей, испытывающих потребность в педагогическом воздействии: школы и реабилитационные центры закрываются на карантин, некоторые частные центры прекращают свое существование, специалисты и их клиенты могут оказаться на самоизоляции. Вместе с этим, речевые и когнитивные нарушения у людей остаются и требуют внимания.

Различные виды заикания и логоневрозы являются ярким примером речевой патологии, требующей во многом серьезной самостоятельной работы, которую можно и нужно проводить «в домашних условиях», даже в условиях отсутствия под рукой специалиста.

В данной статье мы не будем углубляться в классификацию различных видов заикания, этиологию, определения, приводить научные и медицинские доводы… Мы попробуем сформулировать некоторые общие правила и способы действия при решении проблемы, которые могут быть полезны обывателю, могут быть достаточно легко осуществимы и не повлекут за собой негативных последствий.

Первая и самая распространенная мера, к которой призывают прибегнуть родителей, начинающих замечать у ребенка признаки заикания — это ввести в семье в целом и по отношению к ребенку в частности так называемый «режим молчания / тишины». Данный «режим» в разных источниках и в интерпретации разных специалистов может иметь различные названия, но основная суть его такова: создать условия для максимального ограничения речевой продукции у ребенка в момент развития и/или усиления заикания, по максимуму сократить получаемые ребенком эмоции, как отрицательные, так и положительные, обеспечить эмоциональный комфорт и спокойную атмосферу в семье и доме. На практике это выглядит примерно так: мы не посещаем яркие мероприятия, не ходим в цирк, в кино, не бегаем во дворе и не играем в «войнушку», не нагружаем ребенка заданиями, не вводим в повседневную жизнь новые виды деятельности. Вся деятельность ребенка в период «режима тишины» носит спокойный размеренный, больше созерцательный характер, родители, как с ребенком, так и между собой общаются «нараспев» тихим спокойным голосом в намеренно и подчеркнуто замедленном темпе. От ребенка в данный период не требуется никаких объяснений ни по какому поводу. Мы читаем знакомые добрые сказки, смотрим спокойные добрые фильмы, обеспечиваем возможность для приятных расслабляющих прогулок, соблюдаем режим дня и особенно режим сна и бодрствованья. Все эти мероприятия вводятся в жизнь по обоюдному согласию, без навязывания и принуждения, преподносятся как игра или как особое настроение и желание родителей двигаться и общаться медленно, расслабленно с определенной долей лени и безделья. В процессе происходящего мы не привлекаем внимание ребенка к его запинкам, тему заикания и всего, что с этим связано, не поднимаем в принципе. Подобный режим может длиться от двух до нескольких недель.

Параллельно мероприятиям, связанным с режимом дня и снижением нагрузки на нервную систему ребенка можно добавлять некоторые специфические упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха и формирование темпо-ритмической стороны речи.

В качестве базового упражнения можно использовать технику четырехфазного дыхания. Данная техника позволяет тренировать диафрагмальное дыхание, которое помимо опосредованной тренировки речевого выдоха оказывает благотворное влияние на нервную систему в целом, а также способствует дополнительной релаксации и в полной мере соответствует основным требованиям «режима тишины».

Суть техники такова: ребенок лежит на спине на твердой поверхности, расслаблен, руки и ноги прямые, лежат ровно, руки параллельно туловищу, лицо смотрит вверх, глаза смотрят перед собой. Ребенок делает глубокий продолжительный вдох носом, при этом в процессе набора воздуха втягивает живот, далее задерживает дыхание. Затем следует выдох через открытый расслабленный рот, живот во время выдоха выпячивается, после выдоха снова следует задержка дыхания. Вдох, выдох и паузы между ними составляют одинаковую по времени протяженность: то есть вдох занимает, например, три секунды, задержка дыхания после вдоха занимает три секунды, выдох занимает три секунды и пауза после выдоха занимает три секунды. Родитель параллельно выполнению упражнения может вести устный счет, чтобы облегчить ребенку контроль над выполнением задания. Всего за один подход к упражнению можно выполнять около десяти-двенадцати повторений. При работе с данным упражнением важно обратить внимание на отсутствие противопоказаний и не доводить ребенка до гипервентиляции. Подобное упражнение можно выполнять несколько раз в день с перерывами, считается, что хороший эффект в плане релаксации оно может давать перед сном. По мере усвоения правил выполнения упражнения и привыкания к нему, интервалы выполнения элементов можно увеличивать. Таким образом, начиная выполнять упражнение, условно, на три счета, через несколько дней мы можем дойти до десяти-двенадцати счетов. Увеличение по времени вдоха, выдоха и пауз между ними не есть сама цель, тут так же важен осознанный контроль над функцией дыхания. Со временем мы меняем инструкцию и начинаем на вдохе живот надувать, а на выдохе втягивать. Упражнение можно усложнять подъемами и опусканиями конечностей на вдохах и выдоха в разных комбинациях: подъем на вдохе и опускание на выдохе отдельной руки, или ноги, попеременное поднимание и опускание рук и ног, подъем и опускание разноименных конечностей и т.д. Варианты как доработать и усложнить подобные упражнения, а также найти их модификации можно, ознакомившись с соответствующими разделами пособий по «психомоторной коррекции», которые сейчас легко найти, в том числе, и в интернете.

По мере развития диафрагмального дыхания и увеличения осознанного расслабленного выдоха, можно начинать добавлять непосредственно речевые упражнения, когда ребенок в общении с взрослым в виде игры на долгом выдохе «пропевает» отдельные звуки, слоги, короткие слова или сточки из знакомых стихов и песен.

Для тренировки ритмической стороны речи так же используют упражнения, в которых каждый отдельный слог высказывания связывают с определенным моторным действием, или жестом. В простом варианте это выглядит, как дирижирование, или отстукивание ритма во время собственной речи. Существуют варианты выполнения подобных техник, когда говорящий в повседневной жизни отстукивает ритм собственной речи пальцем в кармане. В детском возрасте есть смысл начинать с более развернутых двигательных актов. Приведем пример упражнения, ориентированного на детей, но которое может быть использовано и при работе со взрослыми.

Ребенок сидит на полу, опирается на отставленные за спину руки, спина перпендикулярна полу, ноги согнуты в коленях. Первым движением ребенок выпрямляет ноги, вторым движением переносит руки из-за спины вперед и ставит ладони на пол, примерно, на уровне колен, третьим движением двигает таз к стопам, при этом стопы остаются на месте. После выполнения трех движений ребенок оказывается в исходном положении, сместившись немного вперед. Таким образом, получается серия движений, при которой ребенок как бы ползет вперед сидя. При первой отработке упражнения на каждое из трех движений ребенок осуществляет устный счет: «один» — ноги, «два» — руки, «три» — таз. После того, как ребенок освоил и запомнил моторную программу, устный счет меняем на трехсложное слово, например «машина». Получаем: «ма» — ноги, «ши» — руки, «на» — таз. В процессе усложнения задания можно в качестве речевого материала использовать слова любой сложности, которая соответствует возможностям ребенка, стихи, устойчивые фразы, поговорки и даже свободную речь. Также со временем можно менять и моторную программу, двигаясь, например, задом наперед, или вовсе использовать другую серию движений сидя, лежа или стоя. Суть упражнения заключается в накладывании речи на развернутый двигательный акт таким образом, чтобы каждое отельное движение тела совпадало с отдельным слогом.

Читайте также:  Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Выше мы обсудили примеры упражнений для работы над темпо-ритмическими характеристиками речи, но стоит также обратить отдельное внимание на то, что при работе с заиканием важную роль играют возможности концентрации произвольного внимания. Высокий уровень самоконтроля часто является необходимым фактором, особенно, на ранних этапах работы. В детском возрасте заикание часто наблюдается у детей с особенностями формирования именно этой функции. Для тренировки внимания можно использовать упражнения из серии «психомоторной коррекции», но делать это надо с осторожностью, так как «психомоторика» имеет стимулирующий эффект, а это противоречит требованиям режима «тишины» и «спокойствия». Для усиления функции внимания хорошо подходят задания по типу корректурных проб, сортировок, собирание сложных конструкторов по инструкции, и все те виды деятельности, которые требуют сосредоточенного монотонного беспрерывного труда. Начинать выполнение таких заданий можно постепенно с пяти-семи минут в день непрерывной работы при дальнейшем увеличении этого периода. Задания также выполняются в игровой форме без давления и принуждения: важно избежать ситуации, при которых само задание может стать для ребенка фактором стресса.

Еще один важный момент при работе с заиканием — это наблюдение у врача, имеющего определенный опыт работы с речевыми нарушениями и нарушениями работы нервной системы, приводящими к особенностям функционирования психических функций. Другими словами, это должен быть специалист именно из этой области, имеющий опыт и работающий именно в этой сфере. При всем уважении к неврологам из районных поликлиник и дорогостоящим специалистам из платных клиник общей практики, но они не всегда могут быть полезны при решении именно этой тонкой задачи. Посетить врача и получить медикаментозные предписания, в случае необходимости, можно и в ситуации, когда нет возможности организовать регулярные целенаправленные занятия со специалистами педагогического профиля. Как показывает практика, оптимальных результатов в большинстве случаев удается добиться именно тогда, когда занятия подкрепляются медикаментозным сопровождением (если это необходимо), и наоборот.

Что такое иппотерапия: особенности этого метода реабилитации детей и взрослых

Детская и взрослая инвалидность занимает обособленное место в ряду проблем социального характера. Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен.

Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.

Отличительные особенности иппотерапии

Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения. Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение. Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне.

Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. При нахождении на лошади формируется особая схема фиксации тела. В процессе естественного удержания тела в прямом, вертикальном положении ведущую роль играет система координации, а также активность мышц спины и таза. Человек удерживается работой приводящих мышц бедер, которые фиксируют таз на теле животного или в седле. Нагрузка на мышцы ног регулируется степенью опоры стопы на стремена — при сильной степени опоры напряжение приводящих мышц снижается, при слабой — повышается.

Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения.

Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних.

Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях.

Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора.

Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида:

  • повышается самооценка
  • нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации
  • увеличивается жизненная активность.

Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса.

В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц.

Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный. При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический.

С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является:

  • естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник;
  • получателем и усилителем информации (реакция животного на команду);
  • незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд).

Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

  • Снимается общая заторможенность;
  • Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
  • Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
  • Повышаются практические достижения самостоятельности.

Критерии оценки эффективности иппотерапии

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные. Медицинские критерии:

  • Укрепление и особая тренировка мышц . Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;
  • Укрепление равновесия . Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;
  • Улучшение координации и ориентации в пространстве . Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;
  • Улучшение психо-эмоционального состояния , повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

Социальные критерии

  • Улучшение коммуникативных возможностей занимающихся. Во время занятий люди общаются и работают совместно с иппотерапевтами, персоналом и друг с другом;
  • Улучшение качества и эффективности процесса социализации инвалида посредством укрепления физического здоровья, выравнивание психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния;
  • Значительная интеграция инвалидов в обществе, расширение горизонтов их возможностей, преодоление психологических барьеров инвалидности;
  • Развитие трудовых навыков при уходе за лошадью. Для инвалидов с умственной отсталостью уход за животным может перерасти в профессию конюха, что дает возможность самостоятельного существования в жизни;
  • Развитие активности познавательной сферы. Необходимость постоянно концентрировать внимание при верховой езде, сосредотачиваться, запоминать определенные действия активирует психические процессы.

Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов.

В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.

Наталья Исаенко: «Иппотерапия – уникальный вид реабилитации детей»

Дозированная вер­хо­вая езда и физи­че­ские упраж­не­ния на лошади нашли широ­кое при­ме­не­ние во всем мире при лече­нии и реа­би­ли­та­ции паци­ен­тов. Об этом рас­ска­зы­вает член Национальной Федерации лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта, дипло­ми­ро­ван­ный инструк­тор по иппо­те­ра­пии в Москве Наталья Николаевна Исаенко.

— В чем суть метода иппо­те­ра­пии — лече­ния с помо­щью лошади?
— Основное лечеб­ное воз­дей­ствие заклю­ча­ется в ими­та­ции ходьбы. Вспомните, как идет лошадь. Своей спи­ной она создает целую дви­га­тель­ную схему и пере­дает ее чело­веку. Пациент сидит вер­хом, а его тело, шея — весь орга­низм рабо­тает так, словно он идет сам.

Для ребенка, кото­рый испы­ты­вает затруд­не­ния в дви­же­ниях из-за забо­ле­ва­ния, иппо­те­ра­пия неза­ме­нима. Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе. То есть слож­ные трех­мер­ные дви­же­ния, кото­рые совер­шает лошадь, застав­ляют рабо­тать тело именно так, как это про­ис­хо­дит, когда мы сами дви­га­емся.

Читайте также:  Знаковая символика как средство коррекции моторной алалии у детей с ТНР

— Каким кри­те­риям должна отве­чать лошадь для иппо­те­ра­пии?
— Действительно, не каж­дая лошадь под­хо­дит для про­ве­де­ния иппо­те­ра­пии. Лошадь под­би­ра­ется невы­со­кая, широ­кая в спине, с креп­кой пояс­ни­цей, по нраву — урав­но­ве­шен­ная, спо­кой­ная, поз­во­ля­ю­щая про­во­дить на ней любые мани­пу­ля­ции, в том числе и сов­мест­ную езду инструк­тора с паци­ен­том. Более всего под­хо­дят рус­ские и вла­ди­мир­ские тяже­ло­возы, бело­рус­ские упряж­ные, лошади вят­ской породы.

«Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе»

— Как найти под­хо­дя­щий кон­но­спор­тив­ный ком­плекс для заня­тий иппо­те­ра­пией?
— В первую оче­редь в поис­ках такого ком­плекса для детей может помочь леча­щий врач. Если он до конца не осве­дом­лен в осо­бен­но­стях каж­дого из них, то руко­вод­ствуй­тесь в своем выборе основ­ными пара­мет­рами: извест­но­стью кон­но­спор­тив­ного ком­плекса, широ­той пред­став­лен­ных услуг, ква­ли­фи­ка­цией спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, бли­зо­стью к месту житель­ства, реко­мен­да­ци­ями дру­зей. Если же никому из вашего окру­же­ния не при­хо­ди­лось зани­маться в дан­ном кон­но­спор­тив­ном ком­плексе, как вари­ант, можете пред­ва­ри­тельно посе­тить его и позна­ко­миться с иппо­те­ра­пев­том. Это все­гда лучше, нежели заочно читать отзывы в Интернете. Поскольку, во-пер­вых, они не все­гда отра­жают реаль­ное поло­же­ние вещей, а во-вто­рых, не предо­став­ляют необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции о кон­крет­ных спе­ци­а­ли­стах.

Чаще всего роди­тели при­хо­дят сами, но обя­за­тельно должно быть заклю­че­ние врача с диа­гно­зом и помет­кой, что про­ти­во­по­ка­за­ний для заня­тий иппо­те­ра­пией нет. Многие дети, пере­жив­шие опыт обще­ния с лоша­дью, посвя­щают ей свои рисунки. Мы их бережно хра­ним в надежде, что мно­гим детям мы помогли в борьбе с такими непро­стыми забо­ле­ва­ни­ями, как дет­ский цере­браль­ный пара­лич, син­дром ран­него дет­ского аутизма, задерж­кой психо-рече­вого раз­ви­тия и дру­гими нев­ро­ло­ги­че­скими и психо-эмо­ци­о­наль­ными забо­ле­ва­ни­ями.

— При каких забо­ле­ва­ниях пока­зана иппо­те­ра­пия и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой?
— Заболевани­ями, при кото­рых пока­зана иппо­те­ра­пия, явля­ются раз­лич­ные формы ДЦП, аутизм, син­дром Дауна, задержки психо-рече­вого раз­ви­тия, нев­ро­ло­ги­че­ские нару­ше­ния, вызы­ва­ю­щие про­блемы с опорно-дви­га­тель­ным аппа­ра­том, нев­розы, страхи, депрес­сия. Также курсы иппо­те­ра­пии и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой бла­го­при­ятно ска­зы­ва­ются при исправ­ле­нии осанки, ско­ли­о­зах, Х-образ­но­сти ног, пси­хо­ло­ги­че­ских про­бле­мах и нару­ше­ниях соци­аль­ной адап­та­ции, рас­се­ян­ном скле­розе, состо­я­нии после инфаркта и инсульта.

Что каса­ется сте­пени успеш­но­сти и эффек­тив­но­сти таких заня­тий, то это все­гда инди­ви­ду­ально. Учитывается не только изме­не­ние физи­че­ских пока­за­те­лей, но и эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, общее улуч­ше­ние каче­ства жизни. Стоит отме­тить, что обще­ние ребенка с любыми живот­ными бла­го­творно вли­яет на психо-эмо­ци­о­наль­ный фон. А лечеб­ные заня­тия на таком круп­ном живот­ном, как лошадь, уни­кальны и не имеют ана­ло­гов.

— Имеются ли про­ти­во­по­ка­за­ния для про­ве­де­ния заня­тий иппо­те­ра­пией?
— Среди основ­ных про­ти­во­по­ка­за­ний выде­ляют эпи­леп­сию, онко­за­бо­ле­ва­ния (или менее 3 лет ремис­сии), лом­кость костей, аллер­гию на живот­ных, язву желудка в острой ста­дии и дру­гие забо­ле­ва­ния, гро­зя­щие внут­рен­ними кро­во­те­че­ни­ями, грыжи пояс­нич­ного отдела позво­ноч­ника. Условными про­ти­во­по­ка­за­ни­ями, при кото­рых заня­тия воз­можны с уве­дом­ле­ния леча­щего врача, явля­ются отслойка сет­чатки, лом­кость сосу­дов, хро­ни­че­ские вывихи тазо­бед­рен­ных суста­вов.

— Каков сред­ний срок заня­тий иппо­те­ра­пией?
— Сроки заня­тий по иппо­те­ра­пии раз­лич­ные и зави­сят от серьез­но­сти забо­ле­ва­ния. Считается, что опти­маль­ный курс состав­ляет 3 месяца при заня­тиях 2 раза в неделю. Для устой­чи­вого резуль­тата воз­можно про­дле­ние курса на более дли­тель­ный период. Многие дети с такими забо­ле­ва­ни­ями, как ДЦП и аутизм, зани­ма­ются по несколько лет. Фактически иппо­те­ра­пия ста­но­вится посто­ян­ной частью реа­би­ли­та­ци­он­ной про­граммы для таких детей.

« Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента»

— Имеются ли огра­ни­че­ния по воз­расту для заня­тий иппо­те­ра­пией и лечеб­ной вер­хо­вой ездой?
— Минимальный воз­раст для заня­тий иппо­те­ра­пией от полу­тора-двух лет. Для детей дошколь­ного и школь­ного воз­раста преду­смот­рены инди­ви­ду­аль­ные и груп­по­вые (школь­ные группы) заня­тия на пони — лоша­дях низ­ко­рос­лых пород. Это пре­крас­ный вид раз­вле­че­ний для детей, при­ви­ва­ю­щий любовь к живот­ным и ответ­ствен­ность.

— Существуют ли вза­и­мо­за­ме­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции?
— Лечение на лошади уни­кально. Однако можно назвать вза­и­мо­до­пол­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции и вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья детей и взрос­лых, кото­рые в соче­та­нии с иппо­те­ра­пией дают пре­крас­ные резуль­таты. Например, пла­ва­ние, мас­саж, ЛФК, дру­гие виды ани­ма­ло­те­ра­пии (напри­мер, дель­фи­но­те­ра­пия). Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента назна­ча­ется своя мето­дика реа­би­ли­та­ции.

— Насколько раз­ли­ча­ются резуль­таты лече­ния с заня­ти­ями иппо­те­ра­пией и без них?
— Приведу несколько при­ме­ров. Для ребенка со спа­сти­че­ской фор­мой ДЦП, не сидя­щего — резуль­та­том заня­тий стало умень­ше­ние спа­стики, улуч­ше­ние коор­ди­на­ции, само­сто­я­тельно стал сидеть и ходить с под­держ­кой. Занятия про­хо­дили в тече­ние года. Второй при­мер. Ребенок с аутиз­мом, дислек­сией, силь­ной интро­вер­сией стал спо­со­бен к адек­ват­ному обще­нию при дли­тель­но­сти заня­тий в тече­ние 3 лет. Или еще. Ребенок с заи­ка­нием и нали­чием стра­хов зани­мался в тече­ние 5 меся­цев, в резуль­тате чего также были достиг­нуты поло­жи­тель­ные резуль­таты: снято заи­ка­ние, воз­росла уве­рен­ность в себе, повы­си­лась само­оценка. В любом слу­чае при явной эффек­тив­но­сти такого лече­ния в ком­плексе с дру­гими оздо­ро­ви­тель­ными меро­при­я­ти­ями по реа­би­ли­та­ции, одно­знач­ных про­гно­зов делать нельзя, поскольку потен­циал каж­дого паци­ента рас­кры­ва­ется за раз­лич­ное время и на раз­лич­ном уровне.

— Как про­хо­дит обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, на базе какого основ­ного обра­зо­ва­ния?
— Как пра­вило, воз­мож­ным базо­вым обра­зо­ва­нием для буду­щего спе­ци­а­ли­ста по иппо­те­ра­пии может быть: зоо­тех­ни­че­ское, меди­цин­ское, пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ское. Обучение про­во­дится в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах под эги­дой Национальной феде­ра­ции лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта. О про­фес­си­о­на­лизме иппо­те­ра­певта, в первую оче­редь, гово­рит ини­ци­а­тив­ность, чут­кость и тер­пе­ли­вость.

«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Светлана Донская
«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Лошадь – уникальный «живой тренажер», который приводит в тонус сразу все мышцы всадника. А о положительном психотерапевтическом эффекте, который это животное оказывает на психоэмоциональное состояние человека, написано множество научных трудов.

Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и поведений; расширяются представления ребенка как о животных, так и о природе в целом.

Занятия иппотерапией корригируют недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и пр.).

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд, развиваются механизмы эмоционально-волевой регуляции, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолеть трудности.

Целью нашей работы является создание условий для комплексной абилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи и с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом лечебной верховой езды – иппотерапии.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Профилактика и коррекция нарушений осанки, стабилизация мобильности позвоночника, выработка и активизация правильной осанки;

3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, крупной и мелкой моторики;

4. Стимулирование речевой активности, развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Развитие эмоциональной сферы, снижение уровня тревожности.

Два раза в неделю в наш детский сад приходят лошадки. Дети с большим нетерпением ждут встречи с ними.

Общение с лошадью оказывает неоценимое воздействие на коррекцию речевого развития ребёнка. Инструктор изучает лексико-тематический план логопеда и согласно ему работает с детьми. Логопедом ведётся тетрадь взаимосвязи с инструктором,там прописываются задания на неделю по лексической теме: это пальчиковая гимнастика, заучивание стихов, потешек, поговорок и если идёт автоматизация поставленных звуков, то подбирается речевой материал для ребёнка индивидуально.

Занятие с детьми строится из определенных частей.

1. Дыхательная гимнастика

2. Развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса. (пропевание гласных)

3. Упражнение вдоль лошади «мельница»

4. Упражнение лежа поперёк лошади на животе

5. Наклоны прямыми руками к ушкам и к хвосту «вертолетик»

6. Развитие мелкой моторики.

7. Катание ребенка лицом назад. Дуем мыльные пузыри. Посадка задом стимулирует работу мышц, которые при других условиях используются не достаточно, а т. к. при посадке задом панорамное зрение отсутствует – мышца глаза концентрируя внимание напрягается и через некоторое время расслабляется (когда мы смотрим куда полетели мыльные пузыри,в процессе осваиваем понятия: много – мало, один; большой – маленький; высоко – низко; над – под – около и др., это способствует развитию мышцы глаза и развивает дыхательную систему.

9. Обязательной частью занятия является заключительная часть – релаксация. Ребёнок ложится на спину вдоль лошади, головой в сторону крупа. Затем на животе вдоль лошади. Такое положение способствует расслаблению, снятию напряжения. Часто дети прибывают в состоянии близком ко сну, что свидетельствует о комфортном, расслабленном состоянии, снятии напряжения, высокого уровня тревожности и др. проявлений мешающих малышу развиваться.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 — 2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы всадника при различных посадках и положениях тела (сидя передом и задом в отношении к голове лошади, лёжа на спине и животе, вдоль и поперёк лошади) и выполнении определённых упражнений, усиливая кровоток. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Так же очень важен психогенный фактор который складывается из общения с живым организмом — лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит ребенку ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле, людьми. Кроме этого необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг ребенка (манеж или ливада на открытом воздухе, которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

После такой работы ребёнок идёт на занятие к логопеду. Пока ребенок расслаблен мы проводим логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию звуков.

Хочется отметить ещё один положительный момент – у детей заметно снизился процент заболеваемости.

Иппотерапия в детском саду Уже несколько лет в нашем детском саду функционируют занятия иппотерапией, данную услугу, абсолютно бесплатно, предоставляет городская.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Ссылка на основную публикацию