Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
методическая разработка по логопедии

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_igry.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Разработала учитель-логопед

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:
– тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,
– проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.
В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.
Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:
– для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
– для развития фонематического восприятия;
– для развития мелкой моторики;
– по обучению грамоте;
– по совершенствованию грамматического строя речи;
– по обогащению словаря;
– для развития связной речи.
За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.
Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.
Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-
ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-
ческих категорий.
Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.
В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную речь.
Развивать мелкую моторику.
Коррекция фонематического слуха.
МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.
СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ:
На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ).
2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».
Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.
Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.
Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.
Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)
И совсем забот не знали,
Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)
И друг друга догоняли (догоняют друг друга).
Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),
В паутину все попались.
ВАРИАНТ 1.
В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками
Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.
Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.
Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.
Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.
ВАРИАНТ 2.
Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.
В кармашки вставляются символы гласных звуков.
Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;
СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.
Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.
Развивать фонематический слух.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную связную речь.
Развивать мышление (доказывать свой выбор).
Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду – на 4 квадрате, в 3 ряду – на 2 квадрате, и в 4 ряду – на 4 квадрате), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)
Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).
Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.
ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.
Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).
Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Дидактические игры при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.

При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.
  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.
  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.
  • Игра должна опираться на программный материал.
  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.

Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей), «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т.п.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр – стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Дидактические игры по коррекции звукопроизношения см. в Приложении.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А.Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

3) Прием связи звука и буквы.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
  • произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим).

2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи.

4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей.

5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

автор: Алиева Танзиля Караматовна

Учитель-логопед Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Выполнила:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №62»

Алиева Т.К

1.Актуальность данной темы

Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.

Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличится речевой выдох;
  • улучшатся фонематические процессы;
  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;
  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Ресурсное обеспечение проекта

  • организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
  • применяются дидактические игры,
  • интерактивные средства обучения.
  • учитель-логопед и учителя начального звена

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап — постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

3 этап — дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Работа с учащимися

Работа с учащимися

Работа с учащимися

Участники

МероприятияСроки реализации
1. Логопедическое обследование

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

сентябрь
Работа с учителями

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

Работа с родителями

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

сентябрь
Основной этап
1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

4. Активное использование на занятиях по автоматизации звуков дидактических игр.

Октябрь-ноябрь
Работа с учителями

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

Октябрь-ноябрь
Работа с родителями

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

Октябрь-ноябрь
Заключительный этап
1. Логопедическое обследование

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

3. Подготовка и проведение заключительного занятия

Декабрь

Работа с учителями

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

Декабрь

Работа с родителями

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2. Подготовка буклета-памятки « Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи»

4. Подведение итогов проекта.

Декабрь

Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. — С. 105-106.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Работа №17095
Тип работыДипломные работы
Предметлогопедия
Объем работы85
Год сдачи2015
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено959

Не подходит работа?

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

Актуальность. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развита речь. Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами,игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Дидактические игры эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи,её плавности-всё это, в разной степени влияет на их игровую деятельность.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения,учитель-логопед ставит перед собой следующие задачи:
• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственно! о, нравственного и эстетического воспитания детей;
• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении,стимулировать накопление’ и развитие у него речевых умений и навыков;
• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;
• Логопедическая работа должна носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и ее значение: в начале ПООД игра организует, заинтересовывает ребёнка; в середине подводит к усвоению программы; в конце носит поисковый характер
• Игра должна опираться на программный материал;
• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в
первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
• Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть понятны детям;
• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;
• Условия игры и количество пособий,должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. В игре ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют’ словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний , развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых,так и родовых понятий. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Итак, совокупность перечисленных пробою, фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьёзным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, углубляются его познавательные процессы:восприятие, память, внимание, мышление и речь. Применение дидактических игр и игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Целью данной работы является исследование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
На основе вышеизложенной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы изучения нарушений звука произношения детей школьного возраста;
2. провести экспериментальное исследование влияния дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста;
3. разработка методических рекомендаций для родителей детей с нарушением звукопроизношения.
является речевое развитие детей звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза исследовании: Коррекции устной речи детей дошкольного возраста будут способствовать дидактические игры, используемые в ходе систематической, целенаправленной индивидуальной и групповой непосредственно- образовательной коррекционной деятельности по звукопроизношению.
Для решения поставленных задач были использованы следующие синтез, сравнение,констатирующий и формирующий и контрольный эксперименты, беседы и наблюдения.
В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность,творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться коррекция нарушений речи. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.
Муниципальное школьное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад Х” 20 комбинированного вида г.Кызыла»
Теоретическая новизна исследования: Обоснована необходимость проведения поэтапной работы по коррекции устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в непосредственно – образовательной коррекционной деятельности средствами дидактических игр; подтверждена эффективность предложенной коррекционно-педагоги ческой работы.
Практическая значимость исследования.
Этапы коррекции устной речи дошкольников в непосредственно образовательной коррекционной деятельности, представлена серия дидактических игр на коррекцию каждой из сторон речи, которая может использоваться в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп ДОУ.
Структура работы: состоит из введения; грех глав: теоретической части, практической части и рекомендательной части; заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результатом анализа теоретической ‘части и проведенной практической работы становится подтверждение гипотезы выдвинутой во введении. Игра,действительно, является одним из средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в логопедической работе имеет большое значение и является результативным.
Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л.С. Выготский, Л.П.Лсонтьев, Д.І>. Ольконип), что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить, две основные цели игры, как средства обучения:
1) Игра как средство обучения;
2) Игра, как работа ребенка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.
Игра обучает: ребенок исследует и познает предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир,посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребенку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально).
Роль педагога в любой игре это создание условий для нее, оказание помощи (по нс жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Таким образом, необходимо отмстить, что перед логопедом сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми-логопатами:
1. Логопеду необходимо широко применять, игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным,которые несет в себе каждая игра: развитие наблюдательности,представлений об окружающем, знаний и навыков , правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
2. При выборе игр логопеду необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.
3. Задачей педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной.Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в дом числе от родителей ребенка) специально организованной работы но их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств,формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим,обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,формировать познавательные интересы и способности.
Перейдем к описанию результатов из серии диагностических методик,направленных па диагностику состояния звукопроизношения старших дошкольников с задержкой психоречевого развития.
Первым пунктом мы оценивали общее состояние звукопроизношения,нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе но первому заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали уже трое испытуемых, что составило 50%. дошкольники характеризуются высоким уровнем состояния звукопроизношения. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы, что составило 50%. Показатели изменились незначительно. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали только двое испытуемых, что составило 33%).
Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы, что составило 16(%. Показатели изменились. Выло двое. (3 экспериментальной группе низкий уровень никто из испытуемых не продемонстрировал, что говорит о положительной динамике но первом) заданию, показатели было трое испытуемых.
Следующим пунктом мы оценивали сформированное! ь навыков тукового анализа и синтеза. Представим полученные результаты. 13 контрольной группе’ по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Эти школьники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.к. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в копне слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно количество звуков и слогов в слове. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы, что составило 50%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали трое испытуемых, что составило 50%. Эти дошкольники характеризуются частичным выполнением предложенных заданий, а также допускали 1-2 ошибки. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы, что составило 16%). Показатели не изменились. Эти дошкольники при выполнении заданий допускали множество ошибок, отказывались от выполнения некоторых заданий, объясняя по незнанием и неумением. В экспериментальной! группе один испытуемый с низким уровень, что говорит о положительной динамике и по второму заданию.
Последним пунктом мы оценивали восприятие и дифференциацию звуков . В контрольной труппе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной труппе высокий уровень продемонстрировали трос испытуемых, что составило 50%. Эти дошкольники характеризуются безошибочным узнаванием и дифференциацией звуков. Средний уровень продемонстрировали трос испытуемых контрольной труппы, что составило 50%). В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали трое испытуемых это составило 50 %. Показатели не изменились. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной труппы, что составило 16%. Показатели не изменились. В экспериментальной труппе с низким уровнем испытуемых не оказалось , что говорит о положительной динамике и по третьему заданию.
Таким образом, исходя из полученных данных по контрольному эксперименту, необходимо сделать определенный вывод о том, что принимающие участие в эксперимента дошкольники (экспериментальная труппа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков. Это говорит о достаточной эффективности проведенной коррекционной работы.
Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Акредоло Л., Гу, довин 68 игр для развит ия мозга – М., 2014, С. 14-23
. Александрова Г.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников – С,-
3. Алябьева Н.А. Логопедические упражнения без музыкального
сопровождения – М, 20 5, С. 36-55
4. Ьелова-Давид Р.А. Нарушение’ речи у дошкольников – М., 1972, С.41-55
5. Буденная Г.В. Логопедическая гимнастика – С.-1 I., 2014– С. 3 1-39.
6. Большакова С.Г. Речевые нарушен ия и ни преодоления М., 101 5, С.88-100
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах.
М.:1 Іросвсщтнит, 2011. Н50 с.
8. Оелова-Давид Р.А. К вопросу о медико-пе ^кгoгичeтсом комплексе //
Нарушения речи у дошкольников / Под ред. Р.А. 1>еловой-Давид и 1.
М. Гриніііііуііа. – М.: Нросвещеиие. 1969. 190 с’.
9. Волкова 1 .А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М.: 1983. 102 с.
1).Волкова Л.С. Логопедия М., 2014- С. 148-156.
1 1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
‘Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966- С. 17 25.
12. Власова 1.М., Пфафснродт А.11. (Фонетическая ритмика. М.:
ВЛАДОС, 2006. 260 с.
13. Выявление и преодоление речевых нарушений] в дошкольном возрасте.
/ Сост. И.К). Кондрате;]ико. М.: Айрис – пресс, 2005.- 202 с.
14.1 ельфан 1 М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.:
Педагогика, 1971. 271с
15.1 епипг М.І ., I ерман ІІ.А. Обучение дошкольников правильной речи.
Чебоксары: 1980. 270 с.
1 6.Д,ьякова Н. .. Іоі опддичетс’ий массаж. М., 2009, С. 12-32.
1 Чапмаепа V. Сам ссос зоѵопсд. С. 20)06, С . 20)-3>4
18.1;лагипа М.Г. Влияние некоторых особенностей общения па
возникновение активной речи в раннем детстве Вопросы психологии.- 19)7. – № 2. С. 12-19.
19.1 Ііры в логопедиччекой работе е ддтвми: Пособие для логонеддв н
воспитателе’й детсадов Оод. Ред. В.Р. Селиверстова. 3-е изд. М.:
1 Іроевещсиие, 198 1. -1 92 с.
20. Ргры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольнот возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. М.: 1989.280 с.
21. Крупккая 11. К. Роль игры в детском саду. ’11ед. соч. М.: 1980). 263 с.
22. Кбваоьоо В.Р. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2009,С. 5-31
23. КузнецбBб Я.В. Рабочая логопеда и воспитателя корыткпебнных групп. Р,-па Д., 2009. С. 1)7; 115.
24. Леонтьев А.Н. Слово в речевой юятелыюсти. М.: Мысль, 1975.- 193
25. ‘Лоиухина Р. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: 2008. 470 с
26. Люблинская А.А. Восч питателю о развитии ребенка. М.:Oрбсвтщтнит, 1972. 256 с.
27Ланцов А.А. Рбскертйкевб речи. Клинические проявления и методы корыекпии. Гб. научи, тр. С116.: 1 Пука, 2004. 306 с.
28. ЛОГОІІЧДИЯ. /11од ред. Волковой Л. С. М.: 1 Іроевещсиие, 1989. 400 с.
29. ЛОП6ТИН6 Л.В., Серебрякова ІІ.В. Jlтгопедuче’ккая работ-а в группах
дошкольников со СТЧРТОЙ формой дизартрии. (416.: Образтвание,2004. 460 е.
30. JІяпидевский С.С., Шаховская С.ІІ. Рбсктаойствб речи и голоса в
детском возрасте. Сб. трудов. М.: Пpocвeщсиик, 1973. 440 с.
ЗКЛяховская К).С. Особенности словаря кебрших дтшкбоьников. Хрестоматия по теории и методике развития речи дегей дошкольного возраста. Мл Академия, 2009. 200 с.
32.Максаков А.И. Правильно ли говори і ваш ребенок. М., 1982, С. 52-76; 112-116.
33.Мелехова Л. В. Дифферепеация тислалии. Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967. С. 80-85
34.1 Іеволина Л.1 . Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л.: ЛІ ПИ, 1987. 230 е.
35. Нарушение голоеа и звуконрои зноен тельной стороны речи. /Под ред.Волковой Л.С. М.,2013 С. ,29-152.
36. Ребенок. Раннее выявление отклонении в развитии речи и их
прео юление. /1 Іод ред. 1 аркупіи ІО.Ф. М., 2014, С. 9-19.
37. Панченко И.И. Особенности фонет ико-фонема1 ического анализа
расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при диелалических и дизартрических нарушениях речи. / Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб.трудов. М. :І Іросвещсние, 1973. 160 с.
.38.Парамонова Л.1 . Логопедия. СІ Ібл Речь, 2009. 401 с.
39.Петерс В.А. Психология и педагогика. Мл Велби, Проспект, 2009.444 с.
40.1 Іарамонова Л. 1 . Логопедия іля всех. С.П.,2009 С. 97-1 17.
41.Павлова Л.П., Геречева М.І I. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. (Л I., 2009 с.20-47; 100-132.
42.1 Іоваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие,шипящие). Сказки о ізеселом язычке. Ростов п/Д, 201.3 С. 32-51.
43.Рождественская В.И., Радина Г.И. Основные принципы воспитания
Правильного произношения у дошкольников. Хрестоматия по теории и методике развития речи іетей юшколыюго возраста. Мл Академия, 2009. 220 е.
44.1 Іравдина О.В. Логопедия. Мл I Іросвещсние, 2006. 302с.
45. Рубиіііптсиіі Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 1-х т.т. Т. 1. 2010. – с.360-480, Г. 2. 2013. – С. 78 89.
46. Спиваковская Д. С. Психотерапия: игра, детство, семья. 14. Апрель I Ірссс, ЗАО изд. ЧКСМО 1 Ірссс, 2010. 304с.
47. Усова А. 11. Роль игры в воспитании тетей. М.: 1 Іроевещеііие, 1970.206 с.
48. Филичева Г. 1., Чиркина Г. В., Туманова I. В., Миронова С. А.,
Лагутина А. В. Программы тошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.// Издательство «1 Іроевещеііие’», 2008. 300 с
49. ’Лльконин Д. Ь. Психология игры М.: Псдагогогика, 1978. 304 с.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр

Дата публикации: 03.05.2016 2016-05-03

Статья просмотрена: 2072 раза

Библиографическое описание:

Булыкина Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1076-1078. — URL https://moluch.ru/archive/113/29260/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассматривается проблема формирования звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Приводятся определения понятия «дидактическая игра», с точки зрения ученых в области педагогики. Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с детьми по формированию звукопроизношения.

Ключевые слова: праксис, звукопрозношение.

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение дизартрии внесли Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, на труды которых опираются как начинающие, так и опытные дефектологи.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения.

Многими специалистами было отмечено, что в последние годы у детей по достижению ими возраста пяти лет звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. У таких детей первые слова появляются с небольшой задержкой.

Дети, имеющие стертую дизартрию, чаще всего издают первый крик короткий, не звонкий. Гуление и лепет в основном появляются своевременно, но репертуар звуков и их интонирование ограничены. У таких детей развитие речи не соответствует норме, первые слова появляются после полутора лет, фраза — к трем годам.

По мнению Е. Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [1].

О. Ю. Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [2]:

– нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер;

– в зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному;

– характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.

Благоприятной предпосылкой для правильного произношения звуков является их сильная (ударная) позиция, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры.

Соответственно качество звука будет ухудшаться в слабой позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста. Для детей бывают сложными слова со стечением согласных. Чаще в таких случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Формирование правильного звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.

Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дизартрией.

Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:

– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами; – логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.

Очень важно, чтобы логопед поддерживал первые попытки самостоятельной речи, поощрял самые невнятные слова, повторял их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.

Все дидактические игры и упражнения можно разделить на три группы:

– игры, направленные на коррекцию гласных звуков;

– игры, направленные на коррекцию переднеязычных звуков;

– игры, направленные на коррекцию свистящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию звуков [Л]- [ЛЬ];

– игры, направленные на коррекцию звуков [Р]- [РЬ].

Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений детям оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 96с.
  2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187с.

Звукопроизношение — коррекция посредством логопедических игр

Коррекция звукопроизношения — важный этап в работе с детьми логопедических групп. Если окружающие могут не заметить маленький словарный запас или неправильно построенное предложение, то произношение заметно сразу же.

Эта работа требует немаленьких усилий, много времени и систематических занятий. Материал повторяется многократно и в течение длительного времени.

Чтобы ребенок хотел заниматься, все обучение должно проходить в форме игры. Усвоение так проходит легче и автоматизировано.

Каждый отдельный специалист имеет свои приемы, которые завлекут малыша к тяжелой работе по произношению. И о них дальше.

Изолированный звук

Следующие серии игр помогут поставить произношение изолированного звука:

  1. Игры по типу «Преодолей»: помоги достичь вершины, преодолеть препятствия спортсмену и так далее. Они помогают ребенку понять, как должен работать артикуляционный аппарат, как правильно произносится звук и координируется с движением руки, развивается фонематический слух. При проведении дети или проводят игрушку по предложенному педагогом месту, при этом проговаривают звук, либо сами идут по веревочному пути.
  2. В группе «Соединение» можно проводить игры по типу накорми животных. Они помогают координировать движение рук с выговариванием звуков, активизировать и уточнить словарь, правильно употреблять существительные. На занятиях ребята делают линию пальцем, ручкой или карандашом и говорят предложенный педагогом звук.
  3. Игра по типу «Цветочек» проводится в виде «собери». Помогает правильно проговаривать звук и при этом применять просодические компоненты, а также развивает слуховое внимание. Ребенок после каждого своего правильного произношения вставляет лепесток в серединку.

Слоги

Цель – правильно произносить слоги. И помогут в этом те же логопедические игры для коррекции звукопроизношения, что и для постановки изолированного звука, только задание становится труднее:

  1. Дети учатся правильно произносить звук в слогах, координировать движения и произношение, формировать фонематический слух и читать слоги. Занятия проходят также, только проговаривается не звук, а целый слог.
  2. Игры учат использовать слова в винительном падеже, активизируют и уточняют словарь, координируют произношение и помогают научиться читать слоги. Работа такая же, как и при изолированном звуке, но только проговаривается слог.
  3. Игры с цветком помогают правильно произносить слог в разных позициях, развивать фонематический слух и упражняться в чтении. Лепестки в серединку ставить после каждого проговаривания слога правильно.

Слова

Задача – правильно их произносить. Логопедические игры для коррекции звукопроизношения и упражнения проводятся таким образом:

  1. В “Соревнованиях” учатся правильно произносить звук в словах, подбирают слова к схемам, тем самым развивая фонематический слух, упражняются в чтении слов, работают со словарным запасом. Работа проводится или с игрушкой, или напрямую с детьми, как и в предыдущих группах. Только повторяют они предложенные в схемах или на картинках слова.
  2. «Соединение» помогает в чтении, активизации словаря и употреблении слов в разных падежах. Проводится также, с помощью линий, повторяются слова, что на рисунках.
  3. «Цветок» помогает правильно применять в словах звук, учит подбирать слова к слогам и звуковым схемам, помогает научиться читать и развивает словарь.

Словосочетания и предложения

При таких занятиях дети учатся подбирать предметы к действиям, и наоборот, согласовывать слова, вводят в речь предложения и работают с падежами. Во всех группах варианты проведения остаются прежними, дидактическое задание следующее:

  1. Малыши занимаются проговариванием словосочетаний и предложений, в котором есть нужный звук. Уточняют и пополняют словарный запас.
  2. Задания те же, что и в «Соревнованиях», но добавляется согласование существительных и прилагательных.
  3. «Цветок» помогает научиться проговаривать предложения с заданным звуком, составлять их по примеру, самостоятельно рассказывать по картинке и сформировать большой словарный запас.

При системности и правильном комбинировании игры, малыш быстро покажет результат занятий. Но все должно максимально быть в игровой форме.

Читайте также:  Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера
Ссылка на основную публикацию