Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Содержимое публикации

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ЧЕСНОКОВА АННА СЕРГЕЕВНА

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Саранск, Россия

Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания учащихся младших классов с нарушением интеллекта было и остаётся развитие их речи. Принарушении интеллекта развитие речи резко задерживается. А от уровня её сформированности в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка. У детей младшего школьного возраста отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи, как отмечает Л. Г. Парамонова, являются нарушения звукопроизношения[6, с. 75].

Недостатки произношения звуков речи в младших классах коррекционной школы характеризуются большим количеством дефектных звуков.

Л. Г. Парамонова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта.

1) В связи с недоразвитием познавательной деятельности, оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи. Звуковая сторона речи почти не привлекает внимание детей, что отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения.

2) Более позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности. Правильная слуховая дифференциация звуков речи требует сформированности процессов анализа и синтеза. Нарушение аналитико-синтетической деятельности сказывается и на функционировании речеслухового анализатора. По этой причине умственно отсталые дети часто не различают на слух многие звуки, особенно звуки, близкие акустически и артикуляторно.

3) Большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта в значительной степени обусловливается также их общим моторным недоразвитием, особенно недоразвитием речевой моторики. При произношении звуков речи осуществляется сложная, тонкая, хорошо координированная работа различных речевых органов, что представляет для детей с нарушением интеллекта большую трудность. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеют место параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи.

4) Дефекты звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта нередко бывают связаны с аномалиями в строении артикуляторных органов: губ, твердого и мягкого неба, челюстей [5, с. 86].

Следует отметить, что кроме указанных причин в возникновении дефектов звукопроизношения у детей c нарушением интеллекта играют роль и все анатомо-физиологические, психологические и социальные факторы, приводящие к нарушению интеллекта. Таким образом, нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта вызываются комплексом патологических факторов.

Нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится, прежде всего, к заменам звуков. (Г. А. Каше, В. В. Воронкова, К. К. Карлеп, В. Г. Петрова) [2, с. 295].

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей (Г. А. Каше, О. В. Правдина, О. Н. Ремизова, М. Е. Хватцев, Р. А. Юрова). Устранение дефектов звукопроизношения в коррекционной школе продолжается вплоть до старших классов[7, с. 48].

Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с нарушением интеллекта слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условно-рефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Вследствие этого, как отмечает Р. И. Лалаева, неправильное произношение того или иного звука упорно удерживается даже в том случае, если произношение изолированного звука удается ребенку сравнительно легко, т.е. если звук уже поставлен. У детей с нарушением интеллекта наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. Иногда бывает достаточно 3-5 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация этого звука в речи заканчивается лишь через 1-1,5 года. Причиной этого являются особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, отсутствие контроля за собственной речью. У детей наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В связи с этим следует использовать такие формы работы, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звукопроизношения расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность[3, с. 31].

Игра, как подчеркивает И. В. Асташина, мощнейшая сфера самовыражения ребенка. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала [1, с. 34].

Приведем примеры дидактических игр для коррекции звукопроизношения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта, которые используются нами в коррекционно-логопедической работе на различных этапах логопедических занятий.

Игра«Назови и отгадай». Цель: закрепить правильное произношение звука (например [з]) в словах, определить его наличие в слове. Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [з], парные к ним картинки без звука.Ход игры: логопед выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в названии которых есть звук [з]. Например: замок – ключ, коза – корова. Логопед исправляет ошибки в речи детей, выделяя звук голосом. Данную игру можно использовать для закрепления необходимого звука.

Игра«Продолжи слово». Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах. Ход игры: логопед произносит фразу, но, не договаривая её до конца, дети должны её закончить, например:

Ра-ра-ра- Рае нравится жа…(ра).

Ру-ру-ру- в роще бродит кенгу…(ру).

Ры-ры-ры- Жора прыгает с го…(ры).

Ро-ро-ро- быстро строится мет…(ро).

Игра«Подбери слово с противоположным значением». Цель: автоматизация звука [л], обогащение словаря антонимами. Речевой материал: грустный – веселый; добрый – злой; хороший – плохой; старый – молодой.

Игра«Один – много». Цель: учить детей правильно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей, автоматизация звука [ш]. Речевой материал: шип – шипы – шипов; шут – шуты – шутов; шум – шумы – шумов; шарф – шарфы – шарфов и так далее.

Игра«Сложи словечко». Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова путем сложения основ, автоматизация звука [р] в словах. Речевой материал: лес рубит (кто?) – лесоруб; рыбу ловит – рыболов; мусор возит – мусоровоз; мясо рубит – мясорубка; кофе варит – кофеварка.

Игра«Кто внимательней?». Цель: развитие быстроты реакции, фонематического слуха и автоматизация звуков. Ход игры: поймать мяч, когда услышишь слово со звуком [ш] и повторить его. Речевой материал: шуба, мел, шапка, шарф, стол, душ, уши, кровать, школа, карандаш, дым.

Игра«Согласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, автоматизация звуков. Ход игры: называютсясогласные звуки. Необходимо подбросить мяч, когда слышится звук [л] и повторить его.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове, выделение заданного звука. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество и выделяет заданный звук.

В процессе коррекции звукопроизношения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на различных этапах логопедических занятий мы применяем интерактивные игры, представленные на сайте mersibo . ru [4].

Игра«Веселые рыбаки!» Цель: дифференциация «трудных» звуков одной группы. Правила: нужно помочь рыбакам распределить картинки-рыбки по ведрам-буквам. Для этого назвав картинку, надо щелкнуть по соответствующей букве в кружке рядом с картинкой.

Игра«Приключения Буратино-1». Цель: ввести в речь звук [р]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. Важно обратить внимание на четкое проговаривание слогов, по которым бежит Буратино.

Игра«Ну, заяц, убеги!-1». Цель: ввести в активную речь звуки [с, з, ц]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. В игру можно играть с двумя или тремя детьми, если они выполняют ходы по очереди.

Игра«Приключения Колобка-1». Цель: ввести в речь звук [л]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше.

Игра«Тик – так – звуки». Цель: побудить ребенка повторить (имитировать) разные звуки. Правила: выбрать картинку, послушать звук, повторить его. Кликая на картинку, можно послушать звук еще раз. Набор звуковых карточек подходит для неговорящих детей с целью вызвать речевую активность.

Таким образом, представленные выше дидактические игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у учащихся умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.

Список использованных источников

Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. – М. :ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», «Дом. XXI век», 2008. – 189 с.

Волкова, Л. С. Логопедия :учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С. Волковой. –М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 29–34.

Логопедические интерактивные пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mersibo . ru

Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Питер, 2009. – 408 с.

Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. –СПб. :Изд-во «Детство-Пресс», 2012. – 272 с.

Юрова, Р. А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р. А. Юрова. – М. :Изд-во «В. Ю. Секачев», 2005. – 64 с.

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

автор: Алиева Танзиля Караматовна

Учитель-логопед Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Выполнила:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №62»

Алиева Т.К

1.Актуальность данной темы

Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.

Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

Задачи

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличится речевой выдох;
  • улучшатся фонематические процессы;
  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;
  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое :

  • организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
  • применяются дидактические игры,
  • интерактивные средства обучения.
  • учитель-логопед и учителя начального звена

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап — постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

Читайте также:  Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба

3 этап — дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

План реализации проекта

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2. Подготовка буклета-памятки « Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи»

Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Список литературы

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. — С. 105-106.

“Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушения звукопроизношения”

Абдуллаева Екатерина Васильевна , Учитель-логопед
Самарская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В детском саду мы формируем предпосылки читательской грамотности, эта работа включает в себя несколько этапов.

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «звук», «слово», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). Это мы изучаем в течении всего периода.

Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность. То есть демонстрационный и раздаточный материал.

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребёнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их. Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот примеры простых игр:

Игра «Кто больше назовёт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовёт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар»; «самолёт» – «сам»; «собака» – «бак» и т. д.

Игра «Закончи фразу». В этой игре можно использовать русские народные песенки:

Два весёлых …(гуся).

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся Кошкин …(дом).

Если ребёнок знаком с произведениями русских поэтов, можно использовать их стихи:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью …(кот учёный)

Всё ходит по цепи …(кругом).

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое …(плохо)?

Для этой игры нужно выбирать любимые стишки ребёнка. Это могут быть стихотворения С. Маршака, А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского. Их стихи хорошо рифмуются и быстро запоминаются детьми.

Любимая и увлекательная игра многих детей – «Найди ошибку». Если в известном стихотворении заменить слово автора другим, подходящим к рифме, ребёнка очень веселит «ошибка». В этом случае он поправляет взрослого, отгадывая нужное слово.

Игра «Найди ошибку»

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали «лёд» (мёд).

Между гор издалека

Течёт бурная «щека» (река).

Игра «Назови предметы одного цвета (размера, формы и т. д.)». В эту игру может играть несколько человек. В этом случае выигрывает тот, кто назвал последний предмет. Например, назвать все предметы, имеющие зелёный цвет: огурец, листья, деревья, лягушка и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить. Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых мной в коррекционной работе.

Через СЛОВО человек впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово.

Как же дать детям понятие о слове? Посмотрите вокруг… Как много разных предметов окружает нас. Для каждого из них есть свое название – слово.

Слова можно найти везде: и на небе, и в воде. На полу, на потолке,Понятие слово само по себе абстрактно. Как же объяснить понятие «слово»?

– Как показать детям СЛОВО?- Как потрогать СЛОВО?

Некоторые из них отвечают на вопрос: Кто?– это живые предметы. (Медведь.)

Другие слова отвечают на вопрос: Что? – это неживые предметы. (Яблоко.)

Есть слово – признак предмета. Они отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое?

А еще есть слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делать?

Медведь что делает?-……..

Яблоко что делает?-………

Игра «Точно и быстро. Кто это? Что это?»

В эту игру можно играть по разному, но мы хотим вам предложить, как можно играть в эту игру с помощью интерактивной технологии «Цепочка».

Я предлагаю вам попробовать со мной поиграть в эту игру.

( Педагогам предлагаются предметные картинки, обозначающие живой и неживой предмет. Они должны подобрать к ним слова-признаки, а затем слова-действия, а педагоги, сидящие в зале – угадывают задуманные слова. (Картинки: солнце, иголка, лиса, лягушка.)

На втором этапе мы знакомим детей с понятиями «Предложение». Мы говорим о том, что в предложении есть смысл и законченная мысль. Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение можно произносить с различной интонацией. Предложение можно обозначить символами и написать буквами.

Затем начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. По действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.

Дети учатся составлять предложения по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).

Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение. Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них. Потом детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой полоской. Учатся составлять схемы предложений на столах. Вся работа с детьми проводится в тесном контакте с педагогом.

Сейчас мы с Вами поиграем в игру, используемую мной в работе с предложениями. Для этого мы используем интерактивную технологию «Дерево знаний».

Игра «Составь предложение».

Взрослые по очереди подходят к дереву, снимают по яблочку (они двух цветов) и объединяются в малые группы. Выполняют задание. Составляют предложения глядя на картинки в яблочках, опираясь на предоставленные схемы предложений. Затем один рассказывает, а остальные слушают и анализируют.

На третьем этапе мы знакомим детей с понятиями «Текст».Содержание работы по обучению составления текстов у дошкольников с ОНР можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе составления текста активно используются упражнения, где основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Проводятся упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексической темы в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР.

Также используются упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек). При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и другие отличительные признаки. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравнивают предметы, относящиеся к одной группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

На основном этапе обучения составлению текста детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем — с опорой только на данный образец).

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

Эффективным при обучении детей с ОНР старшего дошкольного возраста является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

На заключительном этапе закрепления речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, работа осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.

Для закрепления полученных навыков может быть также использован прием продолжения ребенком описания, начатого педагогом.

Читайте также:  Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР III уровня

Сейчас вместе с Вами поиграем в игру, используя интерактивную технологию «Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью, какого либо предмета учит детей выполнять задание по очереди.

Посмотрите на мольберт, какая красивая на нём картинка. Давайте по ней составим рассказ. Я начну, а вы продолжите составлять по предложению, передавая клубок.

– Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

Молодцы, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции взрослого ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке наших детей к школе.

Рекомендации для родителей по предупреждению дисграфии
материал

При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_preduprezhdeniyu_disgrafii.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Основные упражнения по предупреждению дисграфии

1. Оптическая дисграфия

При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода. В этот период мы позволяем ребенку экспериментировать и ошибаться, взрослые не должны ругать за ошибки, ведь обучение грамоте должно вызывать только удовольствие. Но если такой период затянулся, ребенку скоро в школу, а он пишет буквы зеркально, путает их друг с другом, пора бить тревогу и обратиться к логопеду до поступления в 1 класс.

Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаю вам с ребенком :

-рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;

-заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;

-угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;

-обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

-сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;

-пройти по лабиринту;

-дорисовать недостающие детали;

-запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Поскольку причина этой формы дисграфии кроется в дефектном произношении ребенка, необходимо срочно заняться исправлением звукопроизношения с логопедом. Как только логопед поставит правильный звук, можно будет начать работу на дифференциацию смешиваемых звуков на письме и чтении (именно в таком порядке!). Поэтому консультация и занятия логопеда тут являются первоочередной задачей.

Итак, коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого логопед предложит специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:

-Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];

-Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)

-Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

3. Акустическая (фонологическая) дисграфия

Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).

Поэтому, обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).

Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:

1) звуковой анализ и синтез;

2) слоговой анализ и синтез;

3) анализ и синтез на уровне предложений.

Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а;

выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;

словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…

деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;

составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;

составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.

5. Аграмматическая дисграфия

При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.

Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:

при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;

обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;

быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);

убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».

Добавлю, что все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам. Надо использовать больше речевых игр и игровых заданий, соревнований, которые очень нравятся детям. Шарады, загадки, ребусы, настольные речевые игры, например, «Cловодел», «Активити», «Алиас», «Тик-так-бум» и т.п. внесут в занятия интерес, который является главным условием успешной коррекции дисграфии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей«О предупреждении бытовых травм у детей» «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим час.

Презантация к консультации для родителей “Предкпреждение дисграфии”. помогающая наглядно раскрыть суть проблемы родителям.

Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста.

В памятке, представлены рекомендации для родителей застенчивого ребёнка.

Консультация поможет родителям в предупредении дисграфии у дошкольников. Рассказывается об особенностя дисграфии, как проявляется и с чего начать раннюю коррекцию.

Рекомендации для родителей «Профилактика дисграфии у школьников»

Подворотова Оксана
Рекомендации для родителей «Профилактика дисграфии у школьников»

Рекомендации для родителей

Профилактика дисграфии у школьников

Дисграфия – это неспособность овладеть в должной мере письмом, которое является одним из самых сложных видов человеческой деятельности. Оно начинается с замысла, создания плана текста, определения последовательностей мыслей, формирование их в предложения. Затем предложение надо разделить на слова, определить звуковую структуру, последовательность звуков в слове. Затем каждый звук соотнести с определенным зрительным образом буквы и воспроизвести движением руки зрительный образ буквы. Ох! Ну и процесс!

Так вот! Несформированность любого из перечисленных этапов может привести к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Внимательно просмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Дисграфики переставляют, пропускают или добавляют лишнюю букву в слове, «застревают» на одной букве (за зомом росла мамина – за домом росла малина, пишут букву раньше времени (дод небом лолубым – под небом голубым).

Дисграфики путают: с-з (зима – сима, о – у (ручей – рочей, ё – ю (клюква – клёква, г – к – х (сухой – сугой, р – л (смелый – смерый, с – ш (шишки – шиски, з – ж (железо – зелезо, ч –щ (роща – роча, ч – ц (грачи –граци, ц – т (птицы – пцицы, ц – с (курица – куриса).

Чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах?

Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут негативизм и ненависть к письму. А разве этого мы добиваемся?

Усаживать ребенка читать большие тексты, писать большие диктанты. Большая нагрузка породит отрицательное отношение к занятиям. Лучше меленькими, но уверенными шагами идти к поставленной цели.

Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение.

Чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

Устраивать ребенку проверки на скорость чтения. Для чего? Вы и так знаете как ваш ребенок читает. Лучше читайте с ним по очереди, постепенно увеличивая объем.

Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Советы родителям

1. Свежий воздух, активные прогулки (старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает свою головушку кислородом).

2. Словесные игры (играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву).

3. Наглядные тактильные буквы из пластилина, бархатной бумаги, скручивани букв из проволоки – пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хороша игра «Азбука Морзе» – написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.

4. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

5. Упражнение «Лабиринты» (Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, зрительное внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

6. Упражнение «Корректурная проба». (Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом.Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «о», затем «а», затем «о». Дальше согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве, через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (п-т, п-р, м-л (сходство написания); г-д, у-ю, д-б). Необходимые для проработки пары букв можно выявить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел написать).

7. Упражнение «Пишем вслух». (Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, послания в будущее, вымышленные истории, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что пишет ребенок, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых мест». (например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра).

Проверка написанного. Красную ручку прячем в самый темный угол и вперед…

– ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, или фиолетовой ручкой. Красной ручки в школе ребенку предостаточно.

– дайте тетрадь на исправление ребенку, он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

И так,цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, ребенок чувствует свою самостоятельность, мамины нервы не пострадали.

Учитесь с ребенком ВМЕСТЕ.

Он будет Вам благодарен за поддержку и помощь.

Желаю пятерок не только в школьном дневнике, но и в дневнике «ЗДОРОВЬЕ».

Логопед: О. А. Подворотова

ГКУСО МО Ивантеевский СРЦН «Теремок»

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из.

Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ» Грипп, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем. Каковы симптомы.

Консультация для родителей. Профилактика гриппа и ОРВИ Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться.

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний» Дети в холодное время года и межсезонье часто болеют. В среднем ребенок до 6 лет болеет простудными заболеваниями до 8 раз в год средней.

Памятка для родителей «Профилактика туляремии» Памятка для родителей «Профилактика туляремии» Туляремия — это природноочаговое, острое инфекционное заболевание, характеризующееся явлениями.

Презентация «Профилактика дисграфии у дошкольников» Акустическая дисграфия возникает на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Чаще всего механизм этого вида дисграфии.

Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ» Консультация для родителей «Профилактика гриппа у детей» Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ, ранее ОРЗ) — самая распространенная.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида «Профилактика.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Нарушения письменной.

Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников «Гиперактивные дети» В настоящее время в психологической литературе встречаются две синонимичные аббревиатуры: СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма

В данной статье даны рекомендации родителям по профилактике и коррекции нарушений письма у младших школьников, предложен комплекс упражнений, которые в комплексе и по отдельности отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребенка в школе.

Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей направляют к логопеду, который после тщательного обследования приходит к выводу, что у ребенка дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
  4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
  5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
  6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).
  8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
  9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
  10. Переносит слова как попало
  11. Часто не делает пробелов между словами.
  12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

На эти ошибки нужно обратить особое внимание родителям, если:

  • ваш ребенок левша;
  • он – переученный правша;
  • ребенок посещал логопедическую группу;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению;
  • у вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
  4. Пусть ребёнок как следует наиграется в детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом, малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  5. Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  6. Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  7. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  8. После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии.

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.

  • Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

  • Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).
Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

  • Упражнение “Пропущенные буквы”.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.

  • Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
  • Если ребёнок пропускает буквыупражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

  • Если ребёнок не дописывает окончанияупражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

  • Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

  • Если ребёнок плохо запоминает правила русского языкаупражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

  • Если ребёнок не применяет правила при письмеупражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 50 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее получаса времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Затем диктуется первое предложение. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения) приступайте к письму.
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Все вышеперечисленные упражнения в комплексе и по отдельности отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребенка в школе.

Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

Версия для слабовидящих

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • СТРАНИЧКА ДИРЕКТОРА
  • ОТДЕЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  • ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ «УМКА»
  • НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • КАРТА САЙТА
  • АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
  • ПРОФСОЮЗ

Актуальное

С наступающим Новым годом!
Муниципальная антибуллинговая программа «От знания к действию»
Победа на Всероссийском конкурсе
Краевой новогодний онлайн проект «Алтайская ёлка – 2021!»
Выставка «Новогодняя открытка»
Прошли методические объединения воспитателей дошкольных образовательных организаций в формате онлайн
Методы и приемы, используемые в сопровождении детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с дисграфией и дислексией

Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Первые ее признакиможно элементарно «проморгать», и тогда ребенку в школе будет очень тяжело.

Что должно насторожить родителя в устной и письменной речи учеников:

  • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
  • особый характер ошибок на письме:
  • ошибки не на правило;
  • стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
  • регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
  • искажение графических образов букв;
  • пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
  • смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
  • грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

Если оставить проблему нерешенной, то ребенок найдет свое собственное решение, которое не всегда будет являться правильным. Существуют сотни типов компенсирующего поведения, которые дислектик может придумать для выхода из состояния спутанности: предельная концентрация при чтении; произношение каждой буквы каждого слова при чтении; зазубривание; уклонение от учебы; зависимость от других.

Все эти решения могут не очень хорошо сказаться на здоровье ребенка. Так, при предельной концентрации у него может сильно разболеться голова, усилится состояние спутанности; зазубривание исключает понимание, а значит, ставит под вопрос эффективность обучения.

Рекомендации

1. Первое – это, конечно, посетить специалиста, для точности определения нарушения. И уже потом, совместно со специалистам, разрабатывать и искать пути коррекции проблем. Вы можете обратиться к специалистам в ГППЦ «Потеницал».

2. Помните! Письмо – сложный вид деятельности, состоящий из разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные. А также важно определять последовательность звуков в слове, соблюдать элементарные орфографические и грамматические правила. Детям тяжело соединить все эти операции в одну. По отдельности ребенок еще может их выполнить, но затрудняется выполнить эти операции одновременно. А тем более тяжело соединить их воедино, если хотя бы одним из этапов ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

3. Запомните! Никогда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – если ребенок не владеет анализом речевого потока или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами Вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

4. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

5. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

6. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

7. Диктанты надо писать! Только по-особому.
Чрезвычайно медленно! Текст прочитывается целиком. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

8. Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны.

Ссылка на основную публикацию