Арт-терапия в коррекции заикания

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

Сказкотерапия как метод коррекции заикания у детей.

Заикание. Это, пожалуй, самый загадочный и трудный недуг, известный человечеству. Речь заикающихся – это мучительный монолог, лишенный интонационной и мелодической выразительности. «Говорю – как будто глыбы ворочаю», – говорил один пациент.

Среди лиц мужского пола заикание возникает примерно в 4 раза чаще, чем среди лиц женского пола. Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий. Практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в XIX веке, сами заикались – Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, Меркель и Шультесс, Эрве-де-Шегуан и Сикорский.

По различным статистическим данным в наше время заиканием страдает 1%-3%, 3%-5%. [1]

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений определяет заикание как : нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. [2] Это определение является симптоматическим и не отражает все сути заикания, а указывает только на его внешние проявления. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений дает такое определение: заикание – это нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Таким образом, мы видим, что определение затрагивает две стороны заикания, непосредственно описывает речевые запинки и указывает на нарушение коммуникативной стороны речи. МКБ-10 определяет заикание как — нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорожной возбудимостью мышц речевого аппарата. При этом нарушаются речевое дыхание и коммуникативная функция речи.

Существует 2 группы причин заикания – предрасполагающие и производящие.

Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).

Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).

Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).

Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).

Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).

Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).

Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).

Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).

Географические и этнографические причины ( наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).

2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.

звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).

Б) социальные или психические

Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).

Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).

Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).

Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).

Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).

Подражание речи заикающих.

Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с заиканием. Заикание неплохо поддается коррекции при комплексном подходе. Одной рефлексии маловато, хотя и она принесет пользу. Работа сразу по нескольким направлениям эффективнее: помощь логопеда, семейного психолога, дефектолога, массажиста. Невролог назначает лекарственные препараты, уменьшающие судороги в области артикуляционного аппарата, снимающие возбудимость. Задача логопеда – убрать запинки в речи другими способами: упражнениями на дыхание, релаксацией, логопедическим массажем, с помощью пропевания слогов, слов и фраз. Психолог или психотерапевт помогут разобраться с эмоциональными проблемами крохи, устранят последствия психотравмирующей ситуации, которая спровоцировала заикание, например, с помощью разных видов психотерапии: арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии.

Рассмотрим подробнее такой интересный метод, как сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Плюс это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются новые черты личности, а главное, может появиться чувство защищенности. [3]

Сказкотерапия может помочь ребенку во многих аспектах жизни, среди них можно выделить несколько основных:

развитие творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания и речи;

тренировка выразительной речи, мимических и пантомимических выражений эмоций;

воспитание эмпатии (сопереживания).

расширение личностного опыта;

снятие напряжения, переживание травмирующих ситуаций и поиск выхода из них.

Разновидности сказок: [4]

1. Народные сказки, они несут множество идей, изложенные первозданным образным языком:

Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

Разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что дается даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти идеи нужно показать ребенку через сказку, и терпеливо раз за разом при прочтении сказки, или проигрывании сказки доносить ему смысл сказки. Народные сказки бывают: бытовые, сказки-загадки, сказки-басни, сказки-страшилки, сказки о взаимодействии человека и животных, притчи, сказки о животных, мифологические сюжеты, волшебные сказки.

2. Авторские или художественные сказки – это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Они также бывают различны:

художественные о животных;

психотерапевтические сказки расказывают о проблемах и переживаниях человека);

дидактические сказки (обучающие);

психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на ребенка).

Существуют некоторые особенности сказкотерапии с детьми:

Для сказкотерапии может быть предложена любая сказка, которую нужно прочитать вслух или проиграть. При этом ситуация в сказке не должна иметь правильного готового ответа, ребенок должен при помощи взрослого или сам проследить ее смысл. Также ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, что бы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. [5].

Также важно выделить и несколько приемов работы со сказками, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях:

1. Анализ сказки — это осознание и интерпретация каждой сказочной ситуации, поведения героя. Для этого выбирается сказка, и по ней задаются вопросы. Данная форма работы может быть использована с ребенком старше 5 лет. Конечно, у него может сразу не получиться ответить ни на один вопрос, но взрослый может помочь ему научиться отвечать сперва на самые простые , а потом и на более сложные вопросы.

2. Рассказывание сказки: предложите ребенку самому рассказать сказку, при этом он может рассказывать от любого лица, так, как ему удобно. Также, педагог может рассказать ребенку сказку от других действующих лиц, например, сказку о Царевне-лягушке от имени самой лягушки.

3. Переписывание сказки: когда ребенок или взрослый несколько меняет сюжет, добавляет новых персонажей. Часто это может помочь найти другой вариант развития событий, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок при помощи кукол: работая с куклами ребенок видит, как каждое действие немедленно отражается на поведении кукол, видит сюжет со стороны, может позволить себе быть другим, испытать новые эмоции и чувства.

5. Сочинение сказок: вы можете сами с ребенком сочинить волшебную страну, где будут только ваши правила и законы, чтобы помочь ему пережить сложную для него ситуацию, показать, что он не одинок в своих переживаниях, показать новые выходы из ситуации и просто окунуться именно в тот мир, которого не хватает вашему ребенку.

Использовать сказкотерапию можно с детьми с определенной регулярностью (2-3 раза в неделю), можно прибегать к сказкотерапии тогда, когда вы видна потребность у ребенка в какой-то помощи или поиске ответов на вопросы. И, конечно, необходимо поощрять, если ребенок увлекается сказкой и хочет прочитать ее еще раз, проиграть или сочинить свою. Главное помнить, что сказка должна помогать лучше узнать реальность, но не заменять ее для ребенка.

Список использованных источников и литературы:

1). Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

4). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. Спб.: Речь, 2005

5). Методические рекомендации по коррекционно-профилактической работе с детьми и подростками, пережившими насилие .Составитель: Кучегашева Полина Петровна.

Применение арт-терапии в логопедии

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.

Характеристики метода

Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте. Может снижаться внятность произношения, возникают проблемы с письмом и устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения. Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников.

В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения. Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, веревку, целлофан.

Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.

Применение в логопедии

Задачи арт-терапии подразделяются на общие задачи и личностные. К общим относятся:

  • разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;
  • обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;
  • улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях.

Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки. К узким частным целям относятся следующие:

  • лечение и профилактика отклонений в работе психики;
  • создание оптимальных условий для адаптации ребенка;
  • методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;
  • контроль эффективности терапии;
  • помощь детям-инвалидам;
  • терапия вторичных нарушений.

Занятия с бумагой усложняются постепенно в соответствии с возрастом пациента. Начинают с обучения сгибанию листа пополам, затем в разных направлениях, далее складывают поделки по готовым выкройкам.

Как это работает

Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.

  • изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
  • библиотерапия, или чтение;
  • музыкотерапия (подвид – ритмика);
  • имаготерапия, как театрализованное представление;
  • сказкотерапия;
  • кинезитерапия;
  • ролевые игры;
  • игры с песком;
  • хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.

Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.

Читайте также:  Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии

В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Задача логопеда при этом подобрать наиболее «подходящий» сценарий для отыгрывания, повышения самооценки. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.

Музыка не только формирует мировоззрение пациента, обогащает его эмоции, на уроках малыш обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.

Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.

Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции. В комплексе с другими видами терапии специалисты достигают положительной динамики в нарушении развития речи. Таким образом у ребенка улучшаются артикуляционные способности, увеличивается словарный запас, речь становится четкой. Инновационная арт-терапия положительно влияет на состояние организма в целом, повышая его регуляционные способности.

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания, что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили» очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.

Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.

Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана. На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

• краски разных видов – гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

• палитры, воду, салфетки.

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.

Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс “Песочная арт-терапия в работе воспитателя”Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания
статья по теме

В докладе дается краткое описание различных видов терапий, используемых при коррекции заикания

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksnoe_ispolzovanie_razlichnyh_vidov_terapiy.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное использование различных видов терапий

в коррекции заикания

Мелотерапия – воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М. глинки, с. Прокофьева и др.).

2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов («Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Хитрая лиса и волк» С. Бодренкова, «Кот и мыши» Т. Ломовой и др.)

4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус («Маятник», «Часики» – перенос тяжести тела с одной стороны на другую), «Шалтай – Болтай», «тряпичные куклы» (свободное качание обеих рук вперед – назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).

5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни).

6. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко, солнышко!», «Под мельницей под вертельницей» и др.).

7. Пропевание песен с усложнением темпо – ритмических характеристик (текст: хорей – ямб – дактиль).

8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей – воробей, не гоняй голубей»).

9. Дирижирование песен, музыкальных пьес.

10. Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).

11. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руководитель показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).

12. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У…» (низкий тон). Маленький паровозик гудит «у» (высокий тон)».

Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление.

Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Для заикающихся с невротической формой заикания при проведении занятий по ритмике основное внимание уделяется формированию точности движений, их качеству. Дети с невротической формой заикания быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго.

При неврозоподном заикании учитывается следующее: необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их; задания усложняются в течение занятия, используются комментарии.

Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без нее, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой.

В нашем детском саду используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики и орального праксиса; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры – драматизации.

Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы у заикающихся детей, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. Арттерапия используется как на логопедических занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Сначала дети играют в пальчиковый, плоскостной театр, театр бибабо и т.д., а потом участвуют в драматизациях сказок и литературных произведений. Арттерапия представлена на всех логопедических занятиях. Она проводится на каждом этапе работы (пропедевтический, период формирования ситуативной речи, контекстной речи). С каждым этапом тексты усложняются по содержанию, усложняются диалоги, появляются монологи. Детям предлагают в игре использовать текст, который нужно передать своими словами. На этапе формирования связной контекстной речи появляется больше возможностей для импровизации – создания образов героев через собственную речь. На этом этапе дети сами составляют рассказы и сказки с последующим их обыгрыванием в инсценировках и спектаклях, вместе с взрослыми готовят декорации, костюмы. Это дает им возможность почувствовать себя маленькими костюмерами, сценаристами, режиссерами, актерами, декораторами, придает уверенность в своих силах и способностях, развивает творческую самостоятельность.

Спектакли показывают в музыкальном зале для детей разных групп детского сада. Речевая работа проводится до спектакля: на логопедических занятиях дети знакомятся с текстом литературного произведения, обыгрывают отдельные фрагменты будущего спектакля в разных видах театра.

Например, перед показом спектакля «Морозко» детям было предложено показать фрагмент встречи Рукодельницы и Морозко с помощью настольного театра, а фрагмент встречи Ленивицы и Морозко – театра игрушки. С музыкальным руководителем на занятиях в индивидуальной работе дети искали пластическое решение образа под музыку.

В результате совместной работы логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и ритмике стало возможным участие детей в больших спектаклях: они свободно владели диалогом и монологом, артистично и выразительно двигались, пели, танцевали, играли на детских музыкальных инструментах. Различные виды театра позволяют решать разные коррекционные задачи: формирование просодической стороны речи, фонетического строя речи, лексико – грамматической стороны речи, связной контекстной речи без заикания.

Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Они проводятся ежедневно в течении часа. Распланированы по периодам формирования речи от ситуативной к контекстной.

Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).

Арт-терапия в коррекции заикания

Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

В настоящее время в литературе представлена система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др. (см. Заикание у подростков. М., 1989; ред. М.И. Буянов).

Данная система реабилитации складывается из тесного взаимодействия трех основных направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.

Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию.

Если общая психотерапия, используемая при заикании как у детей, так и у взрослых, состоит из создания положительного эмоционального фона окружающей обстановки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи.

В процессе суггестивной терапии, которая проводится обычно в бодрствующем состоянии заикающихся подростков, внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности личности подростка, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации, о его способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т.п.

Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.

Большое значение в реабилитационной работе с подростками придается методу коллективной психотерапии. Учитывая особенности социализации заикающихся подростков, в этом виде психотерапии развивается утверждение роли подростка в коллективе сверстников, обсуждается и утверждается мысль о необходимости согласовывать свои действия с коллективом, героические примеры поведения из жизни литературных героев в процессе коллективной психотерапии становятся образцом для подражания.

Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.

Проведение так называемых функциональных тренировок в процессе школьного урока, посещения музея, читального зала, участие в дискуссиях позволяют подросткам использовать новые речевые и психологические стереотипы в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Логопедическая коррекция заикания у подростков предусматривает на первом этапе формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе на уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.

Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов.

Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом,

психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся.

В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патолопи речи” под руководством Н.М. Асатиани (см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный НА. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие.

Перед началом курса лечения проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

При поступлении заикающихся в стационар проводится подробное медицинское и логопедическое обследование, в результате которого осуществляется дифференциальная диагностика и определяется план индивидуальной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.

Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.

1. Подготовительный этап (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.

4. Заключительный этап. Данный этап включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации — публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.

5. Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, в ходе которой даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе пациентов. Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.

Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.

При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

Данная система предусматривает проведение реабилитационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической формой заикания, проводится массивная психотерапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопедического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.

Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения.

Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.

Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992).

Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

В ходе пропедевтического этапа у заикающихся формируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.

На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной работы по начальной реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.

На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции я техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятельно решать свои проблемы, тем самым достигается основная задача данной системы.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993).

Коррекционная работа идет по трем направлениям:

1) логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог; 2) психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; 3) психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

На подготовительном этапе проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий. Важным итогом занятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.

На основном этапе реабилитационной работы у пациентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. Новый речевой стереотип укрепляется в функциональных тренировках различной степени сложности.

После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе которых происходит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка естественной интонационно окрашенной речи. На последующих микрокурсах логопед развивает навыки критического анализа собственных поступков, а также возможность справляться с затруднениями. В целом курс реабилитации, включая и микрокурсы, проходит на протяжении года. Новые навыки речи многократно проверяются в разнообразных ситуациях. В результате проведенного курса у заикающихся устанавливается не только плавная речь, но и исчезает состояние тревоги, связанное со страхом речи.

Арт-терапия в коррекции заикания

Автор: Матюшенко Марина Владимировна

Организация: ОГБУЗ «ТК ПБ»

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Ключевые слова: арт-терапия, заикание, коррекция, рисование, тревога, расстройства, общение, личность, ребёнок, эмоции, творчество.

Аннотация: Проведён анализ арт-терапевтических занятий. Анализ показал, что занятия по арт-терапии при коррекции заикания создают положительный эмоциональный настрой; облегчают процесс коммуникации; способствуют преодолению языкового барьера, творческому самовыражению; позволяют выстраивать отношения педагога с ребёнком.

Как весело рисуют дети

Доверчивые чудеса-

Не истину и Добродетель,

А человека или пса.

И пёс неистов и оранжев,

В зубах зелёное: «Гав-Гав»!

И, радуги разбудоражив,

Конь скачет о шести ногах.

Дитя! От мыслей безрассудных

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунок

И в добром мире посели!

Давид Самойлов.

Заикание известно человеку столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания… (И. А. Поварова, 2004г) Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях…

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. (И.А. Поварова, 2004) В результате, у большинства заикающихся, возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение. (Л.Я. Миссуловин, 1988)

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. (И. А. Поварова, 2004)

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности ребенка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам. (И. А. Поварова,2004)

Итак, можно сделать вывод, что заикание– сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К.Хмелевский (1897). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи– клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды.

Поэтому, мы в своей работе с заикающимися детьми, включили занятия арт–терапии. Появление арт–терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, относят примерно к 30-м годам прошедшего столетия. Эволюция понятия «арт–терапия» отражает принципы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. (Л.Д.Лебедева,2005) Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности.

Виды арт-терапии (Л.Д.Лебедева,2005):

-изотерапия (рисуночная терапия)

-визуальная (терапия образами)

-медитативное рисование

-мультимедийная (интегративная)

Таким образом, арт-терапия – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы…

Все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности. (К.Рудестам,1999) Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. (И.А.Копытин,2000) Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе педагога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира ребенка.

Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт-терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, О.И. Галкина и др.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» – писал К.Д. Ушинский. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для заикающегося ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством». (Р.Гудман,2000) Рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, а также абстрактно – логическое. (В.С.Мухина,1981)

Рисование предоставляет ребенку с заиканием возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Изобразительная деятельность– своеобразный аналог графической речи. (Л.С.Выготский,1991)

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их совместном описании у детей с заиканием возникают затруднения. Именно невербальные средства единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами». (К.Рудестам,1999) С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи подчеркивают, что рисунок для детей с заиканием не искусство, а речь. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

У детей с заиканием по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Еще К.Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как более адекватный, более точный и емкий, чем слова.

В процессе арт-терапевтической работы с заикающимися детьми используются музыка, движение и танец. Арт-терапевтические занятия при коррекции заикания могут быть неструктурированными и структурированными.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна– невербальная, творческая, неструктурированная. Другая – вербальная, формально более структурированная. (Л.Д.Лебедева,2005)

Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке детей с заиканием к спонтанной, художественной деятельности. Для этого мы используем различные игры, двигательные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, «Каракули», техника «закрытых глаз» и т. д. (Д.Винникотт,1994) Считается, что, рисуя с закрытыми глазами, дети способны лучше настроиться на свой внутренний мир. Для настроя на спонтанное творчество мы используем разнообразные приемы: рисование пальцами, мелками, углем, песком, пластилином и др.

На втором этапе мы включаем элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие… Для занятий лучше подбирать малознакомые композиции без текста.

На третьем этапе предполагается индивидуальное творчество для исследования чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов отображаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил ребенка. Ребенок с заиканием невербальным языком образно сообщает о себе…

Арт-терапевтические занятия эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений, особенно у детей с заиканием. Арт-терапевтические занятия облегчают процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей. Игровой характер арт-терапевтических упражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, которая помогает осваивать и исследовать детей с заиканием.

Таким образом, при коррекции заикания арт-терапия:

– Создает положительный эмоциональный настрой.

– Облегчает процесс коммуникации со сверстниками.

– Способствует преодолению языкового барьера.

– Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазии, которые затруднительно обсуждать вербально.

– Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.

– Развивает чувство внутреннего контроля.

– Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.

– Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

– Позволяет выстраивать отношения педагога с ребенком.

На арт-терапевтических занятиях, при коррекции заикания, каждый детский рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые позволяют получить представления об индивидуально–психологических свойствах ребенка. При коррекции заикания рисование, как родственное с письмом действие, делает из руки новый орган мозга– особо точный и образный инструмент языка и речи. (В.В.Клименко,2005) причем рисование не просто способствует коррекции, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление.

На арт-терапевтических занятиях дети рисуют рисунок, который представляет собой своего рода рассказ о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. На арт-терапевтических занятиях при коррекции заикания педагог приближается к тайному смыслу рисунков – значит, он приближается к пониманию внутреннего мира ребенка, его истинных чувств, переживаний, проблем. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-35 минут. Занятий по арт-терапии дети ждут с нетерпением и с большим желанием выполняют практические задания.

Литература:

1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург «Питер», 2000, 448 стр.

2. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Е.А. Алябьева. Творческий центр «Сфера», Москва– 2002, 96 стр.

3. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Издательство «Речь», Санкт–Петербург 2005, 256 стр.

4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков// Практикум по арт-терапии. СПБ: Питер, 2000. Стр.136-157

5. И.В. Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание – СПБ: Питер, 2004-348 стр.

Читайте также:  Логопедическое обследование при ринолалии
Ссылка на основную публикацию