Алалия в школе

Алалия в школе

Работа логопеда с детьми-алаликами в школе.

В настоящее время алалией принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем еще до формирования речи, т.е. до 1-2 лет жизни ребёнка.

Однако все классификации алалий не исчерпывают разнообразие форм алалий. К этому речевому нарушению полностью относится высказывание Монакова об афазии: «Нет афазии, а есть афазики». Также бесконечно разнообразны дети-алалики и пути развития их речевых функций.

Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. В процессе школьного обучения у детей с алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи. Чтение вслух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении.

Иначе говоря, ребенок, легко повторяющий слово, тогда, когда ему нужно, не всегда может его произнести при чтении вслух, даже если он понял смысл слова. У разных детей эта особенность выражена с различной яркостью. Встречаются случаи, когда ребенок легко читает про себя, то есть понимает написанный текст, но грубо ошибается, когда начинает читать вслух.

Интересно отметить, что у алаликов с наполнением словарного запаса увеличивается количество аграмматизмов в противоположность уменьшения их у нормально развивающегося ребёнка с обогащением его словаря. Примерная последовательность в усвоении частей речи следующая: существительное, глагол, местоимение, прилагательное, числительное, союзы и предлоги.

Обучение грамоте обычно даётся алаликам с большим трудом, требуя удлинённых сроков, и всё же до 4-5 класса массовой школы алалик может путать буквы, пропускать и заменять их в письме, пропускать и переставлять слоги в словах и слова в предложениях. Алалик затрудняется повторить и запомнить сложные распространённые предложения, в связи с этим они пишут диктанты хуже, чем изложения.

Чтение долго остаётся замедленным и неточным, а устная речь иногда поражает оборотами, не свойственными родному языку и напоминающими речь иностранца. Арифметические действия усваиваются легче, чем грамота, а решение задач оказывается затруднённым, так как ученик не может быстро и точно понять текст задач.

По интеллектуальному развитию дети неоднородны. Среди них имеются такие, которые, ещё не овладев фразовой речью и едва называя числа первого десятка, уже умеют считать и производить арифметические действия в уме, показывая результаты на пальцах. Они хорошо понимают речь и любят слушать чтение, запоминают сказки и правильно выполняют все задания при проверке прочитанного текста. Такие дети быстро выучивают буквы, овладевают слиянием слогов, но чтение их неточно, а в устной и письменной речи долго сохраняются парафазии и аграмматизмы.

Нередко встречаются моторные алалики с выраженным отставанием интеллектуальном развитии (но не олигофрены). Обучение речи и грамоте идёт у них очень медленно, тормозится отсутствием устойчивого внимания и большой утомляемостью. Отличие от олигофрений заключается в том, что при алалии мы имеем дело с очаговым поражением мозга, с избирательным поражением речевой функции.

У детей-алаликов отсутствуют различные формы единственного и множественного числа, существительного, глагола, прилагательного. Значение многих предлогов было незнакомо (предлоги над, за, из, впереди, позади, между).

Работа по развитию речи у детей с моторной алалией длительна и трудна. Она требует от логопеда большой наблюдательности и вдумчивого подхода к каждому ребёнку. Если схематизировать эту работу, то можно разделить её на 4 этапа, соответственно 4 этапам развития речи.

1 период логопедической работы

Основная задача первого периода работы с детьми-алаликами – это создание речевого импульса через установление своеобразного пассивного (со стороны ребёнка) речевого контакта. В этот период логопед говорит вместо ребёнка, выражая всё то, что нужно ему сказать и что хочет сказать сам ребёнок. В ходе игры происходит развитие.

2 период логопедической работы

Задача второго периода заключается в воспитании сознательного овладения речевыми звуками и осваивании по подражанию отдельных восклицательных и лепетных названий. Ребёнок, учится подражать отдельным словам и восклицаниям.

3 период логопедической работы

Третий период в работе логопеда начинается тогда, когда становится доступным заучивание коротких для произношения названий отдельных предметов и действий и введение их в активный словарь. У ребёнка начинают появляться самостоятельно приобретённые слова. Одновременно появляются ошибки в речи:

  1. Парафазии (замена звуков, замена слов)
  2. Перестановки звуков, слогов в словах
  3. Контаминации – смешение звукового состава нескольких слов и образование новых слов (молоток – колоток)
  4. Персеверации – повторение звуков, слогов, слов. Словарь достигает 20-50 слов.

4 период логопедической работы

На этом периоде помощь логопеда заключается в обучении грамоте, которая обеспечивает ребёнку освоение правильной структуры слов, а в дальнейшем, и фразы. Процесс изучения букв заставляет заново повторить артикуляцию всех звуков, и буква становится новым подкреплением звука.

Обучение чтению и письму ведётся параллельно. В случае графического затруднения применяется письмо по точкам, обведение цветным карандашом заготовленных контуров букв.

Для предупреждения перестановки букв и слогов при обучении чтению слова нужно вести указкой от буквы к букве, показывая направление строки.

Что же необходимо учитывать логопедам ДОУ при работе с алаликами:

Не затягивать со звукопостановкой до подготовительной группы, так как времени для индивидуальных занятий почти не остаётся из-за большого количества фронтальных занятий в этом периоде.

  1. Больше внимания уделять автоматизации звуков, продолжая пока ребёнок не будет употреблять звук правильно в самостоятельной речи.
  2. Обязательно после автоматизации проводить дифференциацию уже поставленных звуков. Это поможет будущему школьнику избежать ошибок со смешением этих звуков на письме.
  3. Акцентировать внимание на звуковом анализе слова.
  4. Обучить ребёнка слоговому анализу и чтению слогов.
  5. Проводить диагностику задержки психического развития среди детей с алалией до начала школьного обучения.

В период школьного обучения логопедам в своей работе стоит учитывать следующие моменты:

1. Работу по коррекции дисграфии и дислексии вести параллельно.

2. Проводить планомерное развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического) участвующих в чтении и письме. Как элемент можно включать в каждое фронтальное занятие.

3. Вырабатывать чёткую артикуляцию изучаемых звуков.

4. Поскольку фонематическое восприятие у детей с алалией почти всегда нарушено, дифференциация оппозиционных звуков должна занимать достаточно много времени. Бывает, что речь фонетически правильная, но ребёнок плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, сонорные звуки.

5. Внимательное изучение ошибок письма таких детей показало их специфичность, основанную на недостаточной сформированности звукового анализа и синтеза.

Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой и карточками слогами.На письме такие дети допускают множество ошибок на пропуск гласной или одной из двух согласных со стечением. Избежать этих ошибок нам поможет предварительное составление слова из разрезной азбуки, а потом письмо с проговариванием по Бетеньковой по следам предварительного анализа. Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога и слова.

Большую проблему часто создают йотированные гласные, когда они являются знаком смягчения предыдущего согласного (мясо, мёд, изюм).Звуковой анализ их не проводим, так как в начальной и конечной позиции они распадаются на 2 звука.

Звуковой, слоговой анализ удобно проводитььна схематическом письме:

  • Посчитать, сколько в предложении слов и поставить столько же горизонтальных чёрточек.
  • Разделить слова на слоги и поставить столько же маленьких чёрточек.
  • Сосчитать количество звуков в слогах и обозначить их снизу точками.

6.​ Работу с союзами и предлогами также пожно строить через схематическое письмо, обозначая предлог маленькой чертой.

7.​ Поскольку 80% слов русского языка не объяснить правилами, то словарные слова отрабатываются на каждом занятии( список слов по классам необходимо иметь логопеду) и подбирать к теме каждого занятия.

8.​ Единицей чтения надо сделать слог , а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше. Сложно научить детей читать . если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы.

Описанные здесь приёмы и методы работы по активизации речи у моторных алаликов лишь небольшая часть из всего многообразия видов и методов работ над речью. Учитывая важность речевой практики, необходимо стараться активизировать речь детей, связывая это с развитием понимания речи. Наряду с накоплением точных, конкретных представлений надо придавать большое значение развитию внимания к речи, умению вслушиваться в правильную речь.

Детей-алаликов при развитии речи надо ставить в различные условия, дающие возможность накопления опыта самостоятельных действий. Необходимо пользоваться такими методическими приёмами, которые способствуют осмыслению, возбуждают потребность речевого общения, желанию что-то узнать, спросить, ответить самому.

Тема: Моторная Алалия – какие школы? Только речевые?

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…

Моторная Алалия – какие школы? Только речевые?

Мамочки алаликов, помогите.
Мы конечно из алалии моторной вышли, логопед в детском саду заверила, что у нас в обычной школе все будет нормально.

Я, конечно, понимала, что будет тяжело, но если бы я только могла подумать как.

Меня интересует только реальный опыт обучения в школе реальных алаликов, а не тех, кому кто-то сказал, что это алалия, а на деле бало просто ОНР.

Честно говоря, я не знаю что делать. Пошли мы в саму простую обычную школу – без претензий. Но: 28 человек в классе – не услышал – не понял – не догнал – отвлекся и т.п. – твои проблемы.

Мы конечно занимаемся дома, сейчас еще и с учительницей индивидуал но (репетиторство), но ВОПРОС:
РЕАЛЬНО ЛИ УЧИТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ АЛАЛИКУ, ДЛЯ КОГО РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ, (а со второго класса еще и иностранный), ПРИТОМ ЧТО МАТЕМАТИКА У НАС ЕЩЕ ХУЖЕ ЧЕМ РУССКИЙ. ХОТЯ СОХРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ, ГОВОРИТ ТАК, ЧТО НЕ ЗАТКНЕШЬ НУ И ВООБЩЕ НЕ СКАЗАТЬ ЧТО ГЛУПАЯ.
Реально ли справиться с помощью репетиторов и самостоятельных усилий или этим загоню ребенка не успевающего, требуя от него того, чего он дать не может в связи с особенностями развития.

ПОШЛА Я НА ЧАПЫГИНА – А ОНИ МНЕ ПРО РЕЧЕВУЮ ШКОЛУ ГОВОРЯТ.
Даже я бы рассмотрела этот вариант, наверное, но у меня две первоклашки (двойняшки), я в результате и одну в хорошую школу не отдала, чтобы второй было не так сложно, теперь сижу и ПОСЫПАЮ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ.
У меня уже было два разных сада, теперь что 2 разных школы.

Жду реальные истории и советы, ОЧЕНЬ ЖДУ! А ТО ГОЛОВА СКОРО ЛОПНЕТ.

Не алалик, другие проблемы. Учимся в обычной школе, где есть классы 5 вида. Школа неплохая. Может быть, Вам стоит поискать такой вариант? Один ребенок – в “массе”, второй – в коррекции?

Тем более, что с этого года увеличено количество уроков по спецпредметам – произношению и развитию речи. Оттяпали часы за счет окружающего мира с прицелом именно на тяжелых речевых детей.

Не алалик, другие проблемы. Учимся в обычной школе, где есть классы 5 вида. Школа неплохая. Может быть, Вам стоит поискать такой вариант? Один ребенок – в “массе”, второй – в коррекции?

Тем более, что с этого года увеличено количество уроков по спецпредметам – произношению и развитию речи. Оттяпали часы за счет окружающего мира с прицелом именно на тяжелых речевых детей.

Как бы это узнать? А ваша школа в каком районе?

Нас тоже очень интересует. Сейчас 7. Думаем про речевую. Ч речью еще швах – нам лишь сейчас пвезло с логопедом. Обычную школу с иностранным точно не птянем. Наверное пойдем на комиссию и в речевую. Хочу на Дрезденскую.

Мдя. А мы переехали вот в пригород. Школа во дворе – ужас-ужас. Приличная (куда можем влезть) – гимназия. Пока на подготовишках – более-менее. Но за счет моих и ее пота и крови. Математика СБ норма. Чтение с боем (каждый день забываем буквы), писание – ужас (то назеркалит букву, то целое слово). Но других вариантов здесь просто нет. Либо школа ужасная с жутким контингентом, либо гимназия. Вариантов просто нет. Есть один класс коррекции – там . нам точно не туда. В общем сижу и трясусь заранее С речью беда, составить простой рассказ – проблема, описать ситуацию – проблема. Было МА, потом дизартрия. (с 4,5 лет).
Это я так, постою послушаю

Как мама первоклассницы с бывшей МА, скажу, что речевая школа для наших лучше. Мы поступили в обычную (т.е.даже очень хорошую), но потом нам повезло с речевой (в смысле нас и так туда брали, но наша районная речевая очень от нас далеко, а попали не по своему району, но фактически совсем близко). В плане речи- одни плюсы- занятия с логопедом индивидуальные и групповые. 10 человек в классе. Обычная “Школа России”. Английский будет позже факультативно, т.к. в 5-м виде он не предусмотрен.
Очень долго сомневались и колебались, сейчас не жалеем нисколько.

Может, и реально, но и дети злые бывают, и, самое главное, надо понять и осознать, что нужно ребенку. Нужна ли эта вся гонка? Психологически может быть очень тяжело. Темп может не потянуть.
Надо делать то, что важнее для ребенка и реальнее.

Была МА, вышли из сада с ОНР 3 и в саду все говорили только про речевую школу. В итоге по разным причинам до сих пор в массовой(5 класс). Из-за проблем с учителем русского языка(ее очень недолюбливает почти весь класс) возможно все-таки будем уходить в речевой класс. Помимо речевых проблем у ребенка быстрая утомлемость и дефицит внимания, т.е. сейчас он, если хочет, выдерживает полноценной работы 3-4 урока в день, СБ расписание такое что каждый день есть то музыка, то изо, то подобное, там отдыхает видимо.
Моему сначала не повезло: закрыли речевой класс куда поступил, на танцах получил сотрясение мозга, и в конце года многогранно вылезла дисграфия. Потом во 2 и 3 класс попали в дворовую школу, с кошмарным по мнению общественности контингентом, но в маленький класс(18-20 человек) и к великолепному учителю которая заново научила читать, подняла интерес к учебе и самооценку. Он сам писал диктанты на 3/5, сочинения писал 4/3. Потом опять поменялся учитель в 4 классе, даже 2 подряд(совсем не по моему желанию) и обострились все проблемы.
Английский со второго класса, особо не помогала(слова учиили, прописи писали, тексты пытались говорить и переводить), не знаю за что(не читал, не писал, не понимал) имел 4 или 5, потом поменялась учитель и сразу начались 2, все вместе договорились что 3 нас всех устраивает, а я тяну как получится. В итоге из-за общих проблем получил 2 в четверти, занимался полгода с репетитором(знакомая девочка заканчивающая филфак ЛГУ англ. язык), теперь читает, силится переводить и однажды в порыве даже сказал “Я хочу выучить этот язык”.
Короче мой итог таков: МА в прошлом не есть основание для речевого класса, нужна хорошая логопедическая подготовка к школе и желательно сопровождение логопедом хотя бы в первом классе, потом по необходимости. Почему именно первый класс: даже если ребенок до школы научен читать и писать письменно, то в школе в классе он 1.не один и значит могут шуметь и просто отвлекать 2. объяснения проводятся неиндивидуально, а в учебниках иногда такие объяснения, что Вы в страшном сне себе можете не представить с этой стороны подойти к вопросу 3. если у ребенка низкая концентрация внимания или астеничность ему тяжело наращивать темп деятельности и тут могут пойти сбои, даже если дома все прекрасно получается.

К английскому у меня отношение такое: это не родной язык, поэтому если приспичит выучит когда приспичит, тогда будет мотивация а это очень помогает учиться чему угодно. Кстати, слышала не раз мнение что для речевиков лучше немецкий язык.
Сын учился по программам Школа России и Гармония, ИМХО, очень неплохо для речевиков обе. В Гармонии на месте непонятных букв в словах разрешается оставлять “окошечко”, и за ошибку незаполненное окошко не считается, кроме того было очень адекватное литературное чтение(даже по сравнению со ШР), интересная математика(с математикой у сына проблем нет и никогда не было). Наихудший для речевиков вариант общепринято, среди услышанных мною педагогов и логопедов, Занков.
С логопедом мы занимался 1-3 класс регулярно.
Еще могу сказать что моему легче было сдавать по возможности тестами или устно, даже были 5 и 4 за такие проверки знаний.
В идеале попасть в небольшой класс к внимательному гибкому учителю и в школу в которой есть постоянно работающий школьный логопед. Смотрите по ребенку, но если мотивация к учебе падает, а с учителем договориться об изменении подхода к ребенку не удается, переводите в речевой класс, ибо без мотивации с тяжелым родным письмом ребенок может дойти до отрицания всех письменных работ по всем предметам, а из такого штопора всем будет намного тяжелее выходить, чем перейти из речевого класса в обычный.
По поводу “дети злые”: дети не злые , бывает злой посыл их родителей или значимых окружающих взрослых. Моего ни разу не дразнили за неграмотность даже у доски или чтение вслух (в конце первого класса читал по буквам, сейчас читает 60 слов в минуту).

Читайте также:  Нарушения письменной речи младших школьников

Пошли в обычную школу.логопед до 5 класса,английский с репетитором с1 и по сей день.По факту- 10 класс на гиа брала репетитора,написал отлично(на егэ возьму обязательно),английский ,как на русском (участвует в олимпиадах.есть грамота от мин.обр.) ,перешли в очень сильную школу.У мамы седые волосы,но не о чем не жалею.

Алалия

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

МКБ-10

  • Причины алалии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы моторной алалии
    • Неврологический статус
    • Психологический статус
    • Речевой статус
  • Симптомы сенсорной алалии
    • Речевой статус
    • Психологический статус
  • Диагностика
  • Коррекция алалии
    • Общее лечение
    • Коррекция моторной алалии
    • Коррекция сенсорной алалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную(сенсорную) алалию.Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешаннуюалалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  1. Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
  2. Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.
Читайте также:  Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря,
  • фразовой речью,
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи,
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Алалия.ру

Наши дети в школе

Неправда, учебники программы 7 вида такие же как и в обычных классах. Разница в том, что на усвоение темы дается больше времени.

Насть, я не про то, как должно быть.
Я про то, как на практике это у нас реализовано.
Никто не тянет ребенка в норму, если он пошел на 7 вид.
Но мы тут в Тамбове, возможно, позади планеты всей.
Буду рада, если где-то по-другому.

Не тянут, да. они просто выводят на пмпк, где ребенку прописывают 8 вид, если он не справляется, так у нас.

У нас, к сожалению, так же. Или выпихивают на домашнее обучение.

Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

Инклюзия только на бумаге.

Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

В саду повесили объявление о Дне открытых дверей в школьных корпусах. У нас три корпуса школ. Схожу познакомиться с учителями начальных классов, которые будут набирать 1-е классы.
Мы идём в школу, где начальная школа — это отдельный корпус. Мне она этим очень нравится.

Пусть вам сердце подскажет ВАШЕГО учителя :).

Здравствуйте. Зашла в эту тему, потому что ребенку моему почти 6 лет. Встает проблема школы. Инвалидности у нас нету. Так то нам ставили разные диагнозы:
1. Наш местный невропатолог ставила нам диагноз сенсомоторная алалия,
2. Лечились в Красноярске там нам поставили ОНР 1 степени, моторная алалия,
3. Так же лечились в Новосибирске там нам поставили диагноз ЗПРР (задержка психо-речевого развития).
Хотелось бы начать обучение школе в городе НОВОСИБИРСК (там наш реабилитационный центр, который нам очень понравилась и после которого у нас продвижение в речи) хотя сами живем вообще в другой Республике. Но я понимаю здесь моему ребенку не светит получить хорошее образование с такой особенностью речи. Как ни печально, но у нас дотационная республика и обучение соответствующее. Так вот мой вопрос знающим мамочкам. Есть ли мамочки чьи детки ходят в специальные речевые школы в Новосибирске? Вообще какую школу ходят такие детки? Есть частные школы в Новосибирске? Обязательно ли направление от врача и ПМПК? Так как никаких официальных документов о нарушении речиу нас нету. Просто лечились, даже в учете у невропатолога не стоим. Сейчас мы ходим в садик. Садик у нас для обычных детей. Так как для детей с нарушением речи у нас нету. Короче у нас деревня:( Вообще с чего начать подготовку в школе пожалуйста подскажите мамочки. Буду очень благодарна

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

ребенку моему почти 6 лет. Встает проблема школы

Шораана, есть смысл стремиться в Новосибирск, только если там есть настоящие речевые школы. Если это государственная школа, то нужно направление от ПМПК.
Обычные, с инклюзивным образованием — это будет ад для речевого ребенка.
Уж лучше у себя остаться, найти общий язык с учителем и дать возможность на протяжении начальной школы ребенку догнать сверстников.

Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Школа — это кошмар.
Мы как-то проскочили с Федей, потому что тогда не было никакой инклюзии и никто не понимал еще, что за ребенок. Слабый и слабый. А сейчас просто эпидемия какая-то: всех речевых детей, начиная с тех, кому 5.1 показана программа, выпихивают до 8 вида. Ничем не помогают!

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Мы в третьем классе речевой школы 5 го вида. По-моему опыту, 1 класс самый тяжелый.
Мое мнение, ребенок находится в коллективе детей с такими же проблемами, соответственно его не обижают, не унижают, не заставляют себя чувствовать ущербным нормотипичные дети. Ваша задача не идти на поводу педсостава, не проявлять слабость, а укрепится в школе 7.2, включить «отмороженную мамашу», что бы даже речи не заходило о школе 8 го вида, пусть вас даже чуть-чуть боятся.
По поводу похвалы, а зачем она вам? Учится ребенок, получает свои тройки, постепенно плетется вперед, что вам еще надо?

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Мы в третьем классе речевой школы 5 го вида. По-моему опыту, 1 класс самый тяжелый.
Мое мнение, ребенок находится в коллективе детей с такими же проблемами, соответственно его не обижают, не унижают, не заставляют себя чувствовать ущербным нормотипичные дети. Ваша задача не идти на поводу педсостава, не проявлять слабость, а укрепится в школе 7.2, включить «отмороженную мамашу», что бы даже речи не заходило о школе 8 го вида, пусть вас даже чуть-чуть боятся.
По поводу похвалы, а зачем она вам? Учится ребенок, получает свои тройки, постепенно плетется вперед, что вам еще надо?

Алевтина, мне похвалы не надо, я просто выразилась непонятно, всего не написала. Добилась перевода, потому что поняла, что теряем время в этом классе с этой учительницей. Учительница никакая в прямом смысле слова. Я хотела занятий, а получила 8 вид в итоге. Из бывшего класса учительницу сняли, поставили другую и там началась движуха с учебой. Видела мамочку из бывшего класса, она мне так радостно говорит,» что мы с новой учительницей выучили цифры до 10 и все буквы, правда она упорно пропускает 8…» И это это 1- ый класс уже к концу идет по программе 7-го вида.

а Вы сейчас в классе 8-го вида? Вы давали согласие на перевод с 7 го на 8 ой вид?

Девочки, напишите пару строк. Как у вас дети с иностранным языком справляются? В школе, в которую записались — английский с 1-го класса как дополнительное занятие по желанию и платно (но ходят все). А со 2-класса уже уроки. А с 5-го второй иностранный.
Нужен ли иностранный язык алалику. У нас русский то, как иностранный идёт. Как бы от иностранного отказаться? — вынести на факультатив.

Иностранный язык, наверное, только по 8 виду выносится из основной программы. Так что официально отказаться от него можно разве что в 1 классе.

По опыту, иностранный язык не слишком страшен. Сейчас не так учат, как раньше учили. Сразу идет заучивание слов и конструкций, попытки чтения по глобальному типу. В какой-то степени это и отработка русского языка, потому что фиксируется внимание ученика «по-русски — так, а по-английски — этак»: он имеет возможность увидеть языковые отличия, как бы осознать русское предложение с другой стороны.

На мой взгляд, английский вызывает гораздо меньше трудностей у алаликов, чем, например, чтение и окружающий мир. И иногда выученный дома диктант по английскому или короткий диалог — это отличный способ получить хорошую отметку и поднять самооценку. По русскому, математике, чтению и окружающему — то есть родным по речи предметам — сделать это будет гораздо сложнее.

Алалия

Алалия – одно из самых серьезных речевых нарушений у детей, которое вызвано поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Различают моторную и сенсорную алалию, хотя в последнее время принято использовать единое заключение: сенсо-моторная алалия , но выделять преимущественный компонент – моторный или сенсорный.

Как правило, причина алалии в поражении ЦНС в перинатальный период или в момент родов.
Реже, но также возможно, развитие нарушения в период до 2 лет, скорее вследствие тяжело протекающих болезней, высокой температуры (более 40 градусов), механических травм (падений, ударов), реакций на прививки.

Следует различать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, который достаточно похожи по своим проявления и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется грубым и стойким нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Если объяснять на простом языке, ребенок с сенсорной алалией не дифференцирует, не
различает звуки. Можно сравнить, что речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов. Часто ребенок с алалией слышит набор звуков, но не понимает, где
заканчивается одно слово и начинается другое. Это связано с тем, что зона мозга, отвечающая за
анализ и восприятие информации на слух, либо не сформирована, либо имеет очаговые поражения.

Сенсорную алалию можно спутать с нарушением слуха, поэтому родителям следует обязательно
сделать аудиограмму, чтобы исключить тугоухость.

К сожалению, ребята с сенсорной алалией сталкиваются с огромным количеством трудностей в
повседневной жизни: им сложно общаться со сверстниками, они не понимают, что им говорят, для них тяжело восприятие инструкций. Можно сравнить, что такие дети как будто чувствуют себя иностранцами в чужой стране.
Несмотря на то, что они, как правило, активно стремятся к общению посредством мимики и жестов, подобное заболевание требует большого внимания и усилий со стороны родителей. Следует обратиться к речевому неврологу, получить медикаментозную терапию, и на фоне лечения приступить к индивидуальной коррекционной работе: логопед-дефектолог, нейропсихолог – обязательны. В дополнение используются также компьютерные программы: комплекс БОС и нейродинамический комплекс Тимокко.

В случае самостоятельного течения нарушения – без медикаментозной терапии и нейрологопедической коррекции – может произойти вторичное нарушение личности ребенка:

  • хаотичное поведение, похожее на аутистические черты
  • замкнутость;
  • импульсивность;
  • сильная утомляемость;
  • неспособность удерживать внимание

Какими симптомами характеризуется сенсорная алалия у детей?

  • Проблема восприятия и понимания обращенной к ребенку речи. Выручают все те же жесты, а также «чтение по губам», которому ребята часто учатся интуитивно.
  • Активная и насыщенная, но бессмысленная речь – набор звуков, не подходящих по контексту искаженных слов и т.д.
  • Эхолалия – т.е., неконтролируемое повторение слов, сказанных другими людьми.
  • Навязчивые повторения определенных слов, слогов и даже просто звуков.
  • Грубые «переделки» слов, которые практически невозможно понять.
  • В случае, если ребенок способен понимать речь, то чаще всего это возможно только при соблюдении привычной ему интонации и порядка слов, иначе он теряется и перестает понимать даже знакомые фразы.
  • Скудный словарный запас, как активный, так и пассивный.
  • При установленной неврологом сенсорной алалии особенно важно как можно раньше, на втором-третьем году жизни обратиться к логопеду. В 5 лет может быть уже поздно.
Читайте также:  Логопедическое заключение ОНР 2 уровня, стертая форма дизартрии

Моторная алалия

Моторная алалия – речевое нарушение, характеризующееся недоразвитием или отсутствием речи при сохранном интеллекте.

Моторная алалия отличается от сенсорной алалии локализацией очага в центральной нервной системы. В случае моторной алалии у ребенка поражена зона мозга, отвечающая за воспроизведение речи. По мере взросления ребенок начинает критично воспринимать свои речевые проблемы и, в попытке избежать трудностей, учится широко и красочно использовать жесты и мимику.

Работа с детьми с моторной алалией, как правило, протекает быстрее и продуктивнее, чем с сенсорной.

Как правило, детям с моторной алалией крайне тяжело даются понятия, которые не имеют четкого зрительного образа. Например, «зеленое яблоко» – доступный образ. А вот «душевные объятия» вполне могут заставить ребенка сделать паузу, сбиться во время беседы или даже прекратить разговор.
Фразовая речь и грамматически верное построение предложений остаются в зачаточном состоянии без специальной работы. Фразы простые, «рубленные»: «Я тут», «Ты дай», «Это – плохо».

Познавать родной язык ребенку с моторной алалией также трудно, как взрослому человеку – китайские или японские иероглифы.
Еще одой яркой особенностью формирования связной речи при алалии является многократное повторение. Если в норме малыш запоминает большинство слов буквально со второго-четвертого повторения (а смешные слова – вообще с первого раза), то ребенку с алалией на те же самые слова могут потребоваться десятки и даже сотни повторений.
Ребенок понимает общий ход своей или чужой мысли, даже может говорить последовательно, но испытывает трудности с вычленением главного. Все это затрудняет формирование связной речи.

Работа с алалией должна быть выстроена комплексно. В Детской академии речи мы подходим индивидуально к каждому ребенку и используем комбинации из различных методов, приемов и работы с коррекционным оборудованием, которые будут эффективны для конкретного ребенка.

Мы составляем индивидуальную программу, используя следующие виды помощи:

  • Медикаментозное лечение, назначаемое речевым неврологом
  • Коррекционная работа с логопедом-дефектологом или логопедом-психологом в зависимости от особенностей ребенка
  • Нейропсихологическая коррекция – занятия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
  • Мозжечковая стимуляция – особенно показана в случая преимущественного моторного компонента алалии.
  • Комплекс биологической обратной связи БОС – необходим для развития лобных долей мозга, отвечающих за контроль и саморегуляцию.
  • Логопедический тренажер Дельфа-М – для отработки правильного звукопроизношения при сенсорной алалии, так как позволяет ребенку услышать себя через динамики.
  • Нейрокоррекционный комплекс Timocco – игровой вариант классической нейрокоррекции для детей с трудностями концентрации внимания.

В ряде случаев мы считаем правильным стимулировать ребенка по интенсивной методологии “Запуск речи”, а в дальнейшем продолжить заниматься с нужными специалистами в обычном режиме.

Алалия. Общеобразовательная школа?

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Россия, Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2005

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Россия, Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2005

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Москва ЗАО
СДВГ-статус : Специалист
Г.р. детей : дочка Комарик 2013 (хулиганьё домашнее, 1 экз.)
Милый юноша Ведмедик 2016

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Где-то во Внешних мирах. Место локации сейчас— Питер, Большая Охта
СДВГ-статус : Другое
Г.р. детей : 08 января, примерно 5000 назад

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Москва ЗАО
СДВГ-статус : Специалист
Г.р. детей : дочка Комарик 2013 (хулиганьё домашнее, 1 экз.)
Милый юноша Ведмедик 2016

География : Где-то во Внешних мирах. Место локации сейчас— Питер, Большая Охта
СДВГ-статус : Другое
Г.р. детей : 08 января, примерно 5000 назад

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : Где-то во Внешних мирах. Место локации сейчас— Питер, Большая Охта
СДВГ-статус : Другое
Г.р. детей : 08 января, примерно 5000 назад

География : Россия/Пенза
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : сын 01.02.2003 г.

География : Московская обл., г. Железнодорожный
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

География : USA
СДВГ-статус : Взрослый с СДВГ
Г.р. детей : 15 лет

География : сия Галактика
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : Дочь 1987, дочь – 1990, сынишка- февраль 2002 (темат.), внучка Соня 2006

География : москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1987 – взрослая доченька
2000 – тематический сынок

География : Россия,ростов
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008

География : северозапад
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2012 и 2012

География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1983,1984,2001

Тема Говоруны вам откроется после 25 ваших постов.
Только детишки там уже более взрослые. И с аутизмом в тч.

Диагноз алалия в 3 года ставится. И ранее может быть понятно, что у ребенка проблемы.

География : Где-то во Внешних мирах. Место локации сейчас— Питер, Большая Охта
СДВГ-статус : Другое
Г.р. детей : 08 января, примерно 5000 назад

География : Санкт-Петербург.Невский район
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1992 год дочь, 1999 год -тематический сын

Мара
У моего сына была моторная алалия.Последствие родовой травмы,частичный левосторонний парез лицевых мышцы и языка.
Постоянно лечился и занимался с медицинским логопедом. Логопед учил дышать, расслаблять гортань при произнесении звуков. Вначале были только из гласных а, о. Из согласных т,д, вневнятный звук н/м и что то смешанное из с/щ/щ. Слух был очень хороший, говорить не мог,но все помнил,когда заговорил-рассказывал,что тут было в прошлом году, а что тут.
Лечение начали вдва года, на лечении сказал “мама” в два года и два месяца, но далее развитие шло очень медленно,скачками. После трех с половиной лет подали документы на инвалидность по алалии, ближе к четырем годам речь просто полилась, но ничего не понятно-каша жуткая.Продолжал ходить в коррекционный детский сад, там занимался дефектолог и логопед зондовым методом. Речь постепенно улучшалось, после дс пошел в школу 7 вида, там моему сыну второй раз после перерыва дали инвалидность, снова занимался два года постоянно логопед, и снова логомассаж, работа с зондом(логопед клала сына на спину, под шею валик, язык поправляла зондом и так работала).
Сначала ставили алалию.Потом ОНР и дизартрию, ну и там у нас свои диагнозы еще плюс.

Как результат. Сын говорит не очень чисто, но речь понятная. Ну как говорят дети,с которыми логопед не занимался никогда) ОНР обычно сосуществует с разными другими нарушениями, как говорит логопед-нарушения у вас по русскому логопедические, но специфические.
Поэтому все годы с сыном работал дополнительно дефектолог. У сына была дисграфия, причем такие своеобразные аграмматизмы.

Вот это мой рассказ о том,как мы уходили от алалии все эти годы.
Я даже не заню что вам сказать. Я не видела вашего сына, не знаю степень проблем. Но вы по рассказу видете,как рано мы начали работать,не прекращали никогда, и поэтому есть эффект.
И сын учится в школе7 вида,кстати в интернате-но ходит домой после школы.
От инвалидности категорически советую не отказываться. Это льготы, это возможность отдыха, это полагающиеся специалисты, льготы различные и кроме того, пособие детское и пенсия.

География : Уфа
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2008, 2011

Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Игра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
И др.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Кулачками ток, ток, ток.
Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

– Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры : Лото, Домино, Фишки. Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

– Я ставлю домино с машинкой!

– И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец, например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

Список используемых источников:

  1. Рождественская Вера Ивановна, Павлова Анна Илларионовна «Игры и упражнения для исправления заикания». – М., 1978, 64 стр.
  2. Волкова Галина Анатольевна «Логоритмическая ритмика». – М., 1985, 291 стр.
  3. Анищенкова Елена Степановна «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». – М., 2006 – 60 стр.
  4. Архипова Елена Федоровна «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» М., 2007, 224 стр.
  5. Визель Татьяна Григорьевна «Основы нейропсихологии». – М., 2005, 383 стр.
Ссылка на основную публикацию