Алалия в школе

Алалия.ру

Наши дети в школе

В этой теме 997 ответов, 61 участник, последнее обновление zlata74-74 4 мес., 2 нед. назад.

Неправда, учебники программы 7 вида такие же как и в обычных классах. Разница в том, что на усвоение темы дается больше времени.

Насть, я не про то, как должно быть.
Я про то, как на практике это у нас реализовано.
Никто не тянет ребенка в норму, если он пошел на 7 вид.
Но мы тут в Тамбове, возможно, позади планеты всей.
Буду рада, если где-то по-другому.

Тамбов. Федор 2004.

Не тянут, да. они просто выводят на пмпк, где ребенку прописывают 8 вид, если он не справляется, так у нас.

У нас, к сожалению, так же. Или выпихивают на домашнее обучение.

Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

Инклюзия только на бумаге.

Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

В саду повесили объявление о Дне открытых дверей в школьных корпусах. У нас три корпуса школ. Схожу познакомиться с учителями начальных классов, которые будут набирать 1-е классы.
Мы идём в школу, где начальная школа — это отдельный корпус. Мне она этим очень нравится.

Пусть вам сердце подскажет ВАШЕГО учителя :).

Тамбов. Федор 2004.

Здравствуйте. Зашла в эту тему, потому что ребенку моему почти 6 лет. Встает проблема школы. Инвалидности у нас нету. Так то нам ставили разные диагнозы:
1. Наш местный невропатолог ставила нам диагноз сенсомоторная алалия,
2. Лечились в Красноярске там нам поставили ОНР 1 степени, моторная алалия,
3. Так же лечились в Новосибирске там нам поставили диагноз ЗПРР (задержка психо-речевого развития).
Хотелось бы начать обучение школе в городе НОВОСИБИРСК (там наш реабилитационный центр, который нам очень понравилась и после которого у нас продвижение в речи) хотя сами живем вообще в другой Республике. Но я понимаю здесь моему ребенку не светит получить хорошее образование с такой особенностью речи. Как ни печально, но у нас дотационная республика и обучение соответствующее. Так вот мой вопрос знающим мамочкам. Есть ли мамочки чьи детки ходят в специальные речевые школы в Новосибирске? Вообще какую школу ходят такие детки? Есть частные школы в Новосибирске? Обязательно ли направление от врача и ПМПК? Так как никаких официальных документов о нарушении речиу нас нету. Просто лечились, даже в учете у невропатолога не стоим. Сейчас мы ходим в садик. Садик у нас для обычных детей. Так как для детей с нарушением речи у нас нету. Короче у нас деревня:( Вообще с чего начать подготовку в школе пожалуйста подскажите мамочки. Буду очень благодарна

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

ребенку моему почти 6 лет. Встает проблема школы

Шораана, есть смысл стремиться в Новосибирск, только если там есть настоящие речевые школы. Если это государственная школа, то нужно направление от ПМПК.
Обычные, с инклюзивным образованием — это будет ад для речевого ребенка.
Уж лучше у себя остаться, найти общий язык с учителем и дать возможность на протяжении начальной школы ребенку догнать сверстников.

Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Школа — это кошмар.
Мы как-то проскочили с Федей, потому что тогда не было никакой инклюзии и никто не понимал еще, что за ребенок. Слабый и слабый. А сейчас просто эпидемия какая-то: всех речевых детей, начиная с тех, кому 5.1 показана программа, выпихивают до 8 вида. Ничем не помогают!

Тамбов. Федор 2004.

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Мы в третьем классе речевой школы 5 го вида. По-моему опыту, 1 класс самый тяжелый.
Мое мнение, ребенок находится в коллективе детей с такими же проблемами, соответственно его не обижают, не унижают, не заставляют себя чувствовать ущербным нормотипичные дети. Ваша задача не идти на поводу педсостава, не проявлять слабость, а укрепится в школе 7.2, включить «отмороженную мамашу», что бы даже речи не заходило о школе 8 го вида, пусть вас даже чуть-чуть боятся.
По поводу похвалы, а зачем она вам? Учится ребенок, получает свои тройки, постепенно плетется вперед, что вам еще надо?

Всем привет! Мы в этом году пошли в школу по программе 7.2. Учительница дилетант попалась, это что-то с чем-то! Надо искать опытного учителя. Добилась перевода в другой класс в конце ноября и сразу поставили 8 вид,Векслера не прошли . Новая учительница сказала сразу, что ребенок очень слабый , и вообще столько недостатков , ни разу еще за это время не похвалили. Я медленно умираю, так тяжело, просто не знаю как жить, учить и что будет с нами дальше.

Мы в третьем классе речевой школы 5 го вида. По-моему опыту, 1 класс самый тяжелый.
Мое мнение, ребенок находится в коллективе детей с такими же проблемами, соответственно его не обижают, не унижают, не заставляют себя чувствовать ущербным нормотипичные дети. Ваша задача не идти на поводу педсостава, не проявлять слабость, а укрепится в школе 7.2, включить «отмороженную мамашу», что бы даже речи не заходило о школе 8 го вида, пусть вас даже чуть-чуть боятся.
По поводу похвалы, а зачем она вам? Учится ребенок, получает свои тройки, постепенно плетется вперед, что вам еще надо?

Алевтина, мне похвалы не надо, я просто выразилась непонятно, всего не написала. Добилась перевода, потому что поняла, что теряем время в этом классе с этой учительницей. Учительница никакая в прямом смысле слова. Я хотела занятий, а получила 8 вид в итоге. Из бывшего класса учительницу сняли, поставили другую и там началась движуха с учебой. Видела мамочку из бывшего класса, она мне так радостно говорит,» что мы с новой учительницей выучили цифры до 10 и все буквы, правда она упорно пропускает 8…» И это это 1- ый класс уже к концу идет по программе 7-го вида.

а Вы сейчас в классе 8-го вида? Вы давали согласие на перевод с 7 го на 8 ой вид?

Девочки, напишите пару строк. Как у вас дети с иностранным языком справляются? В школе, в которую записались — английский с 1-го класса как дополнительное занятие по желанию и платно (но ходят все). А со 2-класса уже уроки. А с 5-го второй иностранный.
Нужен ли иностранный язык алалику. У нас русский то, как иностранный идёт. Как бы от иностранного отказаться? — вынести на факультатив.

Иностранный язык, наверное, только по 8 виду выносится из основной программы. Так что официально отказаться от него можно разве что в 1 классе.

По опыту, иностранный язык не слишком страшен. Сейчас не так учат, как раньше учили. Сразу идет заучивание слов и конструкций, попытки чтения по глобальному типу. В какой-то степени это и отработка русского языка, потому что фиксируется внимание ученика «по-русски — так, а по-английски — этак»: он имеет возможность увидеть языковые отличия, как бы осознать русское предложение с другой стороны.

На мой взгляд, английский вызывает гораздо меньше трудностей у алаликов, чем, например, чтение и окружающий мир. И иногда выученный дома диктант по английскому или короткий диалог — это отличный способ получить хорошую отметку и поднять самооценку. По русскому, математике, чтению и окружающему — то есть родным по речи предметам — сделать это будет гораздо сложнее.

Тема: Моторная Алалия – какие школы? Только речевые?

Опции темы

Моторная Алалия – какие школы? Только речевые?

Мамочки алаликов, помогите.
Мы конечно из алалии моторной вышли, логопед в детском саду заверила, что у нас в обычной школе все будет нормально.

Я, конечно, понимала, что будет тяжело, но если бы я только могла подумать как.

Меня интересует только реальный опыт обучения в школе реальных алаликов, а не тех, кому кто-то сказал, что это алалия, а на деле бало просто ОНР.

Честно говоря, я не знаю что делать. Пошли мы в саму простую обычную школу – без претензий. Но: 28 человек в классе – не услышал – не понял – не догнал – отвлекся и т.п. – твои проблемы.

Мы конечно занимаемся дома, сейчас еще и с учительницей индивидуал но (репетиторство), но ВОПРОС:
РЕАЛЬНО ЛИ УЧИТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ АЛАЛИКУ, ДЛЯ КОГО РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ, (а со второго класса еще и иностранный), ПРИТОМ ЧТО МАТЕМАТИКА У НАС ЕЩЕ ХУЖЕ ЧЕМ РУССКИЙ. ХОТЯ СОХРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ, ГОВОРИТ ТАК, ЧТО НЕ ЗАТКНЕШЬ НУ И ВООБЩЕ НЕ СКАЗАТЬ ЧТО ГЛУПАЯ.
Реально ли справиться с помощью репетиторов и самостоятельных усилий или этим загоню ребенка не успевающего, требуя от него того, чего он дать не может в связи с особенностями развития.

ПОШЛА Я НА ЧАПЫГИНА – А ОНИ МНЕ ПРО РЕЧЕВУЮ ШКОЛУ ГОВОРЯТ.
Даже я бы рассмотрела этот вариант, наверное, но у меня две первоклашки (двойняшки), я в результате и одну в хорошую школу не отдала, чтобы второй было не так сложно, теперь сижу и ПОСЫПАЮ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ.
У меня уже было два разных сада, теперь что 2 разных школы.

Жду реальные истории и советы, ОЧЕНЬ ЖДУ! А ТО ГОЛОВА СКОРО ЛОПНЕТ.

Не алалик, другие проблемы. Учимся в обычной школе, где есть классы 5 вида. Школа неплохая. Может быть, Вам стоит поискать такой вариант? Один ребенок – в “массе”, второй – в коррекции?

Тем более, что с этого года увеличено количество уроков по спецпредметам – произношению и развитию речи. Оттяпали часы за счет окружающего мира с прицелом именно на тяжелых речевых детей.

Не алалик, другие проблемы. Учимся в обычной школе, где есть классы 5 вида. Школа неплохая. Может быть, Вам стоит поискать такой вариант? Один ребенок – в “массе”, второй – в коррекции?

Тем более, что с этого года увеличено количество уроков по спецпредметам – произношению и развитию речи. Оттяпали часы за счет окружающего мира с прицелом именно на тяжелых речевых детей.

Как бы это узнать? А ваша школа в каком районе?

Нас тоже очень интересует. Сейчас 7. Думаем про речевую. Ч речью еще швах – нам лишь сейчас пвезло с логопедом. Обычную школу с иностранным точно не птянем. Наверное пойдем на комиссию и в речевую. Хочу на Дрезденскую.

Мдя. А мы переехали вот в пригород. Школа во дворе – ужас-ужас. Приличная (куда можем влезть) – гимназия. Пока на подготовишках – более-менее. Но за счет моих и ее пота и крови. Математика СБ норма. Чтение с боем (каждый день забываем буквы), писание – ужас (то назеркалит букву, то целое слово). Но других вариантов здесь просто нет. Либо школа ужасная с жутким контингентом, либо гимназия. Вариантов просто нет. Есть один класс коррекции – там . нам точно не туда. В общем сижу и трясусь заранее С речью беда, составить простой рассказ – проблема, описать ситуацию – проблема. Было МА, потом дизартрия. (с 4,5 лет).
Это я так, постою послушаю

Как мама первоклассницы с бывшей МА, скажу, что речевая школа для наших лучше. Мы поступили в обычную (т.е.даже очень хорошую), но потом нам повезло с речевой (в смысле нас и так туда брали, но наша районная речевая очень от нас далеко, а попали не по своему району, но фактически совсем близко). В плане речи- одни плюсы- занятия с логопедом индивидуальные и групповые. 10 человек в классе. Обычная “Школа России”. Английский будет позже факультативно, т.к. в 5-м виде он не предусмотрен.
Очень долго сомневались и колебались, сейчас не жалеем нисколько.

Может, и реально, но и дети злые бывают, и, самое главное, надо понять и осознать, что нужно ребенку. Нужна ли эта вся гонка? Психологически может быть очень тяжело. Темп может не потянуть.
Надо делать то, что важнее для ребенка и реальнее.

Была МА, вышли из сада с ОНР 3 и в саду все говорили только про речевую школу. В итоге по разным причинам до сих пор в массовой(5 класс). Из-за проблем с учителем русского языка(ее очень недолюбливает почти весь класс) возможно все-таки будем уходить в речевой класс. Помимо речевых проблем у ребенка быстрая утомлемость и дефицит внимания, т.е. сейчас он, если хочет, выдерживает полноценной работы 3-4 урока в день, СБ расписание такое что каждый день есть то музыка, то изо, то подобное, там отдыхает видимо.
Моему сначала не повезло: закрыли речевой класс куда поступил, на танцах получил сотрясение мозга, и в конце года многогранно вылезла дисграфия. Потом во 2 и 3 класс попали в дворовую школу, с кошмарным по мнению общественности контингентом, но в маленький класс(18-20 человек) и к великолепному учителю которая заново научила читать, подняла интерес к учебе и самооценку. Он сам писал диктанты на 3/5, сочинения писал 4/3. Потом опять поменялся учитель в 4 классе, даже 2 подряд(совсем не по моему желанию) и обострились все проблемы.
Английский со второго класса, особо не помогала(слова учиили, прописи писали, тексты пытались говорить и переводить), не знаю за что(не читал, не писал, не понимал) имел 4 или 5, потом поменялась учитель и сразу начались 2, все вместе договорились что 3 нас всех устраивает, а я тяну как получится. В итоге из-за общих проблем получил 2 в четверти, занимался полгода с репетитором(знакомая девочка заканчивающая филфак ЛГУ англ. язык), теперь читает, силится переводить и однажды в порыве даже сказал “Я хочу выучить этот язык”.
Короче мой итог таков: МА в прошлом не есть основание для речевого класса, нужна хорошая логопедическая подготовка к школе и желательно сопровождение логопедом хотя бы в первом классе, потом по необходимости. Почему именно первый класс: даже если ребенок до школы научен читать и писать письменно, то в школе в классе он 1.не один и значит могут шуметь и просто отвлекать 2. объяснения проводятся неиндивидуально, а в учебниках иногда такие объяснения, что Вы в страшном сне себе можете не представить с этой стороны подойти к вопросу 3. если у ребенка низкая концентрация внимания или астеничность ему тяжело наращивать темп деятельности и тут могут пойти сбои, даже если дома все прекрасно получается.

К английскому у меня отношение такое: это не родной язык, поэтому если приспичит выучит когда приспичит, тогда будет мотивация а это очень помогает учиться чему угодно. Кстати, слышала не раз мнение что для речевиков лучше немецкий язык.
Сын учился по программам Школа России и Гармония, ИМХО, очень неплохо для речевиков обе. В Гармонии на месте непонятных букв в словах разрешается оставлять “окошечко”, и за ошибку незаполненное окошко не считается, кроме того было очень адекватное литературное чтение(даже по сравнению со ШР), интересная математика(с математикой у сына проблем нет и никогда не было). Наихудший для речевиков вариант общепринято, среди услышанных мною педагогов и логопедов, Занков.
С логопедом мы занимался 1-3 класс регулярно.
Еще могу сказать что моему легче было сдавать по возможности тестами или устно, даже были 5 и 4 за такие проверки знаний.
В идеале попасть в небольшой класс к внимательному гибкому учителю и в школу в которой есть постоянно работающий школьный логопед. Смотрите по ребенку, но если мотивация к учебе падает, а с учителем договориться об изменении подхода к ребенку не удается, переводите в речевой класс, ибо без мотивации с тяжелым родным письмом ребенок может дойти до отрицания всех письменных работ по всем предметам, а из такого штопора всем будет намного тяжелее выходить, чем перейти из речевого класса в обычный.
По поводу “дети злые”: дети не злые , бывает злой посыл их родителей или значимых окружающих взрослых. Моего ни разу не дразнили за неграмотность даже у доски или чтение вслух (в конце первого класса читал по буквам, сейчас читает 60 слов в минуту).

Читайте также:  Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

Пошли в обычную школу.логопед до 5 класса,английский с репетитором с1 и по сей день.По факту- 10 класс на гиа брала репетитора,написал отлично(на егэ возьму обязательно),английский ,как на русском (участвует в олимпиадах.есть грамота от мин.обр.) ,перешли в очень сильную школу.У мамы седые волосы,но не о чем не жалею.

Моторная алалия

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg” />Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие речи у ребенка

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image004.jpg” />Моторная алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg” />При моторной алалии у ребенка наблюдается ограниченный словарный запас или полное отсутствие речи

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image008.jpg” />МРТ головного мозга ребенку позволяет подтвердить диагноз «моторная алалия»

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

В лечении моторной алалии немаловажная роль отводится развитию у ребенка мелкой и крупной моторики

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • сбалансировано питаться;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Алалия

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

Читайте также:  Особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с МДР

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Актуальная информация о моторной алалии

Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.

Краткая характеристика и классификация

Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.

Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:

  • Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
  • Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.

Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:

  • Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
  • Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
  • Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.

Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.

Особенности моторной алалии

При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.

Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.

Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:

  • Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
  • Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.

При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

  • Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

  • Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

Читайте также:  Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Особенности логопедической помощи при моторной алалии

Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:

  • нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
  • развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
  • развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
  • развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
  • коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
  • в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
  • развитие экспрессивной стороны речи.

Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов

Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.

Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.

Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.

Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.

Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.

В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.

Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.

Работа по преодолению сенсомоторной алалии в 1 классе школы для детей с ОВЗ
статья по логопедии (1 класс) на тему

Представлена система работы по преодолению сенсомоторной алалии у обучающегося 1 класса школы для детей с ОВЗ. Работа над алалией ведется параллельно с обучением чтению и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_sensomotornoy_alaliey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по преодолению сенсомоторной алалии в 1 классе школы для детей с ОВЗ

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период.

Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или наличии лепетных отрывков слов. В более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Различают моторную и сенсорную алалию. При моторном варианте алалии нарушается развитие экспрессивной речи, что выражается затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем речи при достаточно сохранном понимании речи.

При сенсорном варианте нарушения у ребенка затрудняется понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. В тяжелых случаях встречаются смешанные варианты нарушений — сенсомоторная алалия, при которой нарушается и экспрессивная, и импрессивная речь.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

  1. Речь ребенка с алалией крайне бедна либо отсутствует: вместо слов он произносит неясный звуковой комплекс, отдельные звукоподражания. Вместо речи ребенок активно использует мимику и жесты.
  1. Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно-сходных звуков. Ребенок не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.
  1. У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включится в движение, выполнить серию движений. В речи таких детей грубо искажена слоговая структура слов: замены, пропуски слогов, сокращение слов до одного слога.
  1. Словарный запас накапливается медленно, долго не используется в речевой практике. В активном словаре преобладают имена существительные . Глагольный словарь отсутствует, либо представлен называнием нескольких действий. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами.
  1. Грубое нарушение грамматического строя речи: дети не используют в речи предлоги, опускают или искажают окончания слов (при изменение их по числам, падежам).
  1. Фразовая речь отсутствует, либо ребенок использует простую аграмматическую фразу, часто представляющую собой сочетание слов и жестов.

Коррекционную работу над алалией можно условно разделить на 3 этапа:

На первом этапе работы основным является формирование активного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге, трехсложные слова с последовательным ударением на первом, втором, третьем слоге (начальные формы слов). Формируется звукопроизношение – дается звук, его зрительный образ – буква, буква включается в слог, затем в слово.

Развивается способность к звукобуквенному анализу слов. Начинается работа по формированию простой фразы.

Некоторые приемы работы с односложными словами на начальном этапе:

  • Чтение слоговых дорожек.
  • Называние звуков по порядку в слогах и словах;
  • Соотнесение печатного слова с предметной картинкой;
  • Составление слов из слогов для обозначения данной картинки.
  • Чтение слова и показ соответствующей картинки (выбор из 4-5 картинок).
  • Называние картинки и поиск соответствующего слова.
  • Игра «Чего не стало?». Перед ребенком выкладываются односложные

( двусложные, трехсложные) слова, которые ребенок может произносить. Когда ребенок закрывает глаза, логопед прячет одну картинку, ребенок угадывает, чего не стало.

  • Звуковой анализ слов.
  • Повторение за логопедом и запоминание простых фраз. (Это кот. Кот спит. Это вата. Вата белая.).

На втором этапе продолжается обучение грамоте на уровне чтения отдельных слов, предложений. Продолжается работа над постановкой звуков. Параллельно продолжается работа по накоплению активного и пассивного словарного запаса.

Начинается работа по согласованию существительных с местоимениями, использование в речи предлогов, прилагательных. Составляются и заучиваются простые рассказы (тексты подбираются согласно уровню речевого развития ребенка).

Некоторые приемы работы с двусложными и трехсложными словами:

Чтение двусложных слов и показ соответствующей картинки (выбор из 4-5 картинок).

  • Называние картинки и поиск соответствующего слова.
  • Игра «Чего не стало?». Перед ребенком выкладываются двусложные слова, которые ребенок может произносить. Когда ребенок закрывает глаза, логопед прячет одну картинку, ребенок угадывает, чего не стало.
  • Подбор картинок, названия которых начинаются с прочитанного слога (Например, слог ВА-, предлагаются картинки ВАТА, ВАЗА).
  • Подбери слог правильно. Ребенку предлагается вставить пропущенный первый или второй слог, с опорой на предложенные картинки.
  • Составление двусложных слов из слогов. Ребенку предлагается слоги и картинки с названием слов, которые ребенок должен составить.
  • Угадай, какой слог убежал? Ребенок закрывает глаза, логопед убирает один слог из слова, составленного из слогов, ребенок должен догадаться какой слог убежал.
  • Звукобуквенный анализ слов.

На третьем этапе продолжается автоматизация грамматических категорий (использование предлогов, изменение слов по падежам, согласование всех частей речи в роде, числе). Продолжается постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи. Продолжается формирование фразовой речи. Развитие связной речи производится на материале серий сюжетных картинок. Картинки и тексты подбираются согласно уровню его речевого развития и понимания речи.

Продолжается накопление словарного запаса по конкретным лексическим темам.

Некоторые приемы работы по формированию простого предложения:

  • Составление двусоставного предложения с глаголом (существительное + глагол). Проговаривание, чтение и запоминание каждого предложения.
  • Выбор картинки по просьбе логопеда (Например: « Покажи, где девочка моет куклу».).
  • Работа над предлогами начинается с выполнения инструкций по действию (Положи кубик на стол. Спрячь платок в карман.), затем по наглядному материалу (У кого морковка? Что лежит под столом?).
  • Подбор соответствующего предлога при чтении предложения (Ваза стоит … столе.)
  • Разгадывание кроссвордов. Ребенку предлагается назвать звуки по порядку в каждом слове, выложить соответствующие буквы и прочитать получившееся слово по вертикали.
  • Составление рассказа по картинке. Ребенку предлагается рассмотреть картинку, назвать изображенные на ней предметы.

Затем логопед читает текст по предложениям, а ребенок повторяет прочитанные предложения.

После этого ребенку предлагается самому прочитать текст. Далее ребенок отвечает на вопросы по тексту или находит и читает нужное предложение в тексте. Если ребенок затрудняется пересказать текст, то необходимо заучивание текста с опорой на картинку.

Затем следует период совершенствования речи, когда расширяется объем предложений и рассказов.

Параллельно с работой над импрессивной и экспрессивной речью ведется работа по развитию неречевых процессов. Это упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.

Логопедия под редакцией Л. С. Волковой. Москва: «Просвещение», 1989.

Н.Н. Трауготт Как помочь детям, которые плохо говорят. Санкт-Петербург, 1994.

Н.С.Четверушина Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Москва, 2001.

О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми. Санкт-Петербург, 2009.

Ссылка на основную публикацию