Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.


Вспомогательные средства

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа.

Наш обучающий эксперимент проходил на базе детского сада №1853 для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1977 года по настоящее время и состоял в следующем: мы предлагали детям 5-ти летнего возраста дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» – обозначается маленьким кружочком, звук «а» – большим кругом, «о» – овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» – прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» – нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения.

Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.


Зрительные символы гласных звуков

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.


Зрительные символы гласных звуков

Зрительные символы согласных звуков

Зрительные символы согласных звуков

Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о.
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
– Сколько звуков я сказала? Повтори их.
– Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»
Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память. У детей на столах заменители звуков а,у,и. Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.
Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.
Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».
Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».
Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.
После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.
Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».
Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков:
-тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.
Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.


Игра «Сломанный телевизор»

Подводим итог

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение грамоте.

Специальные звуковые зрительные знаки в работе с детьми 4-5 лет.
презентация к уроку по теме

Немаловажной задачей в работе каждого учителя-логопеда является коррекция проблем у детей, посещающих логогруппу в области обучения грамоте. Тем более, что это один из наиболее значимых показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Поэтому, чем раньше будет начата работа в этом направлении, тем быстрее ребёнок овладеет совершенным фонетическим осприятием, овладеет навыками звукового анализа и синтеза. Применение описанных в презентациях вспомогательных средств я использую в работе с детьми, имеющих различные степени тяжести речевых нарушений. Так же это очень результативно в работе с детьми, у которых совсем отсутсвует речь (т.е. алаликами). Особенно на стадии вызывания звуков, проговаривании-активизации слов. Плное описание каждого звука через основное (зрительный знак) и вспомогательные (объяснение артикуляции и жестовый символ) средства будут представлены в следующих материалах..

Скачать:

ВложениеРазмер
spec_znaki_-_1.rar355.67 КБ
vspomogatelnye_sredstva_-2.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Итак, вспомогательные средства. Объяснение артикуляции звуков: При знакомстве детей со звуком, необходимо верно и, главное, интересно, объяснить его артикуляцию. Поэтому я оставила игровую ситуацию: «конфликт» между ВОЗДУХОМ и его противниками: ЗМЕЕМ ГОРЫНЫЧЕМ (языком), ДВЕРЬМИ (губами), КОСТЯНЫМИ РЕШЁТКАМИ (зубами) и т.д.

Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через домик-ротик, Воздуху ничего не мешает. Двери-Губы даже сделали воротца для Воздуха. Их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко произносить . Звук [ А ] Звук [ В ] Нижняя Губа-Дверь прижимается к верхним Зубам-Костяным решёткам. Они вместе закрыли путь Воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя Губа-Дверь сердится и «гудит».

Чтобы звуки лучше воспринимались и дифференцировались детьми, для обозначения каждого из звуков, я дополнительно использую определённый, связанный со зрительн ым, жестовый символ. Он подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого отдельного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Жестовые символы :

Звук [ М ] – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога)

Основное средство логопедического воздействия : зрительные звуковые знаки. – легко запоминаются детьми, – быстро воспроизводятся, – логически связаны со звуковым аналогом, – усиливают звуковое восприятие малыша путём дополнительной опоры на различные анализаторы, – наиболее физиологически приемлемы. Докажу чем. Нейропсихологи говорят, что у мальчиков до 6 лет, а у девочек до 13 доминирует правое полушарие к. г. м. в обучении и воспитании. А именно в этом полушарии происходит запоминание образов, событий. Запоминание символов, карт и схем – функция левого полушария, которое пока находится в рецессивном состоянии. Поэтому для обозначения каждого звука, я использовала зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Понимая, что использование моей звуковой образности промежуточное звено между этапом совершенствования фонематического восприятия и звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, и одновременно расширяет поле готовности детей к обучению грамоте, я увязала свои условные звуковые обозначения с общепринятой цветовой символикой школы.

Гласные звуки: Вырабатывая знаки для обозначения гласных звуков, я опиралась на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирала аналогии, которые можно легко и быстро воспроизвести, а также проконтролировать в случае затруднений. Для этого обращается внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука, и каждая артикулема соотносится со знакомой детям геометрической формой. Кроме этого эти фигуры имеют красный цвет.

Звук [ О ] Звук [ А ]

Для обозначения согласных звуков я использовала зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Одноцветные, а именно синие, картинки-образы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который уточняет восприятие соответствующего согласного звука. А единство цвета побуждает острее реагировать на различие в образах предметов или объектах, изображённых на карточках-знаках. Согласные твёрдые звуки:

Звук [ М ] Звук [ В ]

Согласные мягкие звуки: Различая с детьми согласные звуки по твёрдости – мягкости, я обратилась к игровому упражнению «Большой и маленький»: Два парохода мы с тобой Ты маленький, а я большой. Большой гудит, большой ревёт. Звук ЛЛЛ его с собой зовёт. Он твёрдо произносится И в море прямо просится. А маленький гудит не так, Он мягкий звук издать мастак: ЛЬЛЬЛЬ – звук несётся от него. Плывёт он тоже далеко! Вот так и находились зрительные пары-образы, которые как и знаки согласных твёрдых звуков, тоже одноцветные, но они зелёного цвета и меньше по размеру.

Звук [ Вь ] Звук [ Мь ]

Немаловажным в работе каждого логопеда является первоначальное глубокое обследование поступивших в группу для коррекции детей. В речевых картах есть, конечно же, место и для выявления уровня развития фонематического восприятия пришедших детей, где я использовала на мой взгляд, самую интересную методику Т. А. Ткаченко, предложенную в «Альбоме индивидуального обследования дошкольника ». Полученные результаты видны в диаграмме: Обследование:

Количество и диагнозы детей: В группу в этом году поступило 16 детей. Все обследованы для обозначения порога, с которого нужно будет начинать всю коррекционную работу: 1 ребёнок – имеет З.Р.Р. (на фоне З.П.Р . 2 детей – имеют О.Н.Р. II уровня; 13 детей – имеют О.Н.Р. III уровня (из них: 1 – с сопутствующим логоневрозом , 4 – на фоне стёртой дизартрии, 1 – с сопутствующей ринолалией .

Логопедические игры: Работая с детьми, я помню об их ведущей деятельности – игровой, а конкретно наиболее приемлемой для нас взрослых – дидактической. Поэтому использую зрительные знаки в играх, которые ввожу как в структуру занятий фронтального, подгруппового так и индивидуального порядков на очень многих этапах коррекции.

1. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах. Очень важный этап в работе по преодолению недостатков в фонематическом восприятии детей (6 этап Р. Ф. В.). Он требует немалое количество усилий, как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, ищущего всевозможные подходы, для того, чтобы облегчить усилия ребёнка, пытающегося услышать то, что ему пока не доступно. Игры с решением данной задачи, даю со С.З.З. и в сопровождении небольших четверостиший:

Если песенка поётся И большим кружочком рот, Это ААА из слова льётся. Ты найди его, дружок . Если песенка МММычит, Это ясно говорит. В слово гость-бычок пришёл. Мы его искать пойдём. Если песенка поётся, Губы улыбаются, Это ИИИ из слова льётся. Звуки с ним смягчаются. Если в слове завывает, Это ВВВьюга налетает. Вьюга в слове песнь поёт, Ты поймай её, дружок. « Есть я в слове или нет?»

2. Применение С.З. при постановке звуков помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем моей воли, как логопеда, а и её активным участником.

Появление звука [ С ] :

После чего, мы устраиваем, «День рождения звука».

3. Дифференциация : Работа по дифференциации звуков бывает также длительной и по той же причине: ребёнок на слух не различает звуки, а мы требуем различения только на слух. СЗЗ помогают ребёнку, дают зрительную опору, поэтому процесс дифференциации звуков идёт быстрее.

Дифференциация [ С ] – [ Сь ] .

4. ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ: СЛИЯНИЕ ЗВУКОВ, МАТЕРИАЛИЗОВАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ, ЕСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧТЕНИЯ, А СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХ ЖЕ ЗНАКОВ – АНАЛОГ ПИСЬМА, ТОЛЬКО И ТО И ДРУГОЕ ПРОИСХОДИТ В ОБЛЕГЧЁННОМ, ИГРОВОМ ВАРИАНТЕ. СКАЖУ ЕЩЁ, ЧТО Я ДАЮ ДЕТЯМ ДЛЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА И АНАЛИЗА ТОЛЬКО ТЕ ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ, КОТОРЫЕ НЕСУТ КАКУЮ-ТО ЛЕКСИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ .

«Раз, два, три, а ну-ка, посмотри!»

5. Формирование слоговой структуры слов – немаловажный фактор, влияющий на готовность детей с нарушениями речи к школе. Оно проявляется в отсутствии в речи перестановок, пропусков или наращения звуков и слогов, то есть имеет место верное воспроизведение структуры слов.

Здесь также зрительные и жестовые знаки гласных и согласных звуков облегчают детям ориентировку в структурном составе слов, особенно на подготовительном этапе данной работы: СОЗДАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ БАЗЫ. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.

Воспроизведение слов, близких по своему звуковому составу.

6. После введения поставленного звука в речь:

7. Профилактика дисграфии: В конце второго года коррекции, при печатании слов, очень часто дети пропускают гласные буквы. А ведь они составляют основу каждого слова. От гласных зависит громкость, внятность, красота как устной так и письменной речи . Чтобы дети эту ошибку не переносили в начальную школу, я широко использую следующие игры:

Выдели в слове два гласных звука и обозначь их нужными знаками. Выдели в слове гласный звук и обозначь его нужным знаком.

8. Развитие графических навы ков: Имеет особое место в работе каждого логопеда, так как от того насколько развиты движения руки ребёнка, настолько же правильно он и говорит. (напомню о наложении зоны движений пальцев рук в к.г.м. на зону движений органов речи).

«От точки к знаку».

Програмно-методическое обеспечение: «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина; «Звуки и знаки (легко произносимые согласные)» Т. А. Ткаченко; «Звуки и знаки (трудно произносимые согласные)» Т. А. Ткаченко; «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Т. А. Ткаченко; «Логопедические игры для дошкольников» С. Васильева. «Мой логопедический альбом» М. Мальцева; «Альбом индивидуального обследования дошкольника» Т. А. Ткаченко; «Мама, научи читать» Л. П. Царёва; «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е. В. Колесникова; «От слова к звуку» Е. В. Колесникова; «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Г. А. Тумакова; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева ; «Этапы развития фонематического восприятия»; «Тематический план фонетических занятий с применением специальных знаков» ; Перспективный план и личное планирование работы; Конспекты занятий с использованием СЗО.

Я не призываю сегодня же и всем начать подготовку к обучению грамоте в соответствии с моим подходом. но уверена, что это приемлемо, тем более когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как подготовка к обучению грамоте.

Но какие бы знаки мы не использовали, чем бы мы ни старались заинтересовать наших детей – хорошее, доброе настроение – вот залог нашей удачи. Наберёмся же терпения, не всё будет получаться с первого раза. Почаще будем хвалить ребёнка, и радоваться вместе с ним каждой, даже незначительной его победе. Наш доброжелательный настрой – залог успеха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск дополнительных эффективных приёмов в работе с детьми, у которых, наряду с ТНР, наличиствуют и фонематические нарушения слуха, восприятия и представлений, привёл меня к давно забытым символ.

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных .

Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе закреплено.

Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.

Использование картинок-символов в работе с детьми по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА

Разделы: Логопедия

Основной задачей ДОУ является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.

Если у 4-х летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ФФНР, ОНР), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняются.

В современных работах по логопедии отмечается то, что использование символики на более ранних (по сравнению с традиционными) этапах работы позволяет расширить рамки готовности к обучению грамоте.

Для этого нужно:

  • использование вспомогательной символики или картинок-символов;
  • упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.

Поэтому принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, нужно остановиться именно на вопросе о важности вспомогательных средств при начале работы над звуковым анализом.

Специализация ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает в себя совместную деятельность медицинских работников и коррекционно-педагогическую работу.

Основная масса детей с нарушениями ОДА имеют нарушения речевого развития. Тяжесть речевых нарушений зависит от сложности ортопедического диагноза. Поэтому важность и необходимость логопедической работы с такими детьми очевидна.

В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекция этих нарушений и тем самым выравнивания психологического развития основной массы детей-логопатов до возрастной нормы.

Данная категория детей имеет свои специфические особенности:

  • в поведении;
  • в общении;
  • эмоционально-волевой сфере;
  • познавательной деятельности.

Все эти проблемы заставляют более внимательно и пристально взглянуть на методы проведения логопедических занятий.

Кроме логопедической помощи в ДОУ компенсирующего вида с детьми проводиться большое количество лечебных, развивающих занятий и тут встает очень актуальная задача: как проводить коррекционно-логопедические занятия, чтобы логопедическая помощь ребенку была действительна полезна, результативна.

Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чтению и ряду других учебных дисциплин. Из этого следует, что для данной категории детей логопедические занятия имеют огромное значение.

Дети-дошкольники познают окружающий мир через игровую деятельность. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, для каждого необходимо выбрать свой стиль в работе.

Практическая работа показала, что логопедические занятия с детьми должны быть эмоционально окрашены, увлекательными и интересными для каждого ребенка. Всего этого можно добиться, широко используя на занятиях игровые моменты.

Собираясь на занятия в логопедический кабинет, дети уже сами настраиваются на положительные эмоции от того, что на занятиях их ждут интересные, новые игры.

Широко используя дидактические игры на всех этапах коррекционной работы с детьми, результат речевого нарушения нормализуется.

Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата первично имеют различные отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Вторично имеют нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического слуха. Нарушения в восприятии фонем влечет за собой недостатки в звукопроизношении.

Поэтому необходимо проводить работу над речеслуховым и речедвигательным анализаторами одновременно.

Среди детей-дошкольников с нарушениями ОДА очень часто встречаются дети с особой сложностью преодоления недостатков звукопроизношения. Для них характерны трудности в подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Это свидетельствует о наличии недостаточной мышечной иннервации в органах артикуляции.

Благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работы губ, языка, голосовых связок, мягкого неба человек правильно произносит звуки речи, как изолированно, так и в речевом потоке.

Точность, сила и дифференциация этих движений у ребенка проявляется не сразу. Они вырабатываются постепенно, в процессе речевой деятельности. А нарушения иннервации препятствуют формированию этих движений.

Поэтому в процессе практической работы с данными детьми по исправлению звукопроизношения, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Этапы работы.

1. Подготовительный этап.

Дети с нарушениями ОДА страдают нарушением двигательной сферы в разной степени. Движения органов артикуляции это часть двигательной сферы. Поэтому детям трудно и тяжело даются многие движения языком, губами, нижней челюстью. Чтобы помочь ребенку выработать нужные движения и существует подготовительный этап, т. е. комплекс специальных упражнений для артикуляционного аппарата. Это артикуляционная гимнастика.

Чтобы двигательные навыки у детей закрепились, становились более прочными, требуется систематическое, многократное повторение этих упражнений. При выполнении ребенком упражнений наблюдаются напряжения движений губ, языка, нижней челюсти. У детей не всегда получается все хорошо с первого раза. Многие из них отказываются их выполнять. Чтобы добиться у ребенка нужного результата его необходимо заинтересовать, увлечь. Этого можно добиться используя в своей работе яркий, наглядный,картинный материал, интересные пособия и игровые приемы. Поэтому, простую артикуляционную гимнастику можно сделать очень интересным, веселым и продуктивным этапом в работе с ребенком.

Ребенку не интересно повторять несколько раз одно и тоже движение сидя перед неподвижно перед зеркалом. Он быстро устает, отвлекается.

О проведении артикуляционной гимнастики пишут в своих работах Правдина О. В. , Хватцев И. Б. , Фомичева М. Ф. и другие авторы. Они отмечают ее нужность и важность. В логопедической литературе перечисляются комплексы артикуляционной гимнастики для разных групп звуков.

Монотонное повторение определенных движений языком, губами дети могут выполнить несколько раз, но качества от выполнения данного упражнения достигается не всегда.

Ребенку будет намного интереснее выполнять определенное упражнение, если при его выполнении он будет опираться на картинку. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка выполнить упражнение с интересом, каждому упражнению в соответствии с выполняемым движением дают названия (“Фокус”, ” Лопатка”, “Жук” и т. д.), кроме того, есть картинка-символ (образ- наглядное представление о чем- либо). Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении.

Таким образом, при повторении нужного упражнения уже не нужно еще раз объяснять, как делать данное упражнение. Картинка – символ дается ребенку, и он уже знает, какое упражнение он должен выполнять. При этом дети очень оживляются и, используя игровой прием, картинку – символ отрабатывается нужное движение. Одновременно у ребенка развивается внимание, память, самоконтроль: он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного результата.

Огромную роль на данном этапе работы играет “ситуация успеха “, очень важно похвалить ребенка, если у него что-то получается верно, быстро, хорошо. Это благотворно влияет на ход дальнейших занятий так как повышает интерес к ним, а ребенок чувствует уверенность в своих силах и способностях.

Подборка таких картинок – символов позволяет сокращать время на словесные инструкции, описание упражнения, а уделить больше внимания качественной стороне работы и выработке нужных положений, движений органов артикуляционного аппарата.

Картинки – символы – это незаменимый дидактический материал при работе на подготовительном этапе, а также при отработке опорных звуков речи, выработке воздушной струи, развитии фонематического слуха.

Символ – это предмет или действие, служащее условным знаком какого- либо понятия.

Отработка опорных звуков, опора на картинки – символы уже на подготовительном этапе способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, развитию фонематического слуха, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука. Это особенно важно в работе с детьми имеющими нарушения речи и стертую дизартрию.

2. Постановка звука.

К следующему этапу – постановке звука, можно переходить, когда ребенок научился легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

На данном этапе работы важно добиться правильного звучания изолированного звука путем объединения отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создания артикуляционной базы звука, добавления воздушной струи и голоса.

Так как существует несколько способов постановки любого звука, всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный контроль, слуховой, тактильный контроли и опорные звуки.

Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных, сформированных ранее. Опираясь в работе на звукоподражание можно избежать возврата старых связей.

В начале работы ребенку не следует говорить, какой звук мы хотим получить, а создавая словесно артикуляционную базу, помогаем тем самым ребенку достичь нужного положения органов артикуляции. Как только появляется правильно произнесенный звук, вводится соответствующее звукоподражание. Например: – “Слышишь, как у тебя звонко зазвенел колокольчик у комарика?”, “Еще раз позвени.”

Когда звук будет поставлен, соотносим это звукоподражание со звуком речи.

Поскольку звук для ребенка – понятие абстрактное, картинка – символ по нескольким параметрам соответствует этому звуку. Звукопроизношение, которое соотносится с предметом, изображенном на картинке, напоминает нужный звук (ш- ш-ш – шуршит мышка (рис. № 4), а -а- а – плачет Анна (рис. № 3), у – у – у – дудочка дудит (рис. № 2) и т. д. (рис. № 1))

Картинка-символ соотнесена и с движениями основных органов артикуляционного аппарата, подсказывает ребенку направление движения. Например, Жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх – когда произносим звук “Ж “.

Кроме того изображение предмета на картинке по форме напоминает соответствующую букву. При раскрашивании картинки – символа важно верно выбрать цвет, он отражает какой-то артикуляционный признак звука.

Например, при раскрашивании картинки с шариком (звук “Ф”, рис. № 3) – карандаш синего цвета, этот цвет холодный, как и струя воздуха, образующаяся при артикуляции звука “. Это ребенок ощущает тактильно на тыльной стороне ладони.

Таким образом, при постановке звука одновременно работают все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положение органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок), двигательный (ощущает положение языка, губ т. е. вырабатываются нужные кинестетические ощущения), т. о. Ребенок вырабатывает новые речевые рефлексы.

Такую слаженную, уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов называл динамическим стереотипом. Для детей с нарушением ОДА это особенно важно и актуально.

Подборка картинок – символов является постоянным дидактическим и наглядным материалом при проведении артикуляционной гимнастики , постановке и дифференциации звуков, используется в работе на занятиях по обучению грамоте. Успешно ими пользуются и воспитатели на своих занятиях по развитию речи.

Занятие.

Цели:

  • Учить детей четко произносить указанные звуки,
  • Учить анализировать звукосочетания АУ, УА, ИА, АУИ, ИАУ
  • Учить выделять звуки А, У, И в начале слова.
  • Закреплять связь: звук – буква.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие зрительного внимания, памяти и восприятия,
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: Картинки – символы : Аня плачет(звук а) (рис. №5), дудочка (звук у), (рис. №2), пони Иля (рис. 1) (звук и). Буквы А,У, И, красные квадраты. Предметные картинки (азбука, аист, утка, улитка, индюк, иголка).

1. Организационный момент.

Логопед здоровается с детьми и дает им инструкцию. Дети ее выслушивают и рассаживаются в заданной последовательности: На стульчики сядут те дети,чьи имена начинаются со звука а (Алена, Алеша, Алина), а затем девочки, мальчики.

2. Постановка цели.

Логопед: Сегодня мы повторим звуки, которые уже все научились правильно произносить. А какие это звуки, вы догадайтесь сами.

Игра” Сломанный телевизор”

Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят на губы и произносят звуки.

3. Анализ – синтез звукосочетаний.

Дети пошли в лес за ягодами, но отстали от взрослых и начали их звать : “АУ. “.

– Сколько звуков услышали.

– Назовите первый звук.

– Назовите второй звук.

– Как скажем вместе.

Логопед на доске из картинок – символов выкладывает это звукосочетание, дети выкладывают две красных квадрата, а под ними буквы.

Дети вспоминают, что красные квадратики обозначают гласные звуки.

Малыш спал в кроватке, проснулся и заплакал: “УА”.

– Сколько звуков услышали.

– Назовите первый звук.

– Назовите второй звук.

– Как скажем вместе.

Логопед вызывает одного ребенка, он из картинок – символов выкладывает

это звукосочетание на доске, а дети из квадратиков и букв на столе.

Игра “Назови правильно”

Логопед выкладывает из карточек – символов ряд звукосочетаний (Аня, Дудочка, пони Иля : А У И)

– Назовите первый звук.

– Назовите второй звук.

– Назовите третий звук.

– Как скажем вместе.

Дети выкладывают три квадрата, под ними буквы

4. Физкультминутка.

Игра с мячом “Назови первый звук в слове”

Логопед произносит слово и бросает мяч ребенку, он выделяет первый звук в слове, называет его и возвращает мяч (уши, Алик, улей, иней, аист, иволга).

5. Выделение первого гласного в слове.

Игра с картинками “Выполни верно”

На доске выставлены картинки – символы (Аня, пони Иля, дудочка). У каждого ребенка картинка. Он четко называет изображенный на ней предмет, затем первый звук в слове.

После этого ставит свою картинку под картинку – символ.

6. Развитие фонематического слуха.

Игра “Придумай слово”.

Логопед просит детей назвать слова на звук: А, У, И.

7. Формирование зрительно – пространственных функций.

8. Итог.

Дети отвечают на вопрос: “Какие звуки и буквы повторяли. “

Логопед дает оценку деятельности детей.

Список используемой литературы:

  1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. Книга для дефектолога. СПб: Питер Пресс, 1998. – 224с.

Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Аушева Нина Олеговна
Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

С каждым годом увеличивается число дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи (дизартрия, алалия). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Дошкольники с ОНР имеют стойкое фонематическое недоразвитие, которое препятствует овладению звуками родного языка и грамотой. Основной задачей логопеда становится предупреждение нарушений письма и чтения, которые затрудняют дальнейшее обучение в школе.

Готовность детей к успешному овладению грамотой определяется сформированным правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием и навыками звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Звуковой анализ – мысленное расчленение слова на составляющие его звуки.

Синтез – сочетание звуковых элементов в единое целое.

В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

По данным Н. А. Хохловой основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. По мнению Д. Б. Эльконина этому способствует слоговая система артикуляции в русском языке, при которой, расчленяя слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.

Использование вспомогательных средств, таких как зрительные символы гласных и согласных звуков по методике Т. А. Ткаченко, существенно облегчают процесс формирования фонематического восприятия и, на его базе, овладения навыками звукового анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

Основой зрительных символов гласных звуков является артикуляция (положение губ) в момент их произнесения и ее соотнесение с геометрическими фигурами:

Звук А-рот широко открываем, губы как большой круг;

Звук У- губы вытянуть в трубочку, маленький кружок;

Звук О- губы вытянуть овалом;

Звук И- губы в улыбке, узкой полоской;

звук Ы — губы оскалом.

(Звук Э не используется.)

У Т. А. Ткаченко все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки традиционно красного цвета.

Знакомство с гласными звуками и работу по их различению можно начинать уже с 4 лет на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Запоминающийся зрительный образ позволяет детям не только легко запомнить гласные звуки, но производить звуковой анализ и синтез различных звукосочетаний из 2-3 звуков.

Использование зрительных символов гласных звуков позволяет также эффективно проводить работу по формированию слоговой структуры слова. У дошкольников с ОНР успешно формируются представления о слогообразующей роли гласных звуков в составе слова.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется запоминающийся зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционными особенностями.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте в старшей группе изучаются легкопроизносимые согласные: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г,К, Х. К концу учебного года – С,З,Ц, если сформировано правильное их произношение. По методике Т. А. Ткаченко понятие «согласный мягкий звук» дается только в подготовительной группе. Я же считаю, что представление об акустических особенностях согласных звуков (твердость-мягкость) лучше формировать со старшей группы. С этой целью мною изготовлены зрительные символы твердых и мягких согласных звуков. С помощью них, дети учатся давать характеристику согласного звука, упражняются в определении твердых и мягких согласных в слоге и слове. Из-за несовершенства фонематического восприятия акустического образа звуков у дошкольников с ОНР, звуковой анализ обратных и прямых слогов и простых слов производится только на материале твердых согласных звуков.

Таким образом, с помощью зрительных символов звуков педагог может формировать следующие навыки:

• различение гласных и согласных звуков по артикуляционным признакам;

• различение согласных звуков по артикуляционным и акустическим признакам (звонкость-глухость, твердость-мягкость);

• определение наличия, либо отсутствия звука в ряду звуков, слогов, слов;

• определение первого и последнего гласного или согласного звука в слоге и в слове;

• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);

• анализ звукового состава обратного и прямого слога;

• анализ звукового состава простых односложных слов;

• синтез звуков в слогах, простых словах, то есть моделирование чтения;

• подбор слов с заданным звуком.

На занятиях мы также знакомимся и со зрительным образом букв в игровой форме. Конструируем буквы из палочек Кюизенера, пишем буквы на ладошке, на спине, на песке.

Использование специальной зрительной символики Т. А. Ткаченко: обеспечивает многоаспектное восприятие в процессе знакомства со звуком, усиливает речевые кинестезии, улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет процесс фонемообразования; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; обеспечивает готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

В подготовительной к школе группе занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся традиционным способом, т. е с использованием цветовых фишек, деталей лего при выкладывании звуковых схем слогов и слов, с введением букв.

Методику Т. А. Ткаченко я использую уже в течение 10 лет и получаю стабильно хорошие результаты. У большинства выпускников (60-80%) уровень сформированности фонематических процессов соответствует возрастной норме.

Авторская методика Т. А. Ткаченко описана в следующей литературе:

«Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»:

«Звуки и знаки. Гласные»; Юнвес,2002

«Звуки и знаки. Легко произносимые согласные»; Юнвес,2002

«Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные»; Юнвес,2002

«Развитие фонематического восприятия». Альбом дошкольника. М,2005

Учебно-методический комплект «Обновление»

«Фонематическое восприятие». Логопедическая тетрадь. М,2008

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза» Альбом дошкольника М,2005.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,.

Видео «Проект «Учим буквы». Использование новых технологий при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.

Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6–7 лет с ОВЗ Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6-7 лет с ОВЗ «Играя, речь развиваем». Цель – расширить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка – Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Насекомые» «Насекомые» Цель: расширять представления о насекомых посредством игр и игровых упражнений по подготовке к обучению грамоте Задачи: — Закреплять.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Космическое послание» для детей подготовительной к школе группы Подготовила: Андреева Наталья Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Д/с №21 о. в.» Дата проведения: 08.05.2019г.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте для учителей Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала. Задачи: Образовательные: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление.

«Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Конькова Наталья Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

«Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

При обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей работе я неоднократно убеждалась в том, что у детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Ткаченко Т.А. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Формирование умственных действий в дошкольном возрасте идёт поэтапно, это говорит о том, что мышление детей преимущественно наглядно-образное. Поэтому в работе учителя-логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка. Условные обозначения звуков связаны с общепринятой символикой (красные – для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности. Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Также, используя эти символы, можно научить ребёнка навыкам чтения. Играя, выкладываем и соединяем сначала зрительные символы звуков в слоги и слова, а затем переходим к буквам. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков «О», «А», согласного звука «С», то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука: звук (у) – губы трубочкой, звук (а) – рот широко открыт…

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию.

Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) – рот широко открыт, обозначаем большим красным кругом;

(и) – губы растянуты в улыбке, обозначаем красным прямоугольником;

(о) – губы округлены колечком, обозначаем красным овалом;

(у) – губы вытягиваем трубочкой, обозначаем маленьким красным кругом;

(ы) – губы в более широкой улыбке, обозначаем красным полукругом;

(э) – губы приоткрыты.

При изучении согласных звуков к зрительной опоре можно добавить и жесты. Жестовый символ в сочетании с зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Жестовые символы согласных звуков.

Звук (п) – девочка плачет (ладони приложить к глазам);

Звук (в) – ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);

Звук (ф) – фонтан шумит (движения руками снизу-вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);

Звук (б) – колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);

Звук (п) – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Звук (д) – барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);

Звук (т) – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Звук (г) – гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);

Звук (к) – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);

Звук (х) – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);

Звук (с) – качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

Звук (з) – комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Звук (ц) – тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);

Звук (ш) – шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

Звук (ж) – пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Звук (л) – корабль гудит (пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);

Звук (р) – самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

Я в своей работе использую зрительные символы как в НОД (изготовление дидактического материала, презентаций на звуки), так и в индивидуальной работе с детьми (использование карточек схем). С их помощью коррекционно-развивающие обучение у детей с ОНР приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Примеры карточек, которые я использую в своей работе:

1. Даём ребёнку картинку, символы звуков, буквы.

2. Появляются символы мягких согласных звуков (зелёного цвета).

Коррекции фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Коррекции фонематического восприятия

у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5)

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) – леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Виды нарушений фонематического слуха:

– Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено

– Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении

– Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Возрастные нормы формирования фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом – шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

– Правильно произносить звуки;

– Четко произносить слова;

– Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

– Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

– Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

1 уровень – узнавание неречевых звуков

2 уровень – различение одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса

3 уровень – различие слов, близких по звуковому составу

4 уровень – дифференциация слогов

5 уровень – дифференциация фонем

6 уровень – формирование фонематического слуха на уровне предложения

7 уровень – формирования элементарных навыков звукового анализа

Упражнения для формирования фонематического слуха строятся по принципу от простого к сложному.

На первом этапе в процессе привлечения внимания ребенка к различным звукам, окружающим ребенка, специальных игр и упражнений развивают способность узнавать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Научив ребенка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».

На этом же этапе необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? Где стучит? и т.д. Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д.

Далее проводятся специально организованные в этих целях игры (см. поэтапное планирование, 1 этап).

И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь ребенок будет достаточно подготовлен к их различению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие — твердые) и продолжительности.

На протяжении следующего (второго) этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр. Приведем примеры:

· «Угадай, кто позвал» (Произносить: АУ — тихо, громко)

· «Близко или далеко мяукает котенок (Мяу – тихо, громко), лает собака (АВ – АВ), мычит корова, поет петух, квакает лягушка…

· Инсценировка по ролям сказки «Три медведя» произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

· «Кто позвал: мама или детёныши» (на материале домашних и диких животных).

· Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. (А – плачет девочка, поет певица, мама укачивает малыша…У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик…) (см. поэтапное планирование 5, 2 этап).

На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения (см. поэтапное планирование, 3 этап).

· Педагог показывает картинку (например — вагон). Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то нет. Когда я ошибусь — хлопните в ладоши».

Затем произносит: «вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом».

· Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: лиса – коса, конфета – кубик, колено – полено, миска – маска, бегемот – танк…

· Ребенку предлагается повторить за взрослым похожие слова в названном порядке (вначале по 2, затем по 3 слова):

мак – бак – так, моток – каток – поток,

ток – тук – так батон – бутон – бетон…

· Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот – ком;

утенок – утенок – утенок – котенок…

· Из четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

мак – бак – так – банан

лимон – вагон – кот – бутон…

· Упражнение «Доскажи словечко», подобрав подходящее рифмующееся слово.

· Упражнение «Звук заблудился»…

Н.А.Чевелева отмечает, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги.

· Назови лишний слог: на-на-па

· Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: та-та-та

· Воспроизведение слогов с одним согласным и с разными гласными:

· Воспроизведение слогов с разными согласными и одинаковыми гласными:

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости и глухости: па-ба

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости:

· Воспроизведение слоговых рядов с наращиванием стечения согласных звуков:

па – тпа фа – тфа

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дифференциация звуков (гласных и согласных) значительно облегчается при подключении зрительного (символы звуков, анализ артикуляции звука) и двигательного (жесты) анализаторов, а так же при подключении эмоционального фактора:

Например*: М – мычит корова (указательным пальцем изображаем

Х – греем ручки (подышать на тыльную сторону

Начинать работу нужно с дифференциации гласных звуков.

· Логопед раздает карточки с символами звуков (а-а-а – девочка плачет,

у-у-у – поезд гудит, и-и-и – птичка поет), произносит эти звуки, а дети,

реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующую

· Выделение гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э) из ряда звуков:

· Выделение заданного согласного звука из ряда звуков «Хлопни в ладошки, если услышишь звук» (см. поэтапное планирование, 5 этап)

Приведенная выше работа приводит к развитию у детей слуховой дифференциации звуков речи и подготавливает их к более сложной, высшей ступени фонематического слуха и восприятия – звуковому анализу и синтезу: способности установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.

Такую работу целесообразно начинать проводить с самых первых занятий. Она, как

часть занятия, органично включается практически во все занятия по обучению правильному звукопроизношению (как в индивидуально-подгрупповые, так и во фронтальные занятия), в занятия по обучению грамоте. С нуждающимися детьми такая работа выносится на специальные подгрупповые занятия по развитию фонематических процессов.

Читайте также:  Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука
Ссылка на основную публикацию