Звуки (в) – (в’), буква В – конспект занятия

Конспект урока “Звуки [в], [в’], буква В”

  1. Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Закрепление пройденного материала.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.

2. Повторение пройденного.

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

– По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.

Гласные
буквазвуки
а

[и] Согласныебуквазвукиэн

эс[н – н΄]

3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.

Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)

– Это один, а как будет много? (Волки.)

– Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.

– Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1

– Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)

– Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)

– Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)

– Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)

– Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)

4. Физкультурная минутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

5. Работа с текстом.

На доске напечатаны предложения:

  • Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!

– Что написано на доске? (Предложения.)

– Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

– Сколько предложений написано? (4 предложения.)

– Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)

– Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)

– Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)

– Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)

– Прочитайте с правильной интонацией.

6. Развитие речи.

  • У белки – (бельчонок).
  • У мыши – (мышонок).
  • У вороны – (воронёнок).
  • У галки – (галчонок).
  • У лисы – (лисёнок).
  • У курицы – (цыплёнок).
  • У коровы – (телёнок).
  • У лошади – (жеребёнок).
  • У свиньи – (поросёнок).
  • У собаки – (щенок).
  • У овцы – (ягнёнок).

7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).

– Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)

– Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)

– Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)

– Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)

– Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)

8. Разгадывание ребусов стр.74.

9. Разучивание скороговорки.

Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.

– В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)

– Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)

– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)

Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .

Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»

Дата проведения: 13 апреля 2016 г

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

2.Повторение пройденного материала.

Логопед: – Что мы слышим?

Логопед: – Какие бывают звуки?

Дети : Гласные и согласные.

Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?

Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звуки.

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Логопед: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

4. Развиваем фонематический слух

Логопед: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку , когда услышишь звук В

Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .

(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)

5. Определить место звука в слове.

Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка

Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Логопед: Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?

Какое слово лишнее?

Логопед: Почему это слово лишнее?

Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.

В остальных словах первый звук Вь .

Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Логопед: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Логопед : Назовите первое (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Логопед: « В » – буква очень важная

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

покажите на пальчиках сколько правильных букв.

9. Игра «Собери цветочки».

Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Логопед проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

С какими звуками мы знакомились?

Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Звуки (в) – (в’), буква В – конспект занятия

Авторы публикации Ермакова Е.В. и Квашнина О.В.
учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 226»,
г. Новокузнецк

Цель: Познакомить со звуками [В], [В*] и буквой, которая их обозначает.

Задачи:
1 Коррекционно-образовательные: Закреплять умение давать характеристику согласным звукам. Познакомить с буквой В. Формировать процессы анализа и синтеза.
2 Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух.
3 Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, внимательность к ответам других детей.

Оборудование:
Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши, фишки-эмоции, логопедическая медаль, степлер.

Ход деятельности

  1. Организационный момент

Сядьте тихо и неслышно
(садятся)
Будем мы сейчас трудиться
И заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!

  1. Актуализация знаний

– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:

  1. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой с колокольчиком.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вова? (2)

– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вика?(2)

Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!

– Ребята, посмотрите Вова принёс нам какие-то карточки. Рассмотрите и скажите что на них изображено? (девочка прыгает, мальчик приседает).

– Вова предлагает нам тоже подвигаться, поиграть. Хотите?

  1. Физминутка.

– Услышите звук [В] — приседайте, услышите звук [В*] — подпрыгивайте.
Уровень звука: [К], [С], [В], [М], [В*], [Л], [В*], [В], [Л], [Ш], [В], [В*], [В], [З], [В].
Уровень слога: [АК], [СЫ], [ОВ], [МИ], [ВИ], [УЛ], [ВИ], [АВ], [ЛЫ], [ИШ], [ВЫ], [ВУ].
Уровень слова: вилка, варежки, вьюга, волк, виноград, ворона, снеговик, волосы, дверь, василёк.
Молодцы, садитесь.

  1. Работа с буквой

– Ребята, посмотрите Вика тоже принесла нам карточки. Рассмотрите и скажите что на них изображено? (буквы). Назовите их: А, И, О, У, Ы. Какие звуки они обозначают? (гласные).
– А кто знает какая буква обозначает согласные звуки [В], [В*]?
Демонстрация буквы (карточка на доске).
– На что похожа буква В? (ответы и предположения обучающихся).
– Ребята, Вика предлагает нам почитать слоги с новой буквой.
На доску вывешивается слоговая таблица. Чтение слогов хором; по очереди; по одному.

ВА ВО ВЫ

ВИ ВУ АВ

ОВ УВ ЫВ

Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

  1. Закрепление полученных знаний на занятии.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются со звуков [В] или [В*].

  1. Итог.

– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!

  1. Рефлексия.

Перед Вами лежат фишки (педагог раздает каждому обучающемуся по 3 фишки-эмоции).
Если Вам сегодня на занятии все было понятно, то выбираем «улыбающийся смайлик»,

Если не все поняли – «обычный смайлик»,

А если совсем тема была непонятна – «грустный смайлик».

После того как ребенок определился, педагог прикрепляет фишку-эмоцию к индивидуальной карточке.

Вы сегодня отлично занимались, все старались, поэтому Вова и Вика приготовили вам сюрприз. (на выбор педагога логопедические медальки, сладкий сюрприз и т. п.)

Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

АЛЁНА Болтенко
Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

Тема занятия : «Буквы В в и звуки в-в».

Цель занятия:

Познакомить детей с буквой В в и звуками, которые она обозначает;

Выделять гласные звуки в схеме слова;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Формировать уважительное отношение к иному мнению,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развивать умение организовывать своё рабочее место, умение отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; слушать и понимать речь других;

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление;

Воспитывать любовь к чтению;

Ход урока.

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях и в игре,

Будем чётко говорить

И не будем мы спешить.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

– Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.

– Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Основная часть

1. Актуализация знаний.

Игра «Волшебная шляпа».

– Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.

А). Бывает гласным или согласным. (Звук)

Б). Звуки слышим, а буквы ….

В).Слова на букву –«Ка»

Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)

Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)

Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)

2. Проверка домашнего задания.

На букву (эр) – какие картинки нарисовали….

3. Повторение поём – гласные (а,о,и,у,ы,и)

Читаем слоги (на,су,ри,лы)

4. Работа со счетными палочками.

Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.

5. Изучение нового материала.

– Посмотрите, кто к нам пришёл?

– Винни-Пух и Винкс.

– Здравствуйте, что Вас привело к нам?

– Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.

– С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)

Разгадай загадки вместе с гостями.

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб – не горб, амбар!

Еды в них на семь суток!

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

– Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)

– Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ:

ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД

– Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?

– Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).

– В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем – твердая, в зелёном- мягкая).

– На что похожа буква «В»?

Словно букву «В» Алена

Держит трубку телефона.

Построй из пальцев рук букву «ВЭ».

Большой и указательный

В кольцо соединим

И средний обязательно

Мы тоже округлим.

Мизинец с безымянным

К среднему прижмём-

Мы букву «В» увидим,

Мы букву «В» прочтём.

6. Речедвигательная игра.

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».

– Какие слова были на букву «ВЭ»?

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

9. Чтение слогов по слоговой таблице.

10. Работа с тетрадью.

– Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.

12. Чтение произведения.

Винни – Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают. Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?

Ворона и кувшин.

Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона, подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.

Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)

III. Итог занятия.

– Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.

– С какой новой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?

Как познакомить дошкольников с русской матрешкой В детском саду дети получают сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны,.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Знакомство со звуками. Звук [У]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4-5 лет «Знакомство со звуками. Звук У» Цель: познакомить обучающихся со.

Конспект логопедического занятия с подгруппой детей старшего возраста «Знакомство со звуком и буквой Н» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для подгруппы детей старшего дошкольного возраста составила учитель-логопед Еловикова И. Г. Тема : Знакомство.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4–5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике» Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4-5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике».Развлечение проводилось.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Программные задачи: познакомить детей с гласными звуками [а], [о] Вводная часть:речевая разминка. Назовите какое сейчас время года? Сколько всего времен года? (перечислити их). Сколько дней в недели? С кокого.

Терапевтическая сказка для детей, которые боятся разлучаться с мамой Сказка друг нам и помощник. Она идет от сердца к сердцу, поэтому любима и детьми, и взрослыми. Редко у какого ребенка есть опыт где брать.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство дошкольников с гласными звуками Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Звуки (в) – (в’), буква В – конспект занятия

  • Лента комментариев

А сегодня на нашем Интернет — уроке новый звук и его буква. Какой? …

Назовите одинаковый звук в словах: василек, велосипед, дверь, ворона, волк, телевизор.

Да, это звук [в]. Произнесите его. Какой это звук?

Звук [в] согласный, глухой. Сравните слова «волк» и «велосипед». Какой бывает звук?

1 . Хлопните в ладоши , если если услышите в слове звук [в] :

дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить.

2. Игра «Слоговой аукцион»

  • Придумайте слова: во(-ва, -сток, -рона, -рота, -робей);ве(-ник, -чер, -нок, -тер, -шелка, -ревка).
  • Придумайте имена со слогами Ва, Ве(Ваня, Варя, Валя, Валера, Вася, Вера, Веня, Вета).

3 . Придумайте по пять слов по следующим моделям:

в – – (Вал, вар, воз, вол, вор.)

– – в (Зов, лев, лов, ров, сев.)

4.

Вы уже знаете, что для каждого звука есть свои символы, значки. Их называют буквами.

Разрешите представить — буква, которая обозначает звук [в] . Буква В ! В в аленках и в арежках.

1. Учимся писать букву…

2 . Найди спрятанные буквы В . Обведи их.

3. Определи букву в неправильном положении.

4. Добавь недостающий элемент буквы.

Скажите, в именах Ваня и Веня первый звук одинаковый? ….

5. Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются со звука [в] или [в`]

6. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы В с правой стороны рисунка.

7.

Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы В .

8. Учимся читать…

Почему где-то в квадратиках буква синим цветом обозначена, где-то зелёным? Чем они отличаются?

9.

Скороговорка

Проворонила ворона вороненка.

Пословицы и поговорки

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Век живи – век учись.

3. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

4. Всему свое время.

5. На чужой сторонушке рад свой воронушке.

Словарь

  • Вакансия — свободная должность.
  • Вакуум — пространство, свободное от вещества (даже свободное от воздуха).
  • Валюта — денежная единица страны.
  • Вариант — разновидность чего-либо.
  • Весть — новость.
  • Вице-президент — заместитель президента.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Верно, как дважды два четыре — абсолютно, точно верно.
  • Вертеться как белка в колесе — находиться в хлопотах; суетиться.
  • Взять себя в руки — сдерживать, контролировать себя; успокаиваться.
  • Висеть на волоске — находиться в опасном положении.
  • Витать в облаках — мечтать, уходить от действительности.
  • Водить кого-либо за нос — вводить в заблуждение, обманывать.
  • Волосы становятся дыбом — охватывает ужас.
  • Вставать с левой ноги — проснуться в плохом настроении, раздраженным.
  • Вставлять палки в колёса — намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле.
  • Выйти из себя — разгневаться, терять самообладание, хладнокровие.

Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”

Содержимое разработки

Луганской Народной Республики

«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»

Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;

– познакомить с буквой В;

– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.

– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);

– закреплять изученные буквы;

– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);

– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

– Обогащать словарный запас;

– Развивать связную речь.

– воспитывать интерес к занятиям;

Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.

Методы и приёмы:

1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)

2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)

3. Смена деятельности детей во время работы.

4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

берёмся одной рукой с соседом,

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть- приседаем,

Можем мы большими быть- встаём,

Но один никто не будет

Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.

Например: Грач –грачи.

Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, что произносит человек? (звуки)

Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Заборчик можно убирать.

Губы плавно округляем,

Словно бублик получаем.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И во рту его держать.

Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.

– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:

Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вова? (2)

– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вика?(2)

Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)

Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.

Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.

Правильно дали характеристику звукам, молодцы!

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)

Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!

Деление картинок на мягкий и твердый звук.

Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.

Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться , разогнуться,

Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять.

6. Знакомство с буквой В.

Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.

Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.

Стихотворение о букве:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)

«Раздели слова на слоги»

ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.

Чтение слогов прошлого занятия с буквой М

Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.

Пальчиковая гимнастика “Дружба”

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!

Читайте также:  Характеристика воспитателя на ребенка (для обследования в ПМП Консультации)
Ссылка на основную публикацию