Звуки С-Ш – конспекты для ФФНР

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

«Дифференциация звуков [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.

Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.

Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Упражнять в пересказывании небольшого текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] (подготовительная группа).

  1. Учить различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение различать звуки [с] – [ш] в слогах, словах, фразах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
  5. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
  6. Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  8. Упражнять в пересказывании небольшого текста.
  1. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  2. Мячик.
  3. Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
  4. Наборное полотно.
  5. Колокольчик.
  1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] – [ш].
  2. Скороговорки.
  3. Слова – паронимы.

– Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

– Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

Не ведая на ком.

– Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове – отгадке.

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

– Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

– Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.

– Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

– Звук [с] и звук [ш].

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

  1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

– Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

– Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

– А при произнесении звука [ш]?

– Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

– Что мы можем сказать про эти звуки?

– Они согласные, глухие, твердые.

– Правильно, звуки [с] – [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

– А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

– Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].

СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ

– У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.

СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО – у Вовы Колесо.

– Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Бежали по дорожке

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово».

– А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.

Сутки – шутки каска – кашка

Марс – марш миска – мишка

Басня – башня маска – Машка

  1. Отработка согласования прилагательных с существительными.

– А теперь подумайте, про что можно сказать…

ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);

ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);

ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);

ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).

СМЕШНОЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

ДУШИСТЫЙ – ОЕ, – ЫЕ, – АЯ.

  1. Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.

– Ребята, назовите профессию человека, который…

Играет в шахматы –

Играет в футбол –

Играет на пианино –

Играет в баскетбол –

Играет в хоккей –

– Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

  1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

– Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].

  1. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

– Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Подари картинки»

– Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?

– Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?

– Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.

  1. Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

– Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.

«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».

– У Саши собака пушок.

– У Даши кошка Машка.

– Что любит Пушок?

– Что любит машка?

– Она любит мышек.

– Пушок спит у Сашиных ног.

– Машка спит на кушетке.

– Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Ирина Синдицкая
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 66 «Белочка»

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему

«Звуки [С] – [Ш]»

Составила: учитель-логопед

Синдицкая Ирина Михайловна

1. Тема занятия: дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно и в слогах.

2. Цель: продолжить работу над правильным произнесением звуков [C] и [Ш] изолировано и в слогах.

3. Основные задачи занятия:

• уточнить артикуляцию звуков;

• закреплять правильное произношение звуков изолировано, в прямых и обратных слогах;

• продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;

• учить различать звуки [C] – [Ш] в прямых и обратных слогах;

• упражнять в определении наличия звуков в слоге;

• развивать внимание, мышление, мелкую моторику;

• продолжать изучать нормы работы с песком;

• воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.

4. Оборудование занятия: картинки песочных человечков, насоса, змеи, «ванночки» с песком, заркала для артикуляционной гимнастики, солнышки.

5. Речевой материал: карточки с прямыми и обратными слогами.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

2.1. Работа над воздушной струей.

3. Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолировано.

3.1. Игра «Воздушный шар».

5. Диференциация звуков [С]- [Ш] в слогах.

5.1. Игра «Читай – ка».

5.3. Игра «Что лишнее».

6. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: здравствуйте ребята! К нам на занятие пришли песочные человечки, а называют их песочными, потому, что они живут в песочной стране и предлагают нам отправиться в путешествие. Для начала, покажем нашим гостям, как мы делаем зарядку для нашего язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: давайте возьмем зеркала и выполним упражнения.

«Окошко» – Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

«Улыбка» – Вот понравится лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам.

«Трубочка» – Подражаю я слону — губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (Чередуем «улыбка трубочка»)

«Заборчик» – Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Блинчик» – Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Змейка – камень»– Круглый камешек лежал

У лесной тропинки.

Вдруг за ним я увидал

Змейка то появится,

То исчезнет, кажется.

«Чистим зубки»(внизу перед и за зубами по 10 раз)

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят все зверята.

Вправо-влево щётка ходит,

Белизну зубам наводит.

«Чашечка» – А теперь чаек попьем,

Чайку в чашечки нальем.

«Качели» – Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели,

Язычком качать качели?

«Кошечка» – На скамейке у окошка, улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает, спинку выгибает.

2.1. Работа над воздушной струей.

Логопед: молодцы ребята! А сейчас мы покажем нашим песочным человечкам, как мы ловко можем загнать мяч в ворота. Все готовы?

Мы в футбол играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей же поскорей!

Логопед: (показать картинку насоса). Давайте посмотрим в зеркало и вместе произнесем звук [С] как насос. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?

Дети: губы улыбаются, зубы заборчиком, а язык за нижними зубами.

Логопед: а звук [С] согласный или гласный? Почему?

Дети: согласный, потому что язык встречает преграду в виде зубов.

Логопед: молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим в зеркало и пошипим как змея (показать картинку змеи) то есть будем произносить звук [Ш]. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?

Дети: губы вытянуты вперед, зубы видны, язык образует чашечку.

Логопед: а звук [Ш] согласный или гласный? Почему?

Дети: согласный, потому что язык встречает преграду в виде зубов.

Логопед: молодцы ребята! Отложите в сторону зеркала. (Пройти собрать зеркала)

3. Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолировано.

Логопед: а теперь мы отправимся в путешествие с нашими песочными человечками, но для начала давайте вспомним правила игры на песке. Кто вспомнит?

Дети: нельзя бросать песок в других или брать его в рот, можно играть с песком только в ванночке; после игры обязательно помыть руки с мылом.

Кто повторит правила?

Теперь мы можем смело приступать к путешествию в песочную страну.

3.1. Игра «Воздушный шар».

Логопед: наши гости предлагают поиграть в игру, которая называется «Воздушный шарик».

Давайте ладошкой разровняем наш песок и указательным пальчиком нарисуем воздушный шар. Что мы нарисовали?

Дети: воздушный шар.

Логопед: а теперь давайте представим, что он лопнул и сдувается, для этого поставим пальчик на самый верх шарика и будем его сдувать, то есть аккуратно стирать с песка и произносить звук [С].

Молодцы. А теперь давайте на песке нарисуем змейку, то есть волнистую линию не отрывая руки и при этом будем произносить звук [Ш].

Логопед: молодцы ребята! А давайте вспомним, какой буквой на письме обозначается звук [C].

Логопед: А какой буквой на письме обозначается звук [Ш].

Логопед: напишите на песке букву «С» и букву «Ш», и скажите, какой звук обозначают эти буквы».

Логопед: молодцы ребята! Давайте над ванночкой потрем ладошки друг об друга, закроем ванночки, встанем, задвинем стульчики и покажем нашим гостям, как мы путешествуем по песочной стране.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Тихонечко садитесь на места. Садимся красиво, ноги под стулом, руки на парте, спинки ровные. Наше путешествие продолжается!

5. Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах.

5.1. Игра «Читай – ка»

Логопед: мы с песочными человечками поиграем в новую игру. А будет называться она «Читай – ка». Наши человечки принесла карточки, на них записаны слоги, а вы эти слоги должны записать на песке. Слоги: ас, аш, ош, ус, ос, ша, шо, су, сы, шу.

Какие слоги мы записали? Молодцы ребята, нашей фее очень нравится играть с вами.

Логопед: а теперь давайте покажем нашим гостям, как мы внимательно слушаем.

А) Я буду называть звуки, а вы записывать на песке, только букву, которая обозначает звук [С] и букву, которая обозначает звук [Ш]. Звуки: у, ш, о, с, ш, с, у, с, а, ш. Какие буквы вы записали?

Логопед: молодцы ребята! Сколько букв ЭС вы записали? А сколько букв ША вы записали?

Логопед: молодцы! А теперь разровняйте песок и приготовьтесь внимательно слушать.

Б) Я буду называть слоги, а вы записывать на песке только те, в которых есть звук [С] и [Ш]. Готовы? Слоги: ас, па, уш, со, ма, шо, ус. Прочитайте, какие слоги получились?

Молодцы ребята, наше путешествие продолжается! Разровняйте ладошкой песок и слушайте следующее задание.

5.3. Игра «Что лишнее?»

Логопед: а сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее». Я буду показывать на карточках ряд слогов, а вы запишите их на песке и обведете лишний в кружок. Слоги: Са-ба-со-сы. Па-уш-ош-еш.

Какой слог вы обвели? Почему?

Дети: обвели слог ба, так как в нем нет звука с и слог па, так как в нем нет звука ш.

6. Итог занятия:

Логопед: молодцы! наше путешествие по песочной стране подходит к концу. Что вам больше всего запомнилось? Какие звуки с нами путешествовали? Молодцы ребята, нашим песочным человечкам очень понравилось, с вами играть. Они приготовили для вас солнышки.

«Звуки [т]-[т’]». Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки «Т» и «Ть» Цели: учить детей выполнять звуковой анализ слова, познакомить со звуками «Т» и «Ть», закрепит знания о гласных и.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 3–4 лет с ОНР 2 уровня «Столовая посуда» Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи для дошкольников 3.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы. Дифференциация звуков [с]-[с’]Цель: закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Профессии» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Профессии» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: – расширение представлений.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки вокруг нас» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звуки вокруг нас». Тема: Звуки вокруг нас. Цель: Развивать слухоречевое внимание.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Скоро лето» Цель: уточнение, обобщение и расширение словаря у детей по лексической теме “лето”. Задачи: 1. Расширять глагольный словарь детей. 2. Закреплять.

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Домашние животные» Цель: создание социальной ситуации развития для речевой активности детей через создание проблемных моментов. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»

В разработке представлен авторский конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш с словах. Конспект предназхначен для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] – [Ш] в словах)

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] – [Ш] в словах.

– коррекционно – образовательная: закрепить знания о звуках [С] – [Ш], их правильной артикуляции;

– коррекционно – развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

– коррекционно – воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

1. Организационный момент.

Учитель – логопед и ребёнок располагаются за столом.

– В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия.

– Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш). Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка). Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] – [Ш].

– Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

– Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш). Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С). Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд.

– Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка). Внимательно меня послушай и повтори: чок – чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку). Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель – логопед и ребёнок встают из – за стола.

– Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу.

– В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает).

– Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом). Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

– Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать – «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

– Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея). Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть). Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (Cуслик). Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

– Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

– Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] – [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз – свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

• развитие фонематического восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

• активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• стимулирование детей к речевым высказыванием;

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки).

Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости, отгадайте кто:

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

3. Артикуляционная гимнастика:

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША – АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ – ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ – ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш).)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с, ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш).

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Ссылка на основную публикацию