Звуки М –М’ – подгрупповое логопедическое занятие

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Звук и буква М”

Разделы: Логопедия

Программное содержание: продолжать развивать мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, глагольную лексику, просодию, грамматический строй речи; закреплять умение правильно дышать по схеме, определяя по запаху растения, характеризовать звуки «М – М,» (твердый – мягкий). Учить согласовывать местоимения и существительные, познакомить с буквой М, печатать букву М; воспитывать желание познавать новое.

Оборудование: шапочки для медведей, костюм Машеньки, видео диск «Три медведя», карандаши – «шуршунчики»(синие, зеленые), ленточки красные, «волшебная» корзина (мед, малина, машина, матрешка, пирамидка, конфета, книжка), «чудо – дерево» ( мешочки в них листья мать – и – мачехи, липы, мяты), чашки, заварочный чайник, чай с липой и малиной, буква М (из наждачной бумаги), письмо, разрезная корова Милка, молоко «Веселый Молочник», «зрительная дорожка», «волшебные следы», «волшебный мешочек».

Ход:

Логопед: – Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?
Называется игра: «Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на лягушку, что в пруду? [2]

Ответы детей: (изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора).
Логопед: – Так давайте же с вами превратимся в сказочных героев. Вокруг себя повернись и в сказочных героев. Вокруг себя повернись и в сказочного героя превратись (3 раза повторись)!
(Звучит музыка, дети и логопед переодеваются в костюмы сказочных героев из сказки «Три медведя».)

Логопед: – А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу,
Что ж поможем здесь, друзья? [2]

Ответы детей: (жесты и мимика).
– Что такое мимика, друзья? Верно, ну, а жесты?
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его нам показать. [2]

Логопед: – Вы помните сказку 2Три медведя?» Изобразите сердитого медведя, покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. А как обрадовались возвращению Машеньки и ее родители? [3]

2. Сообщение темы.
Логопед: – Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас! [2]

(Дети рассаживаются на свои стульчики, включается диск с мультфильмом «Три медведя».)
Логопед: – Нас ждет увлекательное путешествие «В гостях у сказки». Мы будем путешествовать и искать слова с согласными звуками « М – М,». Уверяю вас в конце сказки ждет сюрприз. Приготовьте свои глазки и вы увидите, приготовьте свои ушки и вы услышите!

Машенька: – Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала. [3]

3. Характеристика звуков «М –М,» по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: – В каких словах вы услышали звук «М?» (Маша, маленький, сломала). Какой это звук? (Согласный.) В каком замке поселился звук «М»? В каких словах вы услышали звук «М,»? (Медведям, Мишки.) Как этот звук звучит? (Мягко, нежно, хоть и он согласный). Скажите Машеньке, какие звуки вы еще знаете? ( Гласные.) В каком замке они живут? (В красном). [3]

4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: – Что – то гости засиделись! А мы хотим поиграть с вами в игру «Шуршунчики». Дети будут вам называть слова в названии которых живут звуки «М-М,», если они называют слово в котором твердый согласный, вы должны поиграть с синим «шуршунчиком», если дети называют слово в котором живет мягкий согласный, тогда вы должны поиграть с зеленым «шуршунчиком». Дети называют слова, а гости помогают. Спасибо вам за то, что помогли нашим ребятам!

5. Развитие фонематических представлений.
Машенька: – Я очень расстроилась из-за того, что сломала у Мишутки стульчик. Я очень хочу пойти к медведям, отнести им подарки и попросить у них прощения. Дорогие ребята, помогите мне подобрать подарки медведям, только в их названии должны быть звуки «М-М,». (Дети приходят с Машенькой в магазин «Малышок» и покупают подарки, используя деньги-кружки синего и зеленого цвета – мед, малина, машина, матрешка, пирамидка).

6. Упражнения для глаз.
Логопед: – А как же нам найти дорогу к Мишутке, ведь наши глазки так устали! Я совсем забыла, нам поможет «Зрительная дорожка». Давайте мы все своими глазами пробежим по нашей дорожке и сразу узнаем, как найти дорогу к домику Мишутке.

7. Развитие глагольной лексики.
(Дети идут по дорожке, наступая на следы и помогают логопеду закончить предложения.)
Логопед: – А сейчас мы с вами поиграем в игру «Добавлялки». Я начну предложение, а вы его закончите.
– Мы с Машенькой в лес … (пойдем), бегом … (побежим), тропинку … (найдем), к домику … (придем), подарки… (отдадим, вручим, подарим).
– Разбудим Мишутку. Какой звук мы произнесли в конце всех слов? («М») Произнесем его звонко… «М», «М, «М». [3]

8. Усвоение местоимений мой, моя, мои.
Машенька: – Прости меня Мишутка за то, что сломала стульчик твой. Я принесла тебе подарки, давай дружить! (Отдает подарки Мишутке).
Мишутка: – Спасибо, вот моя мед!
Логопед: – Дети, Мишутка не умеет играть со словами, давайте его научим! (Это мой мед, моя пирамидка, моя машина, моя малина, мои игрушки.)

9.Использование элементов логоритмики.
Мишутка: – Спасибо вам! Я хочу с вами пойти в мой лес и спеть мою любимую песенку. (Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко, «По малину в лес пойдем».)

По малину в лес пойдем, в лес пойдем,
Плясовую заведем, заведем,
Солнышко во дворе, а в лесу малинка,
Сладкая ты моя ягодка малинка. ( Дети поют, выполняют элементы танца, играют на детских музыкальных инструментах.) [3]

10. Развитие просодии.

Логопед: – Дети, а что делает наш Мишутка? Давайте скажем.
Мед медведь в лесу нашел, мало меда, много пчел.
Машенька: – Бедный Мишка заболел,
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
Мишутка: – У меня живот болит! [3]

11. Аромотерапия.
Логопед: – Детишки, а я знаю, как помочь Мишутке. Я знаю одно волшебное средство, которое обязательно поможет. К нам в гости нужно пригласить очень загадочного сказочного героя.
– Чики -чики –чики – чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть, много нового узнать!
Где ты добрый старичок?
Тишина… пришел Молчок! Не спугни его, смотри!
Т-с-с-с – ничего не говори! [2]
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, подходят к дереву на котором висят мешочки и с помощью носа определяют, где находятся листья мать – и мачехи и мяты.)
Логопед: – Мишутка, вот тебе волшебный мешочек, мы тебе покажем, как нужно правильно дышать и ты больше не будешь болеть. (Дети показывают, но Мишутка начинает чихать.)

12.Фитотерапия.
– Я еще знаю одно волшебное средство, которое обязательно поможет! Уважаемые гости, помогите определить, где у нас малиновый чай, ведь нам не хватает именно третьего волшебного слова со звуком «М». (Гости пьют чай и определяют по вкусу малиновый чай, дети предлагают мишутке.)

13.Знакомство с буквой М.
Мишутка: – Спасибо, вам! А у меня есть «волшебный мешочек», опустите руку в мешочек и узнаете, что в нем! Только закройте глаза!
(Гости определяют на ощупь «домик» в котором живет звук М – буква М, показывают детям.)
Логопед: – А мы с вами превратимся с помощью волшебных слов в эту букву.
(Дети берутся парами и произносят слова за логопедом.)
-Палочка, палочка, а между нами галочка. [1]
-Предлагаю вам напечатать в тетрадях «домик» в котором живет звук М – букву М.

14. Упражнения для мелкой моторики.
Машенька: – Нам пришло письмо!
Логопед: – здесь задание для наших гостей! Уважаемые гости, используйте умело свои пальчики и воображение, а мы с детьми споем для вас. А вы постарайтесь стать настоящими волшебниками, превратив детали в персонажи. Дети нам помогут.
(Все дети поют.)
– Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (кони),
Нет не кони!
Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (козы),
Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (коровы),
Правильно коровы!
Поют взрослые: – Пейте дети молоко будете здоровы!

15. Итог.
Логопед: – Все артистами сегодня побывали, сказку «Три медведя» мы вам показали. Все старались, были молодцы! Похлопаем друг другу от души! [2]
– А нашим героям молоко «Веселый молочник» – настоящий сюрприз!

Читайте также:  Прощание с Осенью' - конспект педагогического мероприятия

Список литературы:

  1. Волина В. Русский язык. Москва. 2000г.
  2. Маханева Г. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий Центр.2003г.
  3. Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. Москва. Владос. 2003г.

Групповое логопедическое занятие “Звуки м, мь, буква М”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м’]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_m_m_bukva_m.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Звуки [м, м’]. Буква М”.

Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м’].

2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.

3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.

– Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

2. Знакомство со звуком [м].

Всем детям молоко даёт.

Как мычит корова? (м-м-м)

Когда мы произносим звук [м]:

  • губы сомкнуты без напряжения;
  • воздух выходит через нос;
  • горлышко работает, дрожит, звенит.

Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду (“заборчик”). Этот звук согласный, твердый (губы “сердитые”), звонкий (горлышко звенит).

Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).

3. Игра “Поймай звук [м]”.

4. Игра “Запомни – повтори”

5. Знакомство со звуком [м’].

У коровы есть маленький. (телёнок).

Он мычит: “Мь-мь-мь”.

(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки поднимаем:

Мы руки разведём

И побежим потом.

7. Произношение звуков [м, м’] в словах.

Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.

Слова произносятся логопедом без звуков [м, м’]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина). т.д.

8. Развитие памяти и внимания.

Поиграем в игру “Кто больше запомнит?”

Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.

9. Восстановление деформированного текста.

Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:

“Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина.”

10. Разучивание скороговорки:

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

11. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.

Взялись за руки друзья.

И сказали: “Ты да я – это мы!”

А между тем получилась буква М.

Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов ( ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.

12. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Групповое логопедическое занятие Буква У.

Групповое логопедическое занятие Буква Ш.

Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте 6 – 7 летнего возраста.

Материал может быть полезен учителям – логопедам а также воспитателям при изучении букв.

Цель занятия: познакомить со звуками Б и Бь и буквой Б;закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;расширять словарный запас, знания и п.

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: – Закрепить умение придумывать слова на заданный слог.

Конспект логопедического подгруппового занятия “Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы

ТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_mariya_pechat.docx348.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2083 Дошкольное отделение «Росинка»

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы

ТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ

Составила и проводит: учитель-логопед Шувакина М.Г.

– закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

– продолжать учить различать на слух и в произношении звуки М и Мʼ изолированно, в слогах и словах;

– упражнять в произношении звуков М и Мʼ изолированно, в слогах, словах, предложениях;

– развивать речеслуховое внимание, память;

– развивать фразовую речь;

– воспитывать стремление говорить красиво, правильно.

Оборудование: ТСО (экран, ноутбук), шнурки, бусины (синие, зеленые), фигурки ежей и прищепки (синие, зеленые), рабочие листы, цветные карандаши, магнитная доска, магниты, маркеры, обручи (синие, зеленые), рули, бубен, предметные картинки, наклейки.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и представлений

Ребята, давайте вспомним, как:

– Как гогочут гуси? (Г – Г – Г)

– Как гогочут гусята? (гʼ – гʼ – гʼ)

– Как капает дождь? (к-к-к)

– Как капают капельки? (кʼ)

– Как мельница крутится? (В-В-В)

– Как вентилятор крутится?(В’-В’-В’)

Одинаковые звуки они издают? Чем отличаются эти звуки?

– Какие бывают согласные звуки?

– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Мягкие?

3. Введение в тему:

Ребята, посмотрите на картинку.

Вы узнаете этих героев? Кто это? Это Фиксики – веселые изобретатели! А вы знаете, что совсем недавно они изобрели двух роботов?

– Это робот Мотя, а это робот Митя. Ребята, давайте внимательно послушаем и определим с каких звуков начинаются имена роботов? Какой 1-ый звук в слове Мотя? Какой 1-ый и звук в слове Митя?

Сегодня мы будем учиться различать звуки [м] и [м’]. А Мотя и Митя будут нам в этом помогать.

Симка мечтает о красивых бусах. Робот Мотя принес синие бусины, а Митя – зеленые. Попробуем сделать бусы для Симки?

Инструкция: Я буду говорить звуки. Если услышите звук [М] – нанизываете синюю бусину, звук [М’] – зеленую. Проверяем.

Красивые бусы получились!

Мотя и Митя построили для себя дома! Угадайте, где чей дом?

И жили у них необычные животные! Хотите увидеть и узнать, какие?

Инструкция: Я буду называть слоги. Когда вы услышите слог со звуком [М] – берете одну синюю прищепку и прикрепляете. А, когда вы услышите слог со звуком [М’] – прикрепляете зеленую прищепку. Посмотрим, что получится.

Кто получился? Вот такие замечательные ежи получились!

Ребята, а вы обратили внимание, что между домами Моти и Мити нет дорожки? Давайте сделаем маленький сюрприз роботам, построим дорожку, что бы они могли ходить друг к другу в гости! А чтобы было красивее, синие и зеленые дощечки будут чередоваться: синяя-зеленая-синяя…

Превращаемся в волшебников: произносим волшебные слоги с твердым звуком М – поднимаем руки вверх – появляется синяя дощечка; с мягким звуком М’ – опускаем руки вниз – появляется зеленая дощечка. Повторять волшебные слоги нужно громко и четко!

Вот такая дорожка получилась! Теперь можно и гостей позвать!

А в гости с пустыми руками не принято ходить….

3. «Подарки для Моти и Мити»

Подарки готовы. Давайте назовем их. Осталось только определить, какому роботу, какой подарок подходит.

Инструкция: Подарок, в названии которого есть твердый звук [М], нужно обвести синим цветом и соединить линией с изображением Моти– это подарок Моте. А подарок, в названии которого есть мягкий звук [М’], нужно обвести зеленым цветом и соединить линией с изображением Мити – это подарок Мите. (Инструкция с демонстрацией на магнитной доске, далее дети работают самостоятельно).

Обратите внимание, что звуки М и М’ могут прятаться не только в начале слова!

А еще могут встретиться подарки в которых вообще нет этих звуков!

А теперь давайте поменяемся листочками и проверим, правильно ли каждый из вас выбрал подарки.

Кто выбрал подарки без ошибок, получает 2 печати, а кто с ошибкой – одну.

5. Динамическая пауза

– « Отвезем подарки Моте и Мите ».

Фиксики тоже приготовили подарки, только не могут привезти их… Поможем?

Повезем подарки на «машинах-невидимках»!

Вы превращаетесь в водителей! (Я раздаю рули).

Дети выбирают картинки.

У каждого робота свой гараж, вам нужно (пока звучит бубен) доехать до гаража и правильно припарковаться (когда бубен остановится): если в слове есть звук М – в гараж какого цвета нужно заехать? – В синий гараж. Если звук М’? – В зеленый гараж. По машинам! Едем друг за другом по кругу! Можно гудеть и сигналить!

ПРОВЕРКА! Игра повторяется 2 раза!

4. «Непослушные слова»

Мотя и Митя хотят поиграть с вами и заодно проверить, как вы научились различать звуки [М] и [М’].

Я читаю предложение. Вам нужно назвать последнее слово и запомнить его.

Послушать второе предложение и тоже назвать и запомнить последнее слово.

а) сравнили слова (выделили 1 звук –2-ой звук);

б) досказали предложения;

в) исправили ошибки.

– Убежала в норку мЫшка,
Спать залёг в берлогу мИшка.

– На полу скребётся мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка.

– Мальчик мал, но очень мИл.
Он водичкой руки мЫл. )

6 . Итог занятия

Вспомните, чем мы сегодня занимались? Какие звуки вы учились различать? Молодцы!

Каталог статей

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: «Звуки [м], [м`], буква «м».

Лексическая тема: «Игрушки».

Грамматическая тема: «Согласование имени существительного с именами прилагательными».

· формировать умение различать твердые и мягкие согласные на примере звуков [м], [м`];

· развивать фонематические процессы через упражнение в определении места и количества звуков в слове;

· уточнить знания детей по теме «Игрушки»;

· обогащать словарный запас учащихся через упражнение в подборе имен прилагательных, словообразовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

· воспитывать любовь и уважение к матери.

Оборудование: игрушки с буквой «м» в названии, «звуковой домик»,

синие и зеленые карточки, индивидуальный комплекс

артикуляционной гимнастки, карточки для домашнего

задания, разрезная азбука, презентация.

1. Организационный момент.

· Сядет тот, кто быстро ответит на вопросы:

– Какая буква в алфавите стоит перед буквой «д»?

– Назовите 4 букву алфавит.

· Самые активные получат в конце занятия сюрприз.

2. Артикуляционная гимнастика.

ü Улыбнитесь себе в зеркале, соседу по парте.

ü Точечный массаж. Для чего выполняем?

ü Какое упражнение из артикуляционной гимнастики вам нравится больше всего? (выполняют)

ü Какое упражнение для вас самое трудное? самое веселое?

ü Индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики на карточках.

ü Для чего мы выполняем артикуляционные упражнения?

ü Слоговые ряды(повторение, затем – повторение с разной интонацией)

ми – ме – ми – ме – ми

3. Сообщение темы и цели занятия.

– Кто уже догадался, над какими звуками мы сегодня будем

– Чему мы сегодня будем учиться?

(различать звуки [м], [м`]) слайд 1

4. Работа по грамматической теме занятия.

– Как вы считаете, для чего я приготовила столько игрушек?

– Я предлагаю вам поиграть в «Магазин игрушек».

Но магазин не простой: можно купить игрушку, которая подходит к теме нашего занятия, а затем подобрать для нее

– Какие игрушки мы купили? (со звуками [м], [м`])

5. Характеристика звуков.

– Кто сможет заселить звуковой домик?

– Кто сегодня будет звуком [м]? Звуком [м`]?

( ученик выходит к доске и дает характеристику звука от своего имени)

– Придумайте слова с [м], с[м`].

6. Связь звука с буквой.

ü На что похожа буква «м»?

ü Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я – это мы»

А между тем получилась буква «м».

(дети парами изображают букву «м»)

ü Кто уже изучал букву «м» на уроках?

(один ребенок пишет букву на доске,

остальные – выкладывают букву из элементов)

ü Напишите букву «м» в воздухе.

ü Пальчиковый массаж.

ü Обведите букву «м» в тетради.

7. Дифференциация [м] – [м`].

ü Компьютер дает нам сигнал о проблеме. Он выбрал себе игрушки – мишку и мышку, а как правильно записать названия этих игрушек – не знает. Поможем?

м…шка м…шка слайд 4

– Что на письме указывает на твердость согласного?

– Какие гласные буквы показывают твердость? Мягкость?

ü Игра на внимание «Что изменилось?» слайды 2,3

ü Игра «Не зевай, карточку показывай!»

( синие и зеленые карточки у каждого ребенка)

ма, ми, мо, му, ме, мя, мы.

ü Работа в парах.

-Из букв составить слово.

-Поднимите руку, у кого получилось

*слово с мягким [м`],

* c лово из трех звуков,

*слово, в котором два звука [м]

МАМА – это первое слово, которое каждый из нас научился говорить.

– Как вы ласково называете маму?

25 ноября – День матери.

– Давайте сделаем нашим мамам небольшой подарок –

Будем называть их только ласково.

8. Первичная проверка знаний.

– как вы думаете, мама радуется вашим успехам?

– Я уверена, что ваши мамы будут очень рады, если вы сейчас правильно выполните задания компьютера:

*Компьютер будет показывать вам картинку игрушки, а вам нужно определить, какой звук – [м] или [м`] есть в этом слове и нарисовать кружок соответствующего цвета.

Самопроверка (с компьютером).

– Кто выполнил задание без ошибок?

ü Кто считает, что научился различать звуки [м], [м`]?

ü Какой момент в занятии понравился?

ü В какие игры вы можете поиграть дома?

ü Кто заслужил сюрприз? (оценивание работы учащихся на занятии)

10. Домашнее задание. ( дифференцированно)

ü Составь рассказ о любимой игрушке

ü Приготовь стихотворение о маме

ü На карточке – обведи по контуру игрушки с буквой «м» в названии.

Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы

Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

  1. Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.

Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Артикуляционная гимнастика 1 мин.
  3. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание 1 мин.
  4. Приход гостей 1 мин.
  5. Сообщение темы занятия 1 мин.
  6. Изолированное произнесение звука 1 мин.
  7. Характеристика звука. Соотнесение его с буквой 2 мин.
  8. Упражнение на развитие фонематического слуха 2 мин.
  9. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
  10. Чтение слогов. Звуковой анализ 2 мин.
  11. Проговаривание слов. Звуковой анализ слов 3 мин.
  12. Физкультминутка 2 мин.
  13. Проговаривание чистоговорок 3 мин.
  14. Подведение итогов занятия 1 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.

2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.

Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи.… И внутри.

Не болели, не темнели,

И блестели чтоб они.

Потом язычок пошел попить чай с вареньем.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе,

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.

Вкусно мы уже поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Язык можно убирать.

А потом решил пойти покачаться на качелях.

На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Покачался на качелях.

Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем.

Наш маляр работать рад!

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.

Дети выполняют упражнение на дыхание.

4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?

5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?

Логопед: Верно! А в слове жадина?

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].

6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].

Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].

7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?

Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…

Логопед: А звук [ж]?

Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.

Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.

8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].

Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.

Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.

Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.

9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.

Можешь пальцы сосчитать- (показать обе руки)

Один, два, три, четыре, пять. (на счет по очереди следует загибать

Один, два, три, четыре, пять- пальцы на одной, затем на другой руке)

Десять пальцев, пара рук- (показать все десять пальцев)

Вот твое богатство, друг. (покрутить кистями, показывая «фонарики»)

Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.

10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!

11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.

Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! И в этом помогли.

12. Логопед: А теперь давайте немного отдохнем.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)

Качаем головой. (наклоны головы вправо, влево)

Мы руки поднимаем. (руки вверх)

Мы руки опускаем. (руки вниз)

Мы руки разведем. (руки в стороны)

И побежим кругом. (бег)

Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.

13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?

Шу-шу-шу-я письмо пишу.

Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.

Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.

Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?

Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.

Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?

Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.

Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»

Дети: До свидания! (логопед убирает картинки мальчика и девочки).

Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?

Дети: со звуками [ш] и [ж].

Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?

Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?

Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.

Подгрупповое логопедическое занятие “Дифференциация звуков [С]-[С’]”

Некрасова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ № 7, г. Полярные Зори, Мурманской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Некрасова О.А. Подгрупповое логопедическое занятие “Дифференциация звуков [С]-[С’]” // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель: продолжать дифференцировать звуки [С]-[С’].

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить правильное произношение звуков [С]-[С’], давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков [С]-[С’] в словах,
  • учить определять место звука в слове (начало, конец, середина),
  • познакомить с буквой С, которая обозначает два звука [С]-[С’], её графическим изображением.

Коррекционные:

  • развивать фонематическое восприятие и речевой слух,
  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, а также артикуляционную моторику.
  • развивать память, мышление,

Воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением птиц, волшебный мешочек и горшочек, зеркала, мягкие и твёрдые шарики, карандаши и схемы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Проводится игра «Ушки на макушке». Звучит аудиозапись голосов птиц (сова, соловей, синица и др.). Ребята мы с вами оказались в зимнем лесу. Голоса каких птиц вы узнали? (ответы детей). Молодцы вы узнали всех птиц.

Посмотрите на доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей). Работа в парах: Распределитесь в пары (договаривайтесь между собой, какую птицу вы выбираете?). Ребята выбирают птицу и садятся за столы.

Упражнение на развитие дыхания «Подуй на птицу». Отправим птиц в полет (птицы подвешены на веревочках).

Прежде чем отправиться в путь дальше, необходимо сделать зарядку. Проводится зарядка для языкас зеркалами, все упражнения сопровождаются движениями с руками:

– «чистим нижние зубки»,

На доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей, воробей). Ребята, какие птицы прилетели? (ответы детей). Проводится игра «Найди лишнюю птицу».

– Какие звуки будем различать, помогут нам узнать птицы. (Ответы детей).

– Правильно сегодня будем различать звуки [С]-[С’].

– В названии какой птицы есть звук [С]. Ответы детей (сова, соловей, сорока).

Игра «Волшебный мешочек».Из мешочка достаньте твердый звук [С] (дети на ощупь выбирают твердый шарик-обозначающий твердый звук [С]). Нашли? Отнесите его в «Волшебный горшочек».

Даем характеристику звука [С].

На мультимедийной доске расположены картинки с артикуляцией звука. Детям необходимо выбрать правильную артикуляцию звука (губы в улыбке, язык в нижней позиции, воздушная струя-холодная и т.д.)

Звук [С] – согласный, твёрдый.

Я произнесу звук [С], а вы из волшебного мешочка выберайте нужный звук (шарик твердый).

Тоже задание только со звуком [С’].

Физкультминутка.( звучит фонограмма голосов птиц)

Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?

(далее дети выполняют имитацию полёта птиц).

Знакомство с буквой [С].

– Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С][С’]. Это буква [С], (называем как звук).

– Рассмотрите букву [С].. На что она похожа?

Игра «Путаница»(найди правильное изображение звука [С]). Если, я, показываю правильное изображение – хлопаем, если нет – топаем.

Игра «Что за птицы прилетели»(синица и сова, и др). Какая птица справа, кто слева? (ориентировка в пространстве). Характеристика первого звука в названии птиц. Выбираем нужный шарик из волшебного мешочка.

Игра « Звуковые» домики.

– Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным

цветом для согласного звука [С].

В нашем «Волшебном горшочке» уже сварилась каша, пойдемте кормить птиц.

Итог занятия.

– Давайте поблагодарим наших гостей птиц за то, что принесли

нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.

Читайте также:  Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ
Ссылка на основную публикацию