Звуки (М)-(МЬ), буква М – конспект фронтального занятия

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

определятьпозицию звука в слове;

– анализа и синтеза слова «мама»;

– находить заданный звук в словах,

– дифференцировать твердость и мягкость звука,

– закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

– согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

– слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

– умение работать в микрогруппах, группах;

– желание помогать друг другу;

– интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

– герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

– 6 конвертов с одной частью от целой картины;

– две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

– мешочки с ароматом лимона и пихты;

– листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

– корзинка для фишек;

– фишки для рефлексии;

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

– Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она – заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

II.

– Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра №1. «Собери картинку».

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

– Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

IV.Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

– Звук «М» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «М» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «Мь» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

– Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

– Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

– Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

му – му – му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

– Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

– Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

– Пей чай с моя мёдом.

– Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

– Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

– Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

X.

– Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б)Манипуляции с буквами.

– Как кричала Маша? «Ам – ам».

– Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

– Как кричал Крокодил? «Мама».

– Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

В)Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

– Сколько слогов в лове МАМА?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько согласных звуков?

– Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Г)Массаж с помощью большой бусинки.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Д) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

XI. Итог.

– Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

– От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3. А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

Конспект занятия – Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Читайте также:  Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
– Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Конспект НОД «Звуки [М]-[М’]. Буква М» (подготовительная группа)

Лилия Екатеринушкина
Конспект НОД «Звуки [М]-[М’]. Буква М» (подготовительная группа)

Тема: Звуки М-Мь. Буква М.

1. закрепить звуки [м], [мь];

2. познакомить с их графическим обозначением ;

3. уточнить понятие о твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих;

4. продолжать обучать выделению звуков М и Мь из состава слова;

5. сформировать умение читать обратный и прямой слог;

6. развивать логическое мышление, внимание

7. продолжать обучать дифференциации звуков по твердости-мягкости;

8. обучать звуко- буквенному анализу;

9. развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие.

10. формировать навык письма букв М, м и слогов с ними;

Ход занятия

1. Организационный момент.

—В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша.

—Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (написано на доске, дети читают):

Какие это звуки?

2. Повтор звуков М-Мь

—У Маши в деревне живет ее любимое домашнее животное. О каком из домашних животных эта загадка? (Корова Милка)

Логопед демонстрирует картинку коровы.

– Как мычит корова? (Му)

Звук [м] гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой?

—Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

– А как будет звучать звук М мягко? Какой звук Мь? Характеристика.

Логопед демонстрирует условное обозначение звуков:

Звук [м] —согласный твердый, обозначается синей фишкой.

Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.

Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие.

а) Дифференциация по твердости-мягкости

В слове Маша – звук М, в слове Милка- звук Мь. Давайте определим какие предметы достанутся Маше, а какие корове Милке? (вывешиваю все картинки рядом с Машей и Милкой на доску, дети подходят и определяют кому достанется какая картинка).

(мороженое, масло, малина, молоко, мяч, мед, сметана).

б) Определение места звука в слове:

(картинки на доску вывешиваю, вызываю детей, они определяют местоположение звука, клеют соответств. цвета магнит).

—Идет корова среди травы, выбирает что повкуснее — разные цветочки:

«мак», «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

Маша с Милкой предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, давайте с ними.

Раз, два — все вставайте,

Три, четыре — приседайте,

Пять, шесть — повернитесь,

Семь, восемь — наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

— Нет на свете никого

Лучше нашей. (мамы)

Произнесем слово МАМА с разной интонацией: !.

3) Знакомство с буквами М,м.

— Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [м], [мь].

Логопед демонстрирует буквы Мм.

а) Анализ буквы.

—Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? (2 вертикальные прямые и одна ломанная). Буквы похожи? Чем отличаются? Когда пишется большая буква М? а когда маленькая? Пишу на доске буквы М, м.

Б) Определение места буквы М в Буквограде и настенной кассе букв.

В) На что похожа буква М? Зачитывание стихов, показ картинок.

Г) Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. — Дети изображают букву в парах.

– как можно построить букву М с помощью пальцев рук?

д) Чтение обратных и прямых слогов. (на доске плакат)

Ма, мо, му мы, ми Ам, ом, ум, ым, им

Мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твердый и мягкий звук. При прочтении слога Ми –буква И показывает, что М надо произносить мягко. БУКВА И ВСЕГДА СМЯГЧАЕТ!

4. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

—Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.

Текст афиши вывешивается на доске.

Я сварила суп и компот.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Звуки [K], [K’], буква К» Конспект фронтальной НОД с использованием информационно – коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов в подготовительной.

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т» Цель: – Закрепить согласные звуки [т] – [т’], познакомить с буквой Т. Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнить и закрепить произношение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [З], [Зь]. Буква З» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».Разработала и составила: Спиридонова.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б» Цель: закрепить знание звуков “Б”, “Бь” и буквы “Б”. Задачи: коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» (подготовительная группа) Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш]. Задачи: Образовательные: – закрепить правильное произношение звука.

Конспект НОД «Звуки [П]–[П’]. Буква П. «Веселый повар» Коррекционно-развивающие задачи. 1. Закрепление произношения и различение звуков П-П’ в речи. 2. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на.

Конспект занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л, л» Звуки [л], [л’]. Буква Л л. I. Организационный момент. • «Скажи наоборот» Высокий – низкий Широкий – узкий Грустный – весёлый Трусливый.

Групповое логопедическое занятие “Звуки м, мь, буква М”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м’]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Читайте также:  Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_m_m_bukva_m.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Звуки [м, м’]. Буква М”.

Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м’].

2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.

3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.

– Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

2. Знакомство со звуком [м].

Всем детям молоко даёт.

Как мычит корова? (м-м-м)

Когда мы произносим звук [м]:

  • губы сомкнуты без напряжения;
  • воздух выходит через нос;
  • горлышко работает, дрожит, звенит.

Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду (“заборчик”). Этот звук согласный, твердый (губы “сердитые”), звонкий (горлышко звенит).

Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).

3. Игра “Поймай звук [м]”.

4. Игра “Запомни – повтори”

5. Знакомство со звуком [м’].

У коровы есть маленький. (телёнок).

Он мычит: “Мь-мь-мь”.

(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки поднимаем:

Мы руки разведём

И побежим потом.

7. Произношение звуков [м, м’] в словах.

Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.

Слова произносятся логопедом без звуков [м, м’]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина). т.д.

8. Развитие памяти и внимания.

Поиграем в игру “Кто больше запомнит?”

Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.

9. Восстановление деформированного текста.

Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:

“Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина.”

10. Разучивание скороговорки:

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

11. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.

Взялись за руки друзья.

И сказали: “Ты да я – это мы!”

А между тем получилась буква М.

Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов ( ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.

12. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Групповое логопедическое занятие Буква У.

Групповое логопедическое занятие Буква Ш.

Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте 6 – 7 летнего возраста.

Материал может быть полезен учителям – логопедам а также воспитателям при изучении букв.

Цель занятия: познакомить со звуками Б и Бь и буквой Б;закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;расширять словарный запас, знания и п.

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: – Закрепить умение придумывать слова на заданный слог.

Конспект занятия на тему: “Звуки М-МЬ и буква М”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Центр образования и спорта «Москва–98»
Департамента спорта и туризма города Москвы
ГБОУ «ЦОиС «Москва-98» Москомспорта

______________________________________________________________________________
110607, Москва, Удальцова, д.40 т. (499) 432-39-01

е- mail : s 1953@ mossport . ru

« ЗВУКИ «М» – «Мь» И БУКВА «М»
( для детей с ТНР в подготовительной группе )

Подготовила
учитель – логопед
Неклюдова
Елена
Владимировна

Тема : « ЗВУКИ «М» – «Мь» И БУКВА «М»

Цель: познакомить детей со звуками «М» – «Мь» и буквой «М»..

Задачи:
Образовательная:
– учить детей слышать и дифференцировать звуки «М» – «Мь» и
обозначать их буквой «М».
Коррекционно-развивающие:
– закрепить в памяти детей понятия «твёрдые и мягкие согласные»;
– развивать фонематический слух;
– определять наличие и позиции звуков «М» – «Мь» в словах;
– закреплять навык словоизменения;
– развивать зрительное внимание, память и логическое мышление;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
– познакомить детей с буквой «М».
Воспитательная:
– активизировать деятельность детей на занятии.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки «М» –
– «Мь»; дидактическое пособие «Домики для звуков» ( с синей и зелёной
крышами), картонные изображения двух детей – девочки ( Маши ) и
мальчика ( Миши ); загадки, кукла Незнайка; зеркала, карточка с буквой
«М», таблицы для чтения слогов; индивидуальные карточки – задания;
простые и цветные карандаши, конверты с символами слов, слогов и
зуков.

Х о д з а н я т и я

Учитель-логопед : – Здравствуйте, ребята! Встаньте около своих парт.
Посмотрите, у вас на партах лежат картинки изображениями вниз. Вам
нужно перевернуть картинку, назвать её, определить и назвать первый
звук в её названии.
Дети выполняют задание и рассаживаются по местам.

Учитель-логопед: – Ребята, на какие две группы делятся все звуки? Как
отличить гласный звук от согласного? ( ответы детей ). Сегодня мы
с вами познакомимся со звуками « М » и « Мь ». Произнесите эти звуки
перед зеркалом и посмотрите, что делают губы, зубы и язык ( дети
дают характеристику положения органов артикуляционного аппарата).
Как вы думаете, звуки «М» и «МЬ» гласные или согласные? ( ответы
детей). Эти согласные глухие или звонкие? ( ответы детей). Какой из
них твёрдый согласный? Какой – мягкий согласный? ( ответы детей ).
Итак: звук «М» – твёрдый звонкий согласный,
звук «Мь» – мягкий звонкий согласный.
– Сегодня на занятии мы будем различать их, рассматривать
картинки и выполнять другие задания.

2) Развитие фонематического слуха.
а) Определение наличия заданного звука в звуковом, слоговом рядах и ряду
слов:
Учитель- логопед предлагает детям внимательно послушать и хлопнуть в
ладоши, если услышат звук « М » в звуковом, слоговом рядах и ряду слов:
– М – Н –К; Т – М– К; П – М –Н; К – М – Т; П – К – М и т.д.;
– МА – КА – НА; ПУ – МУ – КУ; ТЫ – КЫ – МЫ; МО – КО – КУ и т.д.;
– КОТ – ПОТ – МОСТ; РУКА – МУКА – ЛУКА; ДОМ – СЫР – СОН;
МЫС – НОС – МУСС, ДЫМ – ДОМ – КОМ и т.д.
Аналогично – для звука « Мь »:
– Кь – Ть – Мь; Мь – Нь – Кь; Пь –Мь-Кь; Кь-Ль-Мь и т.д.;
– МИ –ТИ -КИ; ПЕ –МЕ – КЕ; МЯ –КЯ – ТЯ; ЛЮ – КЮ –МЮ; МЁ – ТЮ –КИ и т.д.
– МИР – ТИР – НИЗ; ТЕСТО – МЕСТО – НЕБО; МЕТР – КЕДР – ФЕТР;
МЕТЕЛЬ – КАПЕЛЬ – МЕБЕЛЬ и т.д.
б) Повторение за учителем-логопедом слоговых цепочек – игра «ЭХО».
Учитель-логопед предлагает детям повторить слоговые цепочки и цепочки
слов.
– слоговые цепочки: МА – МЫ – МУ, МО – МЫ – МА, МЫ –МИ – МЕ,
МА- МИ – МЕ, МЯ – МА – МЮ, МЕ – МУ – МЮ, МИ – МЯ –АМ и т.д.

3) Дифференциация согласных по твёрдости – мягкости ( звуки «М» – «Мь»)
Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, где в слове может встречаться звук ( в начале, середине или в конце), каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные ( синим и зелёным). После этого на доске появляются два домика – с синей и зелёной крышами ( дидактическое пособие «Домики для звуков»).. Затем логопед предъявляет детям двух картонных кукол: девочку Машу и мальчика Мишу, предлагает детям определить, в каком доме живёт Маша, а в каком Миша. ( ответы детей). Каждая «кукла» оказывается на доске около «своего» домика. После логопед раздаёт детям предметные картинки и предлагает определить, какой звук «М» или «Мь» и где встречается в названиях этих картинок и расставить картинки по местам.
Предметные картинки : мыло, мельница, молоко, муха, мёд, медведь, мяч, медуза, мак, муравей, метро, мясо, машина, мотоцикл, мел, мебель, метель, самолёт, самовар, скамейка, ремень, сумка, компас ,сметана, эскимо, шмель, лампочка, пельмени, фламинго, гном, альбом, семь, сом, дом, восемь, дым и т.д.

4) Физкультминутка – игра с мячом – упр. « Скажи ласково » – закрепление
навыка словоизменения – образование уменьшительно – ласкательной
формы имён существительных.

Учитель -логопед предлагает детям встать в круг. Дети водят хоровод, проговаривая речёвку:
СО СЛОВАМИ МЫ ИГРАЕМ,
МЫ ПРЕДМЕТЫ УМЕНЬШАЕМ,
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –
НАЧИНАЕМ УМЕНЬШАТЬ.

Затем остановка, логопед называет слово-задание и бросает ребёнку мяч, а ребёнок, возвращая мяч, называет ласковый вариант слова-задания.
Слова-задания: МЫШЬ, МЕЛ, МИСКА, МАЙКА, МЕСТО, МОСТ, СКАМЕЙКА,
РЕМЕНЬ, СУМКА, ДОМ и т.д.

5) Развитие внимания, памяти и логического мышления

Учитель-логопед: – Ребята, сегодня к вам на занятие пришёл гость.
Логопед показывает детям куклу Незнайку и спрашивает детей, узнали ли они, кто к ним пришел. Далее логопед сообщает, что гость пришёл к ним с подарком. Незнайка принёс конверт. Интересно, что там внутри?
Логопед открывает конверт и достаёт из него карточки с загадками, после чего предлагает детям внимательно послушать и разгадать загадки. Логопед напоминает детям о том, что слушать загадки нужно очень внимательно, так как в них может быть « подсказка». У этих загадок есть одна особенность: отгадки на них начинаются со звуков «М» и «Мь». Итак, слушайте и отгадывайте:

БУСЫ КРАСНЫЕ ВИСЯТ, БЕЛЫЙ СНЕГ ВЕСЬ ДЕНЬ КРУЖИТСЯ,
ИЗ КУСТОВ НА НАС ГЛЯДЯТ, Я ЛЕТАЮ, СЛОВНО ПТИЦА.
ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ БУСЫ ЭТИ НА БЕГУ, НА ЛЕТУ
ДЕТИ, ПТИЦЫ И МЕДВЕДИ ВСЁ ВОКРУГ ЗАМЕТУ.
( малина) ( метель )


БЕЛЫЙ КАМЕШЕК РАСТАЯЛ, В ЛЕСУ У ПНЯ БЕГОТНЯ, СУЕТНЯ,
НА ДОСКЕ СЛЕДЫ ОСТАВИЛ. НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ.
( мел ) ( муравей )

УСКОЛЬЗАЕТ, КАК ЖИВОЕ, МНОГОЛЮДЕН, ШУМЕН, МОЛОД,
НО НЕ ВЫПУЩУ ЕГО Я, ПОД ЗЕМЛЁЙ ГРОХОЧЕТ ГОРОД,
БЕЛОЙ ПЕНОЙ ПЕНИТСЯ, А ДОМА – ВАГОНЫ ТУТ,
РУКИ МЫТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ. ВДОЛЬ ПО «УЛИЦАМ» БЕГУТ.
( мыло ) ( метро )

РАСКАЛЁННАЯ СТРЕЛА ЗИМОЙ СПИТ,
ДУБ СЛОМАЛА У СЕЛА. ЛЕТОМ УЛЬИ ВОРОШИТ.
( молния ) ( медведь )

КУКЛЫ СПРЯТАЛИСЬ ДРУГ В ДРУЖКУ –
СТАЛА ВНОВЬ ОДНА ИГРУШКА.
( матрёшка)

6) Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза – игра
« Волшебники ».

Учитель-логопед: – Ребята, все вы знаете, что в сказках живут волшебники, и
поэтому в сказках случаются чудеса. Я предлагаю вам тоже стать
« волшебниками». Мы с вами будем изменять слова, заменяя первые
звуки в них на звуки «М» и «Мь». Итак, начнём.

Слова-задания: РАК, РУКА, ЗАЙКА, КИСКА, КАСКА, РОСТ, ЛЁД, ВЫШКА, СОЙКА,
КАЛИНА, ВЕТЛА , СОЛЬ, ПИР и т.д.
Учитель-логопед: – Ребята, Незнайке очень понравилось, как вы выполнили
это задание.

7) Знакомство с буквой «М»

Учитель-логопед: Звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и
пишем. Звуки «М» и «Мь» обозначают буквой «М».
Учитель-логопед выкладывает на доске карточку с буквой «М» и предлагает детям внимательно её рассмотреть и сказать, из скольких частей состоит эта буква.
а) работа с таблицами для чтения – дети читают слоги и слоговые цепочки.
б) работа с заданиями на листочках ( у детей на столах листочки с заданиями
и цветные карандаши)

– обводка букв, слогов и слов по контуру;
– закрепление навыка звукового анализа прямых и обратных слогов;
в) составление и анализ схем слов – с опорой на предметные картинки.
у детей на столах конверты с цветными символами слов, слогов и звуков.
Учитель-логопед предлагает детям выложить схемы слов. После чего
называет и показывает предметную картинку, помещая её на доске.
Предметные картинки: МАК, МУКА, ЗАМОК, СОМИК и т.д.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились со звуками «М» и
«Мь», определяли наличие и позицию звуков в слове; называли
предметы «ласково»; разгадали много загадок, познакомились с
буквой «М», читали слоги, составляли схемы слов и многое другое.
Занятие окончено. Спасибо.

Конспект группового занятия “Звуки м – мь. Буква М”

Конспект коррекционного занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

с диагнозом ФФНР, стертая дизартрия

Тема: “Звуки м- мь. Буква М”

Цель: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале

формировать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам;

формировать умение различать на слух фонематические противопоставления:

гласный– согласный звук, твёрдый – мягкий согласный;

развивать умение выполнять простой фонематический анализ слога (обратного АМ, ОМ, УМ, прямого МИ);

развивать умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

Пособия и материалы:

Аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь», предметные картинки, индивидуальные зеркала, карточки с задание «Допиши букву», герои из мультфильма кукла Маша и Медведь, фишки для звукового анализа, схемы, сухой бассейн, трубочки для сока, чудесный мешочек, счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки, шкатулка, звёздочки.

Наглядный: рассматривание картинного материала, схемы, символы, аудио запись, сухой «бассейн» с наполнителем.

Словесный: пояснение, объяснение, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, интонированное произнесения.

Практический: игровые упражнения, вопросы, поисковые действия, закрашивание.

Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.

Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки

И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат

Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза

Все зажмурились немножко.

– Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза

Вам давно пора вставать. встают со своих мест.

Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут. Шагают на месте.

Кран, откройся имитируют открывание крана

Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз

Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам

Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам

Мойся шейка повороты головы вправо-влево

Ручки мойтесь хорошенько растирают руки

Словно щеткой, язычком артикуляционное упражнение «Почистим зубки»

Чистить зубы мы начнём.

Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком

Потом губки облизали упражнение «Вкусное варенье»

Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо

Язычок не опускают упражнение «Гармошка»

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку

Но сначала остудить.

-Вы медвежата не ленитесь

Сперва подуйте упражнение «Трубочка»

Потом пейте имитируют питьё из чашки

А после улыбнитесь упражнение «Улыбка»

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата упражнение «Индюк».

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2.Метод мозгового штурма.

Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Что учили на занятии.

– Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О

– Какие бывают звуки?

– Что составляем из звуков?

-Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

Упражнение «Допиши букву».

У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.

3.Сообщение темы занятия.

Звучит аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь».

– Отгадайте, кто к нам пришёл в гости?

Выставляются герои мультфильма.

4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите имена героев.

– Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся).

– Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются)

Воздух выходит через нос или через рот? (через нос).

Голос «спит» или «просыпается»? (просыпается).

Значит звуки м, мь какие? (согласные).

М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь.

Игра «Слушай внимательно».

Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах.

– ам, ти, ан, ми, му, на, ди;

– молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь.

Игра «Посчитай звуки».

– Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.

7. Определение позиции звуков м, мь в словах.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки

Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют

Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем

Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них.

– Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию.

Игра «Сухой бассейн». Под слоем материала спрятана картинка, узнать её, определить место звука в слове (начало, середина, конец). Работа со звуковой улиткой.

9. Развитие просодики.

Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

Бедный мишка заболел

Мишка много меда съел

Мишка плачет и кричит

– У меня живот болит!

10. Знакомство с буквой.

– Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М.

Давайте попробуем её изобразить вместе:

Взявшись за руки,

(Дети берутся попарно за руки, изображая букву «М»).

– Молодцы! А еще из чего можно сложить букву?

Игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок из чудесного мешочка достает подручный материал из которого он будет выкладывать букву: счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра «Волшебная шкатулка».

– Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки).

Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭСКИМО, 2003. -48 с.

Литвинчик Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М.: ГУМАНИТ изд.центр ВЛАДОС. – 2003. 216 с.

Почитай, подумай, угадай. Автор-составитель Е.Е. Нерад. – Мозырь: Содействие, 2007. -104 с.

Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению /В.С.Смоляная. – Мозырь: Содействие. – 2010. -84 с.

Царёва Л.П. Читаем вместе: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения/Л.П.Царева. – Мозырь.: Белый Ветер, 2015 – 63с.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематиче ской стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДА ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

Ссылка на основную публикацию