Звуки (л’) – (й) – конспект занятия

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибать по одному пальчику, начиная с большого.Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

Читайте также:  Конспект: Знакомство с дикими животными леса

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям.Шаги на местеПотрясти кистью руки, имитируя колокольчик.Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх.Бег на месте.

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Разделы: Логопедия

Тема: Дифференциация звуков [Л’] – [Й]

Цель:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки (лейка, фрукты), цветовая линейка для игры “Светофор”, графические профили звуков [Л’] – [Й].

Ход занятия

– Здравствуйте, дети. Садитесь.

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

– Вспомните по порядку названия всех месяцев.

– Вспомните названия месяцев по временам года. Назовите месяцы времени года зима (весна, лето, осень)

– Какое время года вам больше всего нравится, почему?

Введение в тему

– Что видите на этой картинке? (Лейку)

– Для чего используется лейка?

– Какие звуки в этом слове произносятся мягко? [Л’ и Й]

– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

– Да, сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л’] – [Й] в словах.

– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

– А также запишите слово: ЛЕЙКА

– Выделите изучаемые буквы зеленым кружком.

1.Уточнение и сравнение произношения звуков [Л’] – [Й]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске, сопровождая показ указкой)

– Уточним и сравним произношение звуков [Л’] – [Й].

– Когда мы произносим звук [Л’] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднимается вверх и касается бугорков. Язык напряжен, голосовые связки работают.

– Возьмите зеркало и произнесите звук [Л’].

– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Л’]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

– Звук [Л’] – согласный, мягкий, звонкий.

– При произношении звука [Й] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой. Голосовые связки работают.

– Возьмите зеркало и произнесите звук [Й].

– Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Й]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

– Звук [Й] – согласный, мягкий, звонкий.

– Таким образом, сделаем вывод, что оба звука согласные, мягкие, звонкие.

2. Воспроизведение чистоговорок по “цепочке”

– Повторите за мной по “цепочке” чистоговорки:

Ай-ай-ай – приближается трамвай

Ой-ой-ой – приходи скорей домой
Ей-ей-ей – спеть красиво ты сумей
Яй-яй-яй – неужели ты лентяй?
Аль-аль-аль – он согласен на медаль
Ель-ель-ель – на полях метет метель
Юль-юль-юль – на окно повесим тюль
Оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль
Ыль-ыль-ыль – за околицей ковыль

3. Чтение слогов (с доски)

ай ой уй эй ый ий яй ей ёй

4. Диктант слогов

ай, аль, ля, ой, оль, лё, ый, иль, ли, яй, ий, лю, ле;

5.Игра “Хлоп и топ”

– Поиграем в игру “Хлоп и топ” и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л’] – [Й]. На слова со звуком [Л’] – хлопаете, со звуком [Й] – топаете.

(мой, тюль, тюльпан, йод, йог, лайка, йогурт, капель, пыль, цель, Аля, юный)

6. Игра “Светофор”. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

– Сейчас поиграем в игру “Светофор”.

– Положите перед собой линеечки и возьмите фишку. Определите место звука в слове. Сначала слова со звуком [Л’].

(лиса, педаль, клетка, Люба, пальма, килька, лицо, валенки)

-Теперь со звуком [Й].

(урожай, йод, каравай, майка, йог, домой, йогурт, лайка, трамвай)

– Молодцы, справились с заданием.

7. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Й, выделить мягкие согласные звуки [Л’] – [Й] зеленым цветом. Найдите “лишнее” слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Крем_ь, _е_ка, у_е_, _е_те;

_ине_ка, семе_ка, нак_е_ка, на_е_ка;

Ию_ь, деяте_ь, я_цо, е_и;

9. Игра “Приготовим кисель из ягод и фруктов”.

– Перед вами картинки. Назовите их.

– Как вы назовёте их одним словом? (Ягоды, фрукты)

– Для того чтобы приготовить вкусный кисель, повар добавляет в него ягоды или фрукты.

– Из чего приготовлен кисель, тем и называют. Например, кисель из смородины – смородиновый.

– Один работает у доски, остальные в тетрадях. Пишем только ответы.

Из малины – …, из земляники – …, из лимона – …, из сливы – …, из апельсина – … .

– Выделите в словах изучаемые звуки зеленым цветом.

10. Упражнение “Путаница”. Составление предложений с данными словами.

– Даны предложения, но слова в них перепутались. Поторопитесь составить правильные предложения.

Малиновый, мама, джем, сварила.

Чай, Лена, земляничный, пьёт.

Любит, чай, бабушка, пить, лимоном, с.

Торт, магазине, в, продают, сливой, со.

Сок, я, люблю, апельсиновый.

11. Запись предложения на слух.

Елена Васильевна любит наблюдать за маленькими лебедями.

– Кто любит наблюдать?

– Что делает Елена Васильевна?

– За кем любит наблюдать?

– Послушайте предложение еще раз

– Сколько слов в предложении?

– Назовите по “цепочке” это предложение.

– Помните, что имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.

– Прочитаем предложение, разделив слова на слоги. (Cначала хором, затем каждый про себя, вполголоса.

– Еще раз слушаем предложение и запоминаем.

– Запишите это предложение по памяти.

– Проверяем. (Читаю предложение, выделяя каждое слово.)

– Выделите в словах изучаемые звуки зеленым цветом.

III. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились различать?

– Дайте характеристику этим звукам.

– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Тема: дифференциация звуков [Л’] – [Й]

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [Л’]- [Й] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й] в словах, словосочетаниях и предложениях, тексте;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
  • активизировать и обогащать лексический словарь, совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать желание трудиться, уважать старших;
  • развивать зрительное, внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв [Л’ – Й], графические профили звуков, текст рассказа “Лентяй”.

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.

– Вспомните названия дней недели по порядку. Отвечаем по цепочке.

– Какой день позавчера? Вчера? Какой день наступит завтра? Послезавтра?

II. Основная часть

Введение в тему

– Кто изображен на картинке? ( Гном)

– Вспомните имя гномика из сказки, который ничего не делал. (Лентяй)

– Назовите первый и последний звуки в слове – Лентяй.

– Как произносятся эти звуки, твердо или мягко?

– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

– Да, сегодня мы продолжим работу по различению и выделению звуков [Л’] – [Й] в словах.

– Запишите число, месяц, тему.

– А также запишите имя героя нашего занятия: Лентяй.

– Выделите изучаемые звуки [Л’ – Й] – зеленым цветом. Назовите слог со звуком [Л’] в слове Лентяй и слог со звуком [Й]. (Лен, тяй)

– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение произнесения звуков [Л’] –[ Й]. (на доске висят графические профили звуков)

– Когда мы произносим звук [Л’] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднимается вверх и касается бугорков. Язык напряжен, голосовые связки работают.

– Звук [Л’] – согласный, мягкий, звонкий.

– При произнесении звука [Й] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой. Голосовые связки работают.

– Звук [Й] – согласный, мягкий, звонкий.

– Таким образом, оба звука согласные, мягкие, звонкие.

2.Чтение цепочки слов с доски (хором, затем по цепочке)

лесйод
лёдйог
люкйогурт
липамой
лямкатвой

– С каким изучаемым звуком вы прочитали слова 1-го столбика? [Л’]

– Какой изучаемый звук в словах 2-го столбика?

3.Игра “Кто внимателен?”

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками [Л’]- [Й], а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.

(Люба, бойкий, телефон, стройка, любовь, каравай, лимон, попугай, сойка, другой, Лена)

4.Запись слов в два столбика со звуками [Л’] – [Й].

Читайте также:  Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой Л – двумя чертами, Й – одной чертой. (Дети должны опираясь на гласные в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквой Л или Й в слове.)

(Слива, чёрный, апельсин, красный, оранжевый, малина, сиреневый, лимон, калина, коричневый)

– Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по “цепочке”, называем слог в слове с буквой Л.

– Что вы можете сказать об этих словах? Назовите одним словом. (Ягоды, фрукты)

– Читаем слова второго столбика, называем слог. Назовите одним словом. (Цвета)

5. Наблюдение за согласным Й, когда он произносится в составе гласных: я, е, ё, ю.

– Вспомните буквы II ряда. Назовите их.

– Правильно. Эти буквы мы называем “хитрыми”. Почему?

– И действительно, эти гласные произносятся как два звука. Помните сказочку про звук [Й], когда он пришел к гласным: а, о, у, э. Предложил им спеть песню вместе с ним.

– Посмотрите на эту табличку, как получились буквы: я, е, ё, ю.

– Сколько букв в этом слове?

– А звуков? Почему? Чего больше: звуков или букв?

– В каком месте находится буква: Я?

– И правильно. Значит, если гласные буквы: я, е, ё, ю – находятся в начале слова, то они произносятся как два звука, но обозначаются одними буквами.

– Назовите другие слова, когда эти буквы стоят в начале?

– Вспомните и другие позиции этих букв, когда они произносятся как два звука. (после знаков: Ъ,Ь, после других гласных)

– Поиграем в игру “Цвета”. Я буду показывать карточки, а вы будете называть цвет, чётко произнеся слово по слогам. Работаем “по цепочке”.

7.Составить словосочетания, используя вопрос: какой?

– На доске даны картинки. Составьте словосочетания, используя вопрос: какой?

-Например: огурец (какой?) зелёный. Выделите окончание (–ый) и букву Л.

(огурец зелёный, помидор красный, баклажан синий, апельсин оранжевый, лимон жёлтый)

– Что обозначают эти слова? (названия овощей и фруктов)

9. Закончить предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой. Выделить изучаемые звуки. Работу выполняем только на доске, по “цепочке”. Один записывает, остальные проверяем.

Ранку нужно залить …лёд
Зимой реки покрыты …йод
… живут в лесу.лежи
– … тихо, – сказала мама.ежи
На штанишки пришили …ямка
Не упади в глубокую …лямка
Пароходы уплывают в …дай
… нам Бог удачи во всём.даль

10. Беседа по прослушанному рассказу “Лентяй”.

– Сейчас я вам прочитаю рассказ, называется “Лентяй”. Слушайте.

Наш Толя — лентяй. Любит лентяй полежать в жаркий летний день под яблонькой, да яблочки поесть, да понаблюдать, как другие работают. А другие работают еще как: Елена Васильевна стирает белье, Наталья лилии поливает из лейки, Юлий осиновые колья вбивает — забор новый делает. Дядя Василий — лесничий — лес охраняет. А лентяй Анатолий лежит, кваканье лягушек слушает, да о жизни своей думает. Звали его блины с вареньем есть, а ему и встать лень. Еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Уставшие, но довольные смеются дачники, блины уплетая да чаем липовым их запевая. Только Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

Ответим на вопросы:

– Про кого рассказ? ( Про мальчика Толю)

– Как его прозвали? Почему? (Лентяем, потому что он все время лежал да наблюдал как другие трудятся.)

– Чем занимались люди, которые жили рядом с ним?

– Когда человек трудится от души, то и есть хочется с удовольствием. Правда?

– А было ли это желание у Толи? Что же ему мешало? ( Не было, он еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Мешала ему лень.)

– Запишем два последних предложения под диктовку из этого рассказа.

Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

– Выделите в словах [Л’] – [Й].

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?

– Что общего между ними? (Оба согласные, мягкие, звонкие)

– Какие слова вы запомнили со звуками [Л’] – [Й]? Назовите их.

Конспект фронтального занятия на тему звук [Л], [Ль]

Лексическая тема «Посуда»

1) Коррекционно-образовательные задачи:

  • Различение звуков [л], [ль];
  • Совершенствование навыка составления предложения из слов;
  • Продолжать учить детей отвечать предложением;

2) Коррекционно-развивающие задачи:

  • Обогащать словарь детей по теме “Посуда”;
  • Развивать грамматический строй речи, зрительную и опосредованную память, наглядно-образное мышление, восприятие;

3) Коррекционно-воспитательные задачи;

  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование: 1) доска; 2) предметные картинки с посудой: 3)рабочие тетради 4) презентация

I. Вводная часть

  • Ребята, скажите какой сегодня день? Время года? А какая на улице погода?
  • А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.
Л: Тему нашего сегодняшнего занятия нам поможет назвать гость, который к нам сегодня пришел. Угадайте, кто это.

Я родился на Луне,
И доволен я вполне.
Домом стала мне Земля,
Здесь живут мои друзья!
Помогаю всем я тут.
Ну-ка, как меня зовут?
Учащиеся: Это Лунтик. (Слайд 2)
Л: – Назовите какой первый звук слышите в слове «Лунтик».
Дети: [л].

Л: – Правильно! Именно этот звук мы сегодня еще раз вспомним.
А давайте сначала мы покажем Лунтику, как нужно правильно произнести этот звук. Что же делают у нас губки, язычок, когда мы произносимэтот звук?
Итак, кончик языка поднят «чашечкой». Края язычка поднимаются к коренным зубкам. Рот приоткрыт. Воздух выдыхается тонкой струйкой; на ладошку, ощущается теплый ветерок.

«Заборчик»
Улыбнулись. Показали свои зубки. они напоминают нам заборчик. Держим под счет от 1 до 10.

«Маляр»
Открыли рот. Кончиком языка гладим потолок, то есть наше небо. Язычок у нас как будто кисточка.
И этой кисточкой красим наш потолок.

«Почистим верхние зубки»
Улыбнулись. Приоткрыли рот. Кончиком языка чистим наши зубки. А челюсть не двигаем.

«Чашечка»
«Упражнения на дыхание»
Л: Молодцы! А теперь давайте дадим характеристику звуку Л.
Звук [Л] – согласный, звонкий, бывает мягким и твёрдым.

Развитие фонематического слуха.

Л: Ребята наш гость пока не умеет различать звук [Л] и [Ль]. Давайте поможем ему. Внимательно послушайте звуки, слоги и слова и если услышите [ль], то хлопаем а если услышите [л], то топаем.
л, ль, ль, л;
ла, лю, ле, ал, оль, лы;
лампа, лямка, яблоко, апельсин, слива, пенал, стол.
Повтори слоги и слова: (Слайд 3)

Ла-ла-ла – лакла-ла-ла — лавка
Ло-ло-ло – лобло-ло-ло — лодка
Лы-лы-лы – лыжилу-лу-лу – лупа

Определи место звука. (Слайд 4)

Л: Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки, которые приготовил Лунтик, а вам нужно будет угадать, где находится звук Л.
(ребята смотрят картинки и отвечают)
Яблоко, луна, лодка, пенал, линейка, стул, вилка.

Игра «Составь слово». (Слайд5,6)

Л: Дети, а давайте сейчас покажем нашему другу, как мы умеем составлять слова. А составлять будем только из первых звуков названий картинок.

Л: А сейчас давайте запишем эти слова, которые у нас получились. И определим, сколько звуков и сколько букв. И все это запишем.

Лимон – 5б, 5зв.
Стол – 4б,4зв.
Лампа – 5б, 5зв.
Липа – 4б, 4зв

Лексическая тема. (Слайд 7)

Л: Ребята, вы знаете, что у Лунтика много друзей. И вот Лунтик хочет пригласить их в гости и приготовить вкусный обед. У него дома очень много посуды и он не знает, какая посуда для чего нужна.

Давайте мы тоже с вами вспомним и поможем Лунтику. Ребята, какая у
нас может быть посуда?

Д. – Посуда бывает столовая, кухонная, чайная.
Л. – Ребята, из чего может быть сделана посуда?
Д. – Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, глины.
Л. – Молодцы! А что может у нас Лунтик приготовить на сковороде?
Д. – На сковороде можно жарить блины, котлеты, мясо, рыбу.
Л. – А для каких блюд будет использовать кастрюлю?
Д. – В кастрюле мы можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель.

Игра «В шкафу хранятся…» (Слайд 8)

Л: Ребята, вот посмотрите в шкафу у Лунтика сколько посуды. Давайте, для начало посмотрим только верхнюю полку. какая же у нас там посуда?
Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, стакан в подстаканнике
Л: Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. И от этого называют чайная посуда. Повторите.

Л: Теперь скажите, какая же посуда стоит на второй полке?
Тарелки, супница, хлебница, солонка, нож, кувшин, вилка, салатница,
селедочница.
Л: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Повторите.
Л: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Л: Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.
Л: Сейчас, чтоб запомнить повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

Игра «Поможем Лунтику»

Л:Ребята, Лунтик совсем запутался. Поможем ему разложить продукты в
соответствующую посуду. И запомним. (Слайд 9)
Скажите, как называется посуда, в которую надо положить: конфеты,
сахар, соль, хлеб, масло, сухари?

Игра «Выбери правильно» (Слайд 10)

Л: Ребята, Лунтик хочет взять только ту посуду, в названии которых есть звук Л. Давайте поможем ему. (среди рисунков выбирают только те, в названии которых есть звук Л или Ль) (Слайд 11)
молочник, кастрюля, вилка, тарелка, ложка.

Игра «Что пропало»

Л:Ребята, Лунтик предлагает поиграть в игру. Перед вами картинки.
Давайте посмотрим. Через некоторое время я уберу одну картинку, а вы должны угадать что пропало? (на доске предметные картинки посуды)

Л: – А следующая игра «Найди лишнее»
(игра с игрушечной посудой). Сейчас я перед вами положу несколько предметов (посуду), а вы должны будете угадать, что здесь лишнее? И почему?

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы

Например, перед детьми на подносе чашка, чайник, вилка. Лишняя
посуда здесь вилка, потому что столовая посуда. А чашка и чайник – чайная посуда.

Л: Ребята, а еще Лунтик хочет научиться красиво составлять предложения. Давайте все вместе поможем ему. Попробуем красиво составить предложение. Вот перед вами картинки разной посуды. Теперь каждый выберет себе какую-нибудь посуду и составит с ним предложение. Будьте внимательны!
Л: – Ребята вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли Лунтику. Он тоже очень рад и говорит вам «Спасибо» (Слайд 13)

III. Заключительная часть.

Итог.
– Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)
– Назовите слова со звуком Л. (Ответы детей)
– А зачем нужна нам посуда? (Ответы детей)
– Какая же бывает посуда? (Ответы детей)
– Вам понравилось занятие? Почему? (Ответы детей)
– Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)

Конспект фронтального занятия Дифференциация звуков Ль — Й

Тема:Дифференциация Ль – Й
Цель:
различие звуков ль, й на слух и в произношении
анализ обратных слогов
развитие внимания, памяти, логического мышления
Лексический материал:
Олень, тюлень, дельфин, павлин, пеликан, лебедь, поле, поляна, Лена, Люба, люк, Люда, Лика, Лиза, колокольчики, клюква, майка, маяк, холодный, солнечный, морозный, попугай,
даль, дай, боль, бой, моль, мой, куль, куй, роль,рой, лежи,ежи, ледок, едок, Любка, юбка, лямка, ямка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Л: -Ребята, представьте, сегодня мы с вами оказались на лесной полянке. Много интересного можно увидеть и услышать в лесу. Послушайте, как поют птицы, шумят деревья. (проигрывается аудиозапись «Звуки леса»)
-Отгадайте, что еще есть на полянке?
1)У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…(Олень)
2)На болоте, вдоль дорожки
Ягод красные горошки.
Кто рассыпал столько бус,
Красный цвет и кислый вкус! (Клюква)
3)Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это. (Колокольчики)
Кто вспомнит все отгадки?
Д: – Олень, клюква, колокольчики.
Л: -Молодцы! Какой звук повторяется в этих словах?
Д: -Звук Ль
Л: А теперь произнесите этот звук
Д: Хором и индивидуально произносят звук Ль
Л: -Звук Ль мягкий или твёрдый?
Д: -Мягкий
Л: -Мягкий будем обозначать облачком в квадрате. Так же звук Ль согласный и звонкий.
Повторим, звук Ль какой?
Д: Он мягкий, согласный, звонкий.
2.Основная часть
Л: -А теперь мы с вами поиграем в игру «Поймай звук». С закрытыми глазами вы должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук Ль.
ЛЬ Л Л ЛЬ Р Л РЬ ЛЬ
Лена, Люба, Лида, Лада, Рик, люк
Молодцы! Вы были очень внимательными!
В лесу наступила тишина и мы с вами тихо присядем на свои места.
Кажется,кто-то идёт…Нам принесли бандероль(маленькую посылку).А кто разносит письма и бандероли?
Д: -Почтальон!
Л: -Здесь много разных картинок. Назовём их!3476078294798
905598294856

552540347233
3755230291817
875245518412377376871999926774403184232
41464752882971073239561815
Д: называют что изображено на картинках(картинки выставляются на панно)
Д: ТЮЛЕНЬ, ДЕЛЬФИН, ЗЕМЛЯНИКА, ЦЫПЛЁНОК, ЛЕБЕДЬ, МАЯК, ПОПУГАЙ, ПЕЛИКАН, МАЙКА
Л: -А ещё здесь задание: выбрать картинки со звуком Ль
Д: -Тюлень, земляника, дельфин, лебедь и т.д.
Л: -Расскажите какой сегодня день?
Д: -Солнечный, холодный, морозный и т.д.
Л: -Какой звук вы произносите в конце этих слов?
Д: – Й
Л: -Звук Й мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я. Расскажите, что вы знаете про звук Й.
Д: -Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
Л: -Молодцы! А теперь поиграем в игру «Жадина» . Представьте, что это ваши предметы(показывает на панно с картинками), скажите об этом.
Д: – Это моя майка .
Это мой попугай.
Это моя земляника…. т.д.

Л: -В лесу бывает эхо. А сейчас вы станете моим эхом. Я буду называть звуки и слоги, а вы повторять их!
Ля-я
ле-е
ли-и
лё-ё
лю-ю
Ля-я-ля
ле-е-ле
ли-и-ли
лё-ё-лё
лю-ю-лю

Ай-ай-аль
эй-эй-эль
ий-ий-иль
ой-ой-оль
уй-уй-уль

Ай-аль-ай
эй-эль-эй
ий-иль-ий
ой-оль-ой
уй-уль-уй
Я-ля
е-ле
и-ли
ё-лё
ю-лю

Аль-аль-ай
эль-эль-эй
иль-иль-ий
оль-оль-ой
уль-уль-уй

Аль-ай-ай
эль-эй-эй
иль-ий-ий
оль-ой-ой
уль-уй-уй

Аль-ай-аль
эль-эй-эль
иль-ий-иль
оль-ой-оль
уль-уй-уль

Д: повторяют
Л: -Повторите за мной пары слов и придумайте с каждой парой предложения.
Даль — дай, боль — бой, моль — мой, куль — куй, роль — рой.
Лежи — ежи, ледок — едок, Любка — юбка, лямка — ямка.
Д: повторяют пары и придумывают предложения
Л: -Молодцы! Вы были хорошим эхом! Какие звуки сегодня были у нас в гостях?
Д: -звуки ЛЬ и Й
Л: – Назовите имена, в которых есть эти звуки.
Д: – Лида, Лиза, Лена, Лика, Люда и т.д.
Л: – Умнички, наше занятие подошло к концу, что больше всего вам запомнилось?
Д: -отвечают
Конспект логопедического занятия на тему:
«Звуки ЛЬ-Й»
составлен студентами заочного отделения
дефектологического факультета
специальность логопедия
3 ЛОГО «А» (бак)
Авагина Юлия
Маркелова Валерия
Паронькина Ольга
Крадин Николай
Михеева Мария

  • WebUrokCom_52e589e0cedce7
    Размер файла: 480 kB Загрузок: 0

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]»

Лариса Иванова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]»

1. Дифференциация согласных звуков л – ль – й.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование учебного высказывания.

4. Развитие объема линейной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 9 элементов.

Оборудование: предметные картинки, касса звуков, касса букв, карточки со схемами предложений.

Ход урока.

1. Постановка цели урока.

-Какой у нас сейчас урок? (произношения)

-Чему мы учимся на уроках произношения? (слушать и правильно произносить звуки).

-Послушайте слова и выделите общий звук.

Лавина, водолаз, вокзал. («л»).

– Произнесите звук «л».

– Характеристика звука. (согласный, звонкий, твердый)

– Какой карточкой обозначаем?

– Какой буквой обозначаем эти звуки?

– Послушайте слова и выделите общий звук.

Ледоход, похлебка, шинель. («ль»)

– Произнесите звук «ль».

– Характеристика звука. (согласный, звонкий, мягкий)

-Какой карточкой обозначаем?

-Какой буквой обозначаем эти звуки?

-Послушайте слова и выделите общий звук.

Йогурт, майка, трамвай.

– Произнесите звук «й».

– Характеристика звука, (согласный, звонкий, мягкий).

– Что необычного в этом звуке?

– Какой карточкой обозначаем?

– Какой буквой обозначаем этот звук?

– Сравните эти звуки?

– Чему будем учиться? (Слушать и различать звуки «л», «ль», «й»).

– А теперь поиграем. Я зашифровала звуки, их надо расшифровать и правильно произнести. (На ленте изображения: ласточка, лебедь, муравей).

– Чему учились? (Правильно произносить звуки).

2. Развитие фонематического слуха.

– Я произнесу слова, а вы, как только услышите один из наших звуков, поднимите букву, которая его обозначает.

– Какие звуки будем слушать?

Новосел, похлебка (который по счету, голодный (между, палуба, лукошко, ущипнул, пылкий, вестибюль, фестиваль, плетень, мыльный, чайник (перед, сарай (после, булькать, полдень, клюшка, улей.

-Какие слова вам были не понятны?

– А кто знает, что означает слово плетень? (плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. Показать иллюстрацию.)

* Звуко – буквенный анализ.

Колокол, медаль, тюльпан, глобус, халат, водолаз, палатка, булавка, плетень, лебедь, дельфин, ласточка, муравей, пеликан, трамвай, балалайка.

– По какому признаку их можно разделить? (Наличие звука «л», «ль», «й»).

– Назовите слова, в котором два наших звука. (колокол). Которые по счету?

– Назовите слово, в котором наш звук слышим перед звуком «ф»(дельфин).

– Назовите слово, в котором наш звук второй по счету? (глобус).

– Назовите два слова, в которых наши звуки слышим после звуков «о»? (колокол, водолаз).

– Слово муравей разделите на слоги и выделите слог с нашим звуком.

– Подберите задания к словам балалайка, трамвай.

– Поставьте слова в той последовательности, в какой я их назову.

Колокол, медаль, тюльпан, глобус, водолаз, палатка, булавка, плетень, дельфин.

– Измени слово так, чтобы наш звук стал мягким.

– Вставьте пропущенные буквы. Соедините прилагательные с подходящими существительными.

Апре. ьская со. датик

Ма. енькие ко. око. ьчик

Маленькая Оля лежит в коляске. По реке плыл плот. Михаил играл в футбол. Отец поохал на вокзал.

– Составьте схему предложений.

– Чему учились на уроке?

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т – д]. Цель: Дифференциация звуков [т – д] Задачи: Коррекционно – образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [с-ш]” Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’]. Путешествие по Северу» Тема: «Дифференциация звуков» [Р – Р’], [Л – JI’]. Путешествие по Ямалу» Цель: Дифференциация звуков [Р – Р’], [JI – Л’] в.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Тема:Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» Цель:Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях. Задачи: -закреплять.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах» Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях. Игровое упражнение «Один лишний» Выделение лишнего слова:.

Конспект занятия «Клоуны Бин и Бон. Дифференциация звуков [б; б’]» Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Ссылка на основную публикацию