Звуки (К) — (К’), буква К – конспект

Конспект урока по обучению грамоте на тему “Звуки [к] и [л’], буквы “К, к”

Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро?
– Доброе утро – солнцу и птицам.
– Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

2. Повторение пройденного.

а)- Из чего состоит наша речь?
– Какая бывает речь?
– Чем устная речь отличается от письменной?
– Из чего состоят предложения?
– На что делятся слова?
– Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?

б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?

АоуиНы

– Какая буква заблудилась? Почему?

в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)

3. Выделение звуков [к] и [к’] из слов нитка и нитки.

Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.

4. Упражнение в слышании звуков.
– Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
– В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)

Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.

5. Игра «Зоопарк»

– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?

-Назовите слова, обозначающие животных. (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)

6. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

7. Работа над многозначностью слова «ключ».

– Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
– С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи? (Иллюстрации на магнитной доске)

Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

8. Игра «Магазин».

На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
– А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
– Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)

9. Подготовка к работе с учебником.

– Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
– Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
– Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)

10. Беседа по картинке учебника.

-Откройте «Русскую азбуку».
– Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
– Очень тяжёлый труд у косарей.

– С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
– Твёрдый или мягкий звук ?

11. Знакомство с буквами «К, к».

– Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)

– Посмотрите в учебник. Почему их две?
– Когда мы используем большую букву?

12. Составление чтение слогов с буквой К.

На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
– Какой гласной здесь нет? (ы)
– Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
– В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».

13. Составление и чтение слов.

нос
кус
со
ки
но
ска
оск

14. Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

15. Работа с учебником.

– Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!

16. Чтение скороговорки.

Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.

17. Работа по картинке.

Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.

18. Чтение текста хорошо читающими детьми.

Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!

– Подчеркните в тексте букву К.

19. Итог урока.

-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).

– С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
– Какие они? (согласные, звонкие)

Звуки (К) — (К’), буква К – конспект

  • Лента комментариев

Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.

Угадали? да, это звук [к].

-Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к] .

Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.

1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…

Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.

2. Определите на слух, в каком слове есть звук [к] .

кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.

3. Повторите

ак-ак-ак- бак, мак, так;ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик;ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

4. Угадай слово , которое заканчивается звуком [к] :

уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Названия, каких картинок звучат, похоже?

6 . Повторите чистоговорки .

ка — ка — ка — наша ноша не легка;Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко;Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку.Кликнула к себе Николку.

7. Игра « Один-много»

Кабан – кабаныкабина – кабины,камень – камни,
канава – канавы,капкан — капканы,конь – кони,
кот – коты,канат – канаты,комета – кометы,
конфета – конфеты,команда – команды,комната – комнаты.

8. Игра «Прятки» . Назови картинки.

9. Доскажи словечко

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет… (крокодил).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (крокодил)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш).

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке… (кабачок).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?… (Коньки.)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

А птицу эту звать… (кукушка).

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.

2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`] .

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.

4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?

10. И г р а «Волшебная цепочка» 1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.Коза – поза – пола, – полк – волк.

Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.

Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

2. Преврати кошку в мышку.

11. И г р а «Добавь слог – получи слово»

12. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)

2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток), в середине (декада, блокада, эстакада), последний (сетка, ветка, миска).

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

13. И г р а «Веселая арифметика»

1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)

2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)

3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)

4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)

5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)

6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)

7. Кар + согласный п = ? (Карп.)

8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)

14. И г р а «Найдите слово»

Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно началоИ, как назло, оно пропало.Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтёте.

…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.

– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?

15. И г р а «Магическая буква»

Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.

О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.

16. И г р а «Найди слова»

17. И г р а «Где больше слов»

Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд

18. Кроссворды

Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.

19.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К .

Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К .

Скороговорки

  1. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
  2. Клубок упал на пол, кот катал клубок.
  3. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
  4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Словарь

  • Каллиграфия — искусство красивого почерка, письма.
  • Калория — это единица энергии, содержащаяся в пищевых продуктах,
  • Капиталэто все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
  • Клерк — офисный работник
  • Кляссер — специальный альбом для коллекционирования.
  • Комментарий — пояснения к тексту
  • Компромисс— разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
  • Комфорт — уют, удобства.
  • Кристаллэто твердое состояние вещества

Крылатые выражения или фразеологизмы

Конспект занятия «Звук [к] и буква К»

Татьяна Малиновская
Конспект занятия «Звук [к] и буква К»

• познакомить со звуком К;

• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам;

• совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

• познакомить с буквой К;

• закреплять понятие о месте звука в слове;

• упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;

• закрепить понятие «согласные звуки»;

• развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;

• развивать мелкую моторику.

• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,

• воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

Оборудование: Предметные картинки в названиях которых присутствует звук К; буква К, трафареты.

Ход занятия:

1. Сообщение темы занятия.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);

«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);

«Не огонь, а жжётся» (крапива);

«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)

Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К

Выставляется картинка для звукоподражания : Идёт сильный дождик: КККК….

А теперь посмотрите, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук КККК. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

2. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)

Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.

Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом домике? Правильно в синем домике.

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук»

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К.

Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)

Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)

По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)

Обломился старый сук (хлопки).

Молодцы, тихонечко садитесь.

5. Закрепление звука в словах.

Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.

6. Произношение звука К в чистоговорках.

Ка-ка-ка- бежит река

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак –у реки рыбак.

7. Связь звука и буквы

– Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?

Буквой К (Показ буквы).

На прямую палочку справа села галочка,

там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.

– Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).

– А теперь выложим букву К из счётных палочек.

– Обведите букву К по трафарету и заштрихуйте.

– Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.

11. Итог занятия.

Какое задание вам сегодня понравилось?

Что ещё мы сегодня делали?

С каким звуком познакомились?

Какую букву узнали?

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Конспект занятия «Звук [Ж]» Программные задачи Образовательная 1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж]; 2) развитие.

Конспект занятия «Почта. Звук и буква Ф» Тема: «Почта. Звук и буква Ф». Коррекционно-развивающие: развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память, общую и мелкую моторику.

Конспект занятия «Буква Звук [Н]. Буква [Н и ][Н’]» Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н Задачи: • Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’] • Дифференциация.

Конспект логопедического занятия «Звук [У] и буква [У]» Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой У; закреплять умение давать характеристики звукам; развивать речь, внимание, память, творческое.

Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.

Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.

Конспект занятия «Звук и буква К» Тема: «Звук и буква «К». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «К». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук [Т] и буква Т» Тема: Звук и буква «Т». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Т». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Тема: «Звук и буква «Ы». Цель: знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Ы». Учить выделять начальный ударный и безударный.

Конспект занятия «Звук [с], буква с» Цель: закрепить навыки четкого произношения звука (с); Научить определять позицию звука (с) в словах; Познакомить с буквой (с); Научить.

Конспект занятия «Звуки [К], [К’]. Буква К»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна

Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.

Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.

Закрепление знаний о предложении.

Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;

совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления , слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.

Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].

– Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».

Повторение пройденного материала:

– Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])

– Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?

Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:

– Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?

кукушка цапля клест сорока

– Какая птица лишняя? Почему?

(Лишняя птица – цапля, потому что в этом слове нет звука [К])

голубь дятел ворона ласточка

(Лишняя – ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).

Определение места звука [к] в слове.

У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.

Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.

РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.

Логопед: Звонко лапки ставит киска

Наша киска пианистка.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя:

К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.

Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ

Игра «Живые звуки»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.

первый – Стас – звук К.

вторая – София – звук О.

третий – Ратмир – звук Т.

– Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.

(хором читают КОТ)

– Кот – это домашнее животное.

– Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т

7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»

Гномы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Подметают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

(Дети выполняют соответствующие движения)

8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.

Логопед: – Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово – КОТ.

Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ.

Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.

– Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)

– А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)

Логопед: – Молодцы, со всеми заданиями справились.

9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот-деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором – чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)

10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

-Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):

«Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья от вас не скрою – карандаш вот так возьму – показывают как надо правильно держать карандаш!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола. )

1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.

2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.

ИТОГ. Оценивание деятельности детей.

Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?

Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.

Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] – Карина, Максим, cо звуком [К’] – Никита, Кирилл.

Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»

Диана Сафонова
Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

на лексическом материале: “Домашние животные”

образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Звук [К]. Буква К».

Учитель-логопед Сафонова Д. С.

Квалификационная категория: высшая

Цель: Знакомство детей со звуком [К] и буквой К на лексическом материале по теме: «Домашние животные».

– Познакомить со звуком [К], как согласным звуком, и его условным обозначением;

-Формировать у детей умение характеризовать звук [К] по акустическим и артикуляционным признакам;

– Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме

«Домашние животные и их детеныши»;

-Упражнять детей в правильном произношении звука [К] в слогах, словах и предложениях;

-Упражнять детей в согласовании числительного с существительным;

– Упражнять детей в слообразовании прилагательных от существительных;

– 3акрепить умение определять место звука в слове;

– Познакомить детей с графическим образом буквы.

– Развивать фонематические процессы;

– Развивать память, внимание, мышление;

– воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей;

– воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

– воспитывать доброжелательность, бережное, заботливое отношение к домашним животным.

Средства реализации: зеркала, печатные буквы, предметные картинки (кошка, собака, корова, коза, кролик и их детеныши, звуковые дорожки и фишки для звукового анализа слов, палочки.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Ход ООД

1. Организационный момент.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

(Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне – назовите свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Никита – Н.)

2. Сообщение темы:

– Садитесь за столы. (Сядьте ровно, спинки выпрямите, ноги подружите.)

– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.

1. Голодна – мычит,

Малым деткам молока дает.

2. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

3. Как ослик может упираться,

Хрустеть капустой и бодаться,

А разозлится так гроза.

Зовут упрямицу (Коза).

Логопед: Дети, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали.

-Догадались, какой первый звук в этих словах? (Корова, Кошка, Коза)

Звук [К]. Да, правильно.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [К] и буквой Ка.

3. Характеристика звука [К] по артикуляционным и акустическим признакам.

-Чтобы правильно произнести звук [К]:

-кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу

Произнесите звук [К]

– Губы что делают?

– Где находится язык?

– Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет? (да, язычок мешает).

-Значит звук [К]: (согласный)

– Голос есть или нет? (глухой)(проверяем)

Звук [К] всегда твердый!

– И так звук [К] какой?

(Поднять правую руку и закрепить с детьми.)

Звук [К] – Согласный, глухой, твердый.

-Каким цветом обозначим звук [К]? (синим).

– Молодцы! А теперь, давайте возьмем в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка)

4. Развитие фонематического восприятия.

Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [К]:

Я называю звуки – Д, П, К, М,Т, К;

Будьте внимательны, сейчас называю слоги – КА, ТА, СА, КА, АД, АК;

А теперь слова – КОТ, ШУТ, СОМ, СОК, МАК, КНИГА. Молодцы никто не ошибся!

5. Произношение звука [К] в слогах.

– Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.

Ка-ка-ко Кы-кы-ко ак-ак-ок

Руки мы сгибаем,

На носочки встанем – солнышко достанем.

7. Произношение звука [К] в словах.

а) Дидактическая игра «Найди свою маму»

– Дети подходят к доске берут картинку и говорят, чей он детеныш.

-У коровы – теленок – (где находиться звук [К] в слове теленоК)(а если их много) – телята

-У козы – козленок – (где находиться звук [К] в слове КозленоК) (а если их много) – козлята

-У кошки – котенок – (где находиться звук [К] в слове КотеноК) (а если их много) – котята

-У собаки – щенок – (где находиться звук [К] в слове щеноК) (а если их много) – щенята

-У кролика – крольчонок – (где находиться звук [К] в слове КрольчоноК) (а если их много) – крольчата

– Как можно двумя словами назвать этих животных?

б) Дидактическая игра «Посчитай»

– Приготовьте ваши пальчики, давайте с вами посчитаем.

– 1 корова, 2 коровы, 3 коровы, 4 коровы, 5 коров.

– 1 коза, 2 козы, 3 козы, 4 козы, 5 коз.

– 1 кролик, 2 кролика, 3 кролика, 4 кролика, 5 кроликов.

– 1 кошка, 2 кошки, 3 кошки, 4 кошки, 5 кошек.

– 1 собака, 2 собаки, 3 собаки, 4 собаки, 5 собак.

в). Дидактическая игра «Кого не стало?»

– Дети закрывают глаза, я убираю одну картинку и спрашиваю, кого не стало?

– убираю одну картинку (коза)

– убираю две картинки (корова, кошка)

– убираю три картинки (собака, корова, кошка)

– убираю четыре картинки (кролик, собака, корова, кошка)

г). Дидактическое упражнение «Найди звук».

– Дети, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, надо определить место

звука [К] в слове (звуковые дорожки лежат у детей на столе).

Картинки: кошка, коза, собака, корова, кролик

Дети выполняют задание самостоятельно.

– Проверим, что у вас получилось.

-Заслушиваются ответы детей.

– В слове коза звук [к] находится в начале слова.

– В слове корова звук [к] находится в начале слова.

– В слове собака звук [к] находится в середине слова.

– В слове кролик звук [к] находится в начале и конце слова.

– В слове кошка звук [к] находится в начале и середине слова.

8. Работа над звуком в предложении.

– Дети закончите предложение и повторите предложение целиком:

– Молоко даёт … корова.

– Бодается, блеет…. коза.

9. Знакомство с буквой Ка.

– Давайте же познакомимся с новой буквой.

Звук [К] в русском языке мы обозначаем буквой К (ка).

Звук мы слышим, а букву пишем.

– На что похожа буква К?

Клюв раскрыла буква КА-

Хочет скушать паука.

– А теперь выложим букву К из палочек. У каждого из вас на столе

палочки, при составлении буквы К вы должны использовать все палочки.

– Сколько палочек вы использовали?

– Молодцы, правильно, мы использовали 4 палочки.

– Вы справились с заданием! Замечательные буквы у вас получились!

Логопед: С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуком [К].

Логопед: Дайте характеристику звуку [К]?

Дети: Звук [К] согласный, твердый, глухой.

Логопед: Каким цветом мы его обозначаем?

Логопед: С какой буквой мы познакомились?

Дети. С буквой К.

– Кошка, собака, кролик, коза, корова, крольчонок, козленок, теленок…

– это домашние животные; (ответ детей)

Молодцы! Вы все хорошо работали.

Конспект НОД «Звук [А] и буква А» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [А]. Буква А. Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а].

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: – определятьпозицию.

Конспект ООД по развитию речи «Звук [О] и буква О» для подготовительной группы Подготовила: воспитатель – Ермакова Г. А. (2017-2018 уч. год) Тема: Звук и буква О,о Цель: подготовка к обучению грамоте Задачи: – закрепить.

Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц» Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц»Задачи:• закреплять правильное произношение звука Ц (ТС); • учить слышать и выделять.

Конспект НОД «Звук [Д] и буква «Д» НОД ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ № 13 ТЕМА «ЗВУК И БУКВА Д» Образовательная область: развитие речи, подготовка к обучению грамоте. Провела учитель-логопед.

Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» Цель: создание социальной ситуации успеха. Задачи: – уточнить произношение звука [а]; – определять позицию звука в слове; – формировать.

Презентация к конспекту ООД в подготовительной к школе комбинированной группе «Звук [О], буква О» Цель: закрепить знания детей о звуке [о], развивать умение давать характеристику звука, опираясь на схему, учить соотносить слово со схемой,.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Тема № 30. Звук и буква Ш Коррекционно-развивающие задачи. 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность.

Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.

Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.

Звуки (К) — (К’), буква К – конспект

Нацеливание на работу.

– Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

– Что мы изучаем на уроке обучения грамоте?

Строят речевые высказывания.

Постановка учебной задачи.

Регулятивные:
– овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

– давать характеристику звука.
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

– самостоятельно формулировать познавательную цель.

– Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)

– Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.

– Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)

Дают характеристику звука.

Формулируют цель урока с помощью написанных фраз.

Актуализация опорных знаний.

Предметные :
– правильно называть буквы и звуки;
– давать характеристику звука.

Познавательные:
– выбор оснований и критериев для классификации объектов;
– построение логической цепи рассуждений;
-выполнять классификацию;
– обосновывать основание для классификации.

– Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.

Учитель проверяет знание гласных и согласных букв с помощью игры «Спрячь буквы от дождя»

– На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор)

– Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Коммуникативные:
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные :
– давать характеристику звука.

Познавательные :
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– уметь находить и выделять необходимую информацию.

Предметные :
– определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];

– совершенствовать навыки чтения слогов.

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:
-выполнять классификацию;
– обосновывать основание для классификации;

– проводить анализ учебного материала.

Знакомство с новыми звуками.

– Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?

(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

– Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

– Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

– Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].

Чтение слогов с буквой К.

– Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

– Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)

Учитель определяет условия физминутки.

– А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород , озеро.

Выбор решения с доказательством.

Дают характеристику звука.

Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.

Чтение слогов с буквой К хором и индивидуально.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Выполнение физминутки по предложенным условиям.

Применение нового знания.

Предметные:
– безошибочно узнавать букву к среди других букв;
– совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;
– правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

– давать характеристику звука.

Познавательные:
– выбор оснований и критериев для классификации объектов;
– построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

– уметь составлять звуковую схему слова.

Регулятивные :
-работать по предложенному плану;
– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.

– совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные :
– работать по предложенному плану.

Личностные: нравственно –этическая ориентация.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

– Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

– Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

– Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)

– Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

– Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

Работа со звуковыми схемами.

– Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)

Физминутка под музыку.

– Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках ( читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)

Задаются вопросы по тексту.

– Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.

Родина кошек – Африка. Они любят тепло. Кошки – полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.

– О ком этот текст?

– Сколько в нем слов с буквой К? (3)

– Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)

– Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

Ссылка на основную публикацию