Конспект урока по обучению грамоте на тему “Звуки [к] и [л’], буквы “К, к”
Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро?
– Доброе утро – солнцу и птицам.
– Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2. Повторение пройденного.
а)- Из чего состоит наша речь?
– Какая бывает речь?
– Чем устная речь отличается от письменной?
– Из чего состоят предложения?
– На что делятся слова?
– Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?
б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?
А | о | у | и | Н | ы |
– Какая буква заблудилась? Почему?
в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)
3. Выделение звуков [к] и [к’] из слов нитка и нитки.
Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.
4. Упражнение в слышании звуков.
– Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
– В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)
Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.
5. Игра «Зоопарк»
– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?
-Назовите слова, обозначающие животных. (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)
6. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
7. Работа над многозначностью слова «ключ».
– Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
– С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи? (Иллюстрации на магнитной доске)
Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
8. Игра «Магазин».
На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
– А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
– Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)
9. Подготовка к работе с учебником.
– Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
– Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
– Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)
10. Беседа по картинке учебника.
-Откройте «Русскую азбуку».
– Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
– Очень тяжёлый труд у косарей.
– С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
– Твёрдый или мягкий звук ?
11. Знакомство с буквами «К, к».
– Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)
– Посмотрите в учебник. Почему их две?
– Когда мы используем большую букву?
12. Составление чтение слогов с буквой К.
На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
– Какой гласной здесь нет? (ы)
– Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
– В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».
13. Составление и чтение слов.
нос кус со |
| но ска оск |
14. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
15. Работа с учебником.
– Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!
16. Чтение скороговорки.
Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.
17. Работа по картинке.
Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
18. Чтение текста хорошо читающими детьми.
Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!
– Подчеркните в тексте букву К.
19. Итог урока.
-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
– Какие они? (согласные, звонкие)
Звуки (К) — (К’), буква К – конспект
- Лента комментариев
Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.
Угадали? да, это звук [к].
-Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к] .
Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.
1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…
Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.
2. Определите на слух, в каком слове есть звук [к] .
кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.
3. Повторите …
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
4. Угадай слово , которое заканчивается звуком [к] :
уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .
5. Названия, каких картинок звучат, похоже?
6 . Повторите чистоговорки .
ка — ка — ка — наша ноша не легка; | Ниток клубок укатился в уголок. |
ко — ко — ко — убежали далеко; | Клава клала лук на полку, |
ку — ку — ку — покупаем мы муку. | Кликнула к себе Николку. |
7. Игра « Один-много»
Кабан – кабаны | кабина – кабины, | камень – камни, |
канава – канавы, | капкан — капканы, | конь – кони, |
кот – коты, | канат – канаты, | комета – кометы, |
конфета – конфеты, | команда – команды, | комната – комнаты. |
8. Игра «Прятки» . Назови картинки.
9. Доскажи словечко
Сегодня Таня в первый раз
Идет с букетом в первый… (класс).
«Я в зеленку угодил!» –
Горько плачет… (крокодил).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Кругла, расплывчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)
Дерево листвою дышит,
Рыба жабрами колышет.
Люди через нос и рот
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (крокодил)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке… (кабачок).
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?… (Коньки.)
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
А птицу эту звать… (кукушка).
Кустом в лесу, в саду растет
И белым зонтиком цветет.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая… (калина).
А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!
1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.
2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`] .
3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.
4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?
10. И г р а «Волшебная цепочка» 1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.Коза – поза – пола, – полк – волк.
Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.
Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.
2. Преврати кошку в мышку.
11. И г р а «Добавь слог – получи слово»
12. И г р а «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)
2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток), в середине (декада, блокада, эстакада), последний (сетка, ветка, миска).
13. И г р а «Веселая арифметика»
1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)
2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)
3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)
4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)
5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)
6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)
7. Кар + согласный п = ? (Карп.)
8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)
14. И г р а «Найдите слово»
Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки, |
У всех у нас одно начало
То сразу все слова прочтёте.
…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.
О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.
– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?
15. И г р а «Магическая буква»
Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.
О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.
16. И г р а «Найди слова»
17. И г р а «Где больше слов»
Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд
18. Кроссворды
Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.
19.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К .
Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К .
Скороговорки
- Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
- Клубок упал на пол, кот катал клубок.
- Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Словарь
- Каллиграфия — искусство красивого почерка, письма.
- Калория — это единица энергии, содержащаяся в пищевых продуктах,
- Капитал — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
- Клерк — офисный работник
- Кляссер — специальный альбом для коллекционирования.
- Комментарий — пояснения к тексту
- Компромисс— разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
- Комфорт — уют, удобства.
- Кристалл — это твердое состояние вещества
Крылатые выражения или фразеологизмы
Конспект занятия «Звук [к] и буква К»
Татьяна Малиновская
Конспект занятия «Звук [к] и буква К»
• познакомить со звуком К;
• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам;
• совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
• познакомить с буквой К;
• закреплять понятие о месте звука в слове;
• упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;
• закрепить понятие «согласные звуки»;
• развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;
• развивать мелкую моторику.
• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,
• воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.
Оборудование: Предметные картинки в названиях которых присутствует звук К; буква К, трафареты.
Ход занятия:
1. Сообщение темы занятия.
Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:
«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);
«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);
«Не огонь, а жжётся» (крапива);
«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)
Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К
Выставляется картинка для звукоподражания : Идёт сильный дождик: КККК….
А теперь посмотрите, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук КККК. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
2. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)
Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.
Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом домике? Правильно в синем домике.
3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук»
Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К.
Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)
Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)
По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)
Обломился старый сук (хлопки).
Молодцы, тихонечко садитесь.
5. Закрепление звука в словах.
Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.
6. Произношение звука К в чистоговорках.
Ка-ка-ка- бежит река
Ку-ку-ку- кукушка на суку.
Ак-ак-ак –у реки рыбак.
7. Связь звука и буквы
– Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?
– Буквой К (Показ буквы).
На прямую палочку справа села галочка,
там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.
– Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).
– А теперь выложим букву К из счётных палочек.
– Обведите букву К по трафарету и заштрихуйте.
– Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.
11. Итог занятия.
Какое задание вам сегодня понравилось?
Что ещё мы сегодня делали?
С каким звуком познакомились?
Какую букву узнали?
Конспект занятия «Звук и буква Ж» Конспект занятия «Звук [Ж]» Программные задачи Образовательная 1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж]; 2) развитие.
Конспект занятия «Почта. Звук и буква Ф» Тема: «Почта. Звук и буква Ф». Коррекционно-развивающие: развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память, общую и мелкую моторику.
Конспект занятия «Буква Звук [Н]. Буква [Н и ][Н’]» Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н Задачи: • Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’] • Дифференциация.
Конспект логопедического занятия «Звук [У] и буква [У]» Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой У; закреплять умение давать характеристики звукам; развивать речь, внимание, память, творческое.
Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.
Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.
Конспект занятия «Звук и буква К» Тема: «Звук и буква «К». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «К». Учить детей определять наличие или отсутствие.
Конспект занятия «Звук [Т] и буква Т» Тема: Звук и буква «Т». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Т». Учить детей определять наличие или отсутствие.
Конспект занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Тема: «Звук и буква «Ы». Цель: знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Ы». Учить выделять начальный ударный и безударный.
Конспект занятия «Звук [с], буква с» Цель: закрепить навыки четкого произношения звука (с); Научить определять позицию звука (с) в словах; Познакомить с буквой (с); Научить.
Конспект занятия «Звуки [К], [К’]. Буква К»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна
Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.
Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.
Закрепление знаний о предложении.
Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;
совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления , слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.
Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].
– Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».
Повторение пройденного материала:
– Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])
– Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?
Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:
– Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?
кукушка цапля клест сорока
– Какая птица лишняя? Почему?
(Лишняя птица – цапля, потому что в этом слове нет звука [К])
голубь дятел ворона ласточка
(Лишняя – ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).
Определение места звука [к] в слове.
У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.
Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.
РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.
Логопед: Звонко лапки ставит киска
Наша киска пианистка.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя:
К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ
Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.
Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ
Игра «Живые звуки»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.
первый – Стас – звук К.
вторая – София – звук О.
третий – Ратмир – звук Т.
– Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
(хором читают КОТ)
– Кот – это домашнее животное.
– Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т
7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»
Гномы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Подметают все кругом.
Мы к ним в гости пойдем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
(Дети выполняют соответствующие движения)
8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.
Логопед: – Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово – КОТ.
Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ.
Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.
– Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)
– А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)
Логопед: – Молодцы, со всеми заданиями справились.
9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот-деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает все забор,
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся: тук-тук-тук,
Кто-то к нам идет на стук…
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)
10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
-Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):
«Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я, друзья от вас не скрою – карандаш вот так возьму – показывают как надо правильно держать карандаш!
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола. )
1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.
2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.
ИТОГ. Оценивание деятельности детей.
Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?
Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.
Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] – Карина, Максим, cо звуком [К’] – Никита, Кирилл.
Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»
Диана Сафонова
Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности
по коррекции звукопроизношения
на лексическом материале: “Домашние животные”
образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Звук [К]. Буква К».
Учитель-логопед Сафонова Д. С.
Квалификационная категория: высшая
Цель: Знакомство детей со звуком [К] и буквой К на лексическом материале по теме: «Домашние животные».
– Познакомить со звуком [К], как согласным звуком, и его условным обозначением;
-Формировать у детей умение характеризовать звук [К] по акустическим и артикуляционным признакам;
– Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши»;
-Упражнять детей в правильном произношении звука [К] в слогах, словах и предложениях;
-Упражнять детей в согласовании числительного с существительным;
– Упражнять детей в слообразовании прилагательных от существительных;
– 3акрепить умение определять место звука в слове;
– Познакомить детей с графическим образом буквы.
– Развивать фонематические процессы;
– Развивать память, внимание, мышление;
– воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей;
– воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;
– воспитывать доброжелательность, бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Средства реализации: зеркала, печатные буквы, предметные картинки (кошка, собака, корова, коза, кролик и их детеныши, звуковые дорожки и фишки для звукового анализа слов, палочки.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Ход ООД
1. Организационный момент.
Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
(Установление эмоционального контакта).
Дети и логопед встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне – назовите свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Никита – Н.)
2. Сообщение темы:
– Садитесь за столы. (Сядьте ровно, спинки выпрямите, ноги подружите.)
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.
1. Голодна – мычит,
Малым деткам молока дает.
2. Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
3. Как ослик может упираться,
Хрустеть капустой и бодаться,
А разозлится так гроза.
Зовут упрямицу (Коза).
Логопед: Дети, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали.
-Догадались, какой первый звук в этих словах? (Корова, Кошка, Коза)
Звук [К]. Да, правильно.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [К] и буквой Ка.
3. Характеристика звука [К] по артикуляционным и акустическим признакам.
-Чтобы правильно произнести звук [К]:
-кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу
Произнесите звук [К]
– Губы что делают?
– Где находится язык?
– Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет? (да, язычок мешает).
-Значит звук [К]: (согласный)
– Голос есть или нет? (глухой) – (проверяем)
– Звук [К] всегда твердый!
– И так звук [К] какой?
(Поднять правую руку и закрепить с детьми.)
– Звук [К] – Согласный, глухой, твердый.
-Каким цветом обозначим звук [К]? (синим).
– Молодцы! А теперь, давайте возьмем в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка)
4. Развитие фонематического восприятия.
Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [К]:
Я называю звуки – Д, П, К, М,Т, К;
Будьте внимательны, сейчас называю слоги – КА, ТА, СА, КА, АД, АК;
А теперь слова – КОТ, ШУТ, СОМ, СОК, МАК, КНИГА. Молодцы никто не ошибся!
5. Произношение звука [К] в слогах.
– Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.
Ка-ка-ко Кы-кы-ко ак-ак-ок
Руки мы сгибаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.
7. Произношение звука [К] в словах.
а) Дидактическая игра «Найди свою маму»
– Дети подходят к доске берут картинку и говорят, чей он детеныш.
-У коровы – теленок – (где находиться звук [К] в слове теленоК) – (а если их много) – телята
-У козы – козленок – (где находиться звук [К] в слове КозленоК) (а если их много) – козлята
-У кошки – котенок – (где находиться звук [К] в слове КотеноК) (а если их много) – котята
-У собаки – щенок – (где находиться звук [К] в слове щеноК) (а если их много) – щенята
-У кролика – крольчонок – (где находиться звук [К] в слове КрольчоноК) (а если их много) – крольчата
– Как можно двумя словами назвать этих животных?
б) Дидактическая игра «Посчитай»
– Приготовьте ваши пальчики, давайте с вами посчитаем.
– 1 корова, 2 коровы, 3 коровы, 4 коровы, 5 коров.
– 1 коза, 2 козы, 3 козы, 4 козы, 5 коз.
– 1 кролик, 2 кролика, 3 кролика, 4 кролика, 5 кроликов.
– 1 кошка, 2 кошки, 3 кошки, 4 кошки, 5 кошек.
– 1 собака, 2 собаки, 3 собаки, 4 собаки, 5 собак.
в). Дидактическая игра «Кого не стало?»
– Дети закрывают глаза, я убираю одну картинку и спрашиваю, кого не стало?
– убираю одну картинку (коза)
– убираю две картинки (корова, кошка)
– убираю три картинки (собака, корова, кошка)
– убираю четыре картинки (кролик, собака, корова, кошка)
г). Дидактическое упражнение «Найди звук».
– Дети, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, надо определить место
звука [К] в слове (звуковые дорожки лежат у детей на столе).
Картинки: кошка, коза, собака, корова, кролик
Дети выполняют задание самостоятельно.
– Проверим, что у вас получилось.
-Заслушиваются ответы детей.
– В слове коза звук [к] находится в начале слова.
– В слове корова звук [к] находится в начале слова.
– В слове собака звук [к] находится в середине слова.
– В слове кролик звук [к] находится в начале и конце слова.
– В слове кошка звук [к] находится в начале и середине слова.
8. Работа над звуком в предложении.
– Дети закончите предложение и повторите предложение целиком:
– Молоко даёт … корова.
– Бодается, блеет…. коза.
9. Знакомство с буквой Ка.
– Давайте же познакомимся с новой буквой.
– Звук [К] в русском языке мы обозначаем буквой К (ка).
– Звук мы слышим, а букву пишем.
– На что похожа буква К?
Клюв раскрыла буква КА-
Хочет скушать паука.
– А теперь выложим букву К из палочек. У каждого из вас на столе
палочки, при составлении буквы К вы должны использовать все палочки.
– Сколько палочек вы использовали?
– Молодцы, правильно, мы использовали 4 палочки.
– Вы справились с заданием! Замечательные буквы у вас получились!
Логопед: С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Со звуком [К].
Логопед: Дайте характеристику звуку [К]?
Дети: Звук [К] согласный, твердый, глухой.
Логопед: Каким цветом мы его обозначаем?
Логопед: С какой буквой мы познакомились?
Дети. С буквой К.
– Кошка, собака, кролик, коза, корова, крольчонок, козленок, теленок…
– это домашние животные; (ответ детей)
Молодцы! Вы все хорошо работали.
Конспект НОД «Звук [А] и буква А» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [А]. Буква А. Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а].
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: – определятьпозицию.
Конспект ООД по развитию речи «Звук [О] и буква О» для подготовительной группы Подготовила: воспитатель – Ермакова Г. А. (2017-2018 уч. год) Тема: Звук и буква О,о Цель: подготовка к обучению грамоте Задачи: – закрепить.
Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц» Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц»Задачи:• закреплять правильное произношение звука Ц (ТС); • учить слышать и выделять.
Конспект НОД «Звук [Д] и буква «Д» НОД ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ № 13 ТЕМА «ЗВУК И БУКВА Д» Образовательная область: развитие речи, подготовка к обучению грамоте. Провела учитель-логопед.
Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» Цель: создание социальной ситуации успеха. Задачи: – уточнить произношение звука [а]; – определять позицию звука в слове; – формировать.
Презентация к конспекту ООД в подготовительной к школе комбинированной группе «Звук [О], буква О» Цель: закрепить знания детей о звуке [о], развивать умение давать характеристику звука, опираясь на схему, учить соотносить слово со схемой,.
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Тема № 30. Звук и буква Ш Коррекционно-развивающие задачи. 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность.
Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.
Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.
Звуки (К) — (К’), буква К – конспект
Нацеливание на работу.
– Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Урок обучения грамоте.
– Что мы изучаем на уроке обучения грамоте?
Строят речевые высказывания.
Постановка учебной задачи.
Регулятивные:
– овладевать умением прогнозировать свою деятельность.
– давать характеристику звука.
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
– самостоятельно формулировать познавательную цель.
– Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)
– Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.
– Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)
Дают характеристику звука.
Формулируют цель урока с помощью написанных фраз.
Актуализация опорных знаний.
Предметные :
– правильно называть буквы и звуки;
– давать характеристику звука.
Познавательные:
– выбор оснований и критериев для классификации объектов;
– построение логической цепи рассуждений;
-выполнять классификацию;
– обосновывать основание для классификации.
– Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.
Учитель проверяет знание гласных и согласных букв с помощью игры «Спрячь буквы от дождя»
– На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор)
– Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
детей, решение проблемы.
Распознавание гласного и согласного звука.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Коммуникативные:
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.
Предметные :
– давать характеристику звука.
Познавательные :
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– уметь находить и выделять необходимую информацию.
Предметные :
– определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];
– совершенствовать навыки чтения слогов.
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
-выполнять классификацию;
– обосновывать основание для классификации;
– проводить анализ учебного материала.
Знакомство с новыми звуками.
– Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?
(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])
– Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.
Знакомство с новой буквой.
– Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.
– Найдите место буквы К в ленте букв.
Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)
Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].
Чтение слогов с буквой К.
– Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)
– Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)
Учитель определяет условия физминутки.
– А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород , озеро.
Выбор решения с доказательством.
Дают характеристику звука.
Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.
Чтение слогов с буквой К хором и индивидуально.
Нахождение ответа на проблемный вопрос.
Выполнение физминутки по предложенным условиям.
Применение нового знания.
Предметные:
– безошибочно узнавать букву к среди других букв;
– совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;
– правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;
– давать характеристику звука.
Познавательные:
– выбор оснований и критериев для классификации объектов;
– построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
– уметь составлять звуковую схему слова.
Регулятивные :
-работать по предложенному плану;
– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.
– совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.
Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– уметь находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные :
– работать по предложенному плану.
Личностные: нравственно –этическая ориентация.
Чтение слов, предложений с новой буквой.
– Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.
– Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
– Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)
– Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
– Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.
(с помощью волшебного пера)
Работа со звуковыми схемами.
– Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.
Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)
Физминутка под музыку.
– Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.
Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках ( читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)
Задаются вопросы по тексту.
– Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.
Родина кошек – Африка. Они любят тепло. Кошки – полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.
– О ком этот текст?
– Сколько в нем слов с буквой К? (3)
– Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)
– Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)