Звуки и буквы З-Ж – конспект НОД

Дифференциация звуков [ж] — [з]

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей.

Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

Цель: различать звуки [ж] — [з]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
– учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
– развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
– профилактика дисграфии
Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематическое восприятие;
– отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
– совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что
– профилактика нарушений зрения;
– развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
– воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
– воспитывать умение действовать в подгруппе.
Оборудование: зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы
со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.
1.Организационный момент:
За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, чётко, не спеша.
2.Объявление темы

  • – Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках

– ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
– Составьте слово из первых звуков картинок
– ЖУК
– Проверяем… Правильно! Жук!
– КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
– Проверяем… Правильно! Комар!

  • – Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].

Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики
Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная

3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.

  • Игра «Подумай, правильно спой» Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)

Команды хором произносят звуки по схеме.

  • Игра «Жуки и комары»-

Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.

4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах

  • Игра «Ре­шето». (Дети стоят около своих мест)

Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
(Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ пра­вильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь реше­то). Логопед оценивает работу команд)

  • Д/И «Закончи слова»

Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза
5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах

— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайкалужайка кожакоза зажим
жукзуб жевать — зевать железо
глазокфлажок лизать — лежать зажигалка
ЖораЗоя лежа — береза жизнь
Физкультминутка для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились

  • Игра «Проверь меня»

– Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
– Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы

  • «Подари картинки»

-Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
Откройте тетради, стр 3 .
(Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )

6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки
«Найди свои слова»
У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)

7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голо­сом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
Почему зайки задрожали?
8. Итог занятия
– Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
– Чем эти звуки похожи?
– Чем они отличаются?

Конспект НОД “Звук и буква З”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_z.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек»

г.Южноуральска Челябинской области

Конспект НОД

«Звук и буква З»

Серова Елена Вячеславовна

Тема «Звук и буква З»

а) коррекционно – образовательные:

  1. закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
  2. закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;

б) коррекционно- рзвивающие:

  1. развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
  2. развитие мелкой моторики;

в) коррекционно – воспитательные:

  1. формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: карточки с буквами; картинки: замок, забор, избушка, замок, заяц; мяч; карточки для обозначения места звука в слове; карточки для составления схемы слова; незабудка с написанными на лепестках предложениями, карточки для решения кроссворда.

Д/и «Найди себе пару»

Найти парную картинку и сесть на стул.

Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. ( приложение 1). Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)

Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»

  1. Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.

– Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»

– Какой первый звук в имени Золушка? ( звук З )

– Сегодня мы с вами повторим звук З. (схема – приложение 2)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.

– Повторим «З» – громко, тихо.

– Дайте характеристику звука «З» – звук «З» согласный, звонкий, твердый.

  1. Произношение звуков в слогах.

Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.

Игра «Поймай звук» ( с мячом).

– Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА).(аналогично – зо, зу, зы)

– Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично( за, зо, зы)

– Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)

– А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:

– Молодцы! Замок открылся!

Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.

  1. Произнесение звука в словах.

– Замок открылся, Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР.

– Где в слове забор находится звук З? (в начале)

-Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.

– Перед вами карточки и кружочки. Составьте, пожалуйста, схему слова забор.

– Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? ( и т.д.)

– Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

  1. Произнесение звука в словах, определение его позиции.

– Забор мы преодолели. Вышли на поляну, а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук З (заяц, зубр, змея, бизон).

Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.

У вас карточка со схемами (приложение 4) и картинки. Определите, где находится звук З в названии картинки, и закройте соответствующую схему.

  1. Физминутка. «Зайки»
    Сели зайки на пеньки, (приседание)
    Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
    Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
    И лопатки все сомкнули,
    Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
    Как красиво все сидят.
    Руки в стороны подняли
    И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
  1. Произнесение в словах, составление схемы слова.

– Идем дальше, а на пути избушка. Какое же задание приготовила нам избушка? У вас карточки с картинками, под картинкой пустые клеточки. В этих клеточках составьте схему слова. ( приложение 5).

X. Произнесение слов в предложении.

– Возле замка газон с цветами. На газоне растет волшебная незабудка. Что-то у нее на лепестках написано, попробуйте прочитать.

Мы изучаем азбуку.

На цветке сидела стрекоза.

На столе в вазе стояли розы.

На газоне посадили незабудки.

Лиза и Зоя рисуют берёзы.

Вот мы и подошли к сказочному замку. Выполним последнее задание и Золушка попадет на бал.

У вас на карточке кроссворд. Нужно вписать в клеточки название картинки. Первая буква ужу есть. (приложение 6).

Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?

Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе: дифференциация звуков [З]-[Ж]

Программные задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Учить детей различать звукиЗ — Ж на слух и в произношении.
  3. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
  4. Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Ход.

Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре —

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

  1. Мотивационно-побудительныйэтап

— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку : Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

  1. Организационно-поисковый этап

2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.

Вдох через нос, выдох через рот.

Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)

Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

2.2 Работа со звуками:

За – жа – за – открываю я глаза.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)

“З” — символ зелёного цвета.

“Ж” символ синего цвета.

2.3 Физкультминутка

Воспитатель называет слова-паронимы.

Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»

Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.

2.5 Игра «Продолжи по образцу»

Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.

2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице

На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.

Воспитатель: Ребята, какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего? Какое задание было трудным? (Ответы детей)

Вы старались и у вас все получилось. Вы – молодцы!

Автор: Гамбалевская Елена Николаевна,
воспитатель,
МДОУ «Сланцевский детский сад № 5», г. Сланцы, Лениградская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_z-zh.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Дифференциация звуков З-Ж, буквы З-Ж. Слог. Слово.»

Цель: Различение звуков «з – ж» и букв з – ж.

  1. Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
  2. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  3. Закрепление умения делить слова на слоги,
  4. Составление слов из разрезной азбуки;
  5. Составление предложений и схем к ним;
  6. Активизация словаря детей.
  1. Развитие умения отгадывать загадки;
  2. Развитие координации речи с движением;
  3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
  4. Развитие зрительного восприятия.
  1. Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
  2. Самоконтроль за плавностью речи.

Методы и приемы:

Дидактические игры «Мяч по кругу я катаю», «Отгадай и назови, букву в слове напиши », «Большой – маленький», «Раздели на слоги», « Два прихлопа – три притопа», «Доскажи словечко», « Звук в словах замени, слово новое назови», «Буквы перепутались»

Рассматривание буквы, картинок.

беседа, рассуждения, стихотворения о буквах и жуке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; жук, еж; индивидуальные зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы. Кукла Буратино, письмо с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа (синего, красного и зелёного цвета); предметные картинки: зонт, коза, замок, жук, дождик, жаба, зубр; схемы предложений ; 3 загона и буквы из разрезной азбуки, мяч, маски медвежат, клубок ниток.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие: несколько заданий мы выполним в детском саду, а затем сходим с вами в зоопарк.

Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед приглашает героя (куклу) зайти на занятие.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?

(дети отвечают – это Буратино)

-Здравствуй, Буратино, наши дети сегодня пришли учиться, хочешь с ними?

– Конечно, ребята, у меня есть задания, с которыми я не смог справиться! Я только ещё учусь, а вы много уже знаете и умеете! Помогите мне, пожалуйста!

– Итак, первое задание Буратино: «Отгадай и назови, букву в слове напиши»

-Ребята, конечно же мы поможем!

Но сначала давайте разомнём наши руки. В этом нам помогут мячики су-джок.

Упражнение 1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

Мяч по кругу я катаю,

Назад – вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

Упражнение 2. игра « Отгадай и назови, букву в слове напиши »

Вот и первое задание Буратино:

-На слова вы посмотрите,

Верно букву допишите.

Слова: …адина, …онт, …ук, …амок, . аба, …акат.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, какие буквы вы вставили? Верно. Сегодня мы будем различать звуки и буквы З-Ж в словах.

-Ребята, ответьте, какие органы артикуляции нам помогают произносить слова?

– Губы, зубы и язык.

-Верно, мы с вами и с Буратино отправимся в зоопарк и там сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы все звуки говорить красиво и правильно. А помогут нам животные.

Проводится артикуляционная зарядка с использованием индивидуальных зеркал:

  1. Чередование «Улыбка» – «Хоботок» – « Двери открываются»

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Губку верхнюю поджав,

Замер зайчик, зубки сжав.

На нижнюю губку положен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит он назад – вперёд,

Как же он не устаёт?

4. Основная часть.

Упражнение 3. Характеристика звуков Ж и З

– Мы с вами сделали гимнастику, и я предлагаю вам отправиться по зоопарку дальше.

Отгадаете загадки и узнаете, кого мы сейчас с вами увидим.

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

А потому что он …. (жираф)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

– С какого звука начинается это слово? (Со звука [Ж])

– Что вы знаете об этом звуке?

(Звук [Ж] –согласный, звонкий, всегда твёрдый)

– Как мы его произносим?

(Зубы сомкнуты, губы широкой «трубочкой», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

– На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

Молодцы! Отгадайте другие загадки:

Хитрый след плести стараясь,

по сугробам прыгал … (заяц)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это. (Зайка)

– А какой первый звук в этих словах?

– Какой буквой обозначаем этот звук?

Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

– Вспомните, что вы знаете о звуке [З]?

(Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый .)

Как мы его произносим?

(губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

– Сравните звуки [Ж] и [ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие.

Разница- в артикуляционном укладе;

звук Ж всегда твёрдый и непарный.

– По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

Упражнение 4. Игра «Два прихлопа – три притопа»

Ход игры . Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из дифференцируемых звуков и топнуть, услышав другой.

На звук Ж – хлопаем. На звук З – топаем.

(усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо; слова: жадина, забор, железо, жакет,

завод, зонт, жезл, загадка.

Упражнение 5. Игра « Звук в словах замени, слово новое назови» (с использованием мяча)

Упражнение 6. «Буквы перепутались» .

Загадки, анализ слов, предложений, составление из букв слов.

— Буратино приготовил вам и другие загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

  1. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет,

Сделает наоборот. (Зонт)

Зла, а не ведьма.

Черна, а не ворон. (Змея)

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы с вами продолжим прогулку по зоопарку! И посмотрим….(логопед показывает картинку, дети договаривают: …медвежат)

Мы немножко покружились,

В медвежат мы превратились.

Дети надевают маски (ободки) медвежат и имитируют их игру.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Упражнение 7.Слого-звуко-буквенный анализ слов. Работа у доски .

– Пока вы делали зарядку, животные вышли из клеток и теперь свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места.

– Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

Логопед выставляет картинки животных, дети называют их.

– В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

– Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)

– В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

– А здесь слоги перепутались: ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

Упражнение 8 «Всех животных разыщи, в свой загон определи»

– Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны и клетки.

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. А кто вспомнит, что такое «слог»?

Итак, если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

Упражнение 9. Игра на дифференциацию Ж и З.

Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

“По дорожке (Имя ) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

ты слова на (заданный звук) скажи,

Нашу нитку не порви”.

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

– Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо выполняли все задания, помогли Буратино.

Скажите, что вам понравилось делать больше всего? А что было самым трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Цель: Различение звуков «ж – з» и букв ж-з в устной речи.

1) Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;

2) Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;

3) Закрепление умения делить слова на слоги,

4) Составление слов из разрезной азбуки;

5) Составление предложений и схем к ним;

6) Активизация словаря детей.

1) Обучение детей отгадыванию загадок;

2) Умение координировать речь с движением;

3) Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти;

4) Развитие зрительного восприятия.

1) Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.

Оборудование: Посылка от Мальвины с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа(синего, красного и зелёного цвета); картинки: зима, коза, замок, жук, дождик, жаба; схемы предложений ;3 загона и картинки животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; буквы из разрезной азбуки, мяч, аудио запись «У Жирафа пятна»,маски животных(жираф, зебра, слон, кошка)

Раздаётся стук в дверь, педагогу вручается посылка.

-Ребята, нам принесли посылку! Прочитайте, от кого она?

(дети читают – от Мальвины)

-Ребята, открою и посмотрю, что в ней?

Достаёт записку и читает:

« Дорогие ребята, логопедической группы, здравствуйте!

Я, Мальвина, прислала в посылке для вас задания, с которыми Буратино не смог справиться! Он только ещё учиться, а вы, я знаю, много уже знаете и умеете! Помогите нам, пожалуйста!»

1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

-Ребята, конечно же мы поможем! А для того, чтобы у на всё получилось правильно сделать, разомнём наши ручки, и помогут нам мячики!

Мяч по кругу я катаю,

Взад-вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

2. игра «Отгадай и назови букву»

Вот и первое задание:

– Сядет тот, кто догадается, какую букву Буратино не дописал.

-Ребята, ответьте, что нам помогает произносить слова? Губы, зубы и язык.

-Поэтому сначала мы сделаем зарядку.

Проводится артикуляционная зарядка с зеркалами:

1) упражнение для челюсти «Бегемот»

удерживаем рот открытым под счёт до десяти;

2) упражнение для губ «Тигр»

одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю(видны нижние и верхние зубы)удержать под счёт;

3) упражнение для языка «Змея»

язык делаем острым вперёд до предела и держим под счёт.

4.Характеристика звуков Ж и З

Педагог знакомит с куклами, друзьями Мальвины, которые пришли помогать к нам сегодня.

— Сегодня к нам пришли куклы, подруги Мальвины – Зоя и Жанна, чтобы помочь выполнить задания!

— С какого звука начинается имя Жанна? (Со звука [Ж])

— Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] –согл., звонк., твёрдый)

— Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

— На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

— А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])

— Какой буквой обозначаем этот звук? Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

— Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. .)

Как мы его произносим?(зубы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

— Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие

Разница – звук Ж всегда твёрдый и артикуляционный уклад.

— По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

5. Игра «Ушки-послушки»

На звук Ж-хлопаем. На звук З – топаем. (усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо,

6. Игра «Замени звук» (с перекидыванием мяча)

7. Загадки слов, букв, звуков.

— Жанна и Зоя приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

1 Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

2) Висит над крылечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

3) Знаю точно я сама:

После осени … (Зима)

4) В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

5) Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

6) Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы отправляемся с вами в зоопарк!

Музыкальная игра « У жирафа пятна» ( с масками жирафа, слона, котёнок, зебры )

9.Деление слов на слоги (возле доски)

. Пока вы делали зарядку, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.

Педагог выставляет картинки животных и называет их.

— Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

— В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

— Первый звук [З’], а последний – [А]. (Зебра)

— В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

— А здесь слоги перепутались: ГА-ЛИ-ЗЕ; ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

— Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

10. Игра на дифференциацию Ж и З.

«Картинки для кукол Жанны и Зои»

Необходимо раздать картинки, Жанне со звуком – Ж, Зое со звуком –З.

— Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо справились с таким трудными заданием.

Что вам понравилось сегодня больше всего, что удалось, а что нет?

12.Сюрприз для детей.

-Ребята в посылке для вас сюрприз от Мальвины! Вы скоро пойдёте в школу, подготовиться вам пригодятся вот эти волшебные ручки и тетрадки

Путешествие в лес. Звук и буква Ж (конспект НОД) – Блог – Детский сад Ромашка

Путешествие в лес. Звук и буква Ж (конспект НОД)

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область: «Коммуникация»
раздел: «Обучение грамоте»
на тему: «Путешествие в лес. Звук и буква Ж»»
для детей подготовительной группы (6- 7 лет) с ОНР

Тема: Путешествие в лес. Звук и буква «Ж».
Цель: Познакомить с буквой «Ж».
Задачи:
Коррекционно- образовательные – познакомить с графическим изображением буквы «ж»; учить различать на слух и правильно произносить звук Ж в слогах, в словах, во фразе; упражнять в составлении предложений по схеме; закрепить изображение букв «С», «З», «Ж».
Коррекционно- развивающие – развивать фонематическое восприятие детей, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные – прививать интерес к логопедическим занятиям с помощью нетрадиционных форм.
Пособия:
Демонстрационный материал – ИКТ (экран), игрушки (жук, ёж), листья с буквами, грам. запись «Голубой вагон».
Раздаточный материал – картинки с изображением животных.
Индивидуальная работа: учить Сережу, Катю правильно выделять первый и последний звук в словах.
Методы:
1. Словесный.
2. Практический.
3. Игровой.
Приемы:
1. Объяснение нового материала.
2. Рассматривание картинок.
3. Дидактическая игра предсмертный ребус, упражнение на закрепление звука, составление предложений по схеме, прием песокотерапии, игра на закрепление букв.

Ход занятия:
1.Оргмомент.
– Какое сейчас время года? (Поздняя весна)
– А кто из вас был в лесу поздней весной?
– Хотите еще раз побывать в лесу? Тогда давайте пройдем на станцию, сядем в электричку и поедем в лес.
(Звучит грамзапись «Голубой вагон»)
2. Упражнения в звуковом анализе и синтезе.
– Ну вот, мы и отправились в путь. А чтобы в дороге не скучать, давайте попробуем разгадать ребус. Нужно по первому звуку каждого слова составить новое слово.
Игра в звуковой ребус (картинки изображены на экране).
3. Сообщение темы, артикуляция звука.
– За делом не заметили, как подъехали к лесу. Пойдемте тихо по тропинке, чтобы никого не испугать. Сядем на полянке, закроем глаза, послушаем тишину.
(Прилетел жук.)
– Сел жук на листок, увидел гостей и сердито зажужжал: – Ж- Ж- Ж
– Давайте поднимем язычок кверху, зубы сблизим, губы округлим и повторим вслед за жуком – Ж- Ж- Ж (хоровые и индивидуальные ответы).
4. Знакомство с буквой – Ж.
– Жук недаром выбирает этот лист. Как вы думаете, почему?
– Он сел на лист с буквой – Ж.
– На что похоже буква – Ж? (На жука, на две буквы «К»),
Это «Ж», а это «К» –
Целый жук и полжука.
5. Прописывание буквы «Ж» на песке.
6. Произношение звука «Ж» в слогах и словах.
– Звук «Ж» прячется от жука в разных словах. Где? (Дети называют слова со звуком «Ж»: жаба, лыжа и т.д.)
Картинки под листом – «Ж» в начале, в середине и в конце слова.
– Обиделся жук на звук «Ж» и улетел под елку. А там ежик. Увидел еж детей и давай хвалиться:
Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
Жо – жо – жо, в лесу свежо.
Жу – жу –жу, я с ребятами дружу.
(Хоровое и индивидуальное повторение)
7. Физминутка:
– Хотите, я вам расскажу про встречу двух ежей?
Встретил в чаще еж ежа:
– Как погода?
– Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась два ежа.

8. Закрепление графического изображения «С», «З», «Ж». Графический анализ.
– В лесу на полянке животные построили себе домики. В каждом домике по 4 квартиры. На крышах домиков буквы «С», «З», «Ж».
Картинки животных на экране: заяц, коза, лиса, жираф, ёжик и т.д. Дети расселяют животных в соответствии с буквой на домике.
9. Образование притяжательных прилагательных.
– Это чья квартира? – заячья (лисья, козья).
10. Упражнение в звукобуквенном синтезе.
– Вот и подошла к концу наша прогулка. Давайте соберем на память букет из листьев. Садимся в электричку, отправляемся в детский сад. (Грамзапись «Голубой вагон»).- А на листьях оказались загадки. Как вы думаете, какую букву надо вставить в середину, чтобы прочитать слово?
С
Д ● М
К

11. Составление предложений.
– А теперь обо всех обитателях леса составим предложения по схеме (Схемы изображены на экране):

I_______ _______ _______. I_______ _______ _______ _______.

12. Итог.
– Вот мы и подъехали к детскому саду. Что вам, ребята, понравилось в лесу?

Читайте также:  Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра
Ссылка на основную публикацию