Звуки и буквы О, У – конспект занятия по РЭМП для детей с ЗПР

Конспект подгрупповой НОД по звуковой культуре речи детей 5-7 лет с ЗПР На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_zvukovoy_zadaniya_neznayki.docx69 КБ
prezentatsiya_k_konspektu_zadaniya_neznayki.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 11

Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет с задержкой психического развития

На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»

Составила: учитель – логопед

Демьяненко Вера Николаевна

«Задания Незнайки», «Дифференциация звуков А, У»

Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте.

1. уточнить артикуляцию гласных звуков;

2. дифференцировать звуки «а», у на слух и по артикуляции;

3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);

3. дифференцировать понятия «звук», «буква»;

4. учить управлять голосом, менять его громкость;

1. развивать фонематическое восприятие;

2. развивать умение формулировать ответы на вопросы;

3. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;

4. развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

5. развивать общую и мелкую моторику.

1. воспитывать самоконтроль;

2. воспитывать желание активно работать на занятии.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы.

Время реализации занятия

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, ноутбук; презентация на дифференциацию звуков А, У «Задания Незнайки»; логопедическая программа «Говорим правильно».

Дидактическое обеспечение занятия

индивидуальные зеркала; индивидуальные карточки с самолётами (для выполнения задания на изменение силы голоса); по две буквы А У из разрезной азбуки, карандаши; буквы разрезанные на части.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Ход и содержание НОД

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет что-то очень интересное.

Давайте покажем, как мы удивлены этому!

Мы умеем удивляться! ( Дети удивленно поднимают брови ).

Давайте покажем, как мы этому рады (Дети улыбаются).

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода.

Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

(Дети нахмуривают брови).

А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Артикуляционная гимнастика показ слайдов

Уточнение артикуляции звуков

Работа с карточками

-Ребята, сегодня к нам пришёл необычный гость. Посмотрите кто это? (Незнайка)

– Он приготовил для вас интересные задания.

Поиграем с Незнайкой? (Да)

– Скажите, какие звуки вы знаете?

-Чем мы можем издавать звуки? (руками, ногами) Давайте похлопаем громко, а теперь тихо.

– Чем ещё мы можем издавать звуки (ртом, губами)?

-Правильно язык, зубы, губы помогают нам произносить звуки.

Давайте сделаем с вами гимнастику для губ.

Возьмите зеркала и повторяйте за мной движения

Широко открыв свой рот

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

– Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и тянуть). Какие гласные звуки вы знаете? (а, у, и, ы)

– Сегодня Незнайка приготовил задания на звуки А, У.

-Какое положение занимают губы, при произнесении звука А. Где находится язык?

-Какое положение занимают губы, при произнесении звука У. Где находится язык?

– Отгадайте, какой звук я сейчас произношу? (по артикуляции)

– Посмотрите на изображение самолётов. Подскажите Незнайке, какой самолёт летит ближе, а какой дальше?

– Как вы догадались?

– Покажите, гул какого самолёта звучит громко, вот так (Логопед произносит звук У громким голосом) . А гул какого самолёта звучит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом)

– Спой песенку большого самолёта, проведи пальцем по дорожке. Спой песенку маленького самолёта (дети поочереди произносят звук У громко и тихо)

Использование ИКТ: Интерактивная презентация

Определение места звука в слове.

-Вот следующее задание от Незнайки: отгадайте загадки и скажите, какой звук есть в слове отгадке.

– Каким цветом обозначают гласные звуки?

-Мы знаем, что звук может находиться в начале и в конце слова.

– Определите где стоит звук А в слове арбуз, белка, кошка? Где стоит звук Увслове утюг, утёнок?

Игра «Тянем звуки»

– Хорошо! А теперь выходите на ковёр и немножко отдохнём.

Заходи в осенний лес!

(ходьба на месте)

Много здесь чудес!

(разводит руки в стороны и оглядывается вокруг)

Вот берёзки золотые стоят

(поднимает руки вверх)

Под берёзками грибочки

В корзинку прыгнуть хотят

(прыжки на месте)

– А сейчас давайте поиграем. Я вам кидаю мяч и называю три слога, а вы возвращаете мяч и повторяете слоги: ма–ма – ма, му-му -ма, ба-бу-бу, та-та-ту….

Закрепление графического образа букв А, У

(конверты с буквами у каждого ребёнка)

– Мы знаем, что звуки обозначаются буквами. А что такое буквы? (букву –мы видим и пишем).

– Какие буквы нам прислал Незнайка? (Показ букв А, У)

– Эти буквы у него все рассыпались. Соберите буквы из частей.

Но сначала подготовим пальчики

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,

Значит осень к нам спешит.

Работа с разрезной азбукой

– Посмотрите, Незнайка пошёл в лес и заблудился какое слово он будет кричать? (АУ)

Вот вам задание

:- Выложите слово АУ из букв разрезной азбуки.

– Какая буква первая, какая вторая?

– Сделайте звуковую схему этого слова.

– Каким цветом, обозначают гласные звуки? (красным)

Игра «Выбери картинку» с использованием ИКТ

«Говорим правильно» (речевые звуки.ЗвукиА, У)

– Незнайка приготовил для вас следующее задание.

– Он поиграл с картинками и все перепутал. Назовите картинки и определите, в какую коробку нужно положить картинки, с буквой А, какие с буквой У ?

-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Незнайки. И он хочет подарить вам раскраску.

– Какие буквы вы здесь видите? А, У

– Назовите картинки со звуком А. На звук У

Спасибо, ребята! Незнайке очень понравилось играть с вами он обязательно придёт в следующий раз.

– Скажите, какие звуки вы знаете?

-Чем мы можем издавать звуки? (руками, ногами) Давайте похлопаем громко, а теперь тихо.

– Чем ещё мы можем издавать звуки (ртом, губами)?

-Правильно язык, зубы, губы помогают нам произносить звуки.

Давайте сделаем с вами гимнастику для губ.

Возьмите зеркала и повторяйте за мной движения

Широко открыв свой рот

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

– Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и тянуть). Какие гласные звуки вы знаете? (а, у, и, ы)

– Он поиграл с картинками и все перепутал. Назовите картинки и определите, в какую коробку нужно положить картинки, с буквой А, какие с буквой У ?

Заходи в осенний лес!

(ходьба на месте)

Много здесь чудес!

(разводит руки в стороны и оглядывается вокруг)

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: Звуки [з, з’], буквы З, з. Составление и пересказ сказки со зрительной опорой.

Цели: 1) уточнить характеристику звуков [з, з’] по артикуляционным и акустическим признакам; 2) повторить обозначение звуков [з, з’] буквой «З»; 3) совершенствовать навык выделения ударного гласного и деления слов на слоги; 4) развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику; 5) воспитывать доброжелательность и сочувствие ближнему; 6) развивать связную речь по средствам сказки.
Оборудование: большая картина замка, три ключа, замок, два человечка, книга-сказок, Золушка, солнышко, лес, Змей-Горыныч, шапка-невидимка, волшебная палочка.

1. Организационный момент.

– Приготовьтесь, ребята, мы отправляемся в волшебную страну. (Дети топают ногами и садятся за парты).

2. Закрепление изученного.

а). Выделение звуков [з, з’ ]. Их характеристика по артикуляционным и акустическим признакам.

– Мы попали в волшебную страну. Какой здесь красивый замок. И замок на нём висит большой. Как нам туда попасть? (Дефектолог показывает 3 ключа, которые висят около замка).

На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Чтоб замочек нам открыть,
Надо ключики добыть.

– Первый ключ вы добудете, если назовёте звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворении.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы,
Все озёра – зеркала
Из зелёного стекла.

– Какие звуки чаще всего встречаются в этом стихотворении?
– Какие они? Почему они согласные? Почему они звонкие?
– Как мы произносим эти звуки?

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз… произнесём.

– Молодцы! Вы заработали ключ. Попробую им открыть замок. (педагог пытается открыть замок). Не получается.

б). Развитие фонематического восприятия.

– Попробуем добыть второй ключ. Для этого закройте глаза и внимательно меня слушайте. Я буду произносить слова и если в слове вы услышите звук [з], то один раз хлопните в ладоши, а если услышите звук [з’], то хлопните два раза. (Дефектолог произносит слова: зайка зима, загадка, замок, звонок, зефир, изюм, значок, зал, зарядка, пузырь)
– Молодцы! Вы добыли второй ключ. Попробую им открыть замок. Не открыть. Давайте попробуем добыть третий ключ.

в). Произношение звуков [з, з’] в слогах. Буква «З».

– Чтобы добыть третий ключ, давайте сыграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком [з], а вы его будете переделывать на мягкий [з’], и наоборот.

за – зязо – зё
зю – зууз – узь
зи – зыазь – аз

– Молодцы! Мы добыли последний ключ. Попробую открыть замок. Получилось. Посмотрите, а на обратной стороне замка написана какая-то буква.
-Какая это буква? («З») Какие звуки она обозначает?

г). Упражнение в выделении ударного гласного.

– Давайте заглянем, что же находиться в этом волшебном замке. (Дефектолог открывает первую половинку ворот. Там прикреплены два человечка.)
– В этом замке живут два человечка – Зута (ударение на первый слог) и Зута (ударение на второй слог). Давайте их позовём.
– Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
– Позовём второго человечка.
– Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
– Странно, в этих словах по два слога, первый «зу», второй «та», а слова разные. Давайте ещё их позовём. Чем они отличаются?
– Правильно. Ударение – это сила голоса.
– В первом имени, какой ударный звук? А во втором?
– Давайте позовём и наши имена, называя ударный слог.
(Наташа – ударный гласный [а], ударение падает на второй слог и так далее).

д). Физкультминутка «Зарядка».

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».

е). Произношение звуков [з, з’] в словах, предложениях. Составление сказки.

– Пришла пора в нашем замке открыть вторую половинку дверей. (Дефектолог открывает, а там прикреплена книга сказок)
– Ребята, посмотрите – это книга сказок. Но с ней что-то произошло. Все сказки перепутались, сказочные герои разбежались, осталось совсем немного. Что делать? Может быть, попробуем составить свою сказку? Как обычно сказки начинаются? (Дефектолог по мере составления сказки прикрепляет на доску сказочных персонажей).
– В некотором царстве, в некотором государстве жила-была… Золушка.
– Светило солнышко. Какое может быть солнышко? (яркое, нежное, весёлое, доброе).
– Золушка решила немного погулять. Она пошла в лес. Какой может быть лес? (сказочный, волшебный, таинственный, загадочный).
– В сказочном лесу она встретила…Змея-Горыныча. Змей-Горыныч увидел Золушку и захотел её…съесть.
– Ребята что же делать. Какая-то страшная сказка получается. Надо посмотреть, что ещё осталось в сказочной книге. (Дефектолог показывает шапку-невидимку).
– Что дальше будет в нашей сказке? (Дефектолог наводит детей на мысль, что Золушка надела шапку-невидимку и стала невидимой).
– Ребята, а дальше что делать? Ведь Змей-Горыныч злой. Заглянем в волшебную книгу, что там осталось. (волшебная палочка).
– А как нам может помочь волшебная палочка? (Дефектолог подводит детей к мысли превратить злого Змея-Горыныча в доброго).
– Золушка взмахнула волшебной палочкой, которую нашла в лесу и превратила злого Змея-Горыныча в доброго. Золушка сняла шапку-невидимку и подружилась со Змеем-Горынычем. С тех пор они стали настоящими друзьями.
– Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Послушаем её ещё раз. (Дефектолог повторно её пересказывает).

ё). Пересказ сказки детьми.
– А из вас кто-нибудь хочет ещё раз нам пересказать сказку? (Дети пересказывают).

– Надо закрыть сказочный замок, чтобы в нём опять все сказки не перепутались. Закроем его на замок. Что-то странное со словами: «замок – замок». Слова вроде одинаковые, но обозначают разные вещи. В чём дело? (В ударении).
– Молодцы! Ребята, что мы сегодня делали? Что понравилось? Сегодня хорошо работали…
– А в подарок от сказочного замка получите вот такие картины различных сказок. Дома их разукрасьте, а потом мы их вклеим в нашу книгу сказок.

Методическая копилка

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1

В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических пред­ставлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного об­разования, прошли многолетнюю апробацию ( просмотр )

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. (просмотр)

  • Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. ” Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников”

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста —важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах ( просмотр )

  • Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова ” Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия”

В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа» ( просмотр )

  • Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына ” Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития”

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными ( просмотр )

  • Шевченко С.Г. “Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты”

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциа­ции возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения (просмотр )

  • И. Д. Коненкова “Обследование речи дошкольников с ЗПР”

В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования ( просмотр )

  • И. Д. Коненкова “Обследование речи дошкольников с ЗПР” (картинный диагностический материал)

В пособии представлен картинный диагностический материал для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития ( просмотр )

  • Неретина Т.Г. ” Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения”

В программно-методическом пособии описана система организации коррекционно-образовательного процесса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения ( просмотр )

  • Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. “Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР”

Методическое пособие разработано по результатам исследования детей с задержкой психического развития. Пособие расширяет возможности диагностики нарушений психического развития обследуемых контингентов детей ( просмотр )

  • Глинка Г. “Буду говорить, читать, писать правильно”

Предлаrаемое пособие призвано помочь молодым специалистам, работаюrцим с пятилетними дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, а также отставанием в психическом развитии в плане формирования навыков звукового и слогового анациза и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению ( просмотр )

  • Развивающая тетрадь для работы с детьми

Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов

  • Конспекты занятий по развитию умственных и творческих способростей детей-дошкольников средствами математических и логических игр

Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста желание к самореализации, которое выражается в развитии у них чувства уверенности в собственных силах, личностной адекватности требованиям окружающей среды, которая способствует становлению своего образа, как значимого субъекта в системе межличностных отношений

  • Конспектзанятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи, тема “Умный пешеход”

Упражнять детей в классификации транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, подводный). Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, в общественном транспорте. Закреплять знания детей о цветах светофора, дорожных знаках. Развивать у детей желание освоить правила дорожного движения. Развивать связную речь детей, внимание, восприятие. Воспитывать у детей умение вести себя в обществе, создать радостно-эмоциональное настроение.

  • Рабочая программа для детей дошкольного возраста (5 лет-6 лет) с задержкой псизического развития
  • Рабочая программа для детей дошкольного возраста (6 лет-7 лет) с задержкой псизического развития

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Образовательной программы МАДОУ №60 “Золушка”, программы С.Г.Шевченко “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”, Программы “От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО с включением коррекционно – развивающего направления.

  • Индивидуальный маршрут коррекционной работы с детьми 5-6 лет на год
  • Индивидуальный маршрут коррекционной работы с детьми 6-7 лет на год

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определенного времени

  • Обследование детей 5-6 лет (презентация)
  • Обследование детей 6-7 лет (презентация)
  • Протокол обследования детей 5-6 лет
  • Протокол обследования детей 6-7 лет

Диагностическое направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка. В него входит изучение развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, особенностей развития речевой деятельности, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни.

  • Программа спортивно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет “Шахматный мир”

Обучение детей шахматам помогает развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию пространственного и логического мышления, учит реб?нка анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, составлять внутренний план действий. Все это является мощной базой для подготовки к школе.

  • Программа познавательной направленности для детей 6-7 лет “Математика и логика”

Предлагаемые программой занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

  • Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элментарных математических представлений

Индивидуальный образовательный коррекционный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей.

  • Педагогичекий проект “Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР” (презентация)

Педагогический проект представляет технологию формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР, работу с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Конспект комплексного занятия по РЭМП в подготовительной коррекционной группе (ЗПР) по теме «Развитие пространственных представлений: “Прятки со Смешариками”»

Цель: развитие пространственных представлений.

Задачи:

  • упражнять в ориентировании на плоскости и в пространстве.
  • развивать логическое мышление, воображение, связную речь, мелкую моторику
  • воспитывать доброжелательность, товарищеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: часть группы оформлена деревьями и ёлками, разрезные картинки с портретом в конвертике, счетные палочки, дощечки с цифрами, карточки с лабиринтом, графическими заданиями, магнитофон, конверт с письмом.

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим кто там? Кто к нам в гости пришёл? (Входит почтальон Печкин, приносит письмо и уходит.)

Педагог: Что это? (Письмо). А вы хотите узнать от кого оно? (Да).

Педагог читает письмо, в котором говорится о том, что Нюша приглашает ребят поиграть с её друзьями в прятки.

Ребята вы принимаете приглашение Нюши? (Да).
И чтобы нам быстрее попасть в страну Смешариков, я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чём, вы догадаетесь сами. Согласны? Ну, тогда в путь. Занимайте места вокруг стола.

2. Работа на листе бумаги

Нужно соединить цифры по порядку. (Дети соединяют цифры и получается ракета).

П:

Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим:
Есть один всего секрет:
Неумейкам места нет.

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики». Дети переходят на коврик.
На пути у них встречается лес.

П: Перед нами лес. Что же нам делать, как нам пробраться через него? (Предположения детей). С дерева падает конверт с заданием.

3. Составление предложений на закрепление действий с предлогами

Сюжетная картинка: на ней нарисованы птица на суку; солнце в верхнем левом углу; пенёк, около него зайчик; елка, под ней нора; два дерева, а между ними Нюша. Дети называют, что нарисовано на картинке и появляется Нюша-игрушка.

Нюша: Как я рада, что вы откликнулись на моё приглашение. Давайте вместе искать смешариков. Для этого нам нужно повернуться направо и пройти четыре шага. Ой, что это? (Речка).

П: Как же нам через нее перейти? (Ответы детей). Точно, давайте построим мостик, здесь и дощечки есть. Дощечки не простые, что на них написано? (Цифры.) Как вы думаете для чего? (Ответы детей) Правильно, чтобы построить надежный мостик, надо дощечки расположить по порядку, а для этого нужно назвать соседей числа.

4. Игра « Назови соседей числа»

Дети переходят мостик и их встречает Кар-Карыч). Дети говорят слова-приветствия и Кар-Карыч даёт им задание.

5. Решение математических задач

У маленькой Светы Шесть грибов нашёл Вадим.
Четыре конфеты. А потом ещё один.
Ещё дала три Алла. Вы ответьте на вопрос.
Сколько конфет стало? Сколько он грибов принёс?

– У стула 4 ножки, сколько ножек у 2-х стульев?
– Сколько рогов у 2-х коров?
– Сколько концов у одной палки, а у двух?
– Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего?

Кар-Карыч: Ребята вы, наверное, устали пока нас с Нюшей искали? Я предлагаю вам отдохнуть и потанцевать.

6. Физминутка

Но иногда мы останавливаться. Когда мы остановимся, я буду называть одного из вас. Тот, кого я называю, должен быстро-быстро оглядеться, и сказать, кто ближе всех к нему, и дальше всех от него. После этого мы продолжим искать наших друзей.

Кар-Карыч: Где же нам найти Лосяша? А я догадываюсь. Наверное, нужно пройти по вот этой узкой дорожке ( массажный коврик), оглядеться по сторонам (гимнастика для глаз), присесть, и заглянуть под лавочку, может тогда мы сможем его отыскать. (Дети находят конверты с разрезными картинками « Лосяш», выполняют задание и находят игрушку Лосяша). Он раздаёт им листочки с лабиринтом.

7. Игра « Пройди лабиринт»

Дети проходят за столы. И карандашом выбирают ту дорожку, которая приведёт к Копатычу. Появляется игрушка Копатыча и предлагает детям распланировать новый огород.

8. Слуховой диктант (из геометрических фигур)

П: Положите перед собой прямоугольник синего цвета – это калитка. Вверх от калитки находится дорожка. Какой формы дорожка? Положите коричневый прямоугольник. Слева от калитки грядка с морковкой. Положите 3 оранжевых треугольника. Проходим три шага по дорожке и справа посадим на грядке огурцы – 5 зелёных овалов. Справа от огурцов посадим помидоры – 7 кружков красного цвета. Вот и готов огород Копатыча.

Пока дети выкладывали огород. Педагог на доске выкладывает буквы, из которых дети по цифрам должны составить слово СПАСИБО. Дети после выполнения задания читают слово. Делят его на слоги и ставят ударение. Смешарики дарят на память детям улыбки, прощаются и уходят. Дети, закрыв глаза, превращаются в пушинок и возвращаются в группу.

Конспект занятия «Гласные звуки и буквы [А], [О] [У], [И]» в старшей группе с ЗПР

Мария Сергеева
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы [А], [О] [У], [И]» в старшей группе с ЗПР

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и развития речи в старшей группе с ЗПР.

Тема: «Гласные звуки и буквы [А], [О], [У], [И].

Цель: формирование фонематического восприятия (и развитие речи).

Продолжать узнавать гласные звуки;

Продолжать упражнять в различении гласных звуков в словах;

Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов (Игра «Ребус»);

Упражнять детей в отгадывании загадок, описывающих характерные признаки объектов.

Развивать фонематический слух, совершенствовать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, непроизвольное внимание, мыслительные операции (синтез, анализ);

Развивать умение понимать обращённую речь, давать развёрнутые ответы на вопросы;

Развивать коммуникативные навыки взаимодействия, умение работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Оборудование: магнитная доска, кассы букв, разрезанные картинки перелетных птиц.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Вводная часть.

Логопед: Доброе утро, ребята! (стоят в кругу).

К нам сегодня в гости заглянул солнечный зайчик, а откуда он взялся?

Дети: Потому что солнце ярко светит.

Логопед: А какое сегодня солнце?

Логопед: Есть загадка у меня, а отгадка в ней проста:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла….

Логопед: Верно! А почему вы решили, что наступила весна? Своё предложение начинайте со слов: «Весной…». (Игровое упражнение «Назови признаки весны» с мячом).

Дети: называют признаки весны.

Логопед: Ребята, а куда можно отправиться на прогулку в такую чудесную весеннюю погоду?

Логопед: Я с вами согласна, тогда возьмём друг друга за руки и отправимся на прогулку …. (Включить звуки природы «Весна»).

I. Основная часть:

Логопед: Весной природа пробуждается, оживает и наполняется разнообразными звуками. Послушайте, кто это так звонко заливается? (включить звуки природы «Перелётные птицы»).

Логопед: А я вам подскажу:

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу,

А весной снежок растаял,

И вернулись птичьи стаи!

Логопед: О ком загадка? (Кто это)

Дети: Перелетные птицы.

Логопед: Почему мы называем этих птиц перелетными?

Логопед: В каждом гнезде весной появляются маленькие птенчики (Артикуляционная гимнастика)

Как пищат птенцы: пи-пи-пи-пи.

Птенцы хотят кушать («Голодные птенчики»): максимально широко открывать рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносит слоги: «ам-ам-ам».

«Птенчики ждут пищу»: сделать язык «чашечкой» и удерживать её несколько секунд.

«Очень вкусная пища!»: присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук [А].

«Клювы разных птиц»: медленно всасывать щёки в зазор между зубами; губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Логопед: Вы устали?

Логопед: Я предлагаю остановиться на этой лесной тропинке и немножко отдохнуть (приглашает детей занять места за столами).

Логопед: Посмотрите, что это такое у вас на столах?

Логопед: Интересно, что в них? Откройте их и достаньте.

Логопед: что это, ребята?

Дети: Рассыпанная картинка.

Логопед: Как же нам узнать, кто на этой картинке спрятался?

Логопед: Попробуйте собрать эти картинки, чтобы узнать, кто на них спрятался (Игра «Собери картинку»).

Логопед: Кто же у вас на картинках получился?

Дети: Перелетные птицы.

Логопед: Какие птицы у вас? (Логопед опрашивает детей, каких птиц им удалось собрать и выкладывает целостные картинки на магнитную доску (Игра «Какой? Какая?»).

Логопед: Молодцы! Вы выполнили очень сложное задание. Наверно устали? Предлагаю немножко погулять (Физкультминутка).

Дружок ты мой, дрозд, (идут по кругу, машут руками-«крыльями»)

В крапинку хвост!

Носик – остренький, (указательным пальцем показывают на нос)

Бочок – пёстренький, (поглаживание боков, живота)

Крылья – тонкие, (машут руками-«крыльями»)

Песни – звонкие. (имитируют пение)

Весной распеваются, (машут руками-«крыльями»)

Зимой забываются! (садятся, руками обхватывают колени)

Логопед: Ребята, птицы, как и мы с вами, тоже умеют разговаривать, но подают они свой голос по-особенному, можно сказать, что птицы «звенят», т. е. подают звук. Посмотрите на меня и скажите, какой звук я пытаюсь произнести (логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А], то же со звуками [О], [И], [У]).

Логопед: Что я сейчас произнесла?

Дети: Звуки.

Логопед: Какие они?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Гласные звуки поются ….

Логопед: А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным кружочком.

Логопед: (как вариант, включить птичьи голоса) Ребята, слышите, кажется птички с нами хотят поиграть и предлагают нам присесть на стульчики (дети садятся за столы).

Логопед: Оказывается в названиях птиц тоже спрятаны гласные звуки, кто мне скажет, какой гласный звук спрятался в названии … (Игра «Отгадай звуки в слове» с карточками: грач, стриж, дрозд, утка, аист).

Логопед: Молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием! Нам пора возвращаться обратно (встают из-за столов, берутся за руки; включить звуки природы «Весна»). Понравилось вам наша прогулка?

Логопед: Что вас сегодня удивило? А что вам запомнилось? А может кто-то из вас узнал что-то новое для себя?

Логопед: А мне очень хочется взять альбомный лист, цветные карандаши и нарисовать перелётную птицу Иволгу, потому что эта птичка запомнилась мне своей жёлтой окраской! Очень весенний цвет! Мне бы хотелось составить целый фотоальбом о перелетных птицах, только одной мне не справиться, что мне делать, кто мне поможет!

Дети: Мы тоже рисуют перелетных птиц.

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение»

Елена Игоревна Чуваева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия: “Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение“.

Цели занятия: 1. Уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков А, У, И, О.

2. Закрепление навыка определения места гласного звука в слове (начало, конец, середина); умения условно обозначать гласные звуки на схеме слова (полоска, разделённая на три части) с помощью символов (красный квадрат).

3. Учить детей составлять предложение с опорой на предметы и вопросы логопеда.

4. Познакомить с понятием “предложение“, с правилами написания предложения.

5. Познакомить с условно-графической схемой предложения.

Демонстрационный материал: “чудесный мешочек” с буквами (А, У, И, О); картинки, на которых изображены: аквариум, апельсин, окна, уши, узор, кенгуру, икра, иголки, искра, овощи, весло; дидактическая кукла Маша, корзина, огурцы.

Раздаточный материал: картинки с изображением аиста, астры, арбуза, утки, утюга, узла, иголки, ивы, индюка, ослика, острова, окна; схемы слов (полоски, разделённые на три части); квадраты красного цвета; условно-графические схемы предложений на каждого ребёнка (полоски, в начале которых (слева) – уголок, три обычные полоски и точка).

Ход занятия:

На ковре разложены картинки изображением вниз: аист, утка, ива; астры, ослик, утюг; арбуз, узел, иголка; индюк, остров, окно (по 3 картинки на каждого ребёнка).

– Возьмите первую картинку, посмотрите, что на ней изображено?

– Какой звук первый? Пропойте его сначала тихо, потом громко.

Характеристика звуков а, у, и, о:

– Выложите из счётных палочек и ниток буквы А, У, И, О.

– Что вы выложили? (буквы)

– Почему это буквы? (мы их видим и пишем)

– Какие звуки обозначают буквы А, У, И, О? (уточнение артикуляции данных звуков)

– Если воздух проходит свободно, не встречая преграды, как называется такой звук? (гласный)

– Почему А, У, И, О – это звуки? (мы их слышим и произносим)

– Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратом)

Игра “Кто правильно повторит цепочку звуков?” (АИУО, АОИУ, ИУОА, УАИО,.)

Игра “Какое слово лишнее?” (начинающееся с другого звука)

Астра, Африка, осень, айва; утёнок, улитка, индюк, уроки; остров, облако, ужин, окна.

Игра “Где спрятался звук?”

– Посмотрите на картинку, что это?

– Где в названии этой картинки спрятался звук А (аналогично со звуками О, У, И).

– Укажите место звука А на схеме слова (в начале или в конце слова).

Физкультминутка: “Достаньте из “чудесного мешочка” букву и изобразите её с помощью рук и ног. Поменяйтесь буквами, изобразите их.

Знакомство с предложением.

– Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша, она принесла корзину с овощами. Маша хочет угостить вас огурцами.

– Как много мы узнали о Маше. Это потому, что я сказала вам о ней много слов, но это не просто отдельные слова, эти слова я связала в предложение (показ схемы предложения).

Предложение нам о чём-то сообщает, рассказывает. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка (на каждого ребёнка раздаются условно-графические схемы предложений: две полоски с уголком, три обычные полоски и точка).

– Давайте составим схемы наших предложений. Выкладывать нашу схему будем слева направо.

– Кто это? (Это кукла Маша.)

– Сколько слов в нашем предложении? (три)

– Возьмите полоску, в начале которой уголок – это первое слово нашего предложения.

– Назовите первое слово (Это). Оно пишется с большой буквы.

– Назовите второе слово в предложении (кукла). Выложите справа от первой полоски обычную полоску.

– Назовите третье слово в предложении (Маша). Маша – это имя, оно тоже пишется с большой буквы. Выложите справа от второй полоски следующую полоску с уголком.

– В конце предложения ставится точка. Выложите точку справа от третьей полоски.

– Схему какого предложения мы составили? (Это кукла Маша.)

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

– Что она принесла? (Она принесла корзину.)

– Что лежит в корзине? (В корзине лежат огурцы.)

– Какие овощи лежат в корзине? (В корзине лежат огурцы.)

– Зачем Маша принесла огурцы? (Маша хочет угостить ребят.)

Итог занятия:

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Заучивание правил о предложении.

Угощение от куклы Маши (свежие огурцы).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Программное содержание: -Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [Б], [Б’]. и буквы [Б]. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: *Уточнить артикуляцию звука Б, *Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму «Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш Ж» Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ Дата: Блім /Раздел/: Основы грамоты и письма Таырып /Тема/:.

НОД по обучению грамоте «Гласные звуки «А, У, О, И, Э» и буквы «А, У, О, И, Э» НОД по обучению грамоте. Гласные звуки “А, У, О, Э” и буквы “А, У, О, И, Э”. Цели: коррекционно- образовательные: – формировать у детей.

НОД по обучению грамоте «Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л» НОД по обучению грамоте. Звуки “Й” – “Ль”. Буквы “Й ” – “Ль” Цели: коррекционно- образовательные: – закрепить навыки различения и чёткого.

НОД по обучению грамоте «Звуки [Ы] и [И], буквы Ы и И» НОД по обучению грамоте. Звуки «Ы» и «И», буквы «Ы» и «И». Цели: коррекционно- образовательные: – закрепить навыки чёткого различения.

Читайте также:  Тест: Дефектолог — работа для вас?
Ссылка на основную публикацию