Конспект подгрупповой НОД по звуковой культуре речи детей 5-7 лет с ЗПР На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_zvukovoy_zadaniya_neznayki.docx | 69 КБ |
prezentatsiya_k_konspektu_zadaniya_neznayki.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 11
Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет с задержкой психического развития
На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
Составила: учитель – логопед
Демьяненко Вера Николаевна
«Задания Незнайки», «Дифференциация звуков А, У»
Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте.
1. уточнить артикуляцию гласных звуков;
2. дифференцировать звуки «а», у на слух и по артикуляции;
3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);
3. дифференцировать понятия «звук», «буква»;
4. учить управлять голосом, менять его громкость;
1. развивать фонематическое восприятие;
2. развивать умение формулировать ответы на вопросы;
3. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
4. развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
5. развивать общую и мелкую моторику.
1. воспитывать самоконтроль;
2. воспитывать желание активно работать на занятии.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы.
Время реализации занятия
Необходимое оборудование и материалы
Мультимедиа-проектор, ноутбук; презентация на дифференциацию звуков А, У «Задания Незнайки»; логопедическая программа «Говорим правильно».
Дидактическое обеспечение занятия
индивидуальные зеркала; индивидуальные карточки с самолётами (для выполнения задания на изменение силы голоса); по две буквы А У из разрезной азбуки, карандаши; буквы разрезанные на части.
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Ход и содержание НОД
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет что-то очень интересное.
Давайте покажем, как мы удивлены этому!
Мы умеем удивляться! ( Дети удивленно поднимают брови ).
Давайте покажем, как мы этому рады (Дети улыбаются).
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода.
Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.
(Дети нахмуривают брови).
А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Артикуляционная гимнастика показ слайдов
Уточнение артикуляции звуков
Работа с карточками
-Ребята, сегодня к нам пришёл необычный гость. Посмотрите кто это? (Незнайка)
– Он приготовил для вас интересные задания.
Поиграем с Незнайкой? (Да)
– Скажите, какие звуки вы знаете?
-Чем мы можем издавать звуки? (руками, ногами) Давайте похлопаем громко, а теперь тихо.
– Чем ещё мы можем издавать звуки (ртом, губами)?
-Правильно язык, зубы, губы помогают нам произносить звуки.
Давайте сделаем с вами гимнастику для губ.
Возьмите зеркала и повторяйте за мной движения
Широко открыв свой рот
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
– Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и тянуть). Какие гласные звуки вы знаете? (а, у, и, ы)
– Сегодня Незнайка приготовил задания на звуки А, У.
-Какое положение занимают губы, при произнесении звука А. Где находится язык?
-Какое положение занимают губы, при произнесении звука У. Где находится язык?
– Отгадайте, какой звук я сейчас произношу? (по артикуляции)
– Посмотрите на изображение самолётов. Подскажите Незнайке, какой самолёт летит ближе, а какой дальше?
– Как вы догадались?
– Покажите, гул какого самолёта звучит громко, вот так (Логопед произносит звук У громким голосом) . А гул какого самолёта звучит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом)
– Спой песенку большого самолёта, проведи пальцем по дорожке. Спой песенку маленького самолёта (дети поочереди произносят звук У громко и тихо)
Использование ИКТ: Интерактивная презентация
Определение места звука в слове.
-Вот следующее задание от Незнайки: отгадайте загадки и скажите, какой звук есть в слове отгадке.
– Каким цветом обозначают гласные звуки?
-Мы знаем, что звук может находиться в начале и в конце слова.
– Определите где стоит звук А в слове арбуз, белка, кошка? Где стоит звук Увслове утюг, утёнок?
Игра «Тянем звуки»
– Хорошо! А теперь выходите на ковёр и немножко отдохнём.
Заходи в осенний лес!
(ходьба на месте)
Много здесь чудес!
(разводит руки в стороны и оглядывается вокруг)
Вот берёзки золотые стоят
(поднимает руки вверх)
Под берёзками грибочки
В корзинку прыгнуть хотят
(прыжки на месте)
– А сейчас давайте поиграем. Я вам кидаю мяч и называю три слога, а вы возвращаете мяч и повторяете слоги: ма–ма – ма, му-му -ма, ба-бу-бу, та-та-ту….
Закрепление графического образа букв А, У
(конверты с буквами у каждого ребёнка)
– Мы знаем, что звуки обозначаются буквами. А что такое буквы? (букву –мы видим и пишем).
– Какие буквы нам прислал Незнайка? (Показ букв А, У)
– Эти буквы у него все рассыпались. Соберите буквы из частей.
Но сначала подготовим пальчики
Если листья пожелтели,
Дождь холодный моросит,
Птицы к югу полетели,
Значит осень к нам спешит.
Работа с разрезной азбукой
– Посмотрите, Незнайка пошёл в лес и заблудился какое слово он будет кричать? (АУ)
Вот вам задание
:- Выложите слово АУ из букв разрезной азбуки.
– Какая буква первая, какая вторая?
– Сделайте звуковую схему этого слова.
– Каким цветом, обозначают гласные звуки? (красным)
Игра «Выбери картинку» с использованием ИКТ
«Говорим правильно» (речевые звуки.ЗвукиА, У)
– Незнайка приготовил для вас следующее задание.
– Он поиграл с картинками и все перепутал. Назовите картинки и определите, в какую коробку нужно положить картинки, с буквой А, какие с буквой У ?
-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Незнайки. И он хочет подарить вам раскраску.
– Какие буквы вы здесь видите? А, У
– Назовите картинки со звуком А. На звук У
Спасибо, ребята! Незнайке очень понравилось играть с вами он обязательно придёт в следующий раз.
– Скажите, какие звуки вы знаете?
-Чем мы можем издавать звуки? (руками, ногами) Давайте похлопаем громко, а теперь тихо.
– Чем ещё мы можем издавать звуки (ртом, губами)?
-Правильно язык, зубы, губы помогают нам произносить звуки.
Давайте сделаем с вами гимнастику для губ.
Возьмите зеркала и повторяйте за мной движения
Широко открыв свой рот
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
– Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и тянуть). Какие гласные звуки вы знаете? (а, у, и, ы)
– Он поиграл с картинками и все перепутал. Назовите картинки и определите, в какую коробку нужно положить картинки, с буквой А, какие с буквой У ?
Заходи в осенний лес!
(ходьба на месте)
Много здесь чудес!
(разводит руки в стороны и оглядывается вокруг)
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: Звуки [з, з’], буквы З, з. Составление и пересказ сказки со зрительной опорой.
Цели: 1) уточнить характеристику звуков [з, з’] по артикуляционным и акустическим признакам; 2) повторить обозначение звуков [з, з’] буквой «З»; 3) совершенствовать навык выделения ударного гласного и деления слов на слоги; 4) развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику; 5) воспитывать доброжелательность и сочувствие ближнему; 6) развивать связную речь по средствам сказки.
Оборудование: большая картина замка, три ключа, замок, два человечка, книга-сказок, Золушка, солнышко, лес, Змей-Горыныч, шапка-невидимка, волшебная палочка.
1. Организационный момент.
– Приготовьтесь, ребята, мы отправляемся в волшебную страну. (Дети топают ногами и садятся за парты).
2. Закрепление изученного.
а). Выделение звуков [з, з’ ]. Их характеристика по артикуляционным и акустическим признакам.
– Мы попали в волшебную страну. Какой здесь красивый замок. И замок на нём висит большой. Как нам туда попасть? (Дефектолог показывает 3 ключа, которые висят около замка).
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Чтоб замочек нам открыть,
Надо ключики добыть.
– Первый ключ вы добудете, если назовёте звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворении.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы,
Все озёра – зеркала
Из зелёного стекла.
– Какие звуки чаще всего встречаются в этом стихотворении?
– Какие они? Почему они согласные? Почему они звонкие?
– Как мы произносим эти звуки?
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз… произнесём.
– Молодцы! Вы заработали ключ. Попробую им открыть замок. (педагог пытается открыть замок). Не получается.
б). Развитие фонематического восприятия.
– Попробуем добыть второй ключ. Для этого закройте глаза и внимательно меня слушайте. Я буду произносить слова и если в слове вы услышите звук [з], то один раз хлопните в ладоши, а если услышите звук [з’], то хлопните два раза. (Дефектолог произносит слова: зайка зима, загадка, замок, звонок, зефир, изюм, значок, зал, зарядка, пузырь)
– Молодцы! Вы добыли второй ключ. Попробую им открыть замок. Не открыть. Давайте попробуем добыть третий ключ.
в). Произношение звуков [з, з’] в слогах. Буква «З».
– Чтобы добыть третий ключ, давайте сыграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком [з], а вы его будете переделывать на мягкий [з’], и наоборот.
за – зя | зо – зё |
зю – зу | уз – узь |
зи – зы | азь – аз |
– Молодцы! Мы добыли последний ключ. Попробую открыть замок. Получилось. Посмотрите, а на обратной стороне замка написана какая-то буква.
-Какая это буква? («З») Какие звуки она обозначает?
г). Упражнение в выделении ударного гласного.
– Давайте заглянем, что же находиться в этом волшебном замке. (Дефектолог открывает первую половинку ворот. Там прикреплены два человечка.)
– В этом замке живут два человечка – Зута (ударение на первый слог) и Зута (ударение на второй слог). Давайте их позовём.
– Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
– Позовём второго человечка.
– Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
– Странно, в этих словах по два слога, первый «зу», второй «та», а слова разные. Давайте ещё их позовём. Чем они отличаются?
– Правильно. Ударение – это сила голоса.
– В первом имени, какой ударный звук? А во втором?
– Давайте позовём и наши имена, называя ударный слог.
(Наташа – ударный гласный [а], ударение падает на второй слог и так далее).
д). Физкультминутка «Зарядка».
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».
е). Произношение звуков [з, з’] в словах, предложениях. Составление сказки.
– Пришла пора в нашем замке открыть вторую половинку дверей. (Дефектолог открывает, а там прикреплена книга сказок)
– Ребята, посмотрите – это книга сказок. Но с ней что-то произошло. Все сказки перепутались, сказочные герои разбежались, осталось совсем немного. Что делать? Может быть, попробуем составить свою сказку? Как обычно сказки начинаются? (Дефектолог по мере составления сказки прикрепляет на доску сказочных персонажей).
– В некотором царстве, в некотором государстве жила-была… Золушка.
– Светило солнышко. Какое может быть солнышко? (яркое, нежное, весёлое, доброе).
– Золушка решила немного погулять. Она пошла в лес. Какой может быть лес? (сказочный, волшебный, таинственный, загадочный).
– В сказочном лесу она встретила…Змея-Горыныча. Змей-Горыныч увидел Золушку и захотел её…съесть.
– Ребята что же делать. Какая-то страшная сказка получается. Надо посмотреть, что ещё осталось в сказочной книге. (Дефектолог показывает шапку-невидимку).
– Что дальше будет в нашей сказке? (Дефектолог наводит детей на мысль, что Золушка надела шапку-невидимку и стала невидимой).
– Ребята, а дальше что делать? Ведь Змей-Горыныч злой. Заглянем в волшебную книгу, что там осталось. (волшебная палочка).
– А как нам может помочь волшебная палочка? (Дефектолог подводит детей к мысли превратить злого Змея-Горыныча в доброго).
– Золушка взмахнула волшебной палочкой, которую нашла в лесу и превратила злого Змея-Горыныча в доброго. Золушка сняла шапку-невидимку и подружилась со Змеем-Горынычем. С тех пор они стали настоящими друзьями.
– Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Послушаем её ещё раз. (Дефектолог повторно её пересказывает).
ё). Пересказ сказки детьми.
– А из вас кто-нибудь хочет ещё раз нам пересказать сказку? (Дети пересказывают).
– Надо закрыть сказочный замок, чтобы в нём опять все сказки не перепутались. Закроем его на замок. Что-то странное со словами: «замок – замок». Слова вроде одинаковые, но обозначают разные вещи. В чём дело? (В ударении).
– Молодцы! Ребята, что мы сегодня делали? Что понравилось? Сегодня хорошо работали…
– А в подарок от сказочного замка получите вот такие картины различных сказок. Дома их разукрасьте, а потом мы их вклеим в нашу книгу сказок.
Методическая копилка
![]() |
В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, прошли многолетнюю апробацию ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. (просмотр) | ||||||||||||||||||
![]() |
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста —важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа» ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения (просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
В пособии представлен картинный диагностический материал для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
В программно-методическом пособии описана система организации коррекционно-образовательного процесса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
Методическое пособие разработано по результатам исследования детей с задержкой психического развития. Пособие расширяет возможности диагностики нарушений психического развития обследуемых контингентов детей ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
Предлаrаемое пособие призвано помочь молодым специалистам, работаюrцим с пятилетними дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, а также отставанием в психическом развитии в плане формирования навыков звукового и слогового анациза и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению ( просмотр ) | ||||||||||||||||||
![]() |
Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов
|