Звуки Х – Х’, буква Х – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_zvuki_h_-_h._bukva_h.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).

Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])

Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».

Развитие фонематического слуха.

Расширение и уточнение словаря детей.

Развитие ВПФ (внимания, памяти).

Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики и осязания.

Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный).

– Ребята, сегодня к нам пришел гость наш друг, а вот и он сам!

– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

– Посмотрите, что спрятано в конвертах?

– Давайте назовём изображённые на них предметы.

– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять?

Хитрый хомяк Хома

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

Логопед раздает конверты.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

II. Сообщение темы занятия.

– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– Давайте вспомним, что такое звуки?

– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?

– Значит, какой это звук?

– Он твёрдый или мягкий?

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?

– А теперь произнесём звук [Х`]

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?

– Значит, какой это звук?

– Он твёрдый или мягкий?

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет?

– Чем эти звуки отличаются?

Давайте повторим: звук [Х] какой?

Это то, что мы слышим и произносим

(воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР, с амблиопией и косоглазием в подготовительной к школе группе. “Звуки [х] – [х’]. Буква “х”

Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

  • Образовательные
  • Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
  • Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
  • Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
  • Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
  • Корррекционные
    • Развитие фонематического слуха.
    • Расширение и уточнение словаря детей.
    • Развитие ВПФ (внимания, памяти).
    • Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
    • Развитие мелкой моторики и осязания.
      • Воспитательные
    • Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
    • Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: подставки, магнитные доски, магниты на каждого ребёнка; предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный), распечатка заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой на каждого ребенка.

План занятия

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.

– А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

– Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Логопед раздает конверты.

– Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
– Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])

II. Сообщение темы занятия.

– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)

– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– А теперь произнесём звук [Х`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)
– Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
– А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

– Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.

Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.

V. Знакомство с буквой «Х».

– Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.

Логопед вывешивает изображение буквы «Х».

Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
– Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
– На что ещё похожа наша буква?
– Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.

Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.

– А теперь настало время нам размяться.

На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):

– А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
– Молодцы!
– Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.

– Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
– Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
– Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого – зелёный)
– Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим – [Х].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов (по распечатке заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой .

– Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!

Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.

– В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
– В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
– А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
– Правильно!
– Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
– Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
– Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
– Согласные твердые? (синим)
– Согласные мягкие? (зелёным)
– Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»

– Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
– Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» – мягкий звук [Х`])
– Замечательно!
– Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
– Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

– А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
– Молодцы!

Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.

Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.

Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой Х

Знакомство со звуком [Х]

Тема: знакомство со звуком [Х].

Цель: познакомить детей со звуком [Х].

  1. Научить детей четко произносить звук [Х];
  2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
  3. Развивать у детей фонематические представления;
  4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

I. Организационный момент.

1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.

Знакомство с буквой Х

Тема: знакомство с буквой Х.

Цель: познакомить детей с буквой Х.

1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
( Холодильник ).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб ).

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает…( хомяк ).

Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Ха;

-Закрепление умения соотносить звук с буквой;

– Закрепление зрительного образа буквы;

Коррекционно-развивающие:

– Закрепление понятия: согласный, глухой;

– Упражнять в определении места звука в словах;

– Продолжать развивать фонематическое восприятие;

– Развитие внимания, мышления, памяти.

– Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

– Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.

– Развитие зрительного внимания;

– Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

– Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.

(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)

– Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

– Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

*Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

– Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)

– Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)

– И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет наша первая остановка.

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

– В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х’]. Давайте их охарактеризуем.

– Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);

– Звук [Х’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Фонематическое восприятие:

– Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

– Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х’]).

– Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х’].

(раздать карточки с изображением камня и подушки)

– Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.

3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

– А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)

– А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник – видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].

– На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)

Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).

– Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

– А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи ).

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят. (черепахи).

– Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?

– А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).

– Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?

4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, – показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят – руки вверх

5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

– У звуков [х — х’] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

6. Закрепление образа буквы:

– На что похожа буква Ха?

– Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.

– А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)

7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный мешочек»

Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.

III. Итог занятия:

– Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:

– Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)

– Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Хь]»)

– С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?

– В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

– На этом наше занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

zvuki-h_rnnkj.pptx | 1340,21 Кб

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б» Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках Б — Бь;.

Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки [х]-[х’]. Буква х» Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Составила: учитель-логопед Бабичкина И. А. Тема: Звуки.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Звуки [П] и [П’]. Буква П» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнять правильное произношение звуков [П] и[П’]; -закреплять понятие «согласный звук».

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – Х’. Буква Х»

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

1. Организационный момент. (2 слайд.)

– Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

– Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост, химия;

Кухня, хлопушка, стихи, холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

– Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

– Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

– Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

– Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

К работе прилагается презентация .

Портал образования

Автор: Веселова Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №3 “Солнышко”
Населённый пункт: Тверская область п. Селижарово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему “Звуки Х Хь, буква Х”
Дата публикации: 27.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель: знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Закреплять у детей представления об артикуляционном укладе звуков

Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение

места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять образование множественного числа существительных.

Закрепить знания о предложении.

Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».

Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и

Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну

ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

– А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте

внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы

догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

– Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его

называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)

– Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись,

расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на

свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это,

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК

ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК

-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение

«РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное

предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую

коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел

нас сегодня познакомить? (Дети отвечают – [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с

буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

– Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого

зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А

вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как

храпел Хомка. (Дети отвечают – [Х]).

– Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают

характеристику по схеме) – Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]. (Дают

характеристику по схеме)

– Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.

– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)

-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его

любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных

звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я

буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите

в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари,

компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

– Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки,

определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он

или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым

карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

– Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем,

называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети

поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным

звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох,

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и

зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют

задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах.

Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. – . пастухи, лопу. – ……. пету. – ……., запа.

– Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать

стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается

из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

– Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается

его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх».

Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из

– А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что

она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог

их хвалит от имени Хомки).

– А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться

обратно в детский сад.

– Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята,

кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску)

-Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось

трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

– С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем

подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы

прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)

Читайте также:  Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа
Ссылка на основную публикацию