Звуки Х-Хь, буква Х – конспект

Урок обучения чтению в 1-м классе на тему “Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х”

1. Постановка задачи

Цель: познакомить с согласными звуками [х], [х’], буквами Х, х.

– обеспечить дальнейшее совершенствование умения анализировать звуки, слова с новыми звуками;

– создавать условия для формирования навыка правильного, выразительного чтения.

– обеспечить развитие познавательной активности через создание проблемных ситуаций, через использование фронтальной, групповой в сочетании с дифференцированной работой;

– обеспечить развитие мыслительных операций;

– создать условия для развития образного мышления, эмоциональной выразительной речи.

– воспитание уважения к родному языку;

– воспитание бережного, внимательного отношения к слову;

– создать условия для развития учебно-коммуникативных умений.

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.

2. Требования к вычислительной технике

Pentium (R) 4 CPU 2.80 GHz

Microsoft Windows XP Professional версия 2002.

Microsoft Office Word 2003.

Microsoft Office Power Point 2003

3. Управление программой и исходные данные

Программа начинает работать после запуска файла “Буква Х. Презентация Microsoft Office PowerPoint”. Презентация

Презентация управляется с помощью мыши. Смена слайдов происходит по щелчку ЛКМ. Это даёт возможность переходить к следующему слайду, когда это требуется по ходу урока.

4. Структура программы

Презентация состоит из 25 слайдов. Все слайды следуют один за другим. Презентация имеет линейную структуру. Слайд №3 озвучен. На диске занимает 13,4 МБ.

Прикреплён звуковой файл “Детские песни – Спят Усталые Игрушки” (тип файла: звук в формате МР3). Приложение

1. Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

– Это наш девиз урока чтения.

2. Актуализация знаний.

– Ребята, мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску.

– Давайте вспомним, что интересного мы здесь узнали.

а) Дом с гласными буквами.

– Какие буквы живут в левых квартирах?

– Буквы, которые указывают на твердость согласного звука.

– Какие буквы живут в правых квартирах?

– Буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

б) Дом с согласными буквами, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.

в) Дом с парными согласными буквами.

г) Дом с Ъ и Ь, которые звука не обозначают.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

– Сегодня мы пойдем в гости в дом, который еще не заселен.

Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (приложение 1)

– Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

– Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

– Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему? Сейчас Ира нам объяснит.

– Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

– Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

– Как дорогих и почетных гостей.

4. Изучение нового материала

– Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение.

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

– Прочтем по слогам медленно.

– Прочтем про себя.

– Прочтем выразительно вслух.

– Давайте выделим первый звук из слова ха.

– Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

– Cогласный (встречает во рту преграды)

– Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

– Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

– Давайте выделим первый звук из слова хи.

– Cогласный (встречает во рту преграды)

– Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

– Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

– Кто догадался, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Тема: Звуки [х], [х’]. Буквы Х,х

– Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.

– Познакомиться со звуками [х], [х’], с буквой, которая их означает.

– учиться отличать звуки [х], [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;

– учиться читать слоги и буквы с новой буквой;

– развивать речь, внимание, память.

– Будем работать дружно и помогать друг другу.

5. Первичное закрепление.

1) На что похожа буква “ха”?

Стихотворение читает учитель.

– Сложите эту букву из счетных палочек.

2) Слоговой аукцион.

– Познакомим букву “ха” с некоторыми гласными буквами.

– Дополним слоги до слов

Х А (характер, уха, муха …)

Х О (хорошо, хорек, хочу…)

Х У (художник, хулиган …)

Х И (химия, хирург …)

Х Е (хек, археолог …)

3) Анаграммы (слова, отличающиеся только порядком букв).

Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

6. Работа по дальнейшему углублению знаний. (Приложение 2)

1) Самостоятельная дифференцированная работа.

– Ребята, давайте поработаем с этими словами.

– У кого Хрюша–пожарный, соединяет стрелкой слово, соответствующее схеме

– У кого Хрюша-Человек-Паук, соединяет слова + к оставшейся схеме придумает слово.

– У кого Хрюша-космонавт, соединяет слова + придумывает предложение с одним из данных слов.

2) В чем различие?

– Чем похожи слова и чем отличаются?

– Что такое хлопок? (Растение, из которого делают нитки, ткани)

– Вспомним аналогичные примеры:

3) Работа над диалогом.

– Я загадала имя мультипликационного героя, оно начинается на букву “эн”. Назовите мне первый звук этого слова!

– Что еще нужно у меня спросить?

– Какая гласная стоит после “эн”?

– Буква “е”. Кто теперь может назвать первый звук?

– Сегодня мы узнаем, как Незнайка сочинял стихи.

– Поможем подобрать рифму.

– Кто автор этого произведения?

– Ребята, как называется этот вид текста?

– Что такое диалог?

– Разговор двух человек.

– Вспомним правила ведения диалога, которые называются речевым этикетом.

– Об этих правилах нужно помнить и на уроках, так как вам часто приходится вступать в диалог с учителем и товарищем по классу, работая в паре.

– Незнайка по-моему не очень хорошо знает эти правила.

– Давайте сделаем разметки в тексте (приложение 3), определим где чьи слова.

– Прочитайте в парах по ролям

– Кто хочет нам прочитать?

– Назовите изображенные предметы. Найдите среди слов – названий предметов – рифмующиеся слова:

– Попробуйте в парах сочинить двустишие (или четверостишия)

– Послушайте, как использует поэт С.Я. Маршак одну из данных рифм.

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.

7. Подведение итогов урока.

– Итак, с какой буквой мы познакомились?

– Какие звуки она обозначает?

– Дайте краткую характеристику этих звуков.

– Определим место буквы “ха” в ленте букв.

2 уровень (схему в тетради по чтению).

9. Завершение урока.

– Путешествие закончилось. В какой же квартире поселится буква “ха”?

– При помощи знаков оцените наш урок. Покажите гостям. (Приложение 5)

– А теперь оцените свою работу.

– Хрюша передал вам хлеб-соль, съедим его в классе.

Я считаю, что компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Данный урок достиг целей, дети работали активно, с интересом.

Методический материал и разработку данного урока могут использовать многие учителя на уроках обучения чтению в букварный период.

  1. Андрианова Т.М., Букварь 1 класс, УМК “Планета знаний”, Издательство “Астрель”, 2007 г.
  2. Волина В.В. “Учимся играя”, Москва “Новая школа”, 1994 г.

Портал образования

Автор: Веселова Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №3 “Солнышко”
Населённый пункт: Тверская область п. Селижарово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему “Звуки Х Хь, буква Х”
Дата публикации: 27.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель: знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Закреплять у детей представления об артикуляционном укладе звуков

Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение

места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять образование множественного числа существительных.

Закрепить знания о предложении.

Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».

Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и

Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну

ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

– А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте

внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы

догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

– Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его

называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)

– Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись,

расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на

свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это,

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК

ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК

-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение

«РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное

предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую

коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел

нас сегодня познакомить? (Дети отвечают – [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с

буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

– Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого

зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А

вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как

храпел Хомка. (Дети отвечают – [Х]).

– Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают

характеристику по схеме) – Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]. (Дают

характеристику по схеме)

– Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.

– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)

-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его

любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных

звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я

буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите

в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари,

компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

– Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки,

определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он

или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым

карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

– Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем,

называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети

поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным

звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох,

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и

зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют

задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах.

Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. – . пастухи, лопу. – ……. пету. – ……., запа.

– Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать

стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается

из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

– Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается

его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх».

Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из

– А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что

она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог

их хвалит от имени Хомки).

– А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться

обратно в детский сад.

– Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята,

кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску)

-Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось

трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

– С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем

подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы

прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Занятие по предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
bukva_kh_mbou_dod_tsdt.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» – «буква».
  • Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
  • Познакомить с новой буквой «Х».
  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно – методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные – кружком синего цвета, но а мягкие согласные – кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный – синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! ( прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» – «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? ( ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву – пишем и видим.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» ( ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? ( ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

( Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? ( ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

( Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски – прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, – а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: – Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, – продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? – хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? ( ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? ( Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? ( Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? ( ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? ( ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? ( ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? ( ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? ( ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? ( ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? ( Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра .

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Педагог : Как звучит?

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется . (ХЛОПУШКА).

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Педагог : Как звучит?

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х»

Марина Федорова
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х»

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

• Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.

• Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Развивать мыслительную деятельность;

• Развивать фонематического слуха;

• Развивать умения выполнять фонетический анализ двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

• Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;

• Воспитывать у детей культуру поведения на занятиях.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, каждое утро, заходя в группу, вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

Воспитатель: К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме. Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

(Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику)

Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета

Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета,

Воспитатель: Правильно, ребята. Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите, на что это буква похожа?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Хома предлагает вам послушать сказку. «Хомяк-хвастун».

А вы внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком Х, которые встретятся в этой сказке.

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хотите верьте, хотите нет, – начинал хомяк, а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там холод – хуже нашего! Только я вылез, иду себе дальше, а снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: «Хрю-хрю!Хрю-хрю». Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева». «Ух, ты» – восхитились хомяки.

– Ребята, какие слова со звуком Х вы запомнили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательно слушали сказку. Все слова назвали. А сейчас, ребята, откройте тетради и напечатайте букву Х.

(Работа в тетради).

Воспитатель: Ребята, наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щёки руками)

Лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать! (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Воспитатель: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий. С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием. А вот ещё одно задание. Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру «Четвёртый лишний»

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост, химия;

Кухня, хлопушка, стихи, холодно.

Воспитатель: Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

А сейчас отгадайте загадку.

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

Воспитатель: Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т. е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит, мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит, мы поставили ударение правильно. Молодцы!

(Воспитатель показывает игрушку, подходит к каждому ребёнку)

Воспитатель: Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки и краски осени» Цель: приобщение воспитанников к миру природы родного края посредством музыки, поэзии, живописи. Задачи: Образовательные: • обобщить и.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Прогулка в зимний лес. Звук [С] и буква С» Тема: «Прогулка по зимнему лесу. Звук и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С. Задачи: • Коррекционно-образовательная:.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе по теме «Звуки [Х]-[Х’]. Буква Х» Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – ХЬ. Буква Х» Цель: Закрепить у детей представление о звуках.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [X]-[X’], буква Х» Тема: «Звуки [Х] – [Х’]. Буква Х». Цель: формировать правильное произношение звуков Х и Х’ в словах, слогах, фразах, отличать их на слух.

Конспект занятия для подготовительной группы «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия для подготовительной группы «Поварята». Звуки [П], [П’]. Буква П. Цели: научить выделять в речи звуки [П], [П’]; различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [C], [С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звуки [C], [С’] и буква С Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [в]-[в’]. Буква В» Одинцова А. А. г. Волоколамск Московской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Задачи:.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Р]-[Р`], буква Р» Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах. Задачи: 1) образовательные: – упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах.

Рабочие листы по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Т], [Т’] и буква «Т» .

Занятие по обучению грамоте. Тема: «Звук Х, Хь. Буква Х.». Подготовительная группа.

Занятие по обучению грамоте. Тема: «Звук Х, Хь. Буква Х.». Подготовительная группа.

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и их буквенным обозначением

Задачи:

  • Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;
  • Развивать фонематический слух;
  • учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко – слоговой анализ коротких слов;
  • Учить составлять предложения по схеме;
  • Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
  • Развивать умения составлять слоги и слова из разрезной кассы букв;
  • Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Учить работать в коллективе.

Оборудование: картинки; пенал со звуковыми схемами; касса букв.

Ход занятия.

Игра «Сядет тот»

– Сядет тот кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько месяцев в году; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц осени; какой месяц после сентября.

  1. Введение в тему. Знакомство со звуком Х и Хь.

Сегодня ребята познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ

Ловим звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.

Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….

Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Игра «Четвёртый лишний» на слух.

Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.

Хлеб, утка, хлопья, хобот.

Подсолнух, кисточка, халат, мех.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Хижина, духи, компот, хирург.

Хитрый, хилый, сильный, хитрец.

Физминутка.

Нес хомяк мешок с горохом,

Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.

«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.

Отдохнуть хомяк решил-

Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей, достать носки руками.

Потянулся, улыбнулся… Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

Отдохнул он хорошо

И опять вперед пошел. Ходьба на месте.

Игра «Где спрятался звук»

Определить место звуков Х и Хь в словах.

Звук Х: пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.

Звук Хь: хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.

Игра «Раздели на слоги»

Деление слов на слоги с мячом. Слова из игры «Где спрятался звук».

Игра «Подарки».

На доске картинка Хомяка.

– Ребята давайте подарим подарки хомяку со звуками Х и Хь

Например: Я подарю хомяку холодильник.

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине соседа.

Выкладывание буквы Х из счётных палочек.

Звуковой анализ слов. Выкладывание схемы.

Составление предложений по схеме. Со словами Мухи, хата.

/_______ ______.

/_______ _______ _______.

Игра «Живые буквы».

Составление слогов из разрезной азбуки: ХА, ХИ

Составим слово: уха, мхи.

Итог занятия.

– С какими звуками мы сегодня познакомились?

  • С Какой буквой? На что похожа буква Х?

Занятие подготовила и провела педагог Щервянина В.А.

Конспект урока “Звуки [х], [х’], буквы Х, х”

Конспект урока

1 класс

Обучение грамоте

УМК: Школа России

Тема: “Звуки [х], [х’], буквы Х, х”

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомиться со звуками [х], [х’], буквами Х, х ; учить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению .

Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; учиться давать характеристику букве Х, как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: формировать умение ориентироваться в учебник; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование урока: «Азбука» под редакцией Горецкого В. Г., презентация, проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Улыбнитесь друг другу, пожелайте всем хорошего настроения и успехов на уроке.

Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2. Актуализация знаний.

«Мы пишем и видим …» (Буквы)
«Мы слышим и произносим …» (Звуки)
Слайд 2.

На какие группы делятся звуки нашего языка?
Чем отличаются гласные от согласных?
Что мешает «петься» согласным?
На какие группы можно разделить согласные?
Чем отличаются звонкие от глухих?
Что делает согласные мягкими?
Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

3. Постановка учебной задачи.

1) Дыхательная гимнастика

Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А теперь коротко и отрывисто:

(листочки на партах)

Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Какую букву будем изучать?

Какова тема урока?

4. Открытие новых знаний.

Пропечатаем эту букву на доске.
Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Откройте “Азбуку” на стр.39

Чтение столбиков слов.

Прочитайте первый столбик слов, второй столбик.

Составление схемы слова пастух и слова пастухи.

Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали,

И теперь все дружно встали.

6. Закрепление изученного материала.

Первичное чтение текста учителем стр. 39.

Повторное чтение текста учащимися.

Работа с пословицей “Хлеб – всему голова”.

7. Итог урока. Рефлексия.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

С какими звуками?

Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.

Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.

Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’
Ссылка на основную публикацию