Звуки А-О-У-И-Ы – конспект НОД

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: “Гласные звуки и буквы А, У, И. О, Э, Ы” с использованием ИКТ

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель образовательной деятельности: Закрепление знаний о звуке – букве.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках. Чтение и письмо ряда гласных букв.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов.
  • Закрепить навыки фонематического синтеза.
  • Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
  • Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
  • Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
  • Развивать грамматический строй речи;
  • Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
  • Развивать умение называть слова на заданный звук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
  • Воспитание навыка самостоятельной деятельности;
  • Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности:

  • Освещение в логопедическом кабинете.
  • Предупреждение утомления (своевременное и качественное проведение динамической паузы, упражнений для глаз).
  • Смена видов деятельности.
  • Соблюдение правильной рабочей позы каждого ребёнка.
  • Посильные нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала.

“Разноцветная азбука”

    В каждой непосредственной образовательной деятельности (НОД) есть часть – работа с солёным тестом, целью которой служит: создание декоративной азбуки для использования как наглядное пособие для изучения букв.
  • В соответствии с целью, ставятся такие задачи:
  • Продолжать учить лепить буквы из солёного теста;
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
  • Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.
  • Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук.
  • Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Предварительная работа:

  • артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной гимнастики;
  • чтение “Сказки по звукам” из сборника В.В. Волиной “Учимся, играя”.

Оборудование:

  • электронное приложение к занятию в среде Power Point – презентация “Дидактическая игра 4-ый лишний”.
  • предметные картинки по 3 на каждую букву (антенна, мак, жаба; игрушки, листик, кисть; очки, ослик, мост, руль, улитка, пух; алоэ, этажерка, эскалатор; шорты, часы, дельфины).
  • демонстрационный набор букв;
  • На каждого ребёнка:
  • разрезная азбука.
  • кассы для составления звуко-слоговых схем (три ручки – красная, синяя, зелёная, чёрная);
  • тетрадь в линию;
  • солёное тесто порционно, подставки для лепки; влажные салфетки, клеенки, стеки, кисточка, стаканчик с водой, поднос.

Схема НОД:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Динамическая пауза.
  4. Артикуляция звуков.
  5. Работа с предметными картинками.
  6. Ассоциативный тренинг.
  7. Работа над фонематическим восприятием.
  8. Динамическая пауза.
  9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  10. Печатание.
  11. Самомассаж лица.
  12. Лепка буквы из солёного теста.
  13. Итог НОД и оценка деятельности детей.

Деление детей на подгруппы: учитель-логопед раздаёт всем детям группы карточки с изображением “живой и неживой природы”.

Задание: дети, у кого картинка с “живой природой” остаются с учителем-логопедом, а ребята у кого на картинке изображена “неживая природа” идут с воспитателем.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент: эмоциональная связь с детьми.

Учитель-логопед: Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Какие гласные звуки вы знаете? Почему их так называют?

2. Введение в тему: Игра “4-лишний” с использованием ИКТ.

Учитель-логопед обращает внимание детей на мультимедийную доску.

На экране появляется 1 слайд (Презентация 1, слайд № 2).

Дети проговаривают каждую картинку – РАКЕТА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 2 слайд (Презентация 1, слайд № 3).

Дети проговаривают каждую картинку – ЗАЯЦ, БЕЛКА, КЕНГУРУ, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ. Как сказать одним словом, кто это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 3 слайд (Презентация 1, слайд № 4).

Дети проговаривают каждую картинку – ЩУКА, ОКУНЬ, СОМ, ГУППИ. Как сказать одним словом, кто это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 4 слайд (Презентация 1, слайд № 5).

Дети проговаривают каждую картинку – ПАЛЬТО, ТУФЛИ, БОССОНОЖКИ, САПОГИ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 5 слайд (Презентация 1, слайд № 6).

Дети проговаривают каждую картинку – ЛЕБЕДА, ОДУВАНЧИК, КИСЛИЦА, АЛОЭ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 6 слайд (Презентация 1, слайд № 7).

Дети проговаривают каждую картинку – СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА, ХОЛОДИЛЬНИК, КОМПЬЮТЕР, ПЛОСКОГУБЦЫ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

Учитель-логопед: Припомните, какие картинки были лишними? На экране появляется 7 слайд (Презентация 1, слайд № 8). Какой последний звук в слове РАКЕТА, КЕНГУРУ, ПАЛЬТО, АЛОЭ, ПЛОСКОГУБЦЫ, ГУППИ? (ответы детей).

Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас в гостях много звуков (ответы детей).

3. Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз: движения глаз направлены на снижение зрительного утомления и профилактику его возникновения:

Глаза закрыты, расслаблены. Круговыми движениями обеих рук ребенок по часовой стрелке и против нее массирует глазные яблоки – 10 с. 3-4-раза

4. Артикуляция звуков [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы].

Учитель-логопед: Чтобы сказать А, надо сделать длительный вдох, широко открыть рот и включить голос. Повторите: AAA. Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим А? Дайте характеристику звука А (ответы детей). Давайте покатаем на волнах (по асфальту, по кочкам наших гостей).

(аналогичная работа с остальными звуками)

5. Работа с предметными картинками – Игра “Найди картинке домик”.

Учитель-логопед: предлагает поиграть в очень интересную игру “Найди картинке домик”. Педагог обращает внимание детей на картинку, лежащую у них на столе. На детских стульчиках в групповой комнате висят изображения букв. Задание – ребёнок отнесёт свою картинку к соответствующей букве (дети выполняют задание, учитель-логопед помогает тем детям, которые сомневаются).

6. Ассоциативный тренинг: учитель-логопед говорит детям, что буквы уже приходили в гости, а сегодня прибежали все вместе. На что похожа буква А? Из скольких элементов она состоит? Дети вспоминают стихи-запоминалки:

На что похожа буква А?

Из скольких элементов она состоит?

Два столбца наискосок
Между ними поясок
Написали так друзья,
Получилась буква А.
На что похожа буква У?

Из скольких элементов она состоит?

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.
На что похожа буква И?

Из скольких элементов она состоит?

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
На что похожа буква О?

Из скольких элементов она состоит?

О – на огурец похожа:
он – овальный, буква – тоже.
На что похожа буква Э?

Из скольких элементов она состоит?

Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
На что похожа буква Ы?

Из скольких элементов она состоит?

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

7. Работа над фонематическим восприятием. Игра: “Повтори-не ошибись”

Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:

АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫИИО, ЭОУА, ААООУЭ, ИЭЫУО и т.д.

8. Динамическая пауза: учитель-логопед предлагает логопатам встать и выполнить действия по тексту:

Гром гремит, грозит, грохочет
Напугать гроза нас хочет. (Топают ногами в такт.)
Небо было голубое —
Стало грозное, стальное. (Качают руками над головой.)
Град горошинами бьёт,
Град гулять нам не даёт! (Приседают, закрывая руками голову)
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром и небо чище . (Стучат кулаками по коленям в такт.)
Загорелась полукругом
Радуга-дуга над лугом! (Приседают, рисуют рукам над головой дугу — разводя руки в стороны.)
Л. Гадасина, О. Ивановская.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра: “Положи – не ошибись”.

Задание: необходимо положить столько кружков (красного цвета), сколько звуков я произнесла. ОУИЫ, Сколько звуков я произнесла, какой первый, второй, третий? Какой последний звук? Какие по цвету кружочки, почему вы положили красные (ответы детей).

10. Печатание. Напоминалка: Спинка ровно, локти на столе, ножки вместе. Чтобы все буквы были одного роста, пишите их в коридорчике, слева направо. Ручка дружит с правой рукой, да на правое плечо поглядывает. Тетрадь дружит с левой рукой.

Учитель-логопед предлагает ребятам открыть тетрадь, взять соответствующую по цвету ручку и напечатать такую букву, какой звук прозвучит (диктант – О Э А У И А Ы И). затем печатание под диктовку ряд состоящий из 2-3 букв: АО, ЭЫ, ИУ.

11. Самомассаж лица: проводится с проговариванием:

Водичка, водичка, (гладим лёгкими движениями кончиками пальцев от середины лба к вискам.
Умой моё личико. — (от середины лба до ушных раковин);
Чтоб глазки блестели, (нарисуем пальцами очки (направление – от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз)
Чтоб щёчки краснели, (от спинки носа к ушным раковинам);
Чтоб смеялся роток, (от середины губ до ушных раковин);
Чтоб кусался зубок. (от середины подбородка до ушных раковин).
Заканчивать массаж лица “пальцевым душем” – постукивание двумя или четырьмя пальцами сверху вниз).

12. Лепка буквы из солёного теста.

Учитель-логопед: Я предлагаю вылепить одну любую букву, какая вам больше всего понравилась. Вспомните последовательность выполнения поделки и приступайте к лепке. Самое главное – не допускать на внешней поверхности трещинок и неровностей, иначе после покрытия нашей буквы краской трещинка станет яркой и испортит весь вид буквы. Если детали не хотят склеиваться, смочите кисточку в воде и проведите по склеиваемой поверхности. После того как буква будет готова ее мы высушим, а вечером с воспитателем вы покрасите гуашью.

(дети лепят букву, кладут её на поднос для высыхания)

13. Итог НОД и оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: Ребята, каких гостей мы сегодня встречали? (дети отвечают) Какую букву лепил(а), и почему именно эту? Какой это звук? Почему он гласный? Поднимите одну руку, кто считает, что принимал гостей хорошо. А теперь поднимите две руки – кто считает, что принимал гостей отлично?

Учитель-логопед. Молодцы! Вы отлично потрудились все.

Используемая литература.

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. “Пальчиковые игры для развития речи дошкольников”, М., 2002.
  2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа,1994. – 448 с.
  3. Кискальт Изольда “Солёное тесто: увлекательное моделирование”, профиздат, 2002.
  4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
  5. “Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей” Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Москва, 2010.

Альманах педагога

Автор: Каюкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №1”
Населённый пункт: город Зубцов,Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД по обучению грамоте в старше-подготовительной группе
Тема: Звук Ы и буква Ы
Дата публикации: 25.11.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

Тема: Звук [ы] и буква ы

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

1) С начало воспитатель, потом дети:

-Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить.

Не вертеться, не шалить.

– Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и

его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Аудиозапись «Песенка про Ы»

– Про какой звук была песенка?

Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)

2) Артикуляция звука

-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,

воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют.

3) Характеристика звука.

– Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

4)Игра «Поймаем звук»

Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

(дети встают возле парты)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

[У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

– Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы.

Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому,

когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда

не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова.

Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

– Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

середине или в конце слова.

2) Образование существительных множественного числа.

– Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»?

– Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

достатком, деньгами, состоятельный.

– У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

– У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

– На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…

(овцы), не коза, а …(козы).

– Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов

3) Определение позиции звука Ы в слове(середина, конец слова)

III. а) Знакомство с буквой

– С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

– Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ

– Эта буква всегда маленького роста.

-А теперь угадайте загадки.

1.Эту букву знаешь ты?

Есть она в словах: “кроты,

“Бусы”, “сыр” и в слове “мы”.

Ты запомни букву . (Ы)

2.Что за гласная такая,

Не простая, а двойная,

И поклясться я готов –

Нет ее в начале слов!

3.Мы спросили у синицы,

Мы спросили у совы,

Не смогли они придумать

Нам слова на букву. (Ы).

4.”Ъ” прочнее стали,

За отвагу весь в медалях.

Им с соседкой буквой … (Ы)

5.Буква первой быть не может,

Торт один в торты размножит.

б) Анализ образа буквы

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

– А палочки одинаковые или разные?

Напишите букву в воздухе карандашом.

Упражнение «Покатай карандаш».

– Будем букву Ы выкладывать из палочек, готовы.

V . Подведение итога занятия.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема «Звук [Ы] и буква «Ы»

Наталья Шелудкова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема «Звук [Ы] и буква «Ы»

Конспект НОД

по обучению грамоте

в подготовительной группе

тема: Звук [ы] и буква ы

Подготовила Шелудкова Н. А.

воспитатель МАОУ СОШ п. Верхнеказымский

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель НОД:

Знакомство со звуком и буквой [ы].

Задачи: Образовательные: Уточнить артикуляцию звука [ы] и познакомить детей с образом буквой «ы»; Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Развивающие: Развивать фонематический слух; Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор картинок, тетради, фишки красного цвета, счётные палочки, полоски для составления схемы предложения по количеству детей.

Ход НОД

Организационный момент.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

– Какое сегодня число?

– А какие занятия у нас в четверг?

– Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоты?

(Учимся правильно произносить звуки и буквы).

Воспитатель: а для чего мы учим буквы?

Дети: Чтобы научиться читать.

Воспитатель: Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

– Перед тем как сесть на стулья, давайте поиграем. Я буду называть слова, а вам нужно повторить слово и назвать первый звук.

(Слова для игры: утка, осень, иглы, акула, утюг, игры, утро, окунь, ива).

Дети садятся за столы.

Основная часть.

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.

– А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

– Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали – это звук [ы].

– Произнесите звук [ы].

– Давайте вместе произнесём звук [ы].

Артикуляция звука [ы].

Губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука.

Воспитатель: Если звук [ы] не встречает преград при произношении, то он какой?

Дети: Звук [ы] – гласный.

Воспитатель: Каким цветом обозначаем, звук[ы]?

Дети: Обозначаем красным цветом.

На доске фишка красного цвета.

Воспитатель: Давайте ещё раз проговорим.

Чистоговорки со звуком [ы].

Ры-ры-ры — съеду я с горы.

Ды-ды-ды — вот стакан воды.

Мы-мы-мы — ждем уже зимы.

Ны-ны-ны — знания нужны.

Сы-сы-сы — тикают часы.

Зы-зы-зы — гуляли три козы.

Бы-бы-бы — выросли грибы.

Вы-вы-вы — сели две совы.

Ты-ты-ты — выросли цветы.

Авы-авы-авы — зеленеют травы.

Цы-цы-цы-цы — пели звонко бубенцы.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

Воспитатель: Давайте поиграем со звуком [ы].

– Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы], на другие звуки – опускаем низко руки.

Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

Игра: «Светофор»

– Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

Воспитатель: А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

(Дети думают, после чего воспитатель делает вывод)

Воспитатель: Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы]

– Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

(На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], и определяют место нахождения его в слове, прикрепляют картинку к доске).

Образование существительных множественного числа.

Воспитатель: Звук [ы] – очень зажиточный звук.

– Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

– Где нам можно узнать значение этого слова? (в словаре).

Воспитатель: Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

– У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

– У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

– У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

– На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).

– И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

– Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало сразу больше.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

Знакомство с буквой.

Воспитатель: Ребята с каким звуком мы играли? (Со звуком [ы]).

– Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

– Эта буква всегда маленького роста. (размещение буквы на панно).

Анализ образа буквы.

(Воспитатель с детьми рассматривают букву).

Воспитатель: Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

– А палочки одинаковые или разные? (Одинаковые).

Синтез образа буквы.

Воспитатель: Выложим букву «ы» из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

Воспитатель: А теперь сложите у себя на столе из палочек букву ы. (Самостоятельная работа)

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Работа в тетрадях. Задание №2, №3, №4.

Составление предложения.

Воспитатель: Сколько слов в предложении? (3)

Заключительная часть. Рефлексия.

Подведение итога занятия.

Воспитатель: С каким звуком и буквой познакомились?

– Придумайте слова со звуком [ы].

– Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, правильно отвечали на вопросы.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ч], буква Ч» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч ЗАДАЧИ Образовательные: 1. Закрепить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте по методике Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомление детей со звуком [ж] и буквой Жж. Задачи: 1. Образовательные: -учить выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов; -познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква Ч» Задачи: • продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); • упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [к]-[к’]. Буква к» Васильева Светлана Николаевна – воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» г. Ленска МО «Ленский район» РС (Я) Конспект НОД по обучению грамоте.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе: «Звук [Ж] и буква Ж» Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со.

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гласный звук в слове ( в начале, в середине, в конце слова), развитию зрительного и слухового восприятия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления. Используются карточки собственного изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте (старшая группа)

Тема. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А-У-И-О-Э-Ы

Цель. Систематизировать знания детей о гласных звуках.

1. Закрепить навыки чёткого произношения гласных звуков

2. Закрепить понятие гласный звук

3. Упражнять в определении гласных звуков в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

1. Развивать фонематический слух;

2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

3. Развивать мелкую моторику;

4. Развивать память, логическое мышление;

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

2. Воспитывать умение работать в коллективе;

1. Схемы обозначения звуков;

2. Карточки со звуковыми песенками;

3. Карточки для определения гласных звуков ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)

4. Картинки, которые начинаются с гласных звуков;

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране гласных звуков. Хотите? Тогда приобретаем билеты.

(на столе лежат красные карточки с названием «Билет»).

Посмотрите, они красного цвета. А почему? ( Ответы детей).

Потому, что гласные звуки мы тоже обозначаем красным цветом.

Итак, становимся друг за другом и в путь по стране гласных звуков.

(Звучит фонограмма музыки «Паровозик из Ромашково»)

2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Логопед. Первая станция «Отгадай-ка»

Посмотрите, на доске картинки.

  1. Девочка качает куклу. Какую песенку она поёт? А-А-А.

Что происходит со ртом? (назвать артикуляцию звука)

Показ картинки звука А.

  1. Волк воет на луну. Какой звук он произносит? У-У-У. Что происходит с ротиком? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука У.
  2. Песенка ослика. Какая? И-И-И. Что происходит со ртом? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука И.
  3. У девочки температура. Она болеет и произносит: О-О-О. Что происходит с ротиком? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука О.
  4. Пароход гудит как? Ы-Ы-Ы. Что происходит с губами и языком? Показ картинки звука Ы.
  5. Девочка ругает котёнка за его проказы. Что она ему говорит? Э-Э-Э. Что происходит с губами и языком? Показ картинки звука Э.

Логопед. Давайте назовём все звуки. А-У-И-О-Ы-Э – голосом протянем мы.

А теперь поговорим о звуках,

Ведь звуки – целая наука.

Как называются эти звуки? (Гласные). А почему? ( Их можно петь, во рту нет преграды).

Едем дальше (звучит музыка)

3. Формирование фонематического слуха, продолжительности и высоты звука

Логопед. Станция « Музыкальная»

Предлагаю поиграть в игру «Оркестр». Я – дирижёр, а вы – мои музыканты. Внимательно смотрите на мои руки.

-рука вверх – поём высоким голосом.

-рука вниз – поём низким голосом.

-руки в стороны – поём долго.

-руки рядом – поём коротко. ( Демонстрирую рукой продолжительность и высоту звука).

Логопед. На столах у вас карточки со звуковыми песенками. Теперь будем играть на пианино. Каждый из вас исполняет свою песенку.

(Дети как бы играют на пианино, касаясь звуковых человечков, и поют звуковые песенки).

Замечательный у нас получился оркестр!

Едем дальше (звучит музыка)

4. Определение гласных звуков (в начале, в середине, в конце слова)

Логопед. Станция «Найди звук»

– У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в начале слова, и наклеить нужного звукового человечка. Апельсин – звук А, ослик – звук О, утка – звук У.( Дети выполняют).

– У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в середине слова, и наклеить нужного звукового человечка. Жук – звук У, сыр – звук Ы, зонт – звук О.( Дети выполняют).

– У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в конце слова, и наклеить нужного звукового человечка. Труба – звук А, сапоги – звук И, цветы – звук Ы. ( Дети выполняют).

Едем дальше (звучит музыка)

Логопед. Станция «Гласные звуки – конечная»

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник

Давайте ещё раз назовём гласные звуки: А-О-У-И-Ы-Э (Дети называют)

Я предлагаю вам выбрать каждому любой звуки и наклеить его на свой билет с одной стороны. ( Дети выполняют).

А теперь отобрать картинки, которые начинаются с вашего звука, и наклеить их с другой стороны билета. ( Дети выполняют).

Вот у нас с вами есть билеты и нам пора возвращаться обратно домой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и .

Разработала календарный план НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению в старшей группе для детей с ТНР на 2017-2018 учебный год на первый период с указанием методического материал.

Мною разработан календарный перспективный план НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей старшей группы с ТНР на 2период 2017-2018 учебного года с развивающими и обра.

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР.

календарный план будет полезен учителям – логопедам групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Разработала план НОД по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на 1 период /сентябрь-декабрь/на 12 недель -24 занятия.

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные.

Конспект занятия в старшей логопедической группе
Тема: звуки [Ы] – [И]

– уточнить артикуляцию данных звуков;

– учить различать звуки [ы-и] в слогах, словах, предложениях;

– различать звуки [ы-и] в окончаниях родительного падежа множественного числа;

– упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов;

– развивать артикуляторную моторику;

– развивать фонематический слух;

– развивать внимание, память.

Ход занятия.

Пестры все бока,

Похож на корову,

Выглядит огромной глыбой.

Плавает, хоть и не рыба.

Воздух с силой выдыхает –

Вверх фонтанчики пускает. (Кит.)

– Какой гласный звук прячется в этих словах?

2. Введение в тему.

Поиграем в игру «Один-много»:

– Назовите эти слова, когда этих животных много.

– Какой последний звук слышим в этих словах.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки ([И] – [Ы]).

  1. Артикуляционная гимнастика по музыку («Чунга-чунга»).

Чередование «заборчик» – «окошечко» – «заборчик» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

  1. Сравнение звуков (сравнение по артикуляции).

Дети произносят звуки, наблюдая в зеркала за артикуляцией.

При произнесении звука [ы] губы не напряжены, язык отодвинут вглубь рта. При произнесении звука [и] губы растянуты в улыбку.

– Чем похожи звуки? – Чем отличаются?

  1. Для звуков [ы], [и] выбираются соответствующие артикуляции символы звуков.
  1. Игра «Разведчики»

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – И – И – Ы – И –Ы-Ы –И – Ы – И –И

  1. Развитие фонематического восприятия.

Теперь давайте поиграем в игру «Попугай»: я называю слоги, вы повторите, не ошибитесь:

Бы-бы-би ти-ти-ты ки-кы-ки ди-ды-ды.

  1. А теперь сыграем в игру «УПРЯМЕЦ».

Я называю твердый слог – вы мягкий, и наоборот: я мягкий , а вы наоборот твердый:

ВЫ – …. СЫ – ……, МЫ – …. ГЫ – ….

Под полом скребется…… . В цирке выступает мохнатый….. .

– Каким гласными отличаются эти слова?

– Какую букву держит мишка? (И.) Какую – мышка? (Ы.)

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, вишню,

Съела сливы, сухари

И сушеные грибы,

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало.

Дети загибают пальцы, перечисляя все, что съела мышка.

  1. Теперь назовите все слова из этого стихотворения, в которых есть звук [Ы]. Отдайте мышке те карточки, на которых нарисованы эти предметы.
  1. А теперь среди карточек выберите те, в названии которых есть звук [И] и отдайте их мишке.

Слова-карточки: тыква, тигр, малина, сухари, рысь, киви, дыня, конфеты, огурцы, рыба, коты, вишни, торты, грибы, сыр, пышка.

Карточку с изображением грибов можно отдать и мышке, и мишке.

  1. Найдите место звука [Ы], [И] в словах, которые обозначают диких животных, и поставьте эти буквы в схемы этих слов.
  1. Мишка и мышка очень любят игру «Хвастуны». Давайте и мы поиграем вместе с ними. Игра с мячом.

Образование сравнительной степени прилагательных:

Измени слова (слова из упражнения 11.) по образцу:

У меня малина сладкая, а у меня еще …слаще.

У меня огурцы крепкие, а у меня еще …. крепче.

У меня рыба крупная, а у меня еще… крупнее.

У меня вишни сочные, а у меня…. сочнее.

У меня дыня большая , а у меня …. больше.

У меня сыр свежий, а у меняя … свежее.

– Припоминание картинок на звуки [И], [Ы].

– Какое задание было самым интересным для тебя?

Звуки А-О-У-И-Ы – конспект НОД

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно – образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» – составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья – прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

– Назовите, все звуки , которые вы сейчас произносили?

– Логопед: Как называются эти звуки?

– Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? (“Вспоминай-ка”) Мы определяли место звука в слове.

– Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

– Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» – по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

– А теперь выберите сигнал – символ звука, подходящий к вашей картинке – соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

– Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой.

– Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

– К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

– Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

– Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

– Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

– Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

– Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

– Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А – начало букваря. “).

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

– У нас есть кубик – помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

– Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

– Кто будет кидать первым?

– Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

– Раз, два, три – дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

– Повторяют на что похожа буква. Стихотворение – шутка.

– Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль – и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

– Выполняют упражнение – «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а ___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками – прищепками.

Дерево – дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения – оранжевого.

Если было очень трудно – красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки – закрепляют материал на индивидуальном занятии).

– Какое дерево получилось?

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

– О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит багрец – багровый, красивый, темно-красный, золото – желто – оранжевое.

– Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Читайте также:  Методическое пособие для воспитателей по развитию речи
Ссылка на основную публикацию