Звук Ж – конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Логопедическое занятие в подготовительной группе “Весна. Насекомые. Звук и буква “Ж””

Разделы: Логопедия

Образовательные:

  • закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
  • расширять запас слов лексического словаря;
  • формировать навыки словоизменения.
  • Коррекционно-оздоровительные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
  • развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
  • автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
  • воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
  • воспитывать усидчивость;
  • воспитывать чувство любви к природе.
  • Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.

    I. Организационный момент.

    Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:

    1. Жук отважный однажды,
    2. Жужжа, ожидал ужин важный.
    3. Должен он был за ужином
    4. Обслуживать жужелиц дюжину.

    II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

    1. Общее расслабление “Кулачки”

    Руки на коленях,
    Кулачки сжаты,
    Крепко с напряжением,
    Пальчики прижаты,
    Пальчики сильней сжимаем –
    Отпускаем, разжимаем.
    Знайте девочки и мальчики
    Мы с вами отдыхаем.

    2. Развитие общей моторики “Жук”.

    Жук ползает по ветке дети ползут по положенной на пол узкой доске
    Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на спину,
    болтает лапками болтают руками и ногами
    Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая “крыльями” – руками
    встает и летит.

    3. Развитие мелкой моторики “Жук”.

    Я веселый майский жук, сжать кулачок,
    Знаю все сады вокруг.
    Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец
    А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими
    Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”
    Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив,опустить вниз “лапки”.

    Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).

    Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).

    А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).

    5. Развитие мимических мышц.

    Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.

    6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.

    Логопед (раздает детям зеркала): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.

    “Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    “Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

    “Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

    “Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

    “Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.

    “Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

    После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

    7. Работа по развитию дыхания и голоса.

    В магазин жуки ходили,
    Шарик там себе купили.
    Буду шарик надувать,
    Буду с шариком играть.
    Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот
    Раздувайся большой.
    Оставайся такой и не лопайся. задерживают дыхание
    Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох

    Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).

    III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

    1. Объявление темы занятия.

    Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.

    2. Артикуляция звука “Ж”:

    • Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
    • Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
    • Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
    • Горлышко поет.

    Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.

    3. Характеристика звука.

    Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.

    4. Развитие фонематического слуха.

    Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:

    занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

    оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,

    5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.

    Работа с карточками.

    Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]

    Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.

    IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]

    Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.

    Высоко летает жук,
    Низко опускается.
    Опять быстро он летит,
    И жужжит, жужжит, жужжит.
    Замедляет свой полет
    И садится на цветок.

    Дети выполняют движение в соответствие с текстом.

    V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет] Рисунок 2.

    Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.

    Варианты выполнения.

  • Правой рукой.
  • Левой рукой.
  • Двумя руками одновременно (два жука).
  • Попеременно.
  • VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

    Игра с мячом “Один-много”.

    Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.

    Бабочка порхает, а бабочки ………….

    пчела мед собирает, а пчелы мед …….

    оса жалит, а осы ………

    жук жужжит, а жуки ……………

    комар звенит, а комары ……………

    стрекоза стрекочет, а стрекозы ………

    муха в дом залетает, а мухи ………….

    кузнечик прыгает, а кузнечики ………

    паук паутину ткет, а пауки ……………

    Игра с мячом “Скажи ласково”

    VII. Знакомство с буквой “Ж”.

    1. Показ буквы “Ж”.

    2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.

    3. Дети собирают букву на математическом планшете.

    4. Прорисовывание буквы на песке.

    5. Прописывание печатной буквы в тетради.

    6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]

    7. Проговаривание слов с движениями “Жук”

    Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
    У – вытягивают руки вперед ладонями от себя.
    К – резким движением прижимают кулачки к груди.

    8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.

    VIII. Развитие связной речи.

    1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.

    2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.

    3. Логопедический пальчиковый театр.

    Куклы: уж, жаба, жук и шмель.

    IX. Итог занятия, оценка работы детей.

    Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.

    Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.

    1. Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Если в воздухе кружусь,
    То уж вдоволь нажужжусь.

    2. Этот зверь какой-то странный:
    Шея, как стрела у крана.
    Чтобы ртом достать до трав,
    Вдвое сложится …

    3. В золотой дубочек
    Спрятался дубочек.

    4. Гнездо свое он в поле вьет
    Среди густых растений.
    Его и песни и полет
    Вошли в стихотворения.

    Список использованной литературы

      В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников – М., “ВАКО”. 2005 г.
    1. М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” – М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
    2. Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
    3. Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
    4. М.В.Скворцова “Логопедические игры” – С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
    5. Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” – М., “Владос”. 2005 г.
    6. Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” – С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
    7. Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
    8. Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.

    «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

    Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детей.

    Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

    Цель: автоматизация звука [Ж] в слогах, словах и предложениях
    Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:
    автоматизировать звука [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях;
    – упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
    – учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
    – формировать лексико-грамматический строй
    2. Коррекционно-развивающие:
    – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
    _ развитие зрительно- пространственного представления;
    – развитие логического мышления, внимания;
    _ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
    – развитие тонких движений пальцев рук;
    3. Коррекционно-воспитательные:
    – формирование положительной установки на участие в занятии;
    – умение слушать сверстников и логопеда;
    – воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
    Оборудование: профиль артикуляции звука [Ж],игрушка – жук, игра «Рыболов», буквы различной величины (дружба), «запутанные буквы»,кассы букв, тетради

    Ход занятия
    1. Организационный момент
    Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно стишок и определите, какой звук чаще всего встречается?
    Жу – жу, жу – жу, жу – жу
    Я на ветке сижу.
    Всё тужу и жужжу.
    Вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком [Ж] и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
    Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [Ж].
    1) Артикуляция звука [Ж]
    Давайте произнесем звук [Ж].
    – Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук [Ж] ?
    Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам. (« Вкусное варенье», «Чашечка»)
    2)Характеристика звука [Ж]
    Упражнение в произношении:
    А) звука [Ж] -жук жужжит: громко, тихо, протяжно, отрывисто
    Б) слоги -ЖА, ЖО, ЖУ; ЖА- Ж ЖО; ЖУ, ЖИ, ЖА (Слоги с разными ударениями)
    В) слова (Игра «Кто больше?»)
    1. Назвать животных, в названии которых есть звук [Ж];
    2. Придумать слова со звуком [Ж];
    3. Доскажи словечко
    Лежебока рыжий кот
    Отлежал себе …. (живит)
    Вяжем мама длинный шарф,
    Потому что сын ……. (жираф(
    И бежит Айболит к бегемотикам,
    И хлопает их по ….. ( животикам)
    ИЛИ
    Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
    Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
    Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
    Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

    Г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
    – К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
    Я буду говорить:
    У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана комарище.
    Ёж ёжик ежище
    Медведь медвежонок медвежище
    Жук жучёк жучище
    Флаг флажок флажище
    Снег снежок снежище
    Сапог сапожок сапожище
    Д) Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
    – А сейчас мы с вами порыбачим:
    Много разной рыбы плавает в пруду.
    Рыжик кот поймает на свою уду
    Маленькую рыбку,
    А на ней картинку.
    Вы картинку назовите.
    В слове быстро Ж найдите.
    В разные ведерки рыбки положите.
    Дети должны определить где находится звук [Ж] в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
    Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
    Физминутка
    6. Логопедическая зарядка
    Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
    Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
    Ежик лапки напрягает.
    Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
    Держит 1,2,3,4,5,
    Можно штангу опускать. (опускаем руки)
    Ежик низко приседает, (приседаем)
    И по камушкам шагает, (шагаем)
    Возвращается обратно.
    Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
    Буква Ж
    А) на что похожа буква
    Эта буква широка и похожа на жука.
    Да при этом, точно жук, издаёт «жужжащий звук» Ж_Ж_Ж_Ж
    Б) найди букву Ж
    В)Назови слово (прочитай) сложи слово из букв разной величины, начиная с большой.
    Д А Ж Р У Б
    Г) построй из данных слов пирамиду: напечатай слова в клетках,
    стр 1 тетрадь N3
    Д) работа с кассой выложить слово жуки, развить на слоги, дать характеристику звука [Ж].
    Е) сделать схему предложения – Жук сидит на листике
    Ж) чтение
    У дома осина. Тут жуки. У осины стоит Жанна. Жуки важно жужжат:
    Ж -Ж –Ж-Ж .Видит Жанна: у жука усы и 6 лап.
    Итог занятия
    Жук не зря у нас гостил,
    Звук и букву ж он изучил.
    И на знания в ответ
    Нам оставил свой портрет.

    Читайте также:  Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе “Звук и буква Ж”
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Логопедическое занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_zh.docx23.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

    – автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;

    – развивать фонематическое восприятие;

    – познакомить детей с буквой Ж;

    – продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

    -упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

    – воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

    – картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;

    – фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

    – колокольчик – символ звонкого согласного звука;

    – иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

    – картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;

    – слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт.;

    – записка от зверей с загадками;

    – маленькая картинка или игрушка жук;

    – конверты по группе со счётными палочками.

    Дети стоят вокруг педагога.

    – Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

    Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: « Конечно, мы постараемся помочь».

    – Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

    На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

    – А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

    Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,

    Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,

    Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,

    Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).

    Угадайте, это кто же?

    Ну, конечно, это – … (ёжик).

    Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,

    Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,

    Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,

    Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).

    По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

    -Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

    Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

    -Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

    1. Акустико-артикуляционный образ звука.

    На доске картинка жука.

    – Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

    Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

    -Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

    Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

    – А теперь давайте расскажем об этом звуке.

    Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

    -Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий ( колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

    -Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

    Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.

    Игра «Живые звуки».

    Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

    -Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

    Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

    -А Серёжа будет новым звуком. Каким?

    Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

    -Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

    Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

    Повторение потешек со солгами.

    Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).

    Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

    Же-же-же – расскажу я о … (еже).

    Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

    1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

    Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

    Эта буква широка,

    И похожа на жука.

    И при этом точно жук,

    Издаёт жужжащий звук:

    Игра «Найди конверт».

    Каждый конверт лежит в условленном месте.

    -Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.

    Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.

    Дети садятся, открываю конверты.

    -Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.

    Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.

    Вот уже подряд два дня Стоя, разминаем кисти рук.

    Я сижу рисую. Встряхиваем руками.

    Красок много у меня – Хлопки в ладоши.

    Я раскрашу целый свет Руки в стороны.

    В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.

    Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.

    Оранжевое море, Присели, руки вниз.

    Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.

    Оранжевый верблюд. Руки на пояс.

    Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.

    Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.

    Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.

    Оранжево поют. Хлопки в ладоши.

    Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.

    Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.

    Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.

    Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.

    Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.

    Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.

    Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.

    Жёлтый – цвет радости,

    1. Закрепление звука в словах.

    -Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

    Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

    Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.

    -Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

    А где мы слышим звук Ж?

    Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

    Т.о. разбираются все слова.

    1. Закрепление звука в предложениях.

    Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

    От, ежонок, мамы, убежал.

    Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

    -В каких словах здесь слышится звук Ж?

    Страха, мышка, от, задрожала.

    Замок, заржавел, железный.

    -Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

    Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

    2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

    Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

    Спасибо нашим пальчикам,

    Красиво, чётко, правильно

    Я говорить ХОЧУ!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з.

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха.

    Цель занятия: дать детям понятие о звуке и букве “Я”; формировать навыки словоизменения глаголоа; развивать фонематический слух, уточнять и расширять словарь детей, учить дифференцировать носовой и ро.

    Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор.

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему ” Буквы и звуки С и Сь” в рамках “Дней открытых дверей”.На занятии знакомим детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих.

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

    Ирина Мазалова
    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №9 комбинированного вида»

    Конспект занятия

    обучению грамоте

    в подготовительной к школе группе

    «Звук ж. Буква Ж»

    Учитель-логопед: Мазалова И. В.

    Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

    1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

    2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

    3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

    5)упражнять детей в делении слов на слоги;

    6) учить детей преобразовывать слова;

    7) совершенствовать звуковой анализ;

    8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

    Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

    предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».

    Дети встали в круг.

    Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

    Логопед: Тихо проходите и садитесь на свои места.

    Логопед: Произнесем все вместе:

    «Будем мы сейчас опять

    Смотреть, слушать, размышлять

    И друг другу не мешать.

    Внятно, четко говорить

    Не вертеться, не шалить.

    I. Организационный момент:

    Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

    Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

    А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

    Ваша новая буква»

    Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

    Показываю детям картинку с изображением банана.

    Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

    Дети: На этой картинке изображен банан.

    Логопед: Какой первый звук в слове банан?

    Дети: В слове банан первый звук б.

    Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

    Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

    Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

    Дети: Буквы.

    Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Не жужжу, когда тружусь,

    А жужжу, когда кружусь.

    Логопед: С какого звука начинается слово жук?

    Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

    Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

    Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

    Руки растираем и разогреваем,

    И лицо теплом своим мы обогреваем.

    Грабельки сгребают все плохие мысли,

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

    Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

    А теперь погладим пальцами мы щечки.

    Щечки разминаем, чтобы надувались.

    Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

    Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

    Сядем на качели, чтобы покачаться.

    Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

    Логопед: Звук [ж] можно пропеть?

    Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

    Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

    Дети: Горлышко работает.

    Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

    Дети: Звук [ж] звонкий.

    Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

    Вика, дай полную характеристику звука [ж].

    Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

    Логопед: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

    2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

    Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

    ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

    Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

    3. Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

    Будь внимательным, смотри:

    Слова со звуком [ж] назови

    И место звука в слове укажи.

    Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

    (аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).

    Логопед:тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

    Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

    3. Логопед: Ребята, что такое слог?

    Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Логопед:

    Буду я сейчас водить,

    Буду слоги говорить.

    Слоги нужно так поставить,

    Чтобы слово получить.

    Логопед: ЖИ, ЛЫ

    (ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

    Логопед: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).

    Логопед: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

    В домик к нам жук влетел,

    Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

    Вот он вправо полетел –

    Каждый вправо посмотрел.

    Вот он влево полетел –

    Каждый влево посмотрел.

    Жук на нос нам хочет сесть,

    Не дадим ему присесть.

    Жук нас приземлился,

    Жук, вот правая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Жук, вот левая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Жук наверх полетел

    И на потолок присел.

    На носочки мы привстали,

    Но жука мы не достали.

    Чтобы улететь он смог.

    Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково:

    (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

    Логопед: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

    (лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

    Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

    Эта буква широка

    И похожа на жука.

    Да при этом, точно жук,

    Издает жужжащий звук.

    Логопед: Ребята, что это: буква или звук?

    Дети: Это буква.

    Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?

    Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

    Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

    Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

    Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

    (выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)

    Слушает ЖУК внимательно,

    Как вы слоги читаете старательно.

    Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

    Логопед: Хорошо, молодцы.

    А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

    Логопед: Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.

    (дети выполняют задание)

    Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

    Ребенок выкладывает схему слова на доске.

    Логопед: Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

    Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.

    Аналогичная работа со звуками: [у], [к].

    Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

    На звук [ж] сильней нажмите:

    Жутко жуку жить на суку.

    Логопед: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.

    (дети выполняют задание в тетрадях)

    Логопед: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

    Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

    Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

    Логопед: Правильно, ребята, молодцы!

    Жук не зря у нас гостил,

    Букву Ж он изучил.

    И за знания в ответ

    Нам оставил свой портрет.

    За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

    С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

    Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

    Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» – М.: Баласс, 2002. – 128 с.

    Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

    Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

    О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с.

    Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед

    МДОУ «Детский сад №9 КВ»

    Тульская область, г. Богородицк, Россия

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

    Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]» Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе по лексической теме: «Дикие животные» «Путешествие в лесную школу» (дифференциация.

    Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К’, буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

    Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Тема: Звук и буква «Б» Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 – 7 лет Форма ОД: занятие по обучению грамоте Форма организации:.

    Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы

    Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

    Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

    1. Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
    2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
    3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

    Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.

    Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула

    1. Организационный момент. 1 мин.
    2. Артикуляционная гимнастика 1 мин.
    3. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание 1 мин.
    4. Приход гостей 1 мин.
    5. Сообщение темы занятия 1 мин.
    6. Изолированное произнесение звука 1 мин.
    7. Характеристика звука. Соотнесение его с буквой 2 мин.
    8. Упражнение на развитие фонематического слуха 2 мин.
    9. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
    10. Чтение слогов. Звуковой анализ 2 мин.
    11. Проговаривание слов. Звуковой анализ слов 3 мин.
    12. Физкультминутка 2 мин.
    13. Проговаривание чистоговорок 3 мин.
    14. Подведение итогов занятия 1 мин.

    Ход занятия

    1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.

    2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.

    Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.

    Чищу зубы, чищу зубы,

    И снаружи.… И внутри.

    Не болели, не темнели,

    И блестели чтоб они.

    Потом язычок пошел попить чай с вареньем.

    Ох, и вкусное варенье!

    Жаль осталось на губе,

    Язычок я подниму

    И остатки оближу.

    Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.

    Вкусно мы уже поели,

    Выпить чаю захотели.

    Язычок мы к носу тянем,

    Чашку с чаем представляем.

    Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.

    Язык лопаткой положи.

    И спокойно подержи.

    Язык надо расслаблять

    И под счет его держать:

    Язык можно убирать.

    А потом решил пойти покачаться на качелях.

    На качелях я качаюсь:

    Я до крыши поднимаюсь,

    А потом спускаюсь вниз.

    Покачался на качелях.

    Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.

    Красить потолок пора

    Челюсть ниже опускаем,

    Язык к небу поднимаем.

    Наш маляр работать рад!

    Дети выполняют артикуляционные упражнения.

    3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.

    Дети выполняют упражнение на дыхание.

    4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?

    5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?

    Логопед: Верно! А в слове жадина?

    Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].

    6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].

    Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].

    7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?

    Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…

    Логопед: А звук [ж]?

    Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.

    Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.

    8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].

    Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.

    Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.

    Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.

    9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.

    Можешь пальцы сосчитать- (показать обе руки)

    Один, два, три, четыре, пять. (на счет по очереди следует загибать

    Один, два, три, четыре, пять- пальцы на одной, затем на другой руке)

    Десять пальцев, пара рук- (показать все десять пальцев)

    Вот твое богатство, друг. (покрутить кистями, показывая «фонарики»)

    Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.

    10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.

    Дети выполняют задание.

    Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!

    11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.

    Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).

    Дети выполняют задание.

    Логопед: Молодцы! И в этом помогли.

    12. Логопед: А теперь давайте немного отдохнем.

    Мы топаем ногами.

    Топ, топ, топ (ходьба на месте)

    Мы хлопаем руками..

    Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)

    Качаем головой. (наклоны головы вправо, влево)

    Мы руки поднимаем. (руки вверх)

    Мы руки опускаем. (руки вниз)

    Мы руки разведем. (руки в стороны)

    И побежим кругом. (бег)

    Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.

    13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?

    Шу-шу-шу-я письмо пишу.

    Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.

    Ша-ша-ша-мама моет малыша.

    Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

    Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.

    Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

    14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?

    Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.

    Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?

    Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.

    Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»

    Дети: До свидания! (логопед убирает картинки мальчика и девочки).

    Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?

    Дети: со звуками [ш] и [ж].

    Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?

    Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?

    Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.

    Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.

    Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж».

    Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.

    Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж».

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Познакомить детей со звуком Ж, его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки. «Познавательное развитие»,

    2. Познакомить с буквой Ж. «Познавательное развитие»,

    3. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте. «Речевое развитие»

    4. Обогащать и активизировать словарь детей. «Речевое развитие»

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу. «Социально – коммуникативное развитие»

    2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. «Социально – коммуникативное развитие»

    Методы и приемы:

    *Практические: Дидактические игры «Повтори, не ошибись», «Подружи буквы», «Помоги жуку.», «Большой – маленький», «Раздели на слоги»,

    *Наглядные: Рассматривание буквы, картинок.

    *Словесные: беседа, рассуждения, стихотворения о букве и жуке.

    Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы.

    Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.

    В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

    Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

    На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

    – Какой звук повторялся?

    Правильно, Ж.

    Введение в тему занятия

    И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

    путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

    буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

    конечно, игры.

    Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

    произносится звук Ж.

    2. Характеристика звука Ж

    Давайте произнесем звук Ж.

    – Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

    Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

    Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

    Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

    песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат. МЫ

    почувствуем дрожание голосовых связок.

    Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

    Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

    3. Игра «Страна жужжандия».

    В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

    стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

    Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

    Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

    Аналогично с другими гласными звуками.

    А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

    Звуковой анализ слова ЖУК.

    Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    У-ГЛАСНЫЙ

    К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

    Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    – Нет, мы видим и пишем буквы.

    – Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

    Артикуляционная гимнастика.

    Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

    Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

    4. Упражнение на развитие внимания.

    Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

    Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

    по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

    в начале, в середине или в конце слова?

    Физминутка.

    Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

    жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

    флаг – флажок шаг — шажок

    снег – снежок пирог — пирожок

    берег – бережок круг — кружок

    друг – дружок утюг — утюжок

    сапог – сапожок творог — творожок

    5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

    Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

    6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

    оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

    Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

    (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

    самостоятельно на своих местах).

    Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

    Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

    – шапка, жираф, кошка;

    – сапоги, плащ, подснежник;

    – журавль, мышонок, букашка;

    – ручьи, грачи, медвежата.

    Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

    10. Итог занятия.

    Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

    – Чем мы сегодня занимались?

    – Что вам больше всего понравилось?

    – А в чем были трудности?

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж». »

    Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.

    Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж».

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    1. Познакомить детей со звуком Ж, его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки. «Познавательное развитие»,

    2. Познакомить с буквой Ж. «Познавательное развитие»,

    3. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте. «Речевое развитие»

    4. Обогащать и активизировать словарь детей. «Речевое развитие»

    1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу. «Социально – коммуникативное развитие»

    2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. «Социально – коммуникативное развитие»

    Методы и приемы:

    *Практические: Дидактические игры «Повтори, не ошибись», «Подружи буквы», «Помоги жуку.», «Большой – маленький», «Раздели на слоги»,

    *Наглядные: Рассматривание буквы, картинок.

    *Словесные: беседа, рассуждения, стихотворения о букве и жуке.

    Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы.

    Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.

    В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

    Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

    На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

    – Какой звук повторялся?

    Введение в тему занятия

    И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

    путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

    буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

    Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

    произносится звук Ж.

    2. Характеристика звука Ж

    Давайте произнесем звук Ж.

    – Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

    Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

    Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

    Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

    песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат. МЫ

    почувствуем дрожание голосовых связок.

    Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

    Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

    3. Игра «Страна жужжандия».

    В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

    стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

    Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

    Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

    Аналогично с другими гласными звуками.

    А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

    Звуковой анализ слова ЖУК.

    Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    – Нет, мы видим и пишем буквы.

    – Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

    Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

    Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

    4. Упражнение на развитие внимания.

    Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

    Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

    по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

    в начале, в середине или в конце слова?

    Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

    жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

    флаг – флажок шаг — шажок

    снег – снежок пирог — пирожок

    берег – бережок круг — кружок

    друг – дружок утюг — утюжок

    сапог – сапожок творог — творожок

    5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

    Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

    6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

    оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

    Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

    (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

    самостоятельно на своих местах).

    Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

    Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

    – шапка, жираф, кошка;

    – сапоги, плащ, подснежник;

    – журавль, мышонок, букашка;

    – ручьи, грачи, медвежата.

    Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

    10. Итог занятия.

    Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

    Читайте также:  Использование ИКТ в практике логопеда
    Ссылка на основную публикацию