Звук (З) – постановка и автоматизация

Постановка и автоматизация звука З

При произнесении звука З губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. При артикуляции З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Примерный комплекс упражнений:

1. «Месим тесто».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в

11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

Приемы постановки звука З.

· Повторите задания, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: “З-з-з-з”. Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку к горлу.

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

призубный парасигматизм: замена звуков [с] – [с’] соответственно на [т] – [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] – [з’] на [д] – [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

шипящий парасигматизм: звуки [с] – [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] – [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] – [з] произносятся соответственно, как парные [с’] – [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине – ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’]

Если при произношении [С] – [С’] и [З] – [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

Нам жалко так его!

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’]

а) в изолированном произнесении:

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» – шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» – дробятся о скалу,

«С_________» – стекают по стеклу.

«С________» – и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, – на столе у нас – оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, – не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, – гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З’]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’]

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей

Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

Читайте также:  Многофункциональные пособия в работе логопеда

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

улыбаются, как лягушата,

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Читаем и повторяем

Учимся различать звуки в чистоговорках

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Автоматизация звука [з]. Артикуляционные упражнения

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [з]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [з].

Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет до 10.

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка за нижние зубы, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед- назад (киска выгибает спинку). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов и не отрывался от них.

4. «Загони мяч в ворота».

вытянуть губы “трубочкой” и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

Правильная артикуляция звука [з].

Губы в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам.

• Произносить отрывисто и энергично звук [з] [з] [з]…

• Произносить долго, протяжно [ззз]…

Характеристика звука [з]: согл., звонкий, твердый.

Игра «Поймай звук».

Взрослый произносит звуки. Ребенок хлопает, если слышит звук [з].

З, ж, з, з, р, ж, с, з, о, з, ж, с, ж, р, ш, ж, с, л, з, р, ж,з…

Игра «Начни словечко».

Ребенок произносит только первый звук [з]. Взрослый договаривает слово.

З. абор, з. амок, з. авод, з. мейка, з. аяц, з. убы, з. онт, з. везда. …

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з]).

А) за- за- за, зо- зо- зо, зу- зу- зу, зы- зы- зы.

Б) за- зо, зу- за, зо- зы, зо- зу, за- зы, зу- за, зо- зы, зы- за, зу- зо, зы- зо, за- зу, зо- за.

В) за- за- зо. за- зо- за.

зо- зу- зо. зо- зо- зу.

зу- за- за. зу- за- зу.

зо- за- за. за- за- зо.

зу- зо- зу. за- зо- зо.

Г) за- зо- зу. зу- за- зы.

зо- зу- за. зу- зо- за.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Вот стоит коза- за- за- за.

Я зову козу- зу- зу- зу.

Привязана коза- за- за- за.

Слезы у козы- зы- зы- зы.

Отвязали мы козу- зу- зу- зу.

Скачет весело коза- за- за- за.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з]).

А) аз- аз- аз. Ыз- ыз- ыз.

Из- из- из. Яз- яз- яз.

Оз- оз- оз. Из- из- из.

В) аз- аз- оз. Ыз- ыз- оз.

Оз- аз- оз. Яз- уз- уз.

Из- уз- из. Из- из- аз.

Г) аз- из- оз. Уз- аз- оз.

Оз- из- аз. Аз- уз- оз.

Из- аз- оз. Оз- уз- аз.

Оз- аз- из. Аз- оз- из.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з]).

Замок, ваза, коза, фазан, зонт, зубы, запад, запах, завод, заяц, забава, золото, загадка, мимоза, музыка, медуза, незабудки, газон, язык, зал, завод, розы, арбузы, гроза, забор, глаза, блуза, газон, незабудки, мозайка, базар, загадка, запеканка, закон.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з]).

Знак, звон, звук, здание, звонок, изба, узнать, гнездо, сквозняк, мороз, азбука, вокзал, узор, взгляд, воздух, знакомый, злой, поезда, звонкий, зверь, звонить, мозги, белизна, узлы.

Посчитать от 1 до 10 и обратно со словами зонт, глаза.

Заголовок в газете.

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например: мой воздух, моя коза…

брызги, грызун, азбука, мороз, газон, гнездо.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

За- за- за- здесь привязана коза.

Зы- зы- зы- мало травки у козы.

Зу- зу- зу- отвязали мы козу.

За- за- за- залезла в сад коза.

Игра «Исправь ошибки».

Замок забыл закрыть Зою.

Арбузы купили Зою.

Козы грызут кору березы.

В зале затихла музыка.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Захар забыл зонт у Лизы.

Дед Мороз загадал загадку.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Поезда идут без опоздания.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

Коза привязана к забору.

К завтраку были зразы.

1.-Заяц, заяц, чем ты занят?

– А чему ты, заяц, рад?

– Рад, что зубы не болят.

2. Зажглась зеленая звезда.

Запустят звездолет туда.

1. У Зои- мазайка,

У Лизы- Незнайка.

2. У зайки Бубы заболели зубы.

3. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

– Послушай рассказ, перескажи, как запомнил.

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через газон.

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. “Мячик”. Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]» Цели: 1. Автоматизация звука Ш. 2. Отработать навыки произнесения звука Ш в словах и предложениях. 3. Вызвать правильную артикуляцию звука.

Дидактическое пособие «Лэпбук» (автоматизация звука [c]) Лэпбук (lapbook)-это тематическая или интерактивная папка – самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями,.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы. ла—ло —лу—лы лы — лу.

Логопедический досуг. Автоматизация звука [Р] Цель: автоматизировать звук в словах, предложениях. Ход занятия. Группа делится на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает.

НОД. Автоматизация звука с в слогах, словах. Автоматизация звука С в слогах, словах. Коррекционно-развивающие задачи : автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение.

НОД по теме «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Образовательные задачи: • Активизация и расширение словаря; • Научить правильно называть.

Как научить ребенка выговаривать букву «З»

К 4 годам в детской речи закрепляются свистящие звуки («С», «З», «Ц»), но в связи со сложностью их артикуляции возникают дефекты произношения. Для постановки звука «З» стоит обратиться к логопеду сразу после возникновения нарушений, т.к. неправильная артикуляция быстро превращается в привычку.

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:

  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.
Читайте также:  Открытое занятие по развитию речи

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
    • от середины лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы к ушам;
    • по спинке носа вверх и обратно.
  2. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  3. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  5. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

  1. По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
  4. Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
  5. Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

  1. «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
  2. «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
  5. «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
  6. «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках:
    а-за-за, за-за-за.
    За Зиной гонится коза.
    Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
    Поместим в загон козу.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокольчик у козы.
    Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
    Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Постановка и автоматизация звука [И].

Постановка и автоматизация звука [И].

Гласный , переднего ряда , верхнего подъёма .

АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ

Губы сильно напряжены , прижаты к резцам , растянуты в улыбку.

2)Расстояние между резцами.

Очень маленькое (1-2мм).

Кончик языка упирается в нижние резцы . Боковые края прилегают к верхним коренным зубам,

спинка поднята к передней части нёба , по середине желобок.

4)Положение мягкого нёба.

Мягкое нёбо поднято и закрывает в носовую полость-звук голосовой.

Можно видеть положение губ , края резцов, если приоткрыть рот, то и положение передней части языка.

Можно осязать вибрацию гортани и груди , сильное напряжение мышц дна ротовой полости и вибрацию в области темени.

ВЫЗЫВАНИЕ

Наиболее лёгкая позиция для произнесения – звук в ударной позиции.

1.Педагог произносит : ПИПИПИ…В этом случае часто получается естественный чистый И.Звук И в слогах ПИПИПИ произносится на ухо ребенку. Дать возможность прослушать звучание этого гласного в слове , слоге и отдельно . Обратить внимание на положение губ; приоткрыв рот , показать положение языка. Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя(снизу),дети ощущают напряжение мышц . Показать характерную вибрацию темени.

2.Посадить ребенка рядом с собой перед зеркалом , учитель произносит протяжное ХЬ_, приоткрыв при этом рот на столько , чтобы было видно положение языка. Одновременно о подносит к своему рту полоску бумаги , которая под действием выдыхаемой струи выгибается . Ребенок подражает учителю , контролируя себя с помощью зеркала и полоски бумаги , поднесенной ко рту . Если вместо ХЬ у него получилось СЬ , то следует шпателем или пальцем нажать на переднюю часть языка. Добившись звука ХЬ (напоминающего шепотное И), можно переходить к следующему этапу – данному звуку предпосылается ХЬ-ПХЬ (напоминающее шёпотное ПИ). Вызвав у ребёнка требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая ХЬ_, присоединяет голос , в результате чего получается j. Ребёнок улавливает переход ХЬ-J с помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Ребенок произносит за учителем Пj, которое при многократном повторении переходит в ПИ. Из этого слога уже не трудно выделить отдельный гласный И непосредственно путём озвончения ХЬ.

3.Ученик произносит звук С_, затем, продолжая тянуть его, включает голос- СЗ. Ребёнок ощущает вибрацию держа руку на своём подборке. Затем звуку З предпосылается взрывной согласный П-ПЗ_. После того, как ребенок хорошо воспроизведёт это сочетание, учитель слегка прижимает переднюю, часть спинки языка так, чтобы вместо характерной для З щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом – вместо ПЗ_ получаем Пj(шпатель не мешает образованию смычки губ при П). После ряда упражнений с механической помощью таким способом удаётся (иногда только через несколько дней)получить то же сочетание без помощи шпателя . В результате последующих упражнений И.Этому способствует произнесение :ПИПИПИ(быстро), затем удлиняем, гласный И-ПИПИ_. Затем звук И произносится изолированно.

4.Если ребёнок не может образовать звук З от С путём прибавления голоса (ребёнок может при этом отодвигать кончик языка вглубь рта), если ему предлагают произнести межзубное С, а затем озвончить его . Дальнейшая работа аналогична пункту №3 (только сначала в слоге ПЗ звук З звучит межзубно , потом педагог шпателем отодвигает кончик языка за нижние резцы).

5.При постановке звука И педагог должен следить за те , чтобы язык был широким , выгнутым , а расстояние между зубами очень небольшим. Педагог произносит на ухо ребенку И в слогах ПИ, МИ, КИ, ТИ И ДР.

ДЕФЕКТЫ

  • «ОТКРЫТАЯ ГНУСАВАТЬ» Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.

Способы устранения гнусавости при произнесении звука И те же, что и при подобном дефекте У.

1.Разъяснение сущности дефекта.

2.Упражнения на твёрдой атаке под дирижирование.

3.Постепенный переход к протяжному произношению.

  • Замена И на Э. Рот открыт слишком широко , недостаточно выгнута спинка языка, нет напряжения всей массы языка , губы пассивны.

Если недостаточен подъём языка , лучше всего исходить из ХЬ.

Если причина в большом расстоянии между зубами , то следует показать разницу между правильной и неправильной артикуляцией или механически сблизить челюсти, слегка нажав рукой на подборку снизу .

Перед зеркалом установить и закрепить нормальное расстояние между верхним и нижними резцами и растянутые в улыбку губы ; сопоставить широкий овал рта при А с узкой щелью при И . Для установления правильного положения языка рекомендуется следующие упражнения:

Перед зеркалом при открытом рте показать утрированно выгнутый язык и делать упражнения в выгибании и отпускании спинки языка при произнесении звуков И и А , приложив одновременно руку ребёнка ко дну ротовой полости , чтобы дать ему возможность ощущать напряжение дна ротовой полости при переходе от А к И.

Нажимом руки снизу , между подбородком и гортанью, слегка поднять корень и среднюю часть языка , т.е. механически сузить ротовой канал , что необходимо для получения звука И. Одновременно можно приложить руку ребёнка к своему темени , дать почувствовать вибрацию при звуке И и отсутствие вибрации при звуке А.(но это может привести к другому дефекту – к фальцетному произношению гласного И.).

  • Замена И на А . Пассивен язык.

1.Разъяснить сущность дефекта

2.Показать правильную артикуляцию , профиля рук.

  • Замена И на Ы.

Получается гласный звук верхнего подъёма, но не переднего ряда , а среднего.

Перед зеркалом показать , что кончик языка должен упираться в нижние резцы . Сопоставить это положение с положением языка при Ы:И-Ы…, Изобразить правильное и неправильное положение языка кистями рук.

  • Замена И на Й. Чрезмерный подъем языка- между спинкой языка и твердым нёбом образуется узкая щель- вместо гласного И слышится проторный (щелевой) согласный Й (j). 1.Предложить ребёнку в быстром темпе произнести ряд слогов :ПИПИПИ…Если при этом гласный очистится от шума ,то выделить И из последнего слова протяжным произнесением.

2.Произнести несколько раз протяжно и связно ИЙИЙИЙ…,при этом придержать одну руку ребёнка ко дну ротовой полости педагога, другую руку держать перед ртом педагога . Обратить внимание ребёнка на то , что в момент перехода от И к Й ощущается усиление выдыхаемой струи воздуха.

3.По средством зонда нажать на спинку языка , чтобы расширить щель между языком и нёбом.

  • Замена И на З .Передняя часть спинки языка сближена с резцами , образует с ними узкую щель .

Расширить щель между зубами . Если не поможет , придержать переднюю часть языка шпателем.

  • Замена И на Л . Язык не имеет посередине желобка и прикасается спинкой к альвеолам, оставляя щели по бокам (или с одного боку ); кончик языка за нижними резцами .

Звук ставится заново от С(З).

  • Фальцет . Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос. Причина : это часто происходит от того , что педагог при вызывании звука И недостаточно осторожно использовал ощущения вибрации темени.

Ссылка на основную публикацию