Звук Т – конспект занятия

Конспекты НОД. Звуки Т, Ть.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_t_t.docx27.4 КБ
zvuki_t_t_2.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель – логопед МБДОУ “Д/с № 28”: Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»

Лексическая тема «Мебель»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • закрепить умение составлять слоговую схему слов и схему предложения
  • познакомить с буквой Т
  • развивать умение детей делить слова на слоги
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: картинки по теме, тетради, карандаши, зеркала, кассы

1. Организационный момент

– Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём живет.

а моется всех чище (кот).

– А маленький? (котик, котёнок)

– Правильно. В этом доме живут котята Том и Тим. Сегодня они встретили Злого Волшебника и он заколдовал всю их мебель! Мебель можно спасти, выполнив задания. Но Тим и Том не справятся одни. Они просят вас помочь им выполнить задания и расколдовать мебель. Поможем котятам?

Дети заходят в кабинет, здороваются. Затем садятся на свои места.

2. Артикуляционная и дыхательная

– Молодцы, отправляемся в путь. Нам нужно перейти по мостику, чтобы попасть в домик, где жили котята. Повторяйте за мной!

Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Дети за столом перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Повторение изученного материала:

– С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их: А, О, У, И.

– Они какие? (Гласные)

– Почему мы их так называем? (потому что их можно пропеть, они не встречают преграды)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? ( красным цветом)

– А еще с какими звуками мы познакомились? (со звуками м, мь, п, пь)

– Какие это звуки? (согласные)

– А как вы узнали, что они согласные? (мы не можем их пропеть, воздух встречает преграду)

– Молодцы. Я думаю мы готовы к испытаниям Злого Волшебника! Ребята, Птенчику не терпится спасти своих друзей. Вспомните, как зовут котят? (котят зовут Тим и Том)

– Скажите, какой первый звук в именах Тим и Том? (Звуки Ть и Т)

Работа всей подгруппой.

Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

Уточнение артикуляции звука.

– Возьмите зеркала. Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тома? Давайте произнесём звук [Т].

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

– Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тима? Это звук [Т’]. Давайте его произнесем.

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

– Вот мы и стали ближе к спасению мебели! Впереди новые испытания, но мы не сдадимся!

Игра «Повтори, не ошибись»

– Ребята, повторите за мной волшебные заклинания! Слушайте внимательно, мы не должны ошибаться.

Игра «Доскажи словечко»

– Ребята, нам нужно закончить слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, конфе…, Ка…, моне…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…,

Игра «Измени слово» с мячом

– Выходим на коврик и поиграем! Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

Игра «Подпишем домики»

– А давайте порадуем котят? Я предлагаю нарисовать их имена. Открывает тетради. Первое имя Том/Тим.

– Какой первый звук, характеристика звука, каким цветом нарисуем квадратик (второй, третий)?

– Сколько слогов в слове Том/Тим? (один слог)

Игра «Живое предложение» (по картинкам)

– Ребята, котята прислали нам свои фотографии и попросили придумать предложения к ним:

Котёнок играет клубками.

Котёнок лежит на траве.

Нарисовали схему в тетради (белые – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги).

Работа всей подгруппой.

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Дети договаривают последний слог, угадывая слово.

Дети, выходят на ковер. По очереди ловят мяч и изменяют слово.

Дети в тетрадях рисуют схемы слов Тим и Том, анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).

Дети берут символы слов предложения и встают в порядке расположения слов в предложении, по очереди проговаривают его.

Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх )

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать ( кладут сложенные ладони под левую щёку)

Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)

И стол большой (разводят руки в стороны)

И отвезем домой ( крутят руль)

Выполняют движения по показу.

7. Работа с буквой

– Ребята, давайте подарим котятам Тиму и Тому букву, с которой начинаются их имена! Как вы думаете, какая это буква? (буква Т)

– Запомните ребята, звуки Т и Ть живут в одной букве. Это буква Т.

Игра «Умелые ручки»

– Ребята, как вы думаете, как мы можем прописать букву Т? Давайте пропишем ее в воздухе, обведем и сложим из палочек!

Работа с кассами

– Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток.

– Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т.

– Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

– Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

– Откройте свои тетради. Сейчас мы нарисуем схемы слогов.

– Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути и победили Злого Волшебника.

Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске, складывают из палочек.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Сидя на местах, выполняют движения по показу.

– Ребята, вы рады, что мы смогли помочь котятам Тому и Тиму?

– А что вам запомнилось больше всего?

– Тим и Том благодарят вас и говорят, что без вашей помощи они бы не справились. Котята дарят вам волшебные карточки! На них изображены песенки, и мы сможем их спеть!

Дети получают карточки и уходят в группу.

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель – логопед МБДОУ “Д/с № 28”: Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»

Лексическая тема «Мебель»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик.
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • продолжить знакомство с буквой Т
  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч.

1. Организационный момент

– Здравствуйте. Ребята, я нашла карту, посмотрите! Вместе с картой была записка:

«Здравствуйте, ребята. Тем, кто нашел эту карту, выпало сложное задание. Вам нужно добраться до порта и привезти груз, без которого наши друзья не смогут отправиться в плавание! Мы верим, что у вас все получится, ведь вы очень смелые и отважные».

– Ребята, а еще здесь написана загадка! Отгадайте ее и узнаете, кому мы будем помогать!

Паровоз без колес…

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел?

Он все прибавляет ход-

Что же это? ( теплоход )

– Молодцы. Помогать мы будем теплоходам. А наш груз – это мебель. Нам нужно доставить им мебель. Садитесь на свои места.

Дети входят в кабинет, здороваются и встают полукругом. Логопед находит карту и зачитывает детям письмо.

Дети отгадывают загадку.

Дети садятся на свои места.

2. Артикуляционная и дыхательная

Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

– Чтобы наши теплоходы поплыли, мы выполним первое задание, поиграем с язычком и пальчиками.

– Открываем ротики, как бегемотики (упражнение для языка «Окошко», упражнения для пальчиков «Прогибание кистей рук»).

– Улыбнись ты мой дружок, спрячь ты в домик язычок (упражнение для языка «Улыбка», упражнения для пальчиков «В кулачок, из кулачка»).

– Фокус вам я покажу, губки дудочкой держу (упражнение для губ «Трубочка», упражнение для пальчиков «Солнечные лучи»).

– Язычок свой положи и лопаткой подержи (упражнение для языка «Лопаточка», упражнение для пальчиков «Наклонись не поленись»).

– Покажи, мой друг, как кричит индюк: «Бл – бл – бл!» (упражнение для языка «Индюк», упражнение для пальчиков «Коготки»).

– Ротик шире открываем, язычок мы поднимаем, парусник мы получаем, в море парусник пускаем! (упражнение для языка «Парус», упражнение для пальчиков «Ножницы»).

Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

– Ребята, теплоходики очень любят петь. Давайте споем вместе сними: у — а — и; и — а — о. Повторите песенки.

– Какие звуки пропели теплоходики? (звуки а,у,и,о)

– Какие это звуки? ( гласные звуки )

– Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает)

– В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике)

– А еще с какими звуками мы успели подружиться? (со звуками м, мь, п, пь)

– Какие это звуки? (согласные звуки )

– Почему они называются согласные? (потому что их нельзя пропеть и когда мы их произносим, нам что-то мешает, воздух встречает преграду)

– Правильно. Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии – это старший брат звука [т´], звук [т]. Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´].

Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

– Давайте произнесём звук [Т].

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

– А теперь давайте произнесем мягкий звук Ть.

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

Игра: «Запомни и повтори» ( развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков).

– Вот и поплыли наши теплоходы в .

Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги:

ат – ать ут – ит – от

тя – ти та – тэ – тя

ту – тэ ат – ать – уть

те – тю уть – ить – ать

та – то ты – тэ – то

– Какие согласные звуки повторялись? (Т и Ть)

– Молодцы, вы справились с этим заданием.

Игра «Секретные письма» (дифференциация звуков на уровне слога).

– Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. ( Логопед предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах ). Что это? Это слоги АТ, УТ, ТЭ, ТО, ТИ, АТь, УТь. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.

Работа над развитием дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального дыхания).

– Ребята, встаньте рядом со своими стульчиками. Мы поиграем в шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем ( глубоко вдохнуть и на выдохе произносим : « а – а – а»).

Игра: «Закрой окошко» (дифференциация звуков на уровне слова).

– В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук

  • – Молодцы справились заданием. А теперь нам надо определить место звука Т и Ть (определи место звука в словах).

Игра «Доскажи словечко» с мячом.

– В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (Та) или слогом (Тя). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово.

Слова: Ва( та ), Ви(тя), лопа(та), Нас(тя), коф( та ), Ка(тя), конфе(та), Кос(тя) , поч( та ).

Игра «Угадайка» (слоговой анализ слов).

– Следующий город Угадайка. Надо определить, куда доставить груз на первый, второй или третий причал. Чтобы определить наши грузы, мы должны разделить слова на слоги. Компьютерное упражнение слайд № 4 (определи количество слогов в слове).

Игра «Назови ласково» (продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно – ласкательным суффиксом – ик).

– Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске:

торт – тортик хвост – хвостик

зонт – зонтик мост – мостик

куст – кустик лист – листик

бант – бантик букет – букетик

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Логопед произносит утрировано слоги. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки «Т-ТЬ», буква «Т»

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, мозаика, карточки

План занятия.

1. Введение в тему.
2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки.
3. Обучение чтению. Звук и буква Т.
4. Закрепление образа буквы. Буква Т.
5. Звуковой анализ слов. Звуки Т и Ть.
6. Подвижная игра. Дни недели.
7. Работа над слоговой структурой слова. Схемы.
8. Обучение чтению. Слова.
9. Массажная пауза. Шишки.
10. Диктант. Слоги.
11. Развитие внимания. Слова.
12. Развитие фонематического слуха. Повтори слоги.
13. Работа над предложениями. Схемы.
14. Пальчиковая гимнастика. Паучок.
15. Подготовка руки к письму. Звери.
16. Итог.

Ход занятия.

Детям предлагается назвать картинки ,в названиях которых есть звук Т(ТЬ).

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки.

Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли).
Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Обучение чтению. Звук и буква Т.

— Прослушайте слова и назовите первый звук в словах.
— Ток, тапочки, тряпки, тарелка, торт и т.д.
— Правильно, это звук Т.
— Мы сегодня с вами с буквой и звуком Т.
— Произнесите звук Т.
— Звук Т согласный или гласный? Согласный. Почему вы так решили? Воздух встречает преграду, губки смыкаются.
— Звук Т — звонкий или глухой? Чтобы ответить на вопрос дети закрывают ушки ладонями и произносят звук Т. Если ушки «гудят» — звонкий. Если не гудят – глухой.
— Правильно, звук Т — глухой.
— Звук Т может быть мягким и твердым.
— Давайте подберём слова со звуком Т.
— Тополь, трактор, табурет и т.д.
— Давайте подберём слова со звуком Ть.
— Тесто, тело, тиски, тяпка и т.д.
— Значит звук Т: согласный, глухой, может быть мягким и твердым.
— Звуки Т и Ть обозначается на письме буквой Т. Педагог показывает детям карточку с буквой Т.
— На что похожа буква Т?
— Давайте выложим букву Т из мозаики.
Педагог выдаёт детям мозаику и показывает заранее сделанный образец. Дети по образцу педагога выкладывают букву Т из мозаики.

Закрепление образа буквы. Буква Т.

Педагог показывает детям различные карточки с буквами.
— Назовите букву.
— Найдите и покажите букву Т.
— Нарисуйте букву Т пальчиком в воздухе. Педагог выдает детям рабочий лист.
— Раскрасьте букву Т карандашом.
— Обведите буквы Т.
— Придумайте слова на звуки Т и Ть.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Звуковой анализ слов. Звуки Т и Ть.

Педагог обращает внимание детей на второе задание в рабочем листе. — Назовите предметы, которые изображены на рабочем листе. — Раскрасьте предметы, в названии которых есть звуки Т и Ть. — Назовите предметы, которые вы раскрасили. (Петух, стрекоза, цветок, кот).

Работа над слоговой структурой слова. Схемы.

Педагог обращает внимание детей на второе задание.
— Назовите нарисованные предметы еще раз.
— Определите количество слогов в словах.
— На какой слог в словах падает ударение? Например, в слове ЗАБОР ударение падает на второй слог.
— Составьте слоговые схемы к словам: СТРЕКОЗА и ПЕТУХИ.

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слова сначала построчно, а затем в столбиках. — Поделите слова на слоги. — Поставьте ударение в словах. — Подчеркните в словах букву Т. — Обведите в овал самое длинное слово. Какое слово вы обвели? (Тарелка).

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки
(перекладываем шишку из одной руки в другую),
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем шишку ладошками на каждый счёт),
Найду шишку я опять
(катаем шишку между ладошками).
Три еноту и три мышке
(сжимаем шишку одной рукой, затем другой),
Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?

Диктант. Слоги.

Педагог диктует слоги
— ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, ТЕ.
— Подчеркните слоги ТУ, ТЕ, ТО.

Развитие внимания. Слова.

Педагог обращает внимание детей на следующее задание в рабочем листе.

  • Зачеркните лишние буквы и прочитайте получившиеся слова.
  • Какие слова у вас получились?
  • Придумайте предложение, состоящее из трех слов со словом ПЛАТОК.

Развитие фонематического слуха. Повтори слоги.

Педагог быстро и четко называет ряд слогов, а дети повторяют. Дети могут повторять слова хором или по одному.
Слоги: кта-кто-кту-кты; кто-кту-кты-кта; кту-кты-кта-кто; кты-кта-кто-кту.

Работа над предложениями. Схемы.

Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе с предложениями.

  • Прочитайте предложения.
  • О ком говорится в первом предложении? Что делал волк?
  • О ком говорится во втором предложении? Что украла лиса?
  • Составьте схемы предложений.
  • Сколько слов в первом предложении? Во втором?
  • По составленным схемам придумайте предложения о лесных животных.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок
(ручки вместе, соприкасаются большими пальцами).
Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу),
Увидел большой цветок
И забрался на него (поднимаем ручки вверх).
А цветок качался из стороны в сторону
(запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем).
Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал).
Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу).
И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу).
Началась сильная буря
(сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону).
Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку
на другую с растопыренными пальчиками)
И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо).
Паучок выбрался наружу
(шевелим пальчиками и опускаем руки вниз)
И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Звери.

— Помогите животным лечь спать в свои кроватки.

Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №40
г. Елец, Липецкая обл.

Занятие на тему «Звуки т-ть. Буква Т»

Конспект фронтального логопедического занятия

по подготовке к обучению грамоте в средне-старшей группе

Тема. Звуки [т], [т’] и буква Т.

Цель: познакомить детей с буквой Т, её графическим изображением.

– закреплять навыки различения и четкого произношения звуков т-ть, в слогах, в словах, чистоговорках, предложениях.

-закреплять умение характеризовать звуки по схеме.

-совершенствовать навыки проведения звуко- слогового анализа на примере слова ТОМА.

-формировать умение читать слоги.

-закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;

-упражнять в определении места звука [Т] в слове;

-упражнять в делении слов на слоги;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

-развитие эмоциональной сферы;

-воспитывать внимание, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: костюмы, звуковые фишки и линейки, дощечки с пластилином, карточки с картинками, буква Т, болото, мольберт 1, ёлка ,тарелочки с семенами, камнями, семечками, проектор, ноутбук, слоговая ромашка, схемы.

1. Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.

Логопед: Давайте встанем и поприветствуем друг друга!

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.

(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там.

(заходит зайчик и мышка)

Зайчик и Мышка: Здравствуйте!

Мышка: меня зовут Тома.

Зайчик: Меня зовут Тим.

Логопед: прислушайтесь к этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)

А в слове Тим? (ть).

Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?

Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.

Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью.

Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).

Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да).

– Логопед: Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете?

Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).

Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет.

Возьмите билетики и займите места, согласно купленным билетам. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

3. Повторение правил о звуках [т-ть].

Логопед: – Вот мы и приехали.

Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос, а выдохнем через рот .

-Логопед: Напомните, с какого звука начинается имя ТОМА? (т). А имя ТИМ (ть).

Скажите, что вы знаете о звуках т-ть?

Вы на схему посмотрите

Всё о звуке расскажите

– Когда мы произносим звуки т-ть:

Губы улыбаются, зубы сближены, язык стучит по бугоркам за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду в виде языка и верхних зубов. Горлышко спит.

Итак, скажите, какие звуки т-ть?. Охарактеризуйте их:

Звук [т] – согласный, твердый, глухой.

– А его братик звук ть?

Дети: звук ть – согласный, мягкий, глухой.

4. Произношение звуков в слогах.

Логопед: Дети, наши герои придумали песенки. Любимая песенка Томы – ТА-ТО-ТЫ. А Тим любит петь песенку ТИ-ТЯ-ТЮ.

– Давайте ее споем с нашими друзьями.

5. Произношение звуков в словах.

Деление слов на слоги

Посмотрите, ребята, образовалось болото. Как же нам пройти? По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов.

Как мы можем, посчитать количество слогов в слове? (хлопками, подбородком, шагами, по количеству гласных звуков).

Картинки-слова: танк, лопата, тыква, молоток.

Деление слов хором и индивидуально. – Отхлопаем слово танк…….

Итак, мы с вами подошли к непроходимой чаще. Вы должны быть очень внимательными. Если мы сможем выполнить это задание, то лес расступится, и мы сможем продолжить свой путь. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Посмотрите на экран. Здесь изображены картинки с разными словами. Нужно определить , где в этих словах слышатся звуки Т и Ть.

Напомните мне, где может стоять звук в слове? (В начале, середине и в конце слова).

( самокат, телефон, зонт, картофель, таз).

Логопед: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.

Посмотрите, вот и показалась тропинка, пройдем по ней дальше.(убрала ёлку с тропинки)

Чтобы нам веселее было выполнять задания, произнесем чистоговорки.

Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток.

Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту.

То-то, то-то, надеваем мы пальто.

Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем.

Мы пришли в весенний лес

Много здесь вокруг чудес!

Справа берёзки стройные стоят

Слева елочки на нас глядят

На деревьях зеленеют листочки

А в траве расцветают цветочки

(Дети ходят друг за другом. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону Плавно отводят в сторону левую руку. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево. Приседают и выполняют упражнение (соединить округленные ладони с раздвинутыми пальцами)

Пройдите за столы.

– Логопед: Дети: Вам нравится имя Тома? (Да). Давайте покажем Томе, как выложить её имя при помощи звуковых кружочков, которые лежат у вас в пеналах. А Тома посмотрит, и будет знать из каких звуков состоит её имя.

-Сколько слогов в слове Тома? (2)

– Сколько звуков в слове Тома? (4 звука)

– Какие? Назовите их?

– 1 звук т, 2 звук – о, 3 звук – м, 4 звук – а.

А теперь обозначьте эти звуки кружочками.

– Кто хочет составить схему у доски? (дети выкладывают схемы слова ТОМА)

– Какой первый звук в слове «Тома» – т. Какой он?

Звук т – согласный, глухой, твердый. Кружком какого цвета мы обозначили этот звук? (синим)

о – гласный (красный)

м – согласный, глухой, твердый (синий)

а – гласный (красный).

Логопед: Молодцы! Тома, я думаю ты научилась и будешь знать из каких звуков состоит твоё имя.

Произношение звуков в предложении.

– Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?

– Дети: на день рождение медвежонку Топтыжке.

– Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка?

– Дети: У Топтыжки День Рождение.

Топтыжка любит мёд.

Топтыжка живет в лесу.

– Логопед: давайте посчитаем кол-во слов в предложение: «Топтыжка живет в лесу.

-Сколько слов в этом предложении? (4).

Какое первое слово? Второе…..

-А есть ли в этом предложении маленькое слово? (да – «в»).

7. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой Т.

– А вы знаете, как выглядит любимая буква Топтыжки? Сейчас я вас с ней познакомлю. (Показ буквы)

-Это буква Т. Буква Т, обозначает звуки т-ть.

Дети, а вспомните чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

8. Подбор зрительного образа к букве.

– Посмотрите на неё. На что похожа буква Т? (на антенну, гриб, стол, молоток, зонт)

– Послушайте стихотворение про букву Т.

Молоток стучит: «Тук-тук ,букве Т я старый друг».

Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.

Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

9. Анализ буквы Т.

– Посмотрите сколько элементов у буквы Т? (2)

– Посчитаем: один, два. Эти элементы одинаковые? (нет)

– Из каких же элементов состоит буква Т?

– У буквы Т – одна длинная палочка сверху вниз и одна короткая.

– Нарисуйте, указательным пальчиком пальчиком в воздухе букву Т.

10. Выкладывание буквы Т.

– Посмотрите на тарелочках лежат много разных элементов, из которых можно выложить букву Т. Выберете, которые вам понравились и пройдите за столы. Чтобы вы лучше справились с заданием, давайте поиграем пальчики.

Приступаем к работе. Какую букву вы выложили? Букву Т. А ты Егор, какую букву смастерил? (Т).

Логопед: – Молодцы! Давайте сложим подарки для медвежонка в корзинку. Посмотрите, а вот и теремок.

-Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли нам найти теремок к нашему другу.

– Тим: давайте постучим в дверь.

Стучатся. Из теремка выходит Топтыжка.

Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы с твоими друзьми принесли тебе подарки.

Топтыжка: Спасибо, вам ребята! А я тоже хочу подарить вам подарок. Вот эту ромашку.

-Логопед: Дети, посмотрите, а ромашка непростая. В сердцевинке этой ромашки буква Т. А на лепестках гласные буквы. Давайте я помогу вам соединить эти буквы и прочитаем слоги.

Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.

– Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь. До свиданья! (все герои уходят в теремок).

Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду.

Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? (мышка и зайчик). Как звали мышку? Как звали зайчика?

Какую первую букву мы напишем в имени Тома и Тим? Какое же доброе дело мы сегодня совершили? (Мы помогли Томе и Тиму найти дорогу к медвежонку Топтыжке. С какой новой буквой познакомились? Что понравилось на занятии?

13. Сюрпризный момент. За то что, вы совершили доброе дело, я хочу вас угостить сладкими подарками.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки т, ть и буква т”

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Содержимое разработки

Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т»

Цель: знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ).

– повторить ранее изученный материал;

– познакомить со звуками [т], [т’], буквой Т (тэ);

– освоить послоговой способ чтения.

– развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать умение образовывать существительные единственного числа без окончаний.

– развивать навыки звукового анализа и синтеза: развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели;

– совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв;

– развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений, умения выполнять действия в соответствии с текстом.

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать умение слушать и слышать.

Прогнозирование результатов: дети познакомятся со звуками знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ), могут научиться образовывать существительные единственного числа без окончаний, подбирать слова к пятизвуковой модели, анализировать предложение и составлять его из букв,

Оборудование: мяч, доска, мел, столы, стулья, фишки красного, зеленого синего цвета, кассы букв, схемы для анализа предложения, буква Т, семена.

Организационный момент (настрой на занятие):

Игра с мячом «Один – много»

Вспомним игру «Один – много», но немного изменим правило. Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают много предметов, а вы, бросая мяч, будете мне называть слово, которое обозначает один предмет:

банты – бант, бинты – бинт, букеты –букет, винты – винт, листы –лист, билеты – билет, кусты – куст, болты – болт, жакеты – жакет, мосты – мост, торты – торт, халаты – халат, посты – пост, зонты – зонт, аисты – аист.

Повторение ранее изученного материала:

– Какие звуки и букву изучали на прошлом занятии? ( На прошлом занятии изучали звуки [д], [д’] и букву Д (дэ)

– Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]? (Звук [д] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).

– На что похожа буква Д (дэ) (Буква Д (дэ) похожа на дом или на трубу)

Изучение нового материала:

– Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими, вы догадаетесь, если отгадаете загадку и в ответе найдете первый звук. Готовы? (да)

По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…(тучи)

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? («Звуки [т], [т’]. Буква Т»)

Характеристика звуков [т], [т’]:

– Что вы можете сказать о звуках [т], [т’]? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

Знакомство с буквой Т (тэ):

-Звуки [т] – [т’] обозначаются буквой Т (тэ). Вот так выглядит буква Т (тэ). (показ)

– Послушайте стихотворение о букве:

Буква “Тэ” сТоиТ как сТолик,

Или с полочкою сТолбик.

А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН

На антенну «Т» похожа,

И на зонт, как будто, тоже.

-На что похожа печатная буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)

Выкладывание буквы Т из семян:

– У вас на столах лежат семена. Составьте с помощью них букву Т (тэ) .

– Посмотрите на доску. Прочитаем слоги с новой буквой. (Дети читают вслух по одному):

Развитие фонематического восприятия:

а) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, ат-ат-та и т.д.

б) повторить имена только со звуком [т] : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля, Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на [т]: банк –…, раз –…, санки –…,

куча –…, лапки –…, ком –…, почка –…, пачка – …, сорт –…

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Назови слова»

На доске из фишек выкладываю схему слова в следующей последовательности: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.

– Ребята, посмотрите, перед вами схема. Сколько звуков в слове? (5)

– Какой 1, 2, 3, 4, 5 звук? (1 – мягкий согласный звук, 2 – гласный звук, 3 – твердый согласный звук, 4 – твердый согласный звук, 5 – гласный звук)

– Сколько слогов в этом слове? (2 – сколько гласных, столько и слогов)

– Придумайте как можно больше слов по данной модели. (ответы детей: мишка, миска, киска, лепка, ветка, ведро, юбка, нитка, чашка и т.д.)

Графическая запись предложения:

Послушайте предложение: «Детям дали торт».

– Назовите первое слово…(детям).

– Назовите второе слово…(дали).

– Назовите третье слово… (торт).

– Сколько слов в этом предложении? (3).

– Давайте еще раз повторим предложение: «Детям дали торт». (Дети повторяют предложение).

– В каком слове есть звук [т] или [т’] ? (детям).

– В слове «детям» какой звук? ([т’] – мягкий)

– Слово «детям» какое по счету в этом предложении? (1).

– Еще в каком слове есть звук [т]или [т’] ?(торт)

– В слове «торт» звук [т] или [т’]? ([т] – твердый)

– Слово «торт» какое по счету в этом предложении? (3).

– Выложите схему этого предложения. (Дети выкладывают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).

– Правильно ли Маша выложила схему этого предложения? (Да).

– Сравните свои работы с работой Маши, все ли у вас правильно? (Да).

– Молодцы! А теперь еще раз внимательно посмотрите и послушайте предложение: «Детям дали торт». Егор работает у доски, остальные работают на своих местах. Составьте это предложение из букв. Будьте внимательны.

После выполнения задания дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки.

– С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками [т’], [т]).

– Какой он? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

– Какой буквой обозначаем звуки [т’], [т]? (буквой Т (тэ)

– На что похожа буква Т (тэ)? (На антенну, стол, зонт и т.д.).

– Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

– Что для вас показалось сложным?

– Как вы думаете, кто хорошо занимался сегодня на занятии?

– Кому надо немножечко постараться?

– Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.

Конспект коррекционного занятия по теме “Звуки [т] и [т’]. Буква Т”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков «Т» и «ТЬ».
  • Формирование и расширение «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов.
  • Знакомство учащихся с главными словами в предложении.
  • Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах, предложениях через формирование «семантического поля» слова .
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «телята» и развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе, производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • Воспитание заботы и любви к домашним животным.

Оборудование: таблицы акустико-артикуляционного образа звуков. Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению «семантического поля» слова, развитию функции словообразования. «Звуковые домики», синие, зелёные кружки. Словарный материал. Картинки домашних животных.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Собака, волк, кошка, свинья.
  • Корова, лошадь, осёл, курица.
  • Коза, свинья, баран, жеребёнок.
  • Овца, коза, лошадь, собака.
  • Козлёнок, кошка, щенок, ягнёнок.

(1 – дикое животное; 2 – птица; 3 – детёныш; 4 – животное без копыт; 5 – взрослое животное).

2. Формулирование темы занятия

  • В уголке у «Буквоеда» разбросаны буквы в разные стороны.

Логопед даёт задание – из этих букв составить слово:

1-я буква находится в левом верхнем углу – запишите её в тетради.
2-я буква находится в левом нижнем углу – найдите и запишите её.
3-я находится точно в центре.
4-я правее первой.
5-я в правом верхнем углу.
6-я левее пятой буквы.

  • Прочитайте, какое слово «Буквоед» разбросал по буквам. («Телята»).

Назовите первый звук в слове «Телята» («ТЬ»).

– Какой буквой он обозначен? («Т»).

Есть ли ещё буква «Т» в этом слове?

– Какой звук она обозначает? («Т»).

– Кто назовёт тему нашего занятия?

– Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуками «Т» и «ТЬ» и буквой «Т», которая их обозначает.

Прочитайте ещё раз слово.

– Что оно обозначает? (Телята – это детёныши коровы).

Определите родовое понятие этих слов. (Это домашние животные).

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем занятии? (О домашних животных).

Слово «телята», на какой вопрос отвечает? (Кто это? – Обозначает живые объекты).

Выберите «Словечка» для обозначения этого слова.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

(Все упражнения выполняются по 6-8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

(Опора на таблицы).

При произнесении звука «Т»:
– губы находятся в положении следующего за «Т» гласного;
зубы сближены, но не сомкнуты;
– передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук «Т») прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

При произнесении звука «ТЬ»:
– в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
– кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
– смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам;
– весь язык более напряжён;
– мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
– воздушная струя идёт через рот;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Произнесение изолированных звуков «Т» и «ТЬ» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

В «Звуко-буквенном» городке отыскать нужного нам «Звуковечка». (У него сине-зелёная одежда, он без колокольчика в руке, живёт в сине-зелёной квартирке, обозначенной буквой «Т», на Тихой улице в Строительном переулке (название переулков связано с артикуляцией звуков).

– Итак, буква «Т» обозначает согласный, глухой, твёрдый и мягкий звуки.

– Как определили, что глухой?

– На что похожа буква «Т»?

Буква «Т» стоит на крыше
Телевизор в доме том.
«Т» в антенну превратилась
И на доме очутилась.

Молоток стучит «Тук-тук!»
Букве «Т» я старый друг.

Сравните с буквами: «Г» – печатной; «П» – письменной.

(Какими элементами отличаются?)

– Сделайте букву «Т» из проволоки.

Раздаются сигнальные кружки синего и зелёного цвета для обозначения твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ».

5. Произношение звуков в слогах

Я буду мотором, а вы эхом от мотора:

ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ – какой слог лишний – почему?
ТИ-ТЮ-ТЯ-ТЕ-ТА – какой лишний – почему?
ТИ-ТЫ-ТЯ-ТА-КА – какой лишний, объясни!

6. Автоматизация звуков «Т» и «ТЬ» через формирование «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения

  • Отгадайте слово:

«Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же – (телёнок).»

  • Слого-звуко-буквенный анализ слова «Телята».

Произнесите слово «телята» чётко проговаривая все звуки.

– Сколько слогов в слове? Как вы определили?

– Сколько звуков (гласных, согласных, их характеристика)?

– Отметьте в слове звуковые загадки (опасные места – орфограммы).

  • Определите место звуков «Т» и «ТЬ» в слове.

– Почему они звучат по-разному (первый – мягкий, второй – твёрдый)?

– Есть ли в этом слове ещё мягкие согласные? Назовите их.

– Вспомните правило: «Гласные 2-го ряда после мягких согласных». (После «Т» слышится «И» – гласная второго ряда, но пишется «Е», т.к. безударная гласная и представляет опасность).

Повторите правило написания безударной гласной в корне.

– Подберём к слову «телята» родственные слова (вносятся карточки алгоритмы: «способы словообразования»).

  • Родственные слова: телёнок, тёлочка, тёлка, телятница, телятник, телятина, телится, телячий (хвост).

– Выберите из них проверочные слова (тёлочка, телится).

– Прочитайте родственные слова, чётко проговаривая звуки «Т» и «ТЬ».

Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ», определение местоположения звуков в словах.

7. Физкультминутка:

«Вышла тёлочка гулять, свежей травки пощипать …»

  • Работа с родственными словами.

К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:

телята
телёнок
тёлочка
телятница
телятник
телятина
телячьи
пёстрый
весёлые
трудолюбивая
ласковая
новый
уши
свежая
  • Упражнения в согласовании числительного, прилагательного с существительным в игре:
Один(а)ДваМного
пёстрый телёнок
трудолюбивая телятница
  • Подбери к словам-признакам слова противоположного значения:
пёстрая
весёлые
трудолюбивая
ласковый
новый
свежая
испорченная
ленивая
сердитый
старый
грустные
одноцветная

8. Выделение главных слов в предложении

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения из трёх слов.

– Составьте предложения о том, как и что кушают домашние животные:

Телята пьют воду.
Собака грызёт кость.
Коза щиплет траву.
Кошка лакает молоко.
Корова жуёт сено.
Лошадь жуёт овёс.

– Прочитайте предложение про телят.

– Что вы составили? (предложение)

– Про кого вы узнали? (про телят)

– Что вы узнали про телят? (телята пьют)

– Что пьют телята? (воду)

– Сколько слов в предложении? (три)

– Произнесите предложение полностью. (Телята пьют воду)

  • Выделение из предложений главных слов.

Логопед: «Представьте, что из предложения выпало первое слово.

– Что получилось? (Пьют воду)

Пьют воду – это предложение? (Нет)

Что мы не узнали? (Кто пьёт)

Правильно, предложение не получилось.

– А теперь, пусть выпадет второе слово, что получится? (Телята воду)

Что мы не узнали? (Что делают телята)

А теперь пусть выпадет из предложения третье слово.

– Что получается? (Телята пьют).

– Можно назвать это предложением? (Можно!)

Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными.

Без них, как вы убедились, предложение не получается».

  • Ученики получают следующие задания:
    – составить предложения;
    – определить количество слов в нём;
    – найти главные слова;
    – поставить к ним вопросы.

Игра: «Кто, какую пользу приносит?»

Корова даёт молоко.
Собака служит хозяину.
Свинья кормит мясом.
Кошка ловит мышей.
Овца даёт шерсть.
Лошадь возит хозяина.

«Кто за кем ухаживает?»

Доярка доит коров.
Конюх кормит лошадей.
Телятница поит телят.
Пастух пасёт овец.
Ветеринар лечит животных.
Птичница кормит кур.
Свинарка чистит поросят.

9. Составь по плану рассказ о любимом животном

  1. Кто это?
  2. Назови части тела животного.
  3. Где живёт? Как называется его дом?
  4. Чем питается? (травоядное или хищное)
  5. Как называют детёнышей?
  6. Как животное передвигается и подаёт голос?
  7. Какую пользу приносит?

10. Итог занятия.

С какими звуками работали на занятии?

– Какое слово было сегодня главным? (Телята)

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального занятия “Звуки [Т] [Т’]. Буква Т”

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: – изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

– научить детей различать звуки [Т] – [Т’].

– учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

– развивать фонетический слух;

– закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

– продолжать учить определять позицию звука в слове;

– развивать внимание, память, мышление;

– познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

Л.: – Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

Знакомство с новым материалом.

Л.: – Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей – Звуки [Т] и [Т’].

– Ну, что готовы отправляться в путь?

Л: – Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

– Скажите, что мы можем одеть?

Д.: – теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

Л.: – Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

– Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

Л.: – Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

Д.: Теплая одежда.

Л.: – Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

Характеристика звуков [Т], [Т’].

Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

Д.: Согласный, глухой, мягкий.

Л.: – Каким цветом мы его обозначаем?

Л.: – Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

Л.: – А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

Д.: Во всех словах в середине.

Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

Знакомство с буквой Т .

Л.: – Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

– Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Л.: – Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

Л.: – Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

Закрепление графического изображения Буквы Т.

Л.: – Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

Л.: – Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?

– Кто помнит, с кем мы отправились в путь?

– Кто нас уже ждал у Татошке?

– Как выглядит Буква Т?

– Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия для подготовительной логопедической группы
Ссылка на основную публикацию