Открытое логопедическое занятие по теме “Звук [р]”
Этап: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- Создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.
- Совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
- Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, словах.
- Продолжать учить выполнять звуковой анализ в обратных слогах.
- Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодическую сторону речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже).
- Упражнять в употреблении родительного падежа существительных.
- Формировать направленный длительный выдох.
- Прививать интерес к художественному слову, интонационной выразительности.
- Развивать чувство юмора, умение слышать и чувствовать ритм стиха.
- Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме “насекомые”.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- картинки: клоуны с рядом пуговиц, машины с дорогой, трактор с дорогой и гаражом, большой и маленький тигры, грузовой и легковой автомобили, лесная полянка, 5 муравьев и 5 комаров, радуга, воробей, муравьи, карандаш.
- подставка с ракетками,
- пособие на дыхание – цветочек,
- пособие на развитие фонематического восприятия – “Тучка и солнышко”.
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Психогимнастика
А теперь давайте поприветствуем свое тело. Повторяйте за мной.
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись.
Глазки – смотрят, смотрят;
Ушки – слушают, слушают;
Ручки – хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Я проснулся!Дети поглаживают закрытые глазки.
Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.
Поглаживают ушки.
Прикладывают ладонь к ушам.
Поглаживают руки сверху вниз
Встряхивают кистями рук.
Поглаживают ножки сверху вниз
Прикладывают ладонь к глазам.Прикладывают ладони к ушам.
Хлопают ручками.
Топают ножками.
Потягиваются высоко.
3. Артикуляционная гимнастика
Перед ребенком лежит картинка клоун с рядом пуговиц. Логопед осуществляет показ движения: рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, палец касается пуговицы, положение фиксируется, затем челюсть возвращается в исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по всем пуговицам.
Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. Руки имитируют игру на гармошке.
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).
Широкий язык лежит на нижней губе. С силой дуем на язычок, создавая при этом вибрацию. Руками имитирует вращение руля.
Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки – кисточку, которая двигается синхронно движениям языка.
Рот широко открыт, кончик языка “стучит” в альвеолы (д-д-д). одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
4. Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции. Сообщение темы.
Ребята, послушайте стихотворение.
– Ррр!- ракета рвется ввысь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр, – рокочет ровно робот.
Р сказать и ты попробуй!
– Ррр! – возьмемся за учебу!
– Ррр! – язык широкий – к небу!
Языком, передним краем
Вверх, на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр – раскатистый и громкий,
Ррр – рокочущий и звонкий!
Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).
Сегодня ребята, мы будем продолжать учиться произносить звук [Р] в слогах и словах.
5. Изолированное произношение звука
Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (дорога).
Дима, помоги машинке проехать по дороге без остановок. Веди пальчиком и заводи моторчик р-р-р. А ты Саша, поставь трактор в гараж.
Дима, как рычит большой тигр? Р-Р-Р (громко)
Как рычит маленький тигренок? р-р-р (тихо).
Саша, как гудит грузовая машина? Р-Р-Р (громко)
Как гудит легковая машина? р-р-р (тихо). Молодцы!
6. Произношение звука в слогах и словах. Звуковой анализ в обратных слогах.
Что за птица – алый хвост,
Полетела в стаю звезд (ракета)
Ребята помогите ракетам взлететь в космос, но для этого нужно произносить волшебные слоги и слова. Снимаем с подставки по одной ракете и по очереди произносим за мной:
А теперь обратно летим на Землю.
Ребята в слоге А-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук? Молодцы!
В слоге О-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук?
Молодцы! Повторяем дальше.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
7. Пальчиковая гимнастика “Бабочка”
Сейчас ребята давайте сделаем с помощью наших рук “бабочку”. Повторяйте за мной.
Улетай под облачко
На березовой ветке. Молодцы!
8. Согласование числительного и существительного
Посмотрите, кто прилетел на лесную поляну? Как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно! На поляне и бабочка, и комары, и осы, и паук плетет паутину, и муравьи трудятся – это насекомые.
Дима, посчитай, сколько на поляне комаров? (На поляне один комар, два комара, пять комаров).
Саша посчитай, сколько муравьев ты поймал? (Я поймал одного муравья, двух муравьев, пять муравьев).
9. Игра “Кого, Чего не стало?”
Сейчас ребята подойдите к доске и отгадайте загадки.
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и … (карандаш)
Собрались мужички без топоров, срубили избу без углов (муравьи)
Чик-Чирик! Не робей! Я бывалый …(воробей)
Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга). Молодцы!
Посмотрите внимательно и запомните, как стоят картинки. Закрываем глаза. Дима, кого не стало? (не стало воробья). Саша, чего не стало? (не стало радуги).
10. Игра “Барабек”
Ребята, давайте немного поиграем.
Робин Бобин Барабек | Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. |
Скушал сорок человек | Взявшись руками за голову, удивляются, Произнося текст с удивленной интонацией. |
И корову, | Приставляют указательные пальцы к голове – “рога”, говорят низким голосом. |
И быка, | Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, – “упрямый бык”. |
И кривого мясника, | Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо- “кривой мясник”. |
И телегу, | Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – “сидят на телеге” |
И дугу, | Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, – “дуга”. |
И метлу, | Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней “метла”. |
И кочергу, | Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – “кочерга в печи”. |
Скушал церковь, | Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это “свеча”, голову наклоняют вниз, смотрят на “свечу”, произнеся текст серьезно и негромко – “мы в церкви”. |
Скушал дом, | Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – “крыша дома”. |
Скушал кузню с кузнецом, | Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по “наковальне”, говорят активно, энергично, в ритме движений. |
А потом и говорит: | Разводят руки в стороны. |
– У меня живот болит. | Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо. |
11. Придумывание слов
РА-РА-РА, начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова.
Продолжаем мы игру, где слова со слогом РУ?
12. Упражнение на дыхание
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Ребята возьмите цветочек, поднесите его к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем. Под пыльцой спрятана картинка. Назовите ее. (У меня рыба. У меня роза). Молодцы! все картинки назвали и пыльцу сдули.
13. Развитие фонематического восприятия
Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно подобрать картинки в названиях которых есть звук Р и разложить их вокруг солнышка. Молодцы! Правильно подобрали все картинки. Назовите, их и солнышко засверкает своими лучами. Молодцы!
14. Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Какие трудности испытывали? Молодцы! До свидания!
Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».
- закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
- упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
- закрепить зрительный образ буквы [Р].
- развивать мимическую мускулатуру детей;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
- рисунок с изображением зонта;
- карточки с изображением эмоций (робот);
- звуковые дорожки;
- таблица с буквами;
- игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
- мольберт;
- таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
- карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.
А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.
Пальчиковая гимнастика «Робот»
К нам пришёл сегодня робот. | (ритмично сжимать и разжимать кулачки). |
Две руки, две ноги, голова на месте | (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках) |
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. | (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем складывают руки в замок, переплетая пальцы). |
Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:
- губы находятся в положении следующего гласного;
- зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
- кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
- посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
- под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.
«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».
2. Изолированное произнесение звука «Р».
На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
4. Автоматизация звука в слогах.
Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.
«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.
6. Автоматизация звука «Р» в словах.
«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки
7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.
«Увиденное в дороге».
Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.
Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.
В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.
Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.
Игра «Горная тропа».
Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.
Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).
Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).
9. Определение место звука в слове.
В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.
Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).
10. Развитие слухового внимания и памяти.
Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).
Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).
11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»
Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.
12. Подведение итогов.
Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Звук Р – конспект логопедического занятия
Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
- уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
1.Организационный этап.
– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
– Что делает горлышко? (поёт)
– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
6. Характеристика звука
– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).
– Звонкий или глухой звук? (звонкий)
– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
– У нашего Дракоши сломалась машина.
– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
– Сначала тихо; (р-р-р-р).
– Очень громко; (р-р-р-р).
– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери грузовик».
– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
9. Развитие фонематического восприятия.
– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
13.
Игра «Скажи наоборот».
– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
18. Оценка занятия.
Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!
Конспекты логопедических занятий.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Сомова А.В., учитель-логопед.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
Расширять словарный запас;
Корректировать лексико-грамматический строй речи.
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать речевую активность
Зонд для развития правильной воздушной струи
• мягкая игрушка “пес – Барбос”;
Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
Картинка с большой буквой Р;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Игра “Отгадай – ка”
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет …(нора).
На крылечке у ворот
9. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]». | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
Цель: Автоматизация звука [ р] в слогах.
– учить правильно произносить звук [ р] в слогах;
-учить давать характеристику звука.
– развивать мышцы артикуляционного аппарата;
– развивать фонематический слух, слуховое внимание.
– воспитывать мотивацию методом игровых приемов;
– продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: картинки «Язычок», «Вертолеты»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [р]; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой горой слогами); флажок.
- Организационный момент (проверка готовности ребенка и его рабочего места к занятию).
- Постановка темы занятия.
Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.
III. Основная часть занятия.
Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел он на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») и начал зарядку. Любимое упражнение у Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели»). Следующее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки»). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка») громко застучал башмачками по дорожке (упражнение «Барабанщик»). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (упражнение «Парус»).
2. Разбор правильной артикуляции звука .
Язычок — настоящий спортсмен! А ты со спортсменами
знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: р-р-р. А для этого давай вспомним, как правильно произносим этот звук:
язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произносит звук [р].
Звук [ р] – согласный, твердый, звонкий.
IV. Динамическая пауза.
А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.
Чтоб болезней не боятся,
(ребенок поднимет руки к плечам)
Надо спортом заниматься.
(к плечам, в стороны)
Играет в теннис теннисист,
(сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет . футболист,
В хоккей играет . хоккеист,
В волейбол — . волейболист,
В баскетбол — . баскетболист.
Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий. Весь текст читает логопед.
4. Вызывание изолированного звука.
Язычок увлекается парашютным спортом — он парашютист и сейчас у него тренировка. Посмотри, как ловко он управляет парашютом! Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:
ша.. , забо.. , мото.. , мухомо.. , бо.. , топо.. , кома.. , помидо..
Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договаривает слово звуком [р].
5. Произнесение звука в слогах.
Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и произносит слог.)
Ребенок за логопедом повторяет: ра, ры, рэ, ро, ру.
Посмотрел Язычок внимательно и заметил среди вертолетов два одинаковых, а ты сможешь их найти?
Ребенок находит вертолет, похожий на выделенный.
Попрощался Язычок с вертолетами. (Ребенок еще раз произносит слоги.) И полетел дальше. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет. Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» .
Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов:
6.Упражнение на выделение звука на фоне слога.
Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи.
Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал его на место. Все тренировки на сегодняшний день закончились, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?
Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора.
Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.
Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра.
Ру-ру-ру — прыгайте, как кенгуру.
Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!
Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего логопед договаривает чистоговорку до конца.
Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно дружить со спортом, чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить на наших занятиях. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко произносила?
1.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие./Е.А. Борисова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.
3. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедических занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. /Л. С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012 – 176 с.
Конспект логопедического занятия. Звук Р. Буква Р.
Занятие предназначено для детей имеющих нарушение звука Р.Коррекционная работа на начальных этапах.Этап автоматизации в слогах.
Содержимое разработки
Конспект логопедического занятия по теме:
дифференцировать звук [ р ] от других звуков;
проводить звуко-слоговой анализ слов с данным звуком.
развитие восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности;
развитие фонетико-фонематических представлений;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развивать память и внимание.
привитие интереса к познавательной деятельности.
развитие навыка звукобуквенного анализа, профилактика дислексии и дисграфии,
Оборудование: тетради, карандаши, классная доска; картинки предметные; картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
I Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели. Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним, скажите «здравствуйте» и улыбнитесь. А теперь начнем занятие.
II Сообщение темы и цели
Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю, (учитель произносит звук р утрированно).
В небе гром, гроза.
В небе радуга стоит.
Скажите , какой звук я произносила чаще? Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
III Артикуляционная гимнастика
Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном темпе под счет логопеда. Продолжать 15-20 раз.
Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.
Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.
Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
IV Разбор артикуляции по плану. Знакомство со звуком [р]
Размяли язычок. Теперь пора рассказать, что мы знаем о звуке [р]
1. При произнесении звука Р – кончик языка касается бугорков за верхними
губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос. (Учитель объясняет, дети смотрят в зеркало и ставят язык в артикуляцию звука р).
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, твердый, звонкий.
3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
V Развитие фонематического восприятия:
1 Произнеси звук «р» длительно на одном выдохе р-р-р-р-р
2 Хлопните в ладоши, когда услышите звук «р».Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РО- КО-НО-РЫ-МЫ-УР-ВА-АР-РЫ-ДО-РУ-РА
В словах: Трудный, яблоко, карась, радио, баранка, радуга, равный,, ёж, стол, телевизор.
В весенний, ясный, теплый день,
На голый лес упала тень.
Охватил зайчонка страх ах, ах, ах:
Страшный коршун в небесах ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!
Берегись злых когтей – эй, эй, эй!
Там, где коршун, там беда- да, да, да!
Острый клюв -не ерунда – да, да, да!
Заяц лапой бьет в чурбан – бан, бан, бан!
Как в огромный барабан – бан, бан, бан.
1. Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Междометия произносят дети. Логопед показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.
2. Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.
3. Дети разбегаются по кабинету и прячутся.
4 Определение места звука в слове.
А теперь нам нужно поселить картинки в свои домики. (Учитель на доску вывешивает 3 вагончика, на вагончиках схемы р_ _, _ р_, _ _ р . Р – в начале, середине, конце).Давайте все вместе произнесем название первой картинки. Где стоит звук р – в начале, середине или конце? Поселим эту картиночку в 1 вагон (и т.д.) Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
VI Знакомство с буквой р.
1 А теперь посмотрим, как обозначается на письме звук [р].
(Учитель показывает иллюстрацию буквы Р.)
2 Заучим стихотворение:
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет небес касаясь.
(показ картинки корабля с парусом)
3 Выкладывание буквы «Р»из счетных палочек.
4 Записать в тетрадь число.
5 Как напишем букву р (сначала пишем строчную). Из каких элементов она состоит? (Объяснение учителя, показ на доске).
6 Письмо в воздухе (учитель обязательно должен показывать зеркальное изображение буквы)
С каким звуком и буквой знакомились? Расскажите стихотворение про букву Р. Молодцы.