Звук П – конспект занятия

Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой [П]

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
( Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
( Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.

конспект урока по чтению “Звук и буква Пп”

Урок чтения в 1 классе.

Тема: Звук и буква Пп.

Задачи: – Познакомить детей со звуком [ п] ,обозначением его буквой П, дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука;

Учить производить звуковой анализ слов с изученными звуками, составлять звука – буквенные модели;

– Учить детей читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; Закрепить правило написания заглавной буквы;

– Совершенствовать фонематический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: карточки, наглядности, рыбки с буквами, компьютер, предметные картинки на п, образец написания печатных и прописных букв Пп.

Ход занятия:

1)Самоопределение к деятельности

– Ну-ка, проверь–ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

– По секрету скажу вам, будет, интересно: будем мы читать, писать, букву – звуки изучать.

– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, а какой, вы узнаете позже.

2) Актуализация опорных знаний

– А) Дидактическая игра « Рыболов».

– эти рыбки непростые, каждая из этих рыбак знает букву, а какую угадайте ( дети достают рыбку и называют букву, написанную с обратной стороны).

а, о, и, ы, н, м, л, р, й, б, г, д, ж, з, т, к, с.

– Б) прочти по слогам ( работа по карточкам)

– В) Буква потерялась ( Вставь пропущенную букву)

ОС . ; СЫ . ; на., ва. , со. .

3)Работа по теме:

– А) Фонематическая зарядка

Как пыхтит каша? ( П-п-п).

Как пищит цыплёнок? ( Пи-пи–пи).

Артикуляция звука ( положение губ, зубов, языка).

– Б) Звука – буквенный анализ слов, выделение звуков [п][п’].

Выделение первых звуков в словах по букварю стр 82..(парта, пушка, укроп, суп)

-составление схем в тетради.

– Как мы произносим этот звук: с голосом, или без голоса? ( без голоса)

– как мы называем согласные звуки, которые поизносятся без голоса? ( глухими согласными)

Вывод: Звук [п] согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.

В) Дидактическая игра: « Доскажи словечко»

– Портфель у меня – Встаёт на заре,

Не велик и не мал: Поёт во дворе,

Лежит в нём задачник, На голове гребешок.

Букварь и ….(пенал) Кто же это? ….( петушок).

– какой первый звук в этих отгадках? Произнесите его ещё раз. ( дети произносят звук [п] по рядам).

4) Физминутка « Паровоз».

Он вагоны повёз

Кто едет в поезде?

Зайцы и мартышки.

5) Знакомство с буквами П, п.

А) На письме звуки [п], [п’]- обозначаются буквами П, п.

Рассматривание большую и маленькую буквы, выделение элементов написания.

– чем отличается большая буква П , от маленькой буквы п ? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, клички животных, и.т.д.)

Читайте также:  Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

– Б) На что похожа буква П? ( ответы детей)

На хоккее, на футболе Влез на букву

Буква П – ворота в поле. Озорник:

Что П – турник.

– В) Физминутка для пальцев « Зайчики»

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

– Г) Печатание заглавной и маленькой букв П, п в азбуке тетради, при помощи точек – ориентиров.

– 6) Почитаем:

– А) Чтение слогов – слияний . ( дети читают слоги – слияния с доски)

па, по, пу, пы, пи, пе.

Дополнение слогов до целого слова: па- па, по – мидор, пу – шка, пы – шка, пи –ла, пе – чка.

– Б) Дидактическая игра « Горка»

– П катается на санках. Выбрала она горку, взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уже не задержишься – санки летят. Не успевает буква П прочитать, что за новое слово вышло.

Па-па, ли-па, пи-ла, пу – мА, по – ни.

7) Выполнение графического задания ( работа в Азбуке – тетради, дети самостоятельно выполняют задание).

8) Работа по учебнику.

-чтение слогов стр83

-чтение слов и соотнесение с картинками.

9). Итог занятия: – С какой буквой познакомились? (П,п).

Занятие в старшей группе «Звуки [п], [п’]. Буква “П”»

Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п’].

– Учить детей четко произносить звуки [п] и [п’]; развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.

– Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.

– Воспитывать усидчивость, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Оборудование: кассы букв, фасоль, карточки с буквами П (синего и зеленого цветов), тетради, простые карандаши, юла, кусочки ваты на каждого ребенка.

I. Установка на образовательную деятельность.

1. Артикуляционная гимнастика.

Мы прижимаем язык зубами – та – та – та,

А теперь прижимаем язык губами – па – па – па.

II. Введение в тему.

1. Сегодня мы будем учить любимую Пашину букву. Какую? (П).

– Ребята! Если вы положите ватку на руку и щелкните по ней пальцем, что с ваткой будет? (Улетит).

– Положите ватку на руку и подуйте: п-п-п…

– Что мешает ветерку вырваться изо рта? (Губы).

– Звук [п] гласный или согласный? (Согласный – есть приграда в произношении: губы).

– Звук [п] живет в своей квартире – букве. Постройте букву П из своих ладошек или пальчиков. Молодцы!

2. Послушайте стихотворение про букву П.

Что за буква, словно мостик?

Это П пришла к нам в гости.

П поможет написать:

Пушка, папа, Петя, пять.

– Назови все слова со звуками [п] и [п’].

3. Игра “Повтори, не ошибись”.

Логопед произносит слоги. Ребенок должен послушать их и проговорить, сохраняя четкие артикуляционные уклады.

Ап – оп – ип (для сильных детей)

Уп – эп (для слабых детей)

Оп – уп – ип и т.д.

4. Работа с кассой букв.

– Найдите букву П в кассах букв.

Логопед читает детям стихи о букве П.

* На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

* Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

– На какие предметы похожа буква П? (На ворота в поле, на турник и т.д.)

– Из скольких элементов состоит буква П? (Из трех)

– Нарисуйте букву П в воздухе.

– Выложите из фасоли букву П.

5. Дифференциация звуков [п], [п’].

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками [п] и [п’]. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку – с буквой синего или зеленого цвета.

– Из ряда звуков: п, п’, п, п’, п’, п, п’….

Из ряда слогов: оп, упь, ап, ып, опь, по, пё….

– Из ряда слов: подснежник, паук, пион, петунья….

Дети выходят на ковер.

Игра “Пенек – птица – погремушка”.

Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – “пенек”, машут руками – “птица”, трясут рукой – “погремушка”).

7. Игра “Поле чудес”.

На полу по кругу лежат карточки синего и зеленого цветов с буквами П.

В центр круга дефектолог ставит юлу. Дети по очереди вращают её и смотрят, на какую карточку укажет стрелка. Если она указала на карточку синего цвета, ребенок придумывает слово с твердым звуком п; если на карточку зеленого цвета, ребенок придумывает слово с мягким звуком п’. Если дети затрудняются в подборе слов, можно в ряд выставить предметные картинки, в названии которых есть звук [п] или [п’].

8. Игра “Живые звуки”.

Четыре ребенка выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки. Дети по очереди произносят эти звуки, а остальные ребята должны “прочитать” получившееся слово (например, слово пока).

9. Звуко-буквенный анализ и синтез слова пока.

– Что обозначает слово пока? (Один из вариантов прощания).

– Назовите первый звук слова пока. Какой это звук? (Согласный). Почему?

– Найдите в кассе и положите перед собой букву П?

– Назовите второй звук слова пока. Какой это звук? Почему?

– Справа от буквы П положите букву О. Прочитайте что получилось.

– Назовите третий звук. Какой это звук? Почему?

– Положите букву К справа от буквы О. Прочитайте.

– Назовите четвертый звук. Какой это звук? Почему?

– Положите букву А справа от буквы К. Прочитайте.

– Сколько всего звуков в слове? Произнесите их.

Сколько всего букв? Прочитайте слово еще раз.

10. Игра “Четвертый лишний”.

Логопед называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.

– Подснежник, примула, ландыш, пустырник. (Лишнее слово ландыш, потому что в нем нет звука [п], а в остальных словах он есть).

– Пижма, пион, примула, первоцвет. (Лишнее слово примула, потому что в нем есть звук [п], а в остальных словах – звук [п’]).

11. Работа в тетрадях.

Написание большой и маленькой буквы П по точкам.

Конспект занятия. Звук и буква П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_p.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква П».

Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.

– Учить четко произносить звук П;

– Выделять звук [П] из звукового ряда;

– Производить звуковой анализ;

– Познакомить с печатным написанием буквы П;

– Дать представление о том, что звук и буква П могут находиться в слове в начале, в середине, в конце.

– развивать фонематический слух, анализ, синтез;

– обогащение словарного запаса;

– развивать связную речь;

– развивать слуховое и зрительное внимание.

– развивать мелкую моторику.

– внимание к родной речи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы П, панно, звуковые дома – красного, синего и зеленого цветов, синие и красные квадратики, тетради, цветные карандаши, дом с гласными и согласными звуками.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.

2. Повторение пройденного материала.

– Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].

3. Знакомство с темой.

– Какой звук спрятался в начале слов: полка, поезд, посуда.

Сегодня мы поговорим о звуке [П].

4. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.

– Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)

– Что я сейчас произнесла?

– А как вы догадались, что это звук?

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].

– Что происходи с нашим ротиком?

– Воздух свободно или нет?

– Губы – это преграда.

– Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?

– Положим руку на горлышко.

– Горлышко дрожит или молчит?

– Значит звук какой? Глухой или звонкий?

– В каком домике живет звук [П]?

– Значит звук твердый или мягкий?

– Как мы его обозначим?

5. Выделение звука [П] на слух.

Достаем синий квадратик.

– Поднимите синий квадрат, когда услышите звук [П]:

б) АП, ОП, УП, ИП, АТ, АК, УП;

в) Паша, Соня, супы, каша, сироп, тетрадь, опята, лапка.

6. Анализ звукового ряда из обратных слогов.

– Как мы обозначаем гласный звук?

Достаем красный квадратик.

– А что такое слог?

– Сколько гласных звуков в слоге может быть?

– Я буду называть слоги, а вы будете считать сколько в них звуков, называть их по порядку и выкладывать эти звуки с помощью квадратиков: АП, ПУ, ИП, УП

– Выложите этот слог с помощью квадратиков.

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули мы немножко

И отправились в дорожку.

8. Определение позиции звука.

– Как обозначаются схемы слов?

Достаньте схему слова.

– Как мы обозначим звук [П] в схеме слова?

– Звук [П] может находиться в начале, в середине или в конце слова.

– Я буду называть слова, а вы мне скажите где спрятался в них звук П: в начале, в середине или в конце.

Паук, лопата, укроп, шипы, серп, пальто, пила.

9.Знакомство с буквой П.

– У каждого звука есть буква. Посмотрите на букву П. (Показывается картинка)

Любит буква П футбол

Мяч забит в ворота – гол!

– На что еще похожа буква П?

– Давайте выложим букву П из палочек.

– Откройте тетради. Найдите букву П из точек, обведите. Каким карандашом будете обводить? Через две клеточки начинаем писать букву П до конца строчки.

– Звук может находиться в начале, в середине, в конце слова. Буквой мы обозначаем звук на письме, поэтому буква тоже может быть в начале, в середине или в конце слова.

10. Чтение обратных слогов.

– Звуки очень любят ходить друг к другу в гости. (Вывешивается картинка)

Пока звук идет, мы его провожаем.

Читают слоги по очереди.

– Что мы сегодня делали на занятие?

– Чем звук отличается от буквы?

– Какие бывают звуки?

– Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Конспект НОД по обучению грамоте “Звуки П-Пь и буква П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

уточнить произношение звуков [п], [пь];

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_p-p_i_bukva_p.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для ознакомления детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, диалогической речи;

ЗКР: уточнить произношение звуков [п], [пь]; познакомить с их графическим обозначением; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; глухости-звонкости; обучать звуко-буквенному анализу;

Развивать фонематический слух: выделять звуки из состава слова, определение положения звука в слове;

Развивать артикуляционную моторику, моторику рук; высоту и силу голоса, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитывать умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: гномы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки ; схема для характеристики звуков; листочки с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры, линейка для звукобуквенного анализа, фасоль

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный ( звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

– Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

– Ребята, скажите: какое сейчас время года? (ответы детей)

– Вы любите зиму? За что вы любите зиму?

-Какой праздник ждут с большим нетерпением взрослые и дети зимой? (ответы детей)

-А вы в чудеса верите? Случались ли в вашей жизни какие-нибудь чудеса?

(обращает внимание на игрушки гномов)

-Что вы можете рассказать о гномах? (ответы детей)

-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

«Поиграем в футбол»

Повторение пройденного материала

-Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

– Что за звуки, словно песни

Нет преграды на пути,

Голосисты, как артисты

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!

– Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.

Вспомним о других звуках. Н, М, Б. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим.

– Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

II. Знакомство с новой темой.

– У нас сегодня в гостях милые жители сказочной страны (гномы Пим и Пан).

С какого звука начинается имя Пик и Пак?

– Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

Игра «Поймай звук», «Назови слово со звуками П-Пь»

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Работа со звуком

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. А кто мне скажет, звук П он какой?

-согласный, твердый, обозначаем синим цветом

При произнесении звука [Пۥ] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом

Выделение звуков на слух:

Воспитатель произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

– Помогите Пиму выложить его имя с помощью цветных кружочков.

— П-пик Какой первый звук? (Звук [пь])

— Он какой? (Согласный, мягкий)

— Каким цветом обозначим? (Зеленым)

— П-и-и-им. Какой следующий звук? (Звук [и])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Пи-м .Какой следующий звук?(Звук [м] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— Ск. всего звуков в слове ПИМ? ( Всего 3 звука)

— Назовите их. ([пь, м])

– Молодцы! Ребята, Пан просит, чтобы вы выложили цветными кружочками его имя.

-Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка. «Пол, потолок, небо, земля» (воспитатель называет слова, если это слово на потолке или в небе, дети встают на носочки, если на потолке или на земле-приседают).

IV Знакомство с буквой П.

Под грибом – шалашик-домик, (Соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол. (Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой. (Направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.

Соотнесение звука [п] с буквой

– Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой

– На что похожа буква П? Перекладину

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

– Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?

– Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

– Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

– Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

-Попробуйте нарисовать букву п в воздухе, составить из фасоли, найти на листочке и обвести.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

– Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Конспект НОД по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П»

Цель: познакомить детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п ‘ ].

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II. Знакомство с новой темой.

Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.

Логопед: Следующая загадка:

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.

Логопед: Продолжаем.

Держатся друг за дружку.

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.

Логопед: Молодцы, и последняя загадка:

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [п].

Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

Дети: Это согласный звук.

Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.

Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?

Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.

Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

Логопед: Молодцы, ребята.

V. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п ‘ ].

— На огороде выросли красные … (помидоры)

— Мама испекла вкусный … (пирог)

— Мальчик на почте отправил … (письма)

— Полина сняла … (пальто).

VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

— Он какой? (Согласный, мягкий)

— Каким цветом обозначим? (Зеленым)

— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)

— Назовите их. ([пь, л])

Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

VIII. Знакомство с буквой П.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.

IX. Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.

Автор: Макарова Елена Васильевна,

учитель-логопед МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида г. Валуйки

Белгородской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Ссылка на основную публикацию