Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой [П]
Знакомство со звуком [П]
Тема: знакомство со звуком [П].
Цель: познакомить детей со звуком [П].
- Научить детей четко произносить звук [П];
- Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
- Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
- Развивать у детей фонематические представления;
- Познакомить со звуковым обозначением звука.
Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.
I. Организационный момент.
Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.
2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).
3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.
4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!
5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.
Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.
Знакомство с буквой П.
Тема: знакомство с буквой П.
Цель: познакомить детей с буквой П.
1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.
Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.
I. Организационный момент.
Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».
2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела ).
В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
( Паук ).
Набита пухом,
Лежит под ухом.
( Подушка ).
V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.
конспект урока по чтению “Звук и буква Пп”
Урок чтения в 1 классе.
Тема: Звук и буква Пп.
Задачи: – Познакомить детей со звуком [ п] ,обозначением его буквой П, дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука;
– Учить производить звуковой анализ слов с изученными звуками, составлять звука – буквенные модели;
– Учить детей читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; Закрепить правило написания заглавной буквы;
– Совершенствовать фонематический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки, наглядности, рыбки с буквами, компьютер, предметные картинки на п, образец написания печатных и прописных букв Пп.
Ход занятия:
1)Самоопределение к деятельности
– Ну-ка, проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
– По секрету скажу вам, будет, интересно: будем мы читать, писать, букву – звуки изучать.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, а какой, вы узнаете позже.
2) Актуализация опорных знаний
– А) Дидактическая игра « Рыболов».
– эти рыбки непростые, каждая из этих рыбак знает букву, а какую угадайте ( дети достают рыбку и называют букву, написанную с обратной стороны).
а, о, и, ы, н, м, л, р, й, б, г, д, ж, з, т, к, с.
– Б) прочти по слогам ( работа по карточкам)
– В) Буква потерялась ( Вставь пропущенную букву)
ОС . ; СЫ . ; на., ва. , со. .
3)Работа по теме:
– А) Фонематическая зарядка
– Как пыхтит каша? ( П-п-п).
– Как пищит цыплёнок? ( Пи-пи–пи).
Артикуляция звука ( положение губ, зубов, языка).
– Б) Звука – буквенный анализ слов, выделение звуков [п][п’].
– Выделение первых звуков в словах по букварю стр 82..(парта, пушка, укроп, суп)
-составление схем в тетради.
– Как мы произносим этот звук: с голосом, или без голоса? ( без голоса)
– как мы называем согласные звуки, которые поизносятся без голоса? ( глухими согласными)
Вывод: Звук [п] согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.
В) Дидактическая игра: « Доскажи словечко»
– Портфель у меня – Встаёт на заре,
Не велик и не мал: Поёт во дворе,
Лежит в нём задачник, На голове гребешок.
Букварь и ….(пенал) Кто же это? ….( петушок).
– какой первый звук в этих отгадках? Произнесите его ещё раз. ( дети произносят звук [п] по рядам).
4) Физминутка « Паровоз».
Он вагоны повёз
Кто едет в поезде?
Зайцы и мартышки.
5) Знакомство с буквами П, п.
А) На письме звуки [п], [п’]- обозначаются буквами П, п.
Рассматривание большую и маленькую буквы, выделение элементов написания.
– чем отличается большая буква П , от маленькой буквы п ? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, клички животных, и.т.д.)
– Б) На что похожа буква П? ( ответы детей)
На хоккее, на футболе Влез на букву
Буква П – ворота в поле. Озорник:
Что П – турник.
– В) Физминутка для пальцев « Зайчики»
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
– Г) Печатание заглавной и маленькой букв П, п в азбуке тетради, при помощи точек – ориентиров.
– 6) Почитаем:
– А) Чтение слогов – слияний . ( дети читают слоги – слияния с доски)
па, по, пу, пы, пи, пе.
– Дополнение слогов до целого слова: па- па, по – мидор, пу – шка, пы – шка, пи –ла, пе – чка.
– Б) Дидактическая игра « Горка»
– П катается на санках. Выбрала она горку, взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уже не задержишься – санки летят. Не успевает буква П прочитать, что за новое слово вышло.
Па-па, ли-па, пи-ла, пу – мА, по – ни.
– 7) Выполнение графического задания ( работа в Азбуке – тетради, дети самостоятельно выполняют задание).
– 8) Работа по учебнику.
-чтение слогов стр83
-чтение слов и соотнесение с картинками.
9). Итог занятия: – С какой буквой познакомились? (П,п).
Занятие в старшей группе «Звуки [п], [п’]. Буква “П”»
Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п’].
– Учить детей четко произносить звуки [п] и [п’]; развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.
– Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.
– Воспитывать усидчивость, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Оборудование: кассы букв, фасоль, карточки с буквами П (синего и зеленого цветов), тетради, простые карандаши, юла, кусочки ваты на каждого ребенка.
I. Установка на образовательную деятельность.
1. Артикуляционная гимнастика.
Мы прижимаем язык зубами – та – та – та,
А теперь прижимаем язык губами – па – па – па.
II. Введение в тему.
1. Сегодня мы будем учить любимую Пашину букву. Какую? (П).
– Ребята! Если вы положите ватку на руку и щелкните по ней пальцем, что с ваткой будет? (Улетит).
– Положите ватку на руку и подуйте: п-п-п…
– Что мешает ветерку вырваться изо рта? (Губы).
– Звук [п] гласный или согласный? (Согласный – есть приграда в произношении: губы).
– Звук [п] живет в своей квартире – букве. Постройте букву П из своих ладошек или пальчиков. Молодцы!
2. Послушайте стихотворение про букву П.
Что за буква, словно мостик?
Это П пришла к нам в гости.
П поможет написать:
Пушка, папа, Петя, пять.
– Назови все слова со звуками [п] и [п’].
3. Игра “Повтори, не ошибись”.
Логопед произносит слоги. Ребенок должен послушать их и проговорить, сохраняя четкие артикуляционные уклады.
Ап – оп – ип (для сильных детей)
Уп – эп (для слабых детей)
Оп – уп – ип и т.д.
4. Работа с кассой букв.
– Найдите букву П в кассах букв.
Логопед читает детям стихи о букве П.
* На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
* Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
– На какие предметы похожа буква П? (На ворота в поле, на турник и т.д.)
– Из скольких элементов состоит буква П? (Из трех)
– Нарисуйте букву П в воздухе.
– Выложите из фасоли букву П.
5. Дифференциация звуков [п], [п’].
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками [п] и [п’]. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку – с буквой синего или зеленого цвета.
– Из ряда звуков: п, п’, п, п’, п’, п, п’….
Из ряда слогов: оп, упь, ап, ып, опь, по, пё….
– Из ряда слов: подснежник, паук, пион, петунья….
Дети выходят на ковер.
Игра “Пенек – птица – погремушка”.
Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – “пенек”, машут руками – “птица”, трясут рукой – “погремушка”).
7. Игра “Поле чудес”.
На полу по кругу лежат карточки синего и зеленого цветов с буквами П.
В центр круга дефектолог ставит юлу. Дети по очереди вращают её и смотрят, на какую карточку укажет стрелка. Если она указала на карточку синего цвета, ребенок придумывает слово с твердым звуком п; если на карточку зеленого цвета, ребенок придумывает слово с мягким звуком п’. Если дети затрудняются в подборе слов, можно в ряд выставить предметные картинки, в названии которых есть звук [п] или [п’].
8. Игра “Живые звуки”.
Четыре ребенка выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки. Дети по очереди произносят эти звуки, а остальные ребята должны “прочитать” получившееся слово (например, слово пока).
9. Звуко-буквенный анализ и синтез слова пока.
– Что обозначает слово пока? (Один из вариантов прощания).
– Назовите первый звук слова пока. Какой это звук? (Согласный). Почему?
– Найдите в кассе и положите перед собой букву П?
– Назовите второй звук слова пока. Какой это звук? Почему?
– Справа от буквы П положите букву О. Прочитайте что получилось.
– Назовите третий звук. Какой это звук? Почему?
– Положите букву К справа от буквы О. Прочитайте.
– Назовите четвертый звук. Какой это звук? Почему?
– Положите букву А справа от буквы К. Прочитайте.
– Сколько всего звуков в слове? Произнесите их.
Сколько всего букв? Прочитайте слово еще раз.
10. Игра “Четвертый лишний”.
Логопед называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.
– Подснежник, примула, ландыш, пустырник. (Лишнее слово ландыш, потому что в нем нет звука [п], а в остальных словах он есть).
– Пижма, пион, примула, первоцвет. (Лишнее слово примула, потому что в нем есть звук [п], а в остальных словах – звук [п’]).
11. Работа в тетрадях.
Написание большой и маленькой буквы П по точкам.
Конспект занятия. Звук и буква П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_p.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква П».
Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.
– Учить четко произносить звук П;
– Выделять звук [П] из звукового ряда;
– Производить звуковой анализ;
– Познакомить с печатным написанием буквы П;
– Дать представление о том, что звук и буква П могут находиться в слове в начале, в середине, в конце.
– развивать фонематический слух, анализ, синтез;
– обогащение словарного запаса;
– развивать связную речь;
– развивать слуховое и зрительное внимание.
– развивать мелкую моторику.
– внимание к родной речи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы П, панно, звуковые дома – красного, синего и зеленого цветов, синие и красные квадратики, тетради, цветные карандаши, дом с гласными и согласными звуками.
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.
2. Повторение пройденного материала.
– Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].
3. Знакомство с темой.
– Какой звук спрятался в начале слов: полка, поезд, посуда.
Сегодня мы поговорим о звуке [П].
4. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.
– Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)
– Что я сейчас произнесла?
– А как вы догадались, что это звук?
– Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].
– Что происходи с нашим ротиком?
– Воздух свободно или нет?
– Губы – это преграда.
– Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?
– Положим руку на горлышко.
– Горлышко дрожит или молчит?
– Значит звук какой? Глухой или звонкий?
– В каком домике живет звук [П]?
– Значит звук твердый или мягкий?
– Как мы его обозначим?
5. Выделение звука [П] на слух.
Достаем синий квадратик.
– Поднимите синий квадрат, когда услышите звук [П]:
б) АП, ОП, УП, ИП, АТ, АК, УП;
в) Паша, Соня, супы, каша, сироп, тетрадь, опята, лапка.
6. Анализ звукового ряда из обратных слогов.
– Как мы обозначаем гласный звук?
Достаем красный квадратик.
– А что такое слог?
– Сколько гласных звуков в слоге может быть?
– Я буду называть слоги, а вы будете считать сколько в них звуков, называть их по порядку и выкладывать эти звуки с помощью квадратиков: АП, ПУ, ИП, УП
– Выложите этот слог с помощью квадратиков.
А теперь ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули мы немножко
И отправились в дорожку.
8. Определение позиции звука.
– Как обозначаются схемы слов?
Достаньте схему слова.
– Как мы обозначим звук [П] в схеме слова?
– Звук [П] может находиться в начале, в середине или в конце слова.
– Я буду называть слова, а вы мне скажите где спрятался в них звук П: в начале, в середине или в конце.
Паук, лопата, укроп, шипы, серп, пальто, пила.
9.Знакомство с буквой П.
– У каждого звука есть буква. Посмотрите на букву П. (Показывается картинка)
Любит буква П футбол
Мяч забит в ворота – гол!
– На что еще похожа буква П?
– Давайте выложим букву П из палочек.
– Откройте тетради. Найдите букву П из точек, обведите. Каким карандашом будете обводить? Через две клеточки начинаем писать букву П до конца строчки.
– Звук может находиться в начале, в середине, в конце слова. Буквой мы обозначаем звук на письме, поэтому буква тоже может быть в начале, в середине или в конце слова.
10. Чтение обратных слогов.
– Звуки очень любят ходить друг к другу в гости. (Вывешивается картинка)
Пока звук идет, мы его провожаем.
Читают слоги по очереди.
– Что мы сегодня делали на занятие?
– Чем звук отличается от буквы?
– Какие бывают звуки?
– Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Конспект НОД по обучению грамоте “Звуки П-Пь и буква П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
уточнить произношение звуков [п], [пь];
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_p-p_i_bukva_p.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для ознакомления детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, диалогической речи;
ЗКР: уточнить произношение звуков [п], [пь]; познакомить с их графическим обозначением; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; глухости-звонкости; обучать звуко-буквенному анализу;
Развивать фонематический слух: выделять звуки из состава слова, определение положения звука в слове;
Развивать артикуляционную моторику, моторику рук; высоту и силу голоса, логическое мышление, зрительное восприятие.
Воспитывать умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: гномы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки ; схема для характеристики звуков; листочки с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры, линейка для звукобуквенного анализа, фасоль
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный ( звук ), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный Круг.
– Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
– Ребята, скажите: какое сейчас время года? (ответы детей)
– Вы любите зиму? За что вы любите зиму?
-Какой праздник ждут с большим нетерпением взрослые и дети зимой? (ответы детей)
-А вы в чудеса верите? Случались ли в вашей жизни какие-нибудь чудеса?
(обращает внимание на игрушки гномов)
-Что вы можете рассказать о гномах? (ответы детей)
-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.
Отвечать будем внятно,
Чтоб было всем понятно.
А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
«Поиграем в футбол»
Повторение пройденного материала
-Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.
– Что за звуки, словно песни
Нет преграды на пути,
Голосисты, как артисты
Вы их быстро назовите.
Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!
– Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.
Вспомним о других звуках. Н, М, Б. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим.
– Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.
II. Знакомство с новой темой.
– У нас сегодня в гостях милые жители сказочной страны (гномы Пим и Пан).
С какого звука начинается имя Пик и Пак?
– Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
Игра «Поймай звук», «Назови слово со звуками П-Пь»
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Работа со звуком
Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)
При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. А кто мне скажет, звук П он какой?
-согласный, твердый, обозначаем синим цветом
При произнесении звука [Пۥ] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;
-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
Выделение звуков на слух:
Воспитатель произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
– Помогите Пиму выложить его имя с помощью цветных кружочков.
— П-пик Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-им. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-м .Какой следующий звук?(Звук [м] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— Ск. всего звуков в слове ПИМ? ( Всего 3 звука)
— Назовите их. ([пь, м])
– Молодцы! Ребята, Пан просит, чтобы вы выложили цветными кружочками его имя.
-Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка. «Пол, потолок, небо, земля» (воспитатель называет слова, если это слово на потолке или в небе, дети встают на носочки, если на потолке или на земле-приседают).
IV Знакомство с буквой П.
Под грибом – шалашик-домик, (Соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол. (Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой. (Направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
Соотнесение звука [п] с буквой
– Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой
– На что похожа буква П? Перекладину
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Буквой П в спортивном зале
Ну-ка, милый, не ленись,-
Подойди и подтянись.
– Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?
– Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
– Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
– Какие палочки по размеру?
Дети : Две длинные и одна короткая.
-Попробуйте нарисовать букву п в воздухе, составить из фасоли, найти на листочке и обвести.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
– Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Конспект НОД по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П»
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п ‘ ].
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство с новой темой.
Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Держатся друг за дружку.
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п ‘ ].
— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
— Назовите их. ([пь, л])
Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).
Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
VIII. Знакомство с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.
Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.
Автор: Макарова Елена Васильевна,
учитель-логопед МДОУ детский сад № 5
комбинированного вида г. Валуйки
Белгородской области, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме